Что такое пуговица для детей
Конспект занятия «История пуговицы»
ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА БЕДЕНКО
Конспект занятия «История пуговицы»
«История пуговицы»
Конспект занятия.
Цель: Познакомить детей с историей изобретения пуговиц. Рассказать об их видах. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Учить определять и сортировать пуговицы по виду и размеру. Совершенствовать навык выкладывания изображения из пуговиц.
Материал: Пуговицы разного размера и вида (с «ушком», с 2-мя, 4-мя отверстиями)
Ход занятия.
Без меня не обойдёшься.
Знают взрослые и дети –
Застегну я всё на свете. Что это?
(Дети отгадывают загадку.)
Конечно, это пуговица. У каждого из вас на одежде есть эта помощница. Найдите на своей одежде пуговицы. Расскажите, какие они? (Дети рассматривают пуговицы, описывают их.)
Как вы думаете, для чего нужны нам пуговицы? Почему они такие разные, не похожие друг на друга? (Ответы детей)
Какие ещё виды застёжек вы знаете? (Кнопки, крючки, молнии, липучки, шнуровки.)
Откуда же пришла к нам пуговица? В далёкой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса.Неудобной была такая одежда: движения затрудняла, распахивалась. Для скрепления одежды стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.
Шли века. Люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и застёжки. К одежде стали прикреплять просверленные камешки, на которые набрасывали петли. Со временем одежда становилась более разнообразной и сложной по крою и фасону.Появились разные ткани: лёгкие и воздушные шёлковые, плотные и тяжелые шерстяные.
Пуговицы в те далёкие времена были дорогой и водной вещью. На одежде богатых людей они превратились в настоящее украшение из золота и серебра. Такие пуговицы стоили дороже, чем само платье.
Самые маленькие «кляпыши» были с горошину, а крупные – размером с куриное яйцо.
Одежду, застёгивающуюся на золотые и серебряные пуговицы, носили только богатые люди. Чтобы сделать пуговицы общедоступными, мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы – дерево, кость, стекло, металл и т. д. Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы отгоняют злые силы, выполняют роль оберегов, поэтому-то их и назвали пуговицами – от слова «пугать».
В Чехии, в городе Яблонец, есть музей пуговиц разных эпох и стран.
Перед вами современные пуговицы. Из чего они сделаны?
Дети рассматривают пуговицы из металла, дерева, пластмассы, кости, стекла, перламутра. Если ребёнок затрудняется назвать материал, из которого сделана пуговица, воспитатель помогает.
Воспитатель: Возьмите пуговицы, лежащие перед вами и выложите какое-нибудь изображение. Расскажите, что у вас получилось? (ответы детей)
Чем отличаются пуговицы, лежащие перед вами? (формой, размером, разным количеством отверстий.) Рассортируйте их по количеству отверстий. (дети выполняют). Из пуговиц еще можно сделать бусы. Давайте и мы попробуем?
Конспект занятия «История города Донецка» Программное содержание: Дать детям элементарные знания об истории возникновения города; продолжать работу по углублению знаний о родном.
Конспект занятия «История происхождения матрёшки» Тема ОД: Рассказы на тему «матрешки народные игрушки». Цель: Учить детей составлять творческий рассказ о матрешке с использованием прилагательных.
Конспект занятия «История возникновения Мордовии» Тема: «История возникновения Мордовии». Цель: Воспитывать любовь к своей малой родине, прививать интерес к получению новых знаний о своём.
Конспект комплексного занятия в группе раннего развития «Пуговицы для платья» Конспект комплексного занятия в группе раннего развития. «Пуговки на платье» Тема «Одежда» Подготовила: воспитатель Маврова О. В. Программные.
Конспект НОД по лепке во второй младшей группе «Пуговицы для платья» группа 2-6 «Рыбки» Цель: научить детей лепить разнообразные пуговицы для куклы. Задачи: 1. Образовательные задачи: Совершенствовать представления.
Конспект занятия «История Руси» Цель: Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси способствовать проявлению интереса к.
Конспект занятия «Часы. История часов» ель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов. Задачи: 1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание» с детьми старшей группы «Такие разные пуговицы!»
Татьяна Попова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание» с детьми старшей группы «Такие разные пуговицы!»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание» с детьми старшей группы
«Такие разные пуговицы!»
Цель: Формировать у детей представления о предметах окружающего мира, расширять кругозор с помощью познавательно – исследовательской деятельности, развивать мышление, творческие способности, мелкую моторику рук.
1. Познакомить детей с историей происхождения пуговиц.
2. Закрепить знания о пуговицах (форма, размер, виды, из какого материала сделаны).
3. Развивать познавательный интерес к предметному миру;
4. Стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей, назначения.
5. Развивать речь, внимание, воображение, память и мышление через игру с пуговицами.
6. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при совместной деятельности.
Материал: Пуговицы разного размера и вида (с «ушком», с 2-мя, 4-мя отверстиями по 15-20 штук на каждого ребёнка, подносы, маски пуговиц и иглы, шаблон схем узоров, заготовки деревья, шаблоны пуговиц разной формы и цвета.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Друг другу улыбаемся.
Воспитатель обращает внимание детей на книгу.
-Ой, смотрите, какая у меня есть красивая книга! Отгадайте, о чём она?
ОЧЕНЬ НУЖНАЯ ВЕЩИЦА
ВСЕМ НА СВЕТЕ ПРИГОДИТСЯ
ДЛЯ КОСТЮМА И ДЛЯ ЮБКИ
ДЛЯ ПАЛЬТО И ПОЛУШУБКА.
ЛОВКО В ПЕТЕЛЬКУ НЫРЯЕТ
ЧТО ОТКРЫТО, ЗАКРЫВАЕТ.
— Конечно, это пуговица. У каждого из вас на одежде есть эта помощница. Найдите на своей одежде пуговицы. Расскажите, какие они? (Дети рассматривают пуговицы, описывают их.)
Это книга о пуговицах. Смотрите, какие они разные, с различным количеством дырочек.
Как вы думаете, для чего нужны нам пуговицы? Почему они такие разные, не похожие друг на друга? (Ответы детей).
— Давайте отправимся в «Удивительный мир пуговиц!»
Что такое пуговица?
Пуговица – это застёжка на одежде, предназначенная для соединения её частей. Самая простая пуговица представляет из себя диск с двумя отверстиями по середине.
Но встречаются пуговицы других видов и форм: квадратные, треугольные, с четырьмя отверстиями, детские, декоративные, шарообразные, на ножке. Пуговиц так много и все они разные, не похожи друг на друга.
— Давайте поиграем в игру «Найди пару», под весёлую музыку двигаемся по залу, как только начинает звучать спокойная мелодия вы находите себе пару и идёте парой. С окончании музыки каждый должен найти себе пару, сегодня у вас должна получиться пуговица. Какая у вас пуговица? Какой формы, цвета? И т. д.
Откуда же пришла к нам пуговица?
В древние времена люди делали себе одежду из шкур животных, набрасывали шкуру на плечи и обматывали её вокруг пояса. Это было очень неудобно, одежда распахивалась, затрудняла движения.
Для застёгивания одежды люди стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.
Пуговицы в те далёкие времена были очень дорогой и модной вещью, на одеждах богатых людей они были настоящим украшением из золота, серебра, драгоценных камней.
Простые люди не могли пришить такие дорогие пуговицы, и поэтому мастера стали использовать при их изготовлении дешёвый материал – металл, дерево, кости животных, стекло.
— Пуговицы из металла какие?. металлические.
— Пуговицы из дерева какие?
— Пуговицы из стекла какие?
— Пуговицы из пластмасса какие?
Для чего нужны пуговицы?
В наши дни мы не можем представить, как можно обходиться без пуговиц. Они служат нам и застёжкой на одежде, и украшением, и декоративным элементом, и придают нашей одежде нарядный, элегантный, интересный вид.
Использование пуговиц в наши дни:
Сегодня, когда пуговицей, как застёжкой на одежде никого не удивишь, пуговицы используются в разных направлениях, в одежде, в украшениях. У каждого в доме есть много пуговиц, с помощью них можно придумать полезные приспособления.
Воспитатель: ребята, у вас на столе лежат подносы с пуговицами.Давайте поиграем немножко:
1. Выложите пуговицы, лежащие перед вами, в прямую линию.
2. Передвиньте их так, чтобы получилась волнистая линия.
3. Из пуговиц выложите круг, квадрат и т. п.
4. А теперь выложите какое-нибудь изображение. Расскажите, что у вас получилось? (ответы детей).
Разложите пуговицы по размеру: крупные в одну сторону, мелкие – в другую. Если нам понадобятся пуговицы определённого вида, мы сразу сможем их найти.
Пуговки-подружки в домиках живут,
Весело и дружно песенки поют.
пусть попляшут ножки!
(Звучит весёлая мелодия, дети танцуют).
Игра проводится дважды, со сменой ведущего. Желающему ребёнку, предлагается стать ведущим.
Обратите внимание вокруг нас жёлтые и красные листья почему? Давайте сделаем деревья, только пуговицы выбираем осенней расцветки. Какие у осени краски.
После завершения работы дети исполняют песню «Ах, какая осень».
Проект «История пуговицы» старшая группа
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида»
ПРОЕКТ « ИСТОРИЯ ПУГОВИЦЫ»
Старшая группа ТНР «Радуга»
г. Каменск – Уральский
Образовательный проект « История пуговицы»
Вид проекта : информационно познавательный.
Срок реализации: октябрь – ноябрь.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных областей:
« Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание»
Действительно, мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А ведь многие из них, порой даже саамы е обычные, таят в себе много интересного.
Мы решили узнать об истории возникновения пуговиц.
Цель: Познакомить с историей возникновения пуговиц.
Воспитание познавательного интереса к предметному миру, расширение кругозора посредством познавательно исследовательской деятельности.
Развитие мелкой моторики, связной речи, мышления, творческих способностей.
Ожидаемый результат: создание мини – музея «Пуговица», выставка работ на тему «Вот такая пуговка!»
1 этап – подготовительный: разработка проекта, постановка цели и задач, подбор необходимого материала по теме ( пословицы, поговорки, информационный материал), разработка конспектов;
2 этап – основной: беседы, рассматривание иллюстративного материала, чтение познавательной литературы о том « Что обозначает слово пуговица?», «Чем пользовались люди до изобретения пуговицы?», « Какими были первые пуговицы и из какого материала они были сделаны?», какие виды пуговиц бывают, набор пуговиц;
3 этап – заключительный: создание мини – музея, создание выставки «Вот какая пуговка!»
Формы работы: НОД, беседы, познавательно – исследовательская деятельность по теме дидактические игры: «Найди пару», «какая лишняя?», «Выложи узор», «Собери бусы». Знакомство с пословицами и поговорками о пуговицах, художественно – творческая деятельность, сюжетно ролевые игры «Ателье», «Модный салон», «Магазин», «Отдел «Пуговица».
Создание мини – музея, организация выставки поделок из пуговиц.
Участие родителей: помощь в подборе информации, участие в создании мини – музея, участие в изготовлении поделок для выставки.
Результаты реализации проекта: результатом проекта стало создание мини – музея, где было представлено разнообразие видов пуговиц, их принадлежности и материалов, из которых они сделаны.
Дети также узнали об истории возникновения пуговицы, её совершенствовании. Расширение кругозора детей: ведь в ходе проекта дети проводили исследовательскую деятельность: сравнивали, экспериментировали. Главное, что усвоили дети и взрослые – это сознание того, что самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления.
История пуговицы началась семьсот лет назад. Но имени человека, который ее придумал, история не сохранила. Интересно, что женщины по началу абсолютно игнорировали это изобретение и продолжали пользоваться булавками, пуговицы интересовали только мужчин.
Так как в те времена мужская одежда была не менее яркой, чем женская пуговицы делали из дорогих металлов, украшали драгоценными камнями. А на мужское платье пришивалось так много пуговиц, больше нескольких тысяч, что оно становилось очень тяжелым. История помнит, что французский король Франциск заказал для отделки своего бархатного костюма 13 600 золотых пуговиц.
За столетия каких только пуговиц не было. Многие из них стали произведением искусств и сейчас хранятся в музеях. А современных галантерейных магазинах в продаже потрясающий выбор пуговиц!
На мужской одежде пуговицы расположены справа, а на женской слева. Считается, что во времена внедрения пуговиц мужчины одевались сами, а женщин одевали служанки – поэтому для них пуговицы пришивали в зеркальном отражении.
Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так он отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.
Найти пуговицу до сих пор считается хорошей приметой, а если дорогу вам перебежала черная кошка, достаточно дотронуться до пуговицы – и можно смело идти вперед.
История появления пуговиц начинается еще в период античности. Самые древние образцы были найдены во время раскопок в долине реки Инд, а значит ими пользовались еще в Индской цивилизации (III тысячелетие до н.э.). Кроме этого, археологи находили подтверждение того, что пуговицы использовали древние греки, скифы и древние римляне. Есть находки, свидетельствующие, что они были на ремнях, которыми воины крепили доспехи. Пуговицы тех времен отличались многообразием форм – от круглых до канонических.
Однако, конечно же, в древние времена пуговицы не применялись настолько широко, как в Средние века. Тогда в моду начали входить облегающие костюмы, сшитые по фигуре. Сначала их зашивали прямо на человеке, а после швы распарывали. Со временем для ускорения процесса был придуман шов, который распадался, если потянуть нить за один конец. Однако это было не очень удобно. В результате, проблема была решена с помощью пуговиц. Правда их могли себе позволить только очень состоятельные люди, поскольку изготавливались они тогда из драгоценных металлов – золота или серебра. Чем больше пуговиц было на костюме человека, соответственно, тем выше был его статус. Известно, что король Франции Франциск I был обладателем костюма, на котором было пришито более тринадцати с половиной тысяч пуговиц!
Со временем возможность использовать пуговицы в одежде получили и остальные слои населения, так как их начали изготавливать из более дешевых материалов. Интересно, что они стали также знаком отличия – их делали со штампованным рисунком, который свидетельствовал, что владелец костюма или мундира принадлежит к тому или иному ведомству.
Неординарный способ использования этой застежки предложил изобретательный Петр I, издав указ, по которому ненужные пуговицы пришивали на рукав солдатского мундира, чтобы отучить солдат вытирать рукавом рот или нос. Это позволяло дольше сохранить дорогое сукно, из которого шились тогда костюмы.
Презентация продукта проектной деятельности
ПУГОВИЦЫ НЕОБЫЧНОЙ ФОРМЫ
Совместная творческая выставка работ
Конспект занятия для детей старшей группы на тему
— познакомить детей с историей происхождения пуговицы;
— развить интерес к изучаемому предмету и образное мышление при помощи загадок и игр;
— расширить представление детей в области использования пуговиц;
-развивать творческое воображение.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Материал: коллекция пуговиц, текст стихотворения, текст загадок, картинки для рассказа.
-Отгадайте загадку, о нужном в нашей жизни предмете:
1. Эту нужную вещицу на одежде ты найдешь.
Если нет ее на месте ты неряхой, прослывешь.
Ответ детей. (пуговица)
Без меня не обойдёшься.
Знают взрослые и дети –
Застегну я всё на свете. Что это?
Ответ детей. (пуговица)
-Посмотрите, какие они разные.
(Демонстрируются картинки с различными изображениями пуговиц.)
Вера Авдеева. Пуговицы.
Пуговицы с якорями
На бушлатах моряков.
Я хочу дружить с морями.
Я бушлат носить готов.
И с дубовыми листками
Пуговицы лесников.
Я хочу дружить с лесами,
Охранять я их готов.
А на форме машиниста
Пуговицы с молотком.
Чтобы поезд ехал быстро,
Буду в кителе таком.
Но сказала тихо мама,
чтобы всё я понимал:
В кителе для генерала
Ходит только генерал.
Мама долго хохотала,
Потому, что я хитёр.
Буду в форме генерала,
Если буду я актёр.
— Представьте себе, что на всей Земле исчезли пуговицы. Что делать людям? Чем можно заменить пуговицы?
— Как вы думаете, для чего нужны пуговицы?
Воспитатель. Всегда ли они были такими как сейчас?
Послушайте необычайно-занимательную историю «пуговицы».
(Рассказ сопровождается показом иллюстраций, предметов по теме)
Вы знаете, что одеждой первобытного человека была шкура убитого зверя?! Шкура накидывалась на плечи и, что бы она не сползала, ее придерживали руками. (Показ первой картинки).
Но первобытному человеку, руки нужно было освободить для труда: что бы готовить орудия для охоты, делать западню для мамонта. (Показ второй картинки).
Поэтому на одежде и появились застежки. Первыми застежками стали заколки из обточенных камней, завязки из прочных волокон растений. (Показ третей картинки).
— Пользуемся ли мы застежками, придуманными первобытным человеком?
В Чехии, в городе Яблонец, есть музей пуговиц разных эпох и стран.
— А вы знаете, что на женской одежде пуговицы пришивают слева, а на мужской справа.
— Вы внимательно слушали мой рассказ? Тогда ответьте на вопросы:
— Из какого материала делали пуговицы в старину?
Ответы детей. ( Из драгоценных металлов и камней, меди, олова, дерева, кости и даже из фруктовых косточек)
(Воспитатель демонстрирует пуговицы).
Пуговицы нужны человеку для одежды, но с ними можно и поиграть.
Перед вами разнообразные пуговицы и я предлагаю из них создать узор для ковра.
Материал. Различные виды пуговиц, прямоугольная заготовка для «ковра» (различных цветов).
Дети выполняют задания.
Ход выполнения задания.
Детям предлагается выбрать понравившийся фон для «ковра». Выбрав фон для «ковра» дети самостоятельно выкладывают рисунок из пуговиц.
Воспитатель. Молодцы ребята у вас получились замечательные рисунки на коврах и я предлагаю оставить работы на столах, что бы вы могли внимательно их рассмотреть. (Дети встают из за столов и рассматривают «ковры»).
Воспитатель спрашивает детей о том, какой ковёр им больше понравился.
Воспитатель. Вам понравилось занятие?
Воспитатель. А что вам больше всего понравилось?
Воспитатель. Наше занятие подошло к концу, но знакомство с чудо пуговицами обязательно продолжиться.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Прост, как пуговица.
Застёгнут на все пуговицы.
На чужой рот пуговицы не нанизать.
Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдёт поближе – медная пуговица.
Пуговички золочённые, а три дня не евши.
Умная умница – Это светлая пуговица.
Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.
Вам потребуются: банка из-под кофе или какао с пластмассовой завинчивающейся крышкой, пуговицы (они могут быть разного цвета и размера, в зависимости от того, какие задачи вы поставите: будь то закрепление представления о размере, цвете или обучение счету).
На крышке сделайте прорезь ножом (по принципу копилки). Покажите ребенку, как можно проталкивать в прорезь пуговицы. После того как все пуговицы окажутся в банке, попросите малыша открутить крышку и достать пуговицы. Игру можно начинать сначала!
Вам потребуются: плоские пуговицы разных цветов и размеров, пластилин, зубочистки.
Возьмите брусок пластилина и воткните в него зубочистку (вы можете предварительно отрезать острые кончики зубочисток). Покажите ребенку, как можно нанизывать пуговицы на необычный стерженек. Играя с ребенком в следующий раз, усложните задачу – нанизывайте пуговицы определенного размера или цвета. Можно сделать несколько заготовок: на зубочистки, вставленные в пластилин различного цвета, нанизывать пуговицы соответствующих цветов. Вы можете воткнуть зубочистки различной длины и попросить ребенка нанизать пуговицы, обратив в конце внимание малыша на взаимосвязь длины зубочисток и количества пуговиц, нанизанных на них. Кстати, не все пуговицы возможно нанизать на зубочистку, так как диаметр дырочек на пуговицах не всегда соответствующий. Поэтому либо вы предварительно отбираете подходящие пуговки для этой игры, либо вы предоставляете ребенку возможность убедиться в несоответствии на собственном опыте и сделать свои выводы. Играя с ребенком постарше, вы можете просить его заранее высказать мнение по поводу того, наденется данная пуговка на такой стержень или нет, развивая тем самым его глазомер.
КАРТИНКИ ИЗ ПУГОВИЦ
Для развития творческих способностей и образного мышления малыша вы можете предложить ему выкладывать из пуговиц цветочки, дорожки, домики, всевозможные узоры, словом, то, что подскажет ваша фантазия и фантазия ребенка.
Первый игрок кладет на указательный палец пуговицу и поворачивается ко второму игроку. Тот должен переместить эту пуговицу на свой указательный палец, при этом другими пальцами пользоваться нельзя.
Для этой игры понадобится 7 пуговиц.
Выбирают игровое поле, например, ковер. По одной стороне делают ворота (ставят пуговицы на расстоянии примерно 10 см друг от друга). Также делают ворота и по другой стороне ковра.
Больше-меньше
Для этой игры чем больше пуговиц будет, тем лучше. Главное, чтобы все они были разного размера и среди них одна сама большая и самая маленькая.
Ведущий собирает все пуговицы в коробку и дает следующее задание:
— ищем самую маленькую пуговицу
И так далее. Задания могут быть примерно такими:
— ищем пуговицу в тремя дырочками
— ищем треугольную пуговицу
— ищем самую большую красную пуговицу
Главное, после каждого раунда собирать все пуговицы в коробку (чтобы никто из участников не мог подсмотреть заранее).
Игра продолжается, пока не надоест. В итоге смотрят, кто набрал больше всего выигрышных пуговиц. Тот и победитель.
Ловкачи
Все игроки выстраиваются на одной линии. Каждому выдают по одной пуговице. Игроки вытягивают левую ногу вперед и делают носочек «утюжком», таким образом, чтобы можно было положить на него пуговицу. По команде ведущего все игроки начинают скакать на правой ноге вперед. Нужно доскакать до финиша (условленной черты) не уронив пуговицу.
«Запомни и повтори»
Эта игра поможет развить внимание, память.
Для нее необходимы две карточки (разделенных на 9 квадратов) и два набора пуговиц (18 штук попарно одинаковых). Один игрок ведущий, он раскладывает на своем поле несколько пуговиц. Второй игрок запоминает. Затем поле накрывается платком, и второй игрок на своем поле должен разложить пуговицы так же, как у ведущего. Сначала можно тренироваться на небольшом количестве, добавляя постепенно.