Что может делать плотник 2 класс
Конспект по познавательному развитию «Профессия плотник»
Ирина Мулюкова
Конспект по познавательному развитию «Профессия плотник»
Целевые ориентиры: Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать
Воспитательная: Воспитывать чувство признательности и уважения к труду людей.
Развивающая: Развивать мышление, умение отвечать на вопросы воспитателя
Образовательная: Продолжать знакомить детей с различными профессиями (с трудом плотника). (Профессия плотника необходима и значима, плотник ремонтирует сломанную мебель, ремонтирует игровое оборудование на участке.)
Речевая: Активизировать словарный запас.
Материал и оборудование: Презентация «Профессия плотник»
Предварительная работа: Настольная игра «Профессии», сюжетные игры «На приеме у врача», «Автомастерская»
Содержание организованной образовательной деятельности:
1 Организационный момент:
Собрались все дети в круг, я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!
2 создание проблемной ситуации, мотивация
Игра с мячом «Назови профессию». (Стоя в кругу, дети называют профессии, передавая друг другу мяч).
3 Ознакомление с новым материалом, решение проблемной ситуации
Воспитатель читает стихотворение С.Баруздина:
Летят опилки белые,
Это плотник делает
Рассказ воспитателя сопровождается показом презентации
Профессия плотника появилась давно. Первое, что сделал плотник – это стол, стул, кровать, самые необходимые предметы. Плотники всегда были очень уважаемыми людьми на Руси. Ведь при помощи топора плотник мог сделать все, что понадобится.Недаром появилась пословица: плотник топором обувается, обедает и подпоясывается. А какие же инструменты нужны плотнику для работы: молоток, гвозди, пила, рубанок и многие другие.
Воспитатель и дети образуют круг и идут,произнося:
Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг,
Стой на месте, дружно вместе
Педагог показывает действие (пилит доску, закручивает шурупы, вытаскивает гвозди, сверлит, рубит топором и т. д., а дети повторяют и называют его действия.
4 Первичное осмысление и закрепление материала на практике
Игра «Найди инструменты плотника из предложенных»
Загадки об инструментах:
Сам худ, а голова с пуд. (молоток)
Как завижу лежебоку, что валяется без проку
Как прижму его к доске, да так стукну по башке
В доску спрячется бедняжка, чуть видна его рубашка (гвоздь)
О какой профессии мы сегодня говорили? Продолжите, пожалуйста, фразу «Сегодня я узнал…»
«В гости к дедушке Фольклору». Конспект ООД по познавательному развитию и развитию речи в средней группе Интеграция: коммуникация, физическое развитие, экологическое воспитание, музыкальное развитие, художественно-эстетическое развитие Виды.
Конспект НОД для детей старшей группы по познавательному развитию и развитию детского творчества «Волшебное яйцо» Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «Волшебное яйцо» Воспитатель: Гусева Елена.
«Осень». Конспект ООД по познавательному развитию Задачи: Закрепить полученные знания по теме: «Осень». Формировать умение выразительного чтения стихов об осени; умение описывать предметы,.
Конспект ОД по познавательному развитию «Волшебница Весна» ВОЛШЕБНИЦА ВЕСНА Цель: закреплять представление о смене времен года и приметах весны. Развивать умение делать выводы, работать парами. Продолжать.
Конспект ОД по познавательному развитию «Волшебница соль» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №10 «Дубравушка» г. Грязи Грязинского района Липецкой области Конспект.
Конспект занятия по использованию сюжетно-ролевых игр на занятии по развитию речи «Профессия врача» МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Конспект занятия по использованию сюжетно-ролевых игр на занятии по развитию.
Открытое мероприятие НОД по познавательному развитию на тему «Моя профессия — полицейский» в старшей группе Цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессией полицейского, создание условий для активного участия родителей в образовательном.
Профессия плотник: какие изделия делает и чем занимается
Существует ряд специальностей, которые всегда были и еще долго будут востребованы на рынке труда. К ним относится и профессия плотника. К сожалению, немногие молодые люди всерьез относятся к этой специальности, так как не представляют кто такой плотник. Поэтому стоит рассказать об этом подробнее.
Профессия плотник предполагает владение знаниями и умениями обработки дерева, а также возможность их применения на практике. Например, мало кто задумывался о незаменимости ремесла в строительстве домов. Часто понятие путают со столяром, однако последний выполняет более мелкие и творческие задания, которые больше напоминают дизайнерские. Тогда как должность плотника предполагает глубокие технические познания и умения инженерного характера. Однако благодаря тяге к знаниям, некоторые работники с готовностью совмещают оба направления.
Чем занимается плотник? Список достаточно обширен и зависит от уровня квалификации и мастерства.
Начинающие работники или подмастерье (1 разряд) должны уметь выполнять простейшие задания и по сути учиться у более опытных товарищей. Более высокий разряд требует получения знаний и умений, которые доступны как в учебных заведениях, так и на производстве.
Основные обязанности
Для любой специальности существуют четко установленные порядки профессиональной деятельности и границы ответственности, которые позволяют регулировать споры и выявлять степень вовлеченности каждого участника в процесс. Поэтому существует должностная инструкция плотника, в которой также указаны важные аспекты его трудовой деятельности. Ее вариации можно встретить в каждом отдельном предприятии, так как руководство самостоятельно решает необходимость тех или иных требований к работнику. Однако основные принципы не должны противоречить действующему законодательству страны и отражать реальное положение дел.
В должностные обязанности плотника обычно включаются перечни тех навыков, которыми он должен обладать. При этом превышение норм знаний и умений поощряется, но не требуется.
Если работник достиг уровня, который явно превышает тот разряд, которым он обладает, руководство может предложить плотнику повышение как должности, так и зарплаты. Однако на практике чаще случается, что плотник сам обращается с просьбой о пересмотре его квалификации.
Итак, к основным функциям плотника относятся следующие виды работ:
К последнему виду относится широкий спектр заданий, выполнение и перечень которых зависит от квалификации плотника и индивидуальной должностной инструкции.
Строительство
Плотник в строительстве выполняет, например, кроме уже упомянутых опалубочных, такие работы:
Из перечня хорошо видно, что именно делает плотник на стройке. Становится понятно, что его трудовая деятельность востребована на всех этапах, от начала и до конца строительства.
Плотник в сфере ЖКХ также является весьма востребованным. К функциям, которые он выполняет, относятся в основном кровельные работы. Это разработка плана восстановления поврежденных покрытий, составление эскиза предполагаемого ремонта, а также изготовление и монтаж всех частей конструкции. Для столь трудоемких процессов плотник должен обладать широким спектром знаний и умений.
Поэтому плотник-кровельщик в ЖКХ является востребованным специалистом, который несет ответственность за качество выполняемого дела.
Здравоохранение
Как и любой объект инфраструктуры, здания медицинских учреждений также требуют постоянных затрат на содержание и восстановление утраченной целостности. Должностные обязанности плотника в больнице имеют еще и коллективный характер. Например, мелкий ремонт деревянных деталей и конструкций, изготовление поддонов и ящиков для транспортировки медицинских приборов и их демонтаж в случае получения организацией посылки. Кроме того должностная инструкция плотника в больнице предполагает мелкий ремонт поврежденного инвентаря.
Иные непрофильные учреждения
На предприятии должностная инструкция плотника, как правило, включает еще и список дополнительных обязанностей, которые должны быть выполнены с высокой степенью точности. Например, в учебных учреждениях из-за низкой профильной загруженности в функциональные обязанности плотника входит содержание и текущий ремонт систем отопления, водоснабжения, а также очистка сливных сооружений. Кроме того, от плотника требуются навыки столяра при мелком ремонте и изготовлении сломанных или поврежденных деревянных деталей.
Становится понятно, что полученная профессия плотника и его должностные обязанности не всегда строго соответствуют запросам работодателя. Такие требования тем не менее оправданы в силу низкой загруженности и периодического характера деятельности.
Профильные навыки и знания
При приеме плотника на работу к его кандидатуре выдвигаются определенные требования, касающиеся полученного образования, профессиональных знаний, навыков и опыта в специальности. В должностной инструкции все критерии оценки четко и ясно прописаны. Как правило, допускаются небольшие уступки в случае, если кандидат готов к обучению и компромиссам с руководством. Однако лучше соответствовать всем выдвигаемым квалификационным требованиям.
В зависимости от того, каким разрядом обладает работник, он должен уметь:
Специальность плотника кроме наличия навыков предполагает определенный багаж знаний. Получить его можно в профильных профессиональных учреждениях среднего специального образования — колледжах и училищах.
Обычно прием проводится в начале учебного года на несколько факультетов среди выпускников 9 и 11 классов. Срок обучения, образец диплома и условия получения образования зависят от выбранного учреждения.
После выпуска ученику присваивается разряд, подтверждающий уровень подготовки. В зависимости от его величины плотник должен обладать следующими знаниями:
Обладатели более высокого разряда должны быть подготовлены в том числе к руководству людьми. Поэтому при назначении на должность бригадира, плотник знакомиться с должностными инструкциями работников, поступающих в его подчинение. Проводить реорганизацию труда возможно в случае, если новый руководитель видит такую возможность. Однако чаще всего функции заключаются в поддержании уже установленного порядка.
Профессиональные и личные качества
Чтобы стать настоящим профессионалом своего дела, кроме теоретических знаний и умений, плотник должен обладать набором качеств характера. Это должен быть человек с высокой степенью ответственности, чтобы выполнять дело качественно, так как малейшее упущение, например, в строительстве, может привести к гибели других людей. К тому же профессия плотника и ее описание предполагает отсутствие страха высоты, хороший глазомер, способность запоминать множество чисел и замеров. Плотник должен хорошо знать и понимать основы геометрии и черчения, ведь неотъемлемой частью ремесла является способность составлять чертежи.
Профессионал должен обладать отличным здоровьем, выносливостью, уметь концентрировать внимание. К тому же инструмент плотника предполагает наличие силы для того, чтобы им орудовать.
Мастер должен уметь обрабатывать любые поверхности и доводить до необходимых характеристик как крупные объекты, так и небольшие изделия. Противопоказанием для выполнения должностных обязанностей является аллергия на древесную пыль, нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, а также любые заболевания психики.
Преимущества и недостатки профессии
Как любая профессия, работа плотника имеет ряд положительных и отрицательных черт.
Существенным недостатком является большая физическая нагрузка, которая может привести к развитию проблем со здоровьем в дальнейшем. Монотонность выполняемых заданий приводит к развитию утомляемости, потере внимания. К тому же постоянное нахождение на ногах дает вероятность появления таких диагнозов как варикоз и плоскостопие. Участие в строительстве вынуждает находиться на высоте, что влечет за собой опасность падения, поэтому очень важно относиться к безопасности ответственно и всегда проверять страховочное оборудование. Дополнительным фактором риска является применяемый инструмент. Ошибки в их использовании недопустимы и чреваты такими последствиями, как получение увечья.
К положительным чертам специальности можно отнести следующие:
Должностные обязанности плотника весьма разнообразны. У профессии есть свои особенности, достоинства и недостатки. Однако стоит отметить, что плотники всегда будут востребованы на рынке труда, что позволяет выбирать этот путь, имея перспективу хорошего заработка.
Должность: учитель начальных классов
форма занятия: урок с использованием активных форм обучения
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Раздел «Труд земной». Мастера-плотники.
Показать с видов трудовой деятельности человека – столяра, плотника.
Организовать деятельность для расширения знаний обучающихся о профессиях столяра и плотника, на развитие общеучебного умения анализировать текст, воспитание любви к труду и уважение к людям труда.
Познакомиться с профессиями столяра и плотника, формировать навыки уважительного отношения к людям труда.
Задачи для педагога:
Актуализировать знания детей о необходимости рабочих специальностей.
Сформировать представление о профессии плотника, его инструментами, секретами плотницкого мастерства, с трудом земным. Познакомиться с украшениями русской избы.
Развивать качество коллективной работы, умения работать в группе.
Воспитывать уважение к труду плотника, чувство гордости за русских мастеров по дереву, за свою малую родину.
1.Познакомиться с истоками плотницкого ремесла.
2. Выяснить, какие инструменты нужны плотнику, как в старину рубили дом.
3.Показать, что плотники – терпеливые и последовательные люди, добросовестные труженики.
Плотницкое дело. Артель. Рубить дом. Добросовестность. Рассудительность.
Универсальные учебные действия
1. Реализовать свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направить ее на достижение творческой самореализации.
2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.
3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению материала.
1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.
2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.
3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
2. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.
3. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.
4. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
5. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
1. Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).
2. Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.
3. Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
Знать: что обозначают слова: «плотницкое дело», «артель», «рубить дом», «добросовестность», «рассудительность».
Уметь: соотносить объекты (инструменты) к заданному понятию (мастер-плотник).
Владеть: поиском необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Личностные: выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем.
Познавательные: осуществлять запись об окружающем мире; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные: задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Формы организации, методы, приёмы работы
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Формы организации : применение активных форм обучения (ресурсный круг, тренинг, работа в паре, работа в группе)
Методы и приёмы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой, практический метод, дидактическая игра.
мультимедийная презентация по теме;
учебное пособие и тетрадь «Истоки» 2 класс.
Наглядно-демонстрационный материал : подборка загадок, пословиц и поговорок, карточки для работы в группах, толковые словари.
— Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас. Прошу сесть. Все ли готовы начать урок? Мне хочется подарить вам куплет хорошей песни:
Мы все спешим за чудесами,
Но чудесней ничего,
Чем та земля под небесами,
Где крыша дома твоего,
Где крыша дома твоего.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.
– Расскажите, что даёт нам лес.
— Посмотрите на все иллюстрации, помещенные на доске.
— В давние времена почти вся Русь была деревянной. Из дерева были дома и мосты, церкви и колокольни, тротуары и мостовые. И даже мощные стены вокруг городов – тоже из дерева.
-Люди какой профессии построили эти здания?
-Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить?
— Какие задачи поставим перед собой для достижения данной цели?
Слушают куплет песни.
-Мы отмечали не только красоту, волшебство, сказочность. Ещё мы говорили и о пользе, которую приносит лес людям. Лес – источник энергии, источник пищи, строительные материалы.
-Все постройки из дерева.
-Узнаем о профессиях плотников и столяров.
1.Познакомиться с историей плотницкого ремесла.
2. Выяснить, какие инструменты нужны плотнику, как в старину рубили дом.
3.Узнать какими качествами должны обладать плотники и столяры.
Личностные: выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем.
Познавательные: осуществлять запись об окружающем мире; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные: задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Актуализация опорных знаний и умений.
— О каких профессиях говорили на прошлом уроке?
-В чем заключается труд ткачихи?
-Актуален ли труд ткачихи в современном мире.
-Кто такие плотники? Посоветуйтесь в парах, а если кто не знает, можно обратиться к толковому словарю.
-Что вы знаете о труде плотника?
Рассказывают об особенностях труда ткачихи.
Рассказывают, чем занимаются плотники.
Личностные: выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные: задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
— Давным – давно, много лет назад вся Русь была деревянной. Русь издревле была страной дерева, особенно её северные земли, к которым относится и наш Вологодский край. Соха и ложка, детская колыбель и крест на могиле предков – тоже из дерева. Деревянные дома возводились мастерами-плотниками. В их сильных и умелых руках всегда был топор.
— Как вы думаете, один плотник мог построить дом?
— Работали плотники артелями.
-Что такое «артель»? Найдите толкование в словаре Ожегова.
— Откройте рабочие тетради на стр. 17. Выполните самостоятельно первое задание.
— Сейчас вы поработаете в четверке. Каждая четверка – плотницкая артель – (это группа людей, объединенных одной профессией для совместной работы с участием в общих доходах и общей ответственностью). В каждой четверке должен быть лидер. Лидер – самый опытный плотник. Артель приглашается для строительства дома. Мастерам плотникам необходимо собрать плотницкий инструмент.
— Выберите лидера. Выслушайте друг друга в четверке и придите к единому решению. Работая в группе, не забывайте о правилах общения (правила на стенде)
— Какие качества необходимы артели плотников, чтобы у них получилось хорошее изделие?
-А что помогло вам в работе артели?
-Легко ли было работать в группе? Легко ли было договариваться друг с другом?
— К чьему мнению вы прислушивались?
-Ну а какой самый главный инструмент плотника?
4. Работа над пословицей.
-С топором весь свет пройдешь. Почему так говорят?
5. Работа с текстом.
-Хотите узнать, как создавался топор?
-Выделить в тексте ключевые слова. Рассказать о создании топора.
Работа с учебником
Сейчас давайте откроем учебники и ближе познакомимся с трудом мастеров-плотников.
После чтения учитель задаёт вопросы:
— Что строили из дерева?
(Демонстрация фотографий деревянных построек и изделий)
— Топором вырубали место для поселения. Рубили деревья для строительства. Обрубали их, срубали ветки. Мастерили сруб.
— Прочитайте стр. 56 учебника.
— Почему деревянный дом считали живым?
— А чтобы дом был внешне красивым, что для этого нужно сделать?
— Плотники и в наши дни работают артельно.
— Скажите, по какому правилу живет артель?
— Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные дома?
-Какими качествами обладали мастера-плотники? Найти в тексте.
7. Игра «Хлопай-топай».
— А сейчас мы с вами поиграем, и заодно постараемся раскрыть секрет ремесла мастеров-плотников. Я буду перечислять качества, а вы хлопните в ладоши, если услышите характеристику, соответствующую образу мастера- плотника.
Слова для выбора: трудолюбие, опыт, лень, ответственность, хитрость, доброта, злость, смекалка, зависть, хитрость, любовь.
После игры дети отвечают на вопросы:
— Почему мастер не должен быть злым?
— Что такое зависть и почему она не нужна мастеру?
— Зачем плотнику нужна любовь?
— Что он может любить в работе?
— К чему относится с любовью?
— Только ли плотникам нужны такие качества?
Давайте откроем рабочие тетради на стр. 16 и рассмотрим, чем украшали в давние времена дома мастера-плотники.
От причелин и конька спускаются резные полотенца. Резьба на них изображает знаки солнца, земли, воды.
Окна со ставнями и наличниками напоминают глаза избы. Действительно, утром окна блестят открытыми глазами, смотрят на всё происходящее вокруг, а на ночь их закрывают ставнями, и изба погружается в сон.
11. Ресурсный круг «Мастера – плотники».
— Закройте глаза. – Представьте, мы с вами попали в плотницкую артель. Мастера рубят дом, а мы стоим рядышком и любуемся их работой. Давайте расскажем, что мы видим; слышим и чувствуем сейчас.