Пластинки демократы что это
«В пластинку душу вложили, она как живая». Кто и зачем коллекционирует винил в Казани
13 апреля в мире будут отмечать Record Store Day — праздник, посвященный культуре независимых магазинов музыкальных записей. В преддверии этого дня музыкант и сотрудник магазина пластинок «Сияние» Игорь Шемякин поговорил с тремя казанскими коллекционерами винила и спросил у них, как они начали собирать пластинки, сколько денег тратят на свое увлечение и почему в 2019 году предпочитают этот формат другим носителям.
Словарь коллекционера винила
Бутлег — неофициальное, «пиратское» издание.
Вертушка — проигрыватель виниловых дисков.
Демократы — пластинки, которые выпускались в странах Восточного блока.
Диггер — коллекционер, который ищет редкие пластинки.
Миньон (семидюймовка, семерка) — пластинки диаметром семь дюймов.
Первопресс (перводел) — пластинка из первого тиража.
Песок — шипение во время проигрывания поврежденной или грязной пластинки.
Тонарм — рычаг проигрывателя, на который крепится картридж с иглой.
Яблоко — бумажная наклейка в центре пластинки, на которой, как правило, размещена основная информация о релизе.
Discogs — база данных исполнителей и музыкальных релизов и торговая площадка.
Евгений Куприянов
Около 1500 пластинок в коллекции
Первую пластинку мне подарила мамина подруга на 10 лет. Это была семидюймовка вокального квартета «Аккорд», тут даже на яблоке написано: «Евгению на день рождения. 1975 год». На ней есть «Песня о беспризорном мальчике» из кинофильма «Генералы песчаных карьеров», тогда она была очень популярной. С тех пор я винил и слушаю. Сейчас та пластинка висит на видном месте — это память.
Первые пластинки я купил в 1980 году — это Sheer Heart Attack от Queen и два альбома группы Wings, основанной Полом Маккартни. Приобрел их через соседа, который и приобщил меня к западной музыке — его мама привозила из-за границы винил и джинсы.
В Советском Союзе были государственные магазины с фиксированными ценами. Помню магазины на пересечении Тукая и Татарстана и на Кремлевской. Бывало, стояли в очередях. Пластинки «Балкантона» (болгарская студия звукозаписи. — Прим. «Инде») сразу же разбирали, а потом перепродавали. Например, альбом Blue Breeze группы Livin’ Blues в магазине стоил около 10 рублей, среди своих на него накидывали пять рублей, а чужим продавали за 25. «Фирменные» (западные. — Прим. «Инде») пластинки тогда стоили 50−75 рублей, их можно было найти на «базаре» (воскресная ярмарка в сквере Тинчурина. — Прим. «Инде»).
В начале я покупал много винила — бывало, что за год набиралось и 300, и 500 пластинок. Сейчас, конечно, не покупаю их в таком количестве. Бюджет на винил у меня привязан к заработку — иногда трачу тысячу рублей в месяц, а раньше и 40 тысяч могло уходить. Стараюсь регулярно что-то покупать, хотя бы мелочь.
Бывало, приезжали поврежденные пластинки или песок сплошной, поэтому я предпочитаю перед покупкой подержать пластинку в руках, визуально оценить ее состояние. К тому же гораздо интереснее найти что-то случайно. Вот в «Сиянии» не так давно нашел сборник «Световна Естрада» (сборник зарубежной эстрады, выпущенный болгарской фирмой «Балкантон» в 1974 году. — Прим. «Инде»), который до этого не встречал, хотя через меня уже много «демократов» прошло.
Почему я собираю пластинки? Для меня, как для фотографа, важны полиграфия и оформление — большой формат, буклеты, вложения. Во-вторых, ценю отличное звучание — при соответствующей аппаратуре винил звучит лучше любого компьютера. Мне кажется, в пластинку душу вложили, она как живая.
Сейчас у меня в коллекции 1500−2000 пластинок всех жанров. Список фиксирую по старинке в ежедневник. Бывают такие вещи — один раз послушал, и уже хочется обменять, а некоторые не надоедают. Я не большой поклонник рока в духе Nazareth, Uriah Heep и Deep Purple — у нас в городе их собирают процентов 70 коллекционеров. Я собираю советские ВИА — «Самоцветы», «Верасы», «Песняры». Много джаза, как нашего, так и зарубежного. Психоделику люблю — Jefferson Airplane, Quicksilver Messenger Service.
Мой проигрыватель — «Электроника Б1-01», это последнее детище казанского завода «Элекон». Тонарм скопирован у английских проигрывателей Thorens. Мой аппарат привлекателен тем, что его собирали для начальника цеха, поэтому он отстроенный от и до. Ребята старались, чтобы начальника не обидеть. Ламповый усилитель и колонки сделаны мастером на заказ, иголка японская — за счет этих вещей звук такой, будто музыканты здесь за ширмой играют. Провода тоже хорошие, посеребренные — разницу с обычными сразу слышно.
Одни из самых ценных пластинок в коллекции — американские перводелы The Doors. Я сравнивал их с релизами из других тиражей — звучат лучше, чем пластинки из Германии, Голландии или Франции. Каждая из них стоила около пяти тысяч, но сейчас их продают и за 10. Бутлеги тоже есть — сольный альбом Сида Баррета, например. Из последних открытий — пластинка московской группы «Мышеловка» из серии «Музыка бардов». В том числе в этой серии выходил релиз казанской группы «Уленшпигель». Еще не так давно открыл для себя Эми Уайнхаус.
Люди, для которых винил дорог, никуда не денутся. Мне кажется, молодежь будет слушать пластинки даже когда мода на винил пройдет. Люди стремятся к прекрасному, и если начнут слушать пластинки, то поймут, что винил — это хороший формат.
Ленар Гирфанов
42 года, бизнес-аналитик, диджей, участник промообъединения Lazy People
Около 1200 пластинок в коллекции
Свои первые пластинки я купил в 1997 году в магазине «Дискоксид» в Москве, о котором узнал благодаря журналу «Птюч». У меня не было проигрывателя, но я записал адрес и целенаправленно поехал туда за винилом. Магазин специализировался на диджейской музыке и по тем годам был очень крутым. Я провел в нем целый день, переслушал кучу пластинок. На тот момент у меня уже сформировался какой-то вкус. Благодаря радиостанциям и тому же «Птючу», где печатались чарты и списки диджеев, я ориентировался в лейблах.
В «Дискоксиде» я купил пять пластинок с дип-техно и хаусом, в том числе запись американского продюсера Gemini, вышедшую на Peacefrog Records (независимый лондонский лейбл. — Прим. «Инде»). Каждая пластинка стоила около 10 баксов, но в то время для меня это было очень дорого. Сейчас эти пластинки стоят намного дороже. Я очень редко ставил их в своих сетах, но эта музыка нравится мне до сих пор, и я не собираюсь с ней расставаться.
Следующие пластинки я покупал в пассаже на Кремлевской — там находился музыкальный магазин H&K, в котором была пара ящиков с винилом. С начала нулевых я активно ездил на концерты в Петербург и из каждой поездки стабильно привозил пачку пластинок из магазина Baza, который работает и сейчас.
Если выезжаю в другие города, стараюсь заходить в музыкальные магазины. Из Бангкока привез пластинок 15. Не так давно закупился в московском магазине DiG. Правда, не удалось провести в нем много времени: когда путешествуешь с семьей, оно ограничено, а поход в магазин пластинок — это всегда надолго.
Чаще всего я покупаю в интернете — как правило, выходит дешевле, чем в офлайне. Минимум раз в месяц заказываю в английском интернет-магазине Juno или на Discogs — есть проверенные продавцы, которые и скидку сделают, и доставку бесплатную оформят. Бывало, приезжали поврежденные пластинки. Один раз пластинку положили в почтовый ящик в подъезде, но, к счастью, это была семерка — из-за своих размеров она не пострадала.
В 1994 году я попал на вечеринку «Кордон Party» в казанском клубе Bald’n’Max, на которой играли транс, техно и хэппи-хардкор. Среди прочих там играл диджей Wind, Олег Кочкин, — помню, он ставил Depeche Mode. На этой вечеринке я заинтересовался диджеингом и техникой сведения. Я начал регулярно ходить на вечеринки, а Олег впоследствии стал моим наставником и обучал диджейскому ремеслу. Через некоторое время я начал ходить в диджейскую школу Ozone Pro, где освоил основы сведения у Шамиля ОМ’а (диджей, продюсер, один из основателей промосообщества Ozone Pro. — Прим. «Инде»).
Мой первый сет на виниле был где-то в начале нулевых. Тогда я часто играл в «Коммуне», в барах и кофейнях города — в основном лаундж и даунтемпо, нью-джаз. Почти всегда я выступал в начале вечеринок, потому что под такую музыку особо не танцуют.
Первую вертушку я купил через газету «Из рук в руки». Это был советский проигрыватель «Арктур-006» с прямым приводом, на нем можно было экспериментировать и сводить. Сейчас у меня две японские Technics SL-1200 — одна черная, другая белая. Проигрыватель Technics — это как автомат Калашникова: всегда работает, простой, ничего лишнего. Микшер у меня Pioneer S9 — он поддерживает сведение видео. Иногда я выступаю в режиме виджеинга — мне немного стыдно просто играть эмпэтришки.
Я часто покупаю винил специально для сетов. Стараюсь брать пластинки, которых нет в цифровом виде. Иногда для рекламы вечеринки просят скинуть трек — а его нигде нет, ни во «ВКонтакте», ни на других сайтах. В то же время многое беру не для диджеинга, а для себя. У меня много трип-хопа и даунтемпо, есть хаус, диско, фанк и рок. Еще я фанат Depeche Mode, поэтому у меня есть почти все их альбомы на виниле, в том числе и ранние релизы.
Самый ценный винил для меня — пластинки «Новых композиторов», одной из первых советских электронных групп. В первый раз я услышал их в 1990-е в программе «Пиратское телевидение» на Пятом канале. Я знаком с участником коллектива Валерием Алаховым, он даже подписал мои пластинки, поэтому они вдвойне ценны. Он же подарил мне винил группы Start — это совместный проект участников «Кино» и «Новых композиторов».
А самую дорогую пластинку, как выяснилось, мне подарил тесть — это альбом диско-группы Harari под названием Kala Harari Rock, цена — в районе 150 долларов. Он привез эту пластинку из Африки и подарил мне на день рождения. Сам он тоже коллекционирует винил, но предпочитает прог-рок и арт-рок.
Я постоянный участник сообщества виниловых диджеев Lazy People, его 11 лет назад организовали мои друзья — диджеи Вадим PH и Искандер SomeOne. Главное в нашей деятельности — слово «ленивый», потому что мы редко проводим вечеринки. Сейчас все взрослые, семьями обзавелись, часто бываем в командировках.
У моего семилетнего сына тоже есть любимые записи. Ему очень нравится Beck, часто просит ставить его пластинки. В самом начале мама не понимала, чем я занимаюсь, а сейчас спрашивает, играю ли я где-нибудь в выходные. В последнее время я играю нечасто, даже отказываюсь, когда зовут где-то выступить. Для меня это не работа, главное — получать удовольствие от диджеинга.
Рома Сибирский (Soviet Konducta)
29 лет, битмейкер, основатель лейбла 12 Chasov Records
Около 850 пластинок в коллекции
Я вырос в музыкальной семье. У нас дома был типичный советский шкаф — в нем была куча одежды, а внизу стояла вертушка без иглы (ее я сломал). Там же хранилась куча пластинок. Достаточно стандартный набор — пластинки «Мелодии», «демократы». В детстве мне так нравилась обложка пластинки венгерской группы Karthago, что я даже специально нашел ее, когда вырос. Я не знал, что за музыка внутри, но обложка в духе научной фантастики меня просто поразила — настолько она клевая.
В 2011 году я купил вертушку. Тогда же заказал из Москвы три пластинки — первые альбомы The Seeds и King Crimson и Blue Train Джона Колтрейна. В 2012 году я стал входить в раж, появились первые свободные деньги, начал покупать индастриал и нойз. Сейчас в моей коллекции порядка 850 штук, не считая нескольких коробок в темнушке. К 30 годам я хотел собрать 1000 пластинок, но, видимо, не успею.
В месяц трачу около 10 тысяч рублей на пластинки. Чаще всего заказываю в интернете — на Discogs и «Мешке» (интернет-аукцион. — Прим. «Инде»). Новоделы беру в «Сиянии», за советскими заглядываю в «Грампластинки» на Островского. Иногда что-то попадается во «ВКонтакте» — там я наткнулся на пластинку Ильхама Шакирова, вдохновившую меня на микстейп 20 Tatar Jazz Funk Greats. Цена зависит от редкости, от состояния пластинки и конверта, тиража и количества переизданий, от стоимости авторских прав. Ну и хайпа — если знаменитый диджей показал где-то пластинку, все ломанутся ее покупать.
Несколько раз я продавал пластинки, но потом очень об этом жалел. Цена одной из проданных пластинок выросла с 1000 рублей до 120 евро. Сейчас, даже если я охладел к пластинке, я ее не продаю — может, лет через пять вернусь к этой музыке. Если продавать, то только дубли — заказываешь сразу две штуки, одну продаешь подороже. В результате разница покрывает расходы на доставку.
Бывает, что покупаю альбом и не слушаю его год или два. Некоторые пластинки до сих пор не распечатаны — у меня даже специальная полка с ними есть. Продать всю коллекцию даже не думал — это что-то из разряда мистики, я очень дорожу своими пластинками. С винилом — как с татуировками: сделаешь одну, и больше не сможешь остановиться.
Пластинки я слушаю почти каждый день. Еще я слушаю кассеты, компакт-диски и mp3. Слушать mp3 и винил — это разные вещи. В наше время, когда все можно скачать, это ритуал. Нужно дождаться, пока пластинка приедет к тебе, открыть, поставить — банальные вещи, но на восприятие музыки они влияют. Фильмы, например, меня тоже прикалывает на кассетах смотреть.
Виниловые пластинки (LP): мини-энциклопедия формата
Все детали о дисках
Виниловые пластинки (LP): мини-энциклопедия формата
Все детали о дисках
Новые поколения меломанов, выросших в эпоху цифрового аудио, испытывают естественный интерес к музыкальным форматам прошлого. И особенно к возродившемуся в наши дни винилу. В данной статье мы расскажем об истории возникновения LP, их производстве и особенностях воспроизведения. Короче говоря, хотите узнать, что такое виниловая пластинка? Читайте нашу мини-энциклопедию!
История появления пластинок
Первое устройство для записи звука было запатентовано Леоном Скоттом ещё в 1857 году, при этом функция воспроизведения появилась только в фонографе Томаса Эдисона в 1877 году. Однако в них в качестве носителя использовались восковые цилиндры, поэтому датой рождения грампластинок следует считать появление граммофона Эмиля Берлинера в 1889 году. Более-менее массовый выпуск пластинок был налажен в 1894 году в США, однако первые записи отличались весьма невысоким качеством звука. И только после доработки граммофона партнером Берлинера Элдриджем Джонсоном под собственным брендом RCA Victor пластинки обрели настоящую популярность. В 1901 году стартовала печать 10-дюймовых дисков, в 1903 году появились 12-дюймовые пластинки, при этом продолжительность записи изначально не превышала четырех минут. Привычная для шеллаковых дисков скорость в 78 оборотов в минуту стала стандартной только в 1925 году. Нужно заметить, что в 1919 году истек срок патентов Берлинера на данный вид музыкального носителя, и началось массовое производство дисков разными компаниями.
Эмиль Берлинер и его фонограф
Как вы догадались, виниловые пластинки, то есть изготовленные с использованием виниловой массы, появились гораздо позже. На протяжении десятилетий, начиная с 1895 года, граммофонные диски производились из смеси шеллака, каменной пыли и хлопковых волокон, с добавлением графита для придания смеси черного цвета. Всем хороши шеллаковые пластинки, только их чрезмерная твердость имеет и обратную сторону – они слишком хрупкие и легко бьются при неосторожном обращении. Тем не менее, именно они оставались стандартом аналоговой звукозаписи, а длительность записанных на них музыкальных произведений составляла 4-5 минут на одну сторону.
Шеллаковая пластинка RCA His Master’s Voice
Первые десятилетия запись звука оставалась исключительно акустической, то есть производилась при помощи рупора, на устье которого была закреплена диафрагма с установленным на ней резцом, который напрямую наносил дорожку на поверхность валика или диска. Качество такой записи было весьма низким и варьировалось в зависимости от записываемого инструмента. Поэтому о зарождении действительно хорошей звукозаписи можно было говорить только после появления микрофонов в 1920-х годах. С них сигнал поступал на ламповые усилители и далее на электромеханический резец. Именно в данную эпоху зародился потенциал создания близких к реальности записей, которые в дальнейшем легли в основу индустрии Hi-Fi. О том, как записывается современный винил, мы расскажем ниже.
Виниловая пластинка Deccalite
Появление на свет винила
Шеллаковые пластинки имели множество недостатков как с точки зрения качества записи, так и надежности в эксплуатации. Поэтому по мере развития индустрии пластмасс логичным было ожидать начала их использования для производства пластинок. И вот в 1931 году компания RCA Victor начала выпуск 16-ти дюймовых дисков из материала на основе винила Victrolac для профессионального применения на радиостанциях и в кинотеатрах. Однако внедрение винила в массовое производство пластинок для печати на них музыки произошло несколько позже, прежде всего, из-за изначально высокой стоимости нового материала. Тем не менее, через несколько лет после второй мировой войны на рынке стали появляться пластинки на 78 оборотов, сделанные уже из винила, а не из шеллака. Это были издания на красном прозрачном виниле от RCA Victor, а также серия Deccalite от Decca.
Виниловая пластинка RCA Victor Red Seal
Настоящее пришествие винила на рынок состоялось в момент появления формата LP (Long Play) на 33 1/3 оборота в 1948 году, который представила компания Columbia Records. Это были знакомые нам сегодня долгоиграющие 12-ти дюймовые пластинки с более узкими звуковыми дорожками, вмещавшие до 40 минут записи. В следующем году свою версию винилового формата представила фирма RCA Victor, однако в ее случае речь шла о 7-ми дюймовых синглах на 45 оборотов в минуту. По мере роста популярности винилового формата конкурирующие фирмы постепенно пришли к единому стандарту как пластинок, так и кривой эквализации, используемой при печати винила – RIAA (Recording Industry Association of America). До того времени каждая фирма применяла свой собственный вариант, в результате чего для старых пластинок, выпущенных до середины 1950-х годов, иногда требуется использование специальных фонокорректоров с переключаемыми кривыми.
Редкий 7-дюймовый сингл Columbia на 33 оборота
Основные размеры дисков
На сегодняшний день выпускаются виниловые пластинки трех основных размеров – 12, 10 и 7 дюймов. Профессиональный формат транскрипционного диска диаметром 16 дюймов сегодня уже не используется, ранее он широко применялся в радиовещании.
Каждый из актуальных размеров дисков выпускается для разных скоростей вращения при воспроизведении. Обычно 12-ти дюймовые пластинки LP проигрываются на 33 1/3 оборотах в минуту, а 7-ми дюймовые используются для выпуска синглов на 45 оборотов. Тем не менее, существуют и так называемые макси-синглы, отпечатанные на дисках размером 12 дюймов. Пожалуй, среди всех форматов винила именно они обеспечивают наиболее высокое качество звука, прежде всего, за счет максимально широких звуковых дорожек, вмещающих гораздо больше низкочастотной информации.
В последнее время в моду вошли так называемые мини-синглы диаметром 3 дюйма, особенно популярны они стали в Японии. Тем не менее, этот формат больше относится к разряду модных аксессуаров – для их воспроизведения выпускаются миниатюрные проигрыватели винила, работающие от USB или батареек. Каждая мини-пластинка вмещает на себя до 4-х минут музыки.
3-х дюймовый винил и вертушка для него
За все время существования грампластинок использовались следующие скорости вращения – 16, 78, 33 1/3 и 45 оборотов в минуту. Сегодня в ходу остались два варианта – 33 1/3 оборота для долгоиграющих пластинок LP и 45 оборотов для синглов. Существуют также релизы, в которых альбом разбивается на несколько 12-ти дюймовых пластов на 45 оборотов – это позволяет получить максимальное качество звука.
Как производятся виниловые пластинки
Процесс записи, подготовки и печати грампластинок не изменился за последние десятилетия. Начинается всё с подготовки специальной версии мастер-ленты или, в последние годы, звукового файла, с которого и будет производиться печать. Они используются для нарезания ацетатного мастер-диска, который покрывается серебром и на него гальваническим методом наносится слой металла. Этот слой и будет использован в качестве негативной формы для дальнейшей печати пластинок, а также для создания последующих матриц. С каждой из них можно отпечатать с высоким качеством не более 1000 экземпляров. Существует также технология прямой нарезки медного мастер-диска под названием DMM (Direct Metal Mastering), которая получила достаточно широкое распространение в 1980-х годах. Она позволяет сократить число этапов при подготовке к печати, а также обеспечивает более высокое качество звука.
Пресс для печати винила
Печать производится путем помещения матрицы и расположенной в центре разогретой шайбы из виниловой массы (поливинилхлорида) под пресс. Заметим, что лейблы с названием альбома и информацией о песнях приклеиваются одновременно с печатью пластинки. После этого матрицы нагреваются до температуры в 180 градусов Цельсия, а затем в работу включается пресс – давление в момент печати достигает 110 тонн. После этого получившийся пласт охлаждается водой, а весь процесс изготовления одного диска занимает около 30 секунд. Излишки винила обрезаются, отпечатанный диск извлекается из-под пресса и отправляется для дальнейшей упаковки.
Нужно отметить, что сам по себе винил прозрачный! Виниловая пластинка привычного нам черного цвета получается так – в состав добавляется графитовый порошок. Соответственно, при печати цветного винила в массу вносятся другие необходимые красители, а иногда пластинки просто остаются просто прозрачными. Кстати, отдельные виды красителей, особенно из тех, что применялись много лет назад, делают массу чуть более шумной, это надо иметь в виду при выборе. Современные издания обычно лишены этого недостатка.
Исходный материал для печати виниловых пластинок
Вес пластинок и качество звука
В последние годы получили широкое распространение солидные пластинки весом 180 и даже 200 граммов. Изначально применение более тяжелых дисков было уделом аудиофильских лейблов, теперь же практически все новые издания выходят на 180-граммовых LP, тогда как раньше стандартным весом считались 140 граммов для альбома, отпечатанного на 12-ти дюймовом диске. По правде говоря, гораздо большее влияние на звучание оказывают исходная запись и общее качество печати и самой виниловой массы, но при прочих равных увеличение массы может сыграть положительную роль. Однако оно ни в коем случае не является гарантией хорошего звука. Правильно записанная и напечатанная виниловая пластинка стандартного веса положит на обе лопатки тяжелую, отпечатанную с источников непонятного происхождения.
Нарезка медного мастер-диска методом DMM
Как записываются современные виниловые пластинки
Сам процесс записи любого музыкального произведения одинаков для любых носителей, будь то цифровые либо аналоговые – компакт-диск, SACD, катушки либо винил. Разница состоит лишь в подготовке специального мастера для каждого из форматов. На сегодняшний день подавляющее большинство новых релизов записываются в «цифре», однако это вовсе не означает, что на выходе звук будет одинаковым на всех носителях. Теоретически он может быть достаточно близок, только вот музыкальная индустрия имеет свое мнение относительно того, как должен звучать альбом популярного исполнителя на каждом из носителей. И если цифровой релиз ориентирован на прослушивание на переносной аппаратуре не самого высокого класса и в далеких от идеальных условиях – в транспорте или на прогулке – то его постараются сделать максимально «громким». А это означает высокую степень компрессии, узкий динамический диапазон и пренебрежение мелкими деталями и нюансами. С другой стороны, приобретающий виниловую пластинку человек, скорее всего, имеет дома Hi-Fi систему, на которой он сможет оценить высокое качество ее записи. Именно поэтому современный, даже изначально записанный в цифре LP-диск, звучит лучше того же альбома, изданного на компакт-диске или даже в Hi-Res. Очень часто при лобовом сравнении одно и то же произведение, изданное на виниле и на цифровом носителе, демонстрирует разницу в среднем динамическом диапазоне в 2-3 раза. А это означает, что звук винила будет казаться глубоким и объемным, в отличие от резкого и плоского звучания компакт-диска.
Тем не менее, и по сей день есть артисты, которые предпочитают записывать свои новые альбомы на магнитную ленту и уже с нее осуществлять дальнейший мастеринг в аналоге и цифре. Мы стараемся следить за самыми интересными изданиями, а также переизданиями классических пластинок прошлого, которые иногда оказываются лучше, чем оригиналы.
Оригинальное издание альбома Traffic «Mr. Fantasy»
Где и как покупать винил
Один из самых популярных вопросов пользователей – где купить винил недорого? Надо сказать, что понятие «недорого» весьма относительно, поскольку новые диски стоят не меньше полутора тысяч рублей, а чаще всего – дороже. А уж применительно к таким изданиям, как рассмотренный нами недавно релиз знаменитого альбома Джими Хендрикса «Axis Bold As Love» на Clarity Vinyl UHQR недорого будет означать тысяч десять рублей.
Тем не менее, если вы хотите купить пластинки недорого, то к вашим услугам огромный выбор подержанного и нового винила на eBay, желающим же приобрести свежие релизы современной музыки по умеренным ценам есть смысл обратить внимание на сайт Juno Records – цены там приятно отличаются от большинства других онлайн-магазинов.
Меломанам, предпочитающим приобретать пластинки после их тактильного осязания, еще недавно можно было советовать отовариваться в магазинах Mediamarkt, однако после их поглощения сетью мВидео винил окончательно исчез с полок. Поэтому остается только налаживать связи с множеством специализированных магазинов винила, в изобилии открывающихся в последнее время.
Новые форматы винила – UHQR-винил
Вспомним также такой аудиофильский формат как Clarity Vinyl, впервые разработанный Classic Records, а теперь используемый Mobile Fidelity. В нем из состава массы полностью исключен графит, а сама формула винила была переработана с тем, чтобы радикально снизить собственный шум носителя, а также избежать негативного воздействия содержащихся в графите включений железа на нежные катушки звукоснимателя. Кроме того, качество печати винила UHQR необычайно высоко – применение специальных форм Finebilt позволяет добиться одинаковой толщины пластинки по всей площади диска, как у лейбла, так и с краю. Обычные пластинки обычно отпечатаны таким образом, что в центре пласт оказывается толще, а это негативно сказывается на точности следования иголки по дорожке. В настоящее время вышло несколько современных релизов в этом формате, включая Jimi Hendrix «Axis Bold As Love», а в скором времени мы ожидаем появления ультимативной версии Jethro Tull «Aqualung».
Пластинка Jimi Hendrix «Axis Bold As Love» на UHQR виниле
Опечатки в определениях винила
На чем слушать винил?
Очевидно, что винил больше предназначен для домашнего использования, хотя в эпоху его безраздельного владычества на рынке музыкальных носителей большой популярностью пользовались портативные проигрыватели грампластинок. Сегодня формат стал модным не только среди молодежи, но и среди аудиофилов и ценителей качественного звука, которые готовы тратить существенные суммы как на сами пластинки, так и на оборудование для их воспроизведения. Вот что необходимо для прослушивания виниловых пластинок дома.
На чем же слушать купленные «винилы», чтобы получить максимальное качество звука? Само собой, сначала потребуется купить хороший проигрыватель. Для того чтобы почувствовать все качество качественно записанной и изданной пластинки, придется выложить не самую маленькую сумму денег – покупать самый дешевый проигрыватель винила на «попробовать» смысла нет, качественная и точная механика сегодня стоит гораздо дороже, чем многие крутые гаджеты. Некоторые рекомендации по выбору вертушек вы сможете найти в наших статьях, однако следует быть готовым к тому, что входной билет в мир винила обойдется минимум в 70 000 рублей, если рассматривать новые модели.
Проигрыватель винила Denon VL12 Prime
Если недорогие вертушки продаются с заранее установленным звукоснимателями, то более серьезные проигрыватели уже потребуют самостоятельной работы по подбору головки. Тем не менее, для того, чтобы получать удовольствие от прослушивания винила, вовсе не обязательно тратить большие суммы на ГЗМ, достаточно правильно их настроить. В настоящее время существуют два основных типа головок для проигрывателей винила – с подвижным магнитом (ММ) и подвижной катушкой (МС), экзотические виды типа оптических картриджей оставим опытным аудиофилам. Помимо геометрической настройки картриджа и его согласования с тонармом очень важным является правильное электрическое согласование с фонокорректором, особенно это касается МС-головок. В зависимости от выбранной нагрузки сопротивления и коэффициента усиления звучание картриджа, а, значит, и всей системы, может меняться очень значительно. Принцип работы головки прост – следующая по звуковой дорожке игла огибает стенки канавки и передает механические колебания на катушку (в случае МС) либо маленький кусочек намагниченного железа (в случае ММ), которые совместно с магнитом либо катушкой образуют магнитное поле, напряжение которого передается дальше на фонокорректор для усиления и коррекции.
Головка звукоснимателя Audio-Technica AT-150SA
Данное устройство используется для восстановления линейной частотной характеристики, ведь сигнал на пластинке нарезан таким образом, что его АЧХ напоминает график роста курса доллара в 1990-е годы. Фонокорректор также нужен для предварительного усиления слабого сигнала, поступающего с головки звукоснимателя. Если вы хотите получить максимум звука от ваших виниловых пластинок, то полагаться исключительно на встроенные в проигрыватель или усилитель/ресивер модули фонокорректора не следует. Их звук существенно выигрывает от независимого блока питания и более высокого качества комплектующих, так что постарайтесь выбирать отдельно стоящие модели фонокорректоров.
Фонокорректор Thoress Phono
Усилители для винила
В Сети регулярно встречаются мнения о том, что для прослушивания винила нужно обязательно использовать ламповые усилители. Это не так. Специальных усилителей для прослушивания виниловых пластинок, на самом деле, не существует, однако лучше, если у выбранной вами модели будет приличный запас по питанию и способность хорошо контролировать акустические системы на НЧ.
Двухтактный ламповый усилитель Air Tight ATM-2
Колонки для винила
С учетом того, что в эпоху расцвета аналоговой звукозаписи на рынке господствовали колонки с высокой чувствительностью и большими басовиками, то есть смысл покупать именно такие АС, особенно если вы собираете коллекцию старого винила. В таком случае вы имеете больше шансов получить тот самый звук, которым наслаждались меломаны в 1960-70-х годах. Правда, среди современных моделей найти подобные колонки за разумные деньги будет не очень легко, однако потратить время на поиски стоит – именно с ними вы сможете сполна насладиться всеми преимуществами винила. Однако даже при воспроизведении на сегодняшних стандартных «столбиках» звучание грампластинок находит своих поклонников.
Акустические системы JBL L100 Classic
Почему винил играет лучше «цифры»?
Превосходству аналогового звука над цифровым есть множество объяснений, из них самым простым представляется то, что притягательность винила для человеческого слуха скрыта в самом механическом способе считывания информации. Ведь если напрямую оцифровать проигранную на хорошем виниловом проигрывателе пластинку, то при прослушивании получившегося файла ее почерк и динамика полностью сохраняются. Кроме того, судя по всему, человеческий слух гораздо более благосклонен к аналоговым искажениям, возникающим в процессе записи и воспроизведения звука, чем к цифровым.
Если же говорить о LP, записанных в цифре, но которые все равно звучат лучше изданных на компакт-диске версий тех же альбомов, то здесь вступает в игру изначально более высокое качество мастер-диска, с которого производится тиражирование. Помимо ориентации звукорежиссера на разные сценарии прослушивания, роль играет и тот факт, что для подготовки мастера для виниловых изданий чаще используются цифровые файлы высокого разрешения вплоть до 24 бит /192 кГц, тогда как для печати компакт-дисков применяются исходники стандарта Red Book, то есть 16 бит / 44,1 кГц.