Что такое ситуация общения 6 класс кратко
ситуация общения
Смотреть что такое «ситуация общения» в других словарях:
ситуация общения — 1) Один из основных компонентов информационной модели, характеризующийся сферой общения, особыми функциями речи, зависящими от конкретного стиля, задачами речи. 2) Ситуация, в которой возникает общение между говорящим и слушающим … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Ситуация общения — См. Коммуникативная ситуация … Словарь социолингвистических терминов
ситуация общения, в которой возникает рассуждение-размышление — 1) Ситуация общения, которая предполагает обращенность автора речи к читателю или слушателю, а также к самому себе, что связано с желанием разобраться в ряде проблемных вопросов. Основной задачей общения здесь становится выражение мнения,… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
СИТУАЦИЯ — (от фр. situation – совокупность обстоятельств). Система внешних по отношению к человеку условий, фрагмент действительности, побуждающие его к выполнению действий. К элементам С. могут относиться и состояния самого человека в предшествующий… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ситуация речи (речевая ситуация) — (< фр. situation положение, обстановка, обстоятельство) Ситуация, которая предполагает речевое общение, включение собеседников на тематическом и композиционном уровне в речевой акт, в его диалогический и монологический контекст. В речевой… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
ситуация языковая — Взаимоотношение общего языка (официального языка, языка межнационального и мирового общения, письменного языка) и отдельного языка (местного, регионального). Наличие разновидностей общего языка (языка посредника) и отдельного языка является… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
СИТУАЦИЯ ТРУДНАЯ — – это ситуация, характеризующаяся разбалансированностью системы «задача – личные возможности и (или) мотивы – условия среды», вызывающей психическую напряженность у человека. В отечественной науке понятие введено Б. Я. Швединым. С. т.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ситуация — 1. Контекст речи, т.е. те условия (обстоятельства, цель и т.п.), в которых осуществляется данное высказывание. 2. Материальные и/или идеальные объекты и отношения между ними. 3. Конкретная или абстрактная действительность, описываемая… … Толковый переводоведческий словарь
СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ — – 1. Разновидность трудной ситуации взаимодействия, которая характеризуется наличием противоречия между субъектами взаимодействия и осознанием хотя бы одной из сторон этого противоречия как не имеющего однозначного решения. Несмотря на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ — (от греч. probl?ma – задача, задание и лат. situatio – положение) – содержащее противоречие и воспринимаемое основными участниками (или участником) как не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Презентация к уроку русского языка «Язык, речь, общение. Ситуация общения».
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Урок 2.
Язык, речь, общение. Ситуация общения.
Описание слайда:
Цель урока : разграничить понятия( язык, речь, общение)
Задачи:
создать комфортную обстановку на уроке
мотивировать к аналитической работе
дать определение каждому из понятий
выделить характерные особенности
установить связь между ними
повышать уровень культуры общения
стимулировать интерес к изучению предмета
Описание слайда:
Что такое общение?
(Само слово подсказывает, что при общении люди находят общее между собой: общие темы для обсуждения, общие интересы, общий язык. Люди взаимодействуют, обмениваются информацией, делятся мыслями, переживаниями, спорят.)
Можно ли общаться, не разговаривая? Какими способами?
Какие формы речи вам известны?
Как мы общаемся друг с другом? Что, кроме слов, важно учитывать при общении?
(Люди общаются, прежде всего, с помощью речи. При общении очень важны не только слова, но и интонация, мимика, взгляды, жесты.)
Может ли человек жить без общения с другими людьми?
От чего зависит наше общение друг с другом?
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
А. Барто.
СИЛЬНОЕ КИНО
Описание слайда:
Спишите высказывание Д.С. Лихачёва. Выделите известные вам орфограммы. Объясните постановку тире в последнем предложении.
Язык в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело.
Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума. (По Д.С.Лихачёву)
Описание слайда:
Прочитайте текст. Выпишите из него требования, которые предъявляются к хорошей речи. Попробуйте устно воссоздать текст.
К хорошей речи предъявляется множество требований, помимо правильности. Это требование простоты и ясности, логичности и точности, информативности и сжатости, богатства и разнообразия, благозвучия и интонационной выразительности. Всех не перечесть. И чем больше мы осознаем возможности нашего языка, тем взыскательней становимся к своей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать стиль, бороться за чистоту русского языка. Тем глубже мы хотим изучить родной язык, чтобы познать его природу, проникнуть в его тайны. (И.Голуб)
Описание слайда:
Качества хорошей речи:
1) правильность;
2) содержательность;
3) чистота;
4) точность;
5) уместность;
6) богатство;
7) выразительность;
8) логичность.
Описание слайда:
Дайте определение каждому:
Правильность – это…
Содержательность – это…
Чистота – это…
Точность – это…
Уместность – это…
Богатство – это…
Выразительность – это…
Логичность – это…
Описание слайда:
Очень часто при составлении диалога мы допускаем лексические ошибки, повторяя несколько раз слово «СКАЗАТЬ».
Какие синонимы этого слова можно использовать, чтобы избежать таких ошибок?
Сообщить, рассказать, обратиться, указать, заметить, спросить, ответить …
Описание слайда:
Спишите диалог, вставляя пропущенные знаки препинания и раскрывая скобки. Вместо многоточий вставьте нужные глаголы.
Описание слайда:
Проверка выполнения задания(по желанию ребят
несколько работ зачитываются).
Какие замечания вы могли бы сделать вашим товари-
щам, указав на ошибки в их работе?
Не забудьте при
конструировании вашего высказывания соблюдать
все требования, предъявляемые к хорошей речи!
Описание слайда:
Подведение итогов урока.
Объявление оценок.
Рекомендации учителя
Обсуждение домашнего задания(подбираются варианты для каждого класса)
Рефлексия
Я сегодня узнал…
У меня получилось…
Я смогу применить полученные знания…
Описание слайда:
Презентация к уроку русского языка в 6 классе
по теме «Язык, речь, общение. Ситуация общения.»
Шестериной Натальей Анатольевной,
учителем русского языка и литературы
МБОУ СОШ №42 г. Тверь.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по русскому языку на тему «Ударение» (1 класс)
Проект по русскому языку 2 класс «Рифма»
Урок по русскому языку 2 класс «Слова с безударной е в корне, которые проверяются буквой ё».
Конспект урока по теме: «Сложносокращенные слова»
Проект по русскому языку 2 класс «И в шутку и всерьёз»
Тема урока: «Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов».
Презентация к уроку русского языка «Составление юмористического рассказа» 6 класс
Технологическая карта урока русского языка «Самостоятельные и служебные части речи»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5413905 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок русского языка № 4 по теме «Ситуация общения».
Тема урока: Ситуация общения.
Цель урока: с оздание условий для формирования навыков культуры общения у обучающихся.
1. Дать представление о простом анализе речевых ситуаций ; дать понятие речевого этикета и речевой ситуации.
3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку, воспитывать культуру речи, уважительное отношение к сверстникам и старшим.
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц.
• познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
• регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
• коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
1.Приветствие. Этап эмоционального вхождения в урок.
Эпиграф на доске : У человека есть выбор лишь между хорошей культурой и тем, что мы условно называем отсутствием культуры и что на самом деле есть плохая культура. Человек в качестве человека не может существовать без культуры. (С. Аверинцев.)
На экране понятие речевой этикет и его определение.
Речевой этикет – правила обращения людей друг к другу, формы приветствия, прощания, выражения просьбы и отказа.
— Сегодняшний урок посвящён секретам речевого общения. Обладаем ли мы культурой общения? Вопрос обширный, и ответить на него за один урок невозможно. Разговор будет продолжен не только в течение учёбы в школе, но и всей жизни.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут… а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовём.
«Спасибо, здравствуйте, простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день».
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуйте» бубнит.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошёл. Пока! Всего!»
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но имя что? Ведь суть не в нём.
Вам этот школьник не знаком?!
-Почему автор заканчивает стихотворение таким вопросом? (Ответы детей.)
2.Постановка учебной задачи.
– Прочитайте ещё один эпиграф к нашему уроку:
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно предать, и продать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить. (В. Шефнер)
– Как вы понимаете слова поэта? (Ученики отвечают на вопрос.)
– Итак, правильно выбранное слово заставит человека поверить другому быстрее, чем долгие убеждения. И сегодня мы с вами научимся правильно вести себя в различных ситуациях общения.
Должен помнить ты везде,
Чтоб культурным быть:
КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ
-А что такое ЗДРАВСТВУЙТЕ? (Возможные ответы школьников: «Это пожелание здоровья (здравия)».) Неслучайно и сегодня в качестве приветствия военные говорят: «Здравия желаю!» Кстати, древние римляне при встрече произносили слово САЛЬВЕ, что означало: «Здравствуй, будь здоров!», ведь в латинском языке САЛЮС – здоровье, благо, спасенье, привет. Какое наше приветствие произошло от латинского слова САЛЮС?
-Послушайте текст, запишите ответ на вопрос: «Что значит здороваться?»
Учитель читает текст:
Что значит здороваться? Это, прежде всего, пожелать здоровья, долгих лет жизни. Это значит проявить доброжелательность и уважение, вежливость по отношению к встретившемуся, иногда незнакомому человеку.
В России в деревнях существует старая традиция: здороваться со всеми, кто идёт навстречу, даже с незнакомыми. Это знак уважения и расположения к людям.
Вот как рассказывает об этом писатель А. Крон.
« …Я одного деда спросил: «Чего здороваешься, знаешь меня что ли?», а он мне: «А зачем мне тебя знать? Я про тебя плохого не слыхал, ты про меня тоже, стало быть, ты добрый человек, и я добрый. Вот и будь здоров».
Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, коротких словах привета заключён большой смысл: «Я вижу тебя, человек, ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю. Я желаю тебе самого доброго: мира, веселья и счастья».
Вот что значит простое, обыкновенное слово ЗДРАВСТВУЙ!»
-Запишите ответ на вопрос: «Что значит здороваться?»
3.Работа по теме урока.
-Представьте себе такую ситуацию.
Входит опоздавший ученик:
— Привет! Ой, чё сейчас было! Засмотрелся на тачку, вот и опоздал.
— Ребята, вам понравилась речь ученика? Почему? В чем была ошибка говорящего? (Ученики рассуждают, отмечают манеру общения.)
— Как вы бы назвали ситуацию, в которой возникает общение между говорящим и слушающим? (Ответы учеников: «Ситуация общения».)
-Как вы будете просить помочь решить задачу у мамы? А у учительницы? Одинаково? Значит, что важно учитывать? Ответы учеников: «Кому ты говоришь, о чем будешь говорить и что скажешь – удачное общение».)
– Если вы подойдете на перемене к учительнице с вопросом, вам помогут? А если попросите маму помочь, когда она будет на работе? Удачное время будет? Значит, что еще необходимо учитывать? (Возможные ответы учащихся: «ГДЕ и КОГДА состоится ситуация общения».)
– Если вы будете кричать при обращении, удачная ситуация общения сложится? Какой еще компонент важен? (Возможные ответы учеников: «КАК говорить».)
-Итак, мы с вами познакомились с компонентами речевой ситуации:
1.Как называют того, кто говорит, отправляет, передает информацию?
2.Как называют того, кто слушает, получает информацию?
-В каких ситуациях уместно использовать слова собеседник, партнёр, корреспондент? Дело в том, что обстановка, в которой происходит общение, может быть официальной (деловой, служебной) и неофициальной (бытовой, повседневной). Давайте попробуем самостоятельно в этом разобраться.
На доске слова: привет, добрый день, здравствуйте, салют, извините, не сердитесь, произошло недоразумение, пока, до встречи, будьте любезны.
Задание для 1-го варианта: укажите слова, уместные в официальной обстановке. (Добрый день, здравствуйте, извините, произошло недоразумение, будьте любезны.)
Задание для 2-го варианта: укажите слова, уместные в неофициальной обстановке. (Привет, салют, не сердитесь, пока, до встречи.)
-Итак, очень важно не забывать главное: КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ будет говорить. Об этом следует помнить всегда и всем. А чтобы лучше усвоить правила приветствия, постарайтесь решить речевые задачи:
(Учитель проговаривает заданные ситуации, дети после обсуждения предлагают свой вариант ответа, могут доказывать свою точку зрения.)
1.Утро. Ты проснулся. В комнату входит мама или бабушка, по-видимому, чем-то огорчённая. Употреби такую форму приветствия, которая, возможно, поднимет ей настроение. Какие добрые слова помогут в данной ситуации?
2.Ты входишь в класс. Учителя нет. Как поздороваешься?
3.Ситуация изменилась. В классе дети и учитель. Что скажешь?
– Представьте ситуацию: ученик через проезжую часть улицы кричит учителю: «Здравствуйте, Игорь Николаевич!» Как вы оцените такую ситуацию? (Возможные ответы учащихся: «Это неправильное приветствие, потому что ставит учителя в неловкое положение».)
– Словесная вежливость также должна быть уместной и соответствовать поведению говорящего. А каким тоном необходимо приветствовать кого-либо? (Возможные ответы учащихся: «Приветствие произносится искренне, внятно, с улыбкой».)
– Кто должен приветствовать первым? (Возможные ответы учащихся: «Младший первый приветствует старшего. А руку первым подает старший».)
– Какое бывает обращение? (Возможные ответы учащихся: «Обращение бывает уважительное и сердечное, например: «Уважаемый Николай Алексеевич!» или «Дорогая Нина Петровна!»)
– Чего нужно опасаться при обращении с просьбой?
(Возможные ответы учащихся: «При обращении не стоит засорять речь несколькими формами сразу, например: «Будьте добры, пожалуйста, закройте дверь». Нужно выбрать одно».)
– А какими словами выражается благодарность? (Возможные ответы учащихся: «Словами «спасибо», «большое спасибо», «благодарю».)
– К чему, по-вашему, может привести неумение благодарить? (Возможные ответы учащихся: «Человек, не умеющий благодарить другого за помощь, может оказаться в одиночестве. С ним никто не будет дружить».)
– Формы прощания тоже бывают разными. От чего это зависит? (Возможные ответы учащихся: «Это зависит от того, с кем прощаешься и на какое время расстаешься. Например, учителю надо говорить: «До свидания!», а однокласснику мы говорим: «Пока!»)
-Помните, что самые первые приветственные слова задают тон всему разговору, поэтому произносить их нужно вежливо, уважительно или с дружеским расположением, а вовсе не цедить сквозь зубы или бросать фразы пренебрежительно. Ведь слово и поныне не утратило своего волшебства. Оно может ранить и исцелить, заставить радоваться или печалиться, сблизить людей или поссорить.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Вы к словам проявляйте терпенье,
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
4.Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Что такое ситуация общения?
-Почему мы не говорим всегда и со всеми одинаково?
-Почему необходимо учитывать ситуацию общения?
-Какие правила ведения диалога вы знаете?
-Умеете ли вы слушать собеседника? Как вы оценили бы себя в качестве собеседника?
-Очень важно суметь сказать вовремя добрые слова друг другу, не стесняться нежности и внимания. В наш стремительный век, когда общение сводится к обрывкам фраз по телефону, SMS-сообщениям, важно сохранить теплоту человеческого общения.
В небытие уходит часто
Извечный смысл давно забытых слов.
Всегда ли мы, роняя слово «Здравствуй»,
И впрямь хотим, чтоб кто-то был здоров?
Слова с рожденья ждёт жестокий выбор,
Не всякий возглас в речи выжить смог.
Но вот звучит на все века «Спасибо»,
Спаси, мол, брат, тебя за это Бог.
И так же срок нам видится немалый
С тех пор, как просьба речи принята:
Мы говорим по-прежнему:«Пожалуй»
С частицей величательною «Ста».
Касаются веков литые грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши добрые слова.
— Очень часто при составлении диалога мы допускаем лексические ошибки, повторяя несколько раз слово «СКАЗАЛ». Какие синонимы этого слова можно использовать, чтобы избежать таких ошибок? (Ответы школьников.)
Вам предстоит дома поработать с небольшим текстом, оформить каждую реплику данного диалога, вставив вместо точек нужное слово.
— А в какое место вам нужно идти. старик.
1.Ватаева, М.А. Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме «Ситуация общения» /М.А.Ватаева. – Режим доступа: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-v-om-po-teme-situaciya-obscheniya-1340778.html (дата обращения: 07.08.2018).
2. Зеленова, О.Н. Конспект урока по русскому языку «Ситуация общения» 6 класс /О.Н.Зеленова. – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/russkij-jazyk/238997-konspekt-uroka-po-russkomu-jazyku-situacija-o.html (дата обращения: 07.08.2018).
3. Презентация «Общение и речь. Ситуация общения и её составные части» 6 класс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://uchitelya.com/russkiy-yazyk/76495-prezentaciya-obschenie-i-rech-situaciya-obscheniya-i-ee-sostavnye-chasti-6-klass.html (дата обращения: 07.08.2018).
4. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1[Текст]/[М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – С. 7-11.