Что такое птк и зтк в автомобиле
Преждевременный износ ПТД и ЗТД
Livingstone
любопытный
Неоднократно слышал жалобы на преждевременный износ передних тормозных дисков (ПТД) у новых боянов и СР-В
Первую замену передних тормозных колодок (ПТК) сделал на 18 000 км, хотя ОД рекомендовал это сделать во время первого ТО на 15 000 км.
Вторую замену еще не делал, но на ТО 30 000 км. мне сделали замер
птд, птк и зтд, зтк.
Точных показателей по толщине тормозных колодок не запомнил, но помню, что они износились всего лишь наполовину. При этом мне была высказана рекомендация произвести замену ПТД с ПТК и немного попозже ЗТД с ЗТК.
После обзвона всех диллеров в Киеве, мне сказали что сие является нормой для новых аккордов и «повышенный износ металла направлен, прежде всего, на обеспечение безопасного торможения«. В качестве утешения привели пример с СР-В где ПТД меняются каждый раз во время замены ПТК. Браво.
При этом, я так же поинтересовался у каждого из ОД каковы минимальные показатели износа для всех ТД. Каждый из дилеров дал мне крайне противоречивую информацию (чего конечно же и следовало ожидать).
Итак, по их информации, минимальный износ ПТД варьировался
от 23 мм до 30 мм.
Поразмыслив, решил не менять, а дождаться либо ухудшения торможения, либо окончательного износа колодок и соответственно их писка.
Сейчас пробег 35 000 км. Существенного ухудшения торможения (по истечении 5000 км) не наблюдается.
Замеров повторных я пока не делал, но понимаю, что на этих ПТД до
ТО-3 45 000 км. я не дотяну и уж тем более 3-го комплекта тормозных колодок я не откатаю.
Делать замену ТД «один к двум»парам тормозных колодок считаю аномальным (в режиме газ/тормоз практически не езжу) и затратным.
На данном этапе подыскиваю неоригинал (кстати ОД не возражает относительно его установки).
Существенной для импортеров статьей расходов являются платежи за хранение грузов, помещенных на склады временного хранения или зоны таможенного контроля, и грузовые операции с ними, которые совершаются по требованию таможенных органов в процессе таможенного оформления. В статье Владимира Медникова рассмотрены аспекты таможенного законодательства, на основе которых создана, ставшая уже привычной для участников внешнеэкономической деятельности система платежей, значительно увеличивающая итоговую стоимость внешнеторговых грузов
Начнем с конца. Что хотел сказать автор?
Прежде всего, автор хотел бы избежать ситуации, когда в голове читателя, осилившего предложенный ему текст, возникает сей вопрос, и он комментирует плоды твоего труда этой, широко вошедшей в употребление ехидной фразой с вопросительным знаком в конце. Конечно, мы знаем нашу аудиторию, квалификация которой в вопросах таможенного оформления высока, а профессионализм бесспорен. Однако, нам известно и то, что аудитория эта достаточно широка и состав её сформирован не только юристами, поднаторевшими в области таможенного права и экспертами в области ВЭД и таможенного оформления. Поэтому, желая быть понятыми самым широким кругом читателей, мы начнем наш материал, посвященный некоторым вопросам таможенной практики, небольшим примеров из совершенно другой области. В качестве отвлеченного, но показательного подопытного кролика мы рассмотрим элементарную ситуацию, с которой, уверен, все наши читатели знакомы. Оттолкнувшись от этого трамплина, мы перейдем к сути вопроса.
Итак, пример: мы регистрируем автомобиль в ГИБДД
Итак, вы явились в ГИБДД на автомобиле, который хотите зарегистрировать, вооружившись пачкой необходимых документов на автомобиль и платежек, подтверждающих, что все необходимые для регистрации платежи вами сделаны. Отстояв неизбежную очередь, вы проникаете в желанный кабинет и передаете документы должностному лицу, вид которого я не стану описывать, поскольку этот типаж всем хорошо знаком. Допустим, что должностное лицо документы принимает и убеждается в их подлинности и корректности. А вот теперь мы внесём в эту реальную ситуацию, следующим шагом которой обычно бывает осмотр вашего авто на яме и сверка номеров кузова и двигателя, элемент фантастики.
Представьте, что убедившись в правильности ваших документов, должностное лицо, вдруг делает вам «на голубом глазу» следующее заявление.
Оказывается, место для осмотра автомобиля находится во владении некой коммерческой организации и поэтому нахождение автомобиля во время его проверки должно быть оплачено. Кроме того, оборудование и инструмент, с помощью которого проверка производится, также принадлежат коммерческой организации, соответственно их использование, как и использование труда работников, эксплуатирующих оборудование, также должно быть оплачено лицом, выполняющим возложенные на него обязанности по регистрации транспортного средства.
Вашу реакцию я могу живо себе представить. Однако, любой даже самый эмоциональный человек, перестав бушевать, неизбежно перейдет к сухому юридическому языку, поскольку желает не ругани, а решения своего вопроса, и скажет следующее:
«Ваше требование абсурдно и незаконно, поскольку регистрационные действия мной оплачены в доход бюджета законодательно установленными платежами в виде госпошлины».
Однако абсурдны и незаконны подобные требования только в рассматриваемом нами примере – регистрации автомобиля. В области таможенного законодательства подобные действия в отношении участников ВЭД, исполняющих возложенную на них обязанность по декларированию товаров, совершаются регулярно. Данная статья написана с целью выяснить, основаны ли таковые действия на требованиях закона? Выяснять мы будем дотошно, со ссылками на таможенное законодательство, поскольку мы давно уже успокоились и хотим не крика – ругани, а решения волнующего нас вопроса. Поэтому мы неизбежно переходим на юридический язык.
Обязанности декларанта и формы таможенного контроля
Статьёй 179 п.2 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (далее по тексту – ТК ТС) обязанность по таможенному декларированию товаров (заявлению декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров) возлагается на декларанта (лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары) или таможенного представителя, действующего от имени и по поручению декларанта, при этом круг лиц, которые могут быть декларантом товаров, перечислен в ст.186 ТК ТС. Согласно ст. 175 ТК ТС таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в местах нахождения таможенных органов и во время их работы. Понятие «таможенных операций» раскрыто в ст.4 ТК ТС, которая определяет, что «таможенными операциями являются действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза».
Таможенным Кодексом таможенного союза установлено 12 форм таможенного контроля (ст. 110 ТК ТС). Статья 96 п.1 ТК ТС устанавливает, что таможенный контроль товаров, везённых на территорию таможенного союза начинается с момента пересечения таможенной границы. В ст.95 п.3 ТК ТС говорится, что таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.
Совокупное применение перечисленных норм, однозначно свидетельствует, что лицо, исполняющее возложенные на него законом обязанности, должно предоставить документы и сведения государственному органу для проведения таможенного контроля в форме проверки им документов и сведений; при этом проверка документов и сведений совершается по месту нахождения государственного органа.
Одной из упомянутых форм таможенного контроля является таможенный досмотр, представляющий собой «действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами» (ст.116 ТК ТС).
Возвращаясь к уже упоминавшейся выше ст. 95 ТК ТС согласно которой «таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме» становится очевидным, что:
а) таможенный контроль в форме проверки документов и сведений о товарах производится по месту нахождения таможенного органа;
б) таможенный контроль в форме таможенного досмотра проводится в зоне таможенного контроля («иные места, определяемые таможенными органами, где находятся товары и транспортные средства» из дальнейшего рассмотрения в рамках данного исследования можно исключить).
Понятие «зоны таможенного контроля» (далее по тексту – ЗТК) раскрывается в ст.97 ТК ТС, текст которой необходимо привести полностью, поскольку он является весьма существенным.
Статья 97. Зоны таможенного контроля.
1. Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств-членов таможенного союза.
В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.
2. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.
3. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств-членов таможенного союза».
Статьёй 188 п.3 ТК ТС установлена обязанность декларанта предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС или по требованию таможенного органа.
Исходя из совокупного прочтения вышеперечисленных норм, представляется очевидным обязанность лица по выполнению установленной законом обязанности декларирования товаров разместить их для проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра в определённом месте – ЗТК.
Поскольку ТК ТС порядок создания ЗТК передан национальным законодательствам государств-участников таможенного союза, необходимо ознакомиться с нормами таможенного права РФ, данный порядок регламентирующими.
В Таможенном Кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ) есть статья 362, пункт 3 которой гласит, что «порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, за исключением создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы. Вдоль таможенной границы зоны таможенного контроля создаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации». Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (далее – ФТС) своим приказом от 23/12/2003 № 1520 утвердила «Положение о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля» (далее – положение). Обратимся к нормам данного документа.
Пункт 1 «Положения» вполне исчерпывающе объясняет, для какой цели создаются ЗТК в соответствии с разработанным порядком:
«1. Настоящий порядок включает порядок принятия таможенным органом решения о создании зоны таможенного контроля в целях проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением…»
В иных случаях решение о создании ПЗТК принимает начальник таможни (лицо, его замещающее), в регионе деятельности которой расположены места и территории, где создаются ПЗТК».
Рассмотрим «иные случаи». Каким же образом принимается решение о создании ПЗТК?
Согласно п.5 «Положения» «решение о создании постоянной зоны таможенного контроля оформляется приказом таможни, в регионе деятельности которой находится создаваемая постоянная зона таможенного контроля.
В приказе о создании постоянной зоны таможенного контроля должны быть указаны:
а) основание и цель создания;
б) место нахождения;
в) пределы и места их пересечения лицами, товарами и транспортными средствами;
г) средства, используемые для обозначения;
д) сведения о лице, которое имеет полномочия в отношении товаров и (или) во владении которого находятся помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для совершения таможенных операций, хранения товаров и транспортных средств без их помещения на склад временного хранения.
В приложении к приказу должно быть приведено графическое отображение пределов и территории постоянной зоны таможенного контроля в виде планов или карт.
Копия приказа о создании постоянной зоны таможенного контроля в течение 3 дней со дня подписания направляется заинтересованному лицу».
Последнее предложение вызывает лёгкое недоумение у непосвящённых: «Какие «заинтересованные лица» могут быть в правоотношениях властных органов с субъектами внешнеэкономической деятельности?» И в чём может состоять их «заинтересованность»?
Cui bono? Cui prodest?
Таким образом, очевидно, что проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра альтернативой складу временного хранения (далее – СВХ) может служить зона таможенного контроля. С точки зрения правового статуса, позволяющего проводить таможенные операции с товарами, СВХ и ЗТК абсолютно равноправны, ибо являются местами временного хранения товаров. Но процесс создания и, самое главное, средства, необходимые для создания СВХ и ЗТК существенно различаются.
Для того, чтобы учредить склад временно хранения, заинтересованное лицо обязано выполнить условия, перечисленные в ст. 24 ТК ТС. Данная статья является отсылочной, потому что ряд условий устанавливается национальным законодательством. ТК РФ статьёй 109 установил, что лицо, претендующее на включение в реестр владельцев СВХ обязано заключить договор страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая возместить вред лицам, чьим имущественным интересам он причинен, рассчитывается исходя из полезной площади или полезного объема и определяется из расчета 3500 рублей за один квадратный метр полезной площади, если в качестве таможенного склада используется открытая площадка, или из расчета 1000 рублей за один кубический метр полезного объема, если в качестве таможенного склада используется помещение, но не может быть менее двух миллионов рублей. Кроме того, для включения в реестр владельцев СВХ заинтересованное лицо должно внести обеспечение уплаты таможенных платежей, которое составляет не менее 2,5 миллиона рублей и дополнительно 1 000 рублей за 1 квадратный метр полезной площади, если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 рублей за 1 кубический метр полезного объема помещения, если в качестве склада используется помещение.
Способами обеспечения уплаты таможенных платежей, согласно ст.86 п.1 ТК ТС могут являться:
— денежные средства (деньги);
Пункт 2 статьи устанавливает, что лицо, претендующее на включение в реестр владельцев СВХ вправе выбрать любой из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, указанных в пункте 1. Однако, уже п.4 этой же статьи гласит, что порядок применения способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется законодательством государства-члена таможенного союза, в таможенный орган которого предоставляется обеспечение.
Хочу отметить, что автору данного материала неизвестны случаи использования лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела вообще и владельцами СВХ в частности, договора залога имущества в качестве способа обеспечения уплаты таможенных платежей. По одной простой причине – таможенные органы отказывают в применении такого рода способа обеспечения. Впрочем, ровно то же можно сказать и о договоре поручительства. И договор залога имущества и договор поручительства могут быть заключены в рамках гражданского законодательства, которое закрепляет принцип добровольности договора. Иными словами, таможня, в соответствии с гражданским законодательством вольна либо принять договор залога/поручительства, либо отказать в его принятии. Понуждение к заключению договора запрещено. Здесь, кстати, уместно вспомнить, что некоторое время назад ФТС отказала группе таможенных брокеров (представителей) в праве использовать в качестве способа обеспечения уплаты таможенных платежей договора поручительства (поручителем до того момента выступала Национальная Ассоциация таможенных Брокеров – НАТБ). Исходя из вышесказанного, становится понятным, что реально действующих способов обеспечения уплаты таможенных платежей остаётся всего два – денежный депозит либо банковская гарантия.
И тот и другой способ влекут для лица, претендующего на включение в реестр владельцев СВХ серьёзные финансовые затраты. В то же время анализ законодательных норм, проведённый выше, наглядно показывает, что получить право на организацию места временного хранения в форме ЗТК заинтересованное лицо может, не производя данных затрат.
Как уже упоминалось выше, помимо постоянных зон таможенного контроля, создаваемых приказом начальника таможенного органа, они могут создаваться и нормативными правовыми актами ФТС в том случае, если ПЗТК создаются вдоль таможенной границы Российской Федерации. В настоящее время существует и действует «Инструкция о совершении таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) в морских и речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения без помещения на склады временного хранения под таможенным контролем», утверждённая приказом Государственного Таможенного Комитета России от 27/08/2003 № 939. В соответствии с ней письменный запрос в таможню, в регионе деятельности которой расположена ЗТК, подаёт лицо, осуществляющее грузовые операции в порту. На это же лицо «Инструкцией» возлагается ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в случае их утраты либо выдачи без разрешения таможенного органа третьему лицу. Требования обеспечения уплаты таможенных платежей для данного лица «Инструкция», разумеется, не устанавливает.
Таким образом, в настоящее время таможенное законодательство, действующее в России, устанавливает различные правила для получения разрешения на организацию места временного хранения товаров:
— для владельцев СВХ (с обеспечением уплаты таможенных платежей и наличием договора страхования риска гражданской ответственности перед третьими лицами) на основании статей ТК РФ, устанавливающих требования к лицам, осуществляющим деятельность в области таможенного дела;
— для лиц, осуществляющих грузовые операции в порту (без обеспечения уплаты таможенных платежей и без наличия договора страхования риска гражданской ответственности перед третьими лицами) на основании нормативно-правового акта ФТС, изданного во исполнение постановления Правительства РФ «О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы» от 14/10/03 № 624.
— для неопределённого круга «заинтересованных лиц» (без обеспечения уплаты таможенных платежей и без наличия договора страхования риска гражданской ответственности перед третьими лицами) на основании приказа начальника таможни в порядке, утверждённом приказом ГТК РФ от 23/12/2003 № 1520.
Разумеется, владельцы складов временного хранения в результате своей деятельности, которая становится возможной в соответствии с таможенным законодательством, извлекают прибыль, поскольку СВХ является коммерческой организацией. Совершенно логично предположить, что лица, осуществляющие грузовые операции в порту и некие «заинтересованные лица», получив разрешение на деятельность в зоне таможенного контроля, также ставят целью своей деятельности извлечение прибыли. А кто же является источником этой прибыли? Источником прибыли является лицо, которое вынуждено поместить в ЗТК свои товары для временного хранения, а также обязано предъявить товары таможенному органу для проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра для выполнения законодательно закреплённой обязанности.
Вернемся к началу. Так что всё-таки хотел сказать автор?
Из всего вышесказанного следует, что в области таможенного дела законодательно ущемлены права одних субъектов правоотношений в пользу других. Причём, такого рода ущемления прав участника ВЭД при взаимоотношениях с таможенным брокером (представителем) не возникает. Точнее говоря, существующее законодательство вполне позволяет декларанту выполнить установленную законом обязанность по таможенному декларированию самостоятельно, не прибегая к услугам брокера и тем самым избежать каких-либо дополнительных затрат. Согласно «Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации», утверждённой приказом ФТС от 04/09/2001 № 1057 по желанию декларант может получить в таможенном органе на безвозмездной основе программный продукт, позволяющий заполнить ГТД и сформировать ее электронную копию, либо таможенный орган предоставляет специальный компьютер, на котором установлены необходимые программные продукты.
Вопросы возникают при оплате счетов за хранение грузов на ЗТК и за те грузовые операции, которые с ними там проделали. Причём, проделали по требованию таможенников, возжелавших например, выставить всю коносаментную партию контейнеров на досмотр, да еще и с полной растаркой груза. То, что такие ситуации вовсе не редкость, подтвердят все, кто работает с контейнерными грузами в порту. Подтвердят и то, что счета за выставление грузов на досмотр и их сверхнормативное хранение бывают настолько внушительными, что сводят к нулю всю коммерческую выгоду предприятия, взявшегося за оформление груза.
Сформулировать этот вопрос можно примерно так: «Какого чёрта я должен платить за выставление товара на досмотр или хранение его в ЗТК? Я этих услуг не заказывал. И если с инициативой этих мероприятий выступает таможня, которая потребовала проведения досмотра или затягивала таможенное оформление груза до выхода за рамки срока свободного хранения, то пусть и счета за это ненавязчивое удовольствия она сама оплатит.
Увы, переложить ответственность на ФТС за творимые таможенной службой безобразия с грузами не получится, потому что к глубокому сожалению всех честных людей она не является организацией, действующей на принципах самоокупаемости. И эта законодательная гнусность высечена золотом на гранитной глыбе российского законодательства постановлением Правительства РФ от 26/07/2006г. № 459:
«Финансирование расходов на содержание Федеральной таможенной службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете, а также средств иных источников, установленных законодательством Российской Федерации.
Видимо, под «иными источниками» подразумеваются участники внешнеэкономической деятельности.
Медников Владимир Рудольфович
независимый эксперт в области таможенного законодательства
Анатомия одного ПТК
Введение
Мы все ежедневно используем электричество, горячую воду и отопление. Но задумываемся о том, как и откуда все эти блага попадают к нам в дом или офис, мы значительно реже. А между тем, тут есть, на что посмотреть и о чем рассказать: ведь электростанции – это одни из самых крупных и сложных механизмов, управление которыми — весьма нетривиальная задача.
Теплоэлектростанции бывают разных типов: ТЭЦ, ГРЭС, ГТЭС и еще много других, но суть их работы от этого не меняется: на входе – полезные ископаемые, на выходе – тепло и электричество.
Вот так выглядит небольшой запас угля для угольной электростанции. Бульдозер время от времени перемешивает его, чтобы он не сильно горел и дымил.
Стоит отметить, что не существует двух абсолютно одинаковых электростанций, даже, если они одного типа и сделаны по одному и тому же проекту. Как следствие — система управления любой электростанции уникальна и выполнена в единственном экземпляре.
Одна из двух десятков московских электростанций — ТЭЦ 21. Видны градирни, от которых валит пар.
Если сильно упрощать, то подавляющее большинство устройств для добычи тепла и электричества состоит из:
Топка, котел, турбина и генератор образуют единый блок, который так и называется — энергоблок. Как правило, на одной электростанции несколько энергоблоков, не обязательно одной мощности.
Одна из частей энергоблока — турбина. Топка вместе с котлом, от которого идут паропроводы, расположены в другом зале.
В задачу автоматизированной системы управления (АСУ) входит как управление одним станционным энергоблоком (блочная АСУ), так и их совокупностью (станционная АСУ).
Зал управления энергоблоком №6 Рязанской ГРЭС. Мощность энергоблока 800 МВт, система управления — ПТК Квинт.
Так как же ПТК превращается в АСУ ТП? Как уже было отмечено, не существует двух одинаковых энергоблоков и, тем более, электростанций. Поэтому, чтобы с помощью универсального ПТК можно было что-либо автоматизировать, необходимо вначале определить его аппаратную конфигурацию и затем написать технологические программы управления объектом автоматизации. Сбором информации от датчиков, ее обработкой и выдачей управляющих воздействий на исполнительные механизмы занимаются программируемые логические контроллеры (ПЛК). Вместе с тем, на контроллерах лежит ответственность по защите оборудования и персонала в случае нештатных ситуаций, взаимодействие с операторами, предоставление всех оперативных данных для последующего архивирования и много чего еще. Этой работой контроллер занимается круглосуточно на протяжении многих лет. Таким образом, хотя контроллер – это лишь один из многих компонентов ПТК, для первого обзора он подойдет как нельзя лучше.
Разбираем ПЛК
Как хороший театр начинается с вешалки, так и хороший контроллер начинается с аппаратного шкафа.
Лабораторный аппаратный шкаф со снятой дверцей. Предназначен для тестирования ПО и оборудования — отсюда и небольшой рабочий беспорядок.
На верхнем этаже размещаются схемы дублированного питания — преобразователи
220 / =24 В. Они выделяют значительную часть тепла и поэтому располагаются как можно ближе к вентиляционному люку шкафа. Ниже располагаются стабилизаторы напряжений и предохранители. Следующий ряд — два процессорных модуля контроллера, включенного по схеме аппаратного дублирования. Один из процессорных модулей находится в активном, а другой в пассивном состоянии. Активный модуль управляет технологическим процессом, а пассивный постоянно следит за действиями активного и контролирует его исправность, всегда готовый принять управление на себя за пару миллисекунд. Между модулями расположен простейший аппаратный блок селекции (зеленый блок посредине), он служит арбитром между ними. Основываясь на состоянии выходов этого блока, модули принимают решение о том, взять ли управление на себя или отдать соседу, причем время принятия такого решения не превышает 1 мс. Еще ниже, расположена дублированная станция УСО. Она представляет собой два аппаратных модуля (на фотографии – это два крайних модуля слева), каждый из которых работает со своим модулем контроллера. Т.к. управляющие воздействия на объект оказывает только активный контроллерный модуль, то и задания для УСО спускает только тот модуль дублированной станции, который связан с активным контроллером. В состав изображенной станции УСО вошли 15 различных модулей УСО, необходимых для проведения испытаний. На стенках шкафа располагается по два ряда вертикальных кабель-каналов, между которыми могут доустанавливаться навесные элементы – клеммные соединения, дискретные переключатели и т.п.
Внешний вид процессорного модуля контроллера со снятой декоративной накладкой.
Контроллер можно настраивать с помощью кнопок и небольшого OLED экрана на 64 знакоместа (4 строки). В реальных условиях этими элементами приходится пользоваться один раз – при первичной конфигурации модуля, например, чтобы задать ему статический IP адрес и тип исполнения (одиночный/дублированный). Как только модуль станет доступен по сети, остальные настройки можно выполнить дистанционно с помощью соответствующего САПРа (разумеется, при наличии необходимых прав). Совсем по-другому обстоят дела на испытательном полигоне – эта часть контроллера наиболее востребована, т.к. чуть ли не ежедневно приходится менять его конфигурацию или блокировать систему безопасного доступа для новых испытаний. Слева на корпусе расположены гнезда разъемов для подключения аппаратного синхроимпульса (обычно он не используется, т.к. время достаточно точно синхронизируется от NTP-сервера), дублированного питания 24 В и сигналов блока селекции. Справа расположены три сетевых порта Ethernet на 100 Мбит/с. Два из них – для подключения дублированной блочной сети, один – для кабеля обмена данными между двумя процессорными модулями дублированного контроллера (соединение точка-точка).
Процессорный модуль, вид снизу.
Внизу расположены три порта для подключения до 3-х различных шин УСО. Физически это порты RS-485, соответственно длина каждой шины определяется ее рабочей частотой и может находиться в пределах от 5 до 1400 м. Каждая шина может обмениваться с УСО либо по внутрифирменному протоколу R-400, либо по протоколу Profibus-DP. В соответствии с этим на шину вешаются либо фирменные станции УСО, либо станции УСО Profibus. В случае, если шина работает по протоколу Profibus-DP, к ней напрямую могут подключаться цифровые устройства локального управления, наподобие интеллектуальных задвижек, двигателей и прочей арматуры.
Приступим к разборке. Вначале нужно освободиться от корпуса. Для этого достаточно снять заднюю крышку; она крепится при помощи шести пластиковых защелок, так что сделать это сравнительно просто.
Процессорный модуль со снятой задней крышкой. Сразу выделяется плата стабилизации с неслабыми конденсаторами по 2200 мкФ.
Теперь можно освободиться от передней крышки. Так как декоративная наклейка на лицевой стороне корпуса отсутствовала изначально, доступ ко всем нужным креплениям свободен, остается отвинтить 8 винтов.
Под передней крышкой расположена плата МБК, к которой припаян OLED дисплей со своим контроллером и фирменной прошивкой, с поддержкой русского шрифта.
Виден весь стек плат, объединенных по шине PC/104+.
Компоновка контроллерного модуля выполнена по стандарту PC/104+. De facto, в отрасли промышленной автоматизации такая компоновка стала стандартной. Соответственно все базовые платы модуля работают в данном стеке, что позволяет сравнительно просто наращивать компоновку контроллера. Все платы крепятся между собой на латунных стойках. Стойки для крепления к передней крышке – пластиковые. Между платами сравнительно немного дополнительных коммуникаций – это провода питания и шлейфы портов. Пойдем дальше и разъединим платы, освободив их от шлейфов.
Все платы одним планом.
Экземпляр, выбранный для обзора, имеет минимальную конфигурацию и укомплектован одним адаптером для фирменной шины УСО, поэтому в стеке не особенно много плат (слева направо, сверху вниз):
Внутренний стабилизатор питания модуля контроллера STB-4100.
STB-4100. Вид со стороны разъемов питания платы процессора и платы MBK-4100
Это простая плата, но она выполняет очень важные функции. Во-первых, стабилизирует и фильтрует выходное напряжение 5 В для процессора, и раздает входные ± 24 В плате MBK-4100. Во-вторых, может обеспечить краткосрочную работу всего модуля при пропадании внешнего питания. Это позволит модулю контроллера проработать достаточное время, чтобы он успел сохранить все оперативные данные в энергонезависимую память и смог достойно завершить работу, с высокой вероятностью восстановления своего состояния после устранения поломки.
Адаптер фирменной полевой шины MIS-4100. Вид со стороны процессора поддержки PC/104+
MIS-4100. Вид со стороны процессора поддержки фирменной полевой шины R400
Следом за стабилизатором в стеке располагается адаптер фирменной полевой шины УСО MIS-4100. На двусторонней плате с каждой стороны располагается по микропроцессору. Процессор Altera Cyclone отвечает за поддержку шины PC/104+, а Atmel запрограммирован как мастер на фирменной шине УСО – R400. Сама шина – это по сути I²C, разогнанная до частоты 10 Мбит/с и реализованная на «физике» RS-485. Шина дублируется путем простого удвоения линий связи. Это хорошо проверенное и зарекомендовавшее себя аппаратное решение, работающее на объектах не один год. Через эту шину контроллерный модуль связывается с фирменными станциями УСО, к которым, в свою очередь, подключены модули УСО. Обмен между станциями и УСО ведется по протоколу Modbus. Такая двухуровневая компоновка позволяет располагать модули УСО в непосредственной близости от объекта в отдельных аппаратных шкафах. При этом расстояние между контроллером и отдельными станциями УСО может превышать километр.
Процессорный модуль Cool SpaceRunner-LX800
Процессор, по нынешним временам, обладает более чем скромными характеристиками:
CPU
Из всех интерфейсов, расположенных на плате процессора, используется только Ethernet адаптер. Через него осуществляется связь между модулями дублированного контроллера. Эта связь служит для быстрой синхронизации накапливаемых данных. При этом данные в пассивном модуле отстают по времени от данных в активном не более чем на несколько миллисекунд. Это позволяет осуществлять автоматическое безударное (в технологическом смысле) переключение активности в случае возникновения неполадок в одном из модулей.
Плата дублированного сетевого Ethernet адаптера Advantech
Для общения со станциями верхнего уровня каждый модуль контроллера снабжается дублированным Ethernet адаптером. Сделано это по тем же соображениям, по которым дублируется шина УСО: все шины данных, что уходят далеко в «поле», обязаны быть продублированными, т.к. вероятность повреждения линии связи прямо пропорциональна ее протяженности. Если контроллер дублированный, то к каждому его модулю будут подключены по паре сетевых «шнурков». Таким образом, дублированный контроллер работает с сетью по четырем независимым линиям связи. Каждый сетевой адаптер, размещенный на плате, поддерживает гигабитный Ethernet. Однако, на практике такая пропускная способность избыточна, т.к. центральный процессор контроллера имеет сравнительно низкую производительность.
Модуль базовый коммутационный – MBK-4100
У этого модуля много разных задач:
Один из типов фирменных модулей УСО – АЦП-4122.
Строго говоря, модули УСО уже не относятся к контроллеру, а являются его периферией. Но, тем не менее, интересно взглянуть и на один из таких модулей. В данном случае это модуль аналого-цифрового преобразователя с настраиваемыми потенциальными входами с индивидуальной гальванической развязкой. Используется для снятия показаний термопар ТХА и ТХK. Конкретный тип термопары, которая будет подключена к одному из восьми каналов модуля, указывается при составлении технологической программы контроллера и спускается контроллером модулю УСО в виде настроек.
Вместо заключения
Контроллеры и УСО — это всего лишь одна из частей ПТК, но именно с них начинается разработка нового проекта для автоматизации электростанции. По началу, определяется объем и типы сигналов, которые нужно получать от датчиков объекта и формировать для исполнительных механизмов. После этого уже можно рассчитать количество необходимых контроллеров и состав УСО в каждом из них. Когда все станет известно, создается полигон, на котором можно реализовать требуемую аппаратную конфигурацию.
Аппаратные стойки на полигоне, предназначены для монтирования и испытаний спроектированной аппаратной конфигурации будущего АСУ ТП.
Эти модули УСО еще только предстоит собрать в станции и разместить их на стойках.
Будущая серверная АСУ ТП.
Монтаж кросс-панели для одного из шкафов с сетевым оборудованием.
Операторские станции. Они так же будут развернуты на полигоне. Этого требуют круглосуточные тесты бесперебойной работы будущего комплекса управления.
После того, как станет известна аппаратная конфигурация ПТК, можно приступать к написанию технологических программ для контроллеров. Для этого с помощью САПРа описывается тип и аппаратный состав контроллера.
В САПРе для программирования ПЛК, описывается аппаратный состав УСО.
Теперь, имея виртуальный образ всей аппаратуры, можно писать технологические программы для управления техпроцессом. В качестве языков для таких программ используются диалекты языков программирования из стандарта IEC 61131-3.
Два программных модуля на языках FBD (слева) и ST (справа). Вид из САПРа ПТК Квинт.
Помимо программирования логики работы контроллеров, так же необходимо запрограммировать операторский интерфейс. Это не менее сложная и ответственная задача, чем программирование контроллеров. Графический интерфейс должен быть легко понятен оператору с первого взгляда, к нему предъявляются жесткие требования эргономичности, т.к. с этим интерфейсом операторам предстоит работать сменами по 12 часов на протяжении длительного времени.
Когда технологические программы и операторские интерфейсы готовы, их разворачивают на полигоне на реальном оборудовании, где они и проходят предварительные испытания. Когда основные ошибки будут устранены, настроенная и запрограммированная аппаратура разбирается, упаковывается и отправляется на объект, где будет работать на протяжении многих лет без перерывов и остановок.
Статья пылилась в черновиках более 6 лет. С тех пор утекло много воды и сгорело много угля. Многое поменялось, что-то исчезло (например, ПТК «Квинт»), но суть самого процесса осталась прежней.