Тульский машиностроительный завод мотоциклы
Что сейчас выпускает Туламашзавод, который был известен производством «Муравья»
Тульский машиностроительный завод всегда был известен выпуском двухколёсной мотоциклетной техники. Мотороллеры «Муравей» и «Тула» хорошо справлялись со своими целями в сельской местности, а сохранившиеся экземпляры до сих используются по предназначению. В девяностые завод пережил сложные времена, но смог «выжить» и продолжает свою работу. Посмотрим на модельный ряд Туламашзавода сегодня.
История предприятия началась ещё в конце XIX века. Изначально оно специализировалось на чугунно-литейной отрасли и выполняло заказы для местного Оружейного завода. Со временем объёмы производства расширялись, а фабрика стала известной по всей стране. Именно здесь в 1910-х годах производился легендарный пулемёт «Максим».
С 1930-х годов Туламашзавод стал выпускать продукцию для гражданской сферы. Здесь началось производство фрезерных станков. Примерно через 20 лет предприятие стало выпускать детские велосипеды. В это же время начинаются работы по открытию цеха мотоциклетной техники, благодаря чему завод и стал называться машиностроительным.
Грузовой мотороллер «Муравей» ознаменовал эпоху перехода сельской местности в индустриальное общество. Традиционные перевозки на лошадях сменились машинными.
В девяностых годах Туламашзавод столкнулся с серьёзными финансовыми проблемами. Снижение спроса и высокая конкуренция вынудили предприятие закрыть производство мотоциклетной техники. Во-многом сохранить завод позволил военно-промышленный комплекс. Сейчас здесь производят зенитные комплексы и пушки для бронированной техники. Тем не менее, на ТМЗ по-прежнему выпускают и гражданскую продукцию.
Одной из основный отраслей завода стало производство дизельных генераторов. В линейке представлены устройства для промышленных и гражданских целей. Сохранившиеся технологии дали возможности для развития садовой техники. Туламашзавод выпускает мотоблоки, культиваторы, газонокосилки и снегоуборщики.
Отдельное внимание следует уделить сфере пожаротушения. На ТМЗ выпускают быстровозводимые пожарные депо, которые могут использоваться на территориях с чрезвычайным положением. Здесь же изготавливаются мобильные пожарные установки, которые сцепляются с грузовыми автомобилями.
Недавно вторую жизнь обрела марка «Муравей». Предприятие решило вернуть легендарное имя, но теперь машина имеет совершенно иное значение. Предприятие выпускает модели «Муравей ВТС 01» и «Муравей ВТС 02». Аббревиатура означает «Внутризаводские Транспортные Средства».
Небольшие машины имеют электрическую силовую установку и рассчитаны на эксплуатацию в промышленных зонах. Современные «Муравьи» предназначаются для складов, металлобаз и иных небольших территорий, где необходима перевозка грузов и не всегда возможна эксплуатация техники в двигателем внутреннего сгорания. Для сельской местности такая машина однозначно не подходит.
Сейчас Туламашзавод сохраняет статус одного из градообразующих предприятий. По информации из открытых источников, штат ТМЗ составляет порядка 1600 человек, задействованных в разных отраслях. Не исключено, что когда-нибудь завод снова вернётся к производству мотоциклетной техники.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Мотоциклы марки Тула: плюсы и минусы, модели, варианты тюнинга
Мотоциклы марки Тула отличает прежде всего дизайн, отличная проходимость и высококачественная сборка. Эта мототехника прекрасно подходит для туризма, преодоления пересеченной местности, выездов к охотничьим угодьям и на рыбалку.
Мотоцикл Тула 5.952
История создания
История создания берет свое начало с 1984 года, когда с конвейера Тульского машзавода имени Рябикова сошли и поступили в продажу первые 200 мотоциклов. Пик же производства пришелся на 1986-19 88 гг. Тула являлся пионером советских внедорожников с воздушным принудительным охлаждением, а также первым байком в СССР, где был установлен электростартер.
Так как завод не имел лицензии на выпуск мотоциклов, пришлось выходить из положения путем установки небольших мотороллерных колес, что переводило Тулу в разряд мотомашин. Своим дизайном мотоцикл обязан группе художников Ленинградского филиала ВНИИТЭ, которой руководил С. Николаев.
Выпускалось в среднем 11000 мотоциклов в год в течение 12 лет. Они пришлись по душе разным категориям мотолюбителей, но особой популярностью пользовались у селян, выезжающих на них поохотиться и порыбачить. Для дальних поездок он также вполне подходил.
В начале 90-х начало страдать качество выпускаемой продукции, а после 1993 г. резко сократился выпуск мотоциклов. В 1996 г. их производство было свернуто.
Технические характеристики
Марка мотоцикла Тула
ТМЗ-5.952
двухтактный, принудительное охлаждение, 200 куб. см
двухтактный, принудительное охлаждение, 200 куб. см
А 76
11/0,5
126
12
130 мм/80 мм
четырехступенчатая
четырехступенчатая
150
Смотрите видеообзор мотоцикла Тула ТМЗ-5.951 19888 года выпуска:
Стоимость
Поскольку производство мотоциклов Тула прекращено, новую модель приобрести невозможно. В объявлениях встречаются предложения практически новых байков с пробегом 100-150 километров, которые просто длительное время стояли в гаражах. Цены на мотоциклы в зависимости от их состояния и проведенного тюнинга разнятся, но определенный диапазон есть и составляет от 15 до 50 тысяч рублей.
Преимущества и недостатки
К достоинствам мотоциклов Тула, которые до сих пор привлекают потенциальных покупателей, относятся:
Среди недостатков отмечается следующее:
Модификации
За все время мотоцикл Тула трижды подвергался модификации:
Возможности тюнинга
Современные технологии позволяют сделать тюнинг мотоцикла Тула на высоком уровне.
Вариант тюнинга №1
Можно провести следующие манипуляции:
Мотоцикл можно еще покрасить и по возможности заменить проводку.
В результате на выходе получится мотоцикл мощностью 14,3 лошадиных сил, способный развивать скорость в 100-110 км/ч, с расходом автомобильного бензина чуть более 2 литров на 100 км. Имеет приборную панель, которая отображает нужные параметры. Заводить тюнинговую версию можно как ножным, так и электрическим стартером.
Вариант тюнинга №2
По другой версии умельцы переоборудуют мотобайк в квадроцикл, используя дизайн из журнала фирмы Bombardier, в которой трудятся лучшие специалисты по изготовлению подобной техники. Для этого потребуется:
В результате получается квадроцикл со скоростью 70 км/ч, весом чуть более 130 кг и расходом топлива в среднем 5 литров. Техника компактна – ее можно вместить даже в Газель. Квадроцикл рассчитан на ездока и груз.
Технические характеристики мотоцикла Тула не могут не впечатлять. Заводские инженеры смогли реализовать мечту большинство селян – запустить в серию «народный» мотоцикл, которому не страшны распутица и бездорожье, по доступной стоимости. Он и сейчас продолжает радовать своих владельцев.
Советские мотороллеры из Тулы
Первые мотороллеры на Тульском машиностроительном заводе начали производить в далекие 50-е годы прошлого века.
В то время многие военные предприятие перепрофилировали на производство гражданской техники, и тульский завод не стал исключением. Взяв за основу вывезенную из Германии трофейную мототехнику, а именно немецкий мотороллер Goggo-roller TA200 производства Hans Glas GmbH, конструкторы приступили к разработке собственного аппарата.
И в 1957 году началось серийное производство мотороллера получившего название Тула Т-200. Модель была ярко- синего цвета и оснащалась 199 кубовым движком с принудительным воздушным охлаждением и четырехступенчатой коробкой передач.
Сейчас такие цвета не в моде, так что если вам хочется чего-то более яркого и креативного и вы знаете что такое покраска автомобиля баллончиком то «Тула» станет прекрасным предметом для креативного дизайна и экспериментов. В отличие от популярной на то время Вятки, переключение передач у « Тулы» осуществлялось при помощи ножной педали. Кроме того на мотороллере «красовались» однотрубные амортизаторы, которые даже на мотоциклы устанавливали крайне редко.
Продажи Тулы Т-200 пошли довольно успешно. Но ходовая часть мотороллера нуждалась в серьезной доработке, да и дополнительная мощность двигателю тоже не помешала бы.
Поэтому, в 1961 году на заводе выпустили более легкую и усовершенствованную модель Т-200М.
Аппарат был оснащен двигателем в 9 л.с. и новым масляным фильтром, а тянущую переднюю вилку заменили на толкающую. В тоже время была выпущена трехколесная
и мотороллер с коляской Т-200К.
А самая интересная модель «Тулы» называлась «Конек- горбунок» (ТМЗ) сошла с конвейера в середине 60х.
На ней устанавливали 350-кубовый двигатель мощностью 32,5 л.с и большие шестнадцатидюймовые колеса. Мотороллер, как и его литературный тезка, воплощал безотказность, неприхотливость и даже некоторую фантастичность.
К концу 60-х годов на волне популярности Тульский машиностроительный завод приступил к выпуску мотороллеров под названием «Турист». Во многом он походил на свою предшественницу «Тулу». Но «Турист» приобрел стальной несущий кузов и рычажную толкающую вилку. Двигатель оставили прежним, но мощность его увеличили до 11 л.с, что позволило мотороллеру разгонятся до 85 км/ч при достаточно хорошей управляемости.
Кроме того «Турист» отличался приятным светло- зеленым окрасом и сигарообразным глушителем. Из недостатков у мотороллера сохранились литой нерегулируемый руль и слабая электросистема.
Мотороллер «Турист» разрабатывали с учетом езды на дальние расстояния, но он был тяжелым с маленькими колесами, что конечно же сказывалось на динамических характеристиках аппарата.
Эти аппараты конструировались в различных модификациях: с более мощными движками, с кабиной, с фургоном и даже с задней осью. Но большинство их так и не поступило в серийное производство. Кроме самого «Муравья». В 1988 года объём производства этой модели составил 84 % от всей мототехники производимой заводом.
В конце 70-х и начале 80-х годов все силы инженеров и конструкторов заводы были направлены на то, что бы максимально облегчить вес мотороллеров и увеличить мощность их двигателей. Так появился первый легкий мотороллер «Тулица» весивший 140 кг и способный разогнаться до 100 км/ч., и «Тулица-02М» еще на 6 кг легче своего предшественника.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Тульский машиностроительный завод
Тульский машиностроительный завод им. Рябикова (сокращённо Туламашзавод) — крупное машиностроительное предприятие города Тулы. Предприятие выпускает продукцию оборонного назначения. Планируется включить предприятие в создающийся ОАО «НПО «Высокоточные комплексы»».
Содержание
Продукция
Военная продукция
Ранее также выпускались:
Мотоциклы
Тульмаш заводу производить мотоцикл не разрешалось так как продукция, которая не предусмотрена по типажу и количеству специальными плановыми службами СССР, категорически запрещалось, поэтому Тульский завод не имел прав на разработку или создание собственного мотоцикла. На собственный страх и риск было открыто небольшое производство мотоциклов средних размеров, но для того чтобы у государственных служб не возникало лишних вопросов на новые «байки» стали устанавливать колеса, предназначенные для мотороллеров. Такое решение по поводу колес, позволило перенести технику в принципиально другой класс – «мотомашин», а «мотомашины» производить заводу разрешалось. Вот так и появились на свет первые мотоциклы «Тула».
Мотороллеры
Источники
Предприятия и организации Тульской области с числом сотрудников свыше 200
Полезное
Смотреть что такое «Тульский машиностроительный завод» в других словарях:
Ульяновский патронный завод — Тип Открытое акционерное общество Год основания 1916 Прежние названия 3 й Симбирский патронный завод (1916 1922) Ульяновский машиностроительный завод им. Володарского (1922 1998) ФГУП … Википедия
Тула — У этого термина существуют и другие значения, см. Тула (значения). Город Тула … Википедия
Московский вокзал (Тула) — У этого термина существуют и другие значения, см. Московский вокзал. Координаты: 54°11′56.5″ с. ш. 37°34′40.4″ в. д. / 54.199028° с. ш. 37.5 … Википедия
ТМЗ — Томский манометровый завод Тутаевский моторный завод Тушинский машиностроительный завод Тюменский машиностроительный завод «ТМЗ» женский волейбольный клуб из Тутаева, с 1998 года «Ярославна ТМЗ» Тульский машиностроительный завод … Википедия
Муравей (мотороллер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Муравей (значения). Муравей … Википедия
Корабельная пулемётная установка 2М-5 — Корабельная пулеметная установка 2М 5 2М 5 … Википедия
НСВ-12,7 — Необходимо перенести в эту статью содержимое статьи Утес м и поставить оттуда перенаправление. Вы можете помочь проекту, объединив статьи (cм. инструкцию по объединению). В случае необходимости обсуждения целесообразности объединения, замените… … Википедия
НСВ-12 — НСВ 12,7 «Утёс» НСВ 12,7 «Утёс» НСВТ на финской бронемашине Тип: станковый пулемёт Страна … Википедия
Пулемёт НСВ-12,7 «Утёс» — Firearm name=НСВ 12,7 Утёс Изображение: caption=НСВ 12,7 на установке 6У6 в положении для зенитной стрельбы nation=СССР inventor=Г. И. Никитин, Ю. М. Соколов, В. И. Волков date=1969 serv date=1972 cartridge=12,7х108 мм action=Отвод пороховых… … Википедия
Кортик (ЗРАК) — ЗРАК «Кортик» (экспортное название «Каштан»; код НАТО CADS N 1) зенитно ракетно артиллерийский комплекс. ЗРАК был разработан в конце 1970 х годов в Конструкторском бюро приборостроения (ГУП «КБП»), под руководством генерального конструктора… … Википедия
Мотомузей в Туле: Королевство «железных коней»
Этой осенью туляк Леонид Зякин открыл в деревне Харино (недалеко от Тулы) свой музей, посвященный мотоциклам.
Обаятельный и харизматичный Леонид встретил нас во дворе своего музея. Оказалось, что он и создатель, и экскурсовод, и хранитель, и реставратор – ну а кто лучше хозяина расскажет об экспонатах?
Леонид Зякин
— Я работал в ООО «Тулаавтотранс», в 1980 году был замом гендиректора по социальным вопросам и снабжению, — вспоминает Леонид Зякин. — В мои обязанности входила организация Дня автомобилиста. В то время мы делали настоящий праздник в Центральном парке. Проводили соревнования по картингу, среди мотоциклистов, устраивали показ автомобилей. Ведь у каждого предприятия хранились старые авто, которые были на ходу, и их можно было показать людям. Потом многое списали и сдали на металлолом. А это же такая история! Очень захотелось сохранить её.
Всю свою юность я провёл именно на мотоциклах, поэтому и стал потихоньку собирать именно их.
Семь лет назад Леонид вышел на пенсию. К тому времени у него в коллекции было пятнадцать разных мотоциклов. По просьбе ДОСААФ ему выделили даже специальное место в гараже, чтобы их хранить. А когда появилось время, решил заняться вплотную созданием музея. Начал реставрировать мотоциклы, изучал теорию и историю моделей.
— Сначала у меня созрела идея собрать именно коллекцию тульских мотороллеров. Сейчас их у меня более 51 штуки, хотя всего было сделано более сотни различных модификаций. Когда закончил с тульской серией, увлёкся советским мотостроением. Никогда бы не подумал, что в СССР было выпущено более 300 разных модификаций — от мопедов и до тяжёлых мотоциклов…
Сейчас в коллекции Леонида 240 экспонатов, но по самому музею работы непочатый край. Спонсорской помощи нет, зато помогает правительство Тульской области: поставили указатель на дороге, включили в перечень музеев и достопримечательностей Тулы и Тульской области. За всё это Леонид очень благодарен!
Кстати, раньше на всех заводах, выпускающих мотоциклы, были свои музеи. Но, к сожалению, в период перестройки они были уничтожены, в том числе и в Туле. В ДК Машзавода у нас был неплохой музей. Там стояли и импортные мотороллеры, и наши опытные образцы. Сейчас выставлено небольшое количество техники на территории завода, но простым тулякам туда не попасть, да и экспонатов раз-два и обчёлся.
Единственный музей, сохранившийся после СССР, находится в Ирбите Свердловской области. Там нашёлся энтузиаст Александр Буланов, заслуженный мастер спорта. Он обратился тогда ещё к Борису Ельцину с просьбой, чтобы музей сохранили. Его передали на баланс города. В итоге он существует до сих пор! Это, конечно, музей одного мотоцикла — «Урала». Но важно, что он есть и посмотреть на него приезжают люди со всего света.
Тула — впереди планеты всей!
В первом небольшом зале единственного тульского мотомузея нас встретил всего один мотоцикл на фоне расписной стены с чётко угадывающимися тульскими видами…
— Этот зал ещё не до конца сделан, — отметил Леонид Павлович. — Он посвящён первым советским мотоциклам довоенного периода. Готов пока один — Л-300. Его выпускали с 1930 по 1938 годы.
Всего было выпущено около 19 тысяч штук, но до наших дней дожило штук 40 по всему миру.
А в таком хорошем состоянии — не больше десятка! Собирал я его четыре года, начиная буквально с груды ржавого железа. Рядом с ним совсем скоро будет стоять ещё один «ветеран» — ИЖ-7. Сейчас он находится на реставрации, надеюсь, до конца года успеем закончить. Вообще сборка мотоциклов — вопрос очень длительный, сложный и затратный. Все детали собираются по крупицам, зачастую уходят годы, чтобы скомплектовать одну машину.
Рассказал хозяин музея и про картину на стене:
— Здесь изображён вид на улицу Коминтерна, бывшую Павшинскую — церковь, старые домики и вид на Машзавод. Он нарисован по старым фотографиям, взятым из архива. Кстати, цеха Машзавода здесь совсем не случайно: ведь именно там когда-то собирали мотороллеры!
Кроме того на стенах этого зала висят и старинные фото. На них можно увидеть первый в мире мотоцикл 1885 года выпуска, первый мотоцикл тогда еще Российской империи, выпущенный в 1910 году, первый советский мотоцикл — 1923−1924 годов рождения.
Интересную историю рассказал Леонид Павлович и про ещё одно фото.
— 1929 год стал отправным для отечественного мотопрома. Тогда был произведён испытательный пробег на 3 тысячи км советских разработок и иностранных мотоциклов, чтобы выявить модель, которую можно запустить в производство. Причём в этом пробеге участвовали мотоциклы таких марок, как Indian, Harley-Davidson, BMW. И с ними соперничала разработка тульского слесаря Токарева, сделанная практически из подручных материалов с использованием иностранного двигателя. Так вот, он до конца доехал, а гости из-за рубежа — нет! Не были они рассчитаны на наше бездорожье.
Гараж как место для свиданий
Следующий зал оказался посвящённым не мотоциклам, а целой эпохе… Эпохе гаражного отдыха!
— В 60-х годах прошлого века нельзя было себе представить мужчину без гаража, — ностальгирует Леонид Павлович. — Это была целая разновидность отдыха. Здесь можно было поковыряться в технике, построгать, попилить, поделать что-то… Выпить 100 грамм с друзьями-соседями. Да и женщину привести можно было тем, у кого стоял диван!
Сейчас, к сожалению, это совсем не актуально… Машины ставятся или во дворы, или на стоянки, уходит гаражный отдых. Поэтому я решил посвятить ему отдельную комнату. Сначала тут просто были мотоцикл и инструменты. А потом уже сами посетители начали приносить отдельные вещи: пылесос «Чайка», гармошку, гитару советского периода, тульский самовар, целую коллекцию фотоаппаратов, приёмник, примус… Даже настоящий самогонный аппарат!
Мотоциклетное царство
Большую часть музея составляет огромный ангар, разделённый ещё на три зала. Один из них посвящён тяжёлым мотоциклам, во втором выставлены яркие малютки-мотороллеры, а третий наполнен спортивными мотоциклами разных лет. Рассматривать их можно бесконечно. Интересно будет даже девушкам, ни капли не разбирающимся в технике, — рассказчик из Леонида Павловича превосходный! Самые яркие, на наш взгляд, экспонаты и истории про них смотрите в нашей фотоподборке. А лучше сами приезжайте в музей — здесь интересно!
240 экспонатов в мотоколлекции туляка Леонида Зякина.
84 года самому старейшему мотоциклу в коллекции.
51 мотороллер тульского производства можно увидеть в мотомузее.