Плесень что это такое для детей
Исследовательская работа «Загадочная плесень»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 общеразвивающего вида» с. Корткерос
Исследовательская работа
«Загадочная плесень»
Мишарина Элина Антоновна,6 лет
Михайлова Наталья Анатольевна,
2. Теоретическа часть…. 2
3. Практическя часть….3
5. Список использованных источников и литературы…5
Актуальность: Недавно мама показала банку с вареньем, на котором было нечто непонятное для меня, какие-то маленькие волоски с серо-голубого цвета.Мама меня спросила: «Элина, ты знаешь, что это такое?» Я ответила, что не знаю, я понюхала и сразу отвела свой нос назад, потому что это пахло так ужасно, что мне захотелось этот продукт выкинуть. Мама сказала что это плесень.
И тогда я решила сама узнать, что же такое плесень. Оказалось, что изучать плесень очень интересно.
Гипотеза: Я считаю,что плесень будет расти при благоприятной температуре и уровне влажности.
Объектом исследования является плесень.
Предмет исследования: изучение информации о происхождении, условий роста и значении плесени.
Цель исследования: узнать, что такое плесень, найти благоприятные условия для роста плесени.
Для достижения поставленной цели необходимо в ходе исследованиярешить следующие задачи:
1. Найти и изучить информацию о плесени;
2. Вырастить плесень самой, в разных условиях;
3. Зафиксировать результаты опытов;
4. Сделать выводы о благоприятных условиях роста плесени.
Методы исследования: просмотр фильма, беседы,опыты и наблюдение.
2. Теоретическая часть.
Главными условиями для появления плесени являются повышенная температура, большая влажность воздуха и плохой воздухообмен. Она очень любит грязь. Чем грязнее жилище, тем больше бактерий, а чем больше бактерий, тем больше грибов. Плесеньможет появиться где угодно: на хлебе, овощах и фруктах, в банках с вареньем. Плесеньможет быть разноцветной: красной, черной, серой, голубой, зеленой. Цвет зависит от вида плесневых грибов, свое название получила за окраску своих внешних частей нити.
Плесневые грибки губят здоровье людей и их жилища. Может появиться в ванной, на хлебе, в банке варенья и даже в цветочном горшке.
Стоит человеческому иммунитету ослабеть от болезни, как тайные агенты плесени, живущие в организме, поражают органы и кости, вызывают страшные заболевания.
Плесень находится повсюду, но мы чаще всего относимся к ней пренебрежительно, срезаем зеленые пятна плесени с хлеба, снимаем тонкую белую пленку с варенья, и спокойно съедаем то, что осталось, даже не подозревая, как это опасно. Нельзя есть пищу покрытую плесенью!
Самое страшное в черной плесени то, что от нее практически невозможно избавиться.
3. Практическая часть.
Можно ли вырастить плесень специально? Вопрос заинтересовал меня, и я решила вырастить «свою» плесень на кусочках хлеба.
Для проведения эксперимента я взяла 3 кусочка хлеба,и поместила их в разные условия:
1. Сухое место при комнатной температуре (контейнер№1)
2. Сухое место в холодильнике (контейнер №2)
3. Влажное место при комнатной температуре в пакете (контейнер№3)
Первые изменения появились на 5-й день. На кусочке хлеба под номером 3 появились маленькие темные пятна, на первых трех кусочках хлеба плесени не было, они засохли.
Еще через 5 дней плесень на третьем кусочке увеличилась, она стала больше, пятна плесени стали разноцветными. Через 2 недели плесень полностью покрыла весь кусок хлеба. На остальных кусочках хлеба плесень так и не появилась. Значит, хорошие условия для роста плесени были для хлеба под №3.
Мы взяли 2 кусочка хлеба, один кусочек мы положили в пакет, а второй кусочек просто оставили на столе.
На следующий день –мы проверили кусочки хлеба:
— тот, что был в пакете, он не изменился, был таким же мягким и
Через несколько дней мы с мамой опять проверили состояние хлеба.
Кусочек хлеба, который был без пакета – он остался таким же твердым и жестким, еще более сухим и в нескольких местах в виде маленьких пятнышек начала появляться плесень.
После проведения опытов мы сделали следующие выводы:
Я нашла благоприятные условия для роста плесени это комнатная температура, высокая влажность.
Плесень на хлебе вырастает разных цвета. Хлеб заражается плесенью во время хранения, его нужно хранить в сухом месте. Чтобы хлеб дольше сохранил свежесть и вкус его необходимо держать в пакете. Именно поэтому в магазинах каждая буханка хлеба продается в отдельном пакете. Срок хранения хлеба в пакете не больше 3дней,иначе он испортится. Хлеб,хранящийся без пакета,уже на следующий день невозможно кушать,так как становится жестким.
Хлеб с плесенью это яд, он опасен для здоровья. Кушать хлеб с признаками плесени НЕЛЬЗЯ!
Исследовательская работа «Близко к сердцу» Управление народного образования администрации Каракулинского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Галановский.
Исследовательская работа учащегося 3 класса «Я и моё имя» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя Общеобразовательная Школа №7» села Долиновка Новоселицкого района Ставропольского.
Исследовательская работа «Мемориал в городе Ветлуга» В истории России есть события, обращение к которым объединяет поколения. Безусловно, таким событием является Великая Отечественная война.
Исследовательская работа «Наш любимый снеговик» Мы его слепили сами: Разукрасили углями, Сделали ему животик, Улыбающийся ротик, Нос – морковка, глазки – льдинки. На протоптанной тропинке.
Исследовательская работа «О вреде пыли» Исследовательская работа «О вреде пыли» Участник: Еремина Анна (6 лет) Руководитель: Харитонова Наталья Геннадьевна (воспитатель) МБДОУ.
Исследовательская работа «Окрашивание роз в домашних условиях» В подготовительной группе «Радуга» МБДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно- эстетического.
Исследовательская работа «Живая аптека» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые члены жюри, меня зовут – Кокина Ангелина, мне 6 лет. Я хожу в детский сад «Гвоздика». Сегодня я хотела бы.
Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки» Содержание Вступление…. Глава I. Роль патриотического воспитании дошкольников…. Глава II. Мои знаменитые земляки….…. § 2.1. Наш ветеран.
Педагогический проект «Загадочная плесень» Этот проект проводился с родителями и детьми подготовительной группы по steem образованию. Тема проекта: «Загадочная плесень» Вид проекта:.
Исследовательский проект «Внимание, плесень!» для 4 класса
Елена Грошева
Исследовательский проект «Внимание, плесень!» для 4 класса
Введение.
Часто в быту мы сталкиваемся с налетом на продуктах питания. Однажды на забытом в портфеле мандарине, я обнаружила несколько маленьких белых пятен. Я спросила у мамы, что это такое? Она мне ответила, что это начала расти плесень.
Я тоже часто слышала в доме о плесени. Если на продуктах появлялась плесень, то мама, не задумываясь, уничтожала продукт, так как плесень небезопасна.
Тогда почему же на прилавках магазинов продают сыр с плесенью?
Мы задумались, какую роль плесень играет в нашей жизни?
Тема проекта: «Внимание, плесень!»
Актуальность темы: Изучение плесени является актуальным в современное время. Несмотря на множество научных исследований, плесень остаётся одной из загадок, так как она широко распространена не только в повседневной жизни, но и в природе.
Нас заинтересовало, как на пустом месте появляется столь сложное природное образование, как плесень. А чтобы предотвратить рост плесени, так как она небезопасна, необходимо знать факторы, влияющие на её образование.
Объект исследования: плесень.
Предмет исследования: факторы, влияющие на образование плесени.
Цель нашей работы: Изучить, что такое плесень и определить факторы, влияющие на её появление и разрастание.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Собрать информацию о плесени и её роли в жизни человека.
2) Определить отношение плесени к факторам среды: влажности, температуре, свету.
3) Разработать рекомендации для предотвращения появления плесени в помещении, на продуктах питания.
Мы выдвинули гипотезу:
Предположительно факторами появления плесени являются: тепло, влажность, темнота, отсутствие проветривания.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение литературы по данной проблеме, работа в сети Интернет, просмотр научно-познавательных передач.
2. Эмпирические: анкетирование, наблюдение за плесенью, эксперимент.
3. Практический: создание буклета с рекомендациями.
Основная часть
І. Теоретическая часть.
1. На первом этапе работы мы провели анкетирование и проверили, что знают о плесени наши одноклассники. Мы задали ребятам три вопроса:
1. Что такое плесень?
2. Полезная она или вредная?
3. Где используется плесень?
2. Работая с различными источниками информации, мы выяснили, что плесень–это простонародное название грибка, который в свою очередь бывает плесневым (растет на камне, бетоне, краске, матрасе, обуви, земле, книгах;); грибком гниения (бактериальная, белая, бурая гниль, растущая на древесине); дрожжевым грибком (на пищевых продуктах).
Итак, каково же значение плесневых грибов для человека?
Ее негативное воздействие проявляется не только в пагубном влиянии на здоровье человека, но и в разрушении материалов. Плесень может разрушать даже бетон, дерево, кирпич и штукатурку.
Но у плесени много и полезных свойств.
В 1928 году английский микробиолог Александер Флеминг случайно обнаружил антибактериальное свойство зелёной плесени. Эта плесень способна убивать бактерии, но безвредна для человека и животных. Это открытие положило начало производству пенициллина, который считается «самым действенным средством в современной медицине».
Плесень также открыла двери в восхитительный мир вкуса. Она применяется в виноделии и сыроварении.
Нашлось место плесневым грибам и в авиации. При их участии изготавливают смеси, защищающие крылья самолета от обледенения при взлёте и посадке.
ІІ. Опытно-экспериментальная часть.
На втором этапе работы мы провели эксперимент и определили отношение плесени к факторам среды: влажности, температуре, свету.
Опыт № 1. Влияние влажности на образование плесени.
Мы взяли два кусочка батона и 2 контейнера. Смочили водой салфетку и положили в контейнер, сверху положили кусочек батона. А в другой контейнер положили кусочек батона на сухую салфетку. Затем плотно закрыли крышки на контейнерах и поставили в теплое место. Результаты наблюдений заносили в таблицу.
Вывод: Плесень появилась на 3 день в контейнере, где присутствовала влага. Во втором контейнере плесень не появилась, кусочек батона подсох. Значит, на образование плесени влияет влажность.
Опыт № 2. Влияние температуры на образование плесени.
Для второго эксперимента я взяла так же два кусочка батона и 2 контейнера. Кусочки батона я слегка сбрызнула водой. Один контейнер с кусочком батона я поставила в холодильник, а другой рядом с тёплой батареей.
Вывод: Плесень появилась на батоне на 4 день в контейнере, который находился в тепле. Во втором контейнере на батоне плесень не появлялась. Значит, на образование плесени влияет тепло.
Опыт № 3. Влияние света на образование плесени.
А я для третьего эксперимента взяла так же два кусочка батона и 2 контейнера. Один контейнер с кусочком батона я поставила в тёмное место, а другой на свет.
Вывод: Плесень появилась на 5 день в контейнере, который находился в темноте. Хлеб во втором контейнере подсох. Отсюда следует, что на образование плесени влияет темнота.
Так же мы пришли к выводу, что плесень распространяется только в благоприятных для неё условиях, значит, возможно, предотвратить её появление и дальнейший рост.
ІІІ. Практическая часть.
На третьем этапе работы мы разработали рекомендации по предотвращению появления плесени и создали буклет.
Заключение.
В ходе исследования наша гипотеза подтвердилась. Факторами появления плесени являются: тепло, влажность, темнота, отсутствие проветривания.
Цель, которую ставили перед собой, достигли.
В современном мире актуальна проблема по сохранению и улучшению здоровья.
Плесень нужна и важна, но только в том случае, когда она находится в природе или контролируется человеком. Плесень на продуктах, в помещениях, появляющаяся своевольно, должна быть уничтожена. И тогда за здоровье людей можно быть спокойным.
Плесень что это такое для детей
Обычно, в жизни, когда мы слышим слово «грибы», то сразу представляем себе крепыши боровики, подосиновики, грузди. Но, оказывается, они являются лишь небольшой частью третьего царства природы – царства грибов.
С плесневыми грибками я впервые столкнулась и меня они заинтересовали, когда я увидела, что на поверхности оставленного на несколько дней открытым варенья образовался пушистый налет. Мама почему-то сказала, что варенье теперь испорчено. Я спросила почему? Мне объяснили, что из-за неправильного хранения на нем поселилась плесень и теперь варенье уже нельзя использовать в пищу, иначе можно получить отравление. Мама также объяснила, что из-за неправильного хранения плесень может появиться и на других продуктах, например, на хлебе, фруктах, грибах. Предупредила, чтобы я была внимательна и не использовала в пищу такие продукты.
Изучением плесени, её полезных и вредных качеств занимаются целые научные лаборатории. Однако, несмотря на множество научных исследований, плесень остаётся для нас пока загадкой, она до конца не изучена и появляется каждый раз в новом качестве. Мне стало интересно, что такое плесень, откуда она берётся и что из себя представляет, какую пользу, и какой вред приносит. И самое главное, что нужно делать, чтобы не допускать появление плесени на продуктах питания.
Таким образом, актуальность работы обусловлена необходимостью увеличения сроков хранения пищевых продуктов. Противоречие между необходимостью увеличения сроков хранения продуктов питания, с одной стороны, и отсутствием необходимых для этого правил, с другой стороны, определили проблему: что нужно делать, чтобы предотвратить появление на продуктах питания плесневых грибков. Все вышеизложенное и побудило выбрать тему работы: «Плесень и условия ее обитания».
Итак, цель работы: выявить условия развития плесени на продуктах питания и составить рекомендации по хранению пищевых продуктов во избежание появления на них плесени.
Объектом является плесень.
Предметом являются условия развития плесени на продуктах питания.
В основу работы положена гипотеза, согласно которой, определив условия развития плесени, можно сформулировать рекомендации по хранению продуктов питания.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы понятия «плесень», ее строение, виды;
2) изучить влияние плесневых грибков на жизнь человека;
3) определить экспериментальным путем условия развития плесени на продуктах питания;
4) сформулировать рекомендации по хранению пищевых продуктов.
С целью достижения поставленных задач нами был разработан комплекс взаимосвязанных методов, включающий:
— изучение и анализ научно-познавательной литературы;
— опытно-лабораторное исследование с целью изучения строения плесени;
— эксперимент с целью определения условий образования и роста плесневых грибов;
Теоретической значимостью работы является то, что она содержит дополнительный материал о плесневых грибах, их полезных и вредных свойствах.
Практическое значение работы заключается в систематизации знаний по данной теме, подготовке сообщения и презентации для учеников начальных классов о плесневых грибах, которое можно использовать на уроках окружающего мира, внеклассной работе.
Теоретические основы понятия «плесень», ее строение, виды
Плесень – это бытовое, а не научное понятие. Собирательным словом «плесень» называют колонии грибков, которые бывают самые разные:
– плесневые грибки (они распространены повсюду, и могут жить даже на камнях);
– грибки синевы (обитают в клетчатке дерева);
– грибки гниения (их представителями является бактериальная, белая, бурая гниль);
– дрожжевые грибки (специфический налёт на растениях) [2].
Плесневые грибки распространены практически всюду. Они обнаруживаются, как в жилище человека, так и во внешней среде.
Наиболее часто встречающимися видами плесени являются: мукор, пеницилл, аспергилл (рис. 1).
Рис. 1. Плесневые грибы: 1 – мукор; 2 – пеницилл; 3 – аспергилл
Плесень относится к особому царству живой природы, царству грибов.
Внешне плесень может напоминать грязь или пятна, например, когда она образуется на стенах в ванной комнате между плитками кафеля (рис. 2).
Посинение, позеленение поверхностей, шелушение стен, махры или растущая «борода», черные точки на потолке свидетельствуют о присутствии плесени. Порой плесень имеет вид пленок, корочек, рыхлого или порошкообразного налета на испорченных пищевых продуктах, прелых листьях, на гнилой древесине (рис. 3).
Рис. 2. Плесень в доме на стенах, между плитками кафеля в ванной комнате
Рис. 3. Плесень на ягодах и фруктах
Колонии плесневых грибков могут быть окрашены в разные цвета и оттенки. Чаще всего встречаются плесени красные, жёлтые, зелёные, голубые, чёрные, бурые, серые, белые с розовым и сиреневым оттенком.
Тело плесневых грибов представляет собой грибницу – мицелий (от греч. «микес» – «гриб»), состоящую из тонких бесцветных (иногда слегка окрашенных) нитей – гиф (от греч. «гиф» – «ткань», «паутина») с неограниченным ростом и боковым ветвлением. Некоторые гифы растут вертикально вверх и образуют на своих концах расширения в виде шариков, в которых образуются споры. Когда споры созреют, спорангий разрывается, и споры оказываются в воздухе. Они очень мелкие, невидимые простым глазом и переносятся потоком воздуха. Попав в благоприятные условия, спора прорастает и образуется мицелий. Другие, более короткие гифы, проникают вглубь поверхности, на которой находится плесень. Они служат для плесени тем же, чем корни для растений, так как не только помогают ей закрепиться на одном месте, но и всасывают питательные вещества, необходимые для ее роста. Чем больше поверхность грибницы, тем лучше живётся грибу. Так как у плесневых грибов нет возможности передвигаться для поиска пищи, то они «обитают» в самой пищи (рис. 4) [4].
Рис. 4. Строение плесневых грибов
Грибки могут расти на самых разных поверхностях – животного или растительного происхождения, на живом и мертвом материале.
Они окружают нас повсюду, являясь неотъемлемой частью существования нашей планеты и нашей жизни. Они развиваются практически повсеместно. Большие колонии растут на питательных средах при высокой температуре и повышенной влажности, причем при условии наличия пищи рост их невозможно ограничить. Отличаясь неприхотливостью к среде обитания и пище, их находили даже в ракетном топливе и в жерле вулкана.
Таким образом, плесень – это гриб, который приспосабливается к любым условиям жизнедеятельности, известный с древних времен, всеядна и вездесуща.
Влияние плесневых грибков на жизнь человека
Яркие, разнообразные по цвету колонии плесневых грибков. Кажется, что плохого в этой живой субстанции? Издавна считалось, что плесень безвредна для людей и даже в чем-то полезна. Так ли это?
Оказывается, плесень бывает разная. Но в большей своей части она приносит своей деятельностью вред человеку, является опасной.
Плесневые грибки опасны для человека. Даже в чистой комнате человек вдыхает воздух, наполненный их спорами. Плесень выделяет токсические вещества – микотоксины, которые могут нанести вред организму людей и животных. Действие плесени ощущается, когда ее споры проникают через вдыхаемый воздух, через поверхность кожи или проглатываются вместе с пищей.
Споры проникают в дыхательные пути и «оседают» внутри нас. Они снижают иммунные функции человеческого организма. Открывается дорога бактериям и вирусам, что и приводит к возникновению заболеваний. Аллергия – чуть ли не самое безобидное следствие проживания с плесенью в качестве соседа. Микроскопический грибок способен разрушать структуру ДНК и приводить к раковым заболеваниям.
Самой опасной, в данном случае, считается желтая плесень из рода аспергилл, которая «заводится» на молочных продуктах, рыбе и орехах. Она выделяет опасное вещество афлатоксин, которое накапливается в организме и через 10 лет может стать причиной онкологии.
Развитие плесневых грибов на поверхности строительных и отделочных материалов приводит к физическому разрушению последних. Особенно вредоносное влияние оказывает плесень на деревянные конструкции. Опасной в данном случае является черная плесень. От которой практически невозможно избавиться. Ее можно пытаться вывести с помощью разных средств, предназначенных для борьбы с плесенью, но избавиться навсегда – невозможно. Плесневый грибок не боится агрессивных химических веществ, низких температур и даже воздействия радиации. Плесень может разрушить даже кирпич, бетон и штукатурку.
Таким образом: плесень наносит огромный вред здоровью человека, вызывает порчу продуктов, разрушает необходимые для жизнедеятельности человека материалы, такие как дерево, металл, бетон и т.д.
Оказывается, существует и полезная плесень.
В 1928 году английский микробиолог Александр Флеминг случайно обнаружил антибактериальное свойство зеленой плесени, которая способна убивать бактерии, причину гнойных инфекций. Это было открытием антибиотика пенициллина. Из пенициллина изготовили лекарство. Во Вторую Мировую войну 95 % военнослужащих с инфицированными ранами вылечились. Это открытие положило начало производству препарата пенициллина, который считается «самым действенным средством в современной медицине» [5].
Микробы против микробов! Этот закон, открытый И.И. Мечниковым, стали применять в своих работах учёные всего мира. Пенициллин не только убивает стафилококк, вызывающий у человека заражение крови. Пенициллин побеждает микробов – возбудителей дифтерии, менингита, воспаление лёгких, сибирской язвы и других болезней. И в то же время этот препарат безвреден для человека [5].
Многие виды плесени специально культивируют и выращивают, берегут, создают все условия для произрастания и развивают много лет, бережно отслеживая каждое поколение. «Правильная» плесень имеет родословную и называется «благородной».
Больше всего плесени разводят, конечно, на сыре. Голубая, красная, белая – она помогает придать каждому сорту неповторимый оттенок вкуса. Она может быть на поверхности сыра или образоваться внутри. Голубые сыры «Рокфор», «Горганзола» и «Стилтон» получают внедрением спор плесени вида пеницилловых. Сыры «Бри» и «Камамбер» имеют белую поверхностную плесень. Есть сыры, содержащие поверхностную и внутреннюю плесень. Плесень, используемая для производства сыров безопасна для употребления в пищу.
Плесень ботритис серый, или благородная плесень, повышает концентрацию сахара в виноградных ягодах, благодаря чему вкус вина становится более насыщенным. В винном погребе, где происходит процесс брожения, особая погребная плесень придаёт вину его окончательный вкус. Если перефразировать пословицу венгерских виноделов, можно сказать: «Благородная плесень делает хорошее вино».
«Самая страшная» плесень на сей момент Аспергиллус Нигер. Черная плесень, которая вызывает страх и ужас. Однако с её помощью производятся в промышленных масштабах: лимонная кислота (Е330), глюконовая кислота (Е574), пектиназы, глюкоамилазы и ещё много других ферментов.
У «черной плесени» есть еще родственник, который более 2000 лет используется для производства соевого соуса и сокэ. Соевый соус, один из основных компонентов азиатской кухни – это, по сути, жидкость, выделившаяся из заплесневевших и начавших разлагаться соевых бобов. «Испорченные» продукты стали основой многих блюд японской кухни. Да и подающийся в любом японском ресторане планеты суп мисо приготовлен из риса, сои или пшеницы, зараженных все тем же грибком [8].
Таким образом, благородная плесень используется в фармакологии. Лекарства на основе плесени спасают людей от различных заболеваний. Плесень нужна для приготовления различных продуктов питания.
Определение экспериментальным путем условий развития плесени на продуктах питания
В ходе изучения литературы я очень много узнала о плесени интересного и мне захотелось поделиться, рассказать одноклассникам о ней. Но перед этим я решила попробовать вырастить плесень сама, и посмотреть, какие условия более благоприятны для её роста.
Для эксперимента я взяла 6 кусочков хлеба, положила на блюдца. Три из них поместила в прозрачные целлофановые пакеты. Затем распределила кусочки: у батареи центрального отопления, при комнатной температуре и в холодильник. В каждое место положила один кусочек в целлофане и один без него.
№ 1. Блюдце с хлебом открытое возле батареи (температура около +30 °С).
№ 2. Блюдце с хлебом в полиэтиленовом пакете возле батареи (температура около +30 °С).
№ 3. Блюдце с хлебом открытое на столе при комнатной температуре (температура около +20 °С).
№ 4. Блюдце с хлебом в полиэтиленовом пакете на столе при комнатной температуре (температура около +20 °С).
№ 5. Блюдце с хлебом открытое в холодильнике (температура около +5 °С).
№ 6. Блюдце с хлебом в полиэтиленовом пакете в холодильнике (температура около +5 °С).
Наблюдения велись в течение 14 дней. Наблюдения и изменения в ходе эксперимента зафиксированы в виде фотографий (рис. 5–8), данные занесены в таблицу.
Рис. 5. Образцы в первый день эксперимента 1
Рис. 6. Образцы в третий день эксперимента 1
Рис. 7. Образцы на седьмой день эксперимента 1
Рис. 8. Образцы на четырнадцатый день эксперимента 1