Требования к помещению для покраски авто
Покраска и ремонт автомобилей как бизнес
Согласно национальной статистике, в феврале 2020 года в Российской Федерации находилось около 44,5 миллионов легковых автомобилей. В свою очередь, автолюбители часто встречаются с необходимостью покраски машины: требуется частичная покраска при повреждении, коррозии отдельных элементов автомобиля или при покупке отдельных деталей, отличающихся по цвету, и полная покраска при длительной эксплуатации и выгорании цвета, смене расцветки или после тяжелой аварии.
Как покрасить автомобиль своими руками
Данный процесс отличается сложностью и подразумевает прохождение следующих ступеней:
Запустить бизнес по покраске авто: плюсы
Открыть дело по покраске транспортного средства: минусы
Плюсы | Минусы |
Высокий спрос | Необходимая высокая компетентность в покраске авто |
Относительно высокая стоимость сервиса | Значительные вложения |
Возможность входа на рынок, завоевания аудитории благодаря качеству сервиса | Конкуренция с сетевыми сервисами и дилерами, предлагающими широкий перечень услуг |
Как начать бизнес по покраске автомобилей
Для открытия дела по покраске авто необходимо соблюдать основные нормы СЭС и иметь:
Необходимые требования к открытию точки по покраске авто охватывают установку вытяжки или качественной вентиляции, освещение, в том числе лампы дневного света, водопровод, санузел и душевую кабину для работников. Верхняя часть помещения должна быть оснащена воздуховодом, тепловой подушкой с нагревательными элементами. Для оснащения помещения под сушильную камеру нужно поднять на 10 и более сантиметров и поместить вентилятор, забирающий воздух из камеры. Полы и стены должны быть отделаны влагостойкими и взрывобезопасными материалами.
Требования к помещению автосервиса по покраске автомобилей
Для предприятия необходимо помещение площадью от 25 квадратных метров. Например, можно обратить внимание на помещение в гаражном кооперативе при обсуждении данной опции и иных условий деятельности с председателем объединения. Такая схема позволит обеспечить поток клиентов с первых месяцев развития точки. Если подходящего гаража нет, можно обратиться к быстровозводимому модульному помещению.
В целом рекомендуется размещать предприятие рядом с автомойками и точками по продаже автозапчастей. Не желательно соседство с автомастерскими, потому как они осуществляют широкий ассортимент услуг, в том числе со временем они могут внедрить услугу по окраске авто. Размещение должно находиться на оживленной транспортной развязке с удобным съездом.
Оборудование для автосервиса по покраске авто
При выборе камеры нужно обращать на параметры:
Покупка данной камеры предлагается некоторыми компаниями по лизинговому соглашению, что является хорошим подспорьем для начала предпринимательской деятельности.
Маркетинг в продвижении бизнеса автосервиса по покраске авто
В целом, для специализированных услуг ключевым инструментом продвижения является сарафанное радио, и соответственно высокое качество услуг. Для продвижения автосервиса, особенно на первых этапах, можно использовать как электронную, так и наружную рекламу. Базовым инструментом в интернет-продвижении является создание сайта, размещение на нем описания и прайса основных услуг. Также актуально размещать баннеры-указатели рядом с предприятием и листовки у партнеров (автомойки, магазины автозапчастей).
Затраты на открытие бизнеса автосервиса по окраске автомобиля: бизнес-план
Затраты | |
Покрасочная камера | От 770 тыс. руб. |
Оборудование и монтаж | От 200 тыс. руб. |
Сырье | 250 тыс. руб. |
Маркетинг | От 100 тыс. руб. |
Аренда помещения | От 30 тыс. руб./ месяц |
Электроэнергия | От 15 тыс. руб./ месяц |
Зарплата мастера | 60 тыс. руб./ месяц |
От 1,424 млн. руб. |
Ожидаемая окупаемость предприятия – от двух до трех лет при увеличении машин до 40-50 и чистого дохода до 800-900 тысяч рублей в месяц.
Франшиза автосервиса, сервисного центра
Франшиза | Инвестиции | Паушальный взнос | Роялти | Окупаемость |
FIT SERVICE | От 2,5 млн. руб. | 150 тыс. руб. | 6,5% от выручки станции | От 6 месяцев |
Вилгуд | От 1,5 до 8 млн. руб. | 350 тыс. руб. | 5% с оборота | От 12 месяцев |
Бош Авто Сервис | От 1,5 млн. руб. | 0 | 0 | От 1,5 лет |
Замена масла SPOT | От 2,8 млн. руб. | 650 тыс. руб. | 1-ый год 2%, далее 3% | 16 месяцев |
EFS 4X4 Accessories | От 1 до 3 млн. руб. | 0 | 0 | 1-2 года |
Вложения в открытие точки крупного бренда по схеме франчайзинга составляют от 1 до 8 миллионов рублей. Паушальный взнос при этом – от 100 тысяч рублей, а роялти назначаются в форме процентного платежа, составляющего от 2 до 6,5%. Взносы зависят от численности жителей населенного пункта и формата выбранной концепции. Срок окупаемости находится в интервале от 6 до 22 месяцев и более. Часть франчайзеров не взимает роялти и паушальный взнос.
Преимущества франшизы покраски и обслуживания автомобиля
Франшиза позволяет предпринимателю получить секреты успешного расположения помещения для предприятия и грамотного размещения оснащения на точке, перечень оборудования и сырья от рекомендованных поставщиков. Франчайзи, купивший франшизу партнер, получает возможность работать под брендом компании, привлекать клиентов на основе состоявшейся репутации сети, а также пользоваться успешными маркетинговыми инструментами компании и обращаться к ней за помощью. В целом благодаря передаче стандартов предприниматель сокращает риск работы своей точки и увеличивает шансы на получение высокого стабильного заработка.
С чего начать бизнес автосервиса: отзывы
На первоначальном этапе на предприятии необходимы один и более профессиональных работников, имеющих богатый опыт в покраске автомобилей. Дальнейшая численность команды зависит от загрузки точки. Также на последующих этапах развития можно увеличивать перечень услуг: небольшие ремонтные работы, тюнинг, реализация автозапчастей и аксессуаров и иной сервис.
Качество услуг – ключевой продукт в данном бизнесе, поэтому не рекомендуется экономить на оборудовании красильно-покрасочной камеры, ином оснащении и материалах.
Требования к покрасочным камерам, которые следует учесть!
Покрасочной камерой называют специально оборудованное для автосервиса помещение, предназначенное для промышленного использования. С его помощью покраске поддаются не только автомобили, но и другие транспортные средства, металлоконструкции и даже сельскохозяйственная техника. Другими словами — это универсальный покрасочный бокс, в котором проходит сложный технологический процесс. Поэтому существуют жесткие требования к покрасочным камерам, так как от грамотности использования покрасочного оборудования и должной оснащенности покрасочной камеры зависит качество проводимых работ.
Выделяют разные виды покрасочных камер. В большинстве случаев критерием такого распределения служат габариты помещения, выделенного под покрасочный бокс. В зависимости от этого увеличивается не только пропускная способность покрасочной камеры, но и расширяются ее возможности – можно красить не только легковые автомобили, но и грузовые транспортные средства, крупногабаритные объекты и даже железнодорожные вагоны. Но мы поведем речь о небольших покрасочных боксах, которые необходимы для покраски среднестатистического легкового автомобиля.
Покрасочная камера должна состоять из окрасочного помещения, отделенного от окружающей среды специальными теплоизоляторами. Они изготавливаются из специальных панелей, тип и толщина которых определяются конкретными условиями и задачами. Автомобиль поступает в такую камеру через створчатые ворота.
Основные требования к покрасочным камерам
Если систематизировать все требования к покрасочным камерам, то получится приблизительно такой перечень:
Давайте ознакомимся с основными из перечисленных требований поближе. Это поможет каждому желающему соорудить покрасочную камеру своими руками. Здесь важно видеть не только результат в целом, но и уделять много внимания мельчайшим деталям, поскольку качество окрашивания поверхности может зависеть от минимального колебания температуры в боксе или от малейшего количества пылинок в воздухе.
Габариты покрасочной камеры
Итак, первым и самым важным требованием можно назвать правильный выбор габаритов помещения для будущей покрасочной камеры. Почему это настолько важно? Дело в том, что в процессе окрашивания автомобиля требуется достаточно свободного пространства по периметру для того, чтобы хотя бы развернуться с краскопультом, не говоря уже об удобстве маляра и наличии ряда вспомогательных материалов и инструментов. Поэтому гараж менее, чем 4х6 метров не подойдет, ведь в окрасочной камере должен поместиться не только автомобиль, но еще и маляр.
Система вентиляции и поддержания температуры
Далее особое внимание следует уделить системе вентиляции помещения. Это один из самых важных аспектов, поскольку мельчайшие пылевые элементы при оседании на поверхность машины испортят весь результат. Вентиляция покрасочной камеры предусматривает установку одного либо двух моторов, которые используются в качестве нагнетателя и вытяжки воздуха. Рассматриваются различные варианты установки вентиляции – одномоторная и двухмоторная, каждый из которых имеет определенные недостатки и преимущества.
Теперь о поддержке температуры на одном уровне. Данное требование обусловлено тем, что температурные скачки негативно сказываются на качестве лакокрасочного покрытия в режиме сушки. Здесь важно не только организовать хорошую циркуляцию воздуха, но и ограничить температурные колебания.
Воздушные фильтры
Требования к покрасочным камерам также предусматривают наличие фильтров для воздуха как на входе, так и на выходе из камеры. Фильтр на входе устанавливается для очистки нагнетаемого в камеру воздуха от пыли и прочих загрязнений. Иногда используется двойной фильтр – для предварительной очистки от крупные пылевых элементов и более тщательной дальнейшей очистки воздуха от мелких соринок. Задачей фильтра на выходе является очистка воздуха от взвесей лакокрасочных материалов.
Требования к освещению в покрасочной камере
Освещение покрасочной камеры также играет немаловажную роль. Обратите особое внимание на тот факт, что в большинстве современных покрасочных камер используются лампы дневного света. Это не является самым жестким требованием и не влияет непосредственно на качество нанесения или высыхания лакокрасочного покрытия. Однако именно дневной свет дает возможность маляру своевременно заметить и устранить все дефекты покраски, увидеть наличие пыли в воздухе или прочих недостатков.
Экономичность и безопасность покрасочных камер
Что касается экономичности, то это спорный вопрос. Да, с одной стороны покрасочная камера должна расходовать чем меньше электроэнергии – тем лучше. Однако, не стоит экономить и дешевить. К примеру, можно установить работающий на соляре теплогенератор, что обойдется дешевле, но отнюдь не обеспечит безопасность. В этой ситуации лучше установить работающие от электричества тэны. Хоть они обойдутся и дороже в эксплуатации, но покрасочный бокс станет от этого надежнее и безопаснее.
Нужно уметь анализировать и принимать правильные решения, когда речь идет об экономии расходных и финансовых средств. Одно дело выбирать между внутренней облицовкой помещения, и другое – выбирать тип вентиляции, нагрева воздуха и его фильтрации. Самое главное – покрасочная камера должна справляться с поставленной перед ней задачей качественно, быстро и без последствий.
Безопасность в данной ситуации – прежде всего. Существует определенная техническая документация, которая регулирует все технические характеристики и технологические особенности покрасочных камер. Однако, они распространяются на производственные окрасочные цеха, которые проходят ряд проверок и допусков перед введением в эксплуатацию. Конечно, самодельный покрасочный бокс для собственного использования никто проверять не будет, но к ряду требований документации по безопасности все-таки стоит прислушаться.
Технология инфракрасной сушки поверхностей автомобиля
Раньше особые требования выдвигались к технологии сушки лакокрасочного покрытия. Необходимо было обеспечивать нужную циркуляцию воздушных потоков определенной температуры, что отнимало массу времени. Сегодня большинство покрасочных камер устроены немного иначе. Проблема с режимом сушки была решена за счет инфракрасных ламп.
Инфракрасные сушки обеспечивают должное высушивание покрытия в минимальные сроки, что в разы быстрее сушки воздухом. К тому же, они универсальны, так как превосходно подходят для сушения различных поверхностей и материалов, включая водорастворимые и акриловые. С ее помощью также можно сушить грунтовку и шпаклевку. Инфракрасные лампы экономят энергию, демонстрируя при этом высокую производительность.
Как мы видим, требования к покрасочным камерам – это целый перечень моментов, которые следует учитывать при конструировании и строительстве. На первый взгляд все может показаться сложным, но на самом деле, когда разбираешься детальнее, все оказывается значительно проще. Для самодельных покрасочных камер сложно выделять какие-то конкретные требования относительно технологии или инструментов, так как каждый желающий покрасить автомобиль своими руками интерпретирует советы профессионалов, дополняет технологию какими-то своими инновациями, постоянно совершенствуя самодельный покрасочный бокс. Выбирайте для себя полезные на Ваше усмотрение советы, и все получится. Желаем успеха!
Требования к помещению для покраски авто
Система стандартов безопасности труда
Общие требования безопасности
Occupational safety standards system. Painting works. General safety requirements
Дата введения 1976-07-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством химической промышленности СССР
В.Н.Ратников, канд. хим. наук; М.К.Дубинин, канд. хим. наук (руководитель темы); В.Г.Русанов; Г.К.Козловцева; А.Т.Щеголева
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 19.08.75 N 2185
3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3951-82
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Номер пункта, подпункта
6. ИЗДАНИЕ (август 2005 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в декабре 1982 г., декабре 1983 г., мае 1990 г. (ИУС 3-83, 3-84, 8-90)
Настоящий стандарт распространяется на окрасочные работы, осуществляемые с применением лакокрасочных материалов по ГОСТ 9825, и устанавливает общие требования безопасности пpи подготовке и выполнении этих работ.
Стандарт не распространяется на окрасочные работы при строительстве и ремонте зданий и сооружений.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Организацию и выполнение окрасочных работ следует проводить в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.002, настоящего стандарта, а также согласно типовым правилам пожарной безопасности для промышленных предприятий, утвержденным ГУПО МВД СССР, и санитарным правилам при окрасочных работах с применением ручных распылителей, утвержденным Минздравом СССР.
1.2. Окрасочные работы должны быть безопасными на всех стадиях:
подготовки поверхности изделий под окрашивание, включая удаление ржавчины, окалины, старых покрытий, обезжиривание и нанесение преобразователей ржавчины;
нанесения лакокрасочных материалов, включая приготовление рабочих составов, мойку и чистку тары, рабочих емкостей, производственного оборудования, инструмента и защитных средств;
сушки лакокрасочных покрытий и оплавления покрытий из порошковых полимерных красок;
обработки поверхности лакокрасочных покрытий (шлифования, полирования).
1.3. При проведении окрасочных работ должны быть предусмотрены меры, устраняющие условия возникновения взрывов и пожаров в технологических установках (камерах, аппаратах), производственных помещениях, на производственных площадках вне помещений и меры защиты работающих от возможного действия опасных и вредных факторов, указанных в обязательном приложении.
1.4. Уровни опасных и вредных производственных факторов при окрасочных работах не должны превышать предельно допустимых значений, предусмотренных государственными стандартами и санитарно-гигиеническими нормами Министерства здравоохранения СССР.
1.1-1.4. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ
2.1. Окрасочные работы по п.1.2 необходимо проводить в соответствии с нормативно-технической документацией на технологические процессы, утвержденной в установленном порядке.
Окрасочные работы следует выполнять в окрасочных цехах, отделениях, участках, на специальных установках, в камерах или на площадках, оборудованных принудительной вентиляцией (местной и общей приточно-вытяжной) и средствами пожарной техники по ГОСТ 12.4.009. Устройство вентиляции должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.021 и строительных норм и правил, утвержденных Госстроем СССР.
В установках и камерах следует поддерживать разрежение, предотвращающее выход вредных выделений наружу и распространение по помещениям окрасочных цехов (участков).
2.1.1. Местные системы вытяжной вентиляции от камер и постов окрашивания (напыления порошковых красок), а также установок сухого шлифования покрытий должны быть оборудованы устройствами, предотвращающими загрязнение воздуховодов горючими отложениями и блокировками, обеспечивающими подачу рабочих составов к распылителям только при работающих вентиляционных агрегатах.
2.1.2. При окрашивании вредными, пожаро- и взрывоопасными материалами наружных и внутренних поверхностей строящихся и ремонтируемых судов, вагонов, самолетов и других крупных изделий следует применять местные вентиляционные установки.
2.1.3. В особых случаях с разрешения местных органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы, технической инспекции труда профсоюза и органов пожарного надзора допускается окрашивать крупные изделия непосредственно на местах сборки без устройства специальной вентиляции. При этом должны быть выполнены следующие условия:
проведение окрасочных работ в периоды, когда другие работы не производятся;
проветривание помещений при помощи принудительной общеобменной вентиляции;
применение малярами средств защиты органов дыхания, глаз и кожи;
обеспечение пожаро- и взрывобезопасности.
2.2. При проектировании новых и реконструкции действующих окрасочных цехов и участков необходимо предусматривать средства механизации и автоматизации технологических операций и производственных процессов, обеспечивающие устранение опасных и снижение действия вредных производственных факторов на работающих.
2.3. При разработке и выполнении окрасочных работ следует обеспечивать меры и способы нейтрализации и уборки пролитых и рассыпанных лакокрасочных материалов и химикатов, а также способы эффективной очистки сточных вод и пылегазовыделений перед выпуском их в водоемы и атмосферу в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.3.02.
2.4. Подача рабочих составов (обезжиривающие и моющие растворы, лакокрасочные материалы), сжатого воздуха, тепловой и электрической энергии к рабочим органам стационарного окрасочного оборудования следует блокировать с включением необходимых средств защиты работающих. На технологических аппаратах вместимостью более 1 м должен быть аварийный слив горючих жидкостей.
2.1-2.4. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.5. Окрасочные работы с применением радиоактивных лакокрасочных материалов следует проводить в соответствии с санитарными нормами, утвержденными Министерством здравоохранения СССР.
2.6. Подготовку металлических поверхностей к окрашиванию следует проводить по ГОСТ 9.402.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
2.7. (Исключен, Изм. N 3).
2.8. Тару, рабочие емкости и окрасочную аппаратуру следует очищать и мыть только в специально оборудованных местах, снабженных местными принудительными вентиляционными системами.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
2.9. В окрасочных и краскоприготовительных отделениях не допускается использовать оборудование и проводить работы, связанные с искрообразованием и применением открытого огня.
(Введен дополнительно, Изм. N 3).
3. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ ОКРАСОЧНЫХ ЦЕХОВ И УЧАСТКОВ
3.1. Окрасочные цехи, участки и вспомогательные помещения по объемно-планировочным и конструктивным решениям должны соответствовать требованиям строительных и санитарных норм и правил проектирования промышленных предприятий, утвержденных Госстроем СССР, а также требованиям норм и правил, утвержденных органами Государственного надзора.
3.2. Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха в рабочих зонах помещений окрасочных цехов и участков должна быть в пределах, установленных ГОСТ 12.1.005.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.3. Окрасочные участки и площадки следует располагать в изолированных помещениях.
Допускается располагать окрасочные участки и площадки в общих производственных помещениях или вне помещений при условии, что эти участки (площадки) входят в технологический поток пожаро- и взрывобезопасных производств.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.3.1. Окрасочные участки и площадки должны быть оборудованы эффективной местной вентиляцией, обозначены сигнальными цветами и знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026* и иметь ограждения пожаро- и взрывоопасной зоны.
Бизнес-план автосервиса по покраске автомобилей
1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА
Цель настоящего проекта – открытие сервиса по покраске автомобилей для реализации спектра доступных и качественных услуг автосервиса клиентам в г. Ростов-на-Дону.
В настоящее время статистика отмечает рост отечественного автопарка и увеличение продаж автомобилей. Благодаря этому возрастает спрос на услуги станций технического обслуживания автомобилей. Таким образом, открытие мастерской по покраске автомобилей является перспективным направлением бизнеса. К преимуществам следует отнести стабильный спрос на услуги, высокий уровень доходов и простые условия ведения бизнеса.
Для реализации проекта арендуется помещение, отвечающее всем требованиям, находящееся в непосредственной близости от оживленного участка дороги. Общая площадь помещений составляет 60 кв. м.
Объем первоначальных инвестиций составляет 2 100 000 рублей. Инвестиционные затраты направлены на приобретение оборудования, ремонт помещения, рекламу, закупку расходного материала и формирование фонда оборотных средств до выхода проекта на окупаемость. Основная часть требуемых инвестиций приходится на приобретение оборудования, доля которых составляет 74%. Для реализации проекта будут использованы собственные средства.
2. ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ И КОМПАНИИ
По данным ГИБДД, за последние 10 лет автопарк россиян увеличился на 65%, а ежегодный прирост числа автомобилей составляет 1,5 млн. единиц. В связи с этим растет потребность в оказании различных автоуслуг. Одной из таких услуг является покраска автомобилей. Услуги покраски автомобилей ежедневно требуются большому количеству автовладельцев: при предпродажной подготовке, после механических повреждений, для улучшения внешнего вида транспортного средства.
Рис. 1. Динамика российского автопарка легковых машин
Кроме того, пик кризиса на российском авторынке миновал. Согласно прогнозам, продажи легковых автомобилей в стране по итогам 2017 года возрастут на 4-5%. В абсолютном выражении это значит, что за текущий год официальными дилерами в России будет реализовано 1,48 миллиона новых автомобилей. Вероятность попадания в ДТП водителя, чей стаж вождения менее 1 года – до 95%. Почти 50% водителей со стажем до 3 лет являются виновниками всех ДТП на дорогах страны. Согласно статистике, в ближайшие несколько лет следует ожидать увеличения спроса на малярно-кузовные услуги.
Данные обстоятельства делают перспективным такой вид бизнеса, как покраска автомобилей. Подобный сервис способен приносить стабильный, высокий доход, поскольку стоимость покраски одной детали автомобиля составляет 3000-8000 рублей.
По данным 2ГИС, в настоящий момент в Ростове-на-Дону функционирует 177 компаний, которые предлагают малярно-кузовные услуги. Объем городского автопарка составляет более 300 тысяч автомобилей, а в регионе насчитывается 1,3 млн. автомобилей. Сопоставляя количество сервисных служб и автомобилей в городе, можно сделать вывод, что рынок еще не насыщен и имеет перспективы для роста. Ростов-на-Дону входит в ТОП-10 городов по объему автопарка легковых автомобилей, и с каждым годом количественный показатель увеличивается, что открывает новые перспективы для развития бизнеса в городе.
Для оценки конкуренции на рынке технического обслуживания автомобилей рассмотрим его структуру. Она включает:
1) Сетевые автосервисы, имеющие свои представительства в различных регионах. С этой группой конкурировать достаточно сложно, поскольку сетевики обладают клиентской базой и определенной деловой репутацией. Кроме того, крупные автосервисы могут объединять в себе целый спектр услуг по техническому обслуживанию автомобилей. В данном случае мелкие сервисы находятся в проигрышном положении.
2) Авторизованные автосервисы, специализирующиеся в основном на обслуживании конкретной марки автомобиля. Здесь главная сложность заключается в том, чтобы войти в нишу, т.к. официальные дилеры и автопроизводители очень тщательно выбирают себе партнеров.
3) Одиночные автосервисы – самая многочисленная группа. Такие сервисы не имеют аккредитации, но пользуются высоким спросом у автовладельцев, поскольку цена на услуги, как правило, ниже на 20-30%, нежели чем у авторизованных и сетевых автосервисов. Представители этой группы являются основными конкурентами настоящего проекта.
4) Индивидуальные услуги по обслуживанию авто сложно отнести к бизнесу, однако стоит учитывать как конкурентную силу, потому как в настоящее время такие услуги пользуются спросом.
Таким образом, открытие мастерской по покраске автомобилей является перспективным направлением бизнеса. К преимуществам бизнеса относятся:
— подходит для формата «бизнес в гараже»;
— актуальное и перспективное направление, пользующееся спросом;
— высокий уровень доходов;
— возможность расширения спектра услуг;
— простые условия организации бизнеса.
Однако следует учитывать и недостатки данного бизнеса. Во-первых, для организации сервиса по покраске автомобилей требуется большой объем первоначальных вложений, поскольку выполнение данных услуг предполагает использование качественного и дорогостоящего оборудования. Во-вторых, покраска автомобиля является трудоемким процессом, который должен выполняться опытными специалистами. В-третьих, срок окупаемости сервиса по покраске автомобилей составляет 1,5-2 года.
3. ОПИСАНИЕ УСЛУГ СЕРВИСА ПОКРАСКИ АВТОМОБИЛЕЙ
Данный бизнес-план автосервиса покраски автомобилей предполагает открытие мастерской по покраске автомобилей. Успех этого вида бизнеса напрямую зависит от качества выполненных работ. Качество покраски клиент видит сразу, поэтому необходимо нанимать только опытных мастеров и использовать качественные материалы и оборудование.
Процесс покраски автомобиля включает следующие этапы:
удаление ржавчины, грязи и пыли;
шлифовка и подготовка поверхности к покраске;
подбор цвета краски;
нанесение прозрачного лака на высохшую поверхность и повторная сушка;
полировка покрашенной поверхности.
Таким образом, покраска автомобиля является длительным и кропотливым процессом, каждый этап которого требует качественного исполнения.
Существует два вида покраски автомобиля – частичная и полная. Более чем в 50% случаев автовладельцы обращаются за услугами частичной покраски. Важной проблемой становится правильный подбор цвета эмали для покраски автомобилей. В случае ошибки колеровки покрашенная область будет заметно выделяться на фоне общего цвета автомобиля. При выборе нужного тона краски учитывается возраст автомобиля, освещение и код краски, первоначально нанесенной на автомобиль. Также важную роль играет индивидуальное восприятие и опыт колориста.
Поэтому особое внимание необходимо уделить способам подбора краски. Существует несколько методов, которые отличаются ценой и сложностью самим процессом выбора:
Подбор краски с помощью компьютера позволяет минимизировать человеческий фактор восприятия цвета. Для этого используются показатели спектрофотометра – прибора, который измеряет отражение и отвечает за наложение света на образце. Компьютерная программа проводит анализ полученных данных и на их основании подбирает подходящий цвет.
Подбор эмали по VIN-коду. Сегодня VIN-коды являются международным стандартом автоэмалей и включают в себя 17 символом. В соответствии с ними по каталогу цветов автомобильных красок подбирается код оттенка. VIN-код указан в каждом автомобиле – на внутренней стороне капота и представлен в виде обычной наклейки. Этот способ можно применять в том случае, если автомобиль до этого не перекрашивался.
Помимо покраски автомобиля рационально добавить в перечень услуг кузовной ремонт, поскольку обычно перед покраской поврежденной детали автомобиля необходимо устранить царапины, сколы, деформацию и т.д. Кузовной ремонт включает:
Жестяные работы (рихтовка, удаление вмятин) устраняют незначительные повреждения кузова. В последнее время популярность приобретает услуга вакуумного устранения мелких вмятин. Для более серьезных повреждений требуется проведение полного цикла жестяных работ.
Стапельные работы (восстановление геометрии) являются одним из самых трудоемких и сложных процессов. Восстановление геометрии автомобиля осуществляется при помощи высокотехнологичного устройства – стапеля.
Арматурные работы включают весь спектр операций по демонтажу и установке различных деталей автомобиля.
Локальный ремонт. Он включает устранение мелких повреждений, таких как: царапины, сколы, вмятины, потертости и прочее. Технологии в локальном кузовном ремонте становятся все популярнее, поскольку позволяют быстро и с минимальными затратами устранить повреждения. В данном случае ремонт осуществляется исключительно на участке повреждения, сохраняя в целостности заводскую покраску. В завершении работ проводится полировка поверхности для придания ей блеска и защиты от негативных воздействий.
В соответствии с этим, был составлен примерный перечень услуг, которые планируется предоставлять в мастерской (таблица 1). Цены указаны ориентировочно и могут быть скорректированы в зависимости от выбранной ценовой политики организации.
Таблица 1. Прайс сервиса по покраске автомобилей
Покраска крыла, двери, бампера
Покраска капота, крыши
Полная покраска автомобиля
Локальный ремонт (ретуширование царапин, удаление сколов и вмятин)
В перспективе можно расширить перечень сервиса покраски автомобилей дополнительными услугами:
— покраска автомобиля жидкой резиной;
— антикоррозийная обработка автомобиля;
Запись на сервис осуществляется по телефону или через форму онлайн-заявки на сайте сервиса.
4. ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ АВТОСЕРВИСА ПО ПОКРАСКЕ АВТОМОБИЛЕЙ
Большая конкуренция на рынке автомобильного сервиса обусловливает важную роль репутации и рекламы мастерской. Поэтому основу маркетингового плана составляет тщательная проработка уровня сервиса и рекламной кампании. Основной задачей маркетинга в автосервисном бизнесе является переход разовых клиентов в статус постоянных. Завоевать доверие потребителя возможно при помощи качественного сервиса и удобного расположения мастерской.
Автовладелец, который впервые столкнулся с необходимостью покраски автомобиля или кузовного ремонта, ищет мастерскую лично или следует совету знакомых. Владельцы авто охотно делятся координатами хороших автосервисов, поэтому «сарафанное радио» в данном случае является одним из наиболее эффективных методов продвижения. Для того чтобы клиент вернулся в мастерскую и порекомендовал ее знакомым, необходимо создать комфортные условия обслуживания – длительность работ, удобство расположения мастерской, качество обслуживания, стоимость услуг и т.д. Для этого можно использовать различные маркетинговые приемы:
— установление цены на услуги немного ниже, чем у конкурентов;
— заключение соглашения с автослесарями и неконкурентными, смежными сервисами. Соглашение устанавливается на условиях отчисления определенного % от каждого клиента, пришедшего по их рекомендации;
— размещение информации об услугах по покраске автомобилей на тематических сайтах и форумах вашего региона;
— внедрение системы скидок при оказании нескольких услуг сразу;
— организация удобного места для ожидания быстропроводимых работ.
Рекламная кампания сервиса покраски автомобилей осуществляется при помощи следующих инструментов:
— реклама на билбордах и вывесках. Наиболее эффективной рекламой для автосервиса является наружная реклама. Изготовление и монтаж одного указателя рядом с дорожными знаками стоит в среднем 15 000 рублей. Для повышения эффективности наружной рекламы предполагается изготовление двух указателей, способных привлечь необходимое количество клиентов. Билборд должен служить не только указателем, но и информационным полем, где рекомендуется отразить особенность предложения, например, можно указать сроки работы или действующие акции.
— визитки и флаеры. Распространять печатный материал лучше всего в местах скопления целевой аудитории. Это может быть территория заправки, магазинов автозапчастей, автомоек, шиномонтажных мастерских и т.д. Основным предложением для клиента будет скидка при предъявлении флаера. Данный инструмент рациональнее применять на первоначальной стадии работы автосервиса. Стоимость этого вида рекламы составляет около 10 000 рублей.
— формирование лояльности клиентов. Чтобы сформировать свою клиентскую базу, необходимо предусмотреть наличие бонусных программ для постоянных клиентов. Для этого предполагается сформировать накопительную систему скидок. Например, можно начислять с каждой покупки 2% бонусов, которыми клиент сможет расплатиться в следующий раз. Для ведения учета бонусной программы потребуется компьютер с соответствующим программным обеспечением.
— реклама в СМИ. Можно разместить объявление в газете или заказать рекламу на радио. Классика радиорекламы — это 30-секундный ролик, рекламный текст состоит из 60-75 слов без учета предлогов. Стоимость радиорекламы зависит и от выбранного радио, и от времени трансляции ролика, его длительности и количества его повторов. В среднем, стоимость 1 минуты рекламного ролика составляет около 4000 тысяч в период 7:00 до 22:00. Примерный бюджет рекламного продвижения через СМИ составляет 15000-20000 рублей.
— создание собственного сайта для сервиса покраски автомобилей. Во-первых, этот инструмент позволяет продвигать услуги через Интернет, а во-вторых, упрощает процесс взаимодействия с потенциальными клиентами. На сайте автосервиса должны указываться перечень оказываемых услуг и прайс-лист на них, контакты, карта проезда, информация об акциях и специальных предложениях. Также рекомендуется создать на сайте форму для быстрого оформления заказа. Для сайта автосервиса понадобится всего пара веб-страниц и простейший интерфейс. Стоимость такого сайта составить около 20 000 рублей.
Однако самой лучшей рекламой для автосервиса является его выгодное расположение. Если правильно подобрать участок, то можно обеспечить достаточный поток клиентов. Поэтому стоит уделить особое внимание выбору подходящего участка.
Ориентировочный план продвижения автосервиса в городе Ростове-на-Дону представлен в таблице 2. В соответствии с расчетами, на продвижение автосервиса планируется затратить 91 000 рублей. Основная часть рекламных мероприятий планируется на первые месяцы открытия автосервиса.
Таблица 2. Рекламный бюджет сервиса по покраске автомобилей
Описание сервиса покраски автомобилей
Для привлечения внимания потенциальных клиентов необходимо разместить баннеры-указатели вблизи автосервиса. Затраты включают создание указателей, а также их монтаж
Распространение печатной рекламы
Для этого предполагается создание рекламного материала (флаеров/буклетов) и его распространение в местах скопления целевой аудитории. Затраты включают расходы на создание и печать флаеров, а также заработную плату промоутерам. Рекламный материал содержит в себе скидочный купон 10% на первое посещение
Создание собственного сайта
Создание и продвижение собственного сайта-визитки в Интернете. На сайте должна быть отражены контактные данные, схема проезда, прайс на услуги, форма для онлайн-заявки
Реклама на местном радио
Планируется выбрать радиостанцию, которую слушает целевая аудитория. Стоимость создания 15-секундного ролика – 3000 рублей.
Проведение рекламной кампании – 1 неделя, время трансляции ролика – с 7:00 до 22:00, количество повторов в день – 4 раза. Исходя из этого, можно высчитать стоимость рекламы на радио:
1 мин./день * 4000 руб./мин. * 7 дней = 28 000 руб.
Как показывает опыт, наиболее эффективной рекламой автосервиса по покраске автомобиля является идеально выполненная работа. Квалифицированные сотрудники, продуманная ценовая политика и гарантийное обслуживание позволят привлечь и удержать клиентов.
Активная маркетинговая стратегия позволяет ускорить процесс окупаемости средств, вложенных в открытие автомастерской. Чтобы автосервис окупился, в день необходимо обслуживать хотя бы одного клиента. Прибыль появится в случае ежедневного обслуживания двух и более клиентов. Важно учитывать, что даже самая современная инфракрасная сушка не позволит покрасить в день более пяти автомобилей.
Окупаемость автопокрасочной мастерской зависит от конкуренции и потока клиентов. При благоприятном стечении обстоятельств бизнес может окупиться уже спустя полгода. Если конкуренция в городе жесткая, то окупаемость бизнеса составит 12-18 месяцев.
5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА АВТОСЕРВИСА ПО ПОКРАСКЕ АВТОМОБИЛЕЙ
Как открыть автосервис с нуля? Алгоритм открытия проекта предполагает следующие этапы:
Зарегистрировать бизнес как ООО или ИП.
Определиться с участком и помещением для автосервиса.
Закупить специализированное оборудование.
Нанять квалифицированных работников.
Выбрать поставщиков и закупить расходный материал для автосервиса.
Остановимся на каждом пункте подробнее.
1) Выбор участка и помещения для покраски автомобилей. При открытии автосервиса следует рассматривать два ключевых параметра – территориальное расположение и оборудование, обеспечивающее спектр услуг. Именно от этих двух параметров зависит рентабельность бизнеса.
Наиболее существенным вопросом при организации автомастерской является поиск подходящего участка. При выборе местоположения следует обратить внимание на наличие конкурентов поблизости. Это позволит оценить уровень потребительского спроса и принять решение о выборе участка.
Здание автосервиса должно хорошо проглядываться с дороги и иметь удобный подъезд. Согласно требованиям СЭС, автосервис не может находиться в непосредственной близости от жилых домов и водоемов. Расстояние между СТО и этими объектами должно составлять не менее 50 метров.
Помимо характеристик участка, необходимо учитывать помещение, в котором будет располагаться мастерская со всем оборудованием, поскольку планировка любой автомобильной мастерской требует соблюдения определенных правил. Планировка малярно-покрасочного цеха должна обеспечивать быстрое и последовательное перемещение ремонтируемого автомобиля от ремонтного цеха в покрасочную камеру.
Сервис по покраске автомобилей нуждается в помещении площадью не менее 30 кв.м. Для того, чтобы разместить два автомобиля одновременно, потребуется не менее 60 кв.м. Для автосервиса подойдут любые нежилые постройки: гаражные боксы, ангары и т.д. Обязательными требованиями, предъявляемыми к автопокрасочной мастерской, является установка вытяжки или хорошей вентиляции, хорошее освещение (рекомендуется использовать лампы дневного света), мощное электропитание. Кроме того, в верхней части помещения должны быть установлены воздуховод и тепловая подушка с нагревательными элементами Пол помещения, где будет установлена сушильная камера для покраски автомобилей, необходимо приподнять на 10-15 см, чтобы установить вентилятор, всасывающий воздух из камеры. Для ускорения процесса сушки рекомендуется оборудовать помещение инфракрасными лампами.
Обобщая все вышесказанное, можно определить следующие требования к помещению автосервиса:
— наличие вентиляции, водопровода, отопления и хотя бы одного окна;
— отдельное помещение (т.е. вне жилых домов и зданий общественного пользования);
— отделка полов и стен влагостойкими и взрывобезопасными материалами;
— взрывобезопасные светильники и приборы;
— наличие санузла и душевой кабины для персонала.
Можно подобрать помещение для покраскb автомобилей, которое удовлетворяет всем требованиям, или построить здание. Рынок предлагает множество вариантов строительства автосервисов «под ключ». Здание автосервиса представляет собой сборное каркасное здание из сэндвич панелей поэлементной сборки. Полная стоимость автосервиса «под ключ» начинается от 1,5 млн. руб. (для бокса на 2 поста).
Для реализации проекта предполагается арендовать участок площадью 60 кв. м. Арендная плата составляет 50 000 рублей в месяц. На ремонт и отделку помещения заложены затраты в сумме 80 000 рублей.
2) Приобретение оборудования для покраски автомобилей. Для обеспечения производства необходимо закупить оборудование. Современное многофункциональное оборудование – это залог качественной работы. Стандартный перечень оборудования, необходимого для оснащения малярно-кузовного цеха, включает в себя:
— рихтовочные стапели (платформенные, рамные, подкатные и напольные);
— комплект рихтовочного инструмента;
— детекторы для определения видов стали;
— гидравлические наборы для правки кузова;
— двухстоечный подъемник для авто;
— измерительные линейки, двух- и трехмерные системы измерения;
— набор для выправления вмятин на кузове без покраски;
— специальная лампа колориста;
— мини-камера для проведения тестов напыления;
— поворотные малярные столы для окраски элементов кузова;
— инфракрасный излучатель для сушки деталей и небольших поверхностей;
— инструменты для шлифовки поверхности.
— оборудование для удаления пыли.
Этот список не является исчерпывающим, поэтому в общую сумму расходов на оборудование для покраски автомобилей закладываются дополнительные затраты. Приобретение оборудования для покрасочного цеха обойдется в среднем в 1.5 млн. рублей, из которых около 700 тыс. приходится на сушильную камеру.
В покрасочной мастерской это оборудование является наиболее важным, поэтому следует уделить его выбору особое внимание. При этом необходимо учитывать следующие параметры: внутренний размер камеры, нагнетательно-вытягивающие характеристики, теплоизоляция камеры и освещение камеры. Наиболее популярными производителями камер являются: Termomeccanica, ColorTech, Saico. Производители часто предлагают оборудование по лизинговому договору, что для начинающего предпринимателя – выгодный способ приобретения дорогостоящего оборудования.
Помимо оборудования для оснащения сервиса покраска автомобилей необходимо закупить:
— расходные материалы (шлифовальные шкурки, насадки на дрели и прочее);
— химические средства (лаки, краски и прочее);
— спецодежду для сотрудников.
3) Подбор персонала. Для функционирования автосервиса предполагается нанять трех мастеров: 2 жестянщиков-кузовщиков и 1 автомаляра. Планируется, что по истечении первого года работы, потребуется нанять еще одну бригаду мастеров.
Стоит уделить особое внимание квалификации и практическим навыкам потенциальных сотрудников, поскольку от качества выполнения их работы зависит репутация автосервиса.
Особых требований к персоналу нет: образование средне-техническое или высшее по профилю, наличие опыта ремонта и покраски автомобилей, знание устройства автомобилей.
4) Приобретение расходных материалов. В работе автосервиса используется много расходных материалов. Важно, чтобы мастерская всегда была обеспечена необходимым количеством материалов. В связи с этим, необходимо заранее составить список добросовестных поставщиков и наладить с ними сотрудничество.
6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН АВТОСЕРВИСА ПО ПОКРАСКЕ АВТОМОБИЛЕЙ
Начальным этапом открытия мастерской по покраске автомобилей является регистрация бизнеса в государственных органах. Для ведения коммерческой деятельности регистрируется ООО с упрощенной системой налогообложения («доходы минус расходы» по ставке 15%). Виды деятельности согласно ОКВЭД-2:
45.20 «Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств».
Требования СЭС предполагают оформление следующих документов для открытия автосервиса:
— программу производственного контроля;
— заключение Роспотребнадзора на соответствие помещения нормам;
— разрешение Роспотребнадзора на осуществление деятельности;
— договоры на вывоз отходов, опасных веществ, дезинфекцию стирку спецодежды.
Можно оформить документы самостоятельно, но чтобы сократить срок оформления можно обратиться в специализированную юридическую фирму, услуги которой обойдутся примерно в 30 000 рублей. В данном проекте предусматривается, что предприниматель самостоятельно занимается оформлением всей необходимой документации.
Жестянщик-кузовщик осуществляет кузовной ремонт автомобилей. Автомаляр производит все работы, связанные с покраской автомобилей. Заработная плата сотрудникам может начисляться либо как фиксированная ежемесячная сумма, либо по формуле «оклад + % от продаж». Последняя система предпочтительнее, поскольку такой способ оплаты труда будет служить мотивацией для сотрудников. Для упрощения финансовых расчетов в данном бизнес-плане учитывается фиксированная сумма заработной платы. Общий фонд оплаты труда составляет 163 800 рублей.
Таблица 3. Штатное расписание и фонд оплаты труда сервиса покраски автомобилей
Итого с отчислениями:
7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН СЕРВИСА ПОКРАСКИ АВТОМОБИЛЕЙ
Финансовый план учитывает все доходы и расходы автосервиса, горизонт планирования составляет 3 года. Предполагается, что по истечению этого периода потребуется расширение бизнеса. Возможно открытие полноценной автомобильной мастерской.
Для запуска проекта необходимо рассчитать объем стартовых вложений. Для этого нужно определиться с затратами на оборудование помещения мастерской и формированием оборотных средств на покрытие убытков начальных периодов.
Проект требует привлечения денежных средств в размере 2 100 000 руб. Основная часть требуемых инвестиций приходится на приобретение оборудования – 71%, доля расходов на ремонт помещения и первый месяц аренды – 6%, на оборотные средства – 12%, на рекламу – 4%, а на закупку расходных материалов – 7%. Проект финансируется за счет собственного капитала. Основные статьи инвестиционных затрат отражены в таблице 4.
Таблица 4. Стартовые вложения
Аренда за 1 месяц работы
Комплект оборудования (инструменты и обустройство мастерской)
Стартовая рекламная кампания
Переменные затраты покраски автомобилей включают расходы на приобретение расходного материала для ремонта и затраченных коммунальных мощностей. Для упрощения финансовых расчетов величина переменных расходов рассчитывается, исходя из средней стоимости услуг мастерской и фиксированной торговой наценки 300%.
Постоянные расходы покраски автомобилей включают арендную плату, рекламу, амортизационные отчисления, фонд оплаты труда и прочие расходы (табл. 5). Размер амортизационных отчислений определяется линейным методом, исходя из срока полезного использования основных фондов в 5 лет. К постоянным затратам также относятся налоговые отчисления, но в таблице они не учитываются, поскольку их размер не фиксированный и зависит от размера выручки.
Таблица 5. Постоянные затраты
Таким образом, были определены постоянные ежемесячные расходы на покраску автомобилей в размере 263 800 рублей. Подробный финансовый план приведен ниже.
8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
Об инвестиционной привлекательности сервиса покраски автомобилей можно судить на основе простых и интегральных показателей эффективности. Изменение стоимости денег во времени учтено с помощью метода дисконтирования денежных потоков.
Срок окупаемости проекта при первоначальных инвестициях в 2 100 000 рублей составляет 16-17 месяцев. Чистая ежемесячная прибыль проекта при выходе на плановые объемы продаж составит 158 000 рублей. Выйти на плановый объем продаж планируется на восьмой месяц работы.
Годовой объем чистой прибыли за первый год работы по покраске автомобилей составит более 1 000 000 рублей. Рентабельность продаж в первый год работы составит 18,15%. Коэффициент рентабельности инвестиций составляет 10,7%, а внутренняя норма прибыли превышает ставку дисконтирования и равна 8%. Чистая приведенная стоимость положительна и составляет 1 693 232 рублей, что говорит об инвестиционной привлекательности проекта.
Финансовый план покраски автомобилей учитывает оптимистичный прогноз продаж, который можно ожидать благодаря выгодному местоположению мастерской и высокой эффективности рекламной кампании.
9. РИСКИ И ГАРАНТИИ
Для оценки рисков в работе сервиса покраски автомобилей необходимо провести анализ внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся угрозы, связанные с экономической ситуацией в стране, рынков сбыта. К внутренним – эффективность управления организацией.
Среди внешних рисков выделяются:
— неудачный выбор местоположения мастерской. Исключить неправильное решение возможно при помощи качественного геомаркетингового анализа местности, инфраструктуры, транспортных потоков, что позволит более точно оценить уровень продаж с учетом плотности потенциальных потребителей.
— высокая конкуренция на рынке, открытие новых точек в относительной близости, демпинг прямых конкурентов. Появление новых автомастерских приведет к перераспределению клиентской базы и прибыли. Нередко крупные автосервисы оказывают покрасочные и ремонтные услуги, что негативно сказывается на клиентской базе небольших мастерских. Снижение этого риска возможно при создании собственной клиентской базы, разработке уникального торгового предложения, грамотной ценовой политике и стимулировании лояльности потребителя.
— повышение стоимости аренды, которая повлечет увеличение постоянных расходов и может сказаться на финансовом состоянии. Снизить вероятность риска возможно при заключении договора долгосрочной аренды и выборе добросовестного арендодателя.
К внутренним рискам относятся:
— технологические риски, в число которых входит неправильно выбранное оборудование, поломки, нецелевое использование технологических мощностей, что может привести к остановке бизнес-процессов. Снизить этот риск возможно при регулярном контроле исправности оборудования, качественном сервисном обслуживании, грамотном выборе оборудования.
— низкий уровень компетенции сотрудников. Безответственное отношение к имуществу, низкое качество обслуживания могут привести к серьезным финансовым потерям и снижению деловой репутации. Чтобы избежать этого, необходим систематический контроль, финансовая мотивация, стандартизация работы персонала. Проще всего снизить данный риск на этапе подбора персонала. Необходимо провести тщательный отбор сотрудников и предложить им выгодные условия работы, способные привлечь опытных сотрудников.
— невыполнение планируемого объема продаж. Снизить этот риск возможно при эффективной рекламной кампании и грамотной маркетинговой политике, предполагающей проведение различных акций и бонусов;
— снижение репутации учреждения в кругу целевой аудитории при ошибках в управлении или снижении качества услуг. Нивелировать риск возможно при постоянном контроле качества услуг, получении обратной связи от клиентов автосервиса и проведении корректирующих мероприятий.
Обобщенные данные по анализу рисковой составляющей проекта приведены в таблице 6. Благодаря количественной оценке рисков можно установить, на чем управленцам следует сосредоточить внимание и какие меры предусмотреть, чтобы минимизировать потери.
Таблица 6. Количественный анализ рисков бизнеса по покраске автомобилей
Вероятность наступления (0-1)
Значимость риска для деятельности предприятия (0-10 баллов)