Устройство бочки в пожарной машине
Специальный кузов и ёмкости для огнетушащих веществ
Пожарный автомобиль во многом определяет его специальный кузов. Кузов пожарной автоцистерны состоит из кабины, собственно кузова, цистерны, бака для пенообразователя и деталей оперения.
На большинстве пожарных автоцистерн кабина водителя стандартного шасси остается без изменений, а к ней лишь пристраивают посредством сварки кабину (салон)
|
|
|
пожарного расчета (см. рис. 4.10). При такой компоновке кабина расчета, как правило, цельнометаллическая бескаркасная и сварена из стальных хладнокатаных профилей, панелей и штампованных элементов. Она устанавливается на раме автомобиля и крепится к ней болтами через резиновые подушки. Кабины расчета некоторых типов пожарных автоцистерн изготавливают отдельно от кабины водителя (например, на автомобилях, смонтированных на шасси КамАЗ или МАЗ с откидывающейся кабиной). Кабины пожарного расчета оборудуются двумя дверями, по одной на каждую сторону. Внутри кабины устанавливаются сидения для личного состава, спинки которых в последнее время всё чаще изготавливают в виде транспортного контейнера для дыхательных аппаратов. На стенках кабины и под сидениями личного состава монтируются крепления для пожарно-технического оборудования. Некоторые компоновочные схемы пожарных автомобилей (см. рис. 2.45 «Б») предполагают размещение в кабине и пожарного насоса.
Специальный кузов пожарной автоцистерны предназначен для размещения пожарно-технического вооружения, а также для предохранения от повреждений и загрязнения цистерны, насоса, трубопроводов и механизмов управления.
Крепление цистерны и специального кузова осуществляется за кабиной боевого расчета на раме шасси посредством балок (ложементов), опор и кронштейнов.
На большинстве пожарных автомобилей, находящихся в настоящее время в эксплуатации, специальный кузов выполнен в виде двух тумб расположенных вдоль оси автомобиля, с обеих сторон цистерны. Тумбы кузова цельнометаллические бескаркасные. Они сварены из стальных профилей, панелей, кронштейнов. Тумбы крепятся к кронштейнам цистерны болтами, эластичность их соединений обеспечивается резиновыми прокладками. На автоцистернах традиционной компоновки в задней части автомобиля между тумбами и задней стенкой цистерны устанавливается насос. Доступ к нему осуществляется через проем, закрываемый откидной дверью с замком и фиксатором открытого положения. В средню часть двери врезается стекло для обеспечения возможности визуального контроля параметров работающей насосной установки в холодное время года, когда открытая дверь может спровоцировать замерзание коммуникаций.
На рис. 4.11 показан общий вид левой тумбы автоцистерны АЦ-40(131)137А. Тумбы сверху и сзади оборудуются поручнями 3, сзади – подножками 4 и скобами 6 для подъема на крышу. Для предотвращения продавливания тумб на их крыше уложены деревянные трапики 5.
Тумбы разделены на отсеки 2, в которых размещается пожарное оборудование. К нижней части тумб присоединяются крылья облицовки. Отсеки (их всего четыре, по два с каждой стороны рамы) закрываются навешенными на петлях дверями, которые в открытом положении удерживаются ограничителями.
|
|
|
Крышу пожарного автомобиля образуют верхние части тумб, цистерны и насосного отделения. На крыше размещается крупногабаритное пожарно-техническое оборудование. По ней же прокладываются водопенные коммуникации, если автоцистерна оборудована стационарным лафетным стволом.
На рис.4.12 показаны принципиальные схемы взаимного расположения кузова и цистерны на пожарных автомобилях.
По схеме «а» к цистерне, выполняющей роль жесткого корпуса, приварены кронштейны, на которых установлены боковые тумбы кузова. При использовании схемы «б» цистерну изготавливают в виде единого сварного блока с боковыми тумбами кузова. Наибольшее распространение имеет схема «в», в которой цистерну и боковые тумбы кузова крепят на раме эластично независимо друг от друга, и схема «г», где цистерну и отсеки кузова
|
|
жестко крепят на вспомогательном надрамнике (независимо друг от друга), а всю надстройку подвижно соединяют с рамой шасси.
На современных пожарных автомобилях зачастую устанавливают кузов, имеющий единый силовой каркас и лёгкую обшивку. Каркасные кузова обеспечивают более широкие возможности по взаимному расположению цистерны и отсеков (см. рис. 4.13), позволяя реализовывать не только традиционную схему «а», но и более сложные компоновочные решения. Схема «б» применена в конструкции автоцистерны АЦ-1,0-4/400(5301)ПМ-542Д (см. рис. 2.5 «б»), схема «в» – на автоцистерне АЦ-2,5-40(433362)ПМ-540 (см. рис. 2.4), а схема «г» – на автомобиле пенного тушения АПТ-40(53215)ПМ-525М (см. рис. 2.15 «в»).
|
|
Каркасы кузовов представляют собой сложные пространственные конструкции, сваренные из стальных или алюминиевых труб прямоугольного сечения. На рис. 4.14 показан
|
|
каркас кузова пожарного автомобиля Magirus LF 16/12, изготовленный по технологии «AluFire» (Алюфайр) из легкосплавных труб и подготовленный к оклейке алюминиевыми листами обшивки.
Специальный кузов пожарной автоцистерны АЦ-1,0-4/400(5301)ПМ-542Д (см. рис. 4.15) изготовлен по компоновочной схеме «б» (см. рис. 4.13) на силовом каркасе из прямоугольных стальных труб и обшит тонкостенными стальными листами 4, 7, 9. К каркасу закреплены подкрылки 5 с брызговиками 6. В заднем отсеке кузова по оси автомобиля установлен пожарный насос. Передний (сквозной) и боковые отсеки предназначены для размещения пожарно-технического вооружения. Они имеют шторные двери 2, скользящие по направляющим, закреплённым на боковых стойках 1 каркаса. Рукоятки 3 открывания дверей отсеков изготолены заодно с запирающими замками. На крыше кузова размещены опоры 10 и 11 трёхколенной лестницы, а также элементы крепления другого ПТВ (багра, лестницы-палки, штурмовой лестницы и т.п.). Для съема и укладки оборудования расположенного на крыше кузова, в задней его части имеются две лесенки 8.
| |
Для хранения и транспортирования воды и пенообразователя пожарная автоцистерна имеет цистерну и пенобак.
Цистерна представляет собой, как правило, цельносварную конструкцию из конструкционной стали, которая может после сварки оцинковываться или обрабатываться специальными смолами. В последнее время пожарные автоцистерны начали оснащаться цистернами, изготовленными из армированного стеклопластика марки НПТ (смола ненасыщенная полиэфирная бесстирольная, ткань конструкционная).
|
|
|
при его движении. Крепление цистерны трехточечное. Спереди цистерна опорами 10 через амортизаторы 11 крепится к шарнирной балке. В задней части опорами 13 через амортизаторы 14 на бруске 15 цистерна устанавливается на раму шасси, к которой крепится стремянками 18.
На пожарных автомобилях северного варианта исполнения цистерны для воды устраивают с подогревом и теплоизоляцией. Для этой цели на некоторых пожарных автоцистернах, в цистерне установлена труба, по которой проходят отработавшие газы двигателя, а ее наружная поверхность покрыта теплоизоляционным слоем.
Баки для пенообразователя (пенобаки) изготавливают из нержавеющей стали. На пожарных автоцистернах внутренний объем пенобака составляет не менее 6% объема цистерны для воды. Пенобак на большинстве пожарных автоцистерн установлен в насосном отсеке. На рис. 4.17 показано устройство пенобака автоцистерны АЦ-40(130)63Б.
| |
К обечайке 2 приварены два днища 1. В верхней части бака имеется горловина 3, закрываемая крышкой 4, для заполнения бака пенообразователем. В баке имеется отстойник 5, закрываемый заглушкой 7. Внутри бака установлены волноломы 6. К штуцеру 8 присоединяется трубопровод, идущий к пеносмесителю пожарного насоса.
На некоторых типах современных пожарных автоцистерн, цистерну и пенобак выполняют в виде единого сварного блока (модуля). Например, на АЦ-2,5-40(433362)ПМ-540 модуль цистерна-пенобак выполнен как единое целое: внутри корпуса цистерны с полезным объемом 2,5 м 3 монтируется (вварен) бак для пенообразователя емкостью 200 литров.
В ходе эксплуатации пожарного автомобиля производится техническое обслуживание специального кузова и емкостей для огнетушащих веществ.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) включает проверку состояния дверей кабины, кузова, стеклоподъемников, фиксаторов и замков дверей кузова, уровня воды в цистерне и пенообразователя в пенобаке, отсутствия их подтекания, уборку кабины и отсеков кузова.
По окончанию работы на пожаре или учении следует наполнить цистерну водой. По возвращению с пожара или учения в пожарную часть необходимо заправить пенобак пенообразователем, если он использовался, вымыть и вычистить кузов пожарного автомобиля. Устранить (при необходимости) дефекты кузова и кабины.
Первое техническое обслуживание (ТО-1) включает операции ЕТО и дополнительные работы:
— промывку водой бака для пенообразователя;
— проверку состояния и крепления кузова, кабины, всех дверей и замков;
— проверку крепления цистерны к раме автомобиля и пенобака к кронштейнам;
— осмотр поверхности кабины и кузова на предмет коррозии. При необходимости зачистить места коррозии и нанести защитное покрытие;
— смазку моторным или трансмиссионным маслом петель дверей кабины и кузова.
При втором техническом обслуживании выполняются работы ТО-1 и производится осмотр внутренней поверхности цистерны. При необходимости восстанавливается её защитное покрытие.
Оборудование пожарного автомобиля
Результат оперативного реагирования команды спасателей на сигнал о возгорании во многом зависит от комплектации пожарных автомобилей специальным оборудованием. Перечень пожарно-технического вооружения прописан в ГОСТе 12.2.047-86. Нарушение правил оснащения ПА влечет за собой не только срыв операции, но и составляет опасность для жизни спасателей и людей, попавших в беду.
Стандартный комплект
Для оперативного реагирования на вызов бригада спасателей использует определенный комплекс вспомогательных средств, которые входят в перечень основного оборудования пожарных автомобилей или являются частью пожарно-технического вооружения. Первое представляет собой комплекс коммуникаций для подавления огня. Ко второму относят технические средства для защиты личного состава при проведении разведки на месте происшествия и ликвидации возгораний.
Стандартно ПА общего назначения, к которым относят автоцистерны, насосно-рукавные машины, автомобили первой помощи и спасательный транспорт, на борту обязательно имеют:
Перечень пожарного оборудования, возимого на пожарных автомобилях, зависит от модели транспортного средства. В зависимости от сложности ситуации на место вызова посылают машину, оснащенную в соответствие со стандартным протоколом действий.
Оборудование для эвакуации
Первоначальной задачей бригады спасателей является эвакуация людей и материальных ценностей из охваченной огнем зоны. Кроме подручных средств, перечисленных выше, большое значение в благополучном исходе операции по эвакуации имеет гидравлический аварийно-спасательный инструмент. Это переносные комплексы с гидроприводом, которые используют для деблокировки пострадавших во время ЧС.
ПА автомобили общего назначения оснащены:
Принцип действия гидравлического аварийно-спасательного инструмента основан на приведении в действие насоса (ручного или с электроприводом).
Пожарные стволы
Один из видов специального оборудования основных пожарных автомобилей, используемого для подачи огнетушащих средств через рукава гидрантов.
Пожарные стволы | |
Пропускная способность и размеры | Вид огнетушащего вещества |
Ручные | Водяные |
Лафетные | Пенные |
Комбинированные |
Ручные активируются ручным оборудованием. Их недостаток – ограниченное расстояние действия, максимум 5 метров. Применяют при тушении небольших очагов возгорания. Лафетные – оборудование спецтехники. В комплекте – варианты насадок.
Переносное оборудование обоих типов крепится на окончании рукавной напорной линии. Стационарные устанавливаются только на опорах и соединяются с краном или насосом автомобиля. Благодаря стволам и насадкам можно формировать как сплошную струю для тушения огня на дальних расстояниях, так и распыленную для небольших площадей или локального очага.
Машины, выезжающие в зону пожара, комплектуются следующими моделями стволов.
РС-70
Рукава
Вид технического оснащения любого автомобиля, который выезжает в зону ЧС. Сегодня используют три типа рукавов:
Всасывающие
Используются для забора воды из водоисточника для дальнейшего пожаротушения. Стандартно длина рукавов, которыми комплектуются ПА – 4 метра. При транспортировке их располагают в пенале на крыше АЦ. Некоторые автомобили имеют отделение на уровне насосного отсека.
Напорно-всасывающие
Используют для забора воды и ее последующей транспортировки из водоисточника или гидранта с использованием насоса. Их отличительной особенностью является металлический проволочный каркас, покрытый текстильным кожухом. Пеналы для хранения и транспортировки таких рукавов расположены на надстройке ПА. Конструкция этих отсеков предусматривает естественную просушку оборудования во время возвращения техники на базу. Напорно-всасывающие рукава предназначены для подачи пенообразователя, масла и других специальных жидкостей.
Напорные
Наиболее распространенный вид рукавов, которыми комплектуются автоцистерны, пожарные поезда, корабли, краны. Предназначены для подачи огнетушащих веществ под избыточным давлением. В АЦ напорные рукава транспортируются в одинарной или двойной скатке. Также возможно использование специальной катушки.
Классификация ПТВ пожарной машины
Инструменты, используемые во время проведения спасательной операции, являются обязательным компонентом пожарных автомобилей любого вида. Их делят на две группы:
К механизированным ПТВ относят устройства с электро-, мото-, пневмо- и гидроприводом. К немеханизированным – классический рабочий инструмент.
Назначение ручного инструмента:
К механизированному инструменту относят бензомоторные пилы, электрические молотки, автогенно-резальные агрегаты.
Размещение в автомобиле
По конспекту, которым пользуются оперативные бригады, выезжая на вызов, к размещению оборудования на пожарном автомобиле предъявляют высокие требования. Часть хранится в кабине боевого расчета, часть – в кабине водителя. Основной же инвентарь расположен в отсеках кузова. Четкий порядок – залог уменьшения времени на боевое развертывание без снижения его оперативной подвижности.
Размещение оборудования подчинено правилу эргономики:
В кабине водителя должны быть огнетушители и ручной инструмент. В зоне боевого расчета размещают пожарные стволы и рукавные зажимы, противогазы и фонари. Все оборудование размещают так, чтобы оперативники при боевом развертывании не мешали друг другу.
Объем пожарной машины
Пожарные автомобили, в комплектацию которых входят цистерны для воды и баки для пенообразователя, имеют ограниченную вместимость всех емкостей. Разберемся, от чего зависит объем автоцистерн, сколько литров воды в пожарной машине каждой марки и что такое пожарный гидрант.
Классификация автоцистерн по емкости
Пожарные автоцистерны (АЦ) давно вошли в автомобильные парки пожарных подразделений.
Автоцистерна (АЦ) – пожарная машина, в конструкцию которой встроены пожарные насосы, цистерны, баки для хранения огнеупорных веществ и средства их подачи.
Цистерны отличаются друг от друга вместимостью – от 0,8 до 9 кубометров. Существует следующая классификация пожарных автоцистерн:
Вместимость пожарных машин
Сколько кубов воды в пожарной машине – зависит от модели и комплектации автомобильной цистерны.
На отечественных заводах в качестве базы для пожарных ТС используют марки КАМАЗ, ГАЗ, УРАЛ и ЗИЛ.
Модель | База | Объем цистерны, л | Вместимость бака для пены, л |
АЦ 4,0-40 | ЗИЛ | 4000 | 300 |
АЦ 8,0-40 (5557) | УРАЛ | 8000 | 480 |
АЦ 3,0-40 (33086) | ГАЗ | 3000 | 180 |
АЦ 9,0-40 (43118) | КАМАЗ | 8000 | 480 |
На заметку. Объем воды в пожарной машине нового поколения больше, чем в старых моделях.
На базе ЗИЛ
ЗИЛ является одной из самых популярных базовых моделей для АЦ. Автомобили на этой базе очень мощные и маневренные. Плюсом является то, что они неприхотливы и не требуют частого ремонта и замены устройств.
Обычно АЦ на базе ЗИЛ среднего размера, что упрощает проезд автомобиля к площадке возгорания. Известный пример – АЦ-40(131)-137.
Вместимость цистерн для воды: 3000–4000 л.
Вместимость емкости для пены: 170–300 л.
На базе «Урал»
Пожарные машины повышенной проходимости на базе «УРАЛ» используются для тушения возгораний в труднопроходимых местностях. Часто в комплектацию также входят лестница, лафетные рукава, осветительное оборудование и т. д.
Вместимость цистерн для воды: 4000–8000 л.
Вместимость емкости для пены: 240–480 л.
На базе ГАЗ
Пожарные автомобили на базе «ГАЗ» способны перевозить большое количество воды и оборудования к месту возгорания за короткий промежуток времени. Они справляются с бездорожьем и непогодой, поэтому часто используются для тушения пожаров в сельской и лесной местности.
Вместимость цистерн для воды: 1600–3000 л.
Вместимость емкости для пены: 130–180 л.
На базе КамАЗ
Известные представители пожарной техники имеют базу КАМАЗ. Кроме оборудования и экипажа, такие машины доставляют на место ЧС огромный объем воды.
Зачастую автомобили на базе КАМАЗ не требуют привлечения дополнительных водоисточников, так как вмещают воду, количество которой достаточно для осуществления пожаротушения вплоть до уничтожения пожара.
Вместимость цистерн для воды: 4000–8000 л.
Вместимость емкости для пены: 240–480 л.
На сколько времени хватает воды в пожарной машине
Стандартные АЦ имеют в комплектации емкости для воды, объем которых не больше 3000–4000 литров. Такое количество огнегасящего вещества способно осуществлять пожаротушение в течение 5–8 минут. В связи с этим необходимо найти внешний источник для наполнения цистерн. В качестве таких источников выступают озера, реки, колодцы и т. п.
Кстати. С развитием технической промышленности на рынке пожарных автомобилей появились модели, вместимость которых достигает 8000 литров. Такого объема вполне достаточно для того, чтобы потушить возгорание без привлечения пожарного гидранта.
Использование пожарного гидранта
Пожарный гидрант – устройство, с помощью которого возможно подключение оборудования, подающего воду на очаг возгорания, к водопроводу. Все сети противопожарного водоснабжения имеют гидранты.
Открытие и закрытие гидрантов, а также присоединение к ним пожарных рукавов осуществляется с помощью пожарных колонок. Центральный ключ является инструментом для открытия клапана гидранта.
Способ подачи активного вещества из гидрантов зависит от давления водоснабжения:
Внимание! Гидранты должны проходить технические осмотры дважды в год. Это помогает увеличить срок эксплуатации и предупредить возможные поломки в системе.
Гигантские пожарные автомобили
Технические характеристики автомобилей улучшаются, повышается вместимость и проходимость, упрощается система управления. Небольшая техника с легкостью совершает разворотные маневры, однако не может похвастаться вместимыми емкостями для воды. Большие АЦ позволяют практически беспрерывно осуществлять пожаротушение без обращения к дополнительным водоисточникам.
Некоторые представители гигантских пожарных автомобилей:
Современные пожарные машины эффективно справляются с пожаротушением. Вместимость каждой единицы техники зависит от марки и базового шасси конкретного автомобиля.
Пожарные автоцистерны
Пожарная автоцистерна (АЦ) – автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, огнетушащих веществ и оборудования для их подачи во время подавления огня и проведения аварийно-спасательных работ. По общепринятой классификации автоцистерны относятся к основным ПА и обязательно выезжают на место тушения пожара в числе остальной спецтехники.
Характеристики
Технически пожарные автоцистерны представляют собой автомобили на базовом грузовом шасси, дополненные насосом, емкостями для хранения ОТВ и средствами для их подачи. В качестве огнетушащих веществ они используют воду и пенообразователь. Автомобили категории АЦ выполняют следующие функции:
Автоцистерны разрабатываются на базе грузовых шасси. Пожарная надстройка размещается в кузовной части. Она включает в себя водяную цистерну, бак для пенообразователя, насос с собственной трансмиссией, водопенную коммуникацию и привод управления всеми механизмами. Независимо от базового шасси комплектация надстроек всегда одинакова. Различие между автоцистернами состоит во вместимости баков и производительности насосов.
Условно все автомобили типа АЦ делятся на три класса:
Самыми распространенными считаются пожарные автоцистерны на шасси ГАЗ. Эти АЦ зарекомендовали себя как надежные и незатратные в обслуживании автомобили, эксплуатируемые во всех регионах страны.
Цистерна для воды
Независимо от объема все цистерны разрабатывают по единому стандарту. У них обязательно должен быть люк диаметром более 450 мм, чтобы специалисты при проведении техосмотра имели свободный доступ к внутренней части бака. Чтобы предупредить колебание жидкости во время движения, внутри устанавливаются волноломы. Обязательное условие для всех АЦ – наличие устройства снижения избыточного давления при заполнении. Оно должно работать на обеспечение дискретного контроля за заполнением и сливом.
По форме цистерны чаще всего делают эллиптической формы, благодаря чему производитель может использовать всю ширину шасси, одновременно снижая центр массы автомобиля. Второй вариант – форма квадрата с закругленными углами.
Пенобак
Пожарный насос
Самой распространенной насосной установкой считается универсальный центробежный насос ПН-40УВ. Он зарекомендовал себя как надежное оборудование для подачи воды и пенообразователя при тушении пожаров на различных объектах. Его плюсом считается удержание давления в системе при перекрывании пожарного ствола или попадании мусора в рукав. Минус – необходимость предварительного заполнения водой. Для этого на автоцистернах устанавливают вспомогательные насосы кратковременного действия.
Новое поколение АЦ комплектуется усовершенствованными комбинированными насосами или насосами высокого давления. Отдельные виды автоцистерн работают через насосы, подключаемые к водопроводной сети.
Базовые автомобили
Сегодня при производстве автоцистерн используют шасси ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ, УРАЛ. При этом база может быть как моно-, так и полноприводной. Самой распространенной моделью считается АЦ-40. В зависимости от базы, эта модификация имеет свои особенности.
ЗИЛ-131 | КамАЗ-43253 | УРАЛ-43206 | |
Базовое шасси | ЗИЛ-131 6х6 | КамАЗ-43253 4х2 | УРАЛ-43206 4х4 |
Мощность двигателя, л.с. | 150 | 180 | 230 |
Вместимость цистерны, л | 2400 | 3200 | 3000 |
Вместимость пенобака, л | 170 | 240 | 180 |
Насосная установка | ПН-40УВ | ПН-40УВМ | НЦПН-40/100 |
Производительность насоса в номинальном режиме, л/с | 40 | 40 | 40 |
Напор в номинальном режиме, м | 100 | 100 | 100 |
Количество мест боевого расчета | 1+6 | 4+2 | 6 |
Гибридом автоцистерн и пожарных автолестниц считаются автомобили типа АЦЛ. На вооружении ГПС стоят два типа такой техники: АЦЛ-3-40-17 и АЦЛ-3-40-20, отличающиеся друг от друга высотой подъема на метров 17 и 20 метров соответственно. Такие машины используются в городах с плотной застройкой при выезде на пожар в домах на 5-6 этажей. Автолестницы с цистернами производят на двухосных шасси КамАЗ-4925 и КамАЗ-4932.
- Устройство блоков инверторного управления стиральной машины
- Устройство бустера для запуска автомобиля