Что такое символ 5 класс

Символ

Понятие символа тесно соприкасается с такими категориями как художественный образ, аллегория и сравнение. Появившись в Древней Греции [источник не указан 26 дней] символ первоначально обозначал вещественный знак, имевший тайный смысл для группы лиц, объединенных вокруг какого-нибудь культа. Например, в эпоху поздней античности крест стал символом христианства. В новейшее время свастика стала символом фашизма.

Содержание

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Символ» в других словарях:

СИМВОЛ — (от греч. symbolon знак, опознавательная примета) идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. С. стоит между (чистым) знаком, у которого… … Философская энциклопедия

СИМВОЛ — (греч. Symbolon знак). 1) фигура или образ для вещественного обозначения какого нибудь чисто нравственного предмета, напр. треугольник символ Св. Троицы, лев символ храбрости. 2) формула, заключающая в себе главные основы веры: символ веры: 3) у… … Словарь иностранных слов русского языка

СИМВОЛ — (от греч. знак, примета) 1) в искусственных формализованных языках понятие, тождественное знаку; 2) в эстетике и философии искусства универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством содержат,… … Энциклопедия культурологии

Символ — Символ ♦ Symbol Иногда синоним знака, даже (в результате англо американского влияния, в частности после работ Пирса) условного знака. Например, математическими символами мы называем именно условные знаки. Но язык сопротивляется этому… … Философский словарь Спонвиля

СИМВОЛ — муж., греч. сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповеданье всей сущности или основ ее, в перечне. | Изображенье картинное, и вообще чертами, резами, знаками, с переносным, символическнм,… … Толковый словарь Даля

символ — и устарелое символ. В литературном языке XIX века преобладало ударение символ. Оно зафиксировано у А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Баратынского, В. Бенедиктова, Н. Добролюбова, А. Майкова, А. Полежаева, А. К. Толстого, А. Фета, В. Жуковского, А.… … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

СИМВОЛ — СИМВОЛ, (символ устар.), символа, муж. (греч. symbolon знак, первонач. условный опознавательный знак для членов какой нибудь организации, тайного общества). Предмет или действие, служащее условным знаком чего нибудь, выражающее, означающее какое… … Толковый словарь Ушакова

Символ — в переводческой скорописи условное обозначение или знак, используемые для обозначения группы предметов, явлений. По способу обозначения символы системы записи подразделяются на буквенные, ассоциативные, произвольные. См. также: Символы Системы… … Финансовый словарь

символ — См … Словарь синонимов

символ — (от греч. symbolon условный знак) образ, являющийся представителем других (как правило, весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. С. родствен понятию «знак», однако их следует различать. Для знака (особенно в формально логических… … Большая психологическая энциклопедия

СИМВОЛ — СИМВОЛ, а, муж. 1. То, что служит условным знаком какого н. понятия, явления, идеи. Голубь с. мира. Якорь с. надежды. Этот подарок с. верности. 2. Принятое в науке условное обозначение какой н. единицы, величины. • Символ веры 1) краткое… … Толковый словарь Ожегова

Источник

Значение слова «символ»

Что такое символ 5 класс. Смотреть фото Что такое символ 5 класс. Смотреть картинку Что такое символ 5 класс. Картинка про Что такое символ 5 класс. Фото Что такое символ 5 класс

1. Предмет, действие и т. п., служащие условным обозначением какого-л. понятия, идеи. Белый голубь — символ мира.Великая русская река! Она — символ нашей вольности, нашего раздолья и нашего богатства. Новиков-Прибой, Волга. На подзеркальнике стояли полукругом семь слонов — традиционный символ счастья. С. Никитин, Семь слонов.

2. Лит. Художественный образ, условно передающий какую-л. мысль, переживание. [Символисты] стали жертвовать внешней правдой и даже правдоподобностью ради выявления в символе избранной ими идеи. Брюсов, Смысл современной поэзии.

3. Спец. Условное обозначение какой-л. величины, принятое той или иной наукой. Символы химических элементов. Кристаллографические символы.

[От греч. σύμβολον — условный знак, примета]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Иногда знак и символ различаются, поскольку, в отличие от знака, символу приписывают более глубокое социально-нормативное (духовное) измерение.

СИ’МВОЛ, (симво́л устар.), а, м. [греч. symbolon — знак, первонач. условный опознавательный знак для членов какой-н. организации, тайного общества]. Предмет или действие, служащее условным знаком чего-н., выражающее, означающее какое-н. понятие, идею. Все грани в природе условны, относительны, подвижны, выражают приближение нашего ума к познанию материи, — но это нисколько не доказывает, чтобы природа, материя сама была символом, условным знаком, т. е. продуктом нашего ума. Ленин. Круг — с. вечности. Пальмовая ветвь — с. мира. || Художественный образ, в к-ром условно выражены идеи и переживания, преимущ. мистические (лит., искус.). ◊

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

си́мвол

1. то, что служит условным знаком какого-либо понятия, явления, идеи ◆ Сокровенные знания называются так не потому, что их скрывают, но потому, что они сами скрыты в символах. В. Я. Брюсов, «Огненный ангел», 1908 г. (цитата из НКРЯ) ◆ У древних осёл — символ мира, а конь — войны, поэтому пророк должен был въехать в Иерусалим на белом осле. Михаил Шишкин, «Венерин волос», 2004 г. // «Знамя» (цитата из НКРЯ)

2. филол. художественный образ, условно передающий какую-либо мысль, переживание ◆ Аллегория, олицетворение и художественный символ очень рано получили широкое развитие в христианском искусстве народов западных. Ф. И. Буслаев, «Повесть о горе и злочастии, как Горе-Злочастие довело молодца во иноческий чин», 1856 г. (цитата из НКРЯ)

3. условное обозначение какой-либо единицы, величины, принятое в науке ◆ Вверху, справа от символа стояла цифра 108. Значит ― 108-й элемент по порядку. А под символом ― цифра 400, взятая в квадратные скобки: так обозначают массовое число наиболее устойчивого изотопа. К. Севастьянова, «Элемент «Копыловий»», 1967 г. // «Химия и жизнь» (цитата из НКРЯ) ◆ Так как концентрация водородных ионов в растворе — величина очень малая, то для удобства пользуются не действительным значением её, а десятичным логарифмом этого числа, взятым с обратным знаком. Этот водородный показатель, по предложению датского химика Серенсена, принято обозначать символом рН (рН — первые буквы от латинских слов pundus Hydrogenium, т. е. вес водорода). И. Вольпер, «Кислота в нашей пище», 1966 г. // «Химия и жизнь» (цитата из НКРЯ)

4. отдельный графический знак в письменности, например буква, цифра или знак препинания ◆ Текст открывал своё пространство по мере осознания смысла каждого символа, каждой буквы в строке. Андрей Балдин, «Московские праздные дни», 1997 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В современном китайском письме (байхуа), кроме традиционных символов, широко используются европейские знаки пунктуации. «Китайское письмо» (цитата из Википедии)

5. информ. значение из некого конечного множества (набора, словаря, алфавита), которое можно использовать как одиночный элемент строки; чаще всего — обобщение понятия [4], включающее не только печатные знаки, но и специальные управляющие символы, не имеющие графического представления ◆ Все большее распространение, в частности, в Internet получает кодировка UTF-8, которая позволяет обходиться 8 битами для кодирования символов ASCII и 16 битами для кодирования символов большинства алфавитных письменностей, в частности, русской. В. В. Лидовский, «Современная компьютерная кириллица и структура Unicode», 2004 г. // «Информационные технологии» (цитата из НКРЯ) ◆ Машина Тьюринга представляет собой устройство, состоящее из бесконечной ленты, разбитой на отдельные ячейки, в каждую из которых с помощью специальной подвижной головки может быть записан символ из конечного словаря машины (вполне достаточно нуля и единицы). О. В. Аронсон, «Коммуникативный образ. Кино. Литература. Философия.», Ч. I, 2007 г. (цитата из НКРЯ)

Источник

СИМВОЛ

Полезное

Смотреть что такое «СИМВОЛ» в других словарях:

СИМВОЛ — (от греч. symbolon знак, опознавательная примета) идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. С. стоит между (чистым) знаком, у которого… … Философская энциклопедия

СИМВОЛ — (от греч. знак, примета) 1) в искусственных формализованных языках понятие, тождественное знаку; 2) в эстетике и философии искусства универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством содержат,… … Энциклопедия культурологии

Символ — Символ ♦ Symbol Иногда синоним знака, даже (в результате англо американского влияния, в частности после работ Пирса) условного знака. Например, математическими символами мы называем именно условные знаки. Но язык сопротивляется этому… … Философский словарь Спонвиля

СИМВОЛ — муж., греч. сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповеданье всей сущности или основ ее, в перечне. | Изображенье картинное, и вообще чертами, резами, знаками, с переносным, символическнм,… … Толковый словарь Даля

символ — и устарелое символ. В литературном языке XIX века преобладало ударение символ. Оно зафиксировано у А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Баратынского, В. Бенедиктова, Н. Добролюбова, А. Майкова, А. Полежаева, А. К. Толстого, А. Фета, В. Жуковского, А.… … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

СИМВОЛ — СИМВОЛ, (символ устар.), символа, муж. (греч. symbolon знак, первонач. условный опознавательный знак для членов какой нибудь организации, тайного общества). Предмет или действие, служащее условным знаком чего нибудь, выражающее, означающее какое… … Толковый словарь Ушакова

Символ — в переводческой скорописи условное обозначение или знак, используемые для обозначения группы предметов, явлений. По способу обозначения символы системы записи подразделяются на буквенные, ассоциативные, произвольные. См. также: Символы Системы… … Финансовый словарь

символ — См … Словарь синонимов

символ — (от греч. symbolon условный знак) образ, являющийся представителем других (как правило, весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. С. родствен понятию «знак», однако их следует различать. Для знака (особенно в формально логических… … Большая психологическая энциклопедия

СИМВОЛ — СИМВОЛ, а, муж. 1. То, что служит условным знаком какого н. понятия, явления, идеи. Голубь с. мира. Якорь с. надежды. Этот подарок с. верности. 2. Принятое в науке условное обозначение какой н. единицы, величины. • Символ веры 1) краткое… … Толковый словарь Ожегова

Источник

Символ: понятие, виды, признаки, история появления

Понятие символа

Символ (с греческого symbolon — знак, примета). Это слово, которое, помимо основного значения, имеет и переносное.

Например, символ утра имеет значение начала жизни, юности.

Жюльен Надя считал, что «символ — это абстрактная реальность, воплощенная в конкретный знак, способная передать сложнейшие логические понятия, идеи, мистические явления и состояния».

Виды символов

Символы бывают различных форм: звуковые, графические, в виде жестов. Главная задача символов — перевести реальность в тот формат, в котором человек их лучше воспринимает.

Звуковые символы

Это может быть прозвучавшее слово, нота. К звуковым символам прибегали, когда письменная форма могла быть опасна.

Графические символы

Отличаются тем, что не требует посредника для воспроизведения.

Различают следующие виды графических символов:

Петроглифы

С греческого «резьба по камню» — высеченные изображения на скалах (птиц, животных).

Петрограммы

Это рисунки на скалах.

Пиктограммы

Это изображение, используемое в качестве символа для обозначения нужного слова. Так, волной изображали воду.

Иероглиф

Это знак, обозначавший определенное понятие, слог или звук речи.

Алфавит

Совокупность букв, расположенных в определенном порядке.

Конкретные символы

К ним относятся символы, переданные за счет фигур, чертежей и рисунков

Конкретные символы делятся на:

Символы-понятия

Это числа или геометрические фигуры, отражающие определенный смысл.

Символы-образы

Вещи или графические изображения, выражающие сущность предмета или существа. Например, лев — символ храбрости.

Абстрактные символы

Отличаются тем, что существуют не в физической форме. К ним относятся:

Невидимые символы

Самым популярным является философский камень. В реальности он не существует. Однако он оказал влияние на философию и в целом на науку.

Ритуальный обряд, таинственное действо

Это символы основанные на чем-то невообразимом. Например, на звуковых ассоциациях.

Также различают простые и сложные символы

Простые символы

К ним относятся: треугольники, квадраты, точки, линии.

Сложные символы

Представляют собой сложные композиции, где каждый элемент имеет свое значение.

Магические символы

К ним можно отнести изображения змея Уробороса. Это змей, пожирающий свой хвост.

Также различают символы осознанные и неосознанные.

Осознанные символы

К ним люди привыкали на протяжении тысячелетий. Так, тьма в нашем сознании ассоциируется со злом. А связано это с тем, что у древних людей ночь была связана с опасностью. Потому что ночью племена подвергались нападению хищников.

Неосознанные символы

Их очень много, и люди их обычно не замечают. Это в первую очередь слова. Мы не замечаем символики букв. Зато сразу вдумываемся в смысл всего слова.

Признаки символа

Символы имеют неограниченное количество значений. Понять, о чем речь, можно, только исходя из контекста.

Чтобы считать смысл символа, нужно обладать большими знаниями и опытом.

Важное отличие символа от шифра — его универсальность. Шифр же может прочесть только человек, его создавший.

Символы уходят корнями в мифы и обряды. Определенные слова отложились в памяти народа именно как символы.

Знать все значения символов невозможно. Так как это может быть только частью правды.

История появления символа

Первобытно-общинный строй

Первые вещественные символы относятся к эпохе среднего палеолита. Это было время неандертальцев. Они не были ещё людьми в полном смысле этого слова.

Неандертальцы использовали красную охру в процессе погребения. Скорее всего, она ассоциировалась с кровью.

Ещё они возлагали цветы на места захоронений.

Важным этапом также было появление у неандертальцев речевых способностей. А охота и собирательство выработало у первобытных людей навыки накопления опыта.

Постепенно люди эволюционировали.

В эпоху верхнего палеолита они уже носили одежду. Орудия труда усовершенствовались.

Также стоит отметить, что у людей появилось и время на творчество. Мы можем это видеть по наскальным рисункам.

Появляются и магические символы, служившие заклинанием для успешной охоты.

К ним относились фигурки женщин с гипертрофированной грудью и ягодицами. Они служили символом плодородия.

Но древнейшими были ритуальные символы. Со временем они перешли в мифологию, искусство и религию.

Первобытные люди также предупреждали соплеменников об опасности зарубками на деревьях.

Основную опасность представляли природные бедствия. Самые опасные — это наводнения, землетрясения и прочее. Их проявления сопровождались страхом. Отсюда стали появляться верования, связанные с природными силами.

В основе всех символов лежат мифологические корни.

Люди обожествляли природные явления. Потому вскоре появились боги как выражение природных стихий.

Наиболее ярко выраженными были представления о Матери-Земле и Отце-Небе.

Тотемизм

Также люди стали наделять сверхъестественными качествами животных и растений.

Так появился тотемизм. Вначале символы флоры и фауны оказывали практическую помощь. А затем они превратились в божков-идолов.

Активное наблюдение за небесными телами привело к появлению культа Луны. Она была символом женского начала. Ей особенно поклонялись в период матриархата.

Луна как символ стала очень популярна. Она имела положительную символику. Чаще всего ее изображали в виде растущего полумесяца. Это был символ Восточной Римской империи.

Луна стала популярна по всему миру.

Полнолуние у буддистов — это символ красоты и изобилия. А в Китае — символ большой семьи, любви и брака.

Также было поверье, что полная Луна усиливает безумие. Это пошло из римских легенд о лунатизме.

После появления патриархата характерно, что женское начало так и осталось темным. А мужское, солнечное — светлым.

Стоит обратить внимание, что до появления письменности все знания передавались устно. Это говорит об очень хорошей памяти у древних людей.

Далее функция передачи знаний перешла к жрецам. Они уже записывали все знания.

Письменность возникла в Древнем Египте в IV тысячелетии до н.э.

В Китае и Японии развивалась каллиграфия. Причем у европейцев она вызывает только эстетические чувства. Но для китайцев и японцев иероглиф несет и смысловую нагрузку. Он является духовным символом.

Зарождение христианства

Развивалась и религиозная символика. Появлялись христианские храмы. Сначала они располагались в пещерах. Усложнялась не только церковная иерархия, но и символика.

Также символы стали влиять и на искусство, особенно живопись. Так, художники часто изображали обнаженные тела. Но не все знают, что это символ молодости и вечной жизни.

На развитие символики повлияло и возникновение государственности. У народов появились флаги, гербы.

Влияние символов на литературу

И главное удовольствие для читателя — расшифровать смысл написанного.

Символ и аллегория

Аллегория — это сложная форма символизма, в которой вся история является символом чего-то другого.

Например, «Скотный двор» Джорджа Оруэлла — это аллегория русской революции и подъема Советского Союза.

Каждый из персонажей символичен, например, под Наполеоном подразумевается Сталин, а Боксер — русский рабочий класс.

Роман в целом описывает оруэлловскую интерпретацию событий в России и предупреждает об опасности коммунизма.

Источник

Классный час для учащихся 5-х классов по теме: «Государственная символика России»

Цель: воспитание патриотизма и гражданственности у детей путем популяризации государственных символов РФ.

1. Символы государства.
2. Российский флаг.
3. Российский герб.
4. Гимн России.

Основные понятия: герб, флаг, гимн.

I. Символы государства

Занятие начинается с небольшой беседы с классом, в ходе которой разъясняется, что такое символы и какие существуют государственные символы.

– С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Я предлагаю вам отправиться на прогулку по нашему городу. Представляем, как мы идём по улице и видим дом с изображением вот такого символа (учитель показывает карточку с изображением красного креста) [Приложение 1]. И мы сразу понимаем, что это – больница. Переходим через дорогу и на светофоре загорается вот такой символ (учитель показывает карточку с изображением зелёного человечка) [Приложение 2].

– Как вы думаете, что обозначает этот символ? (Это означает, что путь для пешехода свободен.)

– Все это – символы (карточки с изображением красного креста и зеленого человечка вешаются на доску).

– Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.

– Как называется государство, в котором мы живем? (Россия)

– А что для нас – Россия? Как мы называем страну, где родились? (Родина)

– Какие вы знаете символы нашей Родины? (Герб, гимн, флаг)

Если ребята затрудняются с ответом, то учитель им помогает, задавая наводящие вопросы:

– Какой символ России поднимают во время государственных праздников, в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях?

– Какая музыка при этом исполняется?.

II. Российский флаг

– Первый символ, о котором пойдёт речь, вы, назовете сами, если отгадаете мою загадку и все вместе произнесёте ответ.

Учитель зачитывает стихотворение:

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак –
Бело-сине-красный …. (флаг)!

Рассказ учителя

– Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
Как вы думаете, зачем государству нужен флаг? (Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей.)

Если ребята затрудняются с ответом, то учитель продолжает:

– И мы снова отправляемся в путешествие, но теперь не пешком, а на самолёте. Закрываем глаза и представляем, что наш самолёт взлетает в воздух. Пролетев какое-то расстояние, старший пилот сообщает, что в связи с изменившимися погодными условиями самолет должен совершить вынужденную посадку. Наш самолёт приземляется, и мы выходим из него, но не можем понять, где мы находимся. Лишь только на здании аэропорта развивается вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Канады) [Приложение 3]. И мы сразу понимаем, что мы находимся в Канаде.

– Ребята, а если бы на здании аэропорта развивался вот такой флаг (учитель показывает изображение флага США) [Приложение 4] тогда в какой стране мы находимся? (США)

– А если мы видим вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Российской Федерации) [Приложение 5], то понимаем, что далеко мы не улетели и остались в России. У каждой страны есть свой собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран (учитель показывает изображения флагов некоторых стран, например, США и Канады).

Задание: раздаются карточки с изображениями бело-сине-красных флагов [Приложение 6].

– Посмотрите, пожалуйста, на изображения бело-сине-красных флагов. Найдите на рисунке среди флагов Государственный флаг нашей страны. Под каким номером он находится? (№ 5)

– Под какими номерами расположены флаги, которые больше всех похожи на российский флаг? (№ 2 – флаг Словении, № 4 – флаг Словакии)

– Чем они похожи? (Полосы расположены в том же порядке, что и на Российском флаге, но их отличают помещенные на флагах эмблемы).

Учитель обращает внимание ребят на то, что все флаги на рисунке похожи на Российский флаг. Это сходство не случайно: эти флаги принадлежат славянским странам – Чехии (рис. 1), Словении (рис. 2), Хорватии (рис. 3), Словакии (рис. 4), России (рис. 5). Люди, живущие в этих государствах, говорят на языках, похожих на русский.

– Где мы можем увидеть флаг нашей страны или его изображение? (В праздничные дни на улице, на стадионе во время спортивных состязаний.)

– А теперь внимательно посмотрите на флаг России. Какие цвета мы видим? (Белый, синий, красный.)

– Знаете ли вы, что на нашем флаге каждый цвет имеет свое значение? Верхняя – белая полоса, символ чистоты намерений и благородства, означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса в середине – символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.

III. Российский герб

– Ребята, какие еще государственные символы вам известны? (Герб, гимн)

– Многие флаги и гербы напоминают жителям независимых государств о страницах истории их страны. И нам сейчас предстоит отправиться на машине времени в XV век, откуда берет свое начало история герба России.

Работа с лентой времени. У детей – индивидуальные “ленты времени”, на которых они отмечают даты. На доске увеличенный вариант, где работает один из учеников, комментируя свои действия.

– Покажите день сегодняшний.

– Покажите отрезок будущего времени.

– Мы хотим отправиться в прошлое. Куда будем двигаться?

– Год 1497. Какой это век? (XV.) Обозначим его на ленте времени.

– В XV веке в годы правления Великого князя Ивана Даниловича расширилось и укрепилось Московское княжество, и с этого времени московские князья стали главными среди других князей России. Первый правитель Московского государства Иван Ш стал именовать себя Великим государем всея Руси. И во все концы страны расходились приказы Великого государя, скрепленные печатью. На одной ее стороне был изображен герб России – двуглавый орел, а на другой – всадник, поражающий копьем змея.

Задание: раздаются карточки с изображениями современного герба России и герба московского государства XV века.

– Рассмотрите герб современной России. Какие его элементы напоминают герб Московского государства? (Достаточно, если ребята выделят орла) [Приложение 7].

Учитель постепенно собирает составной герб на доске.

– Кто изображён в центре герба России? (Двуглавый орел)

Учитель помещает на щит изображение двуглавого орла.

– Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на запад и на восток.
– Что находиться в лапах у орла? (Скипетр и держава)

Учитель прикрепляет к составному гербу изображение скипетра и державы.

– Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр, держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств.
– Чем защищена грудь орла? (щитом с изображением святого Георгия Победоносца).
– Он был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее очень похожую на сказку. “В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съеденье. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его”. Щит с изображением Георгия Победоносца – это герб столицы нашей страны – Москвы.
– Как вы думаете, ребята, кто на гербе Москвы символизирует добро? (Георгий Победоносец)
– А кто зло? (Змей)

– О каком символе мы еще не поговорили? (О гимне)

– Вы знаете, что такое гимн?

Задание: некоторым ребятам раздаются толковые словари Ожегова и Даля, где они должны найти и зачитать определение слова “гимн”. В это время остальные ребята пробуют дать своё определение слову “гимн”. Учитель обобщает ответы ребят и найденные определения.

Гимн – это торжественное музыкальное произведение. Гимн современной России принят в 2000 году, музыку написал А.В.Александров, слова – поэт С.В. Михалков.

– Вспомните, когда звучит гимн? (На международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях.)

– Что должны делать люди, когда исполняется гимн? (Люди встают, мужчины должны снять головные уборы.)

Ребятам раздаётся текст гимна [Приложение 8]. Далее проводится работа над выразительным чтением, заучивание наизусть (первичная работа).

Учитель: Прочитайте про себя.

1) Прослушивание чтения вслух учителем.
2) Чтение вслух детьми (хором с учителем, самостоятельно).

– Какие слова непонятны?

– Какое чувство охватывает во время звучания гимна (Гордость за величие России.)

V. Физкультминутка

Учитель просит ребят встать.

– Кто охраняет границы нашей родины? (Солдаты, армия)

– Я предлагаю поиграть в солдат, и взять в руки свои автоматы. Движения и слова вы повторяете за мной:

Тыр-тыр, пулемет! (Дети сжатыми кулаками изображают стрельбу)
Выше выше, самолёт! (Махи руками)
Бац, артиллерия! (Дети ударяют в ладоши)
Скачет кавалерия! (Машут воображаемой шашкой)
Ура-ра-а-а. (Поднимают руки вверх)

Повторить три раза, постепенно увеличивая темп речи и громкость последнего слова.

VI. Закрепление

Ребятам раздаются карточки с практическим заданием [Приложение 9(1), Приложение 9(2), Приложение 10]. Первые три человека правильно справившиеся с заданием получают символические призы.

VII. Подведение итогов занятия

В ходе занятия на доске появились слова “флаг”, “герб”, “гимн”.

– Какие высшие государственные символы России вы теперь можете назвать? (Герб, гимн, флаг)

– Что нового о них вы узнали?

– Как вы считаете для чего нам нужно изучать историю наших государственных символов? (Государственная символика является частью истории и культуры страны, изучая, её мы, учимся уважать и любить нашу Родину, гордиться ей и быть достойными её гражданами).

С занятия дети уносят макет герба и текст гимна.

Литература:

1. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу “Государственная символика: Гимн. Герб. Флаг”. М., 2004.

2. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. В помощь учителям начальных классов. Волгоград, 2005.

3. Ворожиткина Н.И. и др. Наша Родина и современный мир. Беседы о России: учебник для 4-го класса начальной школы. Смоленск 1999.

4. Ривина Е.К. Российская символика: иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений. М., 2005.

5. Ривина Е.К. Методическое пособие к иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений М., 2005.

6. Никитин А.Ф. Граждановедение: учебник для 5-х классов общеобразовательных учреждений. М., 2003.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка М., 1998.

10. Титов С.В. Добро пожаловать, игра! Библиотека вожатого. М., 2004.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *