Самый мощный вертолет в мире
Рекордсмены в тяжелом весе
10 июля 1968 года впервые в небо поднялся Ми-12 – самый тяжелый и грузоподъемный вертолет, когда-либо построенный в мире. Этот «тяжеловес» поражает своими размерами до сих пор: диаметр каждого винта 35 метров, а внутри вертолета могли расположиться до 220 человек.
Сегодня, более полувека со дня первого полета Ми-12, российские тяжелые вертолеты продолжают занимать первые строчки в рейтинге самых больших винтокрылых машин мира. Вспомним легендарные вертолеты-гиганты отечественного производства.
Ми-6: первый рекордсмен-тяжеловес
Разработка Ми-6 началась в ОКБ Миля в середине 1954 года. Первый полет вертолет совершил 5 июня 1957 года, а уже пять месяцев спустя на этой машине был установлен абсолютный рекорд грузоподъемности: груз массой 12 000 кг был поднят на высоту 2432 м.
Рекорд Ми-6 стал сенсационным для всего мира. Иностранным специалистам трудно было представить, что в СССР появился вертолет, в два раза превосходящий по грузоподъемности американский S-56. Компания Sikorsky на тот момент проводила исследования сразу по нескольким проектам тяжелых вертолетов, но не решилась на создание машины, аналогичной Ми-6.
Первый полет тяжелого многоцелевого вертолета Ми-6
Ми-6 удивлял не только своими размерами, но и многими техническими новинками. В первую очередь интерес вызывала сама конструкция машины: одновинтовая схема, обтекаемый фюзеляж самолетного типа, над которым установлены два газотурбинных двигателя, большая грузовая кабина с задним грузовым люком. Этой схеме суждено было стать классической для отечественных тяжелых транспортных вертолетов. Несущий винт диаметром 35 метров, разработанный для Ми-6, вообще не имел аналогов в мире.
Впервые на вертолете было установлено управляемое крыло, что разгружало несущий винт в крейсерском полете и позволяло достигнуть большой скорости. В сентябре 1961 года Ми-6 показал всему миру, что является не только самым грузоподъемным, но и самым скоростным вертолетом в мире. Он преодолел скорость 300 км/ч – предельная для вертолетов в то время. За этот рекорд Американское вертолетное общество присудило Михаилу Милю Международный приз имени И. Сикорского в знак «признания выдающегося достижения в развитии вертолетостроительного искусства».
Ми-6 в общей сложности побил 16 мировых рекордов. Различные модификации рекордсмена успели послужить во многих сферах. В частности, в 1965 году был создан пассажирский Ми-6П. Поисково-спасательный вариант Ми-6ПС использовался для поиска приземлившихся космических аппаратов. Вертолеты Ми-6ПЖ боролись с лесными пожарами. Всего в период с 1959 по 1980 годы было выпущено около 900 вертолетов Ми-6.
Ми-10: «летающий кран»
Вскоре после первого полета Ми-6, ОКБ Миля приступило к разработке новой модели – Ми-10 («летающий кран»). Впервые вертолет поднялся в воздух в 1960 году.
Новая машина создавалась на базе Ми-6, но разработчики задумали ряд нововведений. В первую очередь, проект подразумевал отказ от больших размеров грузовой кабины, а следовательно, и фюзеляжа, что должно было значительно облегчить конструкцию. Вертолет-кран не нуждался в большом запасе топлива. Предполагалось, что он будет перевозить грузы на небольшие расстояния.
Новый вертолет получил высокое четырехопорное шасси, которое позволило «садиться» на крупногабаритные грузы высотой до 3,5 метра или подвозить их на платформе под фюзеляжем. Кстати, под фюзеляжем предусматривалась возможность размещения различных специализированных контейнеров: пассажирского салона, грузового контейнера, топливного бака, санитарно-операционного пункта, передвижной лаборатории и прочих.
В результате было создано несколько модификаций этого вертолета: для радиоразведки, для транспортировки универсальной полевой лаборатории, «коротконогая» версия машины Ми-10К («Кран»), разработанная специально для строительно-монтажных работ.
Именно Ми-10К представлял СССР на парижском авиашоу в 1967 году. Советские вертолеты Ми-6, Ми-10К и Ми-8 добрались до Парижа «своим ходом» за несколько дней. Тогда они произвели настоящий фурор на авиасалоне. «Американская промышленность не может противопоставить что-либо «летающему крану» Ми-10, который может нести 15 тонн груза… на платформе, зажатой между шасси, похожими на ноги аиста», – писал английский журнал Economist. Французское авиационное издание Aviation назвало показ советских вертолетов одной из крупнейших сенсаций салона. «Демонстрация была настолько величественной, что заставляла забыть о «тяжеловесности» этих машин. В особенности это касается Ми-6 и Ми-10», – писали во французском журнале.
Среди рекордных достижений Ми-10 – и освоение богатейших месторождений газа и нефти Восточной Сибири, а также невероятные по сложности строительно-монтажные работы, причем не только у себя на родине, но и за рубежом. Например, в 1966 году в Швейцарии советский экипаж на Ми-10 выполнил работы по установке опор канатной дороги в горах, а затем по монтажу огромного купола астрофизической обсерватории в Берне. «Летающие краны» успели послужить и в новом веке. В 2003 году вертолет Ми-10К установил 48-метровый шпиль на здании «Триумф-Палас» в Москве.
Ми-12: все еще самый большой в мире
10 июля 1968 года впервые в небо поднялся Ми-12 – самый большой и грузоподъемный вертолет, когда-либо построенный в мире. Он поражает своими размерами до сих пор. Размах крыльев Ми-12 составляет 37 метров. На каждой мотогондоле, размером практически с истребитель, размещен винт диаметром 35 метров.
Машина создавалась как сверхтяжелый транспортный вертолет с грузоподъемностью не менее 30 тонн для перевозки компонентов межконтинентальных баллистических ракет, различной военной техники. При необходимости использования Ми-12 в гражданских целях в нем могли расположиться с комфортом 220 человек.
При такой грузоподъемности классическая одновинтовая схема совсем не подходила. В результате Михаил Миль выбрал поперечную схему, самую сложную в техническом смысле. Кстати, кабина экипажа этого винтокрылого гиганта была двухэтажной.
В августе 1969 года Ми-12 поставил абсолютный рекорд грузоподъемности вертолетов, который не побит до сих пор – 44 300 кг. Всего на Ми-12 было установлено 7 мировых рекордов.
В 1971 году вертолету-гиганту пришло и международное признание, во время участия в авиасалоне в Ле Бурже. Иностранные специалисты встретили новый советский вертолет восхищенно. «Перед инженерно-техническим достижением, которым является Ми-12, можно только снять шляпу!», – сказал сын знаменитого авиаконструктора Сергей Сикорский.
К сожалению, Михаил Миль не застал успех Ми-12 в Ле Бурже. Выдающийся конструктор скончался годом ранее, 31 января 1970 года, так и не дождавшись международного триумфа своего последнего проекта.
В октябре того же года машина вышла в серийное производство. Построено было всего два экземпляра. Вертолет потерял актуальность для армии после появления эффективных и легких стратегических ракет на мобильных пусковых установках. ОКБ Миля перешло на запуск в серию перспективного вертолета Ми-24.
Первый построенный Ми-12 был отдан на хранение Московскому вертолетному заводу. В этой машине размещен музей Михаила Миля и его КБ. Второй вертолет был передан авиационному музею в Монино, где он находится и сейчас.
Ми-26: тяжеловес с трехэтажный дом
Ми-26, впервые поднявшись в воздух 14 декабря 1977 года, является крупнейшим в мире серийно выпускаемым транспортным вертолетом. За свои внушительные габариты летчики прозвали его «летающей коровой». Этот винтокрылый гигант по длине превышает самолет Boeing-737. Винты Ми-26 покрывают более 800 кв. метров, а высота вертолета – с трехэтажный дом. Его максимальная взлетная масса равняется 56 тоннам. Внутри машины помещаются 82 десантника с вооружением, а в санитарном варианте – 60 носилок с ранеными.
Серийное производство Ми-26Т началось в январе 1985 года на «Роствертоле». Уже в 1986 году вертолеты начал активно использовать «Аэрофлот». Ми-26Т были особенно востребованы при освоении газонефтяных месторождений Западной Сибири. Рекордная грузоподъемность этого вертолета пригодилась в самых необычных ситуациях. Например, Ми-26Т использовался для транспортировки 20-тонной глыбы льда с погибшим 20 тысяч лет назад мамонтом. Кроме того, вертолет-тяжеловес неоднократно перевозил авиатехнику, в том числе своих «собратьев» Ми-10 и Ми-6. Проводились подобные операции и за рубежом – Ми-26Т транспортировал потерпевшие аварии 11-тонные американские вертолеты CH-47 Chinook.
Несмотря на солидный возраст, Ми-26 и сейчас остается крупнейшим серийным вертолетом в мире, и соперников у него нет, а вот преемники появляются. В 2011 году первый полет совершил модернизированный вариант – Ми-26Т2. На борту нового вертолета – цифровой комплекс радиоэлектронного оборудования и сокращенный до трех человек экипаж.
Совсем недавно, в январе 2019 года, успешно прошел предварительные летные испытания обновленный Ми-26Т2В – современная версия вертолета-гиганта для армии. После участия в боевых действиях в Сирии Минобороны РФ выдвинуло конструкторам ряд требований к новой модификации, которые были учтены и реализованы в Ми-26Т2В. Сейчас машина проходит тестирования перед запуском в серию и готовится продолжить легендарную династию «тяжеловесов» Миля.
События, связанные с этим
История АВТОВАЗа: от «копейки» до Х-дизайна
5 самых больших грузоподъемных вертолетов: винтокрылые гиганты
Так сложилось исторически, что лидерами в разработке и производстве тяжелых транспортных вертолетов всегда были СССР и США. Именно в этих странах были созданы несколько уникальных вертолетов, характеристики которых до сих пор остаются непревзойденными.
Первым в мире по разработке тяжелых вертолетов является Конструкторское бюро им. М.Л. Миля, выпустившее летом 1967 года вертолет-гигант В-12. Это была не просто уникальная машина, но и рекордсмен, установивший восемь мировых рекордов, многие из которых никогда не будут побиты, во всяком случае, в обозримом будущем. В-12 весил 105 тонн, мог разгоняться до 260 км/ч и поднимал груз массой 44,2 тонны на высоту 2250 метров. Инициатором разработки этого винтокрылого гиганта стало Минобороны СССР, которому требовался транспорт для перевозки тактических ракет. Вот почему машина имела типичный самолетный фюзеляж длиной 37 метров с крылом обратного сужения, на концах которого установлены по два газотурбинных двигателя Д-25ВФ мощностью 6500 л.с. каждый. Двигатели вращали два винта диаметром 35 метров.
Первый полет В-12 состоялся 27 июня 1967 года, а в 1971 году машина произвела фурор на авиасалоне в Ле-Бурже. Вертолет должен был получить обозначение Ми-12, но к началу семидесятых годов военным он стал не нужен, а в народном хозяйстве для этого гиганта попросту не было работы. Несмотря на то, что машина была готова к производству, запуск в серию был признан экономически нецелесообразным, и проект закрыли. Всего было изготовлено две машины, которые сохранились до наших дней. В воздух они больше не поднимаются, а являются музейными экспонатами.
В конце 1960-х одновременно с разработкой В-12 Конструкторское бюро Миля решило модернизировать транспортный вертолет Ми-6. В результате на свет появилась новая модель Ми-26. Первый полет машина совершила 14 декабря 1977 года и тут же принялась устанавливать мировые рекорды, став в итоге 14-кратным чемпионом. Именно Ми-26 до сих пор принадлежит подъем груза массой 25 тонн на высоту 4600 метров и подъем на высоту 2000 метров с полной взлетной массой 56 768 кг.
Производство Ми-26 началось в 1980 году в Ростове-на-Дону. Вертолет оснащается двумя газотурбинными двигателями совокупной мощностью 22 800 л.с., может перевозить на внешней подвеске груз массой 15 тонн, развивать скорость 295 км/ч и преодолевать 600 километров. Его уникальные характеристики вызвали интерес со стороны отечественных и зарубежных заказчиков: Ми-26 в различных модификациях поставлялся в 12 стран мира, во многих из которых используется как военно-транспортный вертолет. Некоторое количество машин эксплуатируется в бывших республиках СССР. На сегодняшний день изготовлено более 320 машин и их выпуск в Ростове продолжается.
Самые большие вертолеты, когда-либо построенные человечеством
Первые вертолеты, как и самолеты, были компактными одноместными прототипами, которые могли пролететь небольшое расстояние на малой высоте. Как и другая техника, они развивались, становясь больше, быстрее и маневреннее. Сегодня вертолеты схожи со своими первыми версиями лишь названием и принципом работы, а в остальном сильно отличаются.
Некоторые вертолеты настолько огромны, что не верится, что они способны взлететь с земли. Вот самые большие вертолеты из когда-либо построенных человечеством.
1. V-22 Osprey
Справедливости ради, V-22 Osprey — это не совсем вертолет в классическом понимании, а так называемый конвертоплан. Это летательный аппарат с поворотными двигателями, который на взлете отталкивает вертолет от земли, а когда он находится в воздухе, винты работают, как на самолетах. Но не упомянуть его было нельзя, поэтому мы поставили его в начале списка, отделив от более классических моделей.
V-22 Osprey был разработан американскими корпорациями Bell и Boeing в 1989 году, однако эксплуатироваться он начал только в 2007. Благодаря конструкции V-22 Osprey может развивать скорость до 550 километров в час и перевозить до 24 пассажиров. При этом он поистине огромный, имея длину фюзеляжа в 17,5 метров и размах крыльев почти в 26 метров. Его масса составляет 21 тонну, и он может поднять до 6 тонн.
2. НХ90
НХ90 является воплощением концепции Евросоюза о единстве не только государственном, но и производственном. В его создании принимали участие компании Франции, Германии, Италии и Нидерландов, и на выходе получился весьма неплохой по характеристикам летательный аппарат, который более чем в два раза дешевле предыдущего варианта.
Длина фюзеляжа составляет 13,5 метров, что меньше, чем у V-22 Osprey. Однако при этом он может перевозить до 20 пассажиров, в чем не сильно уступает американскому коллеге. Ну, и НХ90 все же больше похож на классический вертолет.
3. Ми-8
Кстати, это один из самых массовых вертолетов, которых было произведено более 17 тысяч штук. Для сравнения, тех же V-22 Osprey с 1989 года произвели более 350. Слабым местом машины является его скорость — всего 280 километров в час. Зато он может поднять 5 тонн полезного груза.
4. Eurocopter EC725
Как и Ми-8, Eurocopter EC725 — это многоцелевой вертолет. То есть он может использоваться как для мирных целей вроде перевозки людей на дальние расстояния, так и в боевых операциях. Длина фюзеляжа этого вертолета поскромнее, чем у Ми-8, — 16,8 метров, но зато он может перевозить до 29 человек и поднимать примерно те же 5 тонн. Также он побыстрее Ми-8 и может лететь со скоростью 315 километров в час. Но учитывая, что первый прототип был испытан в 2000 году, и разрыв между советской и европейской техникой в 40 лет, это уже не выглядит таким скачком вперед.
Зато это такая же дешевая машина, как и Ми-8, и одна единица обходится всего в 25 миллионов долларов. Тот же V-22 Osprey стоит более 100 миллионов за штуку.
5. AgustaWestland AW101
Если ты увидишь этот вертолет на взлетной площадке, то подумаешь, что кто-то поставил на нее дом. Все потому, что его фюзеляж в длину 19,5 метров, а это, чтобы ты понимал, высота 6-этажного дома. Этот вертолет благодаря габаритам вмещает 30 человек и может поднимать более 5 тонн грузов.
Как и предыдущие вертолеты, AgustaWestland AW101 используется и для мирных, и для боевых целей. В принципе, достаточно увидеть эту огромную машину в воздухе, чтобы все желание воевать испарилось.
6. Ми-38
Если Ми-8 кажется тебе гигантским, то ты просто не видел Ми-38. Длина его фюзеляжа составляет 19,9 метров, благодаря чему он вмещает 30 человек. Мощности двигателей и прочности конструкции достаточно, чтобы поднять 6 тонн груза.
Кстати, помимо стандартных гражданских и военных машин, выпускается и Ми-38 VIP с шикарным салоном, достойным самых влиятельных людей планеты. Просто взгляни на интерьер этой комплектации и скажи, разве ты не хотел бы полетать в таком комфорте?
7. Sikorsky CH-53K King Stallion
В отличие от всех предыдущих вертолетов, Sikorsky CH-53K King Stallion еще находится на испытаниях с 2015 года и не встал на вооружение. Он имеет фюзеляж 22,2 метра и способен перевозить до 30 пассажиров. При таких габаритах его грузоподъемность выглядит очень достойно — до 16 тонн. Так что он вполне может перевозить на крюке боевую машину пехоты или другую военную или гражданскую технику.
8. Changhe Z-18
9. CH-47F Chinook
Чуть ли не в каждом фильме о Вьетнаме можно увидеть CH-47F Chinook, ставший символом этой эпохи. Этот огромный вертолет имеет вытянутый фюзеляж, длина которого составляет 30 метров. Для таких габаритов уже недостаточно одного винта, поэтому инженеры поставили два.
Самое главное достоинство CH-47F Chinook — это его вместимость. Можно перевозить до 55 человек, и одной такой птички будет достаточно, чтобы перевезти взвод или даже роту солдат, если встать поплотнее.
Помимо боевого применения, CH-47F Chinook используется и для мирных целей вроде поисково-спасательных операций или тушения пожаров.
10. Ми-26
Ми-26 — это самый крупный вертолет в мире, габариты которого поражают воображение. Длина его фюзеляжа составляет 33,7 метра, а общая длина 40 метров. Это как будто 12-этажный дом, стоящий на взлетной площадке. Благодаря таким огромным габаритам в Ми-26 можно перевозить 90 полностью экипированных солдат или еще больше человек в гражданской одежде. При этом максимальный груз, который может поднять этот вертолет, составляет 56 тонн, что позволяет перевозить по воздуху даже танки. Этот гигантский вертолет имеет массу в 28 тонн и потребляет в час 3100 килограммов авиатоплива.
Самый мощный вертолет: лучшие в мире, летно-технические характеристики, технологические и военного назначения
Еще в 15 веке Леонардо да Винчи рисовал «воздушный винт» – прототип современного вертолета. Его идеи были реализованы в середине прошлого века, начался серийный выпуск вертолетов.
Сегодня вертолеты перевозят пассажиров и грузы, а также используются также для ведения разведки, уничтожения вражеских целей, обработки сельскохозяйственных посевов, поиска полезных ископаемых, монтажа высотных конструкций, даже для рекламы.
Вертолёты плотно вошли в нашу жизнь, и решают множество очень важных военных и гражданских задач.
ТОП-3 самых мощных боевых вертолетов в мире
Боевые или ударные вертолеты предназначены для поражения наземных целей, включая танки, и воздушных целей, включая вертолеты. Действуют самостоятельно или сопровождают транспортные или десантные вертолеты.
Hughes AH-64 Apache
Латинские буквы «AH» в названии модели означают Attack Helicopter – ударный вертолет.
Впервые прототип аппарата, который впоследствии был назван Хьюз AH-64 Апач, компания Hughes helicopters показала в 1975 году. Через год Министерство обороны Соединенных Штатов разместило у Хьюза официальный заказ на разработку. Серийный выпуск машины получил одобрение со стороны Минобороны Соединенных Штатов в 1982 году. Первые аппараты поступили в войска в 1986 году с завода в аризонском городе Меса.
За время существования модели AH-64 компания Хьюз была дважды продана:
Большинство специалистов как привыкли, так и называют эту модель Хьюз AH-64.
Восьмитонная машина с винтом диаметром 14, 6 метра предусматривает рассадку двух пилотов по тандемной схеме: первый позади второго. При этом для обеспечения надлежащего обзора первый пилот сидит на 40 см выше второго. Апач летает со скоростью 270 км/ч на расстояние до 690 км. Для выполнения боевых задач он не только оснащен 30 мм пушкой и подвесными креплениями для установки управляемых или неуправляемых ракет, но также на нем установлена всепогодная оружейная система AAWWS (Лонгбоу) с радаром миллиметрового диапазона.
Сегодня AH-64 Апач – самая распространенная в мире модель ударного вертолета. Выпущено более 2 000 штук.
CAIC WZ-10
CAIC WZ-10 — китайский ударный вертолет. Неплохая модель, недаром в ее разработке принимало участие легендарное Российское конструкторское бюро Камова. Камовцы разработали по заказу Китайской Народной республики эскизный проект. Дальше китайцы действовали сами. И прокололись в типично китайском стиле. Разгорелся небывалый скандал. Дело в том, что компания «Pratt & Whitney» на протяжении многих лет поставляла двигатели для китайских гражданских вертолетов. На военный WZ-10 китайцы тоже, как ни в чем не бывало, установили двигатель Пратт энд Уитни. Они его только чуть-чуть модернизировали: загрузили новую версию программного обеспечения. На этом основании китайцы решили, что Пратт может не просить экспортного разрешения у правительства США. Но в суде было установлено – Китай скрывал, что двигатель предназначен для ударного вертолета. Компания CIAC выдавала программу за гражданский проект. Пратт получил многомиллионный штраф и был вынужден прекратить поставку двигателей в Китай. Сейчас на WZ-10 ставится менее мощный двигатель китайского производства.
В народной освободительной армии Китая стоит на вооружении свыше 100 единиц CAIC WZ-10.
Камов KA-52 «Аллигатор»
Первоначально хотели использовать вертолет КА-60 «Касатка», но в лихие девяностые его разработка практически была остановлена. Камовцы пересмотрели концепцию и возложили целеуказание на двухместный КА-52, который должен был одновременно выполнять две роли:
Так появился КА-52 Аллигатор. Опытный экземпляр взлетел в 1997 году, регулярная эксплуатация началась в 2008 году.
Такая двухэтажная колонка говорит о том, что вертолет построен по «соосной» схеме, когда два винта вращаются на одной оси, но в разные стороны. При этом отпадает необходимость в хвостовом вертикальном винте. Такая схема отличает Ка-52 от всех других моделей в этом обзоре. Она имеет свои преимущества и недостатки. Специалисты отмечают, что соосная схема облегчает управление вертолетом и улучшает его маневренность. Но это делает машину сложнее и дороже.
Многоцелевые вертолеты
Многоцелевые (или общего назначения) вертолеты предназначены для решения самых разных задач, как военных, так и гражданских. В зависимости от поставленной задачи многоцелевой вертолет может поливать землю как водой, так и огнем.
Sikorsky UH-60 Black Hawk
Буквы UH в аббревиатуре «Черного Ястреба» означают Utility Helicopter. Переводчик Яндекса это словосочетание переводит просто как «вертолет». Таков, на самом деле, точный перевод. Это универсальная рабочая лошадка для военных и гражданских применений. Для перевозки пассажиров и грузов. Как хорошо известный в России Ми-8.
Эта модель Сикорского была разработана и поставлена на производство в рамках решения задачи авиа-транспортного обеспечения тактических задач армии Соединенных Штатов. Транспортное средство должно было обеспечить доставку 10 вооруженных и экипированных солдат на расстояние в несколько сот километров. При этом высота полета должна была обеспечивать недостижимость для обстрелов со стороны противника.
Было решено строить вертолеты, а не самолеты, не конвертопланы. Вертолет не требует взлетно-посадочной полосы, ему достаточно расчищенной площадки. А это именно то, что нужно для перемещения на тактические расстояния.
На конкурс подали заявки Боинг, Сикорски, Локхид Белл Хеликоптер. Сикорски предложил традиционный одновинтовой аппарат с двумя турбовальными двигателями (ТВД) от Дженерал Электрик. И победил. Аппарат был принят на вооружение сначала в сухопутных войсках США, а затем и в военно-морских, и в военно-воздушных силах. Всего с 1977 года было выпущено боле 4 000 машин, и выпуск продолжается.
Ми-8, и ничего добавлять не надо. Ни разработчика, ни производителя, никаких индексов упоминать не нужно. И так все понятно – Ми-8 есть Ми-8. Это самый легендарный вертолет в мире. Подлинный шедевр, созданный в 1961 году под руководством великого советского авиаконструктора Михаила Леонтьевича Миля — Героя Соцтруда, лауреата Ленинской и Государственной премии СССР.
В конструкторском бюро Миля в подмосковных Люберцах было создано несколько шедевров, включая Ми-12, который установил не побитый до сих пор мировой рекорд грузоподъемности – 40 тонн на высоту 2200 метров. Но Ми-8 – самый легендарный. Ми-8, как и Блэк Хок, это подлинный трудяга, безотказный работник на гражданской и ратной службе.
За все время производства выпущено больше 12 000 Ми-8. Тоже мировой рекорд среди двухмоторных вертолетов. Великий вертолет!
Интересно, что в период массовой приватизации в девяностые годы прошлого века почти 9 % акционерного общества «Московский вертолетный завод имени М. Л. Миля» купил не кто-нибудь, а глобальный стратегический конкурент Миля как разработчика вертолетной техники «Корпорация Сикорский Интернэшнл Оперейшнз, Инк». В определенном смысле это можно трактовать как возвращение на родину выходца из России Игоря Сикорского. Еще в десятых годах XX века Игорь Сикорский сконструировал первую модель своего вертолета, а после эмиграции в Соединенные Штаты стал одним из пионеров американского вертолетостроения. И вот теперь его детище владеет десятой частью знаменитой российской вертолетной компании.
Bell UH-1 Iroquois
Ирокез – это тот самый вертолет, на смену которому пришел UH-60 от Сикорского. Но великий рекорд Ирокеза Сикорский не побил. Белл UH-1 Ирокез разошелся по миру невиданным тиражом в 16 000 экземпляров, во всяком случае, если учитывать все 60 очень различных одномоторных и двухмоторных модификаций. Для своего времени машина была отличная, разошлась по всему миру, много раз принимала участие в боевых действиях и зарекомендовала себя очень хорошо.
Многие сотни экземпляров последних модификаций Ирокеза стоят на вооружении в армиях десятков стран в Европе, на Ближнем Востоке, в Америке.
Транспортные вертолеты
Вертолеты, в основном предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, обычно называют транспортными.
Sikorsky CH-53E Sea Stallion
Буквы CH в названии –это Cargo helicopter, то есть грузовой или транспортный вертолет. Sea Stallion означает Морской Жеребец. Семейство CH-53 – это целая группа модификаций. Названия первых из них заканчивались словом «жеребец»: супер или морской. Их делали для корпуса морской пехоты. Первый из Жеребцов — CH-53М проходил испытания в 1970 году. Испытания показали недостаточную грузоподъемность вертолета. Ее надо было повысить на 80%. При этом изделие должно было остаться достаточно компактным, чтобы стартовать с морского судна-вертолетоносца. Сикорский взялся за дело. Инженеры изменили компоновку, добавили третий двигатель. Модификацию назвали CH-53E Super stallion, то есть «супержеребец». Супержеребец имел грузоподъемность 16 тонн при перевозке груза на подвеске. Дальность при этом была 92 км. Первый полет новый вертолет совершил в 1974 году. Серийное производство начали через 6 лет. А в 1981 году корпус морской пехоты США получил первый аппарат CH-53E c грузовой кабиной, где помещаются 55 десантников или 13 тонн груза на семи стандартных паллетах размером 3 х 4 фута.
В 2012 году серию CH-53 сняли с эксплуатации. Всего произведено было 522 штуки.
Тяжелый вертолет Ми-26, разработанный в конструкторском бюро Миля. Это самый мощный вертолет в России. И самый мощный вертолет в мире, выпускаемый серийно. На подвеске он может транспортировать очень большой груз – 20 тонн. По грузоподъемности он заметно превосходит своего ближайшего конкурента CH-53E.
Свой первый полет МИ-26 совершил в далеком 1977 году. И до сих пор его продолжают выпускать в Ростове. Больше того, конструкторское бюро Миля продолжает его совершенствовать, сейчас готовится к выпуску модификация Ми-26Т2, с новым комплектом бортовой авионики. Жив курилка, хороший вертолет!
Boeing CH-47 «Chinook»
Чинук – это индейское племя. Именно так, следуя определенные традиции, инженеры Боинга назвали свой транспортный вертолет. Он отличается запоминающимся профилем из-за особенности конструкции. Аппарат имеет два главных несущих винта. Причем расположены они не соосно — один над другим, что часто встречается, а рядом друг с другом. Один – в передней части фюзеляжа, второй – в задней. Такая компоновка показывает свои преимущества при решении ряда сложных инженерных задач, таких, например, как эвакуация подбитой крупногабаритной авиатехники в места дислокации.
Ми-24 можно считать многоцелевым вертолетом с известной долей условности. Хотя в его отсеке действительно предусмотрена перевозка 8 военнослужащих с вооружением и спец-обмундированием, многие специалисты рассматривают Ми-24 как ударный вертолет. Причем как второй ударный после AH-64 по распространенности, и как второй после AH-1 по началу выпуска.
Летно-технические характеристики
Летно-технические характеристики (ЛТХ) ударных вертолетов
ЛТХ | Hughes AH-64 | CAIC WZ-10 | КА-52 |
Экипаж, чел. | 2 | 2 | 2 |
Длина изделия, м | 17,7 | 14,5 | 16,0 |
Диаметр винта, м | 14,6 | 13 | 14,5 |
Взлетная масса, кг | 8 000 | 8 000 | 10 800 |
Энергоустановка | 2 ТВД «Дженерал Электрик» по 1560 л.с. | 2 ТВД Zhuzhou WZ-9 по 1285 л. с. | 2 ТВД АО «Климов» по 1750 л.с. |
Скорость, км/ч | 270 | 270 | 260 |
Дальность, км | 690 | 700 | 460 |
Потолок, м | 6 100 | 6 400 | 5 500 |
Калибр пушки, мм | 30 | 23 | 30 |
Внешняя подвеска, шт. | 4 | 4 | 6 |
ТВД – турбовальный двигатель.
ЛТХ многоцелевых вертолетов
ЛТХ | Sikorsky UH-60 | Ми-8 | Bell UH-1 |
Экипаж, чел. | 3 | 3 | 2 |
Длина изделия, м | 19,7 | 25,3 | 12,8 |
Диаметр винта, м | 16,3 | 21,3 | 14,6 |
Взлетная масса, кг | 7 907 | 11 500 | 4 310 |
Пассажиров, чел | 11 | 18 | 14 |
Мощность, л.с. | 2 х 1880 | 2 х 1500 | 1 х 1400 |
Скорость, км/ч | 296 | 225 | 204 |
Дальность, км | 584 | 520 | 511 |
Потолок, м | 5 835 | 5 000 | 5 910 |
Грузоподъемность, кг | 4 082 | 4 000 | 1 950 |
ЛТХ транспортных вертолетов
ЛТХ | Sikorsky CH-53E | Ми-24 | Boeing CH-47 | Ми-26 |
Экипаж, чел. | 3 | 2 | 2 | 5 |
Длина изделия, м | 26,9 | 17,5 | 30,1 | 40,0 |
Диаметр винта, м | 22,0 | 17,3 | 18,3 | 32 |
Взлетная масса, кг | 16 644 | 10 500 | 22 680 | 49 500 |
Мощность, л.с. | 2 х 3 925 | 2 х 2 500 | 2 х 4 168 | 2 х 1140 |
Дальность, км | 253 | 450 | 1870 | 800 |
Потолок, м | 4 220 | 4 950 | 3 090 | 4 600 |
Пассажиров, чел | 38 | 8 | 44 | 85 |
Грузоподъемность, кг | 3 629 | 2 400 | 12 284 | 20 000 |
Достоинства и недостатки
Достоинства и недостатки вертолетов как типа воздушных транспортных средств хорошо известны.
Достоинства. Вертолет взлетает и садится на маленькую, буквально в полтора диаметра винта, площадку. Вертолет здорово маневрирует, даже зависает на месте.
Недостатки. Относительно невысокая скорость, высокий расход топлива, трудоемкость обслуживания и ремонта. Отмечают также высокий уровень шума и значительные вибрации, особенно нежелательные для гражданских машин.
В этом обзоре приведены образцы великолепных машин, лучших в своих классах, получивших широкое распространение в мире. Вертолеты Ирокез и Ми-8 — мировые рекордсмены по количеству изготовленных машин, AH-64 Апач – самый продаваемый ударный вертолет в мире, Ка-52 Аллигатор – рекордсмен по маневренности, CH-47 Чинук – чемпион по доставке негабаритов, CH-53E и Ми-26 – рекордсмены по грузоподъемности.
Достоинства этих аппаратов значительно превосходят их недостатки, позволяют этим шедеврам мирового вертолетостроения успешно решать стоящие перед ними военные и гражданские задачи.
Топ 10 самых больших вертолетов в мире.
Доброго времени суток. Наша прошлая публикация посвящалась самым маленьким в мире вертолетам. На этот раз представляем Вашему вниманию топ 10 самых больших вертолетов в мире. Забегая вперед, хочу сказать, что самые большие вертолеты производились и производятся у нас в России. Начнем, по традиции, с самых маленьких из самых больших вертолетов.
Ударный вертолет Bell AH-1 Super Cobra. 10 самых больших вертолетов в мире.
На десятой строчке топ 10 самых больших вертолетов в мире расположился вертолет, созданный для морской пехоты соединенных штатов Bell AH-1 Super Cobra. Машина разработана и построена американской фирмой «Bell Helicopter» в 1969г. на базе вертолета AH-1 «Кобра». Совершил первый полет в 1969г. За время серийного выпуска произведено 1271 единица.
Боевой вертолет Ми-24 «Крокодил».
Вам может быть интересно – «Самый маленький в мире вертолет».
Тяжелый транспортный вертолет США Sikorsky CH-54 Tarhe.
На восьмом месте топ 10 самых больших вертолетов в мире обосновался американский геликоптер Sikorsky CH-54 Tarhe. Машина разрабатывалась и строилась американской компанией Sikorsky Aircraft. Основой для СН-54 стал опытный винтокрыл Сикорского S-60. Геликоптер Sikorsky CH-54 Tarhe впервые поднялся в воздух 9 мая 1962г. Снят с эксплуатации в начале 90-х годов прошлого века. Всего за время серийного производства построено 105 вертолетов.
Американский летающий кран Hughes XH-17.
Седьмую строку топ 10 самых больших вертолетов в мире занимает американский летающий кран Hughes XH-17. Совершил первый полет в 1952г. и стал самым тяжелым вертолетом в мире на тот момент. Кстати, он удерживает первенство по сей день, как машина с самым большим диаметром несущего винта. Мало того, этот вин приводился в движение при помощи реактивных струй, исходящих из камер сгорания, находящихся на концах лопастей. Такая своеобразная конструкция делала «Летающий кран» очень неэкономичным, полных баков горючего ему хватало лишь на 64 км. После выработки ресурса двигателей, дальнейшие работы по XH-17 прекратились.
Самый узнаваемый военно-транспортный вертолет Америки Boeing МН-47Е Chinook.
Шестое место в рейтинге 10 самых больших вертолетов в мире застолбил военно-транспортный винтокрыл с продольной схемой расположения несущих винтов Boeing МН-47Е Chinook. Машина разработана компанией «Vertol Aircraft» в 1961г. Совершил первый вылет 21 сентября 1961г. Серийный выпуск производился корпорацией «Boeing» с 1962г. Всего выпущено более 1 200 вертолетов этого типа в двенадцати модификациях.
Помимо соединенных штатов Америки производился в Японии и Италии. Активно использовался во время войны во Вьетнаме, а также в Афганистане и Иране. Состоит на вооружении в 22-х странах мира.
Тяжелый транспортник Сикорский CH-53E.
На пятом месте в борьбе 10 самых больших вертолетов в мире находится тяжелый транспортник CH-53E. Машина проектировалась и строилась американской фирмой «Sikorsky Aero Engineering Corporation». Первый полет CH-53E совершил 15 октября 1964г. За время массового производства построено 522 единицы. Эксплуатировался с 1966 по 2012г.
Советский летающий кран Ми-10. 10 самых больших вертолетов в мире.
На четвертой строчке списка в борьбе за право войти в топ 10 самых больших вертолетов в мире находится Советский (Российский) исполин Ми-10, разработанный ОКБ Миля в 1964г. Впервые совершил полет в 1960г. Серийное производился с 1964 по 1969г. Всего за время массового выпуска построено 44 машины в различных модификациях. Принят на вооружение в ВВС СССР в 1963г. Выведен из эксплуатации в 2009г.
Винтокрылый великан Ми-6.
Представляем Вам тройку из 10 самых больших вертолетов в мире. Рады сообщить, что все призовые места достались советским винтокрылым машинам. Третье место по праву отдано Советскому многоцелевому гиганту разработки ОКБ Миля Ми-6. Вертолет впервые отрывается от земли 18 июля 1957г. Серийное производство проходит с 1959 по 1980гг. За эти годы со стапелей завода сошло 926 машин этого типа. Эксплуатировался с 1963 по 2002г. Установил 16 мировых рекордов по грузоподъемности, высоте и скорости полета. Состоял на вооружении в 14-ти странах мира.
Советский сверхтяжелый вертолет Ми-26. 10 самых больших вертолетов в мире.
Серебро в конкурсе 10 самых больших вертолетов в мире получает тяжелый винтокрыл разработки конструкторского бюро Миля Ми-26. Этот самый большой в мире, серийно выпускаемый вертолет, впервые оторвался от земли 14 декабря 1977г. Массовое производство началось в 1980г. и ведется до сих пор. Всего выпущено более 320 экземпляров.
Участвовал в войне в Афганистане, ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции, в чеченской войне, в войне в Анголе и Карабахской войне.
Самый большой вертолет в мире – В-12 (Ми-12).
Наконец, победитель в 10 самых больших вертолетов в мире, винтокрылый колосс ОКБ Миля В-12. С этим гигантом не может сравниться ни один вертолет в мире. Размеры и масса его не просто впечатляют, они ошеломляют. Машина спроектирована по поперечной схеме расположения несущих винтов. Впервые поднимается в воздух 10 июля 1968г. Разработка В-12 началась в связи с необходимостью перевозки баллистических ракет и их отдельных частей в недоступные районы страны. Однако, когда вертолет был готов, необходимость в нем у армии к тому моменту отпала. В серию он так и не пошел. Построен в 2-х опытных экземплярах.