Что лучше каршеринг или личный автомобиль
Каршеринг против личного авто. Что выгоднее: наглядно в цифрах
Еще буквально 10 лет назад личный автомобиль превратился из средства передвижения в фетиш. По мере развития сервисов краткосрочной аренды, каршеринга, потребность в собственной машине несколько поубавилась. Только в 2020 году доля людей, которые предпочитают арендовать машину на короткий срок увеличилась на 26% и составила более 1.5 миллионов клиентов. Все же для некоторых личный транспорт был и остается удобным вариантом и статусной вещью. А в некоторых случаях без собственных колес и вовсе не обойтись. Но что и когда выгоднее?
Попробуем разобраться, когда автомобиль действительно нужен и какой вариант дешевле, удобнее: личный транспорт или арендованная машина. Для примера в рамках материала мы будем рассматривать авто средней ценовой категории: KIA Rio.
Личный автомобиль: примерный расчет
Приобрести личный автомобиль можно тремя способами:
Средняя стоимость KIA Rio составляет 820 000 рублей. Без учета возможного трейд-ина, покупателю придется внести эту сумму единоразово или взять на себя долгосрочные обязательства по кредиту. При средней продолжительности рассрочки на 3 года, получается, что отдать нужно уже 952 527 рублей по ставке 10%. Это на 130 с лишним тысяч больше первоначальной суммы.
Учитывая, что каждый третий займ в России — это кредит на машину, становится понятно, что чуть ли не половина автовладельцев несут бремя должника банка.
Стоит запомнить эти суммы. За Киа Рио придется отдать:
Далее они пригодятся нам для сравнения.
И это не считая регулярных трат на бензин, обслуживание, замену расходных компонентов, резины с летней на зимнюю и наоборот. Интервал между сервисами на Киа Рио составляет порядка 15 000 километров. По разным оценкам, это около 4350-4550 рублей. Плюс топливо. Расход у автомобиля этой марки — примерно 6.5 литров на 100 километров пути. Значит на каждые 15 000 км потребуется 975 литров бензина. При стоимости в 43 рубля за литр, это порядка 44 000 рублей сверху.
ИТОГО: 952 527 + 4350 + 44 000 за каждые 15 000 км. Получается порядка 1 млн рублей. Или около 30 000 рублей в месяц. Плюс-минус. Зависит от интенсивности езды.
Каршеринг: что предлагают операторы
Операторы каршеринга предлагают три варианта аренды транспортного средства.
Некоторые банки, каршеринговые сервисы, автомобильные дилеры, салоны предлагают подписку. Это вариант долгосрочной аренды на год и более.
Все четыре варианта могут быть выгодны, но в конкретных случаях.
Поминутная аренда vs личный транспорт
Поминутная аренда предполагает, что водитель берет машину, едет из точки А в точку Б, после чего оставляет транспорт и идет дальше. Это альтернатива такси. Средняя стоимость минуты 9.3 рубля.
Смоделируем ситуацию. Вам необходимо добраться от дома до работы. Но автомобиля нет, транспорт ходит плохо, на месте нужно быть через час. А путь не близкий — порядка 5-и километров пути. С учетом, что дорога достаточно свободная, средняя скорость 40-60 км/ч. потребуется порядка 5 минут.
Личный автомобиль проигрывает в выгоде, если машина нужна здесь и сейчас.
Почасовая аренда vs свой автомобиль
Средняя стоимость часа аренды транспорта в Москве составляет 300 рублей. У кого-то еще больше, это минимальная планка от которой мы будем отталкиваться.
Смоделируем ту же самую ситуацию. Нужно срочно проехать 5 километров, чтобы добраться до работы, успеть вовремя. Проведем те же расчеты:
Несмотря на то, что почасовая аренда не имеет смысла в описанном случае, даже этот вариант выгоднее покупки собственного транспортного средства.
Собственная машина не годится для краткосрочного использования. Потому как это лишние расходы.
Посуточная аренда против своей машины
Стоимость посуточной аренды начинается от 2 900 рублей по Москве. Попробуем смоделировать еще один случай.
Вы решили провести 5 дней в пути, в рамках отпуска посмотреть достопримечательности России. Добираться планируете собственным ходом, не на транспорте и не на самолете.
Соответственно, цифры будут такими:
Кажется, что второй вариант выгоднее, но это не так. Речь опять идет о краткосрочном использовании машины. 14500 — это единоразовый платеж. А 800 с лишним рублей придется платить каждый день в рамках автомобильного кредита. Если же машина куплена за полную сумму сразу, при расчете получается, что водитель отдал деньги из расчета 2246 рублей в день. И так на протяжении года как минимум.
Подписка vs покупка машины
Сервисы подписки есть у банков, каршеринговых операторов и дилеров, автомобильных салонов. Киа Рио можно взять за 27-33 000 рублей в месяц. При годовой аренде — стоимость достигает минимального порога.
Соответственно, за год придется отдать 324 000 рублей. А при покупке авто — все те же 820 или 952 000 рублей. Машина по подписке предполагает, что все техническое обслуживание ложится на плечи арендодателя. Как и замена резины, расходников, кроме топлива.
Если вы не страдаете собственническим чувством, не желаете брать на себя лишнюю ответственность, планируете много ездить, подписка может стать достойной альтернативой собственной машине. К тому же, в несколько раз дешевле.
А что насчет покупки машины на вторичном рынке?
Действительно, можно найти машину вдвое дешевле, чем при покупке нового транспорта. Но непрозрачность рынка, огромное количество перекупщиков, откровенных мошенников создают риск, что вместо машины вы купите автохлам. Единственный вариант — проверить транспортное средство силами экспертов. Но это дополнительные траты без гарантии результата и чего-бы то ни было вообще.
Поэтому в качестве отдельной категории этот вариант не рассматривался.
Выводы
Подводя итоги, можно сказать следующее:
Каршеринг нельзя назвать полной альтернативой собственному транспорту. Каждое конкретное предложение предполагает свои плюсы, минусы и выгодные способы применения.
Каршеринг, такси или своя машина: эксперты подсчитали, что выгоднее
У кого тариф лучше?
Семь рублей за минуту. Такой тариф предлагают своим клиентам большинство каршеринговых компаний. С ходу кажется, что предложение очень выгодное, ведь в стоимость аренды уже входят расходы на бензин и мойку автомобиля. Но оказалось, что в этой схеме существуют свои подводные камни.
Каршеринг вышел, конечно, дешевле такси, но совсем ненамного. Если бы пробка была чуть длиннее или мы случайно пропустили бы поворот, сумма поездки стала бы еще больше. Поэтому пользоваться поминутной арендой авто в часы пик Виталий не рекомендует. Есть у такси и еще один козырь.
Столица vs регионы
Но специалисты предупреждают: это правило не работает только в городах-курортах. Там до сих пор таксисты, особенно частники, работают в два счетчика. Поэтому аренда машин через приложение стала для туристов настоящим спасением.
Кому нужен личный автомобиль?
Но пользоваться услугами такси или каршеринга выгодно только от случая к случаю. Тем, кто ездит на машине каждый день или планирует путешествие на большое расстояние, эксперты все же советуют обзавестись собственным автомобилем.
Еще больше экспериментов и лайфхаков смотрите в «Самой полезной программе» с Владимиром Щегловым на РЕН ТВ! Каждую субботу в 10:05 на нашем канале!
Личное авто против каршеринга. Есть ли смысл покупать машину или аренда выгоднее?
Жизнь автовладельцев нельзя назвать лёгкой. Налоги, страховка, парковка, ремонт и другие расходы постоянно бьют по семейному бюджету. Отказаться от личного авто в пользу каршеринга или передвигаться на такси? Мы собрали все расходы и выяснили, что удобнее и дешевле.
Коллаж © LIFE. Фото © ТАСС / Карпов Ладислав © Shutterstock
Машина — это удобно?
Сразу оговоримся, что в представленных ниже расчётах не будет стоимости самого автомобиля. Деньги на покупку автомобиля — это отдельная статья расходов, которая практически не имеет ничего общего со стоимостью владения. Последняя складывается из нескольких параметров. Обычно расходы на автомобиль считают по схеме: топливо + страхование + обслуживание и ремонт + парковка + штрафы. Теперь настало время привязаться к географическим координатам. Для нас это Москва. Огромный мегаполис с пробками, камерами и в целом куда более дорогим обслуживанием, чем в регионах.
Итак, начинаем считать. Обычный маршрут от работы до дома в нашем случае — примерно 30 километров. Средний расход топлива у обычного городского седана — примерно десять литров на 100 километров пути. Летом и зимой расход может увеличиваться: климатические условия, пробки и прочие условия влияют на расход не самым лучшим образом. Но довольно слов — берёмся за калькулятор. Подставляем все данные в формулу и получаем стоимость одной поездки — 141 рубль. И столько же обратно. То есть затраты на топливо обойдутся в 282 рубля. Умножаем на 23 рабочих дня (не нужно забывать, что поработать могут вызвать и в выходные) и получаем 6486 рублей в месяц только топливных расходов. В год это 78 тысяч рублей. В эту сумму не входит стоимость бензина для поездок куда-нибудь ещё, например в кино, за город или в путешествие, поэтому можно смело прибавлять 20% (15 600 рублей) и в итоге получается почти 94 тысячи рублей только на топливо.
Не стоит забывать о том, что большая часть парковок в Москве — платные. Даже на севере столицы, куда мы добираемся на работу, средняя стоимость парковки — 130 рублей в час. Если парковать автомобиль там, где предписывает АМПП, то цена парковки за полный рабочий день — примерно тысяча рублей (23 тысячи рублей в месяц).
Стоимость топлива для одной поездки (Москва). Фото © vashamashina.ru
А теперь строго индивидуальные параметры. Хранение автомобиля, сезонный шиномонтаж и ремонт тоже стоят денег, поскольку разжиться бесплатным парковочным местом в крупном городе практически невозможно. В Москве найти стоянку дешевле 150 рублей в сутки не получится, поэтому придётся раскошелиться и на уголок для автомобиля. Суммарная выкладка по владению автомобилем (для примера мы взяли Volkswagen Polo) выглядит не слишком радужно.
Разумеется, методика подсчёта может отличаться в зависимости от длительности поездок, расстояния, которое проезжает средний автовладелец. Также на стоимость владения влияет объём двигателя и расход топлива: чем выше эти два параметра, тем больше топлива нужно автовладельцу и тем дороже обслуживание и ремонт. Не стоит забывать и мойку. Средний чек на водные процедуры для автомобиля в Москве — 500 рублей.
Каршеринг лучше. Но это не точно
Сложив все параметры, включая страховку и ремонты, аналитики «Яндекса» подсчитали, что дешевле всего в ежедневной эксплуатации водителям обходится LADA Granta. На бестселлер тольяттинского завода придётся потратить всего 13 тысяч рублей в месяц (или 156 тысяч в год). Довольно давно в народ ушла популярная байка, согласно которой каршеринг может стать полноценной заменой личному автомобилю. Перед тем как проверить, так ли это на самом деле, стоит ответить на самый главный вопрос — доступность каршеринговых машин. Даже в Москве и других крупных городах каршерингом можно пользоваться не везде. Зоны завершения аренды жёстко привязаны к районам города, и попытка оставить машину где-то ещё может обернуться штрафом в 10–15 тысяч рублей. Кроме того, каршеринговые автомобили не всегда удобны: малейший сбой в работе приложения, и пользователь может оказаться заблокированным внутри.
Теперь, отбросив все опасности, берёмся за калькулятор. Среднее время в пути по тому же маршруту, что и на собственной машине, — 40 минут. С учётом того что дорожная ситуация в Москве за утро может осложниться из-за большого количества транспорта, закладываем час на утреннюю поездку. Средняя цена бюджетного автомобиля каршеринга в Москве (Kia Rio, VW Polo, Skoda Rapid) — восемь рублей в минуту. Умножаем 8 на 60 (а лучше на 70, поскольку на поиски парковки тоже нужно время) и получаем 560 рублей за поездку в один конец, или 1120 рублей за один рабочий день по маршруту на работу и обратно. Если перевести эти расходы на полный рабочий месяц, то получается, что, проживая в одном конце Москвы и работая в другом, придётся потратить на каршеринг почти 26 тысяч в месяц (против 6,5 тысячи рублей на топливо при владении собственной машиной). Единственный способ срезать эти расходы — передвигаться на небольшие расстояния до пяти километров.
Очевидные плюсы каршеринга по сравнению с личным авто: не нужно платить за парковку, не нужно платить за мойку, ремонт и обслуживание. Но особенного удобства использования тоже ждать не стоит — каршеринговые машины далеко не всегда опрятны, чисты и исправны. Кроме того, риск получения штрафов за ошибки при использовании автомобиля тоже есть, поэтому год спокойного использования каршеринга может закончиться судебным разбирательством с агрегатором. Последнее с высокой долей вероятности может сподвигнуть пользователя пересесть на общественный транспорт, который значительно удобнее, быстрее и дешевле личного. Во всяком случае, в условиях Москвы.
Итоговый вывод не станет откровением для тех, кто давно получил права и умеет считать собственные расходы. Личный автомобиль в ряде случаев действительно дороже в эксплуатации, чем каршеринговая машина. Однако, если грамотно подойти к вопросу парковки, найти место во дворе и недорогую стоянку возле офиса на постоянной основе, личный автомобиль снова становится удобнее и лучше каршеринговой машины. Ещё одно любопытное наблюдение по поводу каршеринга: как только в Москве или любом другом городе случается климатический апокалипсис, стоимость каршеринга автоматически увеличивается с текущих восьми-девяти рублей до 12. С учётом того, что время движения увеличивается прямо пропорционально плохой погоде, поездка в один конец на каршеринге может обойтись в полторы-две тысячи рублей, и это далеко не предел. Личный автомобиль в этом смысле значительно дешевле, ведь всё, что нужно, — это оплатить топливо и найти, где запарковаться по завершении поездки.
Другое важное наблюдение. Несмотря на то что каршеринги активно расширяют зоны аренды и предлагают выгодные тарифы, путешествовать на арендованной машине по-прежнему нельзя. Придётся либо делать пересадки, либо пользоваться каршерингом только там, где это разрешено. Своя машина в этом отношении значительно лучше и удобнее, поскольку у водителя есть возможность не только навестить родителей, но и с комфортом доехать до моря или снежных гор.
Что выгоднее — каршеринг или свой автомобиль?
Посмотрите на пробку в столице — может показаться, что половина москвичей отказалась от личного транспорта в пользу каршеринга. Разукрашенные автомобили разных операторов бросаются в глаза и создают визуальное ощущение численного превосходства.
На самом деле, это не так. В Москве работает 16 операторов каршеринга, которые вместе предоставляют доступ примерно к 15 000 автомобилей. В сравнении с 5,6 млн зарегистрированных в Москве машин это ерунда. Но в отличие от личного транспорта каршеринговые машины почти не простаивают, поэтому так заметны. В прошлом году мы просили драйвовчанина Артёма Ачкасова посчитать, во сколько обходится владение личным авто в Москве. Теперь он делится с читателями опытом использования каршеринга и проверяет, действительно ли он выгоднее личных авто. В конце статьи — условия конкурса.
Дисклеймер: Все ситуации и оценки в тексте ниже — личный опыт и мнение автора.
В прошлой статье для блога Тинькофф Банка я проанализировал стоимость владения собственным Skoda Rapid. Получилось 17 рублей на километр при пробеге 7000 км в год. Пробег маленький, потому что на Шкоде, в основном, ездят члены семьи, а я сам — на тестовых автомобилях и каршеринге.
Покопался в логах своих каршеринговых приложений и понял, что чаще всего ездил до пробок, в утреннее время. Обычно это 10 км за 15 минут — примерно 100 рублей в денежном эквиваленте. Одной из самых дорогих стала поездка на новеньком Mercedes-Benz E200 в субботу днем. Тогда я преодолел 11 км за 20 минут и заплатил 225 рублей.
У всех операторов каршеринга одинаковый принцип ценообразования: основной тариф поминутный, как опция — посуточный. Очевидно, что главный принцип экономии на каршеринге — ехать, а не стоять.
Некоторые операторы поначалу предлагают демпинговые тарифы — менее четырёх рублей за минуту пробега. Если взять такую машинку и поехать на ней куда-нибудь ночью, когда нет пробок — получатся цифры, которые заставят плакать любого автовладельца. Это крайность, а 1 км за две минуты с максимальной таксой в 8 рублей за минуту — более чем реальная картина при условии, что вы будете пользоваться каршерингом правильно. Один километр пробега в этом случае стоит не больше 16 рублей, а это дешевле владения моим Rapid в Москве. Напомню: в моей модели эксплуатации практически не были задействованы платные парковки, каско я делал всего два года из четырёх.
Если бы парковался на своей машине у многочисленных офисов, куда я езжу на встречи, то в день тратил бы от 300 до 1000 рублей. Если тратить на парковку всего 300 рублей в день и предположить, что я парковался так 100 дней в году, то за 3 года это будет 90 тысяч рублей! В моей модели эксплуатации это означало бы увеличение стоимости владения за 3 года до 19,8 рублей за километр.
С каршерингом не нужно платить за городскую парковку, это очень удобно. Приехал к офису, запарковался, завершил аренду, а через пару-тройку часов сел в другой автомобиль, которых у бизнес-центров всегда много. Получается, что среднему сотруднику любого предприятия в пределах ТТК (а часто и за его пределами) в условиях существования в пределах шаговой доступности только платных парковок выгоднее пользоваться каршерингом, нежели личным автомобилем.
Фундаментальный принцип рационального использования каршеринга — чёткое соблюдение условий договора. Иногда он может занимать сотню страниц, но большинство пользователей его даже не читает, просто нажимает «я согласен, поехали».
Однако в договорах немало условий, соблюдение которых обязательно, а также прописаны штрафы за нарушения. Причём не только ПДД!
Разумеется, помимо штрафов за нарушения условий договора, вы оплачиваете все прочие штрафы, связанные с эксплуатацией автомобиля в ваш период аренды — за нарушение правил парковки, превышение скорости и так далее. Эти штрафы могут быть больше, чем если бы вы нарушили на своем авто, и вот причины:
— В ряде случаев оплатить штраф с 50% скидкой не получится. У каждого оператора свои условия, читайте об этом в договоре.
— Штраф за превышение скорости на 40-60 км/ч выписывается на автомобиль. Скидка положена всего один раз, а на каршеринговой машине нарушение скорее всего будет повторным.
— Автомобиль оформлен на юрлицо и за парковку на газоне выпишут штраф 300 000 рублей. Захочет ли оператор его оспаривать, говоря, что за рулем было физлицо, или ему будет проще снять деньги с вас, большой вопрос.
— У многих операторов к сумме штрафа прибавляется некий административный сбор — 10% от суммы штрафа за возню с бумагами.
Все штрафы автоматом списываются с карты арендатора. Если сразу после поездки обнулить счёт, то на штраф начислят пени, скажем, 5% в сутки. Рано или поздно за этими деньгами придут судебные приставы.
Большинство компаний устанавливает на свои автомобили телематическое оборудование, необходимое для отслеживания вашего стиля езды и фактических нарушений, — так каршеринг дисциплинирует водителя. Одного относительно резкого торможения за всю поездку достаточно, чтобы ваш стиль вождения оператор признал неудовлетворительным. А если вы еще и скорость превысите или нажмете педаль газа в пол… Штрафов за это пока нет, но это пока. Уже сейчас, например, служба безопасности Яндекс.Драйва звонит водителю при превышении им скорости на допустимые +19 километров в час и просит быть поспокойнее — уверен, со временем придут и реальные штрафные санкции.
Вывод тут такой — каршеринг решительно не подходит тем, кто не умеет читать написанное мелким шрифтом, и тем, кто любит нарушать правила дорожного движения. Любое нарушение обойдется дороже, чем на собственном автомобиле.
С личным автомобилем все понятно. У вас тот страховой продукт, который вы выбрали самостоятельно — на условиях, которые вас устраивают. В случае с каршерингом важно не покупаться на красивые галочки в приложениях типа «включить опцию каско», а опять же внимательно читать договор. У большинства операторов подключенная опция каско «Не волнуйтесь, теперь все ваши поездки застрахованы!» работает с франшизой от 15 000 до 70 000 рублей. Арендатор платит эти деньги при любом ДТП, если в протоколе не будет четко обозначен другой виновник. Автомобиль новый, не такой уж дешевый, ущерб оценивается исходя из специальных, максимальных, так называемых «страховых» расценок официальных дилеров. Микроскопическая трещина в бампере или крошечная вмятина на кузовной панели — это однозначно замена.
При этом опцию каско отключать все же не стоит — без неё есть риск уйти в минус на несколько сотен тысяч рублей плюс комиссии за простой автомобиля и утраченную выгоду оператора. Да-да, или вы не читали договор? Если читали, наверняка обратили внимание, что размер этой «упущенной выгоды» договором никак не регламентирован.
Внимательно читайте договор и в случае ДТП чётко следуйте регламенту оформления. В случае с каршерингом подводных камней тут несколько больше, чем с собственным автомобилем, хотя общий принцип тот же — в любом ДТП должен быть чётко зафиксирован виновник, и лучше, чтобы это были не вы.
Еще один аспект использования каршеринга настолько очевиден, что арендаторы часто упускают его из виду. Любое повреждение автомобиля, не зарегистрированное во внутренней системе оператора до начала вашей аренды и отмеченное следующим арендатором, автоматически относится на ваш счет. Оператор допускает нормальный износ деталей. Появление небольших царапин и вмятин — эксплуатационная норма, но на случаи ДТП все это не распространяется. Оператор может трактовать любое повреждение как захочет.
Однажды у моего приятеля просто списали с карты 15 000 рублей за повреждение переднего крыла автомобиля, которое обнаружил на автомобиле следующий арендатор. Мой приятель полагает, что крыло было абсолютно целым, но фотографий он не делал, да и не особо присматривался к грязному автомобилю. Доказать свою правоту в такой ситуации возможно, но для этого нужно сформировать маниакальный подход к использованию каршеринга.
Как быть: до начала и после окончания аренды необходимо провести полную фотосессию автомобиля со всех ракурсов. В кадр должны попасть все кузовные детали и стекла, шины и колесные диски, коврики, кресла, запасное колесо и ремнабор в багажнике, а также фотографии автомобиля с привязкой к местности. Важно, чтобы в EXIF файла также сохранялись геоданные — для этого в настройках смартфона нужно включить геолокацию. Также важно заранее убедиться, что системное время соответствует реальному. Оно пишется в EXIF.
Дальше в приложении каршеринга следует зафиксировать все потёртости, сколы, вмятины и прочие повреждения. Только после этого можно нажимать кнопку «подписать договор аренды». Со своим автомобилем быть таким дотошным нет нужды. Но если хотите экономить на каршеринге — нужно четко следовать духу описанной выше инструкции.
Мой автомобиль — моя ласточка. Я буду его холить и лелеять, заливать лучшее масло, ставить качественные запчасти, мыть и полировать. В багажнике у меня всегда есть и салфетки, и губки, и необходимая автокосметика.
Каршеринговый автомобиль чужой всем: тем, кто на нем ездит, кто его обслуживает и кто им владеет. Арендаторы убивают и пачкают (в том числе биологическими жидкостями), курят и относятся к ним по-скотски. Те, кто эти несчастные автомобили обслуживает, часто делают это с минимальными затратами — ставят самые дешёвые запчасти в самых дешёвых мастерских. Чтобы в этом удостовериться, достаточно присмотреться к маркировкам на стёклах.
Многие операторы каршерингового автопарка не брезгуют безродными расходниками неизвестного качества. Если на стекле написано Benson, XYG или КМК — знайте, на ремонте этого автомобиля жестоко экономят. Думаю, нет нужды говорить, что со своей машиной никто в здравом уме так обращаться не будет.
Как-то я приехал в Питер на деловую встречу. Бизнес-класс «Сапсана», чай в красивом подстаканнике. Величественная архитектура, запах моря и болот. Шагаю к заблаговременно арендованному автомобилю и попадаю в историю про «ожидания и реальность». Автомобиль был покрыт плотной скорлупой из грязи. Внутри этот киндер-сюрприз, похоже, никогда не мыли. Стояла омерзительная вонь. Когда я брезгливо сел в более-менее чистое кресло и положил руки на руль, понял, что влип. Ладони в прямом смысле прилипли к рулю. Я ведь еду на деловую встречу: как пожать руку тому, кто меня встретит? Рисковал не доехать — подвеска гремела так, будто ее не было, автомобиль тянуло в сторону, через затертое дворниками ветровое стекло почти ничего не было видно.
Со встречи ехал на такси. Водитель оказался агрессивным и неумелым идиотом. По дороге на вокзал он дважды рисковал стать виновником смертельного ДТП. Но я хотя бы ни к чему не прилипал.
Эти фото — ерунда в сравнении с неисправным вакуумным усилителем тормозов и двигателем, который глохнет при каждой остановке. Со всем этим я сталкивался лично, деньги за испорченную поездку мне ни разу не возвращали — просто потому, что это не предусмотрено договором аренды.
Если арендатор со всем согласился и поехал — значит подтвердил, что автомобиль его устраивает. В этой ситуации выводы очень простые: внимательнее осматривайте автомобиль, возите с собой одноразовые перчатки и влажные салфетки, и в случае каких-то поломок сразу прекращайте аренду и сообщайте оператору о проблеме. Этот момент не пересчитать в деньгах. Каждый волен решать сам — ездить в своём автомобиле и ухаживать за ним, либо соглашаться на сюрпризы в каршеринге.
Поездка в аэропорт
В теории один из самых сладких способов использования каршеринга — поездка в аэропорт. Ранним утром она стоит примерно 300 рублей вместо тысячи на такси и 500 на Аэроэкспрессе. Главное отличие поездки на каршеринге вот в чём: в случае ДТП арендатор обязан остаться рядом с автомобилем на неопределённо долгий период. Мелкое ДТП, водитель не виноват, всего пара царапин — не важно, опоздание на рейс гарантировано. В случае с такси вы просто меняете машину. В случае с собственным авто можете оформить европротокол, или договориться о компенсации на месте, взяв с другого участника ДТП расписку, что он не имеет претензий и законно покинуть место ДТП, как будто его и не было вовсе.
При использовании каршеринга на обратном пути из аэропорта в город арендатор в случае того же Шереметьево преодолевает два задания незапланированного квеста: найти автомобиль на парковке и договориться, чтобы тетушка выпустила за территорию — найденная в машине парковочная карта точно устарела. Машина в аренде, нужно сложить чемоданы в багажник, поставить машину в режим ожидания и идти в будку оформлять документы.
Вот почему я стараюсь ездить в аэропорт на аэроэкспрессе. Каршеринг беру по пути домой, но только если летаю налегке. Использование личного автомобиля на этом направлении тоже не очень-то выгодно — если вы летите на несколько дней, то придется отдать немаленькие деньги за парковку, а в случае ДТП, которое станет причиной спора о виновности между его участниками, вы точно так же пропустите рейс.
С точки зрения стоимости километра пробега загородная поездка на каршеринге представляется выгодной. Если нет пробок, то при движении со скоростью 90 км/ч удельная стоимость пользования падает до невероятных 5 рублей 33 копеек за километр пробега. При этом не нужно платить за заправку. Точнее, если заправиться все же придется, каршеринг сделает скидку.
Дальше начинаются тонкости. Завершить аренду на дачном участке невозможно. Это значит, что автомобиль будет находиться в режиме парковки. Также многие операторы устанавливают лимит максимального пробега в сутки в 70-100 километров. Для поездки на дачу этого может быть недостаточно.
Подобные лимиты есть и в суточных пакетах — когда арендатор платит не за минуты, а сразу за сутки. Солярис в «Делимобиле» на сутки с лимитом пробега 70 км обойдется в 1999 рублей. Стоимость километра пробега составит 28 рублей и 56 копеек. Лимита суточного пробега нет у Яндекс.Драйва, но в целом по рынку математика схожая, равно как и тренд на уменьшение лимита суточного пробега.
Минимальный тариф сервиса — 5 рублей за минуту. Предположим, вы взяли такую машину в Яндекс.Драйве и едете по пустому скоростному шоссе со средней скоростью 90 км/ч. Километр будет стоить 3 рубля 33 копейки. Дальнейшая выгода зависит от того, сколько автомобиль проведет в режиме ожидания. Предположим, это 6 часов. По тарифу ожидания 2 рубля 50 копеек за минуту мы получим 900 рублей. Условная поездка на 100 километров туда и столько же обратно в идеальных условиях может стоить 1566 рублей, ее удельная стоимость составит 7 рублей 83 копейки за километр. Минимум вдвое дешевле, чем на своей! Если же в режиме ожидания провести 18 часов, удельная стоимость составит 16 рублей 83 копейки, что сопоставимо с личным авто.
При поездках за город важно внимательно читать договор и не превышать лимит. Если это случится, могут насчитать по 5-10 рублей за каждый километр перепробега или наложить фиксированный штраф. В договорах некоторых операторов прописана ответственность за использование автомобиля вне дорог. Обычно цена штрафа начинается с 50 000 рублей. Теоретически его могут выписать на основании данных телеметрии и геопозиционирования. Ваша дачная грунтовка на карте для каршеринга легко может стать участком бездорожья.
Путешествие на каршеринге
Некоторые каршеринги — например, Rentmee — позволяют ездить далеко. Например, на нем можно доехать из Москвы в Санкт-Петербург. В режиме поминутной аренды попросят 6 рублей за минуту аренды и 2 минуты в режиме парковки, суточный лимит — 100 километров. Максимальную выгоду можно получить при поездках на 50 км в одну сторону, либо на 100, но без обратного пути.
Суточный тариф 1200 рублей в сутки выгоднее, ведь лимит в нем уже 200 км. Доплата за превышение — 5 рублей за каждый километр. Условные 700 км пути из Москвы в Санкт-Петербург без учета платных дорог (предположим, время нам не важно — платим-то за сутки) будут стоить 1200 рублей тарифа + 2500 рублей перепробега или 3700 рублей в одну сторону. Но это не все. Особенность суточного тарифа Rentmee — не включенная в стоимость цена топлива. При среднем расходе 8 литров на сотню, мы израсходуем минимум 56 литров бензина по 45 рублей за литр, итого до Санкт-Петербурга — 6220 рублей. Средняя стоимость километра составит 8,88 рублей, что довольно выгодно.
Для действительно дальних путешествий каршеринг не подойдет — зона использования ограничена правилами сервиса.
Итак, может ли каршеринг быть дешевле собственного автомобиля? Конечно же, может!
За четыре года использования этого сервиса у различных операторов, я не заплатил ни единого штрафа. Но чтобы «лайфхак» не превратился в «попадос», нужно внимательно читать договор, неукоснительно соблюдать его условия, выполнять все требования ПДД и быть настоящим «Ревизорро» при приёмке автомобиля. Я так и поступаю — всегда закладываю 10 минут на осмотр и фотографирование автомобиля и никогда не делаю это в спешке. Это помогает мне считать каршеринг реальной альтернативой личному автомобилю.
Слово «альтернатива» тут ключевое: все выгоды каршеринга становятся менее очевидны, если у вас всё ещё есть собственный автомобиль. Пока вы наслаждаетесь выгодой каршеринга, он простаивает, ржавеет, теряет стоимость, а вы оплачиваете налоги и страховку.
Такая вот арифметика.
А теперь обещанный конкурс.
Тинькофф запустил конкурс для драйвовчан. Чтобы гарантированно забрать приз, вам нужно самим подписаться на блог Банка, призвать к этому читателей своего блога на Drive2 и поделиться советами об экономии на автомобилях. За это вы получите 399 кредитов Drive2 и будете претендовать на суперпризы, включая 15 000 баллов на карту Tinkoff Drive. Подробности — читайте тут.