Шагал картины самые известные
15 знаменитых картин Марка Шагала
Один из лидеров мирового художественного авангарда XX века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством.
Художник прожил довольно насыщенную жизнь, помимо России работая во Франции и США. В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции — Большого креста Почётного легиона, в этом же году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к его 90-летию. Вопреки всем правилам, в музее были выставлены работы ещё здравствующего автора.
«Вечёрка» предлагает вашему вниманию подборку знаменитых картин художника, принесших ему мировую славу и признание.
«Я и деревня» (1911) Нью-Йорк, США, Музей современного искусства
«Посвящение моей невесте (Моей суженой)» (1911) Филадельфия, США, Художественный музей Филадельфии
«Памяти Аполлинера» (1911) Эйндховен, Нидерланды, Стеделийк ван Аббе-музеум
«Голгофа» (1912) Нью-Йорк, США, Музей современного искусства
«Вид Парижа из окна» (1913) Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхейма
«День рождения» (1915) Нью-Йорк, Музей современного искусства
«Сегодня твой день рождения! Стой, не двигайся. Я все еще держала цветы. Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой. Кисточки окунались в краски. Разлетались красные, синие, белые, черные брызги. Ты закружил меня в вихре красок. И вдруг оторвал от земли и сам оттолкнулся ногой, как будто тебе стало тесно в маленькой комнатушке. Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою. Вот коснулся губами моего уха и шепчешь. И вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх. Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Там синее небо, облака зовут нас (Белла Шагал, «Горящие огни»)».
«Над городом» (1917)
«Синий домик» (1917)
«Прогулка» (1918) Санкт-Петербург, Русский Музей
«Одиночество» (1933)
«Белое распятие» (1938)
«Нельзя без боли и слез смотреть на Христа, которого Шагал поместил в центре картины погромов. Фигура распятого, изображенная на фоне цвета слоновой кости, простирается над подвергающимся разрушениям миром. У его ног горит семисвечный светильник. В небе горестно причитают евреи. Безысходная нищета. Горят синагоги, дома, бегут, спасаясь, люди. Только сострадание Иисуса смягчает и приглушает боль. Скорбная еврейская серьезность смыкается здесь с простодушной серьезностью французского примитива (Раиса Мартинен, «Шагал, или Чарующая буря», 1948)».
Марк Шагал: история в картинах
Путешествие по 20 веку от Витебска до Парижа
Все события из долгой жизни Марка Шагала нашли отражение в его наивно детских, вдохновенно романтичных, а иногда от печали горьких работах. В честь дня рождения художника узнаем его историю в картинах.
Родом из российской провинции
Марк Шагал. «Дом в Лиозно», 1908 год, Государственная Третьяковская галерея © Public domain
Марк Шагал — художник происхождения, получивший при рождении имя Моисей Хацкелевич. Детские годы он провел в Витебске, здесь же получил первые уроки рисования от местного художника Юрия Пэна.
Семья Шагала оказалась в Витебске не случайно: город был в черте оседлости, где находилась большая еврейская община. Это был отдельный мир со своими традициями, где главное место занимали религия и семья. Марк тоже всю жизнь был человеком религиозным.
К образу родного городка с низеньким домами и длинными заборчиками Шагал обращался на протяжении всей жизни. Витебск в его творчестве стал не реальным местом, а скорее собирательным образом, дополненным деталями многих провинциальных городов Российской империи.
Марк Шагал. «Я и моя деревня», 1911 год, музей современного искусства © Public domain
Витебск оставил в памяти Шагала трогательных домашних животных — коров, кур, козликов, лошадей. Потом они стали постоянными добрыми героями его картин. Это связано с яркими детскими воспоминаниями: юному Шагалу часто приходилось слышать звуки со скотобойни деда и даже продавать с дядей мясо на рынке — это вызвало у ребенка необычайную жалость, которую он взрослым отразил в своем искусстве.
Петербургская попытка
После Витебской художественной школы Шагал переехал в Петербург поступать в Академию художеств. В книге «Моя жизнь» художник вспоминает: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено! Слезы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол».
Но в Академию поступить не удалось. Зато без экзамена Шагала приняли сразу на третий курс в Рисовальную школу Общества поощрения художеств Николая Рериха. После двух успешных рисовальных сезонов он поступил в частную школу Званцевой, где продолжил обучение у Льва Бакста и Мстислава Добужинского.
Марк Шагал. «Маленькая гостиная», 1908 год, частное собрание © Public domain
Жизнь Шагала в столице оказалась тяжелой. Как воспоминание о нищей юности в в его картинах часто встречается стул: в этот период художник был настолько беден, что в его комнате были только предметы первой необходимости.
Пчелиная жизнь в парижском улье
В Париже Шагал познакомился с самыми актуальными течениями современного искусства — фовизмом, кубизмом, орфизмом. Хотя он не примкнул ни к одному из них, они оставили отпечаток на его творчестве. Например, влияние кубизма прослеживается в «Автопортрете с семью пальцами».
Марк Шагал. «Автопортрет с семью пальцами», 1913 год, Городской музей, Амстердам © Public domain
Такая анатомическая ошибка на портрете неслучайна: на идише есть выражение «работать семью пальцами», которое означает трудиться вдохновенно и с удовольствием. Все на картине доказывает, что художник доволен и успешен: бабочка, цветок на лацкане, за окном — Париж, а на полотне — Витебск.
Случайное возвращение
Марк Шагал. «День рождения», 1915 год, музей современного искусства © Public domain
В 1914 году Шагал приехал в Витебск на свадьбу сестры, но ему пришлось остаться дома надолго: война не позволила вернуться в Париж. Ему пришлось устраивать жизнь на родине. Здесь после революции он стал уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии и открыл местное художественное училище.
Но главное событие этого периода — свадьба с Беллой Розенфельд. О первой встрече с ней еще в Шагал писал: «Как будто мы знакомы, и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа».
Шагал очень любил жену — она стала его главной музой. Белла часто встречается в работах художника, написанных даже после ее смерти в 1944 году: то в образе невесты, то в черном платье с белым воротником, то тянущей его в небо. Вообще летающие люди — самый узнаваемый образ в творчестве Шагала. А люди у него летали только от большой любви или мечтаний. Вторая жена художника — Валентина Бродская (Вава) — тоже появлялась на его полотнах, но только она никогда не летала. Эта роль навсегда осталась у Беллы.
Марк Шагал. «Портрет Вавы», 1955 год, частное собрание © Public domain
Спасение от концентрационного лагеря
В 1922 году Шагалы снова уехали в Европу: жили в Прибалтике, Германии, Франции. Мрачный Марк Шагал встретил в Париже, будучи уже французским подданным. Он долгое время не хотел покидать подконтрольную нацистам страну, но его арестовали. Выбора уже не оставалось. К этому времени Шагал ценился в Америке и даже получил местную премию, поэтому по программе помощи его с семьей удалось перевезти в США.
Марк Шагал. «Война», 1966 год, Кунстхаус Цюрих © Public domain
Шагал — художник счастья, радости и добра, на таком контрасте его работы предвоенных и военных лет наполнены мрачными образами. Он близко воспринял трагедию своего народа и все военные годы остро реагировал на происходящее. Картины этого периода полны боли: горящие дома, перевернутые синагоги, матери, прижимающие к груди детей. Часто встречается образ бегущего еврея, прижимающего к груди тору — герой покинул дом, но преданно сохранил традиции.
Великий иммигрант
Марк Шагал, роспись плафона Парижской национальной оперы (Опера Гарнье), 1964 год © Public domain
После войны художник с семьей вернулся в любимую Францию. Он продолжил творить и позже перешел на монументальные виды искусства — росписи, мозаики, витражи. В 1963 году Шагалу заказали роспись зала Парижской национальной оперы. Многие французы оказались против: великий памятник французского искусства, а украшает иммигрант! Но для Шагала это был шанс подвести итог своего творчества.
Результатом оказались довольны даже самые ярые критики: плафон был разделен художником на пять секторов, посвященных сюжетам опер и балетов классических композиторов — среди них «Ромео и Джульетта» Гектора Берлиоза, «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси. В росписи Шагал показал все свои главные мотивы: здесь Эйфелева башня соседствует с домиками Витебска. Два города, разукрасившие яркую и долгую историю его жизни.
Для справки
В России увидеть работы Шагала можно в Новой Третьяковке на Крымском валу. ВТБ поддерживает музей в рамках общебанковской программы «Культурная страна». При поддержке банка прошли уникальные выставки Марка Шагала, Наталии Гончаровой, Исаака Левитана, Валентина Серова, Ивана Айвазовского, Ильи Репина и других выдающихся художников.
Известные картины Марка Шагала
Знаковые труды знаменитого мастера в различных направлениях изобразительного искусства.
Картины Шагала
Марк Захарович Шагал (1887–1985) был русско-французским художником, который работал в различных направлениях искусства, но наиболее известен своей карьерой именно в качестве живописца. Многие критики и историки называют его «квинтэссенцией еврейского художника 20-го века». Произведения Шагала поражают воображение и сочетают кубизм, фовизм и другие абстрактные стили.
Белла с белым воротником
Марк неоднократно рисовал свою возлюбленную и жену — Беллу Розенфельд, дочь богатого русского ювелира. Данный портрет является самым известным образом этой девушки, в котором у ног героини изображены две маленькие фигурки. Предположительно, это автор работы и их дочь Ида.
Посвящение Аполлинеру
В 1910 году Шагал переехал в Париж. По мнению историков и биографов художника, это лучший период творчества в его карьере. Картина «Посвящение Аполлинеру», созданная в это время, вероятно, самая загадочная работа мастера. Отправной точкой при создании произведения послужило восхищение Шагала творчеством Гийома Аполлинера, чья поэзия часто воплощала в себе традиции и современные идеи.
Скрипач
Картина изображает внутреннюю борьбу человека, его смятенное душевное состояние. Это выражается в ряде элементов, в том числе, в цвете. Картина с подчеркнутым религиозным и культурным подтекстом легла в основу известного и популярного мюзикла «Скрипач на крыше» (1964 год).
Прогулка
Созданная в атмосфере восторга и счастья от свадьбы с Беллой Розенфельд, эта работа преисполнена свободой и оптимизмом, которые испытывает автор. В произведении сочетаются элементы кубизма и футуризма, а созданный волнующий образ делает «Прогулку» одной из самых романтичных картин Марка.
Автопортрет с семью пальцами
Среди ранних автопортретов числятся и первые работы в стиле кубизма. Автопортрет демонстрирует художника, работающего над произведением. Характерной особенностью картины стало изображение художника с семью пальцами. Возможно, это указание на трудности, с которыми автор сталкивается во время творческого поиска. В окне изображена парижская Эйфелева башня, в то время как Витебск, родина Шагала, представлена в сюрреалистической манере в творческой студии, что создает некоторый конфликт.
Цирковая лошадь
Марк Шагал любил цирк и говорил, что цирковые артисты помогают двигаться к новым горизонтам. Посещение представлений стало одним из любимых занятий художника с первых лет пребывания в Париже. «Цирковая лошадь» — одна из самых известных картин на цирковую тему.
Париж через окно
Картина, особенно фрагмент с Эйфелевой башней, вдохновлена ранним кубизмом и творчеством товарища мастера — Роберта Делоне. В центре композиции — двуликий человек, наблюдающий из окна за мнимыми и реальными образами, которые отражают жизнь художника во Франции и в России.
Невеста
Поразительным свойством работ Шагала была его способность привлечь и удержать внимание зрителя, захватить его воображение через использование цвета. Героиня картины одета в яркое красное платье, а контраст с холодным голубым и серым фоном создает ощущение того, что она готова покинуть холст.
Белое распятие
Эта работа на религиозную тему является одним из самых критикуемых шедевров Шагала. Картина посвящена страданиям Иисуса Христа и еврейского народа. Белое распятие удивительно отличается от живых и абстрактных работ художника. Интересно отметить, что это любимое произведения папы римского Франциско.
Я и деревня
На пике карьеры Шагал создает необычную картину, которая изображает мужчину и козу, уставившихся друг на друга. Полотно насыщено образами русского пейзажа и связанного с народными сказками символизма. Дерзкий и причудливый стиль, идея произведения делают его заметной новаторской работой того времени, а также знаковым трудом в творчестве Шагала.
Известные картины Марка Шагала
В картинах Марка Шагала органично переплетаются библейские мотивы, лирическая линия, и национальная принадлежность. Его картины и по сегодняшний день удивляют и восхищают многих людей.
Общие черты картин Марка Шагала
Лейтмотивом всех работ художника является его эмоциональность и уникальное образное мышление. Мастер гордился национальной принадлежностью, сделав еврейскую культуру и традиции родного народа ведущей чертой полотен. Не менее важную роль в жизни и творчестве играла любовь, служившая главным вдохновением гения.
Самые известные картины
Мастер прожил богатую на события жизнь, написал несколько тысяч уникальных и неповторимых полотен. Многогранное творчество художника наполнено экспериментами и поиском собственного стиля. По мнению эксперта, в живописи Марка Шагала переплетается реальный мир и мир фантазий с помощью цвета, сюжетных линий и образов.
«Букет цветов». 1882
Букет цветов (1982) масло, холст 81 x 65 см
Почти все пространство холста занимает букет фантастических благоухающих летом цветов. Живописец использует насыщенные синие тона, стирающие грани между земным и небесным. Контрастные вкрапления красного придают картине чувственность. Зритель погружается в атмосферу ожидания прекрасного будущего, наполненного яркими событиями.
«Русская свадьба». 1909
Русская свадьба (1909) Масло, холст 68 x 97 см
Это одна из первых работ, написанная в Париже. На ее создание вдохновили воспоминания о родном Витебске. Контрастные краски полотна подчеркивают праздничную атмосферу события, национальный колорит. Картина впечатляет жизненность сюжета, противопоставляет обыденную действительность в землисто-зеленых тонах насыщенной палитре счастья жениха и невесты.
«Старуха с клубком». 1906
Старуха с клубком ниток (1906) Уголь, гуашь, масло, картон
Проникновенный жизненный образ пожилой женщины создавался под влиянием экспрессионизма. Шагал изобразил трагедию одинокой старости, наполненной грустью и печалью. Согнувшись над клубком, героиня вспоминает пережитые годы, жалеет о сбывшемся и несбывшемся. Картина, написанная в коричневых тонах, указывает на тленность и временность всего живого.
«Натюрморт с вазой цветов». 1910
Натюрморт с вазой цветов (1910) Тушь, акварель, бумага
Художник словно спешил завершить картину, но небрежность линий – способ передать эмоции, отодвинувший на второй план формы и композицию. Сквозь окно в комнату проникает солнечный свет, наполняющий комнату атмосферой легкостью. Контраст лиловых и лимонных оттенков вызывает ощущение предвкушения встречи. Стул возле фруктов словно намекает на ожидание долгожданного гостя.
«Адам и Ева». 1912
Адам и Ева (1912) Масло, холст 160,5 x 109 см
Картина написана в стиле кубизма. Мастер изобразил библейских героев с помощью сложных геометрических линий. Лица и фигуры слились в острых гранях, эмоции смешались и едва различимы. Райское дерево и животных на заднем плане автор не подверг геометрическим метаморфозам. Неправильные человеческие фигуры чужеродны на фоне природы. Художник рассматривает объединение любовью женского и мужского образа, как единственно возможный способ приблизиться к божественному началу.
«Уличный скрипач». 1912-1913
Уличный скрипач (1913) Масло, холст 188 x 158 см
Скрипач является героем многих работ Марка Шагала. Танцующий на крыше музыкант словно отрывается от реального мира. В еврейском укладе это значимая фигура: звуки скрипки сопровождают рождение, свадьбу и похороны.
Автор выделяет значимость главного героя с помощью контраста белого, синего и зеленого. Он намекает на национальную принадлежность музыканта. Скрипач отвлекает внимание от заднего плана, где сосредоточены не менее интересные сюжетные линии: художник изобразил все времена года от зеленой весны до снежной зимы. На скрипача смотрят восхищенно юноши. Их трое, но тело только одно. А с небес, гротескно подчеркнутых темным контуром, за музыкантом наблюдает ангел.
«Невеста». 1950
Невеста (1950) Гуашь, пастель 68х215 см
Образ невесты в картинах Шагала ассоциируется с его женой. Но на момент написания картины Беллы уже не было в живых. Художник создал собирательный образ абстрактной любви. Он использует уже знакомые идеи, располагая невесту и всю многочисленную свиту по диагонали.
На героине красно-желтое платье и длинная белая фата. Создается ощущение, что девушка сейчас сойдет с полотна. Заботливо за плечи ее обнимает жених, словно дает клятву вечной любви. Помимо лирической линии автор наполнил работу национальными еврейскими символами — козел, играющий на виолончели, рыба со свечей в руках.
«Я и моя деревня». 1911
Я и моя деревня (1911) Масло, холст 191 x 150,5 см
Сложная композиция полотна построена из нескольких секторов, в каждом из которых присутствует своя сюжетная линия. На переднем плане лицо самого автора, изображенное в зеленом цвете. В руке он держит дерево жизни. Герой вглядывается в животное, на морде которого различим процесс дойки коровы. Мастера наполняет ностальгия по счастливому детству.
В центре холста проходит круг, разделенный на сегменты. Он символизирует круговорот жизни. В верхней части полотна косарь разговаривает с перевернутой женщиной. Странное асположение фигур намекает на сложности взаимодействия полов. Шагал мастерски соединяет бытовые моменты и сверхъестественное. Использует несколько направлений живописи для создания собственного новаторского стиля.
«Прогулка». 1918
Прогулка 1917-1918. Холст, масло 169,6×163,4 см
Художник отличался уникальным восприятием мира, в его работе переплетались романтика и философия, в основу которой встала национальная принадлежность Шагала. Картина стала самым узнаваемым полотном мастера.
Главная героиня парит над землей. Ее полет символизирует высшую степень счастья. Женщина выше закона притяжения, выше жизненных проблемам и суеты. Она сливается с небом, являясь его олицетворением. Значимым акцентом стала рыба, выглядывающая из-под пиджака героя. В еврейской культуре это символ приумножения, появления детей. В свободной руке мужчина держит щегла, олицетворяющего обретенное земное счастье.
«День рождения». 1915
День рождения (1915) Масло, холст 80,5 x 99,5 см
На картине автор вновь использует полет как символ счастья двух влюбленных. Художник детализирует комнату: закрытые от внешнего мира окна, стол, на котором идут приготовления к празднику, коврик над кроватью в замысловатых узорах.
Приковывают внимание искаженные фигуры влюбленных. Комната наполнена цветовыми контрастами красного, белого и серого, а также правильной геометрией кубизма.
Основное внимание уделяется влюбленным : мужчина парит над землей, нежно на ухо что-то шепчет возлюбленной. Женщина держит в руках букет цветов, написанный в нежных пастельных оттенках. Художник поделился своим миром любви и семейного счастья, заставляющего летать над землей.
«Корова с зонтиком». 1946
Корова с зонтиком (1946) Масло, холст 77,5 x 106 см
Для художника корова и женщина имели равнозначную поэтическую ценность. Корова, написанная в синих и белых красках, является прямой отсылкой к национальной принадлежности автора. Маленькие красные крылья и букет невесты — надежда на счастливое будущее еврейского народа после завершения Второй мировой войны. На заднем плане, символизируя прошлое, привносят атмосферу тревоги солнечный круг и фигура невесты, отвернувшейся от мужчины. А фантастическая корова в мечтах с зонтиком парит над городом.
«Невеста с веером». 1911
Невеста с веером (1911) Масло, холст 45 х 38 см
Это еще один портрет Беллы в образе невесты, написанный в традиционной для художника бело-голубой гамме. Огромные глаза прикрыты, темные ресницы оставляют легкие тени на лице, трогательный образ наполнен небесной красотой. Невеста словно предстала перед алтарем, лицо сосредоточено, ее мысли обращены к Всевышнему.
«Синий дом». 1917
Синий дом (1917) Холст, масло. 66 x 96,8 см
Шагал изобразил родной Витебск в стиле кубизма с характерной геометрией форм всех объектов. Ярко-синий покосившийся дом для автора является олицетворением его родины, где художник не может реализовать свой талант. На заднем плане виднеется город, изображенный в ярких сочных тонах. Это символизирует успешное и счастливое будущее. Храм написан в синих и белых тонах. Здесь акцентируется внимание на своем происхождении, принадлежности к еврейскому народу.
«Пшеничное поле в летний день». 1942
Пшеничное поле в летний день (1942) Холст, темпера 914.4×1524 см
Кажется, картина создана рукой ребенка, но не гения. Полотно относится к наивному периоду творчества художника. Резкие границы и неочищенный цвет усиливают впечатление небрежности. Знойный летний день сводит с ума яркостью напряженного желтого, которым пропитана вся атмосфера. Красные луна и солнце с лучами, имитирующими потоки крови, нависли над рыбаком. Отсутствует линия горизонта, земля сливается с небом, день с ночью.
Единственная фигура рыбака на заднем плане прорисована синим контуром. Шагал написал картину в 1942 году в разгар Второй мировой войны. Одинокий рыбак – отсылка к еврейскому народу, который пытается выжить в адский гитлеровский период.
Марк Захарович Шагал: картины и биография
Биография:
Шагал — один из немногих художников, которые сформировали целую эпоху в искусстве. Трудно назвать человека, который хотя бы краем уха не слышал об этом великом человеке с невероятным воображением и уникальным видением своего места в живописи. До сих пор Шагал — это уникальное явление, хотя бы приблизиться к уровню которого не удалось еще никому.
Родился будущий признанный лидер авангардизма на окраине Витебска, бывшего одним из небольших местечек Российской губернии, в 1887 году. Это было время массового гонения на инородцев и страшнейших еврейских погромов, что вызывало массовую эмиграцию еврейского населения в другие страны, с более лояльным отношением к представителям иудейского вероисповедания. Но для маленького Мовше все это было впереди. Он получил традиционное для еврейских детей образование, изучив Тору, Талмуд и освоив древнееврейский язык. После окончания четырех классов училища Шагал проходил обучение искусству живописи в Витебске в школе Юделя Пэна.
Поняв, что его талан не может быть развит на периферии, художник решает перебраться в Санкт-Петербург — тогдашний центр художественной мысли. Отец нехотя отпускает его, выделив весьма скудную сумму и отказавшись впредь финансово помогать сыну. В городе Шагал учится в школе Рериха, а затем у Бакста. В это время Марк знакомится с Беллой Розенфельд, которая до конца его жизни остается музой и любимой женщиной, чье лицо узнается буквально в каждом образе, созданном мастером.
В 1911 году начинается полоса жизни художника, во время которой его постоянно бросало из одного города и страны в другую. Сменив свое еврейское имя Мовше Хацкелевич на более европейское по звучанию Марк Захарович, он уезжает по стипендии учиться в Париж, вернувшись в 1914 домой в Витебск и как раз попав на начало Первой Мировой войны. В следующем году он женится на Белле, а еще через год у них рождается дочь Ида. Впоследствии она становится биографом и исследователем работы своего отца.
По окончании революции Шагал становится комиссаром по делам искусств в Витебской губернии и открывает собственную художественную школу.
В 1920 году он переезжает в Москву начинает работать над оформлением театральных представлений, а в 1922 году едет в Литву на собственную выставку вместе со своей семьей. Тогда и начинается путешествие Шагала на Запад. Он перебирается в Германию, а затем во Францию, где в 1937 году получил гражданство. Однако в 1941 семье приходится бежать от надвигающегося фашизма в США, где в 1944 году умирает Белла. Она не была последней женщиной в жизни художника, но до момента его смерти оставалась его любовью и вечной музой.
С 60-х годов Марк Шагал стал интересоваться крупными формами и монументальным искусством. В сферу его интересов входили росписи, в том числе и потолочные, шпалеры и витражи. За эти годы мастером было создано множество значимых вещей, включая роспись плафона Оперы Гарнье во Франции и панно для Метрополитен-Опера, мозаики для Национального банка в США.
Марк Захарович Шагал прожил большую жизнь и оставил значительный след в искусстве авангарда. Он скончался на 98 году жизни, до конца своей жизни помня о своем происхождении и вплетая в свои произведения мотивы из жизни родного Витебска.