Техосмотр обязателен для автомобилей или нет
«Отмена Техосмотра»: 9 ноября 2021 ГосДума приняла решение, что теперь будут проверять? и как получить страховку ОСАГО без ТО?
«Отмена Техосмотра»: 9 ноября 2021 ГосДума приняла решение, что теперь будут проверять? И как получить страховку ОСАГО без ТО?
Кому оставили техосмотр
Теперь эта процедура будет необходима лишь перед постановкой подержанной машины на учет. Сейчас задача максимально оперативно обеспечить его принятие в Госдуме с тем, чтобы он как можно скорее заработал на практике, сказал Андрей Турчак. Как напомнил вице-спикер Госдумы Сергей Неверов, выступая на пленарном заседании, согласно действующему законодательству, ответственность за техническое состояние транспорта возложена на владельца, а эксплуатация неисправных автомобилей запрещена. В пояснительной записке к документу говорится, что вероятность участия в ДТП легковых автомобилей и мотоциклов с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы ОСАГО — очень низкая. Кроме того, Венская конвенция о дорожном движении (Россия является ее участницей) предусматривает обязательный техосмотр только для автобусов и грузовиков с максимальной массой свыше 3,5 т, а также прицепов к ним.
Ранее премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что правительство поддерживает законопроект «Единой России» об отмене обязательного техосмотра. Инициативу также одобрила правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения под руководством вице-премьера Марата Хуснуллина. Сейчас вопрос прохождения техосмотра автомобилей затрагивает каждого третьего жителя нашей страны.
Что будет с водителями, которые устроят ДТП на неисправном автомобиле
«На сегодняшний день 1% автомобилистов не следит за своими автомобилями, и они несут ответственность согласно ПДД и КоАП. Контроль осуществляет ГИБДД», напомнил Федяев. Стоит напомнить, что сейчас автомобилисту теоретически могут выписать штраф 500-800 рублей за отсутствие актуальной диагностической карты. Такие нормы содержатся в ч.1 ст. 12.1 «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке». Однако на практике это сделать проблематично: диагностическая карта не входит в перечень обязательных документов для проверки инспектором ГИБДД. Кроме того, с 1 марта 2022 года должна заработать возможность оформления штрафов за езду без техосмотра с помощью дорожных камер — в 2000 рублей. Пока законодатели не объяснили, что будет с этими видами наказаний при отмене обязательного техосмотра.
Страховые компании и техосмотр
Страховщики указали если ДТП произойдет по причине технической неисправности, то к водителю применят регресс. В свою очередь страховщики ясно дают понять: если ДТП произойдет по причине технической неисправности, то к водителю применят регресс. То есть выплаченный страховой компании ущерб в размере до 400 тыс. рублей по «железу» и до 500 тыс. рублей за вред жизни или здоровью будут в дальнейшем взыскивать с виновника аварии. Об этой возможности страховщики в очередной раз напомнили, когда полисы ОСАГО стало возможно оформлять без предъявления диагностической карты
Что будет со станциями техосмотра
На вопросы о том, что делать тем бизнесменам, которые открыли пункты техосмотра, а теперь будут вынуждены закрыться, Федяев ответил, что интересы граждан имеют больший приоритет. «Сейчас техосмотр проводят независимые коммерческие организации. Но если мы видим, что 99% должны проходить техосмотр, платить, нести ответственность, тратить силы — и это ради 1%? Это нецелесообразно, в плане того, чьи интересы мы учитываем. Мы должны учитывать интересы 99% или 1%? И что касается отдельных бизнес-структур, которые в результате понесут какие-то потери, то в этом случае мы должны отстаивать интересы не бизнеса, а граждан», — сказал Федяев.
Техосмотр-2021: кому и когда проходить
Преподаватель компании «Что делать Консалт»
Консультация эксперта
Обязательное требование о наличии диагностической карты — документа, подтверждающего факт прохождения техосмотра автомобиля, отменено. Диагностическая карта свидетельствовала о том, что автомобиль технически исправен и может быть участником дорожного движения в России. Что сейчас происходит с техосмотром, для кого он остаётся обязательным и можно ли его не проходить — об этом в статье нашего эксперта Михаила Заплатникова.
В законодательство Российской Федерации внесены важные изменения, которые многие называют не иначе как отмена техосмотра для легковых автомобилей. На самом деле всё не так однозначно. Суть в том, что законодатель изменил правила оформления полиса ОСАГО.
Новое в законодательстве
Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.
Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту?
Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 по-прежнему предусматривает обязанность прохождения технического осмотра автомобилей. Следовательно, диагностическая карта также остаётся обязательной.
Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения. Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.
Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.
Первичный технический осмотр
Технический осмотр автомобиля представляет собой проверку состояния вашего транспортного средства на соответствие обязательным требованиям в области безопасности дорожного движения. Только после этого ваш автомобиль может стать полноправным участником дорожного движения на территории Российской Федерации.
Владельцы новых легковых автомобилей могут не проходить техосмотр в течение четырёх лет, начиная с года изготовления автомобиля. Обратите внимание, срок теперь считается не от года выпуска автомобиля, как это было ранее, а именно от года изготовления. Такая же льготная отсрочка действует для грузовых автомобилей до 3,5 тонн, для мототранспортных средств, прицепов и полуприцепов. А если такой прицеп массой до 3,5 тонны принадлежит физическому лицу, то техосмотру он не подлежит.
Теперь переходим к другой категории автотранспортных средств, которым от четырёх до десяти лет с момента изготовления. В этом случае техосмотр должен проводиться один раз в два года, то есть в двадцать четыре месяца.
Если ваш автомобиль старше 10 лет, то проходить техосмотр нужно один раз в год.
Если же вы решили выехать из страны и провести техосмотр ещё до истечения срока, указанного в диагностической карте, то есть пока действует старый, в проведении внепланового технического осмотра вам отказать не смогут согласно части 6 статьи 15 Закона о техосмотре № 170-ФЗ.
Есть и другие сроки прохождения техосмотра. К примеру, такси, автобусы, грузовые автомобили для перевозки пассажиров более восьми мест не старше пяти лет проходят техосмотр каждый год, а свыше пяти лет — каждые шесть месяцев.
Повторный технический осмотр
Представьте себе ситуацию, когда при прохождении техосмотра в вашем автомобиле выявили неисправности и не могут оформить диагностическую карту. Собственно, для этой цели и проводится технический осмотр. Что делать? В этом случае автомобиль направляется на повторный техосмотр. Перед этим нужно в течение 20 дней устранить дефекты и представить автомобиль в тот же пункт проведения технического осмотра.
Повторный техосмотр будет проведён только по тем показателям, по которым имелись несоответствия требованиям безопасности. А если вы опоздали и приехали позднее 20 дней или на другой пункт техосмотра, то техосмотр будет проведён в полном объёме.
Диагностическая карта и срок её действия
Диагностическая карта легкового автомобиля вам не потребуется в первые четыре года, включая год его изготовления. А далее срок действия диагностической карты зависит от того, сколько прошло времени с года изготовления автомобиля. Если автомобиль старше четырёх лет, срок диагностической карты два года, а если старше десяти лет, то один год.
Важно! Если у вас срок действия диагностических карт истекает с 01.02.2021 по 30.09.2021, то он продлевается на шесть месяцев, но не менее чем до 01.10.2021. Такое продление предусмотрено приложением 19 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440.
В заключение отмечу, что техосмотр для легковых автомобилей жив, требования меняются, контроль усиливается. Берегите себя и свой автотранспорт.
Справочно-правовая система КонсультантПлюс поможет автовладельцам отслеживать изменения в законодательстве.
Смотрите по этой теме видео на нашем YouTube-канале.
Михаил Заплатников, преподаватель ООО «Что делать Консалт»
Техосмотр 2021: последние новости для водителей
Законопроект об отмене обязательной процедуры техосмотра и переводе ее на добровольную основу был принят в первом чтении в начале ноября. Предполагается, что инициатива, разработанная парией «Единая Россия», будет принята во втором и третьем чтении уже до конца нынешнего года. Autonews.ru собрал все последние новости о нововведении.
Законопроект требует доработки
Для окончательного принятия законопроекта документ нужно будет существенно доработать, чтобы привести его в соответствие с международным законодательством. В настоящее время в сопроводительной документации к законопроекту информации о дате рассмотрения во втором и третьем чтениях нет — известно лишь, что авторам дано 30 дней на предоставление соответствующих поправок. Таким образом, новый документ должен быть представлен не позже 8 декабря 2021 года.
Диагностическая карта потребуется только в двух случаях
Согласно документу, владельцы частных автомобилей и мотоциклов обязаны будут проходить техосмотр исключительно при постановке на учет — при смене собственника, а также в случае, если их транспортное средство старше 4 лет. Плюс ко всему оформлять новую диагностическую карту придется при внесении изменений в конструкцию машины и замены ее основных агрегатов. Наконец, процедура техосмотра останется обязательной для коммерческих перевозчиков (такси, автобусов и т.д.), которые, как и прежде, должны будут проходить регулярные проверки.
Доработки и неисправности, с которыми пройти техосмотр не получится
Практически любые внешние доработки, в том числе накладки на бампера, обвесы и нештатную оптику оператор техосмотра может счесть конструктивными элементами, влияющими на безопасность машины. В связи с этим владельца тюнингованного автомобиля могут отправить в Госавтоинспекцию за сертификацией.
Кроме того, получить диагностическую карту не удастся, например, при подтекании тормозной жидкости, нерабочем стояночном тормозе, из-за большой трещины на лобовом стекле, дефектах ремней безопасности, неработающем стеклоочистителе, а также при нарушениях работы световых приборов.
Штраф за езду без диагностической карты составит 2000 руб.
С 1 марта 2022 года вступят в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), предусматривающие существенное увеличения ряда штрафов за нарушения ПДД. Так, размер взыскания за езду без диагностической карты вырастет до 2000 рублей. При этом, как пояснил спикер Госдумы Вячеслав Володин, штрафовать будут только тех автомобилистов, для которых процедура техосмотра останется обязательной. На водителей остальных машин эта практика распространяться не будет.
Почему власти отменят обязательный техосмотр
Авторы законопроекта объясняют, что обязанность эксплуатировать только технически исправные транспортные средства прописано в ПДД. Кроме того, согласно статистике, лишь только 1% водителей не следит за состоянием своих машин — остальные стараются поддерживать свою машину в хорошем техническом состоянии. Как отметил Володин, решение об отмене обязательной процедуры техосмотра коснется примерно 50 млн транспортных средств в России и существенно облегчит жизнь многим гражданам.
1 марта 2021 года изменен порядок технического осмотра транспортных средств
В соответствии с новыми требованиями проведение техосмотра сопровождается фотографированием транспортных средств до и после прохождения исследования и размещением данных вместе с координатами в новой информационной системе техосмотра.
По результатам техосмотра эксперт оформляет диагностическую карту в электронном виде и подписывает защищенной электронной подписью. Все это предпринимается для того, чтобы исключить возможность получения диагностической карты без фактического проведения техосмотра.
На сегодняшний день в Чувашской Республике техосмотр проводят 19 операторов технического осмотра.
Сведения о пунктах, на которых возможно пройти технический осмотр на территории Чувашской Республики, размещены в открытом доступе на сайте Российского союза автостраховщиков (www.autoins.ru).
Периодичность прохождения техосмотра установлена Федеральным законом «О техническом осмотре транспортным средств» и зависит от вида транспортного средства и срока его эксплуатации (выпуска).
Так, не требуется прохождение технического осмотра в отношении транспортных средств (легковых автомобилей, грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограммов, прицепов и полуприцепов, мототранспортных средств) в первые 4 года, включая год выпуска.
— один раз в два года – мототранспортные средства, легковые автомобили, грузовые автомобили (с разрешенной максимальной массой до 3,5 т) с года выпуска которых прошло от четырех до десяти лет;
— ежегодно – мототранспортные средства, легковые автомобили, грузовые автомобили (с разрешенной максимальной массой до 3,5 т) с года выпуска которых прошло более десяти лет;
— ежегодно – легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (за исключением места для водителя), грузовые автомобили (с разрешенной максимальной массой более 3,5 т), транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами с года выпуска которых прошло не более пяти лет;
— один раз в полгода – легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (за исключением места для водителя), грузовые автомобили (с разрешенной максимальной массой более 3,5 т), транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами с года выпуска которых прошло более пяти лет;
— один раз в полгода – специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов.
По желанию владельца техосмотр может производиться ранее установленных сроков.
По вопросу продления сроков диагностических карт с 1 марта текущего года. Постановлением Правительства РФ от 27.02.2021 г. № 275 утверждены изменения, которые вносятся в постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах».
В соответствии с изменениями, принятыми Правительством Российской Федерации, диагностические карты, срок действия которых заканчивается в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, продлены на 6 месяцев, но не менее чем до 1 октября.
Но эти изменения коснутся не всех автовладельцев области, в указанный период должны будут пройти техосмотр по новым правилам автовладельцы, у которых:
— срок диагностической карты истек до 1 февраля 2021 года;
— легковые автомобили, грузовые до 3,5 тонн, прицепы и полуприцепы, мототранспорт, достигшие возраста 4-х лет и возникала предусмотренная законом обязанность пройти первый техосмотр;
— транспортные средства, в конструкцию которых внесены изменения (проведены процедуры по переоборудованию).
Все остальные смогут оформить полис ОСАГО по продленной диагностической карте.
Техосмотр 2021: его отмена забуксовала, водители радовались слишком рано
Обещанная автомобилистами отмена техосмотра столкнулась с неожиданными трудностями: поправки придется серьезно доработать, чтобы привести документ в соответствие с международным законодательством. Об этом предупредили операторы пунктов технического осмотра. Ранее авторы документа обещали, что техосмотр получится оперативно отменить в трех чтениях в Госдуме до конца года. Разбираемся, что придется доработать в законопроекте и успеют ли его принять в заявленные сроки.
На какой стадии сейчас отмена техосмотра
Комитет Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры одобрил 26 октября разработанный «Единой Россией» законопроект о техосмотре. Как сообщал глава комитета Евгений Москвичев, документ одобрили к рассмотрению в первом чтении, и до Нового года его примут во втором и третьем чтениях.
9 ноября в Госдуме в первом чтении приняли законопроект партии «Единая Россия» по отмене обязательного техосмотра и переводу его на добровольную основу. Нововведение позволит водителями по желанию обращаться за проведением техосмотра, а не в обязательном порядке, как сейчас. Но есть исключения. Владельцы частных автомобилей и мотоциклов должны будут проходить техосмотр лишь при постановке на учет — при смене собственника и только в случае, если машина или мотоцикл старше четырех лет. Также техосмотр придется проходить при внесении изменений в конструкцию и замене основных агрегатов. Для всех остальных случаев техосмотр как обязательная процедура в случае принятия закона будет отменен.
Почему техосмотр до сих пор не получается сделать добровольным
8 ноября Правительство дало положительный отзыв на внесенный законопроект об отмене обязательного техосмотра. Однако потребовало внести в него доработки — уточнения в отзыве звучат не очень понятно. Там указало, что в настоящее время в техническом регламенте Таможенного союза, проверка выполнения требований к транспортным средствам в случае изменения их конструкции осуществляется «в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности» ее изменения, последующей проверки безопасности конструкции и техосмотра транспорта. Чтобы привести этот пункт в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе, его придется доработать.
В настоящее время в сопроводительной документации к законопроекту информации о дате рассмотрения во втором и третьем чтениях нет — информация о ходе документа ограничена прошедшим 9 ноября первом чтением. Авторам дано 30 дней на предоставление новых поправок, то есть до 8 декабря 2021 года.
При этом сами операторы пунктов техосмотра считают, что доработать документ не так просто, и что разработка поправок может занять долгое время. Так, в частности, предположил в беседе с Autonews.ru председатель Гильдии операторов технического осмотра при Московской торгово-промышленной палате Игорь Волчек
Как объяснил Волчек, под необходимыми доработками имеются в виду сложности с приведением документа в соответствие с нормами Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Согласно документу, все транспортные средства, зарегистрированные на территории Таможенного союза, в обязательном порядке обязаны проходить обязательный техосмотр. Россия, по словам эксперта, в одностороннем не может отказаться от выполнения взятых на себя требований. Сейчас в Таможенный союз входят Казахстан, Россия, Беларусь, Армения и Киргизия.
Как уточнил Волчек, при внесении изменений в конструкцию автомобиля нужно сначала пройти техническую экспертизу в специальной лаборатории, получить там одобрение и после этого пройти техосмотр. «Тогда на машине с изменениями можно ездить. Авторы документа взяли эту простую формулировку и написали непонятным языком», — объяснил Волчек значение сложной формулировки из законопроекта.
При этом он указал, что все требования к транспортным средствам прописаны «в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей». Он уточнил, что речь идет обо всех без исключения автомобилях, которые зарегистрированы или эксплуатируются на единой таможенной территории Таможенного союза.
«Техрегламент касается всех возможных транспортных средств и не привязаны к водителям-частникам или к юридическим лицам. Весь транспорт категорий L, M, N и O проходит техосмотр. Нет исключений», — сказал Волчек.
Он также указал на п.3. ст. 72 Техрегламента, согласно которому «проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, проводится в отношении каждого транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке в государстве — члене Таможенного союза, в формах технического осмотра, а также государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения».
«Вот еще одна статься, согласно которой автомобили должны проходить техосмотр. Поэтому этот законопроект полностью противоречит этой норме. Могу только предположить, что законодатели пока не могут придумать, как обойти эту норму или пока не разобрались, в чем состоит проблема. Мы регулярно направляли обращения в правительство, в которых предупреждали, что такие изменения противоречат соглашению», — отметил представитель отрасли.
У Волчека вызвали большие сомнения, что международные нормы все-таки получится обойти.
«Выхода при полном переходе на добровольную основу я не вижу. Отменять техосмотр у всех стран-участниц? Я уверен, что Беларусь или Казахстан отменять техосмотр не будут. Кроме того, в регламенте прямо указано, что нормы созданы для защиты жизни и здоровья граждан, выходит, что мы не хотим эти нормы соблюдать?», — рассуждает представитель отрасли.
Одним из возможных выходов эксперт назвал установление порога в 5-7 лет, после которого техосмотр все-таки будет обязателен для всех частных автомобилей.
«По моему собственному мнению, если техосмотр так хочется отменить, можно установить предельный возраст автомобиля, до которого эта процедура необязательна. После этой отметки все должны будут приезжать на техосмотр независимо от того, продавал собственник автомобиль кому-то другому или нет. У нас сейчас средний возраст автомобиля в России — около 13 лет. И если я на своей машине езжу 15-20 лет без техосмотра, почему это менее опасно, если за руль сядет новый собственник, который обязан проходить проверку? А если машину возрастом старше четырех лет за год перепродавали пять раз, она тоже должна пять раз приезжать на техосмотр?».
Как уточнил Волчек, такая конструкция позволяет избежать противоречий с Регламентом, поскольку в нем прописано проходить его в обязательном порядке, но не указаны точные сроки — их могут устанавливать сами страны-участницы по своему усмотрению. При этом эксперт заключил, что полностью отказываться от техосмотра и переводить его на добровольную основу нерационально.
С тем, что привести документ в соответствие с международными нормами будет не так просто согласен и председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов.
«Вряд ли данный законопроект примут в действующей редакции так как она противоречит Конституции, внутренним законам, так и Международным обязательствам Российской Федерации, а также в нем присутствуют формулировки, которые не определены достоверно и могут трактоваться с двойным смыслом», — заявил Бурдюгов.
Участник отрасли предупредил, что на данный момент в России единственным документом, который подтверждает исправность транспортного средства остается именно диагностическая карта.
«Также пока никто не отменяет ст. 14 ФЗ 40 об «ОСАГО» по которой страховая компания имеет право предъявить регрессное требование к виновнику ДТП в том случае если у него будет отсутствовать диагностическая карта. Чтобы доказать страховой компании что автомобиль на момент ДТП был исправен нужно будет проводить дорогостоящую процедуру», — предупредил Бурдюгов.
При этом авторы законопроекта уверены: международные обязательства России по допуску к эксплуатации транспортных средств, предусмотренные Конвенцией о дорожном движении, предписывают проведение периодических технических осмотров в обязательном порядке для автобусов и грузовых автомобилей, разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн, а также прицепов к ним.
«Закон не нарушает ни один действующий закон — о регистрации, о техосмотре, о техническом регламенте, законы стран ЕврАзЭс. Мы не нарушаем концепцию, которая говорит о том, что техосмотр должен проходить грузовой и пассажирский транспорт», — уточнил Москвичев.
Какие автомобили сейчас должны проходить техосмотр
До принятия изменения в силу проходить техосмотр обязаны следующие транспортные средства:
Также техосмотр в обязательном порядке должен проходить грузовой, коммерческий и пассажирский транспорт — то есть любой, который оформлен на юрлицо или же используется для коммерческих целей — например, в такси. Эти виды транспорта изменения вообще не коснутся.