теория о цикличности жизни
Длительность жизни — это написанная кем-то программа?
А отведено нам согласно этим расчетам 84 года существования на Земле. Понятно, что наука долгое время не воспринимала выкладки астрологов всерьез. Однако, оказывается, нет дыма без огня.
Ведущий научный сотрудник лаборатории регуляции биосинтеза белка Института биохимии им. А. Н. Баха РАН доктор биологических наук Александр Малыгин составил таблицу «пиков смертности», то есть периодов жизни, наиболее опасных для человека. Ученый пришел к выводу, что за периодами повышенной жизнестойкости организма неминуемо следуют этапы, когда жизнь буквально висит на волоске.
А началось с того, что в лабораторной популяции мышей ученый совершенно случайно обнаружил самца с задержкой роста, вызванной передающейся по наследству мутацией. Его скрестили с нормальной самкой, и у них появилось потомство. Части детенышей аномалия не передалась, и они развивались нормально, другие же, получившие ген мутации от родителей, в возрасте 15—30 дней существенно отставали в развитии.
Этот период задержки роста был критичным: треть грызунов по тем или иным причинам погибала в возрасте от 25 до 35 дней. Ученый решил посмотреть, что будет дальше происходить с этим потомством и не проявятся ли и впоследствии подобные всплески смертности. Оказалось, что на 270—400-е сутки жизни, а также на 520—670-е сутки приходились еще одни критические периоды, хотя и менее четко выраженные.
Заинтересовавшись этой тенденцией, наблюдавшейся у мышей с генной мутацией, Александр Малыгин решил продолжить свои исследования и изучить опасные периоды жизни у обычных грызунов. Выяснилось, что на них эта закономерность тоже распространяется, хотя отслеживается и не так четко.
Верна ли данная гипотеза в отношении человека? Ученый отмечает, что принципиальных различий между жизненными ритмами у человека и других биологических видов нет. Так, первый пик смертности грызунов в пересчете на возраст Нomo sapiens приходится на 12—19 лет.
Другой критический период приблизительно соответствовал человеческим 60 годам. Не исключено, что такие пики повышенной смертности могут быть связаны с ослаблением защитных механизмов организма. Поскольку подобно половому созреванию, вынашиванию плода и другим физиологическим процессам пики смертности привязаны к возрасту, ученый предположил, что они тоже могут быть запрограммированы.
Но неужели и в самом деле длительность жизни — это написанная кем-то программа? Интересно, что в ответе на этот вопрос мнения представителей официальной науки и «несистемщиков» не так уж сильно расходятся. Любопытно, например, что подтверждение теории пиков смертности можно найти в анналах официальной медицины. «12—19 лет — это возраст значительного всплеска смертности, связанного с изменением человека и переходом из одного состояния в другое: от девочки к девушке, от мальчика к юноше, — отмечает старший научный сотрудник лаборатории физико-химических основ регуляции биологических систем Института биохимической физики им. Н. М. Эмануэля РАН Александр Халявкин. — В этот период резко меняется общая сопротивляемость организма, происходит перестройка психологических установок растущего человека. К возрасту 12—14 лет ряд параметров организма (например, темп его развития, мощность иммунной системы), достигнув наивысших значений, начинают снижаться».
Некие закономерности взаимосвязи возраста и наступления смерти также можно отыскать в статистике госпитализируемых пациентов. «Если не брать в расчет несчастные случаи, а смотреть общую картину, то можно выделить следующие критические возрастные периоды: 22—27 лет, 37—43 и 56—62, — отмечает дежурный врач приемного отделения одной из столичных клиник кандидат медицинских наук Александр Морозов. — В основном люди в этом возрасте попадают в клинику по каналам срочной госпитализации, то есть по «скорой».
Конечно, большинство поступающих не умирают — им оказывается необходимая помощь, но если бы этого не произошло, летальный исход был бы неминуем. Как правило, речь идет о резко обострившихся хронических заболеваниях или о запущенных случаях болезней инфекционного характера».
Как объяснить такую цикличность? Медики склонны полагать, что всему виной физиологические причины, по которым организм с некой периодичностью «разжимает кулаки». А вот эзотерики убеждены, что по такому принципу вращается Сансара — колесо жизни. И наука сегодня просто постепенно начинает осознавать то, что было известно еще древним мудрецам. Например, долгое время идеи о семилетних циклах жизни человека представлялись нам сказочными сюжетами. В самом деле, во множестве сказок число семь присутствует прямо или косвенно: мертвая царевна и семь богатырей, семь Симеонов, цветик-семицветик.
Однако уже доказано, что примерно за семь лет клетки нашего организма полностью обновляются — и начинается следующий жизненный цикл. Основные расхождения в вопросе о цикличности жизни пока лишь в деталях. Действительно, одни эзотерики говорят о 7-летних возрастных циклах, а другие считают, что жизнь человека состоит из 9-летних циклов. Но вне зависимости от того, 7 или 9 лет длится один жизненный период, каждый переход в следующий цикл является критическим, сопровождаясь серьезными потрясениями и пересмотром ценностей.
«Энергия опыта человека с каждым новым жизненным циклом накапливается, а вместе с тем накапливаются и его отрицательные поступки, — комментирует психолог-эзотерик Светлана Качевская. — К концу каждого цикла физическое состояние действительно может ухудшаться, обостряются хронические болезни. В это время человек попадает в переломные жизненные ситуации. В то же время окончание очередного цикла — это знак человеку, что он уже кармически отработал данный период, что нужно двигаться дальше. В этот момент стоит задуматься о том, чтобы что-то изменить в своей жизни: к примеру, уйти на другую работу или переехать на новое место жительства. Очень важно заметить происходящее и суметь воспользоваться данным шансом».
Непонятным остается пока, пожалуй, главное: почему все же наиболее критические периоды в жизни человека приходятся на возраст 12—19 и 60 лет? Эзотерики объясняют это так: в возрасте 12—19 лет человек начинает брать управление своей жизнью в собственные руки, что является весьма ответственной задачей. В эти годы человек уже разумен и обучен в достаточной мере, чтобы собственными силами решать множество вопросов, но он все еще юн и не осведомлен о многих вещах, позволяет себе ввязываться в кармы, которых постарался бы избежать, будучи взрослым. Не всем удается пройти через это испытание.
А 60 лет — это возраст переоценки. Человек начинает задумываться о завершении своих дел. Большинство людей в этом возрасте сами для себя решают, что прожито достаточно, и перестают держаться за жизнь.
Если мы будем знать заранее о приближении черных полос, то сможем к ним подготовиться, чтобы с минимальными потерями перейти на следующий уровень — светлую полосу. А еще ученый не сомневается, что новое знание предоставит шанс продлить жизнь человека до видового максимума — около 105 лет. Поживем — увидим.
Екатерина Никонова, врач-кардиолог, кандидат медицинских наук:
— Безусловно, взаимосвязь возраста и смертности присутствует, но говорить о какой-то закономерности этих значений пока не приходится. Скорее смертность может быть связана с обострением хронических заболеваний, которые, как правило, проявляются к определенному возрасту. Я считаю, что теория о неких жизненных циклах, включающих цикл возможной смерти, ближе к эзотерике, нежели к традиционной медицине. Говорить о научном обосновании подобных теорий мне представляется преждевременным.
Вадим Шмаков, психолог центра «Здоровое поколение»:
— Подобные исследования могут представлять определенный интерес с точки зрения науки, но с точки зрения психологии станут миной замедленного действия. Не исключено, что люди, осознавая некие пики смерти, приблизившись к опасному периоду, подсознательно будут ее ждать. Очень важно распознавать подобные негативные фантазии и стараться избавляться от них, ибо известно, что, настойчиво внедряя в собственное сознание определенные образы, мы тем или иным способом содействуем их осуществлению в реальности.
Происходит это потому, что у человека формируется некий образ себя, и, приблизившись к этому пику смертности, он начнет самопрограммироваться на негатив. Ведь если вы считаете, что что-то должно произойти, вы сознательно или бессознательно способствуете осуществлению ожидаемого события.
Семилетние циклы в жизни человека — законы вселенной
Семилетние циклы в жизни человека и как они помогают быть счастливее
Ученые-биоэнергетики считают, что в жизни каждого человека есть циклы, длительностью в 7 лет. Если понять важность каждого цикла и понять, как они устроены, у вас получится изменить жизнь к лучшему и правильно спланировать будущее.
Судьба человека во многом зависит от того дня недели, в который он родился, а также от целого спектра других факторов, но одно остается неизменным для каждого человека — это жизненные циклы, по которым развивается судьба.
Что такое семилетние циклы
В жизни человека выделяют особые отрезки, каждый из которых призван выполнять определенные высшие функции. Независимо от того, приходится ли данный отрезок на детский, юношеский или взрослый возраст, он является очень важным.
Первым квадратом в нумерологии, который формируется из 4 жизненных отрезков, является возраст от 0 до 28 лет. В этот период происходит становление личности человека, формируется его духовный кокон. С 28 до 56 лет происходит рождение новой жизни в существующем созданном коконе. Не всегда новой жизнью являются дети – это может быть бизнес, воплощение в жизнь мечты. С 56 лет жизнь идет на новый виток, повторяя события предыдущих квадратов на новом уровне.
Расшифровка семилетних циклов
От 0 до 7 лет. Цикл начала жизни, когда происходит появление и развитие связи с матерью, знакомство с окружающим миром. Данный период является одним из наиболее важных с точки зрения развития духовного мира человека.
От 7 до 14 лет. Этап взросления, когда перед человеком открывается вся сущность вещей и явлений, формируется отношение к миру и окружающим людям. Родители становятся самым большим примером для ребенка. Если же родителей нет, происходит поиск духовного наставника – того, на кого человек хочет быть максимально похож в дальнейшем. В этот период у человека появляются первые жизненные цели.
От 14 до 21 года. Один из наиболее сложных и важных жизненных периодов, когда человек движется навстречу миру, а не в одном с ним направлении. Это время поиска своего предназначения, человек делает первые самостоятельные шаги, отходит от родительского покровительства, начинает формировать свою собственную энергетику.
От 21 до 28 лет. Период затишья и копания в себе. В это время человек успокаивается и принимает решение о том, каким будет его место в обществе, задумывается о создании своего дома, места, в котором ему было бы приятно и интересно находиться. В это время родители ни в коем случае не должны давить на человека и влиять на его выбор, так как совершенные им ошибки приведут к духовному и энергетическому росту.
От 28 до 35 лет. Период, в который наступает второй квадрат – время, когда личность встречает последствия пройденных этапов. Если человеку не позволяли быть самим собой с 14 до 21 года, он будет иметь проблемы на работе и в обществе. Если были проблемы во взаимоотношениях с родителями, возможны неурядицы в браке и любви.
От 35 до 42 лет. В этот период человек стремится исправить все выявленные ошибки. Чаще всего в это время решаются проблемы с родителями, которые возникли в период от 14 до 21 года. Многие именно в этом возрасте находят своих половинок и вступают во второй брак. Если в это время человек не осмыслит все допущенные ошибки, ему грозит хождение по кругу.
От 42 до 49 лет. Познание мира и полноты существования. Те, кто смог решить все проблемы в прошлом периоде, могут раскрыться и реализовать весь свой потенциал в любви, в работе или в духовной сфере. Биоэнергетики считают, что именно в это время человек осознает смысл своего существования.
От 49 до 56 лет. Период формирование высшей духовности и мудрости. К концу данного периода связь с высшим разумом полностью сформирована, многие начинают ощущать прилив сил и вторую молодость.
С 56 лет все начинается по новой — формирование новых отношений с матерью, изменение отношения к родителям, особенно если их уже нет рядом. Далее вновь появляется бунтарский дух, укрепление духовности и так далее.
Очень важно любой из жизненных этапов принимать с чистым и открытым сердцем. Не думайте о прошлом, смело двигайтесь вперед, избавляйтесь обид и негатива, научитесь прощать окружающих и себя самих.
5 законов Вселенной, которые работают
Существуют особые законы Вселенной, которые работают всегда, везде и для всех без исключения. Они не зависят от того, верите вы в них, или нет, знаете ли об их существовании, или нет.
Закон наполнения
Чтобы понять работу этого закона, следует представить кувшин, который наполняется водой. В определенный момент он заполнится, и вода начнет выливаться. Чтобы снова наполнить кувшин, следует опустошить его. То же самое происходит и с жизнью каждого человека. Она наполнена событиями, эмоциями.
Чтобы в вашей жизни было место для новых событий, следует сначала избавиться от всего старого и ненужного. Для появления любовных отношений или дружбы нужно избавиться от страхов и комплексов, обид и переживаний. Чтобы появилась новая работа или увлечение, нужно исключить что-то, отнимающее ваше время.
Данный закон прослеживается во всем, именно поэтому, чтобы в доме появились новые вещи, следует избавиться от старых.
Закон аналогии
Люди притягивают аналогичных себе людей. Говоря о негативном и злом человеке, можно быть уверенным, что его окружают похожие личности, а позитивные люди будут сторониться общения с таким мужчиной или женщиной. Если вы добры и открыты, то, вероятнее всего, вас окружают такие же добрые и открытые люди.
Чтобы притягивать позитив, следует изменить свое отношение к миру и к людям. Тогда всё вокруг стало более ярким и позитивным. Учитесь во всем видеть положительные моменты, не поддавайтесь унынию, не грубите и не завидуйте.
Закон последовательности
Если вы будете действовать, то начнете получать какие-то бонусы. Стать успешным или любимым в один момент не может никто, поэтому для достижения цели следует прилагать усилия. Одна реализованная цель приводит к появлению следующей и так далее. Данный процесс является постоянным и непрерывным.
Закон влияния
Все влияют на всех. Нет людей, которые не оказывали бы влияние на окружающих и сами не попадали под их влияние. По мнению биоэнергетиков, человечество является единым организмом, каждый человек связан с другими и со Вселенной на энергетическом уровне. Совершая хорошие поступки, мы воздействуем на того, для кого они были совершены, на себя и даже на простых наблюдателей.
Закон баланса
Каждый человек что-то получает от других людей и всегда отдает что-то взамен. Не всегда мы платим материальными деньгами, чаще эмоциями, пожеланиями или чем-то другим. Этот закон поможет вам понять, что всё хорошее и плохое переплетено.
Наше счастье является платой за неудачи и переживания, а переживания и несчастья — платой за большой успех.
Также важнейшим законом Вселенной является закон притяжения. Каждый человек притягивает в свою жизнь то, чего он действительно хочет и о чем мечтает. Мысли материальны, поэтому думайте о хорошем и не забывайте оставаться позитивными и оптимистичными.
Также вас могут заинтересовать статьи из рубрики: «Мантры» >>>
Специалисты по биоэнергетике смогут помочь Вам, и исключить черные полосы из своей жизни:
Спасибо Вам, что поделились статьей в социальных сетях!
Теория о цикличности жизни
ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИИ
ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИИ – концепции, описывающие развитие общества или отдельных его подсистем (экономики, социальной политики, культуры и т.д.) как последовательность повторяющихся циклов; при этом под циклом понимается совокупность процессов и явлений, составляющих кругооборот в течение определенного промежутка времени и приводящих социальную систему в исходное или подобное исходному состояние. Эти теории возникли уже в глубокой древности. Представления о циклическом развитии общества, как и Космоса в целом, характерны для философии Гераклита, Эмпедокла, Платона, Аристотеля, Марка Аврелия, ими пронизана индийская философия. Так, согласно Платону, Космос существует как вечное чередование катастроф и рождений, свои циклы присущи развитию любого общества, напр. истории эллинов.
Позднее сходные представления о цикличности и закономерной повторяемости исторического развития легли в основу философских и общеисторических концепций общественного развития, в разное время разрабатывавшихся Дж.Вико, Г.Рюккертом, Н.Я.Данилевским, О.Шпенглером, А.Тойнби, К.Кунгли, Л.Н.Гумилевым, М.Одеоном и др. В этих концепциях циклы развития общества, как правило, представляют собой «жизненные циклы» тех или иных социальных систем со своими рождением, взрослением и умиранием («век варварства», «век героев», «век городов, законов и разума» у Дж.Вико; «весна», «лето», «осень» и «зима» культур у О.Шпенглера; «генезис», «рост», «надлом» и «распад» цивилизаций у А.Тойнби, фазы этногенеза и развития этносов у Л.Н.Гумилева). Эти концепции не отрицают наличия периодов поступательного, восходящего движения данной социальной системы, но рассматривают их как определенные, ограниченные во времени фазы развития, на смену которым неизбежно приходят фазы стагнации и упадка. Общая черта этих теорий состоит в том, что «жизненные циклы» являются более или менее универсальными схемами, которые, по замыслу их авторов, описывают развитие любой культуры, цивилизации или этноса. В то же время подобные теории, улавливая некоторые общие закономерности в развитии различных этнических, национальных или цивилизационных образований, часто не учитывают уникальные черты и особенности, присущие каждой конкретной социальной системе.
Наряду с «жизненными циклами» большой протяженности (от нескольких сотен до нескольких тысяч лет) в ряде теорий цикличности используются циклы «смены поколений», имеющие протяженность от нескольких десятков (обычно 25–35) до сотни лет. При этом в большинстве концепций имеются в виду не чисто биологические, а «социальные» поколения, смена которых связана прежде всего с изменениями культурных и политических условий. Проблемы социальных поколений и их смены как механизма общественного развития представлены в трудах таких мыслителей, как Н.Макиавелли, Ж.Боден, Т.Кампанелла, Б.Паскаль, Д.Юм, Ж.-Ж.Руссо, А.Фергюсон, К.А.Сен-Симон, Ф.М.Фурье, О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер, В.Дильтей, Л. фон Ранке, В.Парето, К.Мангейм, X.Ортега-и-Гассет. Из современных авторов идея смены социальных поколений как основы формирования циклов истории представлена, напр., у американского историка и политического философа А.Шлезингера (мл.).
Кроме того, существуют концепции, в которых делаются попытки напрямую связать природные (прежде всего космические) циклы с историческими циклами и колебаниями. Так, У.Джевонс связывал циклы солнечной активности с экономическими циклами, А.Л.Чижевский – с подъемами и спадами массовых социальных движений, революциями и т.п. Идеи русских «космистов» (В.И.Вернадского, Н.А.Морозова, К.Э.Циолковского и др.) в определенной мере послужили методологической основой для подобных концепций.
Теории цикличности раскрывают те стороны развития общества, на которые не обращают внимания теоретики социальной эволюции как чисто поступательного процесса. Сюда относятся, в частности, определенная повторяемость или подобие событий и явлений, наблюдаемых в развитии разных обществ или в развитии одного общества на разных этапах, а также периодическое изменение направления, вектора социальных процессов. Однако представления о цикле исторического развития как о замкнутом круге, присущее многим теориям цикличности, в целом не являются адекватными и подвергаются справедливой критике. Социум, проходя цикл или период в своем развитии, не может вернуться в исходную точку: в истории, как и в природе, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Поэтому более плодотворными и в настоящее время распространенными являются теории, рассматривающие исторические циклы как открытые, т.е. приводящие социальную систему не в исходное, а в новое состояние, хотя частично подобное исходному.
Наличие незамкнутых циклов (длинных волн) исторического развития было показано в работах русского экономиста и социолога Н.Д.Кондратьева. Среди наиболее известных авторов, разрабатывавших или продолжающих разрабатывать различные аспекты теории длинных волн в развитии общества, можно назвать Й.Шумпетера, Ф.Симиана, Э.Лабрусса, Ф.Броделя, И.Уоллерстайна, Э.Манделя, Дж.Голдстайна. Фактически волновой подход к исследованию развития общества в настоящее время представляет собой самостоятельное направление научной и философской мысли, отличающееся от классических теорий цикличности.
1. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. Киев, 1994;
2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо–Романскому. М., 1991;
3. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989;
4. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991;
5. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1995;
6. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995, с. 26–49;
7. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997, с. 355–432;
8. Шпенглер О. Закат Европы, т. 1. Образ и действительность. Новосибирск, 1993;
9. Шлезингер А. (мл.). Циклы американской истории. М., 1992;
10. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. – «Сибирские огни», 1990, № 9, с. 136–156.
Цикличность как основа мироздания
Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель однажды сказал: «История повторяется дважды. Первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса». В наше время это высказывание кажется актуальным как никогда. Но можем ли мы сделать хоть какие-то выводы из прожитых столетий? Или же вся история человечества – лишь набор случайных «чисел», сумма которых и есть наше настоящее.
Мысль о том, что все в мире повторяется, возникла задолго до появления исторической науки в ее современном виде. Еще древние египтяне сформировали концепцию о цикличности всего сущего. Затем эти идеи «подхватили» жители Древней Греции, а в XIX веке их развили такие философы как Артур Шопенгауэр и Томас Браун. О цикличности нам также говорят календари майя, ацтеков, инков и многих других народов мира.
Тезис о вечном повторении хорошо раскрыт в индуизме. Здесь существует такое понятие как сансара – круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой. Вселенная, согласно верованиям древних индусов, существует лишь на протяжении «дня Брахмы» – бога творения. Один такой день исчисляется примерно 4320000 лет (по другой версии 311040000000000 лет). С наступлением «ночи Брахмы» она исчезает, а затем появляется вновь, когда приходит новый день.
Религия вообще склонна к подобным «повторениям». Если верить Библии, человечество уже пережило один конец света (Всемирный потоп), а в будущем нечто подобное повторится вновь, теперь уже в виде так называемого Судного дня.
Историю человечества сложно представить линейной и последовательной. В тот или иной отрезок времени на вершине развития находились разные цивилизации, вершившие судьбы мира и двигавшие человечество вперед. Например, захватническая политика Александра Македонского привела к распространению во многих регионах мира высокоразвитой эллинистической культуры. Если смотреть на Новое время, можно вспомнить Гражданский кодекс Наполеона, легший в основу правовых документов множества государств и похоронивший архаичные феодальные порядки.
Расцвет могущественной цивилизации нередко становился точкой отсчета нового исторического периода, и наоборот: ее гибель может ознаменовать собой наступление «темных» веков. Нечто подобное мы могли видеть на примере Римской империи, крушение которой в 476 году н.э. считается началом Средневековья в Западной Европе.
В силу всего вышесказанного вопрос цикличности истории сначала уместно рассмотреть на примере отдельно взятых цивилизаций. Выводы о том, что каждая из них имеет несколько этапов своего развития, отстаивали такие известные исследователи как Арнольд Тойнби. Оригинальный подход предложил российский ученый Валентин Александрович Мошков. Историю стран и народов он видел в качестве непрерывного ряда циклов, которые длились по 400 лет. Причем каждый из них, в свою очередь, делится на два равных 200-летних цикла, знаменующих упадок и возвышение.
И хотя взгляды этих ученых часто критикуют, многие исследователи все же выделяют в истории каждой цивилизации четыре этапа: зарождение, развитие, расцвет и угасание. Зарождение обусловлено формированием некоей объединяющей социальной философии. Следующий этап – развитие, связан с появлением целостного социального порядка и наличием в обществе определенных базовых ценностей, переставших быть уделом кучки маргиналов. Расцвет цивилизации, кроме качественного роста во всех сферах, может быть ознаменован созданием империи и агрессивной внешней политикой. Однако сколь бы сильным ни было государство – его все равно ожидает крах. На этапе угасания резко обостряются социальные экономические и политические противоречия. Все сложнее становится поддерживать высокий уровень образования и науки. На этом этапе империя становится очень уязвимой – как для внешних врагов, так и для внутренних неприятелей (к числу которых, например, могут относиться ранее порабощенные народы).
Если верить сторонникам циклического подхода, каждая из цивилизаций проходит все четыре этапа перед тем, как уйти в небытие. Обычно насчитывают несколько десятков таких культур. Арнольд Тойнби выделил в истории 21 цивилизацию, включая православную культуру периода Восточной Римской империи и «новую» православную цивилизацию России.
Кстати, эта классификация была очень тепло воспринята славянофилами, желающими доказать «фундаментальную разницу» между западной и русской культурой. Нам такие различия кажутся эфемерными, ведь Россия развивалась под огромным влиянием Запада. Однако эти выводы совсем не говорят о том, что каждый россиянин чувствует себя частью западной культуры. Скорее, как показывают последние события, все с точностью наоборот. Данный пример хорошо иллюстрирует, сколь размытыми могут быть границы двух цивилизаций.
И это лишь одна из возможных трудностей цивилизационного подхода. Другие из них также вызваны уникальными обстоятельствами, с которыми сталкивается та или иная культура, та или иная цивилизация. Например, закат Минойского государства в 1400-х годах до н. э. был вызван природной катастрофой – сильнейшим извержением вулкана. Следовательно, мы не знаем, как бы сложилась его судьба, не будь этого катаклизма, и не можем однозначно судить о циклах его развития.
При этом крупнейшие империи едва ли могли пасть жертвой одного природного катаклизма или быть захваченными неприятелем. Такие прецеденты в истории есть, но они, скорее, исключение из правил. Приведем пример: официальной датой краха Римской империи считают 4 сентября 476 года н.э., когда вождь отряда варваров Одоакр сверг с престола последнего императора Ромула Августа и сам стал королем Италии. Однако ни свержение императора, ни разграбление Рима варварами не были бы возможными без затяжного социально-экономического и политического кризиса. В последние годы территория государства сократилась до размеров современной Италии. Очень сложной была ситуация с армией. Если образ дисциплинированного легионера в сверкающих доспехах еще можно соотнести с расцветом империи, то к моменту ее заката он был уже не актуален. Тогда на страже Рима стояли варвары-наемники, чьи ценности сильно отличались от римских, а уровень дисциплины и оснащенности зачастую оставлял желать лучшего.
С похожими трудностями к концу своего цикла сталкивалась каждая из империй. К этому моменту некогда доминирующие в обществе идеи окончательно утрачивали свой вес, а экономика не обеспечивала потребностей растущего населения. Само существование государства уже не рассматривалось в качестве ценности, и никто из его жителей не хотел воевать и уж тем более умирать за него.
Что-то похожее случилось в 1991-м, когда рухнул Советский Союз. Некогда великая держава канула в Лету отнюдь не из-за происков внешних врагов: такого монстра как СССР в принципе нельзя было победить силой. Его крах произошел в силу глубочайшего внутреннего кризиса – как идейного, так и экономического.
Но что будет со всей человеческой цивилизацией в целом? Будет ли она вечно переживать периоды расцвета и заката, рождения и гибели культур? Возможно, но это будет лишь частью истины. Сложно себе вообразить, например, возврат к правовой и административной системе, действовавшей в Западной Европе в Средние века. И едва ли мы в XXI веке станем свидетелями войн, аналогичных тем, которые велись в прошлом столетии. В последнем случае свою роль играют два фактора: во-первых, технологии достигли такого уровня развития, при котором война двух мощных держав грозит уничтожить всю жизнь на планете (и это является сдерживающим фактором). Во-вторых, цивилизованные страны научились решать между собой вопросы мирно, без кровопролития.
Здесь также важно отметить наличие единых для государств постиндустриального мира ценностей, появившихся в результате социокультурной эволюции последних веков. Сюда входят такие базовые ценности как права человека и уважение к свободе слова. Их носителями являются не только европейцы и американцы, но и многие народы, включая сотни миллионов представителей среднего класса стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Станет ли либеральная демократия западного образца конечной точкой эволюции человеческой цивилизации или же она погибнет вместе с политическим влиянием Запада – неизвестно. Долговременный прогноз вообще вещь неблагодарная.