Что такое риск аппетит
СОДЕРЖАНИЕ
Уровни
Совет директоров обычно отвечает за определение аппетита организации к риску. В Великобритании Совет по финансовой отчетности заявляет: «Совет директоров определяет характер и степень значительных рисков, на которые компания готова пойти». Соответствующий уровень будет зависеть от характера проделанной работы и преследуемых целей. Например, там, где общественная безопасность имеет решающее значение (например, при эксплуатации атомной электростанции), аппетит будет иметь тенденцию быть низким, в то время как для инновационного проекта (например, ранняя разработка инновационной компьютерной программы) он может быть очень высоким, с принятием краткосрочных решений. неудача, которая может проложить путь к долгосрочному успеху.
Ниже приведены примеры широких подходов к определению аппетита к риску, которые компания может принять, чтобы обеспечить реакцию на риск, соразмерную их бизнес-целям.
Соответствующий подход может варьироваться в зависимости от организации, при этом разные части бизнеса принимают аппетит, отражающий их конкретную роль, с общей структурой аппетита к риску для обеспечения согласованности.
Измерение
Точное измерение не всегда возможно, и склонность к риску иногда определяется широким изложением подхода. В зависимости от контекста и потенциальных потерь или выгод организация может иметь аппетит к одним типам риска и отвращаться к другим.
Однако часто меры могут быть разработаны для разных категорий риска. Например, это может помочь проекту узнать, какой уровень задержки или финансовых потерь он может понести. Если организация имеет стандартные меры по определению воздействия и вероятности рисков, их можно использовать для определения максимального допустимого уровня риска, прежде чем следует предпринять действия по его снижению.
Назначение и преимущества
Определяя свой аппетит к риску, организация может достичь надлежащего баланса между неконтролируемыми инновациями и чрезмерной осторожностью. Он может помочь людям определить допустимый уровень риска и способствовать согласованности подходов во всей организации.
Установленные приемлемые уровни риска также означают, что ресурсы не тратятся на дальнейшее снижение рисков, которые уже находятся на приемлемом уровне.
Основные направления
В литературе выделяют шесть основных областей склонности к риску:
Риск Аппетит: «Не откусывайте больше, чем можете проглотить»
Концепция риск-аппетита
Ключевым компонентом философии управления рисками для любой компании является определение ее аппетита к риску. Риск-аппетит отражает количество риска, которое компания может понести в зависимости от ее финансовых и операционных возможностей, темпов роста и ожиданий в плане прибыльности со стороны заинтересованных сторон (т.е. акционеров, продавцов, кредиторов и т.д.)
Если обратиться к поисковой программе Google за определением термина » риск-аппетит», то можно найти ряд определений этого понятия.
Принятие решения о том, какое количество риска компания желает или не желает принять, является решением корпоративного уровня. Следующие страницы будут посвящены рассмотрению того, каким образом компании имеют возможность решать вопрос о количестве принимаемых рисков и какие риски компании готовы принять. Например, многие компании владеют конфиденциальной информацией своих клиентов (например, номер кредитной карты, адреса клиентов и т. д.), и чем больше цена и риск потери данной конфиденциальной информации, тем тщательней должен быть контроль над IT службой из-за опасения нанести урон бизнесу в случае происхождения такой ситуации.
Тематическое исследование (Case Study) банкротства на примере Округа Орандж (Orange County)
Конгруэнтность присутствует в том случае, когда все в компании находятся что называется на «одной странице», двигаясь в одном направлении к одной и той же цели. Это дает уверенность в том, что деятельность каждого отдела, подразделения и всех сотрудников будет способствовать осуществлению главных целей организации на пути их выполнения. Тем не менее, конгруэнтность цели может стать проблематичной, если компания имеет дело со сложными финансовыми продуктами. Некоторые финансовые инструменты могут быть настолько сложными и трудными для понимания, что только несколько человек в компании действительно понимают, в чем состоит сущность инструмента, не говоря уже о том, как зафиксировать это. Если люди не понимают, чем является специфический инструмент, то очень трудно добиться того, чтобы инструмент находился в соответствии с целями компании. Такая ситуация находит подтверждение в случае с историей банкротства Роберта Цитрона (Robert Citron), произошедшего в округе Орандж (Orange County) в 1994 году.
Из банкротства Orange County можно извлечь два урока, как минимум.
1) Следует быть бдительным, когда имеешь дело со «звездой», даже если такая звезда сам Роберт Цитрон. Иногда можно упустить из виду действительную причину более высокой доходности: использование финансовых рычагов. Должен быть установлен адекватный контроль и надзор.
2) Отчетность по риску должна быть полной и легко понятной для независимых профессионалов. Следует избегать инвестиционных или финансовых стратегий, которые не могут быть объяснены третьим сторонам. Опять же, адекватный контроль и надзор должны идентифицировать ситуации, когда случается что-то более сложное (рискованное), чем то, что организация желает принять.
Только потому, что Цитрон мог показывать изумительные результаты, руководители округа, вместо того чтобы обеспечить адекватный надзор за его деятельностью, пожелали видеть то, что хотели видеть. Если бы в округе имелся строгий надзор и контроль, банкротства в Orange County, могло бы и не случиться. Для того чтобы обеспечить хорошо налаженную систему внутреннего контроля, первым делом необходимо было выяснить отношение Совета и высшего руководства к-риск-аппетиту и принятию риска. На основе этого мог бы быть сформулирован и внедрен надлежащий контроль для обеспечения соответствия поведения и деятельности компании с ее целями и задачами.
Часто говорят, что аппетит на риск является показателем того, как компания ведет свой бизнес. Тем не менее, тот объем риска, которое компания (или отдел или подразделение) желает или не желает принять находится в «глазах собственника». Например, из-за того факта, что инвесторы акционерного капитала заинтересованы в возврате своих инвестиций, они бы желали предпринять больший риск, чем, скажем пенсионный фонд, который инвестирует пенсионные фонды, могущие понадобиться в ближайшем будущем. Следовательно, решение о количестве риска, которое компания желает и в состоянии принять или потерпеть, должно приниматься на корпоративном уровне, следуя подходу сверху вниз.
Аппетит на риск, емкость риска, толерантность к риску
Для того, чтобы лучше понять аппетит компании к риску, следует ввести еще два дополнительных термина емкость риска (risk capacity) и толерантность к риску (risk tolerance). На схеме 1 показана и определена взаимосвязанность терминов.
Схема 1. Емкость риска, Аппетит на риск, Толерантность к риску
Как показывает приведенная выше схема, для того, чтобы компания определилась со своим аппетитом на риск, она должна в первую очередь определить свою емкость риска. Проще говоря, это абсолютный лимит, предел, который компания желает потерять без «обонкрачивания» себя. Основываясь на этом, компания в состоянии определить, сколько она готова и может потерять. Это очень важная концепция, так как исходя из схемы видно, что риск-аппетит должен быть установлен в пределах своей емкости риска.
После того, как компания определилась с емкостью риска и со своим аппетитом на риск, она может решить, какова же толерантность к риску, то есть действительный уровень риска, который компания в состоянии понести, с учетом специфического фактора риска (см. Категории риска). Исходя из этого, можно ожидать, что сумма риска внутри категории не должна превышать общий риск-аппетит компании. Например, если компания предоставляет кредиты своим клиентам, то компания подвергает себя кредитному риску, который является риском того, что клиент может не вернуть кредит. Учитывая этот риск, руководство компании должно понимать, сколько безнадежных долгов организация может и готова потерпеть. Терпимый уровень риска оказывает влияние на финансовую отчетность, так как компания должна подсчитать, какое количество безнадежных долгов она собирается иметь.
Различные подходы к риску
Схема 2. Бесконечная Риска (Risk Continuum)
Где бы ни находился бизнес на данной линии, он в любом случае должен стараться к сокращению риска, но не пытаться отменить его полностью. Функция риск-аппетита, в связи с этим, заключается в том, чтобы показать бизнесу, где он находится на этой линии, будь то справа или слева.
Ниже приводится история предпринимателя, большого любителя рисковать.
Что оказывает влияние на риск-аппетит компании
Как уже было отмечено, стратегия компании должна учитывать риски. При учете рисков и аппетитов на риск наблюдается множество факторов, могущих оказать влияние на аппетит компании на риск, как то:
Ниже приводится пример того, как личное отношение к риску одного человека может быть отражено в стратегии организации, которой данный человек управляет. Пример, который приводится здесь, рассказывает о Ричарде Брэнсоне (Richard Branson), Председателе Virgin Group.
Ричард Брэнсон является основателем и Председателем компании Virgin Group Ltd. Группа включает около 400 компаний разного профиля, разбросанных по всему миру. Все операции, связанные с путешествиями (travel-related), осуществляются компанией Virgin Atlantic Airways, 51% которой принадлежит Группе. Эта компания работает в 30 направлениях по всему миру и является крупнейшим денежным генератором. Потребуется много времени, чтобы перечислить все его бизнес-начинания и проекты, как успешные, так и неудачные. Но Брэнсон никогда не боялся неудач. Ему принадлежит высказывание:«Смысл слова «предпринимательство» можно свести к другому слову-«игра».
Нет сомнения, что аппетит на риск данной компании исходит напрямую от ее Председателя, который, кстати, является владельцем большей части компании. Как следствие, Ричард Брэнсон не испытывает особенно большого давления со стороны держателей акций.
И наконец, культурный фактор очень часто играет свою роль в определении аппетита компании на риск.
Связь между национальной культурой и принятием риска
Исследователи всегда считали, что существует взаимосвязь между культурными особенностями страны и поведением компании в разработке стратегии риска. При мысли о рисковых людях, сразу приходит в голову мысль о предпринимателях, людях, желающих заниматься проектами, требующими большого риска. Предприниматели по своей природе индивидуалисты и инноваторы. Если мы будем опираться на это положение, то вполне разумно предположить, что страны с индивидуалистскими чертами, в большей степени выраженными в характере того или иного народа, будут более предприимчивыми. Основываясь на результатах своего исследования в области взаимосвязи национальных черт с «предпринимательской жилкой» отдельных народов, голландский ученый Гирт Хофстад (Geert Hofstade) пришел к выводу, что Соединенные Штаты Америки занимают первое место в рейтинге наиболее индивидуалистских культур, в то время как страны Латинской Америки считаются самыми коллективистскими. Эта концепция важна для учета национальных поведенческих культур в случае рассмотрения вариантов расширения деятельности компании за пределами своей страны при принятии решений и выработке поведенческой политики.
Например, менеджеры в «индивидуалистских» странах имеют склонность быть более автономными и независимыми, чем менеджеры в «коллективистских странах». Тем не менее, если ваш бизнес относится к более коллективному роду деятельности, то коллективное решение является более приемлимым внутри данной организации. Если же, наоборот, ваша бизнес культура сопряжена со средой, в которой индивидуализм приветствуется и продвигается, то менеджмент может принимать более рискованные решения, основанные на опыте и лучшем суждении. Для организаций это может означать более высокий уровень риска в надежде на получение большей отдачи.
Как видно из этого: следует стремиться к балансу между культурной средой компании и национальной культурой страны, в которой ведется бизнес. Нетрудно предположить, что это задача не из легких, когда бизнес ведется в среде с двумя ярко выраженными различиями в культурном плане. В таких случаях для лучшего понимания культуры страны, в которой работает организация, было бы полезным проведение тренингов и семинаров по межкультурному общению (cross-cultural). Такие занятия призваны осознать влияние друг на друга различных культур и на преодоление трудностей.
Формулирование Риск-Аппетита
Если организация (будь то большая или маленькая компания) не сделала формализованного заявления о своих аппетитах на риск, то она имеет все шансы столкнуться в будущем с проблемами контроля. Без такого заявления менеджеры не могут управлять компанией эффективно на том уровне риска, чтобы они могли принимать или им разрешается принимать и не упустить важные возможности там, где нужно, полагая что принятие дополнительного риска не одобряется, в то время это как раз то, что необходимо.
Формализация риск-аппетита означает оформление его на бумаге. Это делается с той целью, чтобы было меньше недоразумения на предмет того, что Совет и высшее руководство думает по поводу риска. Обычно подразумевается, что, чем больше и сложнее устроена организация, тем более специфична ее политика и процедуры (также риск-аппетит). Формализация риск-аппетита облегчает коммуникацию со всеми, на кого направлена информация.
Риск-аппетит может быть представлен либо в численном выражении (в долларовом исчислении) либо в качественном (путем описания). Ниже приводятся несколько примеров количественного выражения риск-аппетита.
Ниже приведена таблица, которая является иллюстрацией количественного измерения риск-аппетита в компании ING:
С другой стороны, могут быть такие активы под риском, которые не могут быть измерены количественно, но риски все же должны быть озвучены. В таком случае, используется термин « преференции риска (risk preferences) для озвучивания риск-аппетита. Преференции риска определяют риски, которые ваша компания не желает принимать, такие как то: не инвестировать в субпраймные ипотеки или непринятии вариативных переменные аннуитетных займов.
Процесс оценки риск-аппетита
После краткого описания концептуальных основ риск-аппетита, хотелось бы приступить к следующему этапу. После того, как станет понятна концепция риск-аппетита, следующим шагом должна явиться оценка правильности риска для вашей компании, а также того факта, понимают ли лица, ответственные за принятие решений, то количество риска, на который они могут пойти в целях достижения целей и задач компании.
Этот оценочный процесс должен включать следующие факторы:
На схеме 3 показан процесс проведения оценки риск-аппетита. Каждая функция обсуждается в подробности на следующей странице.
Схема 3. Процесс проведения оценки риск-аппетита
1) Проверка документации на предмет риск-аппетита
Вы начинаете процесс проведения оценки риск-аппетита с проверки всей документации, имеющейся в компании на предмет риск-аппетита. Как уже отмечалось выше, компания, которая не документирует свой риск-аппетит, может столкнуться с проблемам контроля в будущем. Тем не менее, простая формализация риск-аппетита является только первым шагом. Очень часто случается, что риск-аппетит не понимается до тех глубин, чтобы обеспечивать основу и фундамент для принятия правильных решений.
Оценочный процесс состоит прежде всего из уверенности в том, что Совет/ менеджмент определили и документально оформили свой риск-аппетит, а затем убедились в том, что эта информация была доведена до всех уровней организации. Например, если менеджмент установил специальный монетарный лимит на капитальные приобретения, то оценочный процесс будет состоять в том, чтобы убедиться в том, что лимит не был превышен.
Иллюстративное Заявление Риск аппетита Illustrative Risk Appetite Statement: SCOR Se 1
Наша доказанная мощность поглощать шоки наряду с текущей конкурентной позицией SCOR»s позволяет нам умеренно повысить наш риск-аппетит на 2010-2013 годы и увидеть будущее улучшение, как в плане прибыльности, так и платежеспособности. Отсюда вытекают следующие три основные задачи.
Источник: SCOR Se Annual Report 2010
Также, интересно отметить, что по сравнению с заявлением своего аппетита на риск на 2009 год, SCOR определенно увеличила свой риск-аппетит. В отчете компании за 2009 год заявлялось о риск-аппетите следующее:
Исходя из того, что сказал Председатель/Исполнительный Директор Денис Кесслер (Denis Kessler) в своем годовом отчете за 2010 год, компания ведет более агрессивную политику потому, что руководство уверено в том, что компания обладает средствами противостоять спаду в экономике. Господин Кесслер перечислил три фактора, свидетельствующие о том, что компания продемонстрировала большую осмотрительность в своем управлении.
2) Оценка Каналов связи
После того, как вы изучили заявление компании об аппетите на риск, вам следует оценить каналы связи на соответствие.
Существует три принятых подхода в донесении информации о риск-аппетите до адресата, как об этом сказано в документах COSO «Enterprise Risk Management- Understanding and Communicating Risk Appetite». Далее идет краткое изложение сути каждого подхода :
Схема 4. Низкий риск-аппетит
Схема 5. Высокий риск-аппетит
При оценке коммуникационных каналов компании необходимо иметь в виду, что метод и средства донесения риск-аппетита будет зависеть от нужд компании: не существует единого универсального риск-аппетита
3) Пересмотр и обновление
После того, как риск-аппетит задокументирован и доведен до всех уровней организации, руководство при поддержке Совета должно пересматривать и обновлять его на регулярной основе.
При обзоре риск-аппетита необходимо убедиться в том, чтобы
Роли в управлении риск-аппетитом
Именно руководству принадлежит роль документировать, сообщать и удерживать риск аппетит в соответствии с нуждами и задачами компании. Роль Совета заключается в том, чтобы обеспечить надзор за исполнением руководством установленных параметров риск-аппетита.
Заключение
Каждый менеджер, каждый директор, каждая компания имеет риск-аппетит независимо от того, было ли об этом четко заявлено или нет. Риск-аппетит выражается в действиях или бездействиях руководства и директоров, которые предпринимаются или не предпринимаются с целью достижения поставленных целей и задач компании.
Каждому понятно, что риск является необходимым следствием ведения любого бизнеса, тем не менее, те компании, которые продумывают и формализуют свои риск аппетиты, имеют шансы быть более успешными в долгосрочной перспективе. Целью данной работы было побудить к мысли о том, как формализовать ваши риск-аппетиты таким образом, чтобы компания имела больший шанс выжить в будущем.
Примечания
2. Для получения более полной информации по теме риск-аппетит рекомендуются следующие документы:
3. Материал рекомендован к программам: CMA P2, ACCA P 1. При регистрации на курсы или сдачу экзаменов через НОСК Training используйте промокод CFIN для получения скидки
Приложение. Типы Экспозиции Рисков
Некоторые из общих типов рисков, применимых к разным бизнесам, перечислены ниже. После ознакомления с различными типами риска, становится легче понять, который из них является наиболее существенным для вашего бизнеса.
© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021
Риск-аппетиты компании: пошаговые алгоритмы
Проблема соблюдения чрезмерной осторожности наблюдается во многих экономических секторах. Маятник корпоративной политики переходит из крайности в крайность, поначалу идя навстречу риску, а после, скоропостижно спасаясь бегством. Продуманный бизнес-расчет риска должен оценивать не только потенциальный ущерб, но и потенциальные выгоды, тогда как чрезмерно осторожный образ мышления усложняет достижение успеха.
Трудно ли рисковать?
Глобальный финансовый кризис заставил многих руководителей избегать рисковых ситуаций, что оборачивается откровенным игнорированием дополнительных возможностей для получения прибыли. Взвешенный риск важен не только для успеха отдельных компаний, но и для обеспечения надлежащего функционирования экономики. Например, бизнес-кредитование всегда сопряжено с определенным уровнем риска, его сокращение может затруднить предпринимательство и усилить дефляцию.
Безусловно, сложная сеть рисков в глобальной экономике подвергает серьезным испытаниям многие компании в их суждениях, на какой риск пойти и какие именно средства использовать для их управления. Отсутствие практики обсуждения рисков в контексте принятия стратегических решений усложняет задачу.
Помимо перечисленных вопросов, корпоративные лидеры должны определиться с рисковыми предпочтениями и объемом инвестиций, который они готовы вложить в потенциальный доход. Данные соображения следуют разъяснить трейдерам и иным лицам, вовлеченным в заключение контрактов, до проведения переговоров, чтобы они понимали уровень склонности компании к риску.
Многоликий риск-аппетит
Риск-аппетит – это заявление компании о величине риска, допустимой в текущих бизнес-задачах. Данная категория непосредственно связывает корпоративную стратегию предприятия с его повседневной деятельностью. Установленный риск-аппетит гарантирует, что принимаемые угрозы в полной мере соответствуют повестке дня, определяемой советом директоров. Конкретизируя склонность к риску, сотрудники получают возможность находить компромиссы между потенциальной опасностью и осторожностью от имени акционеров, руководствуясь будущим компании.
Формирование риск-аппетитов требует проведения постоянного многомерного анализа внутренних и внешних факторов влияния в рамках различных направлений бизнеса. Например, после финансового кризиса, правительству одной из стран пришлось спасать группу обанкротившихся учреждений через покупку контрольного пакета акций некоторых коммерческих, инвестиционных банков и страховых компаний. Учитывая возможные репутационные риски при реструктуризации портфелей, представители правительства установили единую структуру склонности к риску для всех предприятиях. Так, максимальный коэффициент валового левереджа был установлен между 20 и 40 [1]. Установив лимит, власть вынудила один из вновь приобретенных банков закрыть некоторые из своих предприятий с более высокой долей заемного капитала.
Определение риск-аппетитов является ценным ресурсом не только для компаний финансового сектора. Например, транснациональная химическая корпорация может столкнуться с необходимостью хеджировать товарные риски и гарантировать поставки некоего сырья, спекулируя на его ценах. Но здесь возникает две проблемы. Во-первых, во многих случаях руководство компании не знает, насколько велик риск андеррайтинга [1]. Во-вторых, решения о спекуляции и хеджировании обычно принимаются в рамках одной бизнес-единицы, поэтому риск не рассматривается в контексте всего предприятия. Таким образом, местное руководство может застраховаться от риска высоких цен на определенный товар, не зная, что естественная диверсификация более крупной компании уже компенсировала этот риск, снизив его до нуля и сделав хеджирование ненужным.
Энергетическое предприятие также заинтересовано в установлении риск-аппетитов. Цены на акции нефтяных компаний обычно отражают цены на нефть, но акционерам, как правило, не нравится волатильность доходов и стоимость акций. Поэтому лидеры компаний прилагают значительные усилия, чтобы создать впечатление стабильности в условиях колебаний цен на нефть.
Вместо указанных операций, они могут четко сформулировать свой аппетит к волатильности доходов, как сотрудников, так и акционеров. Такой шаг предоставил бы видимое обоснование для хеджирования и добавил бы терпимости акционерам к ценовым колебаниям. Финансовые показатели авиакомпаний также связаны с ценами на нефть, поэтому руководители могут извлечь выгоду только из четкого заявления о своем пороге дискомфорта. Если такой маркер установлен заранее, правление будет лучше подготовлено к колебаниям цен.
Установление нормы
Независимо от стратегических целей, компании следует учитывать 5 основных моментов при определении риск-аппетитов:
Адаптация риск-аппетита
В ответ на изменяющиеся деловые и экономические реалии, новые конкурентные условия или стратегические приоритеты, склонность компании к риску со временем будет меняться. Следовательно, совет директоров должен быть готов быстро реагировать на изменения, предлагая новшества, доступные и понятные для ключевых участников.
Члены правления должны иметь четкое представление об общей заинтересованности третьих лиц в принятии конкретного риска. Риск-аппетиты каждой компании уникальны, поскольку они основаны на конкретных стратегиях и атрибутах, влияющих на поведение организации.
Совет директоров не является разработчиком риск-аппетитов, он утверждает и подтверждает их соответствие корпоративной стратегии и видению заинтересованных сторон. Склонность компании к риску оформляется в виде документа, в котором прописаны поведенческие модели предприятия для совладания с рисковыми ситуациями. Его содержание распространяется на все структурные уровни, с перечисление границ допустимого риска для каждого подразделения. Такой шаг помогает менеджерам более низкого звена избегать лишних угроз. Кроме этого, следует провести официальное обучение, чтобы лица, принимающие решения, полностью понимали риск-аппетиты компании.
Таким образом, продуманный риск-аппетит имеет решающее значение для успеха бизнеса. Компании, которые соблюдают осторожность в течение долгого времени, часто обнаруживают, что совершили непростительную ошибку. Пытаясь наверстать упущенное, они начинают двигаться в противоположном направлении. Это колебание между высоким риском и его отсутствием приводит к хаотичному положению дел для клиентов, сотрудников и инвесторов.