Что такое ситуация общения 6 класс

Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме «Ситуация общения»

Тема урока : «СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ »

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для формирования навыков культуры общения у обучающихся; дать представление о простом анализе речевых ситуаций; способствовать развитию умения выбирать интонацию в устной речи, навыков работы с учебником и справочной литературой;
содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку

Предметные : имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности ( аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные : понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: эпиграф к уроку, высказывания-эпиграфы

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

Работа по карточкам и на доске

Самостоятельная работа №2

Учащиеся совместно с учителем проверяют работу одноклассников.

I. Постановка учебной задачи: работа с эпиграфом

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно предать, и продать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить. В. Шефнер

– Как вы понимаете слова поэта?

– Итак, правильно выбранное слово заставит человека поверить другому быстрее, чем долгие убеждения. И сегодня мы с вами научимся правильно вести себя в различных ситуациях общения через обсуждение, инсценировку, дискуссию. Поэтому нам следует разделиться на группы, чтобы работа была более продуктивной и каждый смог принять участие в общем результате урока

Комментируют каждую строчку четверостишия, исходя из жизненного или читательского опыта.

Источник

«Язык, речь, общение. Ситуация общения.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 6 В,Г классе

Тема: « Язык, речь, общение. Ситуация общения . »

деятельностная: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия

по достижению личностных результатов: формировать представления о важности общения в жизни человека, о роли языка в общении; показать необходимость учитывать при общении компоненты речевой ситуации.

по достижению метапредметных результатов: развитие умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения

содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий

по достижению предметных результатов: понимание главной функции языка как средства общения; знание термина ситуация общения, компонентов ситуации общения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления, работать в группах.

1.Самоопреде- ление к деятельности

Включает в деловой ритм.

Настраиваются на восприятие учебного материала, записыва ют дату, классная работа

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстника ми

ция знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Что такое общение? (Само слово подсказывает, что при общении люди находят общее между собой: общие темы для обсуждения, общие интересы, общий язык. Люди взаимодействуют, обмениваются информацией, делятся мыслями, переживаниями, спорят.)

Можно ли общаться, не разговаривая? Какими способами?

Какие формы речи вам известны?

Как мы общаемся друг с другом? Что, кроме слов, важно учитывать при общении? (Люди общаются, прежде всего, с помощью речи. При общении очень важны не только слова, но и интонация, мимика, взгляды, жесты.)

Может ли человек жить без общения с другими людьми?

От чего зависит наше общение друг с другом?

Есть разные способы общения: язык взглядов, жестов, мимики, язык музыки, танца, язык цветов. Но лишь язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например, по телефону, с помощью письменных сообщений, с помощью книг.

Запись слов в тетрадь, исправление ошибок.

Познавательные: Извлечение необходимой информации

Коммуникативные: выполнение пробного задания

-фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии;

-волевая саморегуляция в затруднении

3. Постановка учебной задачи.

Предлагают и согласовывают тему и цели урока.

Познавательные: Уметь строить рассуждения, делать выводы

самостоятельное выделение и формирование цели;

-поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: аргументирование своего мнения и позиции в коммуника ции

4.Построение проекта выхода из затруднения

Активизирует знания учащихся.

Работа по учебнику

Чтение диалога и теоретического материала (с. 5, 6).

Упр. 4, 5 — устное выполнение.

Чтение диалога (с. 7, 8), беседа по прочитанному, коммен-
тарии учителя.

— Что такое ситуация общения? (Обсуждение.)

Ситуация общения — те обстоятельства, при которых происходят общение, взаимодействие, разговор, обмен мнениями и т. д.

4. Упр. 7 — работа со схемой по вопросам учебника.

Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться).

Познавательные: Уметь строить рассуждения, делать выводы

самостоятельное выделение и формирование цели;

-поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации

5.Первичное закрепление нового знания

Устанавливает осознанность восприятия:

— Чем различаются язык и речь?

Что общего у устного и письменного общения и чем они различаются?

Назовите компоненты речевой ситуации.

2. Работа по учебнику

1. Упр. 12 — коллективное выполнение.

Запись в тетрадях, у доски.

Познавательные: Использование знаково- символических средств, поиск разнообразных способов решения задач.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

6.Этап самостоятельной работы с последующей самопроверкой по эталону

Коммуникативные: Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

Регулятивные: Контроль и оценка своих знаний, знаний партнера

— А сейчас я попрошу вас ответить на ряд вопросов и продолжить предложения:

Сегодня на уроке мы вспомнили…

Сегодня на уроке мы говорили о …

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Участвуют в обсуждении итогов урока

Коммуникативные: Уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь договариваться и приходить к общему решению

2. Работа в группах или парах: создать речевые ситуации, подготовить краткие выступления.

Источник

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему «Ситуация общения»

Технологическая карта урока русского языка

Тема: Ситуация общения. Компоненты речевой ситуации, 3 урок

Тип урока : Комбинированный урок

Цель урока : проанализировать речевую ситуацию; определить компоненты реч. сит., редактировать тексты, воспитывать речевую культуру.

Универсальные учебные действия, работа с текстом

1.Самоопределение к деятельности

Приветствие. Этап эмоционального вхождения в урок.

Настраиваются на восприятие учебного материала, записывают дату, классная работа

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Сегодняшний урок посвящён секретам речевого общения. Обладаем ли мы культурой общения? Вопрос обширный, и ответить на него за один урок невозможно. Разговор будет продолжен не только в течение учёбы в школе, но и всей жизни.

Отвечают на вопросы.

Познавательные: Извлечение необходимой информации

Коммуникативные: выполнение пробного задания

-фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии;

-волевая саморегуляция в затруднении

3. Постановка учебной задачи.

Чтобы быть счастливым, успешным в жизни, надо, чтобы тебя понимали, а для этого надо уметь выражать свои мысли точно, правильно.

-С кем можно общаться? Где? Зачем?

-От чего зависят высказывания? Сформулируйте тему урока.

Предлагают и согласовывают тему и цели урока.

Познавательные: Уметь строить рассуждения, делать выводы

самостоятельное выделение и формирование цели;

-поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации

4.Построение проекта выхода из затруднения

Инсценировка ситуации общения

Входит опоздавший ученик:

— Привет! Ой, чё сейчас было! Засмотрелся на тачку, вот и опоздал.

— Ребята, вам понравилась речь ученика? Почему? В чем была ошибка говорящего? (манера общения, не проанализировал ситуацию)

— Как вы бы назвали ситуацию, в которойвозникает общение между говорящим и слушающим? (ситуация общения)

— Сформулируйте тему урока.

-Сформулируйте цели урока

-Как вы будете просить помочь решить задачу у мамы? А у учительницы? Одинаково? Значит, что Важно учитывать? кому ты говоришь, о чембудешь говорить и что скажешь – удачное общение.

– Если вы подойдете на перемене к учительнице с вопросом, Вам помогут? А если попросите маму помочь, когда она будет на работе? Удачное время будет? Значит, что еще необходимо учитывать? ГДЕ и КОГДА состоится ситуация общения.

– Если вы будете кричать при обращении, удачная сиуация общения сложится? Какой еще компонент важен? КАК говорить.

– Подытожим. Из каких компонентов состоит ситуация общения, попробуйте составить схему (несколько на доске). Сравните ваши схемы с учебником с.9 упр7.

– Назовите ситуации общения, в которые вы сегодня попали. В чем была их особенность?

Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться).

Познавательные: Уметь строить рассуждения, делать выводы

самостоятельное выделение и формирование цели;

-поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации

5.Первичное закрепление нового знания

Отработка по теме урока

Запись в тетрадях, у доски.

Познавательные: Использование знаково- символических средств, поиск разнообразных способов решения задач.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

6.Этап самостоятельной работы с последующей самопроверкой по эталону

Коммуникативные: Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

Регулятивные: Контроль и оценка своих знаний, знаний партнера

— А сейчас я попрошу вас ответить на ряд вопросов и продолжить предложения:

1. Сегодня на уроке мы вспомнили…

2. Сегодня на уроке мы говорили о …

3. Сегодня на уроке я узнал(а) …

Участвуют в обсуждении итогов урока

Коммуникативные: Уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь договариваться и приходить к общему решению

Источник

Цели: формировать представления о важности общения в жиз­ни человека, о роли языка в общении; показать необходимость учитывать при общении компоненты речевой ситуации.

Планируемые результаты: понимание главной функции языка как средства общения; знание термина ситуация общения, ком­понентов ситуации общения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые яв­ления, работать в группах.

Упр. 2 — выборочная диктовка предложений.

Упр. 3 — чтение и анализ рассуждений

III. Самоопределение к деятельности

Что такое общение? (Само слово подсказывает, что при общении люди находят общее между собой: общие темы для обсуждения, общие интересы, общий язык. Люди взаимодей­ствуют, обмениваются информацией, делятся мыслями, пе­реживаниями, спорят.)

Можно ли общаться, не разговаривая? Какими способами?

Какие формы речи вам известны?

Как мы общаемся друг с другом? Что, кроме слов, важно учитывать при общении? (Люди общаются, прежде всего, с помощью речи. При общении очень важны не только слова, но и интонация, мимика, взгляды, жесты.)

Может ли человек жить без общения с другими людьми?

От чего зависит наше общение друг с другом?

Есть разные способы общения: язык взглядов, жестов, мими­ки, язык музыки, танца, язык цветов. Но лишь язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоя­нии, например по телефону, с помощью письменных сообщений, с помощью книг.

Работа по учебнику

— Что такое ситуация общения? (Обсуждение.)

— Чем различаются язык и речь?

Что общего у устного и письменного общения и чем они различаются?

Назовите компоненты речевой ситуации.

Какое значение имеет язык в жизни человека? Что нового вы узнали об общении?

Учебник: § 2, 3, упр. 10, 13 (по выбору).

Работа в группах или парах: создать речевые ситуации, под­готовить краткие выступления.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Культура речи. Речевая ситуация

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Представление о культуре речи и её аспектах.

2. Представление о речевой ситуации и её компонентах.

Культура речи – 1) раздел науки о языке; 2) совокупность взаимосвязанных свойств речи, говорящих о её совершенстве; 3) совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих оптимальное использование языковых средств для решения задач общения.

Аспекты культуры речи – нормативный (владение нормами языка), коммуникативный (влияние на речь сферы и ситуации общения), этикетный (владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе)

Речевая ситуация – одна из основных единиц речевого общения.

Речевой этикет – нормы и правила общения.

Основные виды норм русского литературного языка – орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные нормы.

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 8 – 11; 191.

1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М. Просвещение, 2014. – с. 16 – 19; 159.

Открытые электронные ресурсы:

Открытые электронные ресурсы:

1. Информационно-образовательный портал Грамота.ру

2. Сайт Словари.ру http://slovari.ru (Дата обращения 08.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Современный русский литературный язык рассматривается от Александра Сергеевича Пушкина до наших дней. За его развитием и изменением наблюдают учёные-лингвисты. Термин «культура речи» многозначен. Во-первых, это синоним культуры языка (например, образцовые тексты письменности), во-вторых, использование языка для повседневного общения, в-третьих, самостоятельная лингвистическая дисциплина. Культура речи имеет три аспекта, то есть три точки зрения:

1. нормативный (владение различными нормами русского языка);

2. коммуникативный (влияние на речь сферы и ситуации общения);

3. этикетный (владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе).

Нормативный аспект предполагает знание правил и их использование в литературной речи. Правильно говорить: включи́ть, включа́т; благодаря соглашению; согласно распоряжению; кла́ла; поскользнуться и так далее.

Существуют орфографические, грамматические, лексические, стилистические, орфоэпические и пунктуационные нормы языка.

Коммуникативный аспект связан с тем, в какой обстановке, кому и что мы хотим или должны сказать. Доклад в школе вы рассказываете в официальной обстановке, а обсуждаете новости со знакомым в кафе уже в неофициальной.

Это речевые ситуации. Они определяют выбор речевого жанра (например, рассказ, доклад); объём высказывания или его вид (диалог, полилог, монолог). Сфера общения определяет выбор стиля речи (разговорный; научный, официально-деловой, публицистический, художественный).

Этикетный аспект культуры речи – использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости.

Рассмотрим пример. Представим ситуацию, описанную в повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», где ученики первого сентября встречают учительницу, Ольгу Николаевну:

– Здравствуйте, Ольга Николаевна! – закричали мы хором.

– Нагулялись, Ольга Николаевна!

– Не надоело отдыхать?

– Надоело, Ольга Николаевна! Учиться хочется!

– А я, Ольга Николаевна, так отдыхал, что даже устал! Если б ещё немного, совсем бы из сил выбился, – сказал Алик Сорокин.

– А ты, Алик, я вижу, не переменился. Такой же шутник, как и в прошлом году был.

Рассмотрим речевую ситуацию. Действие происходит в неофициальной обстановке на школьном дворе. Беседуют несколько человек: Ольга Николаевна и ребята.

Цель – общение. Вид высказывания: полилог. Используется разговорный стиль: разговорные слова и выражения: «нагулялись», «совсем бы из сил выбился»; неполные вопросительные предложения и ответы на вопросы: «Хорошо отдохнули? – Хорошо!».

С точки зрения речевого этикета, собеседники вежливы, используют приветствие: «Здравствуйте!»; обращаются к учителю по имени и отчеству: «Ольга Николаевна».

Хорошая речь логична, точна, правильна, ясна и понятна собеседнику, кратка, богата, выразительна, уместна и чиста. Это значит, что говорящий (пишущий) соблюдает нормы литературного языка; владеет логикой изложения; умеет выбирать нужные слова для оформления высказывания; не повторяется; в речи отсутствуют просторечные слова, слова-паразиты (ну, это, типа, вот, короче).

Очень важно научиться использовать уместные в данной речевой ситуации слова и выражения.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

В предложенном списке слов подчеркните аспекты культуры речи.

Нормативный, разговорный, этикетный, неофициальный, логичный, коммуникативный, уместный.

Разбор задания: вспоминаем, что аспекты культуры речи бывают нормативным, этикетным и коммуникативным.

Правильный ответ: нормативный, этикетный, коммуникативный.

Установление соответствий между элементами двух множеств

использование вежливых слов

связан с влиянием обстановки

знание правил и их использование

Разбор задания: вспоминаем, что нормативный аспект предполагает знание правил и их использование в литературной речи; коммуникативный аспект связан с влиянием обстановки (речевой ситуации) и сферы общения; этикетный аспект – использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости.

Нормативный знание правил и их использование

Коммуникативный связан с влиянием обстановки

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *