Что такое раскольники в истории
Раскольники
Раско́льник, схизматик, отщепенец — пренебрежительное название члена отделившийся в результате раскола части организации с позиции оставшейся (основной) части. Нередко подобным образом могут взаимно именовать друг друга представители всех разделяемых частей.
Содержание
Раскольник-старообрядец
В России чаще всего под «раскольниками» имеют в виду старообрядцев с позиций сторонников реформы патриарха Никона. Церковные и светские власти так официально называли приверженцев старой веры вплоть до указа 17 апреля 1905 «Об укреплении начал веротерпимости», заменившего этот эмоционально окрашенный, негативный термин нейтральным «старообрядец». Для самих староверов инициаторами раскола и отделившимися от Церкви, а следовательно раскольниками, являются никониане.
Схизматик-православный
С точки зрения Католической церкви результатом Великой схизмы (раскола христианской церкви в 1054 году) стало отделение от Вселенской церкви её восточной ветви (православия), поэтому нередко православных в католических источниках именуют схизматиками. С точки зрения Православной церкви наоборот, католики отпали от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Поэтому в православии их нередко называют папистами и еретиками.
Раскольники-самосвяты и филаретовцы
В настоящее время в Православии раскольниками называют сторонников неканоничных, самочинно провозглашенных «церквей»: УАПЦ («самосвяты») и УПЦ-КП («филаретовцы» или «денисенковцы», по имени её руководителя Михаила Денисенко, ранее монаха Филарета). Они приравниваются к иноверцам, за них не молится Православная церковь, так же, как за иноверцев и самоубийц, не признаются их таинства и священники. Каноническая церковь считает все храмы, где проходила хотя бы одна церковная служба раскольников, как требующими нового освящения.
Ссылки
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Раскольники» в других словарях:
РАСКОЛЬНИКИ — официальное название сторонников старообрядчества в России … Большой Энциклопедический словарь
РАСКОЛЬНИКИ — РАСКОЛЬНИКИ, официальное название властями сторонников старообрядчества. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
раскольники — официальное название сторонников старообрядчества в России. * * * РАСКОЛЬНИКИ РАСКОЛЬНИКИ, официальное название сторонников старообрядчества (см. СТАРООБРЯДЧЕСТВО) в России до 1905 года. Термин носил негативный, уничижительный характер. Церковные … Энциклопедический словарь
Раскольники — старообрядцы, участники религиозно общественного движения, возникшего в России в середине 17 в. См. Раскол … Большая советская энциклопедия
РАСКОЛЬНИКИ — см. Раскол … Советская историческая энциклопедия
Бегуны (раскольники) — см. Странники … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Монинское согласие новопоморское согласие — раскольники, отделившиеся в 70 х гг. прошлого века от поморцев московского Преображенского кладбища, называемых также феодосеевцами и принадлежащих к беспоповщине. Основатель М. согласия, московский купец Василий Емельянов, отвергнув основные… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Новациане — раскольники, получившие свое имя от Новациана (см. ниже). Новациан восстал против благосклонного принятия в церковь от нее отпадших, допускавшегося римским епископом Корнилием. К нему присоединились приверженцы монтанистических взглядов, а затем… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Седмипросфорие — раскольники требуют, чтобы на проскомидии (см.) приносилось семь просфор, и придают этому требованию догматическое значение. На самом деле в вопросе о количестве просфор нет ничего догматического, ничего относящегося к самому таинству евхаристии … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Четыредесятники — раскольники, праздновавшие Пасху в один день с иудеями. Раскол Ч. существовал в Риме в конце II в. О расколе Ч. между сектами конца II и начала III вв. говорится у всех древних ересеологов. Есть основание предполагать, что раскол Ч. существовал в … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Управляющий делами УПЦ, ректор КДА митрополит Бориспольский и Броварской Антоний
Какова главная причина возникновения расколов, чем рискуют люди, отпавшие от канонической Церкви? Почему возникают расколы?
Чтобы понять, что такое церковные расколы и почему они возникают, лучше всего обратиться к каноническим правилам Православной Церкви.
Об этом, например, подробно говорит святитель Василий Великий в своем знаменитом каноническом послании к епископу Амфилохию Иконийскому. Святитель Василий различает три категории лиц, отпавших от церковного общения. Это: еретики, раскольники и «составляющие самочинные сборища».
Кто такие раскольники, еретики и люди, «составляющие самочинные сборища»
Под еретиками он понимает тех, которые исказили какие-либо церковные догматы, то есть отступившие от чистоты веры.
Раскольниками (по-гречески «схизматиками») называет «разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание». То есть, в основе раскола, по святому Василию, лежат разногласия о второстепенных вопросах церковного учения или церковного устройства, а не об основополагающих догматах.
Третью категорию отпавших от церковного общения составляют так называемые «самочинные сборища» (по-гречески «парасинагога»). Под этим термином он понимает «собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и ненаученным народом».
В истории Церкви мы, увы, знаем немало примеров и ересей, и расколов, и самочинных сборищ
Например, арианство или монофизитство – это, конечно же, ереси, искажавшие основополагающие христианские догматы. Если говорить о расколах, то в Древней Церкви они возникали, прежде всего, из-за разногласий в вопросах покаянной дисциплины.
Например, раскол донатистов возник из-за спора о порядке приема в Церковь тех, кто отпал от нее в годы гонений. В результате донатисты, сохранив основополагающие христианские догматы, все же выработали специфичную экклезиологию. Уже в ХХ в. возник так называемый «старостильный раскол», связанный с проблемой введения в церковную жизнь нового календаря. В XVII в. на Руси возник старообрядческий раскол, ставший результатом разногласий в сфере богослужения. Во всех этих случаях в основе расколов лежали особые мнения по вопросам, которые не составляют самой основы христианской веры.
Что касается современной ситуации в Украине, то раскол появился в результате того, что бывший митрополит Филарет, не подчинившись решению о своем удалении от управления Украинской Православной Церковью, создал структуру, которая находится вне общения с мировым Православием
Как видно из слов свт. Василия Великого, самочинные сборища связаны, как правило, с нарушениями церковной дисциплины отдельными священниками или иерархами, которые противопоставляют себя церковной полноте.
Никакой отдельный человек не может сказать, что он «владеет» истиной
Христос говорит, что Он Сам есть Путь и Истина и Жизнь (Ин 14, 6). Потому правильно было бы говорить, что не мы владеем истиной, а Истина (Христос) овладевает сердцем человека. Господь открывает нам истину в той мере, в которой мы можем ее вместить. Хранителем истины является Церковь, которую апостол Павел именует столпом и утверждением истины (1 Тим 3, 15). Как писал святитель Ириней Лионский, «Апостолы в Церковь, как в сокровищницу, вполне вложили все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни».
История свидетельствует о том, что долгое пребывание вне общения с Вселенской Церковью может повлечь за собой и искажения в сфере вероучения
Если говорить о тех, кто пребывает в церковном расколе или создает «самочинные сборища», то эти люди не отказываются от основополагающих богооткровенных истин. Они верят и в Святую Троицу, и в Иисуса Христа как Сына Божия, пришедшего во плоти. Тем не менее, история свидетельствует о том, что долгое пребывание вне общения с Вселенской Церковью может повлечь за собой и искажения в сфере вероучения. Например, в старообрядческой среде постепенно стали появляться течения, отвергавшие церковную иерархию (так называемые «беспоповцы»). Обновленческий раскол, возникший в Русской Церкви в 1920-е гг., начался с неповиновения патриарху Тихону группы священников. Но постепенно в обновленчестве начался отход от традиционного церковного устройства: был введен женатый епископат, звучали призывы к полному уничтожению института монашества и так далее.
Невозможно пребывать в истине, опираясь лишь на человеческие силы. Для того, чтобы не отпасть от истины, человеку необходима благодатная помощь, которую он получает в Церкви. Если же человек отпадает от церковного общения, то он рискует не устоять в истине.
Старообрядцы, староверы, раскольники
Староверы, старообрядцы – общепринятое название приверженцев церковного мировоззрения, традиций и культуры древней Русской православной церкви (дониконовского периода). Понятие «раскольники» появилось в 1650-1660–х годах, после проведения реформы Патриархом Никоном и произошедшего в следствии ее раскола Русской православной церкви.
Предыстория раскола Русской церкви
Христианство, завезенное на Русь из Византии, было основано на византийских традициях. Все русские тексты книг и, в том числе Священного Писания, являлись переводами.
Традиционные обряды и элементы богослужений были взяты не из книг, а передавались в устной форме между священнослужителями. В связи с чем в конце 16 века возник спор о том, сколькими же перстами необходимо креститься. Документальных письменных источников, строго определяющих традицию «крестного знамения», не имелось.
На Руси, со времен крещения, по примеру Византии было принято двоеперстие (крестились двумя перстами). В то время как в Греции в 13 веке приняли троеперстие. Были и другие отличия, которые по мере накопления сильно рознили Московскую Церковь и греческую.
Поскольку Греция считалась своеобразной преемницей и продолжательницей византийских традиций, то Русская церковь внимательно смотрела на новые веяния в греческой культуре, постепенно вводя их у себя.
Например, русское духовенство задолго до 17 века начало носить одежду, аналогичную греческим священнослужителям, следом же ввели традицию носить длинные волосы и т.д.
Церковный раскол
К середине 17 века Русская церковь пришла к пониманию необходимости церковной реформы для минимизации различия между греческий и русской традицией.
Царь Алексей Михайлович назначил на пост Патриарха Московского и Всея Руси митрополита Новгородского Никона в 1652 году, после смерти предыдущего главы церкви.
Никон, уже длительно служивший в церкви, имел свой взгляд на тексты и обряды. Патриарх считал, что необходимо максимально точно проводить церковные обряды, поскольку это имеет ключевое значение. Константинопольская церковь в этом вопросе считалась эталонной, то заняв высочайшую должность, Никон решил реализовать свои идеи и провести церковную реформу.
Примечательно, что Патриарх Константинопольский Паисий, с которым советовался Никон, отмечал, что обряды – это несущественная часть религии, они могут толковаться и исполняться по-разному. Никон воспринял ответ по-своему. Поэтому в 1650-х годах началось реформирование русских церковных традиций при поддержке царя Алексея Михайловича Романова.
Изменения русских традиций
Работу Никон начал с тщательного изучения документов, утвердивших возникновение Московского патриаршества, и сравнения русских церковных текстов с аналогичными греческими (для перевода были приглашены специальные эксперты, знающие греческий язык).
По итогам были созданы инструкции для всех церквей, где указывались все произведенные изменения и предписывалось теперь действовать по новым правилам.
В результате церковной реформы были отредактированы тексты Священного Писания и богослужебных книг. Изменения нельзя назвать значительными. Кое-где убрали союзы в предложениях, заменили написание слов (Например, Исус стал писаться Иисус), заменили словосочетание «несть конца» на будущее время для Царствия Божьего и прочее.
Ввели новую традицию крестного знамения – тремя перстами. Отменили малые земные поклоны, кланяться теперь нужно было в пояс.
Проведение крестного хода тоже изменилось – теперь шли против солнца.
Введено троекратное произнесение «аллилуйя» при богослужении (ранее произносили два раза).
Изменили просфоры – их число и печать.
После реформы
Всех, кто не следовал новым инструкциям и продолжал креститься двумя перстами (этот момент стал ключевым в споре), предали анафеме и назвали раскольниками и еретиками на созванном Никоном Соборе в 1656 году. Собор признал необходимость корректирования богослужебных книг и в 1666 году аложил анафему на старые книги и обряды.
Однако, появилось целое движение недовольных новыми правилами священнослужителей: протопоп Аввакум Петров, Логгин Муромский и ряд других. Целыми монастырями уходили в отказ от новых традиций: Соловецкий монастырь в полном составе в 1667 году отказался признавать принятые правила, было множество других монастырей и монахов. Подобные отказы жестко подавлялись армией, монахов под пытками заставляли отказаться от староверия, их казнили или отправляли в заключение или в ссылки.
Новые иконы писались по новым правилам – святые изображались с троеперстным знамением, что возмущало приверженцев дореформенной традиции, они не признавали этих святых.
Тех, кто отрицал новую церковную традицию официально начали преследовать. Сами себя раскольники называли «древнеправославные христиане», а затем «истинная православная церковь» или «староверы». Лишь к концу 19 века среди них прижилось название «старообрядцы» и термин «старообрядчество».
Течения и виды старообрядчества
Учитывая региональность и удаленность друг от друга недовольных новыми правилами реформы Никона, спустя несколько десятилетий появились разные течения старообрядцев. Это связано с тем, что священнослужители, вдохновлявшие раскольников и собиравшие большое число последователей, не только стремились отстоять принципы староверия, но и внедрить свои собственные идеи и убеждения.
Представители разных согласий старообрядчества не признавали друг друга, считая именно свою веру и традиции истинными.
Поповское согласие
Наиболее популярным течением старообрядчества было «поповство». Староверы этого согласия существовали и вели свою деятельность аналогично православной церкви. У них были свои священники, которые считались необходимыми для проведения обрядов и таинств. Оплот поповцев-старообрядцев находился в Нижегородской области, позднее распространился по России – в Донскую область, Чернигов, а в 19 веке главная община находилась в Москве.
Священнослужителей старообрядцы принимали из православной церкви, поскольку сами не могли рукоположить духовенство, к тому же считали, что преемственность сохраняется, не смотря на реформы.
В 1846 году возникла Белокриницкая иерархия, которая и по сей день остается ведущим течением в старообрядчестве. Часть раскольников перешла в беспоповкую секту, не захотев подчиняться митрополиту Боснийскому Амвросию, перешедшего из православия в старообрядцы.
Единоверие
Единоверы, так называемые православные старообрядцы. 1800 году они перешли в подчинение Русской православной церкви, при этом сохранили все традиции старообрядчества в неизменном виде, поскольку православным митрополитом были объявлены «пункты единоверия».
На сегодняшний день продолжают существовать единоверческие общины.
Беспоповские секты
Как следует из названия это течение старообрядчества осуществляло свою деятельность без священнослужителей. После смерти попа заменить его было некому, а тех, кто следовал новым принципам и традициям в православии старообрядцы не доверяли. Поэтому оставшись без священника, староверы были вынуждены назначать мирянина на эту должность. Пришлось отказаться от элементов, которые мог проводить только духовный чин, но в целом богослужения продолжались проводиться.
Массовое место проживания беспоповских сект относится к северным районам России (наиболее распространено Даниловское Поморское и Федосеевское согласие), Карелии, Вятской губернии, Нижегородской области, но как явление они встречались повсеместно.
Помимо отказа отказа от священнослужителей, у этого течения появилось много форм. Некоторые согласия полностью отказывались от икон, считая их оскверненными, молились глядя строго на восток, для чего в стене дома проделывали дыру (от чего получили название «дырники»). Иные предпочитали бежать и скрываться от властей, не уплачивать налоги и другие повинности (таких называли бегуны или странники).
Чем отличаются старообрядцы от православных
У каждого старообрядческого течения могут быть свои исключительные особенности, приобретенные в течение многих лет, но всех их объединяет особое церковное мировоззрение, основанное на «древнеправославных» традициях.
Крестятся двумя перстами.
Крест четырех конечный без Распятий, либо восьмиконечный с Распятием.
Крещение проводится с троекратным погружением.
Все буквенные и текстовые изменения в богословных книгах, принятые во время реформы Никоном отсутствуют, молитвы и тексты читают по-старому.
Пение в церкви должно быть только унисонное.
Крестный ход совершается не против солнца, как в православии, а по ходу солнца.
Особенности быта
Кроме того, образ жизни и длительное историческое преследование старообрядцев наложил на них отпечаток в поведении и особым традициям.
К чужакам относятся с недоверием. Посуда, из которой будут пить или есть чужие, будет выброшена. Старообрядцы стараются поддерживать традицию русского народного костюма.
Жениться на представителях другой веры старообрядцы не могли (требовалось перейти в их согласие)
У староверов существуют свои кладбища. Раньше, если не было возможности сделать отдельное кладбище, то раскольники отделяли себе территорию, запрещая православным ходить на свою половину. Похороны и помины практически не отличаются от православного обряда.
Иконы у старообрядцев имеют определенные сюжеты, выполнены в традициях древнерусских мастеров: Спас Благое Молчание, Мученик Христофор-Псеглавец, Никола Отвратный. Если икона выполнена из дерева, то лики темные. На иконах обычно присутствует множество надписей на полях. Иконы могут быть сделаны из металла или олова. (во время гонений приходилось скрываться от преследования, и такие иконы лучше сохранялись).
По данным переписи 1897 года в Вятской губернии проживало почти 96 тысяч старообрядцев, а к 1912 году их количество выросло на 10 тысяч. По этому показателю Вятка занимала третье место, после Пермского края и Области Войска Донского.
Многим староверам пришлось неоднократно переселяться из-за преследований властью. Некоторые перебрались в Южную Америку, где образовались огромные старообрядческие общины, продолжающие традиции своих предков.
Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:
11 вопросов о старообрядцах
Старообрядцы — это религиозные фанатики, которые себя сжигали? Они обязательно носили длинную бороду? чего спорили патриарх Никон и протопоп Аввакум? Отвечаем на эти и другие вопросы
1. Кто такие старообрядцы и как они появились?
2. Зачем вообще понадобилась реформа и в чем была ее суть?
Унификация русского и греческого обрядов объединила бы всех славян — восточных и балканских — и положила бы начало Великой Греко-Российской империи.
В чем же заключалась эта унификация? Во-первых, в редактуре церковных текстов. В старославянских переводах Священного Писания и богослужебных книг, переписанных от руки, встречалось много разночтений, поэтому их отредактировали и привели в соответствие с греческими.
3. Кто такой протопоп Аввакум?
Через десять лет Аввакум вернулся в Москву. К тому времени патриарх Никон уже был в опале, и Алексей Михайлович отнесся к Аввакуму куда более благожелательно. Но уже через год мятежный протопоп снова написал челобитную, в которой возмущался Русской православной церковью, и снова был сослан — на этот раз в Архангельскую область. В 1666 году его привезли в столицу и там расстригли, что вызвало большое народное возмущение.
4. Старообрядцы и староверы — это одно и то же?
Большинство ученых считают, что да. Но в последние годы появилась полярная точка зрения: ее сторонники называют староверами носителей традиционной русской народной религиозности, включавшей в себя среди прочего элементы язычества. Будущие же лидеры старообрядцев до того, как выступили против прогреческих реформ и вступили в конфронтацию с царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, сражались за чистоту веры и устранение тех искажений, которые появились под влиянием народных традиций. Например, они боролись с гаданиями, суевериями, магическими практиками и играми. Тот же протопоп Аввакум очень не любил скоморохов.
Религиозное сознание образованного богослова и обычного прихожанина и сегодня могут существенно различаться. Протопоп Аввакум и патриарх Никон были ближе друг к другу, чем к современному им крестьянину, носителю народной религиозности. Они разошлись не в вопросе необходимости реформ, а в вопросе их методов. Но большинство исследователей все же продолжают использовать понятия «староверие» и «старообрядчество» как синонимы, потому что народная религиозность присутствует в любой традиции, в том числе и в официальной Русской православной церкви, и нет смысла выделять ее в особую традицию.
5. Почему старообрядцев так ненавидели и преследовали?
6. Старообрядцы жили закрыто, были отшельниками?
7. Среди них было много богатых предпринимателей и меценатов?
Существовал такой феномен, как старообрядческое купечество. Дисциплина, строгость правил, которая распространялась и на деловую сферу, взаимовыручка — все это способствовало экономическому успеху. Благодаря круговой поруке Круговая порука — групповая ответственность всех за каждого и каждого за всех. и родовой солидарности общины староверов могли играть роль банков, вступая в финансовые отношения под честное слово. Старообрядцы заботились о своих работниках: строили больницы, богадельни, библиотеки. Уровень грамотности среди старообрядцев в целом был выше, чем по стране.
Старообрядческие общины были очень богаты, а их члены играли важную роль в становлении российской промышленности. Морозовы, Рябушинские, Громовы, Авксентьевы, Бурышкины, Гучковы, Коноваловы, Прохоровы, Солдатенковы, Третьяковы, Хлудовы, Бугровы — все это старообрядческие династии. С введением веротерпимости и конституционных принципов монархии в 1905 году старообрядцы-предприниматели пытались стать основой молодого русского капитализма.
8. У них всегда были длинные бороды?
Даже сегодня старообрядцы не только не бреют бороду, но и не стригут ее. До реформ Петра I все мужчины носили бороды. Старообрядцы остались верны этой традиции, как и другим дореформенным нормам. Введение бритья казалось дополнительным свидетельством впадения Российского царства в ересь и наступления царства Антихриста. Ситуация усугублялась еще и тем, что на Западе все брились, а европейцев старообрядцы считали еретиками.
9. Как к старообрядцам относились в СССР?
Из-за того, что старообрядцы поддерживали Белое движение, советская власть считала их врагами. Впрочем, гонения начались не сразу, а с коллективизацией, которая фактически уничтожила старообрядческие общины.
В то же время роль старообрядцев в событиях 1917 года не стоит преувеличивать: Февральскую революцию в целом приветствовали все слои российского общества, включая официальную Православную церковь.
Противоречия между старообрядцами и революционерами были слишком велики. Большевики стремились к модернизации общества, а старообрядцы были традиционалистами и консерваторами. Они не хотели жить в советском обществе, не хотели давать светского и тем более советского образования своим детям, считали колхозы антихристовыми учреждениями. В 1930-е годы они попали под колесо репрессий и разделили судьбу представителей других религиозных направлений.
Интересно, что в Прибалтике и Польше, в отличие от СССР, в 1920–30-е годы был расцвет старообрядческих общин. Но после присоединения к СССР Эстонии, Латвии и Литвы в августе 1939 года и событий Второй мировой войны старообрядческие общины в этих регионах или были уничтожены, или эмигрировали на Запад — в основном в Северную и Южную Америку.
10. А сейчас старообрядцев много? Они живут все так же обособленно? Как к ним относится официальная Церковь?
Всего в России, по разным подсчетам, от 400 000 до 700 000 старообрядцев разных направлений. За границей их не так много, зато велик разброс — пять континентов и 20 разных стран. Некоторые из этих общин, в особенности те, которые сохранили традиционные методы земледелия и социального устройства, живут изолированно. Другие приспосабливаются к современному миру.
Русская православная церковь уже давно пытается примириться со старообрядцами. Даже снятие с них анафемы не привело к диалогу. Сами старообрядцы не готовы принять официальную Церковь. Беспоповцы не признают церковную иерархию, что делает объединение невозможным. А поповцы подозревают современное православие в модернизме, то есть следовании нормам секулярного века, который в России начинается в эпоху Петра Великого.
11. А в других христианских странах есть свои старообрядцы?
В других странах тоже существуют группы религиозных консерваторов, не признающие реформы Церкви. Например, в католицизме в XIX веке появились старокатолики — группа западных церквей, не принявших решения Первого Ватиканского собора 1870 года, а точнее догмат о непогрешимости папы римского и о непорочном зачатии Девы Марии. В XX веке в католичестве неприятия либеральных реформ Второго Ватиканского собора Второй Ватиканский собор, проходивший с октября 1962 по октябрь 1965 года, инициировал папа Иоанн XXIII. Целью собора была реорганизация Церкви с тем, чтобы она больше соответствовала реалиям современного мира. произошел новый раскол, который возглавил архиепископ Марсель Лефевр.
В истории христианства и других религиозных традиций было множество подобных консервативных расколов. Но вряд ли найдутся события, схожие по масштабам с расколом на Руси, потому что реформы Никона в итоге разделили не только Церковь, но и народ.