Что такое сапр и гис
САПР и ГИС в современной экономике
Системы автоматизированного проектирования (САПР) — это основной рабочий инструмент, используемый проектными и строительными организациями. Часто их применяют в комплексе с географическими информационными системами (ГИС). Правильный выбор систем и умение эффективно их использовать оказывают значительное влияние на конкурентные возможности компании.
Довольно часто название САПР считают русским переводом английской аббревиатуры CAD (computer-aided design), но это неверно, так как сводит функциональные возможности САПР только к автоматизации конструкторских работ (созданию чертежей, 3D-моделей). В действительности системы автоматизированного проектирования представляют собой комплекс подсистем, обеспечивающих автоматизацию цикла проектных работ. В него могут входить, например, системы автоматизации инженерных расчетов и анализа (CAE — computer-aided engineering), технологической подготовки производства (CAM — computer-aided manufacturing), а также обслуживающие подсистемы управления процессом проектирования, проектными данными и т. д.
САПР — это сложные платформы, включающие не только программное и информационное обеспечение, но и мощный математический аппарат, необходимый для разработки физических объектов. Заложенные в САПР широкие функциональные возможности позволяют использовать их в различных отраслях экономики. В сами системы закладывается определенная специализация, позволяющая наиболее эффективно использовать их для выполнения поставленных задач. Выбор конкретного программного продукта зависит от того, что именно проектируется: здания, объекты инфраструктуры или механизмы, детали.
Отраслевой спектр использования САПР очень широк. Их применение наиболее развито в архитектуре и машиностроении. Причем применяются не только иностранные (например от Autodesk), но и российские системы, разработанные такими компаниями, как «Компас», CSoft, nanoCAD и др. Кроме того, можно выбрать как проприетарные, так и свободно распространяемые решения.
Значительное развитие наблюдается в сфере систем проектирования для строительства. Одной из особенностей архитектурных проектов является необходимость привязки объектов к местности, для чего используются также и средства ГИС. Кроме того, поскольку разработка объектов ведется группой специалистов, а иногда этим занимается целый проектный институт, САПР должна предоставлять им инструменты для совместной работы.
Также в последние годы всё большую роль в автоматизации инжиниринга и строительства играет информационное моделирование объектов (BIM — building information modeling). Подход, при котором проектировщик использует BIM, позволяет более эффективно принимать бизнес-решения на основе комплексных данных, содержащихся в информационной модели.
Сегодня все проектировщики в строительстве используют САПР, а высокая конкуренция вендоров ускоряет прогресс, приводит к появлению новых, более эффективных версий систем. Организации, использующие устаревшие версии, оказываются в положении догоняющих. Следовательно, они должны отслеживать тенденции на рынке ПО. В качестве примера назовем компанию «ПБ Вертикаль», перед которой стояла задача оптимизации работы проектных подразделений — сокращения временных затрат и ошибок при проектировании. Решением стал переход к использованию системы Autodesk Building Design Suite Premium 2014, включающей как AutoCAD 2014, так и продукт Revit 2014 на базе технологии BIM. Появившаяся возможность совместного использования информации о строительном объекте на всех стадиях его жизненного цикла позволила избежать потери важных данных и ошибок в процессе проектирования.
В ключевом для российской экономики секторе ТЭК строительство объектов также ведется с использованием современных средств проектирования. Сами промышленные объекты отличаются разнообразием: цеха нефтеперерабатывающих заводов, трубопроводы, буровые вышки, морские платформы, резервуары и т. д.
В нефтегазовой отрасли широко востребованы геоинформационные системы, которые используются как для зондирования почвы, так и для моделирования объектов. В последнее время проектировщики всё чаще стали прибегать к использованию беспилотных летательных аппаратов (дронов) для аэрофотосъемки и создания 3D-моделей на основе фотографий. Дроны обходятся значительно дешевле, чем использование спутника или самолета, и способны предоставлять более детальную информацию об объекте, причем на всех этапах работ: от съемки местности для составления генплана до контроля строительства и дальнейшей эксплуатации.
Аэрофотосъемка и 3D-моделирование нашли свое применение и при строительстве объектов инфраструктуры. Они расширили возможности использования САПР и ГИС с привлечением данных из других систем. Например, необходимо спроектировать дорогу, при этом должен учитываться рельеф местности, а ее расположение на территории объектов, принадлежащих другим собственникам, исключено. Средства САПР используются и на таких инфраструктурных объектах, как сети электро- и водоснабжения.
Без САПР невозможно представить себе современное производство. Показателен пример компании «КамАЗ». Особенность грузовых автомобилей заключается в том, что они поставляются в большом числе модификаций, затрагивающих как габаритные размеры, так и внутренние узлы. И каждая из них влечет необходимость перепроектирования отдельных систем автомобиля. В частности, конструкторам необходимо вносить изменения в конфигурацию жгутов проводов для монтажа электрических и электронных систем. Задержки при проектировании, как правило, означают недополученную прибыль, поэтому «КамАЗ» внедрил САПР E3.series, обладающую соответствующими функциональными возможностями. В результате трудоемкость проектирования, по оценкам компании, снизилась на 300%.
Отдельно следует сказать о возможностях ГИС по учету демографической ситуации, которые начинают использовать компании для выбора мест размещения своих объектов. В частности, телекоммуникационные компании и розничные торговые сети закладывают в ГИС данные о плотности населения в определенных районах, основных маршрутах, как пеших, так и на транспорте, о присутствии в районе конкурирующих компаний, наличии свободных для аренды помещений. Это позволяет получить карту, анализ которой помогает выбрать наиболее подходящее место для аренды офиса обслуживания, магазина или установки базовой станции сотовой связи. В результате можно избежать многих ошибок, например, без такой карты магазин может быть размещен в стороне от основных пешеходных маршрутов, что приведет к снижению числа покупателей.
Лекция№ 20. САПР и их связи с ГИС.
Модели данных ГИС описывают цифровое представление и взаимосвязи географических объектов, что является логическим описанием выбранных объектов реального мира. Логическим в смысле адекватного структурированного восприятия объектов как человеком, так и компьютером, то есть модели данных ГИС описывают также служебную информацию, необходимую для эффективной компьютерной обработки географических объектов. До последнего времени в ГИС наиболее употребительны были несколько различных моделей данных для определенных областей применения, например, векторные, растровые, триангуляционные и другие модели данных (табл. 1).
Модели данных для различных областей применения | |
Модель данных | Применение |
САПР (CAD) | Инженерное проектирование |
Графическая (нетопологическая) | Простое картирование |
Растровые изображения | Обработка изображений |
Растровая / ГРИД | Пространственный анализ и моделирование |
TIN | Анализ и моделирование местности/ поверхности |
Геореляционная | Обработка геоданных по геометрическим объектам |
Объектная | Обработка геоданных по настроенным объектам с «поведением» |
Объектно-компонентная («геобаза данных») | Расширяемые средства обработки геоданных по настроенным объектам с «поведением» |
Объектный подход обеспечивает естественное решение интеграции растр/вектор, в нем нет различий между геометрическими и атрибутивными данными. В центре моделирования не геометрия, а объект, который может поддерживать множественные геометрии. Объектная технология функционирует на основе концепции сообщений, которые могут быть посланы/приняты объектами. Класс объекта определяет как возможность получения сообщения, так и характер ответа. Во многих OO системах сообщения называются методами, а ответы называются поведениями. Методы обеспечивают совершенный механизм для записи универсальных приложений. Частный метод может применяться ко многим различным классам объектов и может приводить к различным поведениям, это свойство называется полиморфизмом. Например, объект «дорога» может ответить на метод «показать», рисуя красную линию, в то же время объект «река» может рисоваться синей линией. Другие методы могут возвращать значение, которое может быть просто чтением атрибута или результатом вычисления, например, площади области по ее геометрии.
Удачный симбиоз моделей данных, поддерживает две основные географические модели данных, геореляционную модель и новую объектно-компонентную модель, которая называется «геобаза данных». Дополнение геореляционной модели объектно-ориентированной моделью позволяет пользователям добавить действия, свойства и связи к их данным. Эта новая модель данных выполнена как расширение к стандартной реляционной базе данных и поддерживает топологически интегрированные по свойствам классы.
САПР АД IndorCAD/Road (www.indorsoft.ru) развивается с начала 90-х годов. До 2003 г. система разрабатывалась в Инженерном дорожном центре «Индор» (г. Томск) и называлась ReCAD (по аббревиатуре слов РеКонструкция Автомобильных Дорог).
В марте 2003 г. система ReCAD была передана для дальнейшего развития в специализированную фирму по разработке программного обеспечения «ИндорСофт. Инженерные сети и дороги», которая наряду с системами автоматизированного проектирования разрабатывает и геоинформационные системы. В этот период система ReCAD была переименована в систему IndorCAD/Road. IndorCAD, подобно MX, является ядром для целой линейки САПР объектов транспортного, промышленного и гражданского строительства, в которую помимо RoAD (Автомобильные дороги), также входят Topo (Топография), Rail (Железные дороги), Pipe (Трубопроводы), Site (Генеральные планы)
Теоретические основы, а также расчетные схемы и алгоритмы для системы IndorCAD/Road были разработаны д.т.н. Бойковым В. Н., д.т.н. Федотовым Г. А., д.т.н. Скворцовым А. В., д.ф.-м.н. Шумиловым Б. М., к.т.н. Крысиным С. П., инженерами Люстом С. Р., Петренко Д. А. (генеральный конструктор), Перфильевым А. В. и др.
Система IndorCAD/Road позволяет проектировать автомобильные дороги всех категорий на стадии их строительства, реконструкции, модернизации и ремонта.
Система IndorCAD/Road состоит из пяти основных компонентов (окон): план, продольный профиль, верх земляного полотна, поперечный профиль, 3D вид. Данные всех компонентов взаимосвязаны и любые изменения, выполненные в плане, продольном или поперечном профиле мгновенно отображаются во всех открытых окнах.
План.Здесь осуществляется построение ЦММ по исходным данным, проектирование плана трассы и построение ЦМП. В окне плана отображаются все объекты проекта: растровые подложки, поверхности (ЦММ, ЦМП), трассы и другие элементы проекта (искусственные сооружения, инженерное обустройство).
Продольный профиль. При проектировании продольного профиля в системе IndorCAD/Road можно использовать классический или сплайновый метод. При использовании сплайнового метода система выполняет автоматический поиск наиболее подходящего (оптимального) решения с учетом различных ограничений, накладываемых на точки проектной линии (допустимые вертикальные перемещения точек).
Автоматически строятся графики рабочих, проектных и интерполированных отметок, графики кривизны, уклонов и другие.
В системе IndorCAD/Road предусмотрены специальные инструменты для ввода информации по геологическим колонкам и построения графиков залегания грунтов. Если на плане нанесены скважины, то в продольном профиле отображаются их геологические разрезы.
Верх земляного полотна.В редакторе верха земляного полотна выполняется проектирование верха земляного полотна (ВЗП) дорог. Горизонтальное проектирование ВЗП предполагает формирование проезжих частей и обочин, разделительных полос, бордюров, переходно-скоростных полос и карманов автобусных остановок.
Вертикальное проектирование состоит в моделировании виражей и отгонов виражей. При этом автоматически выполняется анализ соответствия виража расчетной скорости автомобиля при заданном коэффициенте поперечной силы.
Поперечный профиль.В редакторе поперечного профиля осуществляется проектирование поперечных профилей трассы.
При моделировании проектной поверхности можно использовать уже существующие модели из библиотеки типовых решений по поперечным профилям либо строить новые.
3D-вид. Одной из важных задач, выполняемых при проектировании автомобильных дорог, является визуальная оценка проектного решения.
В системе IndorCAD/Road для визуальной оценки решений разработан модуль трехмерной визуализации, позволяющий
1. достаточно реалистично представить проект вместе с инженерным обустройством, зелеными насаждениями и другими объектам, расположенными вдоль дороги.
2. производить моделирование транспортных потоков с учетом заданных для каждой трассы интенсивностей и направлений движения. Это позволяет визуально оценивать возможные места заторов и принимать меры по их устранению.
3. просмотреть трехмерный вид проекта в окне 3D-вида. Пользователю предоставляется возможность интерактивного перемещения в пространстве по свободной траектории и «проезда» по трассе, когда отображается вид на дорогу с точки зрения водителя. Результаты пролета над дорогой или проезда по ней могут быть записаны в видеофайл формата *.avi для последующей демонстрации видеоролика без системы IndorCAD/Road. Такой приём с демонстрацией видеофильма может быть очень полезен, например, при защите выполненных проектов у заказчика.
Дата добавления: 2015-05-13 ; просмотров: 1413 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Что вначале: CAD или GIS? GEO+CAD!
Михаил Гуральник, Владимир Максимов
Конечно, исторически вначале был CAD, хотя многие геоинформационные системы изначально «шли от картографии». И все же главное, что сегодня нет разумной альтернативы комплексному подходу — совместному использованию данных в задачах обработки изысканий, землеустройства и градостроительства, землепользования и управления инфраструктурой.
Именно в поддержку, а может, в чем-то и в развитие такого подхода написана эта статья. В ней мы постараемся:
Новый облик ГИС-решений от Autodesk
Так сложилось, что компанию Autodesk традиционно и по праву считают «королем CAD». В ответ на просьбу назвать великого русского поэта, фрукт и базовый пакет САПР вы наверняка услышите: «Пушкин, яблоко, AutoCAD».
У нас это — «народный» пакет, широко известный, эффективный, локализованный. Кстати, локализованы и основные приложения Autodesk для землеустройства и ГИС — Land Desktop и AutoCAD Map, содержащие встроенный AutoCAD.
Однако в качестве полноценных ГИС-решений они до настоящего момента не воспринимались, причем даже некоторыми поставщиками продукции Autodesk!
И хотя многие краеугольные камни уже были заложены — в частности, в журнале публиковались статьи о продуктах Autodesk для гибридного редактирования (Autodesk CAD Overlay), работы с трехмерным рельефом с выходом на планировочный САПР (Land Desktop), а также о решениях для мобильных компьютеров (OnSite), — все-таки оставалось ощущение незавершенности.
Что же изменилось? Разумеется, появилась новая версия — AutoCAD 2002 и серия продуктов на его основе уже известных (или похожих) наименований.
Программное обеспечение AutoCAD продолжает развиваться, идя в ногу с новым, XXI веком. И хотя детальное рассмотрение новых возможностей не является целью данной статьи, некоторые акценты все же необходимо расставить.
Теперь AutoCAD и его расширения (desktop) стали платформой, автоматизирующей все направления — от проектирования до последующей эксплуатации инженерно-строительных объектов, от обработки изысканий до решения кадастровых задач. Сами по себе процедуры разработки чертежей или проектирования, для которых и применяются средства автоматизации, занимают не более 5% общего объема работ. Тем не менее стоимость конструкторской документации составляет 95% капитала компании.
Чтобы сделать более полезными существующие проекты и миллионы ранее разработанных DWG-файлов, необходимы средства не только для создания проектной информации, но и для ее извлечения. Необходим продукт, интегрирующий результаты труда проектировщиков с более широкой инфраструктурой бизнеса. Задачей нового AutoCAD является реализация этих потребностей.
AutoCAD 2002 продолжает развивать новые средства для повышения эффективности работы, производительности и удобства использования, а также обеспечивает совместимость с ранее разработанной проектной документацией. AutoCAD помогает управлять стандартами организации и взаимодействовать с коллегами с целью заимствования части проектной информации.
С июля начались поставки новой версии флагманского продукта для ГИС — Autodesk Map 5 (обратите внимание: наконец без AutoCAD, хотя он и работает над АutoCAD 2002).
Главное в нем — импорт-экспорт в Oracle Spatial. На принципиально новом уровне решена работа с тематическими картами. Autodesk Map создает и поддерживает цифровую разработку и отображение данных или в DWG, или в Oracle Spatial, поэтому вы можете опубликовать ваши карты в Интернете, используя Autodesk MapGuide. Autodesk Map — эффективный инструмент создания для описания и формирования процесса обработки GIS-информации и сквозной работы с Autodesk MapGuide, Autodesk Land Desktop, Autodesk Civil Design, Autodesk Survey и Autodesk OnSite Enterprise, а также использования в качестве клиента с Autodesk GIS Design Server.
Одно только перечисление этих компонентов говорит о мощи современного инструментария Autodesk для решения задач градостроительства, землеустройства и управления ресурсами (ГИС).
Особый интерес представляет решение для бурно развивающейся области корпоративных ГИС на основе Intranet/Internet (GEONET). Autodesk предлагает для таких задач мощную векторно-растровую ГИС Autodesk MapGuide 5. Система позволяет просматривать и запрашивать децентрализованно хранящуюся и ведущуюся пространственную информацию и связанную с ней семантическую информацию тысячам пользователей. Специальное разрешение в MapGuide 5 — Oracle extension — позволяет работать с пространственной информацией, хранящейся в Oracle Spatial.
Сегодня компаниям Autodesk на базе известных решений VISION* (управление национальными и транснациональными сетями, магистралями, территориями) создала сервер пространственных баз данных на основе Oracle Spatial — GIS Design Server. Речь идет о сверхбольших интегрированных БД (VLDB) уровня предприятия, корпорации, крупного города или, например, энергосистемы страны. С сервером могут быть связаны как обычные компьютеры с Autodesk Map в качестве клиента, так и пользователи Web — клиенты Autodesk MapGuide и мобильные устройства (карманные персональные компьютеры) с OnSite «на борту». Таким образом изменяется вся архитектура ГИС-решений Autodesk. Безусловно, основное ее применение — в системах класса AM/FM и в органах государственной власти (ОГВ).
Для освоения и успешного внедрения этого продукта на нашем рынке требуются коллективные усилия достаточно квалифицированных специалистов. Но продукт создан, и его широкое применение — только вопрос времени, а точнее, сформированного «социального заказа».
Тем самым Autodesk предлагает полный спектр продуктов для ГИС, куда можно включить AutoCAD 2002, Map 5, CAD Overlay 2002, Land Desktop 3 (с Civil Design и Survey), Volo, MapGuide 5, OnSite и GIS Design Server. С выходом сервера пространственных данных, интегрирующего все другие геоинформационные продукты, ГИС-решение от Autodesk вышло на качественно новый уровень, а сама компания Autodesk заняла прочные позиции в рядах ведущих «гисовских» фирм.
Технологическая линия GEO+CAD
Сущность AutoCAD заключается не в том, что это мощнейший графический редактор, а в открытости. Именно открытостью и тем, что система имеет собственную среду разработки и тысячи приложений для самых разных областей практики, в том числе электронной картографии, кадастра, AM/FM, ГИС, объясняется феноменальная популярность AutoCAD.
Понятно, что приложения отечественных разработчиков могут занять следующие ниши:
Однако мало просто иметь много продуктов «хороших и разных» — для создания комплексных технологических цепочек (а только такая информатизация дает эффект) необходима еще и «склейка».
Именно этим сложным процессом уже многие годы занимается компания INFARS, собирая разработчиков и координируя их действия, — по сути, организуя их и во многом определяя их приоритеты. Это позволяет ей поставлять комплексные, совместимые между собой решения, максимально приближенные к потребностям заказчиков, учитывающие отечественную специфику, ГОСТы, СНиПы и т.п.
Такой подход, к счастью, разделяют (и активно развивают) наиболее перспективные команды отечественных разработчиков.
Именно так и возникла технологическая линия GEO+CAD. Эта линия открыта для отечественных разработчиков геоинженерных и ГИС-приложений для платформы AutoCAD и других продуктов ГИС-решения компании Autodesk. «Автор» линии — неформальная ассоциация (виртуальная корпорация) разработчиков стран СНГ.
Открывает линию пакет RGS (разработка московской фирмы «Румб») — решение геодезических задач с плотной интеграцией с AutoCAD (разрабатывается и версия непосредственно под AutoCAD).
Одной из первых отечественных фирм, которая вот уже более двенадцати лет работает в области создания геоинженерных AutoCAD-приложений и ГИС-проектов для различных муниципальных служб на основе базовых продуктов Autodesk, является киевская фирма ГЕОКАД. Нельзя здесь не пошутить, что они пошли в ГИС от Autodesk намного раньше, чем сама Autodesk. В линейку ГЕОКАД входят следующие продукты:
При необходимости по просьбе заказчика в линейку могут быть включены и другие пакеты — это с одной стороны, а с другой — инициатива может исходить и от разработчиков, желающих обрести уверенность в совместимости своих программ с существующими технологическими линейками. Кроме того, сотрудничество с компанией «ИнфАрС», членом Ассоциации разработчиков корпорации Autodesk, позволяет получать самую свежую информацию, а следовательно, работать на опережение, развивая свои продукты.
Решения для муниципальных ГИС на базе продуктов Autodesk
Специфика муниципальных ГИС по сравнению с мелкомасштабными общеизвестна. Помимо всего прочего, это — насыщенная, интенсивно изменяемая, редактируемая подоснова; взаимосвязанность и децентрализация субъектов ведения геоинформационного ресурса и его пользователей; огромное разнообразие взглядов на городскую реальность (водоканал видит ее по-своему, милиция по-своему, органы архитектуры, земельный комитет… — все по-своему).
Сейчас идет активный процесс создания муниципальных ГИС, в основном для целей кадастра, а в конечном счете — налогообложения. Впрочем, все активнее поднимается вопрос именно комплексных ГИС — общего ядра муниципальной информатики. Достигнуты значительные результаты. Идет вал публикаций.
И все-таки по прочтении многочисленных статей о городских ГИС остается какая-то неудовлетворенность и никак не удается избавиться от ощущения, что зачастую упускается нечто очень существенное, принципиально важное.
В основном муниципальные ГИС строятся не как ГИС инженерного назначения, а именно как управленческие, «для руководителей». На первый взгляд это вполне объяснимо: нужны они одним — проектантам, инженерным службам, реально обеспечивающим жизнедеятельность города, а деньги платят другие — разного рода руководители, в крайнем случае — «фискальщики», удерживающие земельный, например, налог. Отсюда и справедливость стишка: «В ГИС географы в почете, инженеры же — в загоне».
По общепринятому мнению, ГИС нужна сегодня для управления территорией, для развития этой самой территории. А каким путем идет процесс развития? Правильно — путем проектирования. Отсюда простой, банальный, тривиальный — как хотите! — вывод: именно проектировщики являются одними из основных потребителей «гисовской» информации. Они же являются и ее поставщиками. Вывод-то простой, но почему-то постоянно нарушаемый. И очень редко где есть безотказно действующий процесс ГИС-САПР-ГИС-САПР-ГИС…, то есть реальный «кругооборот геоинформации в природе».
В реальных же ГИС одинаково важна, «равностатусна» и топографическая, и проектная информация. Таким образом, и GEO, и CAD. Так что GEOCAD — это фактически связь настоящего, существующего начала (GEO) и будущего, проектного, конструктивного начала (CAD). А применительно к геоинженерному проектированию GEOCAD — это, по сути, в некотором смысле аналог известной аббревиатуры CALC, то есть комплексный подход — от проектирования до сопровождения на всех этапах жизненного цикла.
Следовательно, между ГИС и САПР не существует никаких «перегородок» — они диффузно проникают друг в друга. И в конце концов неважно, на каком инструменте все сделано, — важна легкость, «бесшовность» интеграции.
Однако инструмент все-таки тоже важен. Сегодня CAD-технология как бы переросла себя и смело осуществила экспансию в область ГИС. И это правильно.
Журнал «САПР и графика» уже много сделал для преодоления бытующих и даже преобладающих стереотипов и предубеждений относительно того, что ГИС — это ГИС, а САПР — это САПР. Видимо, сама популярность AutoCAD сыграла здесь злую шутку: крайне трудно идет процесс отказа от стереотипов. (Кстати, то, что в названии продукта пропало слово AutoCAD — теперь он называется просто Autodesk Map 5, — это шаг в верном направлении.)
Рамки журнальной публикации и ее «затравочно-методологический» характер не позволяют даже просто перечислить множество интересных проектов, выполненных в России и СНГ на основе ГИС-продуктов Autodesk. Их слишком много — от ведения дежурного плана, систем для различных инженерных служб (назовем все-таки систему для Киевгаза и созданный на основе выполняемого проекта продукт ГАЗКАД фирмы ГЕОКАД, Киев) до корпоративных ГИС на основе MapGuide (например, фирмы ГРАНИТ, Москва, или ГЕОКАД, Киев).
Но в целом в России — в области ГИС вообще и муниципальных ГИС в частности — продукты Autodesk в силу ряда причин занимают явно не соответствующее их уровню место. Хотя, учитывая технические и внетехнические достоинства ГИС-решения Autodesk — с одной стороны, и жгучие потребности реальной практики (например, просто обеспечения жизнеспособности инженерной инфраструктуры городов) — с другой, должна была сложиться совершенно противоположная ситуация.
Не берясь за перечисление всех достоинств CAD-систем, нельзя все-таки не отметить ее беспрецедентные возможности редактирования, истинную трехмерность, удобство вычерчивания, проверенное и подтвержденное миллионами создателей чертежей, а также бесшовную стыковку с САПР…
AutoCAD поддерживает основные виды топологии и позволяет легко встраивать вычислительные модули третьих фирм (например, в упомянутом пакете ГАЗКАД реализована многоуровневая модель газовой сети крупнейшего города, а в качестве вычислительных модулей используются сертифицированные программы гидравлического расчета).
На сегодня беспрецедентная открытость AutoCAD перешла на качественно другую ступень: теперь можно создавать собственные объекты со своими видом и поведением, в том числе с учетом контекста. При этом работа с ними ничем не отличается от привычной работы со встроенными примитивами AutoCAD. Все это делает современный AutoCAD полноценной графической объектной СУБД.
По мере создания всей линии базовых продуктов Autodesk появилась возможность создавать на их основе все главные ГИС-подсистемы в муниципальных ГИС — от ведения насыщенной подосновы (дежурный план) до системы информирования руководства и жителей города (на основе MapGuide).
При выборе базовых платформ для ГИС нельзя не учитывать и экстратехнические факторы, такие как массовое знание продукта, наличие кадров и литературы и т.д.
Необходимы активная работа ведущих российских фирм-дистрибьюторов и диверсификация их бизнеса — не только комплексные поставки, но и разработка, внедрение и сопровождение ГИС-проектов, то есть в определенном смысле полный цикл бизнеса. Разумеется, это требует гораздо больших трудозатрат, нежели простое продвижение продуктов. Но сегодня это уже очевидная для всех необходимость, которая должна быть реализована.
Нужна инфраструктура — консалтинг, специализация фирм; нужен обмен опытом разработчиков и заказчиков
и т.д. Надеемся, что все это осуществится в самое ближайшее время.
Думаем, что вскоре в журнале появятся публикации об опыте разработки и эксплуатации реализованных ГИС-проектов на основе решений Autodesk.
Заключение
Итак, существуют первоклассные базовые ГИС-продукты компании Autodesk, а многие отечественные разработчики уже создали и готовы впредь создавать необходимые нашим пользователям приложения для открытых платформ AutoCAD, Map, Land Desktop, MapGuide. Остается только скоординировать их так, чтобы они без проблем стыковались между собой. Это отвечает интересам пользователей, а именно в этом и заключается идея открытой линии GEO+CAD.
Есть потребность в реальных муниципальных ГИС-проектах — не только в учетно-регистрирующих, но и в ГИС, завязанных на инженерную, проектную деятельность. Уже имеется значительный — правда, пока разрозненный — опыт отечественных разработчиков по созданию ГИС-проектов на основе ГИС-решения Autodesk.
Но, видимо, — все только начинается. Лозунг Autodesk мы переводим просто: сделаем наконец область ГИС такой же массовой, эффективной и результативной, как область САПР; приблизим решения к земле, реальности. В общем, геоинформатику — в жизнь!
Мы твердо убеждены, что для наших ГИС необходим именно CAD-подход — как приближенный к повседневной проектной практике и реально работающий. Это наше кредо.
Итак, есть все предпосылки, чтобы на деле показать преимущества CAD-подхода в муниципальных ГИС. Надо только, чтобы заработал в полную силу этот самый «+» в формуле GEO+CAD.
Для этого нужны коллективные усилия тех, кто в принципе разделяет мысль о необходимости самой тесной интеграции САПР и ГИС. Именно поэтому мы и решились напечатать эти несколько эмоциональные заметки в «САПР и графике».