Ущелье гоначхир как добраться на машине
Гоначхирское ущелье в Домбае
Посетить Гоначхирское ущелье должен каждый, кто побывал в одном из наиболее живописных и любимых путешественниками мест в Кавказских горах — Домбае. Осмотреть ущелье под силу каждому – путь преодолевается на авто, есть несколько точек, где можно спуститься к воде, например, но они не очевидны и на любителя. Дорога в ущелье – это один из самых красивых участков дороги на Кавказе.
Гоначхирское ущелье
Обычно, финальной точкой ущелья является красивейшее озеро Туманлы-Кёль. У которого можно остановится на пикник, для этого есть несколько столов, мангалов и скамей. Учтите, что в выходной или праздничный день, на озере бывает очень многолюно.
Как добраться до Гоначхирского ущелья
Для того, чтобы попасть в Гоначхирское ущелье, надо повернуть по указателю Северный приют, который находится в непосредственной близости от поселка Домбай. Въезд в ущелье платны – 200 рублей с человека. Пропускной пункт работает с 9.00 до 17.00О. От развилки прямо ведет Военно-Сухумская дорога, проложенная еще до Революции через Главный Кавказский хребет и соединившая Черкесск с абхазским Сухумом. Но доехать получится лишь до кордона, который находится чуть дальше озера Туманлы-Кёль.
От шлагбаума дорога некоторое время вьется по ущелью легким серпантином, набирая высоту, здесь находится один из самых живописных участков – красивый разворот.
Затем путь выпрямляется, пересекает несколько мостов, становясь все живописнее – один из отрезков пути, например, проложен в густом лесу.
Проезжая по дороге можно наблюдать невероятные горные панорамы. На пути покажутся главные снежные вершины Клухорского района: Домбай-Ельген, Гитче-Муруджу, Хакель, Чотчу.
Ущелье тянется на 30 км до Клухорского перевала, однако туристам доступна лишь половина пути – до пограничного шлагбаума возле реки Кичи-Муруджу, далее дорога закрыта.
Полезные советы
📍 если вы планируете задержаться на озере Туманлы-Кель, возьмите с собой раскладные стулья и стол. Несмотря на то, что на озере все это есть, бывает так, что все занято туристами;
📍 многие не едут за озеро, но там открывается один из наиболее живописных участков дороги. Шикарная панорама на горный массив и узкая дорога хорошего качества создают поистине волшебное настроение;
📍 маршрут в Гоначхирское ущелье, мы обычно оставляем на заключительный день пребывания в Домбае, это отличное место, чтобы попрощаться с курортом и выпить чай у озера Туманлы-Кёль.
Гоначхирское ущелье, озеро Туманлы-Кель | Военно-Сухумская дорога, Домбай
Гоначхирское ущелье находится между поселками Теберда и Домбай. Ущелье начинается рядом с местом слияния рек Гоначхир и Аманауз. С карачаевского «гоначхир» переводится как «узкое место». Название вполне оправдывает себя. Ущелье начинается с глубокого скалистого коридора, сжимающего реку. Здесь горы нависают над дорогой, и пихты растут на отвесных скалах. А чуть далее горы немного отступают и перед глазами предстает прекрасная долина. Гоначхирское ущелье поразит любого путешественника своей красотой.
Как доехать до Гоначхирского ущелья
От Домбайской поляны до съезда в Гоначхирское ущелье 7 километров, а от поселка Теберда чуть более 13 километров.
Гоначхирское ущелье находится на территории Тебердинского заповедника, поэтому вход платный. Сотрудник заповедника дежурит на пропускном пункте ежедневно с 9 до 17 часов. Экологический сбор за прогулку по маршруту составит 200 рублей с человека и столько же с автомобиля.
До Клухорского перевала протяженность всего ущелья составляет 30 километров, но для туристов открыты только 15 километров пути — от начала ущелья до пограничного шлагбаума у реки Кичи-Муруджу. Дальше закрытая пограничная зона.
На общественном транспорте можно доехать до начала ущелья из поселка Домбай или Теберда. Маршрут по Гоначхирскому ущелью можно пройти пешком или проехать на автомобиле. Хотя для пешей прогулки 15 километров в одну сторону весьма существенное расстояние. Кроме того, идти пешком по асфальту, где ездят машины, не очень удобно. Таким образом, ущелье реки Гоначхир можно посетить на автомобиле и сделать остановки в понравившихся местах, о которых речь пойдет ниже.
Если же вы приехали в поселок Домбай без машины, то в Гоначхирское ущелье, как и на все знаковые достопримечательности, местные жители организуют экскурсии. Цена такой экскурсии напрямую зависит от числа желающих. Оплачивается стоимость машины и чем больше желающих наберется, тем меньше будет стоимость на человека. Если же желающих не найдется, а в будние дни так скорее всего и будет, то всегда можно договориться.
Вот несколько вариантов экскурсий из поселков Теберда и Домбай:
Всесоюзный маршрут №43
Во времена СССР через Гоначхирское ущелье по Военно-Сухумской дороге проходил всесоюзный туристический маршрут №43. Летний туристический сезон на Кавказе длился с июня по сентябрь. Путевки на всесоюзные маршруты распределяли экскурсионные бюро, а также республиканские, областные и краевые советы по туризму и экскурсиям. Путевку можно было получить через профсоюз предприятия или купить самостоятельно. Продолжительность путевки на всесоюзный маршрут №43 составляла 20 дней. Этот маршрут I категории сложности был доступен как для опытных туристов так и для новичков. Активный отдых начинался с радиальных походов из поселка Теберда, далее туристов перевозили в поселок Домбай, откуда по Военно-Сухумской дороге они достигали турбазы «Северный приют» в Гоначхирском ущелье, затем через Клухорский перевал (категория — 1А) выходили к турбазе «Южный приют» в Кодорском ущелье и заканчивали свой поход в городе Сухум. В настоящее время увидеть все красоты всесоюзного маршрута, по известным причинам, невозможно, но достопримечательности, которые находятся на территории России посмотреть можно и нужно.
Военно-Сухумская дорога
Военно-Сухумская дорога была проложена через Большой Кавказский хребет. Первоначальный план включал строительство тоннелей для железнодорожных путей, но на деле он оказался неосуществленным. Дорогу проложили через Клухорский перевал высотой 2781 метров. Построили дорогу еще в царской России, строительство завершилось в 1903 году. В советское время Военно-Сухумская дорога, соединяла Абхазскую АССР и Карачаево-Черкесскую автономную область, города Черкесск и Сухум. После революции автомобильное сообщение было налажено на участке дороги через Клухорский перевал только в годы Великой Отечественной Войны. В 1942 году здесь шли ожесточенные бои, в том числе и на самом Клухорском перевале.
Дорога тянется вдоль правого берега сначала реки Гоначхир, до места слияния рек Бу-Ульген и Клухор, а дальше по правому берегу реки Клухор. Скалистые горы, нависающие над дорогой слева и пенящаяся река глубоко внизу справа, а между ними тоненькая ниточка черного асфальта.
Поляна Косыгина
Наша первая остановка была на поляне Косыгина. Название поляне дали еще в советское время, но никаких документальных подтверждений относительно названия найти не удалось. Расположена поляна в живописном месте, рядом со слиянием рек Бу-Ульген и Клухор. Здесь чувствуется настоящая мощь горных рек, особо полноводных весной во время таяния снега и после сильных дождей.
С поляны Косыгина начинается один из пешеходных туристических маршрутов по Домбаю. Маршрут называется «Поляна Косыгина» — «Русская поляна». Его можно пройти и в обратном направлении. Расстояние которое придется преодолеть составит 15 километров. Маршрут проходит через некатегорийный перевал Чучхур, высота которого 2712 метров. За время маршрута придется преодолеть подъем в 1050 метров и спуск в 1100 метров.
Есть еще один интересный пешеходный маршрут с поляны Косыгина к озерам горы Мусса-Ачитара. Как и другие пешеходные маршруты он доступен только в летний сезон. Маршрут радиальный и совсем несложный.
Озеро Туманлы-Кель
Туманлы-Кель самая знаменитая достопримечательность ущелья Гоначхир. Туманлы-Кель настоящее горное озеро, расположено оно на высоте 1850 метров. С карачаевского наречия «туманлы-кель» переводится как «туманное озеро». Нас оно встретило именно так, как положено озеру с подобным названием. Хотя в солнечные дни отсюда открываются фантастические виды гор.
Возле озера оборудовано место для отдыха туристов. Летом вода в озере прогревается до 20 градусов тепла, но это бывает только в самые жаркие дни, в основном вода в озере холодная. Зимой озеро покрывается льдом.
Раньше озеро называли форелевым, ведь в нем пробовали искуственно разводить форель. Эксперимент не удался из-за частых сходов сели, но форель в озере до сих пор водится. Туманлы-Кель находится на территории заповедника, поэтому рыбалка здесь запрещена.
Река Кичи-Муруджу
Последняя остановка в Гоначхирском ущелье и конечная точка Военно-Сухумской дороги на территории России находится у реки Кичи-Муруджу. Дорога дальше закрыта. У небольшого мостика через реку можно сделать несколько памятных фотографий и попрощаться с красивым Гоначхирским ущельем, где пихты укутывают дорогу, местами укрепленную каменной кладкой, где ревет река и скалы врезаются в пелену тумана.
Гоначхирское ущелье хорошее место для катания на велосипедах, но осилить такую программу смогут не все. Большое расстояние из Теберды или Домбая и перепад высоты в 1000 метров возможно к преодолению только спортсменами. Таким образом, если вы затеете велопрогулку по Гоначхирскому ущелью, то лучше всего взять трансфер из поселка прямо в ущелье, а оттуда уже на велосипеде все время вниз по комфортному асфальтированному покрытию.
Не важно в какую погоду вы посетите Гоначхирское ущелье, не важно как вы это сделаете, у вас несомненно останутся только положительные воспоминания о природе Кавказа.
Видео из Гоначхирского ущелья
А вот видео с поездки в Гоначхирское ущелье, на котором хорошо видно что в нашей прогулке по ущелью Гоначхир нас сопровождал дождь и туман. И тем не менее, прогулка получилась удачной и незабываемой.
Озеро Туманлы-Кель и туристический маршрут Гоначхирское ущелье в Домбае
Заканчивается маршрут возле озера Туманлы-Кель на высоте 1850 метров, и хотя дорога идет дальше, проехать нельзя, поскольку это приграничная зона с Абхазией. Возле озера есть столы и скамейки для отдыха, места для пикника, мангалы общего пользования, однако имейте ввиду, что костры вне мангалов в заповеднике разводить нельзя. Озеро довольно большое: длина – 275 метров, ширина – 120 метров, глубина до 23 метров. В нем можно купаться, но вода очень прохладная, поскольку оно питается водами таящих ледников.
В целом нельзя сказать, что это самый красивый маршрут и самое живописное озеро, а скорее живописное место для отдыха на природе. Но если вы не смогли увидеть Турье или Бадукское озеро и пройти другие пешие маршруты, то можно отправиться сюда.
Кстати, современная военно-сухумская дорога проходит по исторической дороге, имевшей в средние века стратегическое значение. Она являлась частью «Турецкой тропы» и была важным военным и торговым маршрутом начиная еще с VIII века, а возможно и раньше. Местные гиды рассказывают, что она даже являлась частью великого Шелкового пути, но подтверждения этому нет. Сегодня дорога действительно ведет в Абхазию и Сухум, но асфальтированная часть заканчивается немногим дальше после озера.
🕐 Время работы: въезд через КПП заповедника с 08:00 до 18:00, посещать лучше с мая по сентябрь.
🚶 Как добраться: въезд на маршрут находится на главной дороге между Домбаем (в 6 километрах) и Тебердой (в 15 километрах), есть указатель (въезд на маршрут на карте ). Проехать маршрут можно на своем транспорте, или купить групповую экскурсию из Домбая или Теберды. После съезда с главной дороги нужно оплатит сбор за въезд в заповедник, и можно дальше следовать по маршруту до озера 12 километров, делая по пути остановки на смотровых площадках или местах отдыха. Заканчивается маршрут возле озера, где находится просторная стоянка (озеро на карте ). Можно проехать еще немного дальше до КПП пограничников, но делать там нечего. Обратно возвращаться той же дорогой.
Кавказ ’14 ч.5 Гоначхир
Долина Кубани и Теберды приятно радует чистотой и ухоженностью, ввиду характерного облика карачаевцев стойкое ощущение, что едешь по Татарстану, натянутому на горы (Максино замечаение про сравнение карачевцев и татар — «ты говоришь на кабардос, фу!» Дружба это магия :3). Заценил карачаевский свадебный кортеж, ковры, приделанные на крыши машин это ок! Въезжаю в заповедник, отмечаю, что уже на протяжении десятка километров не видел вообще ни одной своротки в лес, только очень хорошая дорога вьётся по ущелью посреди весьма чистой и нетронутой природы. Засада.
Добираюсь до устья Гоначхира, шлагбаум, две местные жительницы поясняют, что въезд в ущелье с 8:00 до 20:00, и дальше погранзаставы в паре километров от Туманлы-кёль не пройти без пропуска, во блин, я-то думал тут как на Рыбачьем — доступ в погранзону просто по паспорту. Спрашиваю насчёт возможности переночевать где-то тут — рекомендуют сунуться в стоящую тут же неподалёку турбазу, сейчас там никого нет, кроме местного лесника, он, скорее всего, не откажет в ночлеге за недорого. Ок, заезжаю туда, всё так — пустынная турбаза, крайне позитивный лесник, которого все включая него самого зовут Бородин, мне открывают кухню (только продуктов нет, не сезон, ну это не проблема), любой номер на выбор, всё равно никого нет. И тут я случайно заглядываю под машину, а там…
Болт почти не держит, давка-то приличная, надо было ехать в Черкесск, fail combo. Ну ок, датчик на руках есть, что-нибудь да найду похожее. На следующее утро сажусь в маршрутку в Теберде и через два часа я в Черкесске. Опять же интересный для москвичей хинт — тут платят не при посадке, а при выходе, что, кстати, вполне логично. Тыкаюсь по нескольким автомагазинам, в т.ч. по здоровенному многоэтажному «Тильмеку», позиционирующемуся как «всё для немцев» — нигде нет масляного датчика для OM602. Вообще офигеть. При том, что 124-е мерсы точно встречаются и бусики мерседесовские с такими же движками не редкость. На бензинки всё есть, на солярковозы ничего нет. Ну ок, подбираем какой-то вроде бы похожий по размеру неоригинал от Ауди и еду обратно. А на турбазе народ — выпускники какого-то военного училища ещё афганских времён впервые за 20 лет собрались вместе, прикольно, вникают в мою историю, тут же начинают помогать, ну собственного всего ремонта на 5 минут, заливаю масло — 4л баклажка уходит полностью, сливаю ещё литра 2 из той, что у меня была початая, и масло только-только показывается на кончике щупа. При том что заливной объём по факту тут где-то 8,5л, норм я 40км вверх по течению Теберды прохватил на почти сухом картере. Однако движок никаких признаков скорой смерти не проявляет, умели раньше делать, так что вроде как всё норм. Готовить свою походную еду откровенно лень, спрашиваю у военных на предмет шашлыка, если остался — меня без вопросов тут же сажают за общий стол, шурпа, виноград, водка, куда ж без неё (кажись я за время этого дальняка её пил больше, чем за всю свою жизнь, мне как-то больше вискарь и ром нравится), травим истории, душевно, чо.
Наконец, пора в Гоначхирское ущелье. Бородин на КПП заповедника денег с меня не берёт и пускает за так, профит.
По ущелью проходит старая Военно-Сухумская дорога — последняя транскавказская дорога, построенная до революции, новее неё только советский Транскам, идущий через Рокский туннель. Вплоть до войны она была вполне проезжая, но потом её восстанавливать не стали, был просто пеший туристический маршрут через Клухорский перевал и Кодорское ущелье до Сухума, ну а сейчас по понятным причинам тут хода нет (хотя казалось бы Абхазия у нас в союзниках и всё такое, а погранзону блюдут строже, чем с норвегами в Титовке), хотя, если добыть пропуск, можно пройти дальше и подняться на Клухорский перевал, в следующем году обязательно туда сгоняю, благо Бородин тут все контакты знает и может без проблем добыть пропуска.
Самое красивое ущелье Европы, или как мы побывали в Гоначхире и увидели Клухорское озеро))
Если вы бывали в Карачаево-Черкесии, то наверняка слышали о таком ущелье, как Гоначхир. Оно по праву считается одним из самых живописных мест не только в России, но в Европе. Расположенное на территории Тебердинского заповедника, это ущелье богато флорой и фауной. Здесь растет более тысячи видов разных растений, и обитают множество животных, некоторые из которых занесены в Красную книгу.
С карачаевского языка «гоначхир» переводится как «узкое место». Общая протяженность ущелья составляет 30 км.
А во времена Советского Союза здесь проходил знаменитый туристический маршрут номер 43.
Главной достопримечательностью ущелья считается озеро Туманлы-Кель.
Здесь, как на ладони видна вся Гоначхирская теснина, а грозная стена Домбай-ульгена и Бу-ульгена будто охраняет мир и спокойствие в долине.
Клухорский перевал является официальной границей между Россией и Абхазией. Зимой перевал закрыт, снежные заносы достигают нескольких метров, да и сход лавин обычное дело. А летом и весной здесь частенько случаются сели. Осенью же ущелье разрывается сотнями красок и искрится от прозрачных вод соседних ледников.
Жемчужиной перевала является Клухорское озеро. Будто налитое в огромную каменную чашу оно поражает своей неестественной красотой.
До начала прошлого века оно называлось Кёльхара, что в переводе означает Черное озеро.
Практически круглый год скованно льдом. Здесь берет свое начало одна из чистейших рек Карачаево-Черкесии, Северный Клухор.
Клухорский перевал – это знаковое историческое место. В годы Великой Отечественной войны здесь проходили жесточайшие сражения между защитниками нашей Родины и фашистскими захватчиками.
По сей день здесь можно найти остатки бомбоубежищ и блиндажей. А недалеко от озера установлено огромное количество мемориалов в память павшим при обороне Клухорского перевала.