Что такое рейтинговая система
Что такое рейтинговая система
Факультет Истории и права, 2 курс
Материал студенческого проекта.
Система оценки качества знаний учащихся является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Традиционная система (пятибалльная система оценивания знаний учащихся), имеет ряд недостатков. Прежде всего, она усредняет всех: и учащегося, овладевшего помимо предметных более глубокими знаниями по предмету, и не овладевшего ими; учащегося, умеющего работать самостоятельно и сдающего контрольные материалы досрочно и на высоком уровне и учащегося, выполняющего норматив под руководством учителя. Рейтинговая система контроля знаний учащихся помогает устранить перечисленные недостатки.
Рейтинговая система оценивания – это оценивание знаний учащихся по количеству набранных баллов, которая присваивает персональный рейтинг каждому учащемуся по любой учебной дисциплине и внеурочной деятельности.
Эффективность рейтинговой системы в том, что она:
— учитывает успеваемость учащихся по контрольным мероприятиям, активизируя самостоятельность его работы;
— использует балльную шкалу оценок, что позволяет более точно оценить знания обещающегося;
— мотивирует учащихся на более качественную самостоятельную работу (поиск дополнительного материала к уроком, участие в олимпиадах, во внеурочной и научно-исследовательской работе);
— развивает интереc к изучаемому предмету;
— психологически переводит учеников из разряда паccивных зрителей и cлушателей в разряд активных учаcтников образовательного процеcса.
Рейтинг складывается из нескольких показателей. Приведём примеры компонентов рейтинговой оценки.
1. Текущий контроль успеваемости.
Здесь проверяется уровень усвоения учебного материала разными способами:
— устные ответы обучающегося;
— домашние работы обучающегося;
— контрольные работы;
— самостоятельные работы;
— рефераты, доклады и т.д.
Качество самостоятельных работ, устные ответы учащегося оцениваются по пятнадцатибалльной шкале (15 баллов). Минимальный балл – 1 балл, максимальный балл – 15 баллов.
Если ученик изложил материал не полностью, при ответах есть ошибки, не умеет делать вывод из изученного материала и он не знает как применить теорию в практике, то преподаватель ставит обещающемуся 1- 4 балла.
Если ученик допустил ошибку, но самостоятельно ее справил или минимально ему помог учитель, не мог сразу выделить признаки или сделать вывод, может применить знания на практике, но нуждается в подсказках, не может выполнить более сложные задания, то учитель ставит ему 5- 7 баллов.
Если ученик изложил полностью минимальный объем, может привести примеры, допускает незначительные ошибки, когда делает вывод, без помощи может сделать практическое задание, то педагог ставит обещающемуся 8- 12 баллов.
Если ученик знает больше полного минимально объема знаний по конкретной теме, может привести примеры по изложенному материалу, без подсказок может выполнить практическое и творческое задание, без подсказок сделать вывод, то преподаватель ставит этому ученику наибольшее количество баллов – 13- 15 [1].
2. Качество выполнения стандартных домашних работ оценивается по двенадцати балльной шкале (12 баллов). За выполнение домашней работы оценка выставляется только после проведения проверочной работы. Содержание проверочной работы должно полностью совпадать с домашней работой или по отдельным вопросам из самого домашнего задания. Вывод о качестве выполненного домашнего задания можно сделать в результате проверки.
Если ученик при выполнении домашней работы допускает ошибки, может исправить их только с подсказкой преподавателя, не может объяснить как он сделал конкретное упражнение, то преподаватель за выполненную работу ставит ученику 1- 3 балла.
Если ученик при выполнении домашней работы допускает незначительные ошибки, может не полностью объяснить как он сделал упражнения и сам, без какой – либо помощи, исправить ошибки, допущенные в домашней работе, то педагог ставит 4- 6 баллов.
Если ученик при выполнении домашней работы не допускает ошибок, затрудняется выполнить конкретное упражнение, но с незначительной подсказкой делает это упражнение, то учитель ставит ему 7- 9 баллов.
Если обучающийся при выполнении домашней работы не допускает ошибок, и опираясь на эту работу может сделать более сложное задание, то преподаватель ставит ученику 10- 12 баллов.
3. Самостоятельные и контрольные (практические) письменные работы бывают стандартными и повышенного уровня сложности. Стандартные работы оцениваются по двенадцати балльной шкале (12 баллов), а работы повышенного уровня сложности оцениваются по пятнадцати балльной шкале (15 баллов). Каждый обучающийся может сам выбирать письменную работу любого уровня сложности, если учебный план не предусматривает выполнение всем классом стандартной работы. Также, по согласованию с учителем, можно взять индивидуальную дополнительную самостоятельную работу. Индивидуальная дополнительная работа учащегося оценивается в соответствии с критериями и показателями, которые специально разработаны для оценки контрольных и самостоятельных практических работ. В последнюю неделю четверти самостоятельная практическая работа выполняться не может.
4. Итоговый контроль успеваемости. Здесь проверяется степень усвоения учащихся определенных разделов учебной дисциплины за полугодие или за год, а так¬ же аттестация проводится в виде экзаменов.
Когда проводится промежуточная аттестация, тогда учитываются все набранные баллы по предмету, которые были набраны в течении этого промежутка времени. Итоговая годовая оценка определяется как средняя арифметическая баллов промежуточной аттестации с округлением до целого числа.
5. Поощрительные и штрафные баллы. С целью стимулирования развития индивидуальных творческих способностей вводится система поощрительных баллов. Обучающийся имеет право на поощрительные баллы. За подготовку доклада или реферата учащийся получает 1 балл. Если ученик занял призовое место в каком – либо конкурсе, олимпиаде, спортивных соревнованиях, то он получает 2 балла за 2 или 3 место, а за 1 место, учащийся получает 3 балла.
Поощрительные баллы прибавляются к итоговому баллу. Если в результате сложения полученных в ходе образовательного процесса и поощрительных баллов итоговый балл превышает 15, обучающемуся выставляется ровно 15 баллов. При этом остаток баллов не переносится на следующую аттестацию.
Также действует система штрафных баллов. Если учащийся не пришел на урок, либо забыл учебник и т.п. у него отнимается 1-2 балла.
Если учащийся задержал сдачу домашней работы на 3 дня, то она будет оценена на 2 балла ниже. А если ученик задержал сдачу домашней работы дольше, чем на 3 дня по неуважительной, на взгляд учителя, причине, то педагог не будет ее оценивать. Аналогично педагог действует и в случаях с самостоятельной работой, которую выбрал сам обучающийся [3].
В рейтинговой системе ученикам нравятся соревнования. Учащийся, когда знает свое место среди класса, хочет подняться выше по рейтингу и стать лидером, но так же не хочет опускаться вниз. Когда используется рейтинг, то маловероятно, что учащийся получит незаслуженную оценку по конкретной теме, так как оценка учитывает работу за полугодие и за год.
Рейтинговая система в процессе обучения создает условия конкурирования между учениками, они начинают бороться за звание лучшего в классе, следовательно, у учеников появляется интерес к знаниям, т.к. чтобы быть самым умным в классе надо много знать [2].
Главное достоинство рейтинговой системы для учителя в том, что у учащихся повышается интерес к учебе, активизируется познавательная деятельность, уменьшается число пропусков, улучшается дисциплина, учащиеся ощущают ответственность за результаты обучения, что имеет большое воспитательное значение. Также итоговый рейтинг ученика может быть критерием для определения уровня эффективности педагогической деятельности.
Балльно-рейтинговая система — что это и с чем её «едят»?
Тамара Коновалова
А ты готов перейти на новый формат? Ведь это система, в которой отсутствует традиционное оценивание студентов по пятибалльной шкале. Вместо этого в процессе учебы студент получает баллы за работу на семинарах, за посещение, за ведение конспектов и т.д
Продолжим знакомиться с понятиями, с которыми вам придется столкнуться, когда вы станете студентами.
Сегодня хочу рассказать о БРС – балльно-рейтинговой системе.
Что это? В чём её суть? В каких университетах применяется? Какие плюсы и минусы имеет эта система? Ответы на данные вопросы вы узнаете в этой статье.
Что такое балльно-рейтинговая система?
Балльно-рейтинговая система представляет собой систему оценки качества освоения образовательной программы студентом в сравнении с другими учащимися.
В чем суть?
Суть балльно-рейтинговой системы заключается в определении успешности и качества освоения дисциплины через определенные показатели.
Другими словами, это система, в которой отсутствует традиционное оценивание студентов по пятибалльной шкале.
Вместо этого в процессе учебы студент получает баллы за работу на семинарах, за посещение, за ведение конспектов и т.д (в сумме не более 40 баллов*). В конце каждого семестра все баллы суммируются между собой и прибавляются к баллам, полученным студентом на экзамене (максимально можно получить 60 баллов) и уже после этого переводятся в оценку по следующей схеме*:
86 – 100 баллов – «5»
70 – 85 баллов – «4»
51 – 69 баллов – «3»
Если по итогу студент набирает меньше 51 балла, то считается, что он не освоил дисциплину.
*- данная схема, так же как и деление 100 баллов на «40 – за семестр, 60 за экзамен» может незначительно отличаться в зависимости от вуза.
В каких университетах применяется?
Балльно-рейтинговая система применяется в таких вузах, как ВШЭ, РУДН, РЭУ, Финансовый Университет, МФЮА, МПГУ, СПБГЭУ, УРФУ, КФУ, ЮФУ и др. Точную информацию о том, применяется ли балльно-рейтинговая система в выбранном вами учебном заведении, вы всегда можете найти на сайте самого вуза.
Какие плюсы и минусы имеет балльно-рейтинговая система?
Минусы:
Хотя одной из целей БРС и является ликвидация субъективности при оценивании студентов, все равно, если нет чётких критериев того, как должен оцениваться тот или иной вид работы, преподаватель устанавливает их так, как считает нужным. Более того, нередко преподаватели учитывают баллы студентов лишь формально, ставя оценку в конце семестра «на глазок».
Я, как человек, который совсем недавно ушел от привычной школьной системы и стал учиться по балльно-рейтинговой, могу сказать, что мне гораздо труднее было написать о минусах БРС, чем о плюсах.
А это значит, что все-таки учиться, получая баллы, а не оценки, немного проще. Ведь ты всегда знаешь: всё зависит только от тебя, ты можешь немного «похалявить» в течение семестра, но тогда на экзамене станет сложнее, потому что будешь знать, что до желаемой оценки тебе не хватает немало баллов, а это добавляет волнения (я лично была свидетелем несчастной сцены,к когда одногруппникам не хватило 3-5 баллов до четверки и они «слетели» со стипендии»). Так что в этой системе уж точно всё в ваших руках!
Теперь, увидев на сайте понравившегося вам вуза информацию о том, что в нем применяется балльно-рейтинговая система, вы будете знать о ней чуточку больше и будете предполагать, что вас ждет!
Многомерная оценка. Плюсы и минусы балльно-рейтинговой системы
Пятерка, четверка, тройка или «неуд» – понятные еще со школы отметки. Казалось бы, что еще надо для объективной оценки знаний студента. А как насчет 88, 74 или 67 баллов? Попробуем разобраться.
На сколько баллов знаешь предмет?
Знания и умения обучающихся могут измеряться разными системами. Одна из них балльно-рейтинговая.
Большинству жителей постсоветского пространства, бывшим школьникам, привычна пятибалльная шкала. Мы сразу понимаем, что:
А когда надо оценить еще и поведение, то в журнал или дневник может проставляться двойная оценка. Например, 5/2, где пятерка это реальный показатель уровня знаний, например, за сочинение, а двояк – сигнал о том, что ученик хамил или отвлекался на уроке.
В странах Запада же распространена т. н. болонская система оценки – балльно-рейтинговая, стобалльная. В последние годы она активно внедряется и у нас. Это из нее пошло деление на бакалавров и магистров. Но оценка на баллы пока не приживается до конца. Хотя в некоторых топовых вузах (Высшей школе экономики, Российском университете дружбы народов, Московском финансово-юридическом университете, Московском педагогическом госуниверситете и др.) рейтинговая система оценки уже есть.
В идеале студент может набрать 100 баллов. Около 40 – если будет ходить на все лекции (пропуски допускаются только по уважительным причинам), аккуратно вести конспекты и отмечать этот факт у преподавателя. Но до аналога привычной тройки нужен как минимум 51 балл. Иначе последует недопуск до экзаменов, а то и вовсе отчисление. Добирать баллы можно также:
Как, наверное, у любого явления, у балльно-рейтинговой системы можно найти как плюсы, так и минусы.
Начнем с достоинств:
При пятибалльной шкале определить самых достойных намного сложнее.
А теперь недостатки:
А что скажете вы? Какая система оценки вас устраивает и почему? Поделитесь в комментариях.
Рейтинговые системы: как онлайн-игры определяют вашу крутость
Простыми словами о системах Elo, Glicko, Glicko-2 и TrueSkill.
Недавно мне стало интересно, как определяется мой ранг в среднестатистической онлайн-игре, поэтому я полез в Google и тут же нашёл ответ на свой вопрос.
Понятнее не стало. Поэтому я стал копать глубже, чтобы разобраться хотя бы поверхностно, как «для чайников», не вникая во все эти многоэтажные формулы. И нашел четыре рейтинговые системы, на которые опираются большинство современных онлайн-игр. Именно это системы и определяют, насколько хорошо (плохо) вы играете в игру.
Каждый новый игрок в системе Elo получает некое стартовое количество очков, например — 1500. Само количество непринципиально, главное – чтобы счётчик не ушёл в минус. При победе этот счётчик увеличивается, а при поражении — уменьшается, но количество очков, на которое изменяется рейтинг, непостоянное.
Хоть описание статьи и содержит в себе сочетание «простыми словами», я всё-таки должен вставить пару формул. Маленьких и простых, честно!
Рейтинг устроен так, что игрок с высоким рейтингом получит много очков после победы над игроком с низким, тогда как последний после победы над сильным оппонентом получит мало очков. Звучит несправедливо, вот только эти очки не прибавляются к рейтингу Elo, а проходят через ещё один круг подсчётов.
«Бла-бла-бла, задолбал ты со своими формулами, обещал же, что будет просто!»
Без паники! На примере всё сразу прояснится. В этом мне поможет игра с открытой (пользователи видят, как изменяется их ранг) Elo-системой — Brawlhalla.
Лично я люблю эту игру, но уж очень мне не нравится тамошняя система подбора игроков в рейтинговой игре. Новичка с рейтингом 1300 может спокойно кинуть к платине с рейтингом в 1800, и тогда на экране будет твориться такое, что можно будет заливать на pornhub в раздел «изнасилований». Платина, разумеется, победит. Какой будет её рейтинг после победы?
1800+16*(1-(1 / (1 + 10^((1300-1800)/400)))) = 1800.85. Как изменится рейтинг новичка? 1300+16*(0-(1 / (1 + 10^((1800-1300)/400)))) = 1299.15. Короче говоря, рейтинги почти не поменяются. Что есть правильно: новичка кинуло к профессионалу, и он, очевидно, проиграл. Но что, если новичок выиграет? Изменим значения в формулах и посчитаем заново, как изменятся рейтинг.
Для платины: 1800+16*(0-(1 / (1 + 10^((1300-1800)/400)))) = 1784.85. Для новичка: 1300+16*(1-(1 / (1 + 10^((1800-1300)/400)))) = 1315.15. Рейтинг игроков изменился на 15,15 (а 16 — максимум) очков! Платина ушла в почти максимальный минус, а новичок — в плюс. Справедливо? Справедливо.
Elo выглядит вполне себе справедливо, да вот не совсем. Допустим, в матче встретились два игрока с рейтингом 1600. Оба должны играть одинаково хорошо, вот только первый играет раз в неделю (или по каким-то причинам вообще не заходил в игру с месяц), а второй играл днями и ночами. Скорее всего, второй игрок победит.
Система Glicko учитывает этот фактор и вводит новый параметр – рейтинговое отклонение, сокращенно – RD (потому что Ratings Deviation). Чем реже игрок заходит в игру, тем выше его RD. Суть системы Glicko заключается в том, что у игрока с высоким RD невозможно точно определить его рейтинг. Система не может определить, насколько хорош игрок, если он редко играет, поэтому задает рейтинги в виде интервалов.
Поскольку игрок в системе Glicko имеет и рейтинг, и RD, то обычно более информативно описать силу игрока в виде интервала (нежели просто указать его значение). Одним из путей является создание 95% доверительного интервала.
Наименьшим значением интервала является рейтинг игрока минус двойной RD, а наивысшим значением является рейтинг игрока плюс двойной RD. Так, например, если чей-либо рейтинг равен 1850 и RD равно 50, то интервал будет простираться между 1750 и 1950. Мы можем сказать тогда, что мы на 95% уверены, что реальная сила игрока лежит между 1750 и 1950. Если у игрока низкий RD, то интервал будет уже, и мы будем на 95% уверены в реальной силе игрока в меньшем интервале значений.
Здесь могли находиться формулы расчета рейтинга, но их нет. Хотите их увидеть — они вверху поста. Считается рейтинг Glicko гораздо сложнее рейтинга Elo.
Так что же с той игрой, где у игрока А и В по 1600 очков? Если победит тот, кто играл днями напролёт, то он получит меньшее количество очков, чем если бы победил его оппонент. А после игры RD обоих оппонентов снизится.
Вводим ещё один параметр! Теперь помимо основного рейтинга и RD появляется рейтинг изменчивости. Здесь система учитывает вероятность вашей победы или проигрыша.
Если вы играете стабильно, побеждая там, где должны победить и проигрывая более сильным соперникам, рейтинг изменчивости падает. Но если вы, имея платину, проигрываете бронзе или разрываете лучших игроков с подрубленными читами — рейтинг изменчивости будет расти.
Для меня Global Offensive — это пример игры, где вообще максимально непонятно, как меняется твой ранг. Ты можешь безрезультатно побеждать бесконечное количество игр, но после одного поражения тебя понизят. Valve не разглашает, как именно работает их рейтинговая система, и такой политики придерживаются и многие другие разработчики.
Можно было бы начать рассуждения со слов «с одной стороны, это плохо, потому что игроки не знают, сколько им играть до следующего ранга», но нет. Это – хорошо. Потому что будь их система на виду, как в упомянутой Brawlhalla, игроки смогли бы определить, за что даётся больше очков рейтинга, а за что – меньше. Игроки бы поняли, что за обезвреживание бомбы, например, даётся больше очков, чем за убийства в голову, а за высокую точность – больше, чем за спасение заложников.
С этой информацией армия игроков стала бы фармить, и уже через пару дней игру заполонили бы псевдо-элиты. А пока игроки просто знают, что для повышения нужно побеждать, и это – вся информация, которая и необходима для нормальной игры, не переходящей в задротство. Если интересно, то на DTF уже есть подробная статья про рейтинг в CS (есть даже график, похожий на тот, что я использовал выше, но как-то я не осилил тамошнее объяснение). Однако что-то я отвлекся от темы, скажем — это было небольшое отступление на конкретном примере.
Резюмируя, можно определить, из каких параметров состоит рейтинг Glicko-2. Во-первых, это основной рейтинг, показывающий, насколько хорош игрок. Во-вторых, это RD — показатель, определяющий, насколько точен основной рейтинг. В-третьих, это рейтинг изменчивости, определяющий стабильность игры у игрока. В-четвертых, это период времени, на котором производится расчёт. Ну и, если хотите посмотреть, как считается Glicko-2 — вот так. А может и не так, у меня просто интеллекта не хватило понять описанное (RD вроде есть, рейтинг изменчивости — тоже, а вообще, отстаньте от меня, я гуманитарий).
Разработан компанией Microsoft для игр сервиса Xbox Live. О работе этой системы в интернете есть даже отдельная презентация, разобраться в которой весьма затруднительно.
В отличие от Glicko-2, имеет всего два параметра. Больше никаких там рейтингов изменчивости, только «мю» и «сигма». Первый определяет скилл игрока, второй — степень неопределённости в этом скилле (что-то похожее на RD).
Игроки с такой системой начинают на отметке 25 (это мю) при сигме в 25/3. Это означает, что истинный рейтинг новичков колеблется примерно в районе 21-29 очков. Чем больше матчей сыграл игрок, тем меньше диапазон сигма и тем точнее система определяет рейтинг. Крутость игрока определяется его средней эффективностью в нескольких последних матчах.
Есть ещё какая-то неведомая система Ree, находящаяся в открытом доступе, но информации о ней — кот наплакал. Как я понял, она не используется в видеоиграх напрямую, но позволяет вести учёт рейтинга чего-либо непосредственно на сайте.
Засим откланяюсь. Всем хороших игр и высокого рейтинга.
Балльно-рейтинговая
система оценки знаний
С 2011 года в отечественных вузах вместо традиционной системы оценки знаний — с помощью зачетов и экзаменов на сессии — вводилась балльно-рейтинговая система, призванная уделить внимание работе студента в семестре, его посещаемости, умению работать в команде и пр.
За почти десять лет функционирования этой системы у преподавателей и студентов сложилось общее впечатление о ее плюсах и минусах. ЛаЛаЛань расставит все точки над i и расскажет о том, что изменилось в системе оценивания и как это влияет на качество образования в вузах.
Традиционная система VS балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов
Ранее во время обучения в вузе студент теоретически мог не появляться на занятиях, но прийти на экзамен, блестяще ответить на вопросы и уйти с отличной отметкой в зачетной книжке.
Примерно так выглядела традиционная система оценки знаний, при которой особое внимание уделялось «контрольной точке» — сессии. Конечно, справиться с сессией без глубокого погружения в предмет было сложно, поэтому ради заветных отметок и качественных знаний приходилось работать в течение учебного полугодия, отвечать на семинарах, выполнять лабораторные и проверочные работы, однако первостепенное значение уделялось именно результатам сессии.
В какой-то момент было решено, что такая система не отвечает требованиям к качеству образования и не стимулирует студентов к планомерной и каждодневной работе, а значит, нужен новый подход. Им и стала балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов.
Балльно-рейтинговая система — ее особенности
Название принятой системы оценки успеваемости отсылает нас к двум понятиям: к баллам и рейтингам.
Какие рейтинги учитываются?
Обычно в качестве нормативного рейтинга, то есть максимального количества баллов, указывается значение 100 баллов. При этом примерно 85–100 баллов соответствует оценке «отлично», 70–85 — «хорошо», 55–70 — «удовлетворительно».
Как собираются эти баллы?
Кроме того, баллами оцениваются различные виды учебной работы, такие как лекции, семинары, лабораторные работы, практикумы, коллоквиумы и пр.
Каждый вид такой работы оценивается определенным количеством баллов. Чем работа сложнее, тем большее количество баллов за нее можно получить. Например, 1–5 баллов можно получить за посещение лекции, за работу на семинаре или выполненное домашнее задание, 30–40 баллов — за контрольную работу.
В идеале эта система оценивает не только факт выполнения учебного задания, но и качество его выполнения, уровень владения практическими навыками и теоретическими знаниями, активность студента на занятиях, его неординарное мышление, творческий потенциал и готовность работать в команде.
Преимущества и недостатки балльно-рейтинговой системы
Введение балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости ожидаемо имело как свои плюсы, так и минусы в сравнении с традиционной системой.
Для многих студентов такая система позволяет выходить на сессию с меньшим количеством зачетов и экзаменов: объективно хорошо поработав в семестре, студент может получить заслуженно свой «автомат» или «полуавтомат». Кроме того, такая система позволяет держаться в тонусе все учебное полугодие, готовиться к каждому занятию и, как следствие, глубже погрузиться в изучаемый предмет.
Преподаватели получают некий инструмент, позволяющий планомерно и условно объективно оценивать активность студентов и уровень их знаний. Это может быть довольно удобно: так оценка успеваемости превращается в стройную систему, подчиненную заранее оговоренными правилам.
Но за прошедшие годы стало ясно, что студенты и преподаватели — представители академической среды, которые наиболее тесно взаимодействуют друг с другом в рамках новой системы, — сталкиваются и с рядом сложностей.
Итак, какие недостатки этой системы обнажились в ее применении к студентам?
Полагаем, что особую ценность балльно-рейтинговая система приобретает, когда она не рассматривается как единственно верный критерий.
Например, возможность преподавателю полагаться на опыт и интуицию при работе со студентами, необходимость дооценки нагрузки на преподавателя в связи с возрастающим количеством таблиц для заполнения, усовершенствование самих требований и условий системы — вот те точки роста, которые позволили бы превратить балльно-рейтинговую систему оценки из еще одной, пусть и распространенной, метрики в стройную и подвижную систему, способствующую повышению качества образования в вузах.