Тема адвоката в машине
Как выбрать адвоката
Кто такие адвокаты и чем они могут помочь
Соседка решила отсудить у Ивана часть дачного участка.
Иван был уверен, что требования соседки абсурдные, но заниматься делом не хотел. За помощью он обратился в коллегию адвокатов.
Председатель коллегии порекомендовала некоего Алексея Петровича. «Для такого дела достаточно прийти на суд, и все решится, дело верное». Иван подписал договор и заплатил аванс за участие адвоката в судебном заседании. Но Алексей Петрович в суд не явился, и соседка выиграла дело. Позже выяснилось, что Алексей Петрович никакой не адвокат, а студент юрфака. В этот день он сдавал экзамен (но не сдал), а еще осужден за хулиганство.
К сожалению, это не уникальный случай. В статье я расскажу, как отличить адвоката от неуча и не потратить деньги на обманщиков.
Для начала важная мысль:
Каждый адвокат — юрист, но не каждый юрист — адвокат.
Нет специальных законов, которые регулируют деятельность юристов. Юридические услуги не требуют получения лицензии, поэтому юристу нечего терять.
Никто не гарантирует, что юрист не судим. Он может быть осужден за кражу или другое умышленное преступление, что не мешает ему консультировать вас о правах и обязанностях. Кому-то даже больше нравятся судимые юристы: они больше знают о судебной системе на практике.
Кто такой адвокат
Адвокат — это юрист с особым статусом. Чтобы стать адвокатом, нужно как минимум проработать несколько лет и сдать квалификационные экзамены.
Адвокат обязательно получил высшее юридическое образование в вузе с государственной аккредитацией или ученую степень по юридической специальности. Людей со средним специальным образованием в адвокаты не берут.
Подлинность вузовского диплома адвоката проверена Министерством юстиции РФ. Технически, конечно, адвокат может купить диплом о высшем образовании в переходе, но это бесполезная трата денег: Минюст проверит его подлинность.
Адвокат имеет опыт работы в юриспруденции: до получения адвокатского статуса отработал по специальности минимум два года или прошел годовую стажировку в адвокатской фирме.
Он сдал сложный квалификационный экзамен, который принимает комиссия из представителей адвокатской палаты субъекта РФ, судебной, законодательной и исполнительной власти.
После присвоения статуса адвокату выдается удостоверение. Сейчас действуют удостоверения двух образцов: старого и нового. Вот мое, старого образца.
Адвокаты в работе подчиняются:
Адвокатом не может быть человек, осужденный за совершение умышленного преступления.
Если адвокат нарушил свои обязанности при оказании юридической помощи, вы имеете право пожаловаться на него в адвокатскую палату. За нарушение могут вынести замечание, предупреждение и даже лишить статуса адвоката.
Адвокату есть что терять.
К сожалению, адвокатское удостоверение не гарантия, что перед вами хороший профессионал. Адвокат может оказаться некомпетентным в вашем вопросе, иметь слабый характер, туго соображать или не иметь смекалки. Все это не менее важно, чем подтвержденная квалификация и высшее образование.
Адвокат — живой человек и может ошибаться.
Чем юрист отличается от адвоката
Юристом может представиться любой человек, который получил высшее или среднее специальное юридическое образование, студент юрфака и даже человек без образования. Адвокатский же статус предполагает опыт работы по специальности и сдачу квалификационного экзамена.
Юрист делает важные, но не всегда конфликтные дела. Он может помочь с документами: составить договор, оценить чужой договор, оформить заявку на регистрацию товарного знака или промышленного образца, зарегистрировать вам фирму или ИП, написать новую редакцию устава для вашей компании, составить жалобу. Еще он может проконсультировать о ваших правах и обязанностях по закону, быть вашим представителем в суде, сходить с вами на переговоры и еще много чего.
Сначала читать, потом подписывать
Но только адвокаты имеют право представлять клиентов в уголовном процессе.
Если юрист работает в юридической фирме, качество его работы проверяет начальник. Если юрист работает на себя, качество никто не контролирует. Нет никакого «Главного юридического контролера», который отвечает за правильность принятых юристом решений. Если юрист неграмотный и не отличает в договоре работы от услуг, то это вскроется в суде, когда будет уже поздно.
Адвокатов контролируют региональные адвокатские палаты. Если адвокат обманет своего клиента, то его могут лишить статуса, но такое происходит редко.
Конечно, порядочный юрист не вступит в сговор с противной стороной и не расскажет о вашем деле парикмахеру. Но недобросовестного юриста, разболтавшего ваши тайны, нельзя привлечь к ответственности.
Адвокаты берут за свои услуги больше, чем обычные юристы, поэтому их невыгодно нанимать для простых процедур. Если вы регистрируете ИП, то все равно, кто принес документы в налоговую: кандидат юридических наук, адвокат или студент-первокурсник.
Что делает адвокат
Адвокат необходим подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений. Его задача — защищать права и интересы человека. Если вас задержали по подозрению в преступлении, у вас обязательно должен быть адвокат.
Если вас не задерживали по подозрению в преступлении, выбираете сами: справиться самому, нанять юриста или адвоката. Адвоката можно нанять, чтобы:
Адвокат поможет разобраться с любыми юридическими вопросами, как и юрист. Если дело не касается обвинений или подозрений в преступлении, у адвоката те же полномочия, что и у юриста.
Когда нужен адвокат
Обыск, арест, вызов на допрос в качестве свидетеля или подозреваемого — это следственные действия. Представлять ваши интересы во время таких действий может защитник, в качестве которого выступает адвокат. Обычных юристов даже с нотариальной доверенностью до участия в следственных действиях не допустят.
Если закон вы не нарушали, но беспокоит гипотетическая возможность интереса к вам со стороны правоохранительных органов, тогда не нанимайте адвоката на постоянку: это будет невыгодно. Просто договоритесь с несколькими адвокатами, к которым сможете экстренно обратиться. Держите их контакты в телефоне, а визитки — в кармане.
Адвокатский запрос. У адвоката есть суперспособность: адвокатский запрос. Он может запросить любую необходимую информацию, кроме той, что особо охраняется законом и является тайной — например, банковской или медицинской. И по закону ему должны ответить.
Это полезно, когда вы знаете, где можно получить нужную информацию, но вам ее никто не дает. Например, вы уверены, что управляющая компания провела по бухгалтерии покупку нового замка на входную дверь в подъезд, а на самом деле поставила старый. Понятно, что управляющая компания никому не скажет правды. А адвокат может запросить у поставщика информацию, покупала ли УК этот замок и за сколько.
У юриста такой способности нет, поэтому, когда у вас мало доказательств, без адвоката не обойтись.
За что я плачу и как не платить
Когда вы пользуетесь услугами адвоката, вы платите за то, что он представляет ваши интересы: готовит документы, выступает в суде, общается с госорганами или кем-то еще.
Если адвокат помогает вам в судебном разбирательстве, то расходы на него можно взыскать с проигравшей стороны. Для этого обязательно правильно оформить документы, которые доказывают, что адвокат помогал именно по этому делу.
Если суд закончился мировым соглашением, то стороны сами договариваются, кто оплачивает адвоката. Если суда не было (например, адвокат оспаривал штраф из налоговой), то возмещать расходы на адвоката никто не будет.
Все, за что вы платите, должно быть указано в разделе «Предмет» в соглашении об оказании юридической помощи, которое вы подписываете с адвокатом.
До подписания спросите адвоката, что он будет делать по этому соглашению. Чем подробнее будет написано, тем лучше: вы всегда сможете проверить, все ли услуги оказаны.
Адвокат согласует с вами линию защиты, если потребуется, отправит адвокатский запрос для получения доказательств и будет представлять ваши интересы в заседаниях суда первой инстанции. Сюда также могут входить написание ходатайств, частных жалоб на определения суда, подготовка свидетелей.
Попросите адвоката заполнять соглашение подробно. Тогда вам не придется доказывать в суде, что услуги были оказаны адвокатом именно по тому делу, по которому вы хотите взыскать расходы на оплату юридических услуг.
Конкретные документы. Если по соглашению адвокат должен написать жалобу, то в соглашении должно быть указано, от имени кого составляется жалоба, на что или на чьи действия подается: «Составление апелляционной жалобы на решение Пушкинского городского суда Московской области от 15.01.2017 по гражданскому делу по иску N к Z о взыскании долга».
Когда положен бесплатный адвокат
По закону есть случаи, когда граждане могут получить помощь адвоката за счет государства. Этих случаев много. Вот примеры.
Полный список, кто и когда может рассчитывать на бесплатную помощь адвоката, есть в законодательных актах:
Что можно и что нельзя сообщать адвокату
Адвокату не стоит сообщать номер вашей банковской карточки и коды безопасности от нее. Но это вообще никому не нужно говорить. Еще не стоит рассказывать, что ваша бабушка была балериной в Большом театре или что вы коренной уфимец, если это не относится к делу.
В остальном адвокат — ваш юридический врач. Ему нужен полный анамнез. Чтобы выбрать максимально эффективную линию защиты в споре, адвокат должен получить от вас максимум информации. Все, что касается дела, нужно обязательно ему рассказать. Даже если вы считаете это малозначительным или неважным, если вам стыдно. Если при первой встрече вы растерялись и наврали адвокату, встретьтесь снова и расскажите правду.
Не стоит обманывать адвоката или скрывать от него информацию — это может открыться в самый неподходящий момент и испортить всю стратегию по делу. Откровенность с адвокатом — залог успеха.
Что такое адвокатская тайна
Закон об адвокатуре говорит, что адвокат обязан хранить адвокатскую тайну. Если вы совершили преступление, а адвокат вас защитил, по кодексу он не имеет права сдавать вас закону. Этот запрет действует бессрочно, пока вы сами не разрешите адвокату обо всем рассказать. Если адвокат решит разболтать вашу тайну, то на него можно пожаловаться, за что его запросто лишат адвокатского статуса. Это больно.
Адвокатской тайной защищены все сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Например, адвокатская тайна распространяется:
Когда обращаться к адвокату
К адвокату нужно обращаться незамедлительно. Пришло по почте исковое заявление, позвонил следователь и пригласил побеседовать, пришло странное требование налоговой, решили судиться с соседом — первым делом звоните адвокату.
Чем раньше вы обратитесь к адвокату, тем больше у него будет времени на подготовку к делу. Возможно, понадобятся дополнительные документы, которые можно получить только по адвокатскому запросу и то в течение месяца, или потребуется подать объявление в газету и найти свидетелей.
В любой непонятной ситуации звоните адвокату.
Чтобы ознакомиться с материалами дела в суде, адвокату также нужно время. Если у вас заседание завтра в девять утра, а вы принесли фотографии трех томов дела вечером накануне — это плохо. Разве что вы заранее договоритесь с адвокатом о работе в авральном режиме.
Стоит ли брать юридические документы из интернета
Иногда в сложных ситуациях люди начинают составлять исковые заявления по шаблонам из интернета. Это опасно.
В интернете не всегда пишут профессионалы, а случаи могут быть похожи только на первый взгляд. Это в деле о расторжении брака вас рано или поздно разведут. А делами, где речь идет о недвижимости или деньгах, рисковать не стоит. Лучше потратить время на поиск грамотного адвоката, чем делать все самому.
Что гарантирует адвокат
Адвокат не дает никаких гарантий по результатам спора. Их в принципе быть не может.
Адвокат не гарантирует, что оспорит штрафы, сможет что-то взыскать, отменить, изменить или решить в вашу пользу. Помочь — поможет вам, но гарантий он не дает.
Если адвокат гарантирует вам результат дела, перед вами либо коррупционер, либо мошенник. И даже если у него кум в прокуратуре, это не гарантирует ничего.
Как найти адвоката
У адвокатов есть частные практики, и они объединяются в конторы.
Государственных адвокатов не бывает. Бесплатную юридическую помощь гражданам оказывают обычные адвокаты, работу которых оплачивают государственные и муниципальные органы. Эти же адвокаты работают за деньги.
Участие адвокатов в системе оказания бесплатной юридической помощи добровольное. Обычно это 10—20% от общего числа адвокатов по области. Список адвокатов, которые участвуют в этой программе, можно найти на сайте Главного управления Минюста России вашего края или области. Если адвокат, с которым вы хотите работать, не оказывает юридическую помощь бесплатно, придется нанимать его за деньги или искать другого.
Спросите рекомендации у друзей, родственников и знакомых, которым доверяете. Если кто-то из друзей обращался за помощью к адвокату, нужно узнать, о чем был спор. Адвокат, который сумел добиться оправдательного приговора по уголовному делу, может плохо разбираться в разделах имущества.
Почитайте отзывы на форумах, сайтах адвокатов и профильных порталах, например на «Праворубе» или 9111.ru. Как правило, на таких сайтах есть раздел «Вопрос-ответ» — поищите там ситуации, аналогичные вашей.
Воспользуйтесь поисковиком, поищите адвокатов нужной специализации в вашем городе. Обычно на своих сайтах адвокаты и адвокатские конторы публикуют свои статьи и письменные консультации. Может быть форум, где они отвечают на вопросы.
Посмотрите в «2ГИС» или «Яндекс-картах» адвокатские конторы рядом с вами: придется съездить в офис адвоката не один раз. Нет смысла ехать после работы через весь город, если в вашем офисном здании или в соседнем подъезде снимают офис адвокаты.
На что смотреть в интернете
Обращайте внимание на полноту консультаций, тактичность, отсутствие грамматических ошибок в тексте и дату публикации. Если адвокат постоянно пишет с ошибками или грубо отвечает посетителям сайта, возможно, стоит поискать другого.
С точки зрения закона адвокат не обязан быть идеально грамотным, но если человек в школе не осилил правописание, то вряд ли ему удастся освоить юриспруденцию.
Помните, что не у всех адвокатов есть сайты и не все адвокаты проводят время на форумах. Это не основная их работа.
Правозащитные организации
Если нужна помощь защитника в уголовном деле и вы не нашли адвоката по рекомендации, обратитесь в правозащитную организацию. К сожалению, мы не можем указать их названия в статье, потому что к моменту публикации какие-то из них могут быть признаны иностранными агентами.
В правозащитных организациях также найдут поддержку обманутые дольщики, автовладельцы, рекламщики, предприниматели, военнослужащие и призывники, мигранты, люди, которые подверглись расовой дискриминации, женщины и дети.
Как проверить адвоката
Ищите адвоката, которому будете доверять как стоматологу: и тот и другой стоят дорого, а от результата их работы зависит ваше благополучие.
Не стоит начинать сотрудничество, если не доверяете поверенному. Часто юристы выдают себя за адвокатов, используя в названии компании слово «адвокат», чтобы поднять свой престиж в глазах клиента и получить больше денег. Некоторые заключают соглашение с адвокатом, чтобы мимикрировать под адвокатские конторы. Иногда адвокатские конторы вместо адвокатов нанимают юристов, чтобы сэкономить.
Во время моей адвокатской практики никто не усомнился в том, что я адвокат. Но я встречала людей, которых обманули недобросовестные юристы. Если возникли сомнения — проверяйте.
Способы проверки зависят от глубины сомнений.
Простой вариант. Попросите адвоката показать удостоверение. Не знаю ни одного случая, когда адвокат забыл его дома. Адвокаты, которых я знаю, и ходят с ним в магазин за хлебом, и в отпуск ездят.
Посмотрите на удостоверение снаружи и внутри. Удостоверение адвокату выдает территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации. Удостоверения помощникам и стажерам адвокатов выдает адвокатское образование. Такое удостоверение не говорит о знаниях и квалификации.
Вот удостоверения помощника, стажера и самого адвоката. Обратите внимание: стажер всегда с высшим образованием, помощник — необязательно.
Личный бренд адвоката: 7 правил публичной жизни
lightsource / Depositphotos.com |
Возможно, формировать личный бренд практикующему адвокату сложнее, чем юристу, который не получил соответствующий статус и не связан дополнительными обязанностями. Как минимум, адвокат должен соблюдать профессиональную тайну и специальный кодекс этики. Также существуют, например, Правила поведения адвокатов в Интернете.
Портал ГАРАНТ.РУ поговорил с практикующими адвокатами, а также специалистами по брендингу, маркетингу, пиару и имиджу о том, с чего начать при формировании личного бренда и как удержать баланс – вести активную «публичную жизнь», стать узнаваемым и в то же время оставаться в этических и правовых рамках.
1. Начинать никогда не поздно. Но чем раньше, тем лучше
Сегодня обязательность присутствия адвоката в публичном пространстве – фактически не предмет для дискуссии. «Однозначно можно сказать, что отсутствие адвоката в Интернете равносильно отсутствию его в принципе», – отметил адвокат, член Адвокатской палаты города Москвы Борис Башилов, пояснив однако, что не имеет в виду признанных мэтров адвокатуры.
Недооценивать значимость продвижения личного бренда не стоит еще и в связи с тем, что у каждого адвоката он уже есть по умолчанию, как обратила внимание основатель агентства личного брендинга Rina Brand Рина Подповетко. И если не формировать его по своему усмотрению, то за профессионала это сделает общественность, причем с удовольствием, что чревато большими репутационными рисками. Более того, если адвокат топ-уровня не проявляет активности в медийном пространстве, то целевая аудитория воспримет его как непрофессионального, подчеркнула эксперт, сославшись на результаты ряда маркетинговых исследований. Поэтому работать над позиционированием, репутацией и охватом личного бренда желательно с первого дня осуществления деятельности в качестве адвоката.
Эксперты вполне допускают, что на рынке услуг может «победить», то есть стать более узнаваемым и в конечном итоге получить больше клиентов, адвокат-новичок с небольшим опытом, но яркой маркетинговой кампанией. Вместе с тем, как заметил адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро «Толпегин и партнеры» Аркадий Толпегин, новичок может «выстрелить», к нему придет огромное количество клиентов, но не факт, что они останутся, если адвокат окажется «пшиком». Эту мысль развила имиджмейкер, эксперт по деловому и публичному имиджу Елена Ашмарина, причем она привела и конкретный пример – один адвокат решил за счет внешних атрибутов быстро обрести популярность. Он арендовал дорогой офис, приезжал на встречи на люксовых автомобилях, одевался исключительно в бренды и даже придумал себе псевдоним. Это поначалу привлекло клиентов, но поскольку опыта ведения дел у него не было, после нескольких громких провалов ему пришлось прекратить деятельность.
Ознакомиться с научно-практическим комментарием Президента ФПА РФ Юрия Пилипенко к Кодексу профессиональной этики адвоката можно в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Поэтому за маркетинговой кампанией должен стоять в первую очередь профессионализм. Начинать продвижение желательно, когда уже имеется небольшой, но успешный опыт. Но еще до этого Рина Подповетко рекомендует провести аудит личного бренда (в частности, систематизировать, что адвокат имеет к настоящему моменту – наличие сайта, количество подписчиков, публикации в профильных СМИ и т. п.), определиться с собственным образом, поработать с имиджем и создать фирменный стиль.
Затем можно создать личный сайт, в том числе в виде лендинговой страницы. Там стоит указать, по рекомендации PR-менеджера, основателя собственного PR-агентства Павла Игушкина, свою специализацию, компетенции, опыт, образование и рассказать о карьере. Также нелишним будет привести примеры решенных задач и проектов, в которых адвокат участвовал. Специалист отдела маркетинга веб-студии полного цикла Pear Advert Анна Кутковская добавила бы к этому рабочую информацию: условия сотрудничества, контактные данные и т. д. Причем те же сведения можно продублировать и на личной странице в Facebook.
Понятно, что без соцсетей не обойтись – через них можно собрать свою аудиторию, получить обратную связь и рассказывать о полезном. Причем выбор соцсети может непосредственно зависеть от целевой аудитории и специализации. Коуч и маркетолог-фрилансер Айгуль Султанова привела пример: ведение юристом дел по разделу бизнеса при разводе предполагает, что потенциальными клиентками могут быть жены бизнесменов, которые решили развестись и претендуют на свою долю в бизнесе. Большая их часть «сидит» в Instagram, а значит, эта соцсеть и есть первый инструмент для изучения и активного использования.
Затем можно подключить рекламу. Беспроигрышным вариантом Анна Кутковская назвала запуск контекстной рекламы в Google и Яндексе, а также обратила внимание на метод white paper – создание небольших руководств по определенным темам и нативную рекламу. Однако для последнего метода потребуются вложения, так как, по словам эксперта, даже микроинфлюенсеры (блогеры с небольшой, но активной аудиторией) могут иметь достаточно высокие расценки. При этом она рекомендовала привлечь к продвижению несколько десятков мелких блогеров (до 20 тыс. подписчиков) – это выгоднее, чем масштабно вкладываться в «миллионника».
Эксперты также советуют наладить работу со СМИ, давая комментарии для профильных статей, и участвовать в профессиональных мероприятиях – конференциях и семинарах. Павел Игушкин порекомендовал собирать опубликованные материалы на своем сайте в разделе «Я в СМИ». Однако учитывая масштабы описанной работы, адвокат, управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Горелик и партнеры» Лада Горелик советует рассчитывать свои силы и реалистично их оценивать. Она подчеркнула, что продвижение – тяжелый труд и нет ничего хуже, чем замолчать на полуслове. «Прежде, чем начать вести свой блог, задумайтесь, хватит ли у вас сил писать регулярно в течение многих лет. Прежде чем знакомиться со всеми профильными журналистами, решите, есть ли у вас время готовить комментарии, колонки, статьи (то есть вникать в различные правовые новости и доступно излагать свое мнение). Постоянные отказы и срывы дедлайнов быстро сведут отношения на нет», – пояснила она.
2. Стоит браться за «громкие» и «бесплатные» дела
По мнению большинства опрошенных специалистов, работа в команде с другими адвокатами над «громким» делом – бесценный опыт для новичка, перспектива получить достойное упоминание в СМИ и завязать полезные знакомства. Рина Подповетко добавила, что присоединяться к команде нужно обязательно при наличии такой возможности.
Более того, участвовать в подобных кейсах возможно и бесплатно, считают отдельные эксперты. В частности, адвокат Дмитрий Зацаринский назвал нормальной практикой ситуацию, когда молодым адвокатам приходится искать бесплатные дела или с небольшой оплатой – так нарабатывается опыт. Рина Подповетко добавила, что хотя и не поддерживает идею о бесплатной работе в принципе, тем не менее считает – если это не пустая трата времени, а инвестиция в будущую деловую репутацию, из обозначенного правила можно сделать исключение.
Кроме того, браться за «бесплатные» дела имеет смысл и в некоторых других случаях, их перечислил управляющий партнер Юридического бюро «Палюлин и партнеры» Антон Палюлин. Это может быть дань уважения людям либо организация, чья деятельность сформировала мировоззрение адвоката, помощь ветеранам войны, организациям защиты дикой природы или занимающимся борьбой с коррупцией. Кроме того, добавил юрист, взяться за бесплатное несложное дело, которое не займет много времени, но зато обеспечит кредит доверия от влиятельного клиента на будущее – допустимый разовый жест доброй воли.
3. Об успехе – скромно и без имен
Эксперты практически единогласно советуют адвокатам рассказывать об удачных кейсах на конференциях, в соцсетях и на персональном сайте, но с обязательным сохранением профессиональной тайны. Как подчеркнул Антон Палюлин, делать это необходимо так, чтобы нельзя было однозначно идентифицировать участников судебного процесса. То есть не следует называть номер дела, дату вынесения решения, наименования либо имена сторон, а также присужденные суммы. Аккуратно нужно подходить и к упоминанию названия суда и фамилии судьи, ведь при наличии других сведений информация позволит идентифицировать конкретный судебный процесс, а это уже нарушение адвокатской тайны. Дмитрий Зацаринский добавил к этому, что при грамотном удалении персональных данных (их можно, например, замазать штрихом или закрыть бумагой) нет ничего страшного в том, чтобы публиковать судебные акты даже полностью, а не только вступительную и резолютивную части. К тому же, перечисленные сведения по большому счету просто не нужны потенциальным клиентам. «Клиенту нужны не названия компаний, а как вы решаете задачи, устраняете проблемы и какие результаты обеспечиваете», – отметил Павел Игушкин.
Вместе с тем юристы советуют предварительно согласовать текст публикации и саму ее возможность с клиентом. Лада Горелик указала, что если доверитель против общения со СМИ, то адвокат не вправе комментировать дело, но он может объяснить первому выгоды и риски как молчания, так и активных действий в медиаполе. Эксперт пояснила, что наиболее активно судебные процессы журналисты освещают в самом начале, и если речь идет о «громком» уголовном деле, то лучше, чтобы в новостях были представлены позиции и обвинения, и защиты. «Второго шанса публично рассказать свою версию дела может не быть», – предупредила адвокат.
Важным вопросом при формировании личного бренда является не только сам контент, но и частота его размещения. Рина Подповетко советует пользоваться формулой «информационной диеты», главные принципы которой – сбалансированность и регулярность, как и в правильном питании.
По ее мнению, в публичном пространстве адвокату лучше размещать:
Можно добавить, что на вопрос, как часто нужно размещать контент, адвокату следует ответить самостоятельно, в зависимости от своих возможностей.
Нелишним будет помнить и о скромности. Аркадий Толпегин посоветовал не приукрашивать достижения, поскольку мир профессионального сообщества достаточно узок, и все в основном в курсе успехов коллег. Одна ошибка – и скоро о несоответствии желаемого действительному узнают клиенты, что в итоге вполне может испортить и репутацию, и карьеру адвоката. Однако, как обратил внимание Антон Палюлин, никто не уличит по лжи аккуратного адвоката, который назовет только успешные моменты судебного разбирательства, а о неудачных тактично промолчит.
4. «Скандальный» личный бренд – профессиональное табу. Но не для всех
Многие эксперты склоняются к тому, что адвокату следует соответствовать высоким требованиям, сохранять корректность и сдержанность. Пусть скандальной и эпатажной будет другая сторона дела или сама ситуация, считает Павел Игушкин, с адвокатом же эти характеристики не соотносятся. «Скандальный личный бренд для адвоката категорически недопустим, так как скандальность отдельного представителя профессии бросает тень на институт адвокатуры в целом и на всех его представителей в частности», – добавил Аркадий Толпегин. А Дмитрий Зацаринский вообще считает личный бренд, основанный на негативе и нарушении каких-либо этических норм, путем тупиковым и состоящим из одних недостатков.
«Я прямо хочу прокричать тем, кто планирует пиар-авантюры: деловую репутацию формируют годами, а теряют ее за один день! Когда происходит громкий скандал, он часто становится неуправляемым, и вы никогда не можете быть уверены, что не потеряете лицо, когда все утихнет. Оценивайте риски и не доверяйте пиарщикам, которые обещают сделать вас известными за один день», – предупредила Рина Подповетко. Борис Башилов указал и на возможные риски в профессиональной среде – в адвокатском сообществе такой подход к продвижению не приветствуют, и в его кулуарах вполне можно прослыть «непрофессионалом».
И тем не менее даже из этого казалось бы строгого правила возможно сделать исключение. Антон Палюлин обратил внимание, что определенному кругу клиентов может быть важно, чтобы их интересы защищал в суде известный адвокат, который может «запугать» оппонентов одним своим присутствием. А судьи в таких ситуациях осознают, что любые их процессуальные действия могут быть представлены в прессе в том свете, который выгоден «скандальному» адвокату. Юрист пояснил, что такой подход к личному бренду допустим для лиц, занимающихся авторским правом, которые представляют в суде артистов и компании с такой же «скандальной» репутацией, и в итоге превращающих судебный процесс в настоящее шоу. Но в то же время, по словам эксперта, для коммерческих споров, в которых действует принцип «деньги любят тишину», указанная стратегия неприемлема.
5. Личный контент на профессиональной модерации
Как уже выяснилось, без лайфстайл-составляющей при продвижении бренда не обойтись, так как она приближает адвоката к его аудитории. Однако в этом аспекте нужно, что логично, действовать аккуратно. Антон Палюлин рекомендует помнить о важной вещи – все, что адвокат публикует в Интернете, внимательно изучают его клиенты. А значит, следует размещать только то, что не стыдно было бы показать любому своему доверителю. «Важно понимать, что личный бренд адвоката – это не его личный дневник, поэтому необязательно как на исповеди у батюшки рассказывать аудитории обо всех сторонах своей жизни», – подчеркнула Рина Подповетко.
Отдельные вещи эксперты считают недопустимыми для публикации. Дмитрий Зацаринский и Айгуль Султанова отнесли к их числу фотографии со спиртным, в пляжной одежде, в обнаженном либо непристойном, неподобающем виде. Сюда же относятся фото и видео с корпоративных вечеринок и категоричное мнение о работе коллег.
А Елена Ашмарина предложила компромиссную стратегию – какой контент наоборот можно и даже нужно размещать в сети, особенно в Instagram. «Не стоит затрагивать политические темы и темы отношений между людьми. Пишите искренне. Например, о том, что нашли экземпляр любимой книги или посетили выставку, дали интервью. Выставляйте фотографии с посещенных вами мероприятий. На самих мероприятиях придерживайтесь выбранной стилистики, становясь образцом для подражания. Заводите дружбу и фотографируйтесь с знаменитыми людьми, с которыми познакомились на мероприятии. Это повысит доверие клиентов к вам», – перечислила эксперт.
Если все же тот или иной пост публичную «модерацию» не прошел, и какую-либо оплошность заметили, эксперты советуют удалить спорную информацию. И если большой огласки не случилось, можно оставить действие без комментария. В противном случае попытка скрыть или удалить что-либо может спровоцировать еще больший скандал, поэтому не исключено, что придется сделать официальное заявление или принести извинения либо даже каким-то образом компенсировать причиненный вред. Кроме того, Борис Башилов напомнил, что информация, однажды попавшая в Интернет, остается там, как правило, навсегда. И даже удаление спорных сведений в отдельных случаях не спасет адвоката от дисциплинарного производства в адвокатской палате соответствующего региона.
6. Хороший адвокат – остроумный адвокат
Подавляющее большинство опрошенных экспертов согласны с тем, что чувство юмора при формировании личного бренда уместно и полезно. Павел Игушкин отметил, что интеллектуальный юмор разряжает ситуацию и показывает быструю работу мышления, главное – быть на одной волне с потенциальными подзащитными. Аркадий Толпегин назвал юмор и умение преподнести себя частью харизмы, которая несомненно необходима публичному человеку. «Никому не интересно читать контент «серьезного дядечки» с напыщенным лицом, поэтому уместный профессиональный юмор допустим», – добавила Рина Подповетко.
То есть ключевым аспектом юмора является его уместность. Анна Кутковская напомнила, что люди при поиске адвоката попали в определенную неприятную ситуацию. А значит, им может быть и не до шуток. Отдельные эксперты рекомендуют не перебарщивать с сарказмом и иронией – есть риск задеть окружающих. Кроме того, шутка от адвоката должна носить приличные форму и выражения. Антон Палюлин подчеркнул при этом, что ни в коем случае нельзя высмеивать доверителей, суд, прокурора, коллег и оппонентов, так как это неуместно, неэтично и подрывает доверие к адвокату.
«Однако в деятельности каждого практикующего адвоката встречаются случаи, происходившие в суде, при проведении следственных действий или в кабинете адвоката, которые иначе, как анекдотом не назовешь. Рассказывая о таких событиях в профессиональных кругах или на своей личной страничке, стоит помнить, что юмор должен быть беззлобным и анонимным (нельзя допустить идентификации участников). Если все участники происходящих событий могли бы посмеяться над собой, то анекдот удался. Если нет – то лучше даже не пробовать его рассказывать», – рассказал эксперт.
7. Использовать личный бренд в коммерческих целях можно, если позволяет время
В настоящее время специальный закон определяет, что адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности госслужбы и муниципальные должности (п. 1 ст. 2 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). То есть, как видно, прямой и явный запрет на осуществление коммерческой деятельности в данном положении отсутствует. Далеко не все опрошенные эксперты полагают, что эта или иная норма ограничивают адвоката в осуществлении коммерческой деятельности. Многие не видят в этом и этической проблемы.
Так, Елена Ашмарина считает, что естественным продолжением развития бренда может стать линия одежды или аксессуаров, причем чтобы точно избежать даже гипотетических нарушений норм, можно образовать союз с уже действующими дизайнерами одежды и выпустить совместную ограниченную коллекцию. Эксперт подчеркнула, что стать лицом бренда можно и не принимая непосредственного участия в делах компании. Но при этом продукция, вдохновленная брендом адвоката, транслирует, по ее словам, ценности профессии, например, очки ассоциируются с интеллектом, а их необычная форма может отсылать к неформальной аудитории или увлечением искусством.
Дмитрий Зацаринский высказал мнение, что сотрудничество с домами мод и производителями – творческое начало, и необходимо поощрять его, но конечно, не в ущерб основной работе адвоката. Он добавил – осуществлять такую деятельность можно бесплатно, в противном случае необходимо убедиться, что она все-таки сочетается со статусом адвоката, и вовремя оплачивать налоги.
Наличие времени и возможности – ключевой фактор в данном случае. В том числе не исключено, что адвокат в итоге предпочтет что-то одно и этим окажется не основная профессия. В частности, Анна Кутковская поделилась опытом – в результате своего увлечения один адвокат отказался от практики и полностью погрузился в ритейл, открыв довольно крупную сеть магазинов.
***
Семь сформулированных правил, возможно, помогут и начинающим профессионалам, и опытным практикам сформировать, поддержать или улучшить личный бренд с минимальными рисками. И тех, и других портал ГАРАНТ.РУ поздравляем с их профессиональным праздником – Днем российской адвокатуры, который отмечается сегодня, 31 мая!