Что такое рейт у программиста

Считайте рейты правильно: как не обидеть ни себя, ни заказчика

Мы живем в удивительное время, когда можно часами говорить о data-driven подходах при работе над проектом, а затем поставить стоимость разработки, исходя из «cреднего по апворку».

Какое-то время на старте реально протянуть на рейтах, упавших с неба. Но рано или поздно все-таки придется осознанно их просчитать. Причем не для того, чтобы не уйти в минус или заработать как можно больше. А потому что даже при солидном количестве не менее солидных заказчиков бизнес без этих данных будет оставаться неуправляемой деятельностью, а планирование — мечтами. Но это легко исправить.

Я — Максим Бонцевич, руковожу студией Веб Секрет. Мы не первый год в топ-3 Рейтинга Рунета среди разработчиков мобильных приложений и интернет-магазинов в верхнем ценовом сегменте Беларуси. Успели не только сделать много проектов, но и набить много шишек. Чтобы попробовать упростить жизнь молодым студиям, хотел бы поделиться простым калькулятором, который мы используем для расчета стоимости своих разработчиков. По сути он универсальный и пригодится всем, кто занимается аутсорсом.

Обязательно загляните в него, если:

— вы только собираете команду и пока смутно представляете, как формировать стоимость услуг;

— вы уже не первый день в аутсорсе, но стесняетесь признаться, что от финансовой модели у вас только обещание когда-нибудь разобраться в этом;

— вы хотите сверить собственные расчеты и, возможно, скорректировать их.

Потратив полчаса времени и заполнив несколько переменных вы будете видеть:

— себестоимость часа каждого участника команды;

— себестоимость месяца работы: общую и каждого из ваших бойцов в отдельности;

— стоимость часа с учетом желаемой прибыли;

— стоимость поддержки работы офиса на каждого сотрудника.

Таким образом, у вас перед глазами всегда будет стоимость участников команды с учетом только основной желаемой прибыли (например, 40%) и с учетом возможных рисков (40% + 20% = 60%). Разумеется, эти показатели вы можете легко менять.

Источник

Давайте поговорим о метриках как способе оценки труда программиста

Метрики — они как фломастеры, каждому по вкусу свои. Без метрик существование прибыльного бизнеса как такового невозможно, они окружают нас постоянно, это неприятная, но аксиома. Для кого-то метрика — план продаж на месяц, кому-то — выполнение заказа до оговоренного дедлайна, а другим — количество отработанных часов.

Что такое рейт у программиста. Смотреть фото Что такое рейт у программиста. Смотреть картинку Что такое рейт у программиста. Картинка про Что такое рейт у программиста. Фото Что такое рейт у программиста
Подходящей «Картинки Для Привлечения Внимания» на эту тему нет, так что держите котика

Почему-то слово «метрики» в IT-сфере плотно ассоциируются с такими «превосходными» по своей тупости практиками, как подсчет написанных строчек кода или закрытых тасков. С уверенностью можно сказать, что это — самые бесполезные и беззубые в управленческом плане «инструменты» контроля. По сути же, адекватные метрики бывают, весьма условно, но все же, только двух типов: метрики для проекта и/или работ, результат и время исполнения которых ясен и прогнозируем во времени, и напротив, метрики для проекта и/или работ, результат и время исполнения которых спрогнозировать физически невозможно. Для первого типа выставляются метрики результата, а для вторых — дистанции, сиречь отработанного времени.

Первый тип метрик «по результату»

Универсального рецепта для выставления метрик любому работнику нет — это всегда ситуационное явление. Метрика работника всегда формируется из одного простого ответа на следующий вопрос: можем ли мы четко предсказать конечный результат и, как следствие, время работ на малой или средней дистанции?

Давайте рассмотрим ситуацию на фрилансе. Чаще всего заказчики выстраивают взаимоотношения с исполнителями по принципу оплаты за выполненный объем работы. То есть существует бюджет на проект, и под этот бюджет уже в ходе переговоров согласуется редлайн и дедлайн его сдачи. Так работают дизайнеры, верстальщики, ряд разработчиков. Чаще всего бюджет не двигается с места, то есть подвижной частью является «время выполнения».

Но оно всегда плюс/минус прогнозируемо, то есть заказчик четко понимает, сколько «примерно» времени уйдет на исполнение его заказа. Отталкиваясь от этой цифры выделяется бюджет, после чего ищется подходящий по стоимости исполнитель.

Вообще во фриланс-среде четко проповедуется принцип «нам все равно, сколько времени вы потратите на выполнение заказа, просто сделайте хорошо и в сроки, которые для нас приемлемы». Таким образом снимается масса вопросов по контролю за работой наемного фрилансера или временного сотрудника, снимается необходимость платить ему три, четыре, десять раз «зарплату» и так далее. Есть транш предоплаты, есть закрытие итогового, заранее оговоренного счета.

Подобный подход просочился и в малый и средний бизнес, где люди работают вроде бы, и на фуллтайм, но компания живет в состоянии жесткой конкуренции и коротких дистанций, когда результат нужен в конкретные сроки. Приложив «безумные усилия» можно нарисовать вот такую грубую-грубую блок-схему, которой руководствуются при принятии решения:

Что такое рейт у программиста. Смотреть фото Что такое рейт у программиста. Смотреть картинку Что такое рейт у программиста. Картинка про Что такое рейт у программиста. Фото Что такое рейт у программиста

А что насчет почасовых рейтов UpWork и прочих моделей фриланса по времени?

Возможно, этот вопрос родился у тебя, читатель, еще в начале статьи, но пришли к ответу на него мы только сейчас. Точнее, к ответам, потому что их несколько.

Первый: нанимающая компания привыкла к контролю, потому что почасовая ставка в 50% случаев подразумевает трекер, а в 100% — периодические отчеты с проведением ревизии выполненных работ. То есть заказчик перекладывает часть менеджерских функций на самого исполнителя, который отчитывается сам за себя.

Второй: компании нужен контроль за ходом разработки, потому что у нее есть только одна попытка. Если проект растягивается более, чем на несколько недель, заказчику нужно понимать, «на каком свете» находится работа. Чаще всего на такие массивные заказы бюджет выделяется один раз и попытка есть только одна. На самом деле на рынке когда-то были и компании, которые не требовали такой периодичной и временами жесткой отчетности от исполнителей на крупных проектах, но с ними случилось тоже самое, что и со слонами с маленькими ушами — они вымерли (слоны от перегрева, а компании — из-за сорванных сроков).

Второй тип метрик «по времени»

Но все становится намного, намного сложнее, если мы начинаем говорить о крупном проекте, сроки сдачи которого колеблются в диапазоне «от года до трех» и до «это вечная разработка».В случае «вечной разработки» спрогнозировать время получения конечного результата практически невозможно по следующим причинам:

Самый простой и логичный пример работы «по времени» — это обычный офисный фулл-тайм в компаниях от 30-50 человек в отделе разработки. В этих условиях бизнес «на берегу» договаривается с потенциальным работником, то есть еще на этапе собеседования, не о моменте сдачи проекта, а о стоимости часа работы исходя из 40-часовой рабочей недели согласно ТК. Для нас это выглядит просто как размер заработной платы.

При этом надо четко понимать, что бизнес — не дураки. В размер ЗП (точнее в ее сокращение) закладываются личностные кризисы, шатания по офису, перекуры, лишние 20-30 минут на обед (то есть полтора часа, вместо часа) и просто прокрастинация на YouTube. Какие-то компании могут позволить себе эти издержки, так как из бизнес является в данный момент прибыльным и он может позволить себе «легкую» версию контроля через простое выставление краткосрочных задач с размытыми дедлайнами, которыми занимается менеджмент младшего и среднего звена.

Но если бизнес низкомаржинальный или существует в конкурентной легаси-среде, то все становится еще хуже. И вот тут начинается форменный ад, за который разработчики так не любят слово «метрики».

Реальная жесткая привязка к отработанному времени не является самостоятельной метрикой эффективности, тут нужны костыли

Если человеку платят не за результат, а за количество отработанного времени, то как оценить его эффективность? Этим вопросом постоянно задается бизнес. Тут есть несколько переменных:

Чаще всего происходит так, что менеджмент не способен четко проследить потребности бизнеса и работников одновременно, то есть выстроить систему и политику применения метрик, при которой обе стороны были бы довольны происходящим. Что имеется в виду: метрики должны одновременно выполнять интересы бизнеса и быть понятны и выполнимы работниками.

Тут мы сталкиваемся с другой проблемой: если при работе «на заказ» на коротких дистанциях задача, чаще всего, ясна и понятна всем сторонам, то при разработке крупного продукта вся структура находится в постоянном движении. Банально: конкуренты выпустили новый продукт или появился новый инструментарий и все планы, которые были любовно созданы менеджментом, пошли прахом.

В этот момент очень много зависит от менеджмента. Тут можно просто описать неадекватный и адекватный подходы к выставлению метрик.

Кроме того, жесткая привязка к соблюдению метрик контр-продуктивна: если девелопер знает, что у него начнутся «проблемы» из-за того, что он закрыл 19 тасков за неделю вместо 20, то качество выполнения задачи уходит на задний план. И минимум последний, 20 таск, будет сделан на «отвали», с костылями и велосипедами вместо того, чтобы по-настоящему раз и навсегда решить поставленную задачу.

Обратная связь как неотъемлемая часть модели «покупки времени»

Фактически, качественно построенная модель разработки, привязанная ко времени работы, намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Для эффективной работы по этой модели должна быть организована качественная обратная связь между исполнителями и руководителями, которые должны постоянно корректировать «политику партии» на всех уровнях. Ведь неадекватно поставленная задача, то есть сформулированная метрика — это проблема далеко не разработчиков, хотя эту проблему у нас принято спихивать именно на исполнителей. Неадекватно сформулированная метрика — это проблема, как раз менеджмента, который эту задачу поставил перед исполнителями при условии прозрачности работы обоих сторон.

Именно менеджмент должен организовывать работу так, чтобы время работы расходовалось эффективно, то есть бюджеты не «сжигались», но при этом и разработчики могли бы справиться с поставленными перед ними задачами без тотального выгорания через несколько недель. Потому что людской ресурс хоть и обширен, но не бесконечен, особенно, если речь идет о квалифицированных кадрах.

Именно наличием обратной связи и ответственностью за принятые решения со стороны менеджмента отличается от компания, которая ведет детальный учет отработанного времени, от явной «галеры», где разработчики попадают в бессмысленную мясорубку.

Именно обратная связь позволяет бизнесу найти «узкие места» в разработке. Как часто вы сталкивались с ситуацией, когда сотрудники какого-либо отдела задыхались, работая на износ, но так и не получали «подкрепления» в виде пары новых специалистов, которые бы подставили плечо и забрали на себя часть нагрузки? Такие ситуации возникают сплошь и рядом именно из-за отсутствия качественной обратной связи между разработкой и менеджментом. Вместо четкого отслеживания эффективности команды и ее нагрузки, менеджер ковыряется в носу пальцем, а когда кто-то «ломается», не выдерживая такого ритма, все спихивает на оставшихся девелоперов. Не надо так.

Вместо вывода

Самое худшее, что может случиться в процессе организации рабочего процесса — «передергивание» механизмов, присущих одной модели в другую. Например, когда для долгосрочных проектов выставляются жесткие дедлайны без здравой оценки сложности и возможностей команды. Или когда на краткосрочные самодостаточные проекты и задачи надстраиваются такие формы контроля, которые впору применять в области ракетостроения, а речь идет всего-то о заказе на фрилансе.

Четкое понимание уместности тех или иных методов работы в различных по структуре и размеру компаниях поможет уберечь огромный кусок здоровья и нервной системы при поиске работы. И чем больше разработчиков, менеджеров и владельцев бизнеса будут понимать эти механизмы — тем лучше будет для всех участников IT-сегмента.

Источник

Рейты и от чего они зависят.

Что такое рейт у программиста. Смотреть фото Что такое рейт у программиста. Смотреть картинку Что такое рейт у программиста. Картинка про Что такое рейт у программиста. Фото Что такое рейт у программиста

На рейт влияют две группы факторов: внешние, которые не зависят от нас и внутренние, которые касаются компании.

Что такое рейт у программиста. Смотреть фото Что такое рейт у программиста. Смотреть картинку Что такое рейт у программиста. Картинка про Что такое рейт у программиста. Фото Что такое рейт у программиста

Еще есть ряд стран южнее Мексики, которые вроде не соседи, но тоже недалеко и там рейты чуть ниже, хотя с английским не очень хорошо.

Хорошо, что далеко не все американские клиенты готовы работать с Индией. Один американец мне в штуку сказал, что все компании в Штатах делятся на два типа: те, кто еще не работали с Индией и те, кто уже не работает 🙂 Ну а если серьезно, в Индии тоже вполне есть хорошие компании. На нашем рынке сложилось такое негативное мнение, потому, что мы все переделывали что-то после дешевых индусов и не работали с нормальными. А в Штатах далеко не все думают про них негативно.

То есть кому отдать разработку у американцев есть. Я много раз слышал: «мы хотим продавать по 70-80$ / час в Штаты». Хорошо, это в теории возможно, но для этого нужно ответить на вопрос: «Чем моя компанию лучше канадских и мексиканских?». Потому, что мы дефолтно проигрываем: уровнем английского, часовым поясом, пониманием ментальности и кучей других факторов.

1. Экспертиза. Это ключевой фактор для высокого рейта. Если её не будет, то мы быстро сползаем в ценовую конкуренцию и также быстро проигрываем её индусам, африканцам, пакистанцам и т.д. Тут важны знания в определенной отрасли бизнеса, тематическое портфолио, свои наработки, сильные аналитики, профильные маркетологи, крутые сейлзы с тематическими знаниями и другие специалисты. Компания должна стать центром компетенции, а все её сотрудники понимать предметную отрасль. Как правило, у обычной компании нет всех специалистов и компетенций, которые я перечислил, но каждый из этих параметров прибавляет экспертизу в глазах клиентов. Одно только портфолио в какой-либо сфере может сильно помочь продажам и увеличить рейт.

2. Готовые продукты. Это продолжение темы экспертизы. У некоторых компаний может быть не только отраслевая экспертиза, но уже готовые продукты, которыми она торгует и их кастомизирует. Например, кастомизация для SAP имеет свои рейты, своих клиентов и вообще свой рынок. Чем уникальнее решение, тем выше рейт. Стоимость продукта может быть копеечная, а вот стоимость кастомизации очень даже большая. Эти решения могут быть, как собственного производства, так и от больших компаний. Самыми прибыльными будут собственные решения направленные на узкие рынки, так как большие корпорации, которые продвигают свои решения, заинтересованы в максимальном охвате и большом количестве партнеров, что быстро убивает высокий рейт.

3. Сама компания-подрядчик. У каждой компании есть свое позиционирование и разные параметры, на которые смотрят клиенты. Это и размер компании, и портфолио, и сертификации компании и отдельных специалистов, и победы в различных конкурсах, и позиции в разных рейтингах, и известность на рынке и куча других важных факторов. Весь этот образ складывается из мелочей и каждая такая мелочь повышает рейт, по которому можно продавать.

4. География подрядчика. Тут, прежде всего, будет важен часовой пояс в котором находится команда. Чем дальше страна, тем неудобнее с ней работать, тем сильнее отличается ментальность и тем ниже рейт. И наоборот, если у вас есть команда разработчиков в США, вы можете продавать по местным рейтам. Именно по этой причине все чаще встречаются комбинированные команды, где часть девелоперов находится в Штатах, а часть в далеком аутсорс офисе и такие компании часто зарабатывают только на удаленной команде, а местные американские девы для компании выходят в ноль.

7. Маркетинговая обвертка. Тут огромное поле для фантазий! Все мы продаем часы наших специалистов, но все это делают по-разному. Одно дело просто продавать программистов и совсем другое продавать специализированную команду, которая, например, автоматизирует работу автомобильных заводов. Чувствуете разницу? Что быстрее продать какой-нибудь автомобильной компании?

Ну а для тех, кто хочет углубиться в тему, мы уже завершаем набор группы на курс про продажам в США и кто еще не с нами, самое время написать мне и узнать какие еще темы про США мы раскроем уже в рамках закрытой тусовки единомышленников.

Источник

Здесь разработчики — элита. А «туда» их продают по рейтам в 5 раз ниже американских

Что такое рейт у программиста. Смотреть фото Что такое рейт у программиста. Смотреть картинку Что такое рейт у программиста. Картинка про Что такое рейт у программиста. Фото Что такое рейт у программиста

Ирина Цумарева, сооснователь агентства Kraftblick, написала для dev.by колонку о том, чего стоит белорусским ИТ-компаниям их элита — и можно ли повысить ставки.

Не секрет, что при этом элитными в народе считаются не технические профессии как таковые. Нет моды на инженеров-металлургов и инженеров-механиков. Инженеры в массе живут так же неважно, как и все. Флёр элитарности окружает именно программистов, потому что они идут на экспорт. Приносят валюту в страну и себе в карман.

Что такое рейт у программиста. Смотреть фото Что такое рейт у программиста. Смотреть картинку Что такое рейт у программиста. Картинка про Что такое рейт у программиста. Фото Что такое рейт у программиста

Чего стоит ИТ компаниям их элита?

Что такое рейт у программиста. Смотреть фото Что такое рейт у программиста. Смотреть картинку Что такое рейт у программиста. Картинка про Что такое рейт у программиста. Фото Что такое рейт у программиста

Много это или мало? Давайте посчитаем, сколько стоит разработчик своей фирме.

Поэтому большинство компаний по разработке в нашей стране полностью или частично работают по модели аутстаффинга. Они продают своих разработчиков зарубежным компаниям. Маржа в случае аутстаффинга выходит невысокой, но и геморроя от такой модели работы гораздо меньше, чем при проектной. Аутстаффинг позволяет продать программиста как единицу и выдохнуть: теперь он себя отобьёт. Никакой ответственности за результат. Не болит голова за дедлайны, качество и временной бюджет проекта. Программиста менеджерит кто-то на стороне клиента, значит, нужно меньше менеджеров в штате.

Что такое рейт у программиста. Смотреть фото Что такое рейт у программиста. Смотреть картинку Что такое рейт у программиста. Картинка про Что такое рейт у программиста. Фото Что такое рейт у программиста

Чем больше программистов в штате при такой поштучной продаже, тем лучше, так как срабатывает экономика масштаба. В зарубежных ИТ-компаниях редко встретишь 100-200 разработчиков. Не случайно работу в больших ИТ-компаниях иногда сравнивают с галерой.

Насколько всё это сообразуется с возвышенным образом программиста, который рисует у себя в голове белорусский народ? Время и мозги белорусского программиста покупают подешевле, а продают подороже. Как вещи из Турции.

Плохо это или хорошо? Это достижение капитализма. Хорошо то, что выживает в конкурентной борьбе. Что бы это ни было.

Что с этим делать?

Для примера сравним часовые ставки американских компаний по разработке. Для этого введём в Google гео-запрос типа «software development company nyc».

Что такое рейт у программиста. Смотреть фото Что такое рейт у программиста. Смотреть картинку Что такое рейт у программиста. Картинка про Что такое рейт у программиста. Фото Что такое рейт у программиста

С неравенством самим по себе можно ничего не делать, это вопрос гордости. Некоторые руководители ИТ-компаний хотели бы законсервировать мир как он есть, чтобы модель аутстаффинга работала и дальше. Ложе жёсткое, это правда, кости хрустят, но ведь привычно.

Проблема в том, что в затылок белорусской сервисной разработке дышат украинские и российские, а также гораздо более дешёвые индийские и филиппинские девшопы. Рынок аутсорса перегревается, и остаётся демпинговать и плакать.

Альтернатива — повышать ставку, однако за красивые глаза ценник не поднимешь. Назревает потребность перемен:

Здесь существует win-win решение и для программиста, и для компании. Чтобы разработчик стал более ценным для клиентов, его из услуги надо превратить в solution. Для этого разработчику будет полезно качать смежные области — бизнес-анализ, управление проектами, ведение переговоров и т.д. То есть не просто кодить по вдохновению, а пытаться решать бизнес-проблему заказчика.

Чем больше у разработчика кроссдисциплинарных знаний, тем более качественный результат он может предоставить на выходе и тем выгоднее он становится своему работодателю: нужно меньше подпорок в виде толпы менеджеров и тестировщиков.

Вместе с тем резюме разработчика пополняется новыми скилами. Его стоимость на рынке труда возрастает.

P. S. Привлекательность ИТ-компании зависит и от того, как она несёт себя миру. Вот есть статья как раз об этом: как получать больше лидов и увеличить ставку, продвигая решения, а не руки девелоперов.

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.

А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

😣😖😫😩 Айтишники рассказали про признаки плохого оффера. Читайте истории, выводы и советы.

Источник

Сколько зарабатывает фриланс-программист?

Примечание. Статья ориентирована преимущественно на молодых начинающих программистов и тех, кто хочет ими стать, поэтому автор посчитал возможным обращение на «ты» к читателю.

Доход программистов начального уровня

Впрочем, реальность такова, что на Upwork многие специалисты трудятся за минимальный рейт. Начиная с 0 и до 5 долларов – это уровень оплаты, демонстрирующий отсутствие опыта работы. Даже трудясь два или три года, многие не повышают свой профессиональный уровень.

Для того, чтобы зарабатывать на фрилансе больше, нужно разработать конкретную стратегию. Желательно высчитать стоимость часа на основной работе и уже по этой цифре ориентироваться, на какой уровень вознаграждения можно рассчитывать на фрилансе.

Далее вы можете повышать свой рейт, это нужно для того чтобы догнать то, что имел в виде оклада на работе. Например, если твой рабочий день составлял восемь часов, но из этого времени ты еще уделял внимание на обеды, полдник, то на фрилансе такого не будет. Ты можешь точно знать, что полностью отработаешь четыре или шесть часов, но этого недостаточно для того, чтобы зарабатывать столько же, сколько и на основной работе. Для этого и повышается рейт в 1,5 — 2 раза.

Неблагоприятно могут отразиться на доходе фриланс-программиста временные издержки. Заканчивая определенный проект, вы находитесь в поиске нового, а это может занять много времени. Поэтому, высчитывая рейт, нужно это учитывать, т.к., например, на основной работе можно было бы получить оплачиваемый отпуск и не беспокоится за оборудование. Для фрилансера такого не предусмотрено.

Конкуренты не дремлют

Следующий тип – программисты, зарабатывающие пять-десять долларов в час. С ними уже сложнее конкурировать, чем с теми, у которых заработок не превышает 5 долларов в час. Они доказывают заказчику, что могут профессионально выполнить работу и – что немаловажно – как правило, умеют говорить с клиентом на одном языке.

Для повышения рейта и перехода на следующую ступень нужно взять на вооружение несколько советов. Самое полезное влияние окажет постоянная учеба, изучение новых технологий, увеличенная скорость и качество работы.

Например, на бирже можно найти двоих фрилансеров, один работает за пять долларов в час, а другой – за тридцать пять. На первый взгляд кажется, что первый программист неопытен, но если просмотреть его резюме с указанием предыдущих мест работы, то на самом деле окажется совсем по-другому. Ему хватит навыков и стажа работы, чтобы выполнить заказ. Напротив, у второго рабочего очень высокий рейт, который, казалось бы, говорит о том, что он должен выполнять работу качественно, но это не всегда так: фриланс-программист может просто специально завысить свой рейт.

Для новичков больше подойдет сначала работа по найму в организации, так программист сможет дойти до уровня в пятнадцать долларов в час и стать конкурентоспособным, так как на этом ценовом уровне конкуренция ужесточается: люди способны на многое, даже на обман заказчика с обещаниями выполнить работу идеально.

Также в начале пути будет очень трудно понять, на каком ты уровне, поэтому лучше постепенно развиваться в определенной конторе, особенно когда ты еще не был на бирже фриланса. После первого выполненного проекта ты уже можешь оценить свои силы и претендовать на что-то большее. Либо поучиться и отточить свои навыки.

Но даже на начальных этапах построения карьеры программиста не будет лишним посетить биржу фриланса и посмотреть работы других специалистов, оценить, за сколько времени ты бы смог выполнить этот проект. Взглянув на портфолио других программистов и опыт их работы во фрилансе, ты можешь сделать вывод о том, стоит ли начинать двигаться в этом направлении самому. Если твой уровень не далек от программистов, работающих на бирже фриланса, то стоит попробовать.Также, не уходя с работы, можно попробовать взять маленький заказ, которому ты можешь уделять два часа в день.

Следующий тип – программисты, которые зарабатывают двадцать долларов в час. Если программист дошел до этой ступени, это значит, что он развивается как специалист. Конкуренция на этом этапе практически отсутствует, поэтому найти новый проект сравнительно легко. Программист такого уровня относится к своему заказу ответственно и осознанно, трудясь над ним потому, что это отвечает его собственным целям и устремлениям.

Когда наступает этап двадцать-двадцать два доллара, конкуренция заметно снижается. До него доходят ответственные специалисты, которые проявили себя на бирже фриланса очень хорошо. Заказчика впечатляет эта цена, потому что она может указывать на хорошего программиста.

Выгодный переход на фриланс

После перехода на ступень, где платят двадцать пять долларов в час, очень сложно расти выше. В компаниях это порог, дальше, как правило, не поднимешься (если только речь не идет о Силиконовой долине) и тогда полностью переходишь на фриланс. На этом этапе очень трудно даже стабильно вести резюме, так как не успеваешь его обновлять.

В США считают, что каждый хороший специалист должен себя похвалить, но в России это не очень-то практикуется. Часто можно столкнуться с тем, что фрилансер либо скромничает, либо нагло врет.

Говорить о себе как есть – это главная черта хорошего специалиста. Потому что если программист сильно преувеличит свои возможности, может возникнуть конфликт между специалистом и заказчиком. Последствия могут быть очень плохими: репутация будет испорчена и программиста будут считать неграмотным специалистом, который не может ответственно подойти к работе и завершить проект в срок.

Конечно, если ты только познакомился с новой технологией и еще не углублял свои знания в этой сфере, то назвать тебя экспертом нельзя, но если ты уже уверенно себя чувствуешь в этой технологии, то можешь считать себя знающим специалистом.

В профессии разработчика программного обеспечения очень важны знания, ведь чем больше опыта, тем проще осваивать новую технологию. Это поможет при решении проблем, так как, увидев фрагмент кода, ты с легкостью сможешь понять, для чего была применена определенная технология коллегами-программистами и почему она работает не так, как нужно.

Желательно, чтобы был опыт смены технологий. С одной стороны, нужно соответствующе себя оценить, а с другой – правильно себя преподнести. Конечно, на начальных этапах это будет даваться трудно, но хорошим примером могут стать другие программисты-фрилансеры с биржи и их портфолио.

Самое главное – постоянное освоение новых технологий. Даже если нет возможности полностью углубится в новую технологию, то хотя бы стоит узнать про нее побольше и почитать литературу, это поможет в развитии самого себя как специалиста. Даже с помощью поверхностного изучения можно понять, стоит ли браться за новую технологию или нет, так как это очень сильно сэкономит время.

Возможно, некоторые удивятся, если узнают, что рейт на практике очень сильно зависит от амбиций программиста. Даже если получится так, что за амбициями не стоят реальные навыки, то поначалу зарабатываешь мало, но после этого начинаешь смотреть на других программистов и осваивать новые технологии, за которые платят больше.

Есть вероятность того, что тебе все же удастся продать себя за высокий рейт, но тогда тебе придется много трудиться, чтобы действительно справится с проектом. Нужно, чтобы заказчик знал, что он не зря платит такие деньги и ты все хорошо сделаешь.

Впрочем, заказчики тоже бывают разные и за одну и ту же работу могут платить по-разному. Было бы неплохо, если бы ты нашел такого работодателя, для которого твой рейт не покажется слишком завышенным, а он будет готов его оплатить. Конечно, в различных уголках планеты готовы заплатить по-своему, но прелесть фриланса как раз в том и заключается, что можно зарабатывать из любого уголка Земли, где есть интернет. Поэтому можно распределить клиентов по странам (более обеспеченные и менее обеспеченные).

Кроме разделения заказчиков по странам, можно провести деление еще и по отраслям. В тех отраслях, где риск больше, платят значительно выше. Кроме того, если технология редкая, не очень востребованная среди программистов в плане ее изучения, то за такую технологию можно просить более высокое вознаграждение.

Повышаем ставку

Способов повышения рейта много. Например, есть такой прием: если ты долго работаешь на одного и того же заказчика на низком рейте и он стал от тебя зависеть, то его можно повышать. Работодателю проще и дешевле заплатить больше тебе, чем искать нового программиста.

Всем кажется, что в работа PHP-программиста не оплачивается особенно высоко. Но можно указать на то, что у тебя годы опыта работы и высокий профессиональный уровень, тогда можно будет продать себя за соответствующий рейт. Хотя есть очень много дешевых специалистов на РНР, которые действительно работают плохо. Если ты эксперт – даже в дешевой технологии – ты будешь получать много.

Казалось бы, вордпресс – это технология для программистов, которые находятся на начальном уровне. Но как выясняется, именно в этой сфере не хватает экспертов, которые бы действительно разбирались в тонкостях WordPress и были способны ответственно подойти к работе. И такая проблема возникает во многих отраслях: низкоквалифицированных работников всегда много, а знающих экспертов очень мало.

Еще одна проблема заключается в том, что в дешевых технологиях очень трудно найти работодателя, который захочет заплатить за проделанную работу дорого. Поэтому они и дешевые: если заказчик не имеет огромного капитала, который он мог бы вложить в работу специалиста по сложной технологии, то он ищет более простой и низкооплачиваемый труд.

Из-за этого разница в технологиях очень большая. К примеру, программист работающий на Ruby, зарабатывает достаточно много даже с низким опытом работы по сравнению с программистом, работающим на Java, который имеет за плечами не один удачно доведенный проект.

С другой стороны, если фриланс-программист достаточно долго проработал на Delphi, потратил несколько лет на освоение технологии и дошел до определенного рейта и в какой-то момент перешел на Java, то уровень заработной платы остается тем же, даже если этот программист — новичок в работе с языком Java.

Очень важно уметь следить за самыми нужными для рынка и новыми технологиями, суметь вовремя перескочить, сосредоточиться на изучении нового, одновременно работая и на своей привычной технологии, и на чем-то более актуальном, чтобы увеличить свой заработок и количество заказов.

Одно время мобильные разработки были очень популярны и соответственно стоили дороже. Работали над такими проектами не очень опытные специалисты, потому что экспертов на первых порах было найти нереально. Если ты эксперт в своей технологии, то концентрируй больше усилий как раз на ней. Это позволит получить большой опыт работы и приобрести высокий профессиональный уровень.

Когда уже дошел до высшей точки и расти уже некуда, можно заняться своим собственным делом. К примеру, создать свой блог, презентовать себя как специалиста, создавать сложные проекты и самому участвовать в них.

Огромным преимуществом может стать знание английского языка. Если программист ведет свой блог на иностранном языке, работодатель может понять, что специалист способен к коммуникации на этом языке, а значит, проблем с этим не возникнет. Умение понимать язык заказчика – это один из решающих моментов на фрилансе.

Не будет лишним знание английского языка и при работе с русскоязычными заказчиками. Амбициозные заказчики могут иметь планы выхода на англоязычный рынок и будут искать специалистов, которые позволят им осуществить эти планы.

Не всем работникам удается стать настоящими экспертами в программировании. Секрет успеха известен, но следовать ему нелегко: специалистом может себя называть тот, кто вложил не меньше десяти тысяч часов, познавая изначально новую и незнакомую для себя технологию, а затем дополнительно еще десять тысяч часов на ее практическое применение, для того чтобы очень хорошо в ней разобраться. Количество проб, ошибок и неудач тоже учитывается, ведь они помогают совершенствовать свой подход к методу работы.

Конечно, перспектива работы десять тысяч часов не радует, ведь, казалось бы, ты все это время занимаешься одним и тем же. Но в практической деятельности, как правило, если ты трудишься в определенной отрасли, ты занимаешься не только одним делом, но еще успеваешь подключиться к другой работе и никуда от этого не денешься.

Можно сказать, что эксперт всегда готов к любым обстоятельствам. Профессионал – это такой работник, которому сумма опыта помогает ориентироваться в любой технологии, компенсируя недостачу опыта в определенной технологии.

Увидеть лес за деревьями

Еще один признак профессионала – понимание общей картины происходящего. Заказчики ценят, если на начальном этапе вы интересуетесь и задаете вопросы о том, какая проблема возникла. Желательно на основе ответов заказчика получить ясность насчет того, как выглядит картина целиком. Возможно, проведя конкретную беседу с заказчиком, вы сможете прийти к выводу о том, что проблему можно решить проще и дешевле, чем изначально предполагалось.

Оглядев всю картину в целом, можно понять, в каком направлении начинать делать шаги, это поможет сформулировать более интересное для клиента предложение. Заказчик сам может точно и не знать, не понимать, что ему нужно и зачем. Возможно, им двигают нововведения моды и он хочет сделать «как у всех», тем не менее, может быть, его можно будет уговорить на более подходящий именно для его компании вариант.

Очень важно понимать своего клиента не только как программист, но и как бизнесмен, потому что многие заказчики не специалисты в сфере программирования, они думают как предприниматель и поступают также.

Одним из признаков хорошего эксперта является то, что он не пытается «душить» работодателя профессиональными терминами, а, напротив, старается все растолковать и достаточно доступно объяснить, ведь очень важно, чтобы клиент понимал возможные риски и был готов к ним.

Если специалист начнет глубоко вникать в проект, то он преуспеет в его реализации и в конце концов сможет завершить его удачно, и, конечно, будет иметь неплохие шансы порадовать заказчика, так как его бизнес может испытать взрывной рост и закрепить за собой хорошие позиции на рынке в дальнейшем. Возможно, клиент и в будущем захочет с тобой работать, при этом рекомендуя тебя как хорошего программиста и профессионального работника.

Если заказчик объяснил суть проекта и поставил цель, то тебе будет проще работать. После повторного же обращения ты уже будешь знать, что заказчик считает достижением и к чему стоит стремиться. Это важное качество работника, которого не хватает многим специалистам. Работая по найму в организации, можно заметить, что многие работники, занимаясь какой-либо деятельностью, не понимают для чего это.

Для того чтобы достичь уровня в двадцать, тридцать или сорок долларов в час, нужно очень сильно постараться и построить определенную бизнес — модель. Например, есть следующая модель. Она может сработать через фриланс-биржу Upwork, но это не будет работать на любой бирже.

Суть стратегии в следующем. Если изначальный рейт был равен двадцати долларам в час, то после выполнения заказа его можно повысить до 22-23, а затем и до 25. С каждым повышением будет крайне тяжело найти нового заказчика или убедить прежнего заказчика в обоснованности повышения ценовой планки. Те фриланс-программисты, которые проявят настойчивость и смогут внятно объяснить на понятном заказчику языке (а это всегда язык результатов, которые получит клиент) повышение цены, имеют шанс зафиксировать достигнутую более высокую ценовую планку.

Огромную роль в продвижении может сыграть и то, что на начальном этапе с заказчиком можно договорится о рейте в двадцать долларов в час, а потом, после долгого сотрудничества, повышать его до двадцати пяти, но к сожалению работодатели не особо охотно на это идут. Бывают, конечно, случаи когда заказчик сам повышает рейт, но такое чаще всего встречается на минимальных ставках.

Желательно сразу быть готовым к тому, что с повышением уровня опыта и соответственно цены, многие заказчики могут отказываться, но не стоит переживать, найдутся и те, кто по достоинству оценят новые компетенции программиста и оплатят его труд.

Потолок для программиста-одиночки. Или нет?

Сложно перешагнуть порог в тридцать долларов в час. Самой высшей точкой может стать порог в 60 долларов, впрочем, это относится только к программистам-одиночкам, которые не нанимают дополнительно помощников. Это максимальный порог, который можно увидеть на бирже фриланса в заказах, предназначенных для одного исполнителя.

Есть люди, которые родом из России, но работают в других странах. К примеру, есть человек, который из России, но живет в Малайзии. У него огромный опыт работы в программировании, очень много заказов, за час он зарабатывает 60 долларов. Конечно, его работа стоит этих денег.

На этом уровне (60-70 долларов в час) начинается самое интересное. С такой ставкой к вам начнут обращаться компании, у которых возникла кризисная проблема и она может погубить весь бизнес. Только специалист высокой квалификации может спасти это предприятие и дать ему выжить. Конечно, за такую работу можно попросить намного больше, чем обычно предлагается на бирже, так как в такой ситуации перед нами уже не обычный программист, который просто пишет программу, а эксперт, решающий серьезную проблему, от которой мало кто понимает, как избавиться.

Также может возникнуть и другая ситуация. Обращаясь к тебе, клиент просит сделать ему сайт за выходные и здесь конечно пригодится умение достигать результата в сжатые сроки и трудолюбие.

Еще один пример работы для программиста с высоким рейтом – консультация. Неопытный программист делал, но не смог доделать, так как не хватило навыков, и теперь заказчик просит доделать работу. Возможно, это займет не более двух часов, но плата будет достаточно высокой.

Здесь вспоминается анекдот. У автолюбителя сломался двигатель. Водитель машины долго подкручивает и подвинчивает детали, нажимает на разные рычажки — ничего не помогает. Подходит к нему мастер, бьет молотком по капоту, двигатель заработал. Мастер просит водителя заплатить ему 100 руб. «За что? «, – спрашивает водитель. «Один рубль – за то, что ударил молотком, 99 руб. – за то, что знал, куда ударить», — отвечает мастер.

Проще всего получить большой рейт на небольших по объему задачах, требующих разрешения в кратчайшие сроки. Из-за того что у работодателя аврал на работе и ему нужно, чтобы выполнили проект быстро и качественно, он готов заплатить любые деньги хорошему специалисту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *