Что такое сказочные приметы
Литературное чтение в начальной школе: изучаем сказочные приметы
О сказках в школьной программе
Знакомство малыша со сказками начинается еще в возрасте 2-3 лет, а в школе их изучение приходится на период 7-11 лет. Произведения школьной программы давно перечитаны вдоль и поперек и потому скучны. Ребенку знакомы все сюжетные ходы и сказочные приметы. 2 класс – это, пожалуй, наиболее благоприятное время для анализа произведений данного жанра: малышу еще интересны сказки, но он уже достаточно умен для того, чтобы анализировать их с литературной точки зрения.
Согласно работам ученого, сказка характеризуется рядом постоянных признаков, которые, собственно, и составляют жанровую специфику. Основными приметами волшебной сказки являются:
Все перечисленное и составляет сказочные приметы волшебной сказки.
Особенности литературной сказки
Безусловно, литературные сказки остаются авторскими произведениями. В них присутствуют психологизм и яркие описания, отчетливо обрисованы характеры, выражена авторская позиция, но следы фольклорного влияния мы можем обнаружить и в них. Педагогу следует учить детей видеть сказочные приметы в сказке литературной. Автор использует традиционные фольклорные сюжеты и образы, активно включает в художественный текст речевые средства, характерные для народной сказки, стремясь сохранить присущее жанру своеобразие.
Лучший способ изуч
Чтобы уроки литературного чтения были интересны детям 8-10 лет, необходимо знакомые с детства произведения представить необычным образом, раскрывая новые грани. В этом смысле прекрасным методическим приемом является сравнительный анализ двух или нескольких сказок, обладающих схожим сюжетом. Так, при изучении произведений А.С. Пушкина разумно проанализировать «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» с различными сюжетными интерпретациями «Спящей красавицы», народной африканской сказкой «Волшебное зеркало», а также с «Белоснежкой» братьев Гримм. Интересно проследить, как сказочные приметы реализуются в литературных произведениях народов мира.
помогите, скажите как можно больше примет из сказок
1. Зачин ( начало сказки)
2. Троекратный повтор.
Число «три» считается «магическим» в сказках. Трижды происходят походы за тридевять земель, три героя, три испытания и т. д.
3. Сказочные персонажи, события, предметы.
( преимущественно в волшебных сказках)
4. Наличие устаревших слов, устойчивых выражений.
( устаревшие слова нас переносят в те далекие времена, создают атмосферу прошлого, придают сказке народный характер)
( в сказках всегда хороший счастливый конец, победа добра над злом. )
В сказках ценилось и сейчас ценится доброта, смелость, верность, настойчивость, трудолюбие, ум. Ведь каждый хочет отыскать любовь, счастье.
В каждой сказке есть свои герои. Одни добрые, смелые, честные, им мы сопереживаем, симпатизируем. Это положительные герои.
Обязательно есть отрицательные герои- злые силы, те, которые хотят плохого положительным героям.
Герои, которые помогают- герои-помощники.
А те, кто никак себя не проявили, и не помогали, но и не мешали- нейтральные герои.
Существует четыре основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных, богатырские.
В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень-Золотые рога, Свинка-Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка. В такой сказке все возможно!
Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической. Появилась она гораздо позднее волшебной.
Она точно передает быт, обстоятельства народной жизни.
Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. И говорится в них о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми.
Сказки разных народов мира имеют свои особенности, но сходны тем, что все они- сказки. У каждого народа своя культура, свой язык, свои традиции. Каждая сказка дает представление о жизни того или иного народа.
Народные сказки стали источниками литературных сказок. «Аленький цветочек» Аксакова, «Конек-горбунок» Ершова написаны на основе народных мотивов.
Слушая или читая сказку, постигаешь ее неповторимый, волшебный мир. Чем лучше у человека развита фантазия, тем богаче и ярче его собственный сказочный мир. Многие талантливые писатели и поэты через годы пронесли впечатления от сказок, услышанных в детстве.
Учебно-исследовательская работа «Сказки»
Выполнила: ученица 2 Г класса
« Удивительный мир сказок»
Сказку мы впитываем с молоком мамы, с колыбельки. Она оставляет отпечаток на всю жизнь в твоей душе, в твоем сердце.
Я рано научилась читать, очень люблю песни и сказки. Но меня стали интересовать вопросы истории возникновения сказок, ее особенности и виды. А также захотелось самой сочинить интересную сказку, чтобы удивить семью и одноклассников. Поэтому решила я исследовать литературу по этой проблеме.
Исследовать материал по истории возникновения сказки, как жанра устного народного творчества, ее особенности.
— выяснить, как зарождалась сказка;
— определить особенности сказок, их отличие от других жанров литературы;
— «классифицировать» сказочные приметы;
— рассмотреть приметы сказки;
— самой « побыть» сказочницей.
1) История возникновения сказок.
В стародавние времена появились сказки. Создавались они народом. Конечно, сказки создавались сначала каким-нибудь певцом или рассказчиком, имя которого никем не запоминалось. Если произведение неизвестного автора было удачным, оно запоминалось и передавалось из уст в уста. Так сказка стала произведением устного народного творчества. Сказки умели рассказывать многие. Были и мастера-сказочники, которые немало знали народных сказок и умели пересказывать их интересно, талантливо, художественно. Имена таких сказителей славились.
Хранителями русской старины, носителями исторической памяти народа были русские сказители (исполнители былин) и сказочники.
Чтобы определить сказка это или другой жанр литературы, надо выявить наличие сказочных « примет».
1. Зачин ( начало сказки)
Зачин может быть следующим: « Жили-были», « В некотором царстве…».
2. Троекратный повтор.
Число «три» считается «магическим» в сказках. Трижды происходят походы за тридевять земель, три героя, три испытания и т. д.
3. Сказочные персонажи, события, предметы.
( преимущественно в волшебных сказках)
4. Наличие устаревших слов, устойчивых выражений.
( устаревшие слова нас переносят в те далекие времена, создают атмосферу прошлого, придают сказке народный характер)
( в сказках всегда хороший счастливый конец, победа добра над злом.)
В сказках ценилось и сейчас ценится доброта, смелость, верность, настойчивость, трудолюбие, ум. Ведь каждый хочет отыскать любовь, счастье.
В каждой сказке есть свои герои. Одни добрые, смелые, честные, им мы сопереживаем, симпатизируем. Это положительные герои.
Существует четыре основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных, богатырские.
В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень-Золотые рога, Свинка-Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка. В такой сказке все возможно!
Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической. Появилась она гораздо позднее волшебной.
Она точно передает быт, обстоятельства народной жизни.
Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. И говорится в них о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми.
Сказки бывают народные и литературные ( авторские).
Народные сказки стали источниками литературных сказок. «Аленький цветочек» Аксакова, «Конек-горбунок» Ершова написаны на основе народных мотивов.
Литературная сказка в наши дни многолика. Ее называют «фантастическая книга», «фантастическая повесть», «фантастический рассказ», «современная литературна. Большие и малые мечты осуществляются в мире сказки. Иными словами, мы как бы реализуем свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.
Слушая или читая сказку, постигаешь ее неповторимый, волшебный мир. Чем лучше у человека развита фантазия, тем богаче и ярче его собственный сказочный мир. Многие талантливые писатели и поэты через годы пронесли впечатления от сказок, услышанных в детстве.
Кто знает, может и у меня откроется талант сказочника. Сегодня я много читаю и на уроке литературного чтения, и на занятиях по развитию речи, где также пробую писать. Ведь у каждого человека есть свой сказочный мирок. Нужно лишь в него заглянуть. Я хочу приоткрыть в него дверцу, чтобы войти в мою сказку. Итак, сказка начинается!
Какие сказочные приметы есть в сказке Конек-Горбунок?
Потом можно назвать и концовку сказки приметой. В концовке сказки часто все заканчивается хорошо и добро побеждает зло.
Вот как заканчивается эта сказка.
В сказке «Конек-Горбунок» можно обнаружить несколько зачинов. Например первая часть сказки Ершова начинается словами:
Это классический зачин, описание места действия, которое ничего не описывает.
Вторая часть сказки также начинается с зачина:
Имеется зачин и в третьей части сказки «Конек-Горбунок»:
Ну и концовка сказки вполне традиционная, которую можно встретить во многих произведениях этого жанра:
Назовем сказочные приметы (признаки сказки) в сказке Петра Ершова «Конек-горбунок:
во-первых, специфический сказочный язык, наличие присказки и зачина, особой сказочной концовки, сказочных троекратных повторений,
во-вторых, неопределенность времени и действия (сказочная страна, давным-давно),
Для начала, нужно разобраться, что такое сказочные приметы.
В нашем произведении, то есть в сказке Конёк-горбунок, следующие сказочные приметы.
Сказочные приметы, которые можно найти в сказке «Конек-горбунок» Ершова:
1) Зачин или начало сказки, которое характерно для большинства классических народных сказок.
Сказка «Конек-горбунок» начинается со слов:
2) Троекратный повтор:
Герой проходит три испытания, у старика три сына, трижды происходят походы за тридевять земель.
3) Сказочные предметы, персонажи и события.
Например, волшебный помощник Конек-горбунок, Жар-птица.
4) Наличие устойчивых выражений и устаревших слов, которые характерны для сказок.
5) Концовка сказки (добро побеждает зло).
сказку отличает неопределенность временного периода и географии (в долгом времени аль вскоре.
это и волшебные существа (чудо-юдо рыба кит, конек-горбунок, добры кони златогривы итд
и чудеса, которых в обыденной жизни не сыщещь, а также концовка
В сказке «Конек-Горбунок» я выделила следующие сказочные приметы:
1) Присказка, который начинается так:
Выделила так же и сказочных героев: кобылицу, конька-горбунка, жар-птицу, рыбу-кит.
В сказке есть волшебные герои. Невозможно определить когда именно происходят события и в каком географическом месте.
Перечислим сказочные приметы, которые есть в сказке «Конек-Горбунок»:
Это прежде всего зачин, он начинается такими словами:
Также в сказке есть сказочные герои: Конек-Горбунок, рыба-кит.
Есть несколько сказочных примет в «Коньке-Горбуньке», мы их сейчас и перечислим.
И троекратные повторы одного и того же.
Мне думается, что основная/главная мысль этой сказки Андерсена заключена в финальных строках:
Я для написания отзыва в читательский дневник набросала небольшой план этой сказки про чайник, а потом слегка разбавила его своим отношением и вот что получилось:
Краткое содержание сказки «Мойдодыр»
Сказка начинается с того, что от грязного ребенка убегают вещи, одежда, домашняя утварь. Затем из комнаты выбегает умывальник Мойдодыр и начинает отчитывать грязнулю. После чего Мойдодыр позвал щетки, мыло, мочалки, которые нападают на грязнулю и начинают его тереть, скоблить и мыть. Грязнуля же убегает от них на улицу, но в городском саду сталкивается с крокодилом, который говорит, что съест его, если тот не помоется. Грязнуля со страху возвращается домой к умывальнику и моется. Затем к уже чистому ребенку возвращаются все вещи, одежда, книжки, еда. Мойдодыр радуется, танцует и приговаривает, что нужно постоянно (ежедневно) умываться, чистить зубы, соблюдать гигиену. Вот в этих последних словах Мойдодыра и заключается мораль данной сказки.
И у меня была пластинка «Кошкин дом»,
и до сих пор я помню: в доме том
У кисы гости жарили колбаску,
потом пожар случился жуткий в сказке.
Пролив слезиночки на пепелище,
богачка в прошлом безуспешно ищет
пристанища в домах своих гостей,
но гонят все они ее взашей.
А приютили кошку-тетку
Сказочные приметы в жанрах детской литертуры
Первое знакомство с искусством слова начинается для каждого человека со сказки, независимо от национальности и вероисповедания. И что особенно интересно, так это тот факт, что все народные сказки по своей сути очень похожи! Будь то таджикские или албанские, русские или английские – все они имеют свои особые сказочные приметы. Меняются лишь образы сказочных существ да имена героев, а сущность сказки остаётся прежней.
Начинается почти каждая сказка с зачина: «В некотором царстве… жили – были…» И заканчивается тоже общепринятой концовкой: «А кто слушал – молодец!» либо «И стали они жить – поживать…» Эти особенности (зачин и концовка) и есть – сказочные приметы.
Третьей особенностью является троекратное повторение каких-либо действий. Для этого, наверное, даже детей в основном у героев бывает по трое! И чем бы ни пытались заниматься главные герои, только с третьего раза у них всё выходило так, как нужно. Либо приходиться им решать три задачи, выполнять три желания, встречаться с тремя путниками.
А так как зародилось это искусство сочинительства для детей в стародавние времена, то и получило оно своё отражение в прекрасном народном языке. Попробуйте начать сказку сказывать, и сами собой вплетаются в речь устаревшие слова и идиомы, поговорки и народные эпитеты. Если девица – то обязательно красная, да ещё такая красавица, «что ни в сказке сказать, ни пером описать». А уж молодец-то всегда там добрый, и головушка у него такая бедовая да буйная! Вот поэтому и выделяют ещё и такие сказочные приметы в сказке, как специальный сказочный язык, в котором обязательно встречаются устаревшие слова и неделимые словосочетания.
Хотя, конечно, кто-то может поспорить: в современном сказочном мире появилось много таких произведений, в которых сказочные приметы не встречаются! Спорщикам можно ответить так: бывают и такие произведения для детей. Отсутствуют в них зачин и концовка, устаревшие слова и троекратный повтор. И только остались в этих литературных творениях такие сказочные приметы как вымысел. Скорее всего, их можно отнести к фантастическим или сказочным повестям, а не к сказкам в том смысле, который мы имеем в виду, говоря о языковых особенностях этого литературного жанра.
Тем более, что сказки в основе своей принадлежат к коротким произведениям. Ведь сочиняли их во время вечерней работы за прялкой либо вязанием, в одной определённой группе. Завтра уже могли прийти совсем другие люди на посиделки, а вчерашние, напротив, могли не явиться. Поэтому сказы укладывались именно в один вечер. А если говорить о длинных сказочных повестях, например, «Путешествие Нильса с дикими гусями» либо «Карлсон, который живёт на крыше», то эти замечательные и интереснейшие произведения нужно скорее всего отнести к сказочным повестям.
Время бежит вперёд, меняется не только наша жизнь, но и литература. Естественно, что и детские сказки меняют свой стиль, свой облик. Не страшно, если дети это заметят, даже похвально. Возможно, даже стоит подчеркнуть, что в школе, изучая сказочные приметы, мы говорим в основном о народных сказках. Хотя есть и авторские сказки, в которых писатели пытаются сохранить в полном масштабе все сказочные приметы. Но самое главное – это то, что во всех сказках добро обязательно побеждает зло!