Что такое резной палисад
Когда появился палисадник, как он выглядел в старину и зачем он нужен сегодня? 45 вдохновляющих примеров
Казалось бы, слово «палисад» явно означает что-то, связанное с садом. С другой стороны, в знаменитой песне «о Вологде-где» поется про «резной палисад». Так что же он все-таки собой представляет и каким его можно видеть на современных загородных участках?
Для начала отметим, что слово «пАлисад» не содержит в своем составе греческую приставку «поли», означающую множество (поливитамин, поликлиника, политехнический и т. п.). Считается, что русский язык усвоил его из французского: фр. Palissad — изгородь, забор. Изначально палисадом, или палисадником, называли собственно само ограждение, отделяющее домовладение от дороги, а со временем — еще и прилегающую к нему полоску земли со стороны придомовой территории, которую стали превращать в мини-садик. Вот и получается, что палисад может быть как резным, решетчатым, да хоть кованым, так, например, и благоухающим.
Существует также другая версия появления на Руси этого слова. В стародавние времена, чтобы защититься от «лихих людей», дома или целые поселения обносили частоколом — укреплением из вкопанных заостренных бревен, называемых «палями» (лат. Palus — кол). Всадили в землю «пали» — вот вам и палисад.
Вообще, в городе палисадники появились гораздо раньше, чем в деревне. Средневековая городская застройка была стихийной, хаотичной, и жилые дома в большинстве случаев ставились в глубине участков, на разном удалении от дороги, и огораживались от нее высоким сплошным забором. В XVIII веке, при расширении городов, власти взялись за упорядочение планировки и обязали хозяев возводить новые жилища, выдвигая их на «красную линию», то есть к улице. Чтобы окна дома не упирались в глухую ограду, ее стали делать более низкой и сквозной, а участок земли вдоль нее — засаживать душистой сиренью, черемухой, акацией или лиственными деревьями: кленами, каштанами, липами, тополями. Во-первых, их кроны должны были заслонять окна от любопытных прохожих, а во-вторых, хоть сколько-нибудь защищать жилище от дорожного шума и пыли. Последняя, кстати, была настоящей проблемой. Так, например, Н. В. Гоголь в «Мертвых душах» описывает «узенький палисадник, за решеткою которого находившиеся тоненькие деревца побелели от никогда не сходившей с них городской пыли».
«В городе много садов и палисадников, — клен, рябина, сирень и акации скрывали лица домов, сквозь зелень приветливо смотрели друг на друга маленькие окна с белыми занавесками, горшками герани, фуксии, бегонии на подоконниках и птичьими клетками на косяках». (М. Горький, «Городок Окуров»)
Чаще всего палисадники были совсем небольшими. Однако на просторных участках, с богатыми особняками, и их делали довольно обширными. Здесь не только сажали деревья и кустарники, но и устраивали розарии, разбивали клумбы. В таких палисадах хватало места, чтобы выстроить беседку или просто установить стол с плетеными креслами для чаепитий у самовара на свежем воздухе. Так или иначе, большой ли был палисадник или крохотный, его ухоженный вид говорил о благополучии обитателей дома.
В последней трети XIX века города стали активно перестраиваться, в том числе из-за значительного повышения земельного налога. В частных домовладениях возводились дополнительные флигели для сдачи внаем, и свободную площадь в виде большого палисада могли себе позволить далеко не многие. Расширение дорог тоже вело к упразднению садиков перед домами.
Что касается деревень, то, судя по дореволюционным фотографиям, даже в начале XX века никаких палисадников там не было и в помине. Крестьянские избы с надворными постройками выходили торцами непосредственно на улицу, а между ними сплошной стеной тянулись плетни или заборы, огораживающие дворы. Иногда в нескольких шагах от фасада могла быть установлена легкая загородка из горизонтальных жердей или росла пара деревьев, которые не давали скотине из прогоняемого вдоль домов стада забредать прямо под окна. В любом случае от каждой избы вся улица должна была хорошо просматриваться. Особенно если учесть, что там, где у городского дома находился палисадник, у деревенского обычно располагалась завалинка — место для вечерних посиделок и встреч с соседями.
Разумеется, быт и сама структура крестьянского подворья, например, в Малороссии и Архангельской губернии сильно различались. И что было принято в одних краях, не встречалось в других. Так что если в старину палисадники и имели место в деревнях, то, скорее всего, в южных регионах
Палисады в деревнях стали появляться уже в советское время. Чтобы оставалось больше места под огород (ну, и для красоты, конечно), перед домом обычно сажали плодовые деревья и ягодные кустарники, и весной вся деревенская улица благоухала, превращаясь в цветущую пышным цветом аллею. Но когда прямо сквозь населенные пункты стали прокладывать автотрассы, яблони и вишни начали потихоньку исчезать из палисадников. От шума и грязи люди загораживались березками, кустами сирени и черемухи, и мини-садики, как и раньше в городах, служили уже только для защиты и украшения жилища.
Обычная картина для деревни колхозных времен — палисадники, засаженные «золотыми шарами» (рудбекия), «королевской свечой» (коровяк) и разноцветной мальвой. При этом забор играл роль подпорки для высокорослых цветов, а чтобы домашняя птица не разгуливала по цветнику, его и с внутренней стороны тоже часто обносили невысокой загородкой.
Вологодский резной палисад
Главное
История
Песня «Вологда» (композитор Борис Мокроусов, поэт Михаил Матусовский) была написана в 1956 году, но популярностью не пользовалась. Существует версия, по которой к Вологде песня отношения не имела, слово «Вологда» было вставлено ради рифмы. Группа «Песняры» в поисках песни советских авторов для своего репертуара обратилась к Матусовскому, который отдал им «Вологду». «Песняры» придумали оригинальную аранжировку, однако невероятный успех «Вологды» на первом же концерте стал неожиданностью для автора и исполнителей.
Вологда обладает хорошо сохранившимся, богатым и оригинальным наследием русской городской деревянной архитектуры. Всего три города в России сохранили большое количество деревянных домов XVIII – начала XX вв., а по разнообразию стилей Вологда уникальна. В городе представлены дворянские, купеческие и мещанские особняки, среди архитектурных стилей — классицизм, ампир и модерн.
Вологодские дома привлекают прежде всего сложным и изящным декором. Резьбой украшались карнизы, крыльцо, балконы, наличники, декоративные фронтоны. Специалисты говорят о резьбе как об «ажурной ленте мерного кружева», о «неудержимом потоке орнаментальной фантазии народных мастеров»
Резной палисад (заборчик, обрамляющий палисадник перед домом), вопреки песне, не совсем типичен для Вологды. Вологодские мастера всегда соблюдали меру: украшая резьбой наличники и карнизы, они не превращали ее в самоцель. Резные палисады, отвлекали бы от восприятия самого дома, поэтому их если и украшали резьбой, то гораздо скромнее. Кроме того, большинство палисадов были уничтожены в 60-е – 80-е годы XX века при расширении улиц Вологды.
Состояние
В Вологде есть несколько домов, которые претендуют на звание «того самого» дома с резным палисадом из песни. Первый из них – дом Иванова середины XIX века на улице Благовещенской. Резной палисад перед ним установлен в 2004 году, к 30-летию песни «Вологда» по инициативе местных журналистов и городской администрации. Кроме самого палисада, был установлен памятный знак – «памятник резному палисаду».
В 2010 году в Вологде проводился конкурс на лучший палисад, победителем был признан палисад частного дома по адресу улица Баранковская, 25, автор Альберт Величутин. Палисад выполнен в конце XX – начале XXI века.
Существует легенда, согласно которой в единственном на всю Вологду доме с резным палисадом на момент написания песни располагался кожно-венерологический диспансер. Достоверность легенды сомнительна.
Впечатления
В центре Вологды можно увидеть арт-объект «Резной палисад»: восемь деревянных полотен украшены традиционными вологодскими росписями.
В 2011 году в Вологде открылся Центр народных художественных промыслов и ремесел «Резной палисад», где сохраняются секреты народных промыслов и проводятся мастер- классы по художественной обработке дерева, а также по резьбе, берестоплетению, традиционной вышивке, гончарному делу и изготовлению кукол-оберегов. В Центре проводятся выставки, конкурсы и семинары мастеров-ремесленников, а также экскурсии, и игровые программы для гостей и жителей города. Детям предлагается квест «Тайны резного палисада».
Также в городе существует строительная фирма и линейка молочных продуктов «Резной палисад»
В Вологде остро стоит вопрос сохранности памятников деревянного зодчества: многие из них, несмотря на охранный статус, снесены, искажены переделками или находятся в аварийном состоянии и требуют срочного ремонта.
Где в Вологде находится тот самый «дом, где резной палисад»?!
Что знает человек, который никогда до сих пор не бывал в Вологде?! Ну конечно! То, что там в «дом, где резной палисад» «шлют за пакетом пакет», а «ненаглядная» все никак не отвечает. И не знает «песняр», «где же моя ненаглядная, где» 🙂
Поэтому что сделает гость Вологды первым делом, если у него есть пара-тройка часов свободного времени? Правильно! Пойдет искать тот самый «резной палисад». А вдруг он около «дома номер один» сохранился?
Так сказать, официально, тот самый резной палисад – дом Иванова, на Благовещенской, 24. Старый, красивый, двухэтажный дом XIX века с красивыми окнами и хитро врезанным кондиционером.
Дом вполне себе действующий – в нем офисы располагаются. Состояние на первый взгляд – вполне ничего себе, подкрасить бы не мешало. Резной палисад – на месте. Тут же власти поставили памятный знак, чтобы туристы были в курсе. Памятный знак лучше бы и не ставили. Он, прости господи, памятник на кладбище больше напоминает.
На карте сделал пометку, чтобы если что – не заблудились 🙂
Это была официальная точка зрения. Но мне больше по душе другая.
Когда вы пройдете Вологодский кремль и смотровую площадку со скамейкой «Посидим поокаем», то в конце концов обязательно дойдете до лавки народных промыслов, которая тоже находится в красивом деревянном доме с садом, со скамьей у ворот.
И называется она просто и со вкусом – «Резной палисад». Как найти – опять же на карте.
Кстати, если повернуться к палисаду спиной, то перед вами будет очень красивая церковь Варлаама Хутынского. Внутри побывать не смогли, надо было на соревнования бежать, но снаружи – очень красивая.
А еще там, рядом с этим «Резным палисадом» дорога аутентичная. Уж не знаю, то ли асфальт тут не держался, то ли специально сняли – но перед этим домом старая булыжная мостовая. Она в Вологде еще в нескольких местах есть. Но тут – больше всего.
И на этом резные палисады не заканчиваются.
Как минимум еще один есть недалеко от того, про который только что говорили. И этот дом, в отличие от других не офисный и не лавка-выставочный центр. А очень похоже на то, что вполне себе жилой.
И тоже с резьбой и наличниками и вообще очень симпатичный и в хорошем состоянии. Очень понравился.
Деревянная Вологда и не только резной палисад
О Вологодском резном палисаде наслышаны многие. Большую роль в этом, конечно же, сыграла легендарная песня из репертуара ВИА «Песняры». Но, попав в Вологду далеко не сразу найдешь, тот самый дом, где жила синеглазая красавица, так как таких домов здесь очень много. Сегодня речь пойдет о деревянной Вологде.
Деревянное зодчество Вологды сложилось благодаря многовековым традициям. Уже при Иване Грозном, здесь был довольно большой город, который мог соперничать с Москвой. Наиболее распространенными городскими постройками были избы с подклетями. Это такие хозяйственные постройки, что-то вроде технического помещения. Но, с развитием торговли (ведь одно время через Вологду проходил водный торговый путь на Архангельск) сюда пришли купцы, которые строили двухэтажные дома. Именно эти постройки и стали архитектурной особенностью Вологды.
В XIX столетии двухэтажные дома Вологды разделялись на две категории: купеческие, жилые дома и доходные, то есть те, квартиры которых сдавались. Но традиции, которые издавна сложились в городе позволяли строить обычные дома. Каждый дом украшался резными наличниками, балюстрадами и ажурными балкончиками. Особенностью многих является мезонин, эдакая надстройка на втором этаже вроде мансарды. Вот типичные архитектурные приемы Вологды.
Прогуливаясь по Вологде невозможно не любоваться этими красивыми домиками, как будто вышедшими из сказки. Большинство из них расположены в историческом центре городе, ведь когда-то они принадлежали богатым людям, которым не пристало жить на околице. Примечательно, что в Вологде можно найти деревянные дома в самых разнообразных стилях, например, классицизм, барокко.
Самые красивые дома раскиданы по городу, поэтому за пол часа увидеть все самое интересное не получится. Улицы, на котоых сохранились деревянные достопримечательности: Мальцева, Благовещенская, Ленинградская, Воровского, Маяковского, Октябрьская, Советский проспект и другие. Вот некоторые дома, которые мне понравились больше всех.
Дом Засецких
Это небольшое прямоугольное здание с мезонином и стройными колонами, украшающими вход. Особенно привлекают украшенные окна, которые напоминают лепнину эпохи барокко, хотя все здание построено в дворянском классическом стиле. Внутри сохранились двери из ценных пород дерева, архитектурная отделка комнат и украшенная изразцами печь.
Стоит отметить, что это одно из самых старых сохранившихся строений, которое датируется серединой XVIII века.
Дом Самарина
Это типичный представитель Вологодской застройки второй половины XIX столетия, хотя сам дом датируется 1911 годом. Это двухэтажное здание, представляет собой образчик доходного дома, на две половины. Скорее всего на одной жили семья купца, а другая сдавалась. Дл этого сделаны отдельные входы в каждую часть дома. Сегодня в нем располагается музей «Вологда на рубеже веков».
Единственное украшение фасада – балкон с резными столбиками-перилами, которые напоминают изысканный французский стиль и филенчатая вязь над крыльцом.
Дом Пузан-Пузыревского
Этот дом совсем не походит на те самые «домики с резным палисадом», которые стали визитной карточкой Вологды. Постройка больше напоминает претенциозные дома культуры или областные филармонии, которые строились в Советскую эпоху, хотя постройка датируется 1830 годом. Наверное, архитекторы отели воссоздать наполеоновский ампир в русском исполнении.
Отличительной чертой стал помпезный фасад с высокими колоннами. Стоит отметить, что это самые высокие деревянные колонны Вологды, хотя издали их запросто можно принять за каменные.
В здании сегодня музей дипломатического корпуса, который рассказывает о международной политике начала 20 века.
Дом Левашова
Построен в 1829 году и является одним из самых ярких образцов русского классицизма дворянской архитектуры. Так как в здании давно находится государственное учреждение, внутреннее убранство вряд ли сохранилось, но вот фасадом Левашовского дома можно полюбоваться.
Строил его мастер имя, которого осталось забытым, а зря, ведь подобная выдумка и мастерство достойны уважения. Интересно, что многие элементы декора взяты архитектором из лучших образцов каменной архитектуры. Особенно впечатляет по царски роскошный фронтон с ионическими колонами.
Дом Ситникова
Построен в 1868 году в классическом стиле. Фасад дома имеет множество окон, каждое из которых заканчивается полукруглыми резными украшениями. По бокам красивые резные балконы, которые лично мне больше кажется для декора, хотя, наверное, здорово на таком балкончике утречком посидеть с чашечкой кофе.
Издалека, лично мне дом напомнил чем-то Зимний дворец, конечно же, ему далеко до царской роскоши царской резиденции. Возможно, архитектор хотел что-то подобное создать в миниатюре здесь в Вологде.
Дом Панева
Несмотря на то, что здание занимает государственная структура, планировка практически не нарушена. Особое восхищение вызывают настенные росписи и декоративная штукатурка под мрамор.
Дом Пантелеева
Роскошный особняк купца Пантелеева сегодня отдан под «Музей забытых вещей». Это красивое, трехэтажное здание, построено в традиционным русском стиле, как строили барские усадьбы. Третий этаж дома это мезонин с балконом, украшенным резными балясинами и витиеватыми колонами.
Вообще весь декор дома очень пластичный, даже не верится, что это дерево, а не изысканная лепнина.
Дом Орлова
Мимо него трудно пройти, такой яркий необычный цвет. Вообще это одна из особенностей вологодских деревянных домов, они все выкрашены в разные цвета. В отличие от других вологодских домиков, это практически не имеет «кружевного» декора, выделяясь своей строгостью, и удивительным лазурным цветом.
Сейчас здесь находится Вологодский Дом актера. Из убранства дома сохранилась только круглая, изразцовая печь, которая находится на третьем этаже в мезонине.
Вологда: резной палисад, памятник писающей собачке, мельницы-столбовки и девушка с веслом
Для справки: город основан в 1147 году, в нём 310 тысяч жителей — вологжан.
Вологда — один из старейших городов Русского Севера, уважающий деревянное зодчество, а я адепт кружевных наличников и резных палисадов, поэтому наша встреча была неизбежной.
Чтоб не пропустить шедевры, перед поездкой я выписала «самые деревянные улицы»: Герцена, Мальцева, Благовещенская, Ленинградская, Воровского, Маяковского, Октябрьская, Советский проспект, и составила список особых домов, которым по 100 лет и даже больше.
«Резной палисад», ул. Засодимского, 5, в нём разместился центр народных промыслов.
Дом Пузан-Пузыревского с призраком хозяина, ул. Герцена, 35. В 1918 году в нём было американское посольство.
Дом коллежского асессора Ситникова, ул. Герцена, 36, в нём проживали три его дочери — Параша, Оля и Фая.
Дом купца Панева, ул. Герцена, 38. Стены внутри расписаны пейзажами в «голландском стиле», но проверить не удалось.
Дом Засецких из древнего рода воевод и стольников, ул. Ленинградская, 12.
Дом-путешественник, ул. Маяковского, 9. Стоял в вологодском Заречье, а в 1970-х его перенесли поближе к Кремлю.
Дом кружевниц, ул. Благовещенская, 20. В 1910 году дом принадлежал купцу Наумову, потом перешел в собственность купца Красильникова, который сдавал комнаты кружевницам, приезжавшим в Вологду. Отсюда и название. Сейчас в доме Центр ремёсел.
Дом Левашова в стиле ампир, ул. Герцена, 37. Он тоже деревянный!
В Туле тоже, казалось бы, полно деревянных домов, но они просто «пережиток», догнивают… В Вологде всё по другому — это их фишка и гордость. Они даже новострой возводят с имитацией фирменного стиля.
Город очень зелёный! И самое уважаемое дерево здесь — ракита.
Второе место у плюща.
Вологда входит в число городов, обладающих особо ценным историческим наследием: 224 памятника истории, архитектуры, культуры; 128 из них взяты под охрану государством.
Название города финно-угорского происхождения. «Вологда» — река с белой водой. Белая — в смысле прозрачная, чистая. В черте города течёт река с одноименным названием.
Вологодский кремль был заложен по приказу Ивана Грозного в 1567 году: 20 башен, 3-километровая стена, рвы, валы, оборонительная мощь. Первый камень заложили в день св. Иасона, и это дало кремлю второе название: Насон-город. Поэтично.
От древнего Кремля мало что сохранилось, только Архиерейский двор — так называемый внутренний «малый кремль», многочисленные соборы и валы.
Дом Петра Первого стоит по адресу Советский проспект, 47. Царь жил в этом скромном домике пять раз во время своих приездов в город. В постоянной экспозиции музея — личные вещи Петра. В интерьере — голландские печи со старинными изразцами.
Источник фото ru.wikipedia.org
Посидим, пООкаем? Я реально ждала, что мы приедем в Вологоду, а там гОлОва, мОлОко, Обнуление. И на каждом шагу все будут окать и удивляться: что ж мы так нагло акаем. Наверное, не там ходили. В той же Костроме народ окал увереннее. А вот памятники букве «О» есть! И не только ей. 🙂
«Дверь в…» стоит на ул. Маяковского, 1. Куда? Думаю, в собственные фантазии и ОбратнО.
«Птица-Говорун», которая умна, сообразительна и любит шиповниковый сироп — на проспекте Победы, 10.
Памятник электрическому фонарю и писающей собачке — на Пречистенской набережной, 10. :))) Мне кажется, или собачка патриотично выписывает букву «О»?
Фонарь — точная копия векового предшественника, в натуральную величину и стоит в том же самом месте — возле пешеходного моста.
«Я люблю Вологду» с гостеприимным «О» — на пл. Бабушкина, 5, у вокзала.
Буква «О» и скамейка «Посидим-поокаем» — на ул. Сергея Орлова, совсем недалеко от Кремля.
А ещё «Ооо!» невольно выскочило из меня при встрече с кариатидами гостиницы «Золотой якорь» XIX века. :))) Тут все эпитеты бессильны.
Соскучились по граффити? :)) Я нашла немного в Вологде.
Колизей, адронный коллайдер, стоунхэндж — как только не называют вологжане этот недострой во дворе дома 20-а на улице Конева. По факту это насосная станция из лихих 90-х, которая ни дня не качала. Зато сейчас качает! …мысли, эмоции, настроения. Крутая затея, жаль только тоже заброшенная.
Вечерняя школа на ул. Сергея Орлова, 1 приютила спящюю синь.
На опорах Красного моста и моста 800-летия — бойцы коронавирусных фронтов.
И, наконец, девушка с коромыслом на ул. Батюшкова, 7. Вся такая сказочная — с солнцем в волосах, вологодским домиком в руках и… мятным пряником за ухом.
Спассо-Прилуцкий монастырь (1371 г.) — один из самых древних и больших монастырей Русского Севера. Его основателю Димитрию Прилуцкому уже после смерти приписывают множество чудес — в основном, изгнание бесов.
Все же привыкли, что монастыри — образец аскетизма и скромности, а тут вдруг такие краски. Неожиданно. Адрес: Вологда, Монастырская улица, 2.
В музей деревянного зодчества в деревне Семёнково (это всего в 15 км от Вологды) мы поехали с одной единственной целью — на ветряные мельницы-столбовки посмотреть.
На Руси их ещё называли козловками, и сейчас на всю страну осталось два десятка таких мельниц. Привычный амбар с крыльями водружён на деревянный сруб (ряж), заполненный вязкой глиной или булыжником! Очень любопытно выглядит. Но ещё интересней факт, что амбар поворачивается вокруг вкопанного в землю столба-мертвяка. То есть не только крылья работают, но и весь домик вращается.
По легенде, хозяева ветряных мельниц заключали договор с нежитью, присутствие которой проявлялось невнятными голосами, шёпотом, стуком мельничных механизмов, внезапным дуновением ветра… Нежить требовала взяток, иногда человеческих жертвоприношений.
Интересно, нежить в музеи перекочевала?
Источник иллюстрации pm1.narvii.com
И ещё одно место, которое стоит посетить в окрестностях Вологды…
Все эти гипсовые доярки, спортсмены и одухотворенные дети были разбросаны по обочинам дорог Вологодской области. В 2019-м при ремонте трассы их не уничтожили, а собрали в один большой и дружный коллектив, переселив сюда — к придорожному кафе «Баранка». По-моему, круто! Наследие СССР, призванное когда-то повышать самосознание советского народа, теперь дарит улыбки всем, кто пытался проехать мимо. :))) И не проехал!
Как в любой ситуации, есть «марш несогласных», требующий вернуть фигуры в родные деревни. В принципе я понимаю и тех, и других, но однозначно на стороне бесплатного «музея». Я прыгала от скульптуры к скульптуре в таком детском восторге — словами не передать! А если бы они стояли по одиночке, растянувшись на много-много километров, скорее всего, я увидела бы их только из окошка машины и на больших скоростях.
Продолжение следует. Нас ждёт город Кириллов и Сиверское озеро.
Были в Вологде? Поделитесь своими впечатлениями. И да здравствует наш общий и бесконечный «Гульбарий»! 😉