Что такое семейно бытовые обряды
Семейные обряды
Лит.: Байбурин А. К., Левинтон Г. Б. Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. М., 1990.
Смотреть что такое «Семейные обряды» в других словарях:
ОБРЯДЫ ГРАЖДАНСКИЕ — коллективные символич. действия, воплощающие в себе нерелиг., светские идеи и представления и вызывающие соответствующие переживания. О. г. существовали на протяжении всей истории клас. общества. Напр., еще в Др. Греции и Риме существовали обряды … Атеистический словарь
обряды — традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и деятельности различных человеческих общностей; призваны способствовать всеобщему преуспеянию. Особую группу составляют семейные О., связанные с обручением, венчанием, свадьбой,… … Сексологическая энциклопедия
Японские погребальные обряды — Могила сёгуна Асикаги Ёсимасы в храме Сёкокудзи в Киото Японские погребальные обряды … Википедия
Культура Удмуртии — Удмуртия республика в составе Российской Федерации, является ее неотъемлемым субъектом, входит в состав Приволжского федерального округа, расположена в западном Предуралье, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. Страна заселена… … Википедия
ИНДУИЗМ — основная религия Индии и одна из мировых религий. Индуизм возник на Индийском субконтиненте, причем свыше 90% из приблизительно 500 млн. человек, исповедующих эту религию, живут в Республике Индия, которая занимает большую часть субконтинента.… … Энциклопедия Кольера
Хантов и манси традиционные верования — Численность хантов 22 521 чел., манси 8459 чел., живут эти народы в Ханты Мансийском, ЯмалоНенецком авт. окр. и Томской обл. В их культуре и религии в связи с общностью происхождения много сходства; у сев. и вост. хантов есть некрые отличия.… … Религии народов современной России
Вепсы — Вепсы … Википедия
ОБРЯД — ОБРЯД, а, муж. Совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие н. религиозные представления, бытовые традиции. Семейные обряды. Свадебный о. О. крещения. Новые обряды. О. посвящения в студенты. | прил.… … Толковый словарь Ожегова
обрядный — ОБРЯД, а, м. Совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие н. религиозные представления, бытовые традиции. Семейные обряды. Свадебный о. О. крещения. Новые обряды. О. посвящения в студенты. Толковый… … Толковый словарь Ожегова
обрядовый — ОБРЯД, а, м. Совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие н. религиозные представления, бытовые традиции. Семейные обряды. Свадебный о. О. крещения. Новые обряды. О. посвящения в студенты. Толковый… … Толковый словарь Ожегова
Тема 3.3. Семейно-бытовая обрядность
Родильные обряды и обряды первого года жизни (периода младенчества) были наполнены ритуальными действиями магического характера: первое купание новорожденного, крещение, первое укладывание в колыбель, обряд угощения родственников и соседей («бабина каша»), обычай одаривания матери новорожденного и бабки-повитухи, обряд первого подпоясывания, первого пострижения и др. Действия имели две направленности: оберегание новорожденного и его матери и обеспечение ему благополучной и долгой жизни. Следы ритуальных песен-пожеланий сохранились в колыбельных песнях; в бытовой практике остались следы заговоров, например: «Как с гуся вода, так с тебя хворь и боль» (при купании). Христианское таинство крещения значительно потеснило древние родильные обряды.
Русская свадьба сохранила следы ранних исторических периодов с их брачными отношениями. Наиболее архаичны отзвуки домоногамных (групповых) форм брака, восходящие к матриархату. По своему исконному смыслу обряд является женской инициацией, посвящением девушки-невесты в группу матерей. Древний коллективный характер таких посвящений отражен в девишнике.
В брачных обычаях периода матриархата инициатива принадлежала женщине, нормальным явлением было самопросватывание девушек. В патриархальном обществе все изменилось. Основная свадебная игра развертывалась вокруг похищения невесты (ее прятали от жениха, преграждали дорогу женихову поезду, разыгрывали сцены доступа жениха во двор, в горницу — и проч.). Подчеркивалось активное начало со стороны жениха и ритуальное «нежелание» невесты выходить замуж. В доме невесты пели песни, в которых приезд жениха изображался как ветер, буря, сам же он назывался разорителем и погубителем. Все это следы брака-умыкания, то есть такого, в котором невесту похищали (сначала насильственно, а позже по взаимному уговору).
В феодальную эпоху в патриархальной семье сложился брак по воле старших, который до реформ Петра I сохранялся во всех слоях русского общества. Позже он оставался только в крестьянской среде. Брак по воле старших отразил представление народа о семейном быте феодальной эпохи: стабильном, с оберегаемыми традициями.
Патриархальный брак по воле старших включал в себя как обязательный элемент церковный обряд венчания и начал подчиняться церковным ограничениям. Они распространялись на время для венчания и на степень родства между женихом и невестой.
Со второй половины XVII в. церковь настойчиво борется за введение церковного брака и вместе с тем усиливает противодействие народному обряду. В официальных документах того времени свадебный обряд называли «бесовским действом», о котором «странно не токмо рещи, но и помыслити». Несомненно, что на народный свадебный обряд заметное влияние начало оказывать православие. С ним связаны многочисленные моления с возжиганием свечей и лампад, особое отношение к благословениям, крестам и иконам, к участию в обряде священнослужителей. Христианские сюжеты проникли и в свадебный обряд.
На протяжении всей свадьбы совершались христианские моления, благословения иконой или крестом, зажигание свечей и т. д.
В XX в. процессы разрушения традиционной крестьянской свадьбы ускорились. Для 20-30-х гг. было характерно изживание церковного венчания, в официальный обряд превратилась канцелярская
регистрация бракосочетания. Вместе с этим очень упростилась схема обряда и почти выветрилась его поэзия.
В поэзии современной деревенской свадьбы основную роль стали играть частушки, в которых появился новый, нетрадиционный образ девушки-невесты: бойкой, жизнерадостной, острой на язык.
Общая характеристика традиционного свадебного обряда
Народный свадебный обряд не был застывшим, его общие свойства специфически разрабатывались в разных местностях. Типические отличия позволили выделить три основных географических ареала русской свадьбы: среднерусский, севернорусский и южнорусский.
В целом русский свадебный обряд может быть условно разделен на три основных периода: сватовство/просватанье, период подготовки к свадьбе и послевенчальный цикл.
1. Сватовство. Первый период начинался с выбора невесты, осуществлявшийся, как правило,
родителями жениха. При выборе невесты родители прежде всего обращали внимание на поведение и
здоровье девушки, родословную, имущественное положение ее родителей. Наметив сыну невесту,
родители отправляли в дом девушки сватов (дядю, брата или крестного жениха).
Сватовство включало несколько обрядов или актов, совершение которых считалось обязательным: приход сватов, смотрины (просватанье или сговор или просватай), рукобитье (обручанье или заручины или заручанье или пропоины).
Повсеместно данные акты сватовства имели разную местную степень подробности, но повсюду соблюдались следующие правила: приход сватов от одного до трех раз, посадка сватов под маткой / балкой / матицей или только на ту лавку, которая идет по длине пола, иносказательная символическая форма ведения беседы (сватовства). Обязательным ритуалом смотрин было взаимное угощение, одаривание невесты и жениха, в том числе, вином. На этом этапе свадьбы невеста могла/имела право отказаться от замужества. После рукобитья отказ от свадьбы считался позором. Непременными действиями рукобитья были зажигание свечей, застолье, начало пения специальных обрядовых песен (упреки невесты в том, что заручили).
Нередко между просватаньем и смотринами проводилась вечерка, главное назначение которой состояло в общем веселом праздновании молодежи. По многим параметрам свадебная вечерка была своеобразным вариантом обычной сельской вечеринки, отличающейся только лишь подчеркнутым вниманием всех присутствующих к невесте, которую всем нужно было одаривать.
2. После рукобитья начинался период подготовки к свадьбе. В Сибири этот этап назывался
«сборная неделя». Он мог длиться от одной до трех недель или до месяца. В это время девушки
помогают невесте шить приданое, подарки для жениха и дружки, поэтому в алтайском локусе этот
период называют «шитник». Во время сборной недели соблюдался ряд обычаев, сопровождавшихся
специальными песнями и причитаниями. До середины XX в. соблюдались в Сибири обряды вывода
невесты на утреннюю и вечернюю зарю (у староверов Хакасии его называют «отбивание зорь», в
Вторую группу обрядов до венчального цикла образуют «сборы невесты к венцу», «ожидание поезда жениха», «прощальный стол» с курниками, «приезд свадебного поезда», «бранье», «выкуп косы», столование, благословление и «отъезд к венцу». Параллельно «сбору невесты» в доме жениха происходит «сбор поезда» (распределение свадебных чинов, баня, одевание жениха, столование, благословление жениха, молебен,» отъезд поезда за невестой).
Каждый персонаж отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки, цветы, зеленые ветки. Невеста в дни, предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии. В наряде жениха присутствовал цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок или полотенце на плечах и т.д. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.
В довенечной части свадьбы русской свадьбы доминировали лирические песни, отражающие внутреннее состояние невесты: ее нежелание расставаться с родным домом, девичьей свободой.
Подобные песни пелись на девичнике, утром свадебного дня. Драматизм ситуации нередко усиливался с помощью эмоционально-экспрессивных причитаний.
Во время совершения наиболее ответственных свадебных обрядов (расплетения косы невесте, благословения жениха и невесты, окручивания молодой) исполнялись ритуальные песни. Такие песни исполнялись по ходу обряда один раз и позволяли воссоздать, восстановить все его основные, этнографически и ритуально значимые вехи.
Позднее, традиционный крестьянский свадебный обряд послужил основой городского. В условиях города он значительно изменился как в целом, так и в деталях. Постепенно складывался универсальный, можно сказать, «межнациональный» ритуал. Так, к середине ХГХ века в ритуалах горожан наблюдались специфические черты, отличающие их от крестьянской традиции: ослабление магических элементов, усиление роли профессиональных свах, изменения в ритуальной пище и порядке застолий, замена плясок танцами, а фольклорного репертуара городскими песнями.
Новым рубежом в бытовании традиционной свадьбы стал Октябрьский переворот 1917 г.: объявив войну религии, начали наступление и на традиционную народную культуру, в том числе на свадьбу. Вместо старых традиций пытались создать новую обрядность, соответствующую новой идеологии, но далекую от старой народной традиции. Большинство опытов оказались нежизнеспособными, в то время как старый обряд в той или иной степени продолжает бытовать вплоть до настоящего времени.
Теперь же одного желания «играть свадьбу по старому обычаю», по правилам старинного обряда недостаточно. За долгие годы забвения и пренебрежения к народной культуре была нарушена естественная передача народных знаний, произошли необратимые изменения в общем культурном и духовном облике деревни, была практически полностью утрачена обрядовая культура. Возможно ли ее возрождение в будущем, покажет время.
Мифологическое в русской свадьбе
Главный смысл свадебного обряда состоял в продолжении рода, для чего требовалось пробудить у человека и у природы плодородящие силы. Эта идея связывала воедино все свадебные элементы, отождествляла живое по признаку жизни.
Например, устройство постели для молодых было наполнено магией, обеспечивающей воспроизводство жизни во всех ее видах. Постель стлали на снопах, в местах обработки и хранения зерна (в амбаре, на гумне, в овине) или в помещениях для содержания скота (в хлеве, в подклети).
Обряд был насквозь пронизан магией. Использовались все ее виды. Цель продуцирующей магии (от лат. producentis — «производящий») состояла в том, чтобы обеспечить благополучие жениху и невесте, прочность и многодетность их будущей семье, а также чтобы получить богатый урожай,
Инициация включала в себя обряды с волосами, изменение прически: расплетание косы, продажа косы, окручивание. Этот древний обычай был связан с верой в магическую силу волос.
Многие обряды с печью совершались на протяжении всей свадьбы, как в доме родителей невесты, так и в доме жениха. Все важные дела (например, вынос красоты) начинали в буквальном смысле от печки. Чтобы сватовство было удачным, сваха старалась дотронуться до печки. Благословляли молодых у печного столба. В доме мужа молодая трижды кланялась печи и только потом уже иконам. С приобщением невесты к новому очагу был связан обычай марания: утром после бужения молодых всем чернили лица сажей из печи.
Растительный мир русской свадьбы связан с древними анимистическими представлениями. Живыми или искусственными цветами украшались все участники свадьбы. Цветы и ягоды были вышиты на свадебной одежде и на полотенцах. Особо почитались вечнозеленый барвинок (символ прочности любви и брака) и ягоды калины (символ девичества). Калинкой назывались обряды, связанные с установлением добрачной невинности молодой, а также ее свадебная рубаха.
Животный мир свадебного ритуала восходит к древнеславянским тотемам. Во многих элементах обряда можно увидеть культ медведя (ряжение в медведя, меховая одежда и меховые подарки, использование вывернутого тулупа, символизировавшего шкуру зверя). Медведь должен был обеспечить богатство и плодородие. В некоторых местах атрибутом свадебного пира была жареная свиная голова, имевшая магическое значение (с ней разыгрывались сценки иронического чествования). На свадьбе, Святках и масленице рядились быком, при этом устраивали игры с эротическим смыслом.
С невестой были связаны образы птиц. Плодородящую силу имела прежде всего курица. Она фигурировала и как ритуальная пища, и как живая птица (курица-приданка).
Свадебный ритуал восточных славян имел ярко выраженный аграрный, земледельческий характер.
С идеей плодородия был связан культ воды. В севернорусской свадьбе он проявился в банном обряде, которым завершался девишник. Производились магические действия с водой и с банными атрибутами (печью-каменкой, веником). В отличие от северной, для среднерусской свадьбы характерно послесвадебное обливание — своеобразное игрище, величание молодой женщиы, возможно, уже несущей во чреве новую жизнь. При обливании женщина-мать отождествлялась с матерью-сырой землей: ведь увлажненная дождями земля также могла проявить свою плодородящую сущность.
В добрачных, брачных и послебрачных обрядах молодых осыпали хмелем, овсом, семенами подсолнуха или любым другим злаком. Известны действия не только с зерном, но и с колосьями, с квашней. Культ хлеба проявился прежде всего как чествование каравая, которое в южных зонах было развито в каравай-ый обряд: он начинался в предсвадебном цикле, а заканчивался на княжем пиру раздачей каравая.
С аграрной магией связан древнеславянский культ солнца. По представлениям древних, любовные отношения между людьми порождались сверхъестественным участием небесных светил.
Образ солнца нес в себе свадебный венок невесты. В песне сообщалось, будто бы он упал с неба и был так ярок, что мог осветить дорогу. Особенно значительной была концентрация небесного сияния в наиболее драматичный кульминационный момент свадьбы, а именно когда невеста, сидя за столом и ожидая приезда жениха, как бы расставалась со своей душой девушки. Невеста должна была плакать («Не плачет за столом, наплачется за столбом»). При этом она катала свой венок по столу. Круглая форма венка, его «сияние» и обычай его катания по тесовенькому столику изображали солнце как верховного покровителя обрядового таинства.
Свадебная поэзия
Как уже можно было заметить, древние культы присутствовали на свадьбе в своем материальном (предметном) выражении и в виде поэтических образов фольклора. В древности основная функция свадебного фольклора была утилитарно-магической: устные произведения способствовали счастливой судьбе, благополучию. Но постепенно они начали играть иную роль: церемониальную и эстетическую.
Поэзия свадьбы обладала глубоким психологизмом, изображала чувства жениха и невесты, их развитие на протяжении обряда. Особенно сложной в психологическом отношении была роль невесты, поэтому фольклор нарисовал богатую палитру ее эмоциональных состояний. Первая половина свадебного обряда, пока невеста еще находилась в родительском доме, была наполнена драматизмом, сопровождалась печальными, элегическими произведениями. На пиру (в доме жениха) эмоциональная тональность резко менялась: в фольклоре преобладала идеализация участников застолья, искрилось веселье.
Свадебные песни— самый значительный, наиболее сохранившийся цикл семейной обрядовой поэзии.
Песню «Не в трубушку трубили рано по заре. » могли петь на сговоре, на девишнике и утром свадебного дня. Этой ритуальной песней отмечался предстоящий, совершающийся или уже совершившийся обряд расплетания косы.
В сговорных песнях монологические формы отсутствовали, песни представляли собой повествование или диалог.
В песнях девишника появлялись монологические формы от лица невесты. Она прощалась с вольной волюшкой и отчим домом, укоряла родителей за то, что отдают ее замуж. Размышляя о своей будущей жизни, невеста представляла себя белой лебедью, попавшей в стадо серых гусей, которые ее щиплют. Мать или замужняя сестра учила невесту, как вести себя в новой семье:
«Ты носи платье, не изнашивай, Ты терпи горе, не сказывай».
Если невеста была сиротой, то исполнялось причитание:дочь приглашала родителей посмотреть на ее свадьбу сиротскую.
Образ девушек-подруг рисовался как стайка малых пташечек, слетевшихся к канареечке, заключенной в клеточку. Подруги то сочувствовали невесте, то укоряли ее за нарушенное обещание не выходить замуж. Девишник был насыщен ритуальными и лирическими песнями.
Кульминацией всего свадебного ритуала был день свадьбы, в который происходило заключение брака и величание молодой семьи.
Утром невеста будила подруг песней, в которой сообщала о своем нехорошем сне: к ней подкралась проклята бабья жисть. Во время одевания невесты и ожидания свадебного поезда жениха пели лирические песни, выражавшие крайнюю степень ее горестных переживаний («Как расшатало белу березоньку. »). Глубоким лиризмом были наполнены и ритуальные песни, в них замужество изображалось как неотвратимое событие («Матушка, что не пыль-то во поле. »). В это же время в доме жениха исполняли песни иного содержания, например: с дружиной молодцев он отправляется из своего чудесного терема за серой утицей-раскрасавицей, жених плывет по реченьке на суденышке, натягивает колену стрелу и пускает в серу утицу («Ой, у Ивана-то хоромы хороши. »).
. Ко столику подхожу, ко дубовому подхожу.
Ко скатертям ко браным.
Ко яствам сахарным.
Ко тарелочкам золоченым.
Ко вилочкам точеным,
К ножичкам булатным,
К вам, сватушкам приятным.
. По башмачкам истоптали, По чулочкам изорвали, Зелёну ёлочку ломали. По перчаткам изорвали, По колечечку сломали.
Елочка была главной героиней. Ей произносили величание, в конце которого на ней зажигали свечки:
. Хороша наша девья краса Разнорядно она нарядна Алым ленточкам разувешана. Разным бантикам разубантена, Дорогим камням разукрашена, Восковым свечам разоставлена. Алы ленточки алели, Разны банты голубели. Дороги камни разливалися, Бесковы свечи разжигалися.
Далее совершался обход присутствующих и требование платы за елочку. Начинали с жениха, затем обращались к дружкам, свахам, сродничкам. Способы, которыми побуждали «одаривать» красоту, были разные: например, загадывали загадки.Особенно часто одаривания требовала рифма:
Вот вам последнее словечко: Подарите мне на золотое колечко. Скажу я словечек пяток — Подарите мне на шёлковый платок. Сватушка, у которого красная рубашка, —
Каждый одаривающий гасил свечку. Когда все свечи были погашены, девушка, произносившая приговор, обращалась к невесте. Она говорила о неизбежном расставании с красотой и об утрате невестой навеки ее девичества. Елочку выносили из избы, невеста плакала. Через всю игровую ситуацию красной нитью проходила психологическая параллель между елочкой-девъей красотой и невестой.
Приговоры композиционно состояли из монолога, однако обращения к участникам ритуала приводили к возникновению диалогических форм и придавали приговорам характер драматического представления.
Семейные обряды и обычаи
Обряды и обычаи, которые практикуются в масштабах каждой отдельной семьи – удивительный, уникальный и очень мощный, в плане воспитания подрастающего поколения, инструмент.
Семья, в которой нет своих обычаев, к счастью, большая редкость.
Возможно, не каждый сразу сможет перечислить все существующие в его роду традиции, но если немного подумает, то наверняка назовет несколько совершенно особенных моментов быта, присущих именно его семье.
Даже манера здороваться по утрам или приглашать родных к столу в разных семьях разная. Кто-то говорит: «Привет», кто-то – «Доброе утро!», а у кого-то принято просыпаться и молча чмокать в щечку своих домочадцев.
Обычаи и обряды пришли к нам из глубины веков, но и по сегодняшний день играют огромную роль в жизни людей, влияют на характеры, временами даже меняют судьбы.
Есть семья – есть обычай
Семейные обычаи, обряды и традиции – это тот ментальный запас, который вчерашние дети чаще всего берут с собой в свою взрослую жизнь.
Обычаи объединяют людей, делают их терпимее друг к другу, дарят «чувство плеча», то есть – поддержки, учат взаимоуважению.
Также совместные мероприятия способствуют формированию доверия, сплачивают людей, закладывают в детях фундамент семейности, воспитывают нормы поведения.
Основа всех существующих обрядовых процессов – это трудовая деятельность людей, религия, бытовой уклад, способы отдыхать.
Обычаи призваны учить людей хорошему. Они оказывают огромное влияние на моральный, социальный, трудовой и бытовой облик человека, выполняют воспитательную функцию, также знакомят с устоями родного народа, развивают патриотичность.
Все семейные обряды и обычаи условно можно разделить на несколько групп:
• повседневные или обычные – к ним относятся принятые в семье приветствия, культура приема пищи, манера общения и т.д.;
• праздничные – включают в себя традиции планировать, организовывать и проводить праздничные дни;
• воскресно-выходные – это обычаи, которые приняты в семье по выходным дням (совместная уборка, воскресный пирог, поход к родным, прием гостей у себя, чаепитие, просмотр фильмов, театр – все, что угодно);
• траурные – погребальные, поминальные обряды;
• торжественные семейные – традиции празднования больших семейных юбилеев;
• хозяйственные – к ним можно отнести, походы за покупками, сбор урожая, уход за питомцами и т.п.;
• бытовые – работа по дому, разделение домашних обязанностей;
• календарные – создание и соблюдение свода правил проведения различных календарных мероприятий.
Многим молодым парам в день бракосочетания гости желают, чтобы вместе с их новой семьей родились не только детки, но и семейные традиции.
И это очень правильное пожелание – та семья, где есть свои традиции, всегда крепче, в ней люди больше привязаны друг к другу и к дому.
Поэтому если в вашей семье пока нет четких, узнаваемых и уникальных традиций, постарайтесь поскорее исправить ситуацию и непременно придумать несколько обычаев, которые будут неукоснительно соблюдаться и смогут быть переданными из поколения в поколение.
Самые распространенные семейные традиции
В рамках семьи обычаи и обряды могут быть как общепринятыми, так и уникальными, которых больше не встретишь ни в одном доме.
Вот небольшой перечень самых разных традиций, любую из которых взять себе на заметку может каждый желающий. Главное в обычае, это то, чтобы ему с удовольствием следовали все участники процесса.
1. Совместное приготовление любимого в семье блюда – раз в неделю или в месяц, например. Особенно приятной и хорошей традиций считается совместно делать выпечку. Она объединяет поколения, дарит радость, вдохновение.
2. Уборка, перестановка мебели, наведение порядка на придомовой территории и другие бытовые и хозяйственные мероприятия, участие в которых могли бы принимать все члены семьи.
3. Ежегодное создание коллажей из семейного фотоархива.
4. Культурное проведение досуга – воскресные кинотеатры, спектакли, концерты, выставки, ярмарки и т.п.
5. Обычай неординарно проводить праздники, например: встречать их в поезде/автобусе, уезжать в путешествие, выходить на природу, готовить необыкновенное меню.
6. Незаметно подбрасывать маленькие подарки своим родным и близким.
7. Устраивать тематические вечера – настольных игр, чтения юмористических рассказов, разгадывания кроссвордов, песен и плясок.
8. Семейные квесты – очень сближает, расслабляет и дарит позитивные эмоции.
9. Ночные пикники, сон в палатке, рыбалка…
10. Традиции встречать Новый год каждый раз в новом месте.
11. Обязательный рождественский обед с кутей.
12. Выпекание Пасхальных куличей.
13. Соблюдение поминальных дней.
14. Введение особых приветствий и прощаний.
15. Праздник сбора урожая (после непосредственно самого сбора, конечно).
16. Семейные обеды – классика и поэтому являются проверенным обычаем, способным наладить в семье доверительные и теплые отношения.
Список можно долго продолжать. Все традиции, как видно, делятся на общепринятые и сознательно скультивированные в семье.
Семейная традиция, она как маленький секрет – объединяет вокруг себя людей, заставляет их крепко держаться друг за дружку, ценить и уважать ближнего. А у вас есть такая?