Управление автомобилем в утомленном состоянии
Как ГИБДД штрафует уставших водителей
Действительно, пункт 2.7 ПДД водителю строго запрещаете управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. Кроме того, у нас в стране противозаконно садиться за руль человеку, нарушающему режим труда и отдыха, установленный уполномоченным федеральным органом.
Последнее касается дальнобойщиков и таксистов, до изнеможения изнуряющих себя круглосуточной вахтой. Переработку водителей грузовиков и автобусов стражи порядка проверяют с помощью тахографов. За сверхурочный труд предусмотрен штраф до 3000 рублей. Как ни странно, для таксистов этот прибор до сих пор необязателен, хотя они перевозят живых людей.
Конечно, переутомленный человек за рулем потенциально опасен для окружающих. На российских дорогах каждые сутки происходят серьезные ДТП именно по вине заснувших водителей. Но отстранять граждан от управления автомобилем на основании того, что у них красные глаза, замедленные движения и вялая речь, сотрудник ДТП не в праве. Ведь все перечисленные признаки необязательно свидетельствуют об усталости.
Так что вместо того, чтобы предложить такому водителю отдохнуть, инспектор ГИБДД заставит его дунуть в алкотестер — и его можно понять. Согласитесь, что симптомы переутомления схожи с признаками алкогольного или наркотического опьянения, которые в конечном итоге почти всегда изнуряют и обессиливают человека. В общем, у полицейского могут быть все основания предположить, что усталость водителя вызвана определнным допингом.
В любом случае, если ПДД прямо запрещают гражданам садиться за руль в болезненном или утомленном состоянии, то КоАП умалчивает о наказании за это нарушение. Поэтому максимум, что вам грозит, если вашу смертельную усталость засвидетельствовал страж порядка — это трата времени на процедуру с алктотестером. Но и без того имейте в виду, что в неадекватном физическом состоянии риск стать виновником ДТП увеличивается в разы. Если что случится, ваша усталость за смягчающее обстоятельство не сойдет.
Информационно-деловой портал г. Нижний Тагил
Управление автомобилем в утомленном и болезненном состоянии
Все водители транспортных средств знают, что не всегда удается сесть за руль полностью отдохнувшим и выспавшимся, полностью работоспособным.
В тоже время практически каждый, кто столкнулся с переутомлением, понимает, что в утомленном состоянии водитель не может адекватно реагировать и принимать верные решения. Утомленное и болезненное состояние можно сравнить с состоянием водителя, употребившего алкогольные напитки, и говорить в данном случае о безопасности дорожного движения не приходится.
Пилот самолета, диспетчер, лицо, управляющее атомным реактором, никогда не допускаются до работы без осмотра медика, в тоже время многие из нас забывают, что водитель автомашины приравнивается к данной категории, так как управляет источником повышенной опасности для окружающих.
Согласно п. 2.7 Правил дорожного движения «Водителю запрещается управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии».
Утомление способно также негативно воздействовать и на память человека – многие водители замечали, что в конце какой-либо длительной поездки они тратят намного большее количество времени не только на обнаружение сигнала, но и на его оценку, то есть на переработку полученной информации. В фазе утомления человек обычно проявляет два вида нежелательных реакций – как чрезмерно замедленные, так и чересчур быстрые.
Обычно утомление развивается во время длительных поездок за рулем и обнаруживает себя уже на 4-5 час вождения. Еще через пару часов утомление начинает ощущаться явно, а водители, которые сидят за рулем более 9 часов, поддерживают свой физический тонус уже исключительно собственными волевыми усилиями.
Если работоспособность водителя резко падает (такое, как правило, происходит во время длительных многочасовых поездок за рулем), опасность возникновения дорожно-транспортного происшествия значительно возрастает.
Водитель, чувствуя сонливость, может какое-то время преодолевать ее и достаточно надежно управлять автомобилем, но он должен знать, что засыпание может наступить внезапно и он этот момент может не заметить, что создает очень серьезную угрозу для безопасности дорожного движения. Поэтому, если у вас появилась сонливость за рулем, то бороться с ней на ходу не следует. Нужно остановиться и поспать непродолжительное время или проделать гимнастические упражнения. Только после снятия сонливости можно продолжать путь.
Характерным признаком наступающего утомления может служить появление, казалось бы, незначительных ошибочных действий: рассеянное внимание, желание выпрямиться, переменить позу. При таких признаках утомления необходимо немедленно прекратить движение. Первые признаки утомления, появившиеся после нескольких часов за рулем, не опасны для водителя и легко устраняются кратковременным отдыхом. Доказано, что при одном и том же времени отдыха несколько коротких перерывов значительно эффективнее одного продолжительного перерыва.
«Группой риска» среди водителей являются, как правило, водители, осуществляющие пассажирские, междугородние и международные перевозки, а также водители большегрузных транспортных средств.
Уважаемые водители! Утомленное или болезненное состояние за рулем может стать причиной серьезного дорожно-транспортного происшествия. Не стоит торопиться приехать домой и отдохнуть, так как такие действия могут привести к непоправимым последствиям. Лучшим решением в такой ситуации будет кратковременный отдых в пути!
Управление автомобилем в утомленном состоянии
По статистике более половины всех дорожных происшествий так или иначе связаны с переутомлением водителей. Особенно сильно проявляется утомление, когда водитель садится за руль, не выспавшись.
Надежность водителя в значительной степени определяется его работоспособностью.
Работоспособность снижается при болезненном состоянии водителя, после употребления им алкоголя, при утомлении, а иногда в результате сильного нервного возбуждения или угнетенного состояния.
Утомление оказывает негативное влияние на все основные функции организма водителя и психофизиологические качества, необходимые для безопасной езды.
В результате утомления ухудшаются характеристики зрительного восприятия: увеличиваются его пороги, снижаются контрастная чувствительность, точность оценки расстояний до объектов и скорости их движения. Зрительное утомление напрямую зависит от продолжительности рабочего дня. Например, после 8 ч непрерывной работы водитель увидит дорожный знак не за 100 м, а за 80 м.
При утомлении ослабевает память, что влияет на скорость переработки информации, меняется реакция, она становится чрезмерно замедленной или, напротив, очень быстрой.
В результате утомления происходит расстройство ранее сформированных навыков. Меняется рабочая поза, становится более глубокой посадка с типичным наклоном корпуса вперед или заваливанием назад, что затрудняет пользование рулевым колесом, педалями и рычагами, ухудшает обзор дороги и наблюдение за приборами.
Как показывают исследования процесса развития утомления у водителей, оно обнаруживается уже на 4—5 ч вождения, явно ощущается на 6—8 ч и к концу 9 ч уже требуются волевые усилия, чтобы поддерживать движение на безопасном уровне.Если водитель находится за рулем от 7 до 12 ч, то степень возможного попадания в ДТП становится в 2 раза чаще, если свыше 12 ч — в 9 раз чаще, чем при продолжительности рабочего дня менее 7 ч.
Утомление — это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате трудовой деятельности.
Повышенные энергозатраты способствуют прогрессированию утомления и в результате наступает момент, когда несмотря на возрастающие усилия возникают ошибки, пропуски необходимых действий, снижение производительности труда по количественным и качественным показателям. Утомлению обычно предшествует чувство усталости.
Усталость — это субъективное переживание человеком утомления. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить или снизить интенсивность работы для того, чтобы избежать расстройства функций нервных клеток. Усталость затрагивает сложные виды психической деятельности, снижает готовность к действиям при резком изменении ситуации на дороге.
При управлении автомобилем в условиях, когда на дороге нет других участников движения, при однообразном ландшафте водитель быстрее почувствует усталость, чем при вождении автомобиля в условиях насыщенного городского движения.
Утомление бывает эмоциональное, физическое и умственное. Работа водителя сочетает все три вида утомления. Больше всего водитель устает эмоционально. Это возникает из-за постоянной готовности действовать быстро, в целях избежания ДТП.
В некоторых ситуациях от водителя требуются поспешные действия, которые близки к пределу психофизиологических возможностей — это вызывает быстрое переутомление. При длительном управлении транспортными средствами возникает напряжение, как в мышцах туловища, так и мышцах конечностей. Развивается утомление, связанное с мышечной слабостью. Для снятия напряжения необходимо каждые 2 часа делать перерывы на 15—20 мин.
Умственное утомление наступает при длительной и насыщенной умственной работе. От нее люди устают не меньше, чем от физической. Это происходит из-за большого потребления энергии клетками головного мозга.
Умственная работа водителя проявляется во время интенсивного движения при больших скоростях и заключается в непрерывной оценке ситуации на дороге и быстром принятии решений. Эта работа может выполняться в условиях дефицита времени и сильного эмоционального напряжения.
Наиболее распространёнными формами психических состояний, развивающихся в процессе производственной деятельности и неблагоприятно влияющих на работоспособность водителя, являются запредельные психические напряжения.
Запредельные ( чрезмерные ) формы психического напряжения снижают эффективность труда и лежат в основе ошибочных действий оператора.
Психическая деятельность водителя стимулируется поступающей информацией. Для протекания на высоком уровне психических процессов необходима оптимальная информационная нагрузка. Избыточная информация в результате чрезмерного напряжения психических процессов приводит к более быстрому развитию утомления. При недостатке информации интенсивность протекания психофизиологических процессов падает, что приводит к снижению готовности водителя к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки.
Для поддержания в этих условиях необходимой интенсивности и устойчивости внимания требуется значительное волевое усилие, что также связано с расходом нервно-психической энергии и приводит к преждевременному утомлению.
Сонливость и засыпание водителя за рулем — наиболее опасные проявления утомления, которые нередко приводят к ДТП. Водитель, чувствуя сонливость, может какое-то время преодолевать ее и достаточно надежно управлять автомобилем, но он должен знать, что засыпание может наступить внезапно и он этот момент может не заметить, что создает очень серьезную угрозу для безопасности дорожного движения.
Сны могут быть настолько внезапными, что будут восприниматься как реальность. Были случаи, когда водители видели во сне на дороге пешеходов или животных и, внезапно просыпаясь, начинали тормозить или сворачивать с дороги, что приводило к дорожно-транспортным происшествиям.
Засыпание за рулем не обязательно следствие переутомления, оно может быть вызвано монотонной окружающей обстановкой. Когда длительное время не происходит смена ландшафта, скорость движения не меняется и хорошо слышен шум двигателя, может произойти так называемое сонное опьянение.
По данным исследований, этому состоянию подвержены в полной степени 23% водителей, в легкой — 74% и только 3% не подвержены вовсе.
Чтобы не допустить сонного опьянения, необходимо отвлекаться, но ненадолго. Поэтому, если у водителя появляется сильная сонливость за рулем, то бороться с ней на ходу не следует. Нужно остановиться и уснуть на короткое время или проделать гимнастические упражнения. Только после снятия сонливости можно продолжать путь.
Характерным признаком наступающего утомления может служить появление, казалось бы, незначительных ошибочных действий: рассеянное внимание, желание выпрямиться, переменить позу. При таких признаках утомления необходимо немедленно прекратить движение. Первые признаки утомления, появившиеся после нескольких часов за рулем, не опасны для водителя и легко устраняются кратковременным отдыхом.
Доказано, что при одном и том же времени отдыха несколько коротких перерывов значительно эффективнее одного продолжительного перерыва.
Выделены следующие виды утомления: компенсируемое и некомпенсируемое.
При компенсируемом утомлении водитель может заставить себя сосредоточиться на дороге.
При некомпенсируемом утомлении водитель не может преодолеть возникшие нарушения, вследствие чего существенно возрастает вероятность ошибок.
Так, например, после нескольких часов работы появляются первые признаки утомления, но их легко устранить коротким отдыхом.
При сильном переутомлении снять признаки усталости не поможет даже ночной сон.
Необходимость психофизиологиического обеспечения профессиональной деятельности водителя в условиях высокой функциональной нагрузки очевидна.
На базе кабинетов психологической разгрузки, психологической регуляции, психофизиологической диагностики и рейсовых пунктов контроля функциональной безопасности используется широкий спектр немедикаментозных средств, таких как арома- и фитотерапия, звуко и цветотерапия, практика специальных дыхательных и ритмических упражнений с элементами релаксации и приемам активизации внимания, профилактические методики, повышающие остроту зрения и активность клеток головного мозга.
Водитель безаварийного типа – это водитель, обладающий способностью к самоконтролю за своим состоянием, осознающий недопустимость выезда в рейс в состоянии болезни, психологического перевозбуждения, усталости или утомления.
Сотрудники ГИБДД предупреждают водителей об опасности управления транспортными средствами в состоянии утомления
Многие водители не придают большого значения усталости, сонливости и снижению внимательности на дороге. При вождении в утомленном состоянии у водителя ослабевает внимание и увеличивается время реакции. Чем выше скорость, тем быстрее устает человек. Согласно медицинским данным, на скорости 90 км/ч усталость наступает через 3,5-4 часа. При ощущении усталости или когда глаза закрываются, лучше остановиться и отдохнуть.
Госавтоинспекция Ростовской области напоминает, чтобы избежать дорожно-транспортных происшествий, необходимо вовремя применять меры борьбы с утомлением и помнить, что никакие ухищрения не заменят человеку нормальный отдых и сон. Именно поэтому Правила дорожного движения запрещают управлять транспортным средством в состоянии утомления. Управление ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области советует водителям, готовясь к дальней поездке, проверить техническое состояние транспортного средства, а также наличие огнетушителя и аптечки. В жаркую погоду в пути необходимо употреблять достаточное количество воды. Важно внимательно следить за состоянием здоровья. Если Вы почувствовали слабость, головокружение, головную боль, то следует немедленно остановиться – продолжать движение с такими симптомами крайне опасно.
В случае плохого самочувствия, технической поломки или другой трудной ситуации на дороге каждый автомобилист может обратиться за помощью к сотрудникам ГИБДД, как непосредственно к дежурящему наряду ДПС, так и по телефонам дежурных частей. Полицейские окажут необходимую помощь и расскажут о ближайших местах отдыха.
Пресс-служба ГУ МВД России по Ростовской области
Новости
В связи с наступлением жаркой погоды, Госавтоинспекция призывает водителей быть аккуратнее на дороге и, по возможности, воздержаться в эти дни от дальних поездок, чтобы максимально снизить негативное влияние природных факторов на дорожную обстановку.
Госавтоинспекция Пензенской области напоминает водителям, что повышенная температура несет в себе ряд опасностей для автомобилистов, поэтому в эти дни нужно быть предельно внимательными и осторожными на дороге. Прежде всего, следует заблаговременно проверить техническое состояние автомобиля, посмотреть, как работают системы кондиционирования и электроника, проверить состояние аккумулятора.
В такие дни необходимо внимательно следить за состоянием своего здоровья, если присутствует головокружение, слабость, головная боль, то следует остановиться – продолжать движение с подобными симптомами крайне опасно.
Также из-за жары возможны резкие перепады давления, поэтому нужно обязательно возить с собой соответствующие медикаменты. Ни в коем случае в жаркую погоду не оставляйте в салоне автомобиля детей и домашних животных.
Госавтоинспекция напоминает, что в соответствии с п. 2.7 ПДД РФ водителю запрещается управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
Вероятность дорожно-транспортного происшествия и тяжесть его последствий возрастает при управлении транспортным средством в состоянии утомления. Сон за рулем, отсутствие контроля за управлением транспортным средством может привезти к необратимым последствиям, как для самого водителя, так и других участников дорожного движения.
Госавтоинспекция настоятельно рекомендует водителям, при наступлении признаков состояния утомления, незамедлительно прекратить дальнейшее движение и возобновить его только после отдыха