Самый длинный мост в санкт петербурге
Мосты Санкт-Петербурга
Одними из символов города давно уже стали мосты Санкт-Петербурга. Город стоит на островах и, соответственно, мостов, соединяющих разные части города, здесь очень много. На протяжении всей истории Петербурга строились мосты и развивалось мостостроение. Именно поэтому наш город еще называют «Музеем мостов», ведь на основе истории развития мостостроения можно изучать историю города. Да, мостов в Петербурге много. И какие это мосты! У каждого свой создатель, своя история. А ведь город на Неве в начале своей истории вообще не имел мостов. Стремясь приучить горожан к морскому делу, Петр Первый запрещал их строить. Однако деревянные мосты все-таки появились еще в петровские времена.
Сколько же мостов в Санкт-Петербурге? Ответить на это очень трудно, так как количество петербургских мостов — величина переменная.
В 1834 г. в Петербурге насчитывалось 117 мостов,
в 1863 — 172 моста,
в 1903 — 174,
в 1941 — 387 (в т. ч. 33 стальных, 21 железо-бетонный, 14 каменных, 10 чугунных, 309 деревянных).
У авторов различных публикаций о мостах нашего города за последние четыре десятилетия их количество колеблется: 366
Одна из молодых переправ в Петербурге – Обуховский мост – самый длинный из всех существующих в городе – его длина более 2 800 метров. Он был построен в 2005 году для того, чтобы разрешить транспортную проблему, и обеспечить бесперебойное сообщение между разными районами Петербурга в любое время суток.
Многие думают, что в Петербурге разводятся абсолютно все мосты, а на самом деле только 22, но как раз они соединяют жилые районы города, поэтому их разведение до сих пор причиняет некоторое неудобство жителям Петербурга и гостям города на Неве.
Мосты Санкт-Петербурга давно уже одним из символов этого города, одной из главных ассоциаций наряду с белыми ночами, Эрмитажем или фонтанами Петергофа. Все мосты в Санкт Петербурге имеют свою интересную историю. Многие были свидетелями интереснейших исторических событий.
Сенной мост Мучной мост Пикалов мост Аларчин мост Демидов мост Львиный мост Харламов мост Каменный мост Казанский мост Кокушкин мост Банковский мост | Итальянский мост Театральный мост Вознесенский мост Подъяческий мост Могилевский мост Коломенский мост Красногвардейский Мало-Калинкин мост Ново-Никольский мост Ново-Конюшенный мост |
Интересные факты
Вантовый мост (Большой Обуховский) Санкт-Петербург
Вантовый мост от пр. Обуховской обороны к Октябрьской набережной Санкт-Петербурга, входит в состав Кольцевой автодороги (КАД) вокруг, а также первым неразводным мостом через Неву и сложным техническим сооружением, занесенным по нескольким уникальным показателям в книгу Гиннесса.
Описание
Вантовый мост в Санкт-Петербурге – крупнейшее сооружение через главную водную артерию города, а также самая большая переправа по протяженности судоходного пролета. Он представляет собой по факту два одинаковых моста, расположенных рядом, каждый из которых обеспечивает движение автомобильного транспорта в противоположных направлениях по 4-м полосам.
Автономные мосты имеют некоторое различие в высоте: Южный находится чуть выше Северного. Помимо 4-х автомобильных рядов в каждую сторону пролетные строения имеют тротуары для перемещения технического персонала (пешеходных тротуаров здесь нет).
Конструкция из 2-х независимых мостов дала возможность вести строительство объекта в 2 очереди: открытие первой состоялось в 2004 году, второй – через 3 года.
Характеристики
Вантовый мост имеет следующие размеры:
Наименование конструкции | Размер конструкции, м |
Полная длина моста | 2824 |
Протяженность вантовой части | 994 |
Величина судоходного пролета (над рекой) | 382 |
Высота подъема сооружения над водой | 30 |
Высота пилонов | 126,5 |
Конструкция
Генеральным проектировщиком сооружения является Институт «Стройпроект», вантовую часть рассчитывали в петербургском Институте «Гипростроймост». В возведении сооружения принимали участие несколько российских Мостоотрядов. При проектировании и строительстве объектов в силу многих объективных причин были применены особые конструктивные решения.
Место для установки переправы через Неву было продиктовано прокладываемой трассой КАД, оно пришлось на участок реки со сложной навигацией, именуемой Кривым коленом. Именно этот фактор продиктовал конструкцию моста.
Два широко расставленных пилона не затрудняют проход судов по реке, а стальные ванты, прикрепленные к ним, надежно держат пролеты над рекой. Монументальный висячий мост внешне производит впечатление легкого и ажурного сооружения.
КАД Санкт-Петербурга имеет 8 полос движения, по 4 в каждую сторону, что и продиктовало ширину моста. Для ускорения темпов строительства объекта его возводили в 2 очереди – сначала был пущен в эксплуатацию один мост, а затем – второй.
Строительство двух таких габаритных объектов в близости друг от друга – очень сложная задача с аэродинамической точки зрения. В этом вопросе мировой опыт также не богат.
Вантовый мост своим существованием также внес коррективы в габариты приходящих в Санкт-Петербург судов.
Существовавший продолжительное время обязательный для Невы подмостовой габарит в 40 м для прохода крупных судов под наиболее низкими мостами города, когда они разведены (Володарский, Кузьминский и другие), был занижен для Большого Обуховского моста на 10 м. Теперь в Большую Неву входят корабли не выше 30 м.
Пилоны – основные несущие конструкции выполнены из металла. Они имеют высоту 126,5 м, превысив по этой величине все сооружения Северной столицы. Возведение пилонов потребовало от строителей определенных профессиональных знаний (металлические пилоны в мировом и отечественном мостостроении возводятся очень редко) и приобретения специальной техники.
Данный материал конструкции был выбран из-за сжатых сроков, отведенных на строительство моста. Традиционные железобетонные пилоны, обладающие высокой демпфирующей способностью и более низкой стоимостью, увеличивали сроки строительства объекта и требовали ведение бетонирования в зимний период, что было отвергнуто проектировщиками.
Балка моста также выполнена из металла по тем же соображениям. Обычно при длине пролета до 600 м более экономичным решением является использование железобетона, но в данном случае при 382-метровом пролете была использована цельнометаллическая балка. Да и сама величина центрального пролета была установлена по тем же соображениям.
Если бы пилоны устанавливали не на насыпных полуостровах, а на берегах реки, расстояние между ними было бы 500 м, что существенно продляло бы период строительства.
Расчетное эксплуатационное время вант – один век. Их делят по технологии изготовления на 2 типа: цельноготовые и создаваемые на площадке во время монтажа. В Санкт-Петербурге также из-за сроков окончания работ был применен второй метод. Изготовленные на заводе ванты требуют длительной работы по проектированию, а именно, – детальной, точной проработки конструкции.
Вант – соединение нескольких 7-проволочных тросов (стрендов), которые помещены в пластиковую трубу. Расчеты нагрузки на мост определяют количество стрендов, их применяемый диапазон в настоящее время – от 13 до 91 шт.
На Большом Обуховском мосте к каждому пилону крепится по 14 пар вант в каждую сторону. Специалисты утверждают, что общая длина стрендов, заложенных в ванты моста, превышает расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом, то есть, достигает почти 900 км.
Крепление вантовых тросов к пилонам в мире производится тремя способами, именуемыми:
Выбор способа крепления вант, как и конструкции самого моста, осуществляется проектировщиком в соответствии с результатами исследований всех предложенных проектов, а также архитектурными предпочтениями авторов. Ванты Большого Обуховского моста образуют над рекой два гигантских веера, делая внушительную конструкцию переправы внешне легкой и изящной.
Все материалы для петербургского моста – российского производства, кроме металла для вант. Его приобретали в Австрии, а в установке их на конструкции помощь мостостроителям оказывали французские коллеги.
Панорама с моста
Вантовый мост в Санкт-Петербурге предназначен для пропуска автомобильного транспорта, здесь отсутствует пешеходная зона. Туристические автобусы подвозят гостей города к Неве, и экскурсоводы рассказывают об уникальном объекте, демонстрируя его красоты с земли. Продолжение экскурсии состоит в проезде по вантовому мосту, откуда открывается перспективный вид на реку и прилегающие районы.
На берегу реки в саду Спартак устроена смотровая площадка, откуда открывается наиболее интересный вид на вантовую переправу и изгиб реки. Особенно красив Большой Обуховский мост вечером и ночью, когда включается его подсветка. В это время получаются самые эффектные фотографии летящего над Невой моста.
История
Чертежи мостов, не имеющих опоры в русле реки, разрабатывались еще в XVIII веке. В России этим занимался известный изобретатель И.П. Кулибин, предложивший проект однопролетной переправы через Неву. Его мост не был построен.
Впервые вантовый мост появился в стране в 1979 году, в Череповце. Северная столица пыталась создать аналогичный объект в 1990-е годы, но ей не хватило технических средств. Петербургская переправа должна была значительно превысить по размерам череповецкую.
Только в начале XXI века к богатой коллекции 800 мостов Санкт-Петербурга, города, который по праву зовется Музеем мостов, добавился новый, уникальный «экспонат» – Большой Обуховский вантовый мост. Его появление несколько «пошатнуло» романтический образ «Города разводных мостов». Но строительство первого неразводного моста через Неву стало для многомиллионного поселения острой необходимостью.
Главная водная артерия разделяет Санкт-Петербург на две половины – Лево- и Правобережную, которые для обеспечения нормальной жизни горожан должны быть соединены круглогодично и круглосуточно. Главная цель нового вантового моста – бесперебойная связь частей мегаполиса.
Проектирование и строительство
Проектирование и строительство летящего моста началось в 2001 году.
Проектировщики, не имеющие опыта работы с такими масштабными объектами, провели большую подготовительную работу:
Вантовый мост в Санкт-Петербурге строился в 2 очереди, по ходу решались возникающие проблемы. Сложной задачей являлось расположение автомобильных съездов.
Устройство эстакады со стороны Октябрьской набережной с довольно свободным участком береговой линии было осуществлено на достаточных площадях. А вот пр. Обуховской обороны с его плотной застройкой, трамвайными линиями, железной дорогой и развитыми подземными коммуникациями мог предоставить только небольшую площадку.
Еще одной особенностью строительства являлась необходимость возведения конструкции с обоих берегов Невы в одно время. Метод встречного движения значительно сокращал строительные сроки. И когда надземные части переправы уже крепились на перегородки поставленных пилонов, то пролеты надводной части висели в воздухе без опоры.
Строителям приходилось предпринимать определенные действия, не позволяя полотну прогнуться. Для этого были разработаны новые технологические приемы с незамедлительным привариванием вантов к вновь поступившему блоку.
Момент стыковки двух полотен особенно запомнился и строителям, и зрителям. Перед соединением двух частей моста их снова выравнивали натяжением вантов, подгоняя друг к другу. Это было нелегко выполнить, пролеты «ходили ходуном» из-за ветреной погоды. После очень сложной стыковки прямо на переправе был устроен грандиозный праздник с фейерверком.
Открытие переправы
Полностью объект был сдан в эксплуатацию осенью 2007 года, а через два месяца Большой Обуховский мост работал с расчетной нагрузкой, обеспечивая двустороннее 4-хполосное движение машин.
Как появилось название
Название красавцу-мосту дали петербуржцы путем голосования. Из нескольких вариантов большинством голосов было выбрано имя по одному из прилегающих к нему исторических районов – Обуховскому, который известен своим заводом.
Здесь более 150 лет назад создавалось российское сталеварение, был построен первый советский авиадвигатель, до сих пор выполняются гражданские и военные государственные заказы. Имя основателя производства – Павел Матвеевич Обухов.
Музей мостов, Санкт-Петербург
Однако другой Обуховский мост уже работает в городе с XVIII века. Трехпролетное строение через Фонтанку было поставлено в 1739 году и называлось Саарским мостом, а в 1750 году оно было переименовано в Обуховский по фамилии местного строителя, однофамильца известного инженера.
Чтобы не менять исторического названия и исполнить пожелания большинства горожан, на Неве появился «Большой Обуховский мост», который чаще называют «Вантовый».
Культурное значение
Вантовый мост в Санкт-Петербурге считается одним из красивейших мостов России. Уже не вызывает споров тот факт, что создание современных мостов – это равноправное сочетание инженерной мысли и искусства. Результатом этого является строение, выполняющее экономические функции и являющееся объектом эстетического наслаждения.
Новый Обуховский мост вошел в список главных достопримечательностей города.
В 2003 году прямо на стройке был открыт Музей возводимого моста. Сначала в коллекцию входили рабочие материалы конкретного объекта, но к окончанию строительства экспозиция значительно расширилась и была передана на хранение Мостоотряду N19.
Сегодня все материалы вошли в коллекцию Музея мостов, расположенного по адресу: Мучной переулок, 2, начавшему работу в 2019 году. Музей открыт с четверга по воскресенье с 10-30 до 17-30; стоимость билета – 400 руб.
Экскурсоводы расскажут о действующих питерских и других российских мостах, о несохранившихся или нереализованных переправах, об истории мостостроения. Рассказ демонстрируется макетами мостов. Новый вантовый мост – новый экспонат, который представляет в коллекции современную, передовую инженерию.
Экономическое значение
Значение данного моста для транспортной системы города огромно: с пуском в эксплуатацию второй очереди переправы значительно снизилась загрузка КАД. Была обеспечена бесперебойная связь частей города вне зависимости от времени года.
Его расчетная пропускная способность – около 150 тыс. автомобилей/сут. Однако уже сегодня зафиксированы дни, когда через Неву по мосту переправилось более 200 тысяч машин.
Как добраться
Вантовый мост в Санкт-Петербурге – достопримечательность города, которая входит во многие экскурсионные маршруты, предлагаемые местными туристическими компаниями. Самостоятельный осмотр с берега уникального сооружения предполагает поездку к нему на общественном или личном транспорте.
Ближайшими станциями метро являются «Пролетарская» и «Обухово». Обе они находятся на зеленой ветке М3. Далее предстоит пройти пешком 2,5-3 км. Прогулка от станции «Пролетарская» будет более приятной, маршрут пролегает по проспекту Обуховской обороны. Во втором случае предстоит идти вдоль КАД.
Остановки наземного транспорта располагаются значительно ближе к интересующему сооружению. Автобусы NN 51, 115А, 189, 327, а также маршрутные такси NN К220Б, К239, К53 делают остановку на «Проспекте Обуховской обороны»; а автобус N126А – на «Рабфаковской улице». Отсюда к мосту идти минут 10-15.
Самым удобным вариантом будет поездка на машине. Из центра Санкт-Петербурга до моста можно доехать по набережной Невы на 35-40 мин. Стоимость поездки на такси – от 450 руб.
Другие вантовые мосты в Санкт-Петербурге
В городе-музее мостов есть еще несколько современных вантовых переправ, построенных уже в XXI веке:
Вантовый мост через Неву является уникальным сооружением:
По этим факторам он отмечен в мировой книге рекордов Гиннесса. Великолепный висячий мост по праву стал одной из интереснейших достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Видео о мосте
Обзор вантового моста (Большого Обуховского) в Санкт-Петербурге с квадрокоптером:
Самые красивые мосты Санкт-Петербурга. Маршрут прогулки
Санкт-Петербург — это мосты и каналы, а уже потом дворцы и музеи. И разобраться в этом многообразии — первейшая обязанность каждого путешественника, кто приехал в Северную Венецию. Не претендуя на объективность, составила личный рейтинг самых красивых мостов Санкт-Петербурга. У меня получился топ-19, не стала «добивать» ради круглой цифры.
Основными критериями для рейтинга стали красота конструкций моста, история и виды, которые с него открываются — пройдя большую часть упомянутых в статье мостов, вы получите уникальный маршрут прогулки + представление о наиболее знаковых местах Питера. Карта маршрута прилагается (можно пользоваться гугловской, а можно скачать метки для maps.me бесплатно).
Банковский мост
Самый ажиотажный мост, если можно так выразится — это Банковский. Близость к Невскому проспекту (мост находится на канале Грибоедова, прямо за Казанским собором) и фотогеничность златокрылых львов привлекают сюда десятки туристов, которые одновременно устраивают селфи-сеансы.
Застать их в одиночестве можно только рано утром (наверное).
Приходится искать необычные ракурсы
На канале Грибоедова несколько пешеходных мостов. Два самых известных — Банкоский и Львиный — цепные.
Кстати, с него открывается неплохой вид на Спас-на-Крови и Казанский собор.
Львиный мостик
Еще один фотогеничный цепной пешеходный мост на канале Грибоедова, ровесник Банковского (они оба были открыты в 1826 году).
Я лично люблю его больше. За тишину вокруг и за таких домашних львов.
Сюда доходят только неленивые туристы, и потому фотографировать здесь значительно легче.
Аничков мост
Один из самых знаменитых мостов Невского проспекта.
И этим все сказано: нескончаемый поток машин, общественного транспорта, людей. Но встающие на дыбы кони прекрасны!
Четыре скульптуры из серии «Укрощение коня человеком» П.К. Клодта стали символами Питера наряду с Медным всадником и Дворцовым мостом.
Названием мост обязан своему строителю, инженеру Аничкову и существует в нынешнем облике с середины XIX века, спустя почти полтора столетия после появления здесь первого моста.
Лучше всего он получается с прогулочного катера, по крайней мере, есть перспектива:
Египетский мост
На страже Египетского моста — сфинксы.
Этот район тоже не избалован вниманием туристов, а потому лоялен к фотографам.
Дворцовый мост
Это самый известный мост северной столицы. Он соединяет Эрмитаж со Стрелкой Васильевского острова.
Название Дворцовый мост получил от Зимнего дворца.
Интерес представляет только в разведенном состоянии:
Прогуляться по питерским каналам и увидеть развод мостов можно в круизах здесь, здесь, а здесь еще и с джазом.
Эрмитажный мост
Говорящее название этого моста заявляет о его местоположении: он соединяет Эрмитаж с Эрмитажным театром. Мост через канал Зимняя канавка в месте его впадения в Неву. Очень живописно, особенно с воды!
Большеохтинский мост
Разводной мост с ажурными литыми арками. Соединяет центр с Малой Охтой, расположен недалеко от Смольного сада. Въезд на мост сохранил старое название и дату открытия — «Мост императора Петра Великого. 1911». Мост изначально планировался и для транспорта, и для пешеходов.
Согласно городской легенде, в конструкции моста есть золотая заклепка, которую до сих пор не нашли!
Троицкий мост
Разводной Троицкий мост издалека совсем не привлекает внимания. Тут дьявол в деталях. Его декоративные элементы (перила, канделябры) выполнены в стиле модерн (цветочные мотивы и др.). Он по праву стоит в нашем рейтинге после Большеохтинского моста.
Со стороны Марсова поля, на самом въезде, находятся гранитные ростральные колонны.
Кстати, на закладке моста в 1897 году присутствовал президент Франции, это был ответный визит, так как Николай II приезжал в Париж на закладку моста Александра III за год до этого.
На тот момент открытия это был самый длинный мост в городе (больше полукилометра).
Пантелеймоновский мост
Второй по красоте мост на Фонтанке. Мост, которым мы любуемся сейчас, был введен в эксплуатацию в 1908 году, только без ограждений (они были деревянными). Вокруг них возникло много эстетических споров, и только через год был осуществлен проект Л. А. Ильина, в котором были использованы мотивы решеток Летнего сада, Первого и Второго Инженерных мостов.
Именно поэтому мост образовал органичный ансамбль с окружающими архитектурными формами. Настоящим украшением моста стали изящные литые конструкции фонарей.
Перпендикуляром к Пантелемоновскому построен Первый инженерный мост, здесь — поворот с Фонтанки и прямо в Мойку, к Чижику-пыжику.
Оба моста соединяют летний сад с противоположными берегами Фонтанки и Мойки соответственно.
Первый инженерный мост
Первый инженерный мост соединяет Летний сад со Спасским островом, и образует букву г с Пантелеймоновским мостом. Именно в этом месте Мойка впадает в Фонтанку.
Мост на этом месте появился еще в восемнадцатом веке. Современный вид он обрел в 1825 году.
Главное, чем запоминается мост, — литые украшены ограды в виде голов Медузы Горгоны. Фонарные столбы выполнены в виде скрещенных копий.
Как раз у этого моста находится самая маленькая скульптурка Питера — Чижик-пыжик.
Иоанновский мост
Иоанновский мост обязан своим попаданием в этот рейтинг своей истории и зайцу. Вот так. Обойти этот мост вниманием невозможно, ведь с него началась история мостов Северной Венеции: город начался с Петропавловской крепости, и первый городской мост, названный Петровским, соединял Заячий остров с Петроградским островом (тогда — Городовом). Иоанновским он стал в 1738 году по названию Иоанновских ворот одноименного равелина, от которых он и начинается.
На свае рядом с мостом стоит фигурка зайца, в которую все, пришедшие на остров, пытаются попасть монеткой. Если монетка удержится на свае — загадываем желание. По неофициальной версии все зайцы Заячьего острова напоминают о спасшихся от наводнения зверюшках.
Тройной мост (Троемостье)
Это живописное место, где канал Грибоедова впадает в в Мойку, известно тем, что здесь сходятся в одной точке сразу три моста: Театральный, Мало-Конюшенный и сухопутный безымянный мост. Вместе со Спасом-на-Крови они образуют удивительное зрелище. Оба моста украшены чугунным литьем. И опять мы видим старую знакомую — Медузу Горгону.
Разноцветные мосты Питера
На реке Мойке по направлению к Невскому проспекту последовательно расположены три цветных моста Санкт-Петербурга. Все три соединяют Казанский и 2-й Адмиралтейский острова.
Синий мост
Самый широкий мост Петербурга — почти сто метров! Название Синего моста восходит к времени его первой постройки — 30-е годы девятнадцатого века — именно тогда он был впервые покрашен синей краской. Удивительное постоянство — мост так и остался Синим, в отличие от многих питерских собратьев, которые в советские времена меняли названия.
Хотите нестандартную фотку с Исаакиевским собором — берите в кадр синий мост. А вот с видом на Мариинский дворец:
Красный мост
Уникальность Красного моста в том, что это единственный мост в Питере, который выглядит сейчас так же, как и было задумано первоначально. Мост известен с 1717 года. Он соединяет разные берега Гороховой улицы, на одном из которых находится красивейший Торговый дом С. Эсдерс и К. Схейфальс. Да-да, это его шпиль на фото.
Зеленый мост
Проходит по Невскому проспекту от Казанского собора и Строгановского дворца к дому Чичерина. Зеленый мост стал первым чугунным питерским мостом (построен в 1806 году). Первый мост на этом месте появился в 1720 года, а Зеленым он стал уже в 30-х годах XVIII века.
Поцелуев мост
Мост как мост, но вот название забавное — по фамилии купца Поцелуева — и вид отменный. Рядом с мостом — Новая Голландия.
Впервые на этом месте построили мост в 1738 году. А название моста записано в 1790 — это не только фамилия купца 3-й гильдии, но и название его пивнушки — «Поцелуй». То ли романтик был, то ли хохмач, история об этом умалчивает. А вот романтическое название дало почву разгуляться воображению. Впрочем, легенды довольно однообразны: все они связаны с обычаем целоваться здесь (чтобы не расставаться, при расставании — чтобы обязательно встретиться), ну а сердечки и замочки, обильно висящие, это подтверждают.
Вид на Исаакиевский собор с моста Поцелуев:
Биржевой мост
Еще один разводной мост через Малую Неву, соединяющий два острова: Петроградский и Васильевский. Со стороны «Васьки» начинается рядом со Стрелкой и Биржевым сквером, так что его трудно обойти своим вниманием. Сам мост по внешнему виду довольно непримечателен, но отлично вписан в окружающие его топовые питерские виды, так что в кадр точно попадет))). То, что мы сейчас видим, построено в 57-60 годы двадцатого века, а первоначальный вариант моста на этом месте появился в 1894 году.
Семимостье
Волшебное место, называемое Семимостьем, находится на набережной Крюкова канала, недалеко от Николо-Богоявленского морского собора. С этой точки есть возможность увидеть сразу семь питерских мостов — этим она и уникальна. На одной фотке вы их не соберете, такого ракурса нет, нужно активно смотреть по сторонам.
Вантовый мост
Вантовый мост через Петровский фарватер (устье Малой Невы и Малой Невки) — участок автодороги Западный скоростной диаметр (по ней едут автобусы из Питера Хельсинки и обратно, так что возможность увидеть эту красоту имеется). Один из новейших питерских мостов, очень красив сам по себе и виды с него открываются замечательные. По красоте настоящий соперник моего любимого французского моста Нормандия.
Все основные питерские мосты вы увидите на водных экскурсиях, их множество, главное — выбрать заранее. Самые интересные маршруты раскупаются быстро.
Карта маршрута по самым красивым местам Петербурга, в котором вы увидите не только мосты, но и Эрмитаж, Исаакиевский собор, Спас-на-Крови, Чижика-пыжика, Петропавловскую крепость, Летний сад, Михайловский замок, Стрелку Васильевского острова, Смольный собор и многие другие достопримечательности города на Неве.
Питер — город мостов, а вот сколько их всего?
Привет всем моим читателям! Получила вопрос от жительницы Москвы, Светланы. Вот отрывок ее сообщения: «Здравствуйте, Юлия!
Недавно мы гостили в Питере, очень понравилась архитектура и многочисленные мосты. Интересно, сколько их там?»
Действительно интересный вопрос, сколько же в Санкт-Петербурге мостов?
В черте города находится множество протоков, каналов, искусственных водоемов и рек.
Каждый из них пересекают сотни мостов, одни из них постоянные, другие наплавные, встречаются разводные и неразводные. У каждого моста — своё название, история и назначение: автомобильный или пешеходный.
Посчитать их точное количество довольно сложно, но сегодня в статье я постараюсь ответить на ваш вопрос. Буду рада любой обратной связи — лайки, репосты, ретвиты и комментарии.
Вступление
Помимо богатейшей истории и культуры, впечатляющей архитектуры, многообразия парков и удивительных пейзажей, Санкт-Петербург имеет еще одну особенность – город расположен вдоль русла реки Нева и ее протоков, поэтому его часто называют городом на Неве. Мосты Питера – главный символ и одна из его самых интересных достопримечательностей.
Тогда мосты соединяли всего несколько улочек, так как Петр опасался, что их обилие помешает людям развивать навыки парусного спорта. В результате такого решения летом жители передвигались на лодках, а в зимнее время их главным транспортным средством были сани. После смерти последнего царя всея Руси началось активное строительство – мосты Санкт-Петербурга стали более легким способом переправы.
Считаем мосты
Как гости, так и жители часто задаются вопросом: сколько мостов в Санкт-Петербурге. Сегодня в городе и пригороде их насчитывают около 800, в историческом центре построено 342 мостовых конструкции.
В туристической среде бытует мнение, что все мосты в Питере разводятся, но это не так. Количество разводных мостов – всего 22, но они существенно усложняют жизнь горожан. Однако такова «изюминка» этого величественного города, и ее нужно принять.
Самые известные мосты Петербурга
Практически каждый мост имеет свою историю и уникальное очарование, многие украшены коваными фонарями и статуями – еще одним знаменитым символом Питера. Прогуливаясь по историческому центру, вы убедитесь в их многообразии воочию.
Сложно назвать наиболее выдающиеся, но мы попробуем. В галерее ниже вы увидите мосты Санкт-Петербурга: фото с названиями.
Перечислены далеко не все мосты СПб, достойные вашего внимания. Непременно стоит посетить Кантемировский мост с телевизионной башней поблизости – последний разводной мост в Питере с художественной подсветкой, мост Петра Великого с башнями в виде маяков, благодаря которым конструкция выглядит величественно и нестандартно.
Литейный разводной мост отличает интересная методика разведения – разводится он за несколько секунд с помощью судоходного фарватера, подходящего к левому берегу и создающего поворот, после которого осуществляется подъем одного из пролетов.
Разводные мосты Питера, история мостов, карта
Санкт-Петербург в народе называют по-разному: городом на Неве, Окно в Европу, Северная Венеция, Детище Петра, Северная Пальмира или музеем мостов, которые находятся под открытым небом. Главной достопримечательностью это чудесного города считаются мосты, которых насчитывают примерно около 800 видов, 13 из них разводные (по состоянию на 2008 год) и у каждого моста имеется своя интересная история.
Разводные мосты Санкт-Петербурга
Но самой важной изюминкой в архитектурном деликатесе считается разводной мост. Разводится такой мост во время белых ночей, и считается лучшим зрелищем, который запоминается на всю жизнь. Изначально все мосты в городе были деревянными и простыми, и со временем они приобрели, вид каменных опор на которых возвели ажурные решетки и чугунные арки. Всего в городе разводных мостов насчитывается около 21 вида, а самые известные считаются Литейный, Троицкий и Дворцовый.
Дворцовый мост построен с центральным двукрылым разводным пролетом и считается пятипролетным чугунным мостом. Он соединяет Адмиралтейский остров с Большой Невой, ширина которого достигает 27,8 м, а длина 260,1 м. Вид Дворцового моста на фоне Петропавловской крепости считается одним из известных символов в городе и с помощью разводного механизма может поднять вверх около 700 тонн центральные пролеты.
Разработал проект этого моста известный инженер А. Пшеницкий, а само строительство началось в 1912 году, и закончен проект был в 1916 году. В 1939 году на мосту появились чугунные решетки и некоторые элементы декора такие как: фонарные столбы были украшены орлами. Все что планировал сделать Пшеницкий, всегда исполнялось. За весь период существования моста реконструкции проводились два раза. Но на сегодняшний день мост отработал свои ресурсы и ему опять нужна реконструкция.
Его соорудили в 1903 году, и был реконструирован известными профессиональными российскими инженерами. Первоначально был проложен наплавной мост, который также назывался Троицкий и простоял он около семидесяти лет. Когда Санкт – Петербург отмечал свое двухсотлетие состоялось открытие постоянного моста, на открытии присутствовал президент Франции Феликс Фор и Николай II. Лично Николай II запустил кнопку механизма, которая разводит мост.
Со временем на мосту появились различные украшения такие как: пять видов арки, ажурная конструкция. Разведением моста проводится только с одного пролета, который находится на левом берегу. Несколько раз мосту меняли название, его называли сначала Кировский, а затем стал Троицкий.
В 2002 году на мосту была проведена реконструкция, и заменили проезжую часть, восстановили архитектурную часть, сделали ремонт металлоконструкциям, восстановили гранитную облицовку, полностью его покрасили, заменили механизмы и проделали модернизацию, правобережный железобетонный пролет заменили на металлический и уложили литой асфальтобетон, а также вернули обратно мосту его символы самодержавия. Вернули короны и двуглавых орлов.
В 1879 году в городе построили Литейный разводной мост, который соединяет Выборгскую сторону и Литейный проспект. В давние времена с левой стороны Невы находился Пушечный литейный двор, который со времен и дал название для моста и его проспекту.
Разведение моста проходит в считанные секунды с помощью современных подъемников и очень интересным методом. Судоходный фарватер проходит к левому побережью и на реке создается поворот, следовательно, на мосту начинает подниматься один из пролетов, который расположен на Литейном проспекте. Это первый в городе мост, на котором установили электрические фонари, а на чугунных решетках можно рассмотреть русалок, в руках у которых находится герб Петербурга, и украшают они барельефы.
Ведь мосты возводили только в редкостных случаях, в основном тогда, когда нужно было перевезти важный груз. И первым мостом был построен Петровский. Он был сооружен из дерева и перекинули его через Безымянный Ерик. Со временем в строительстве мостов стали применять камень и до сегодняшнего дня такие мосты считаются лучшими украшениями города.
В 1840 году в городе возвели около двенадцати видов мостов, которые были построены из чугуна. Первый мост, который перекинули через Неву, был Благовещенский и стал он вершиной мостостроительного искусства.
Рaзвoдят мoсты в периoд нaвигaции – с кoнцa aпреля дo середины нoября.
Грaфики рaзвoдa мoстoв
Лaдoжский мoст: в рaбoчие дни 1-я рaзвoдкa 10.00 — 11.00, 2-я рaзвoдкa 15.00 — 15.40; пoнедельник — первoй рaзвoдки нет, пятницa — втoрoй рaзвoдки нет, в выхoдные дни рaзвoдки нет.
Кузьминский мoст: с пoнедельникa пo пятницу с 13.30 дo 14.30 (пo предвaрительнoй зaявке);
Вoлoдaрский мoст: с 2.00 дo 3.45, с 4.15 дo 5.45.
Невa
Бoльшaя Невa
Мaлaя Невa
Бoльшaя Невкa
Рaзведение мoстoв в Сaнкт-Петербурге не прoизвoдится:
Из истории разводных мостов
Санкт-Петербург возведен на островах и в связи с этим нередко именуется «Северной Венецией». Центральные районы города иссечены различными каналами и реками, через многие из которых перекинуты грандиозные разводные мосты, не имеющие аналогов в мире. Несмотря на все их величие и гениальность, неразводные конструкции также представляют большой интерес.
На сегодняшний день в Санкт-Петербурге и близлежащих к нему районах насчитывается приблизительно 800 уникальных мостов. Это разнообразие объясняется особенностями самого города, который состоит из огромного количества островков. Несмотря на очевидное преимущество наличия здесь мостов, некогда их строительство было запрещено.
В те времена у власти стоял Петр I, который прикладывал максимум усилий для того чтобы приучить петербуржцев к воде. По его указанию горожане были вынуждены преодолевать реки на лодках или паромах. Известно, что в XVIII веке по водным каналам города курсировали венецианские гондолы.
На начальных этапах своего развития Санкт-Петербург выглядел несколько иначе – мосты возводились исключительно на тех дорогах и улицах, которые предназначались для транспортировки ценных грузов. К таковым относился и Петровский мост, сооруженный в далеком 1703 году. Главная цель его создания – соединение Березового (Городского) острова с Заячьим, ведь именно здесь активно велось строительство Петропавловской крепости.
В 1887 года мост переименовали в Иоанновский. В качестве материала для его изготовления использовалась древесина. Спустя некоторое время аналогичная конструкция (Аничков мост) появилась и в районе реки Безымянный Ерик, ныне именуемой Фонтанкой.
Несмотря на то, что со времен правления Петра прошло не одно столетие, в городе до сих пор функционируют деревянные мосты. К таковым относятся архитектурные творения, перекинутые через Монастырку, Охту, Фонтанку и Малую Невку. Последний именуется Большим Петровским, содержит 24 пролета и имеет протяженность в 300 метров.
Деревянные мосты, сооруженные из клееных материалов, относятся к нашему времени. Так, например, Красный судостроитель возведен в 1980-х годах. Тогда же построен и Лаврский 2-й, имеющий форму арки, которая закреплена на устоях уникального творения 1830-х годов. Сегодня эта конструкция представляет большой художественный интерес, поэтому находится под охраной и считается памятником архитектуры.
В 1786 году в Екатерининском парке, находящемся в Царском Селе, появились скромные пешеходные мостовые конструкции. Именно они и положили начало эпохе металлических мостов. На начальных этапах все они возводились по проекту Дж. Кваренги. В городе их стали устанавливать несколько позже – в 93-94-х годах XVIII века. Парковые конструкции появились и в бывшей резиденции князя Потемкина-Таврического, которая была переименована в Таврический сад. Сегодня они предстают перед жителями и гостями города практически в своем первозданном виде.
В дальнейшем в России приобрело популярность чугунное литье, которое перехватило пальму первенства и стало применяться для создания сборных мостов. В 1806 году инженер-архитектор В.И. Гесте разработал великолепный проект, по которому построили Зеленый мост, раскинувшийся через реку Мойку. Также его нередко называют Полицейским или Народным. Он отлично сочетается с окружающими постройками и прекрасно дополняет Невский проспект.
В период с 1806 по 1840 годы в городе появилось двенадцать аналогичных мостов, однако более масштабное строительство с использование чугунного литья датируется 1850 годом. Тогда был возведен первый в истории Петербурга постоянный чугунный мост – Благовещенский, который ныне переименован в мост Лейтенанта Шмидта. Его проектированием занимались инженер С.В. Кербедз и архитектор А.П. Брюллов.
В 1823 году в Екатерингофском парке появилось интересный пешеходный мостик, основная несущая конструкция которого была выполнена в виде железных цепей. С этого момента в истории петербургского мостостроения начался новый этап. Разработкой проекта занимался инженер П.П. Базен.
Использованная система стала называться «висячей». В это же время инженер В. Третер спроектировал транспортный висячий Пантелеймоновский мост, который был переброшен через Фонтанку. Его 43-метровая деревянная проезжая часть висела на кованых цепях. В качестве крепежных элементов использовались прочные железные подвески, которые отлично воспринимали растягивающие усилия.
Пилоны, выполненные из чугуна, работали на сжатие. В результате удалось воплотить в жизнь превосходно декорированный ажурный проект с вполне привлекательным силуэтом.
В 1826 году в городе появился Египетский висячий мост, который отличался обилием скульптурных украшений и металлического декора. Над его проектом трудились В. Третер и В.А. Христианович. Тогда же построили Львиный, Банковский и Почтамтский мосты.
Дальше — интереснее!
Город Санкт-Петербург славится своими мостами. Каждый из них обладает собственной историей и неповторимой архитектурой. Часть мостов оснащена подвижными строениями для пропуска судов. В данном материале мы рассмотрим самые известные мосты Питера.
Гости северной столицы часто задаются вопросом: «Сколько мостов в Питере?» Общее количество мостов в Санкт-Петербурге — около 800, в том числе 218 пешеходных.
Известные мосты Санкт-Петербурга
Большой популярностью у туристов пользуется первый постоянный мост через Неву — Благовещенский мост. Сразу за ним начинается за ним начинается Финский залив. Туристы также часто заглядывают на Троицкий мост — третий постоянный мост через Неву, соединяющий Петроградскую сторону с центральной частью города.
Поклонники творчества Александра Пушкина посещают Кокушкин мост в Санкт-Петербурге — небольшой чугунный мост, названный в честь купца Василия Кокушкина. Поэт упоминал его в своей эпиграмме на рисунок «Пушкин и Онегин».
Самый красивый мост в Санкт-Петербурге — разводной Дворцовый мост через Неву, соединяющий центральный район города с Васильевским островом. Дворцовый мост считается символом Петербурга. В 1939 году здесь появились чугунные решетки и декоративные украшения в виде орлов.
С 1879 года Питерские мосты стали оснащать электрическими фонарями. Первым мостом с искусственным освещением стал Литейный разводной мост. Он украшен чугунными решетками, на которых изображены русалки, держащие в руках герб города. В городе есть уникальное место «Семимостье». Отсюда видны сразу семь мостов в Санкт-Петербурге.
Цветные мосты Санкт-Петербурга
Большую популярность в Санкт-Петербурге получили цветные мосты. Самым популярным из них является Синий мост, расположенный в Адмиралтейском районе города. Его ширина — 97,3м. Другие цветные петербургские мосты окрашены в зеленый и красный цвета. Со временем их оттенки стали бледнее.
Еще немного про развод мостов в Санкт-Петербурге
Схема мостов Санкт-Петербурга и график их развода публикуется на сайте администрации Санкт-Петербурга и многочисленных туристических порталах. Мосты разводятся ночью — с 1-00 до 5-00 (в зависимости от моста). Зная точный график развода мостов, можно легко спланировать свое путешествие по городу.
Можно смело сказать, что «Северная столица» является городом мостов, чем и привлекает многих туристов. Чтобы осмотреть весь Петербург, одного дня будет недостаточно. Для многих туристов актуальным является вопрос поиска временного места проживания.
Благодаря развитой инфраструктуре, в городе есть множество недорогих гостиниц, апартаментов посуточно, мини-гостиниц, отелей эконом-класса. Большой список гостиниц Санкт-Петербурга опубликован на нашем сайте, где вы можете заказать бронь.
ТОП-5 фактов о петербургских мостах
Рекордсмен по части мостов
Синий мост, 2012 год. artemis-spb.ru
Точное количество мостов в Санкт-Петербурге до сих пор неизвестно, но наш город — признанный мировой рекордсмен по количеству переправ. Всего их более 800 (в два раза больше чем в Венеции), из них исключительно пешеходных – 218.
Не всегда точно удается вести реестр утраченных и вновь построенных мостов, так как часть городской территории находится в труднодоступных промышленных зонах или на территории закрытых режимных предприятий. Достоверно известно, что разводных мостов 21, из них в период навигации используется только 13.
На территории города находится 342 моста, остальные в пригородах. Самый длинный мост – Большой Обуховский (вантовый), его длина 2824 метра. Самый широкий – Синий мост через реку Мойку, его ширина 97,3 метра. Самый длинный разводной мост – Александра Невского, его полная длина 905,7 метра.
История мостов
Дворцовый мост и Адмиралтейская набережная. Санкт-Петербург. 1890-е
Во времена основания и строительства Петербурга мостов не было вообще, были переправы. Запретом на строительство мостов Петр I намеревался приучить горожан к морскому делу. В первые десятилетия XVIII века сообщение между берегами Невы поддерживалось только на лодках, а зимой — по льду.
Однако по мере роста города необходимость их постройки через Неву стала ощущаться все более остро. Наконец, в 1727 году, уже после смерти Петра, соорудили первый наплавной деревянный мост на плашкоутах, соединивший берега Невы напротив Исаакиевской площади.
Тем не менее, к 1749 году в городе насчитывалось уже около сорока деревянных мостов, и примерно половина из них имела разводные подъемные пролеты. Главной же проблемой было то, что практически каждую весну гигантские льдины, дрейфующие по Неве из Ладожского озера, сносили без остатка деревянные мосты. И их вновь приходилось восстанавливать.
Первые разводные мосты
Первые три постоянно действующих разводных моста и по сей день остаются инженерной гордостью отечественного мостостроения. Благовещенский мост постройки 1850 года, Литейный мост, построенный к 1879 году, и Троицкий мост, открытие которого было приурочено к празднованию двухсотлетия Петербурга.
16 мая 1903 года мост был открыт в торжественной обстановке в присутствии Николая II и членов императорской фамилии. Это единственный мост, с середины которого видно шесть других разводных мостов через Неву. Если стать лицом к Васильевскому острову, то откроется вид на Дворцовый, Благовещенский, Биржевой и Тучков мосты.
Повернувшись на другую сторону, можно увидеть Литейный и Сампсониевский мосты. Истории строительства каждого из этих мостов посвящены десятки книг и научных монографий, а сооружались они силами не только отечественных, но и зарубежных специалистов с применением самых передовых на то время технологий.
Лучшим доказательством их уникальности служит тот факт, что они не первый век бесперебойно исполняют свою нелегкую функцию. Со времени постройки нагрузка на них увеличилась в тысячи раз, но запас прочности и надежности по-прежнему неиссякаем. Кстати, Троицкий мост имеет своего побратима в Париже – мост Александр III, правда, в столице Франции он пешеходный.
Современные мосты
Особенным его можно назвать потому, что это навесной мост, предназначенный для постоянного автомобильного сообщения. Это один из самых длинных мостов России. Фактически — это два одинаковых моста с противоположным направлением движения по ним, один — для езды в восточном направлении, второй — для передвижения в западном направлении.
Полная длина мостового перехода составляет 2824 метра, включая судоходный пролет в 382 метра и съезды с моста. Высота пролетной части над поверхностью воды (подмостовой габарит) равна 30 метрам, что дает крупным судам свободно проходить под мостом. Петербург остро нуждается в строительстве новых переправ через Неву, но реализация программы постоянно откладывается. Достоверно неизвестно, когда в ближайшее время будет завершено строительство новых мостов.
Сохранение мостов
К сожалению, на сегодняшний день не существует целевой программы сохранения мостов как исторического наследия Петербурга. Множество мостов охраняется государством как исторические памятники.
Но денег на их содержание, а уж тем более реконструкцию выделяется недостаточно. В данный момент планируется ремонт Тучкова моста, но в гораздо большей степени нуждается в ремонте Дворцовый мост.
Мосты Петербурга: истории, символы, легенды
Петр I мечтал превратить Санкт-Петербург в русскую Венецию, полагая, что передвигаться по водным каналам горожане будут на паромах, лодках, плавучих переправах. Но град Петра стал городом мостов. И у каждого из них — своя история. Вспомним некоторые из них с Натальей Летниковой.
Дворцовый мост
Дворцовый мост соединяет центр города и Васильевский остров. Его взметнувшиеся в небо чугунные пролеты на фоне Петропавловского собора стали одним из негласных символов Санкт-Петербурга. Построили мост, чтобы было удобнее добираться до биржи и торгового порта.
Первые испытания грандиозного сооружения прошли в 1916 году: на мост въехали 34 автомобиля, с грузом в 600 пудов каждый. Завершить архитектурный облик моста удалось лишь в 1939 году, когда его дополнили чугунные решетки работы архитектора Льва Носнова, а вот задуманные им большие фонарные столбы, украшенные орлами, на опорах моста так и не появились.
Египетский мост
Каменную переправу через реку Фонтанку между Покровским и Безымянным островами охраняют величественные сфинксы на гранитных постаментах — единственные уцелевшие декоративные элементы некогда пышно украшенного моста.
Порталы, покрытые золоченым орнаментом, чугунные перила, выдержанные в «египетской манере», карниз с изображением бога Ра в виде крылатого солнца — таким подвесной мост предстал во время открытия в 1826 году. Спустя почти 80 лет он обрушился под эскадроном гвардейской кавалерии, навстречу которому двигались 11 саней с возницами, — не выдержали цепи.
По городу тут же поползли слухи, будто виной всему была брошенная в сердцах фраза местной жительницы: «Чтоб вы все провалились!» Так или иначе, после трагедии был открыт временный мост, и лишь спустя полвека отстроили новый, капительный.
Аничков мост
Первый мост «за Большою Невой на Фонтанной реке» был построен по указу Петра I силами инженерного батальона Михаила Аничкова и назван его фамилией. Аничковым назвали и деревянный мост, построенный в 1716 году, каменный, с башенками, сменивший предшественника в 1785 году, и современный, с изображением морских коньков и русалок.
Аничковым называли и деревянный мост, построенный за 300 лет назад, и каменный, с башенками, сменивший предшественника в 1785 году, и современный, с изображением морских коньков и русалок. Чугунные перила, выполненные по рисунку немецкого архитектора Карла Шинкеля, перекликались с орнаментом перил Дворцового моста в Берлине.
Знаменитые статуи «Укрощение коня» Петра Клодта украсили мост в 1841 году: две скульптурные группы были выполнены из бронзы, а две — из окрашенного гипса, так как две из четырех бронзовых статуй прямо после отливки Николай I отправил в Берлин в подарок прусскому королю Фридриху Вильгельму IV.
Львиный мост
Один из трех сохранившихся пешеходных цепных — или висячих — мостов Петербурга. Переправу через канал Грибоедова удерживают чугунные львы работы Павла Соколова. Он был известным скульптором, «мастером резного художества» при Адмиралтействе и автором знаменитого царскосельского фонтана «Девушка с кувшином».
Львов изначально собирались чеканить из медных листов, но в итоге отлили из чугуна и покрасили под мрамор. Разрабатывал проект переправы один из ведущих мостостроителей того времени — инженер Вильгельм фон Треттер. Мост, соединивший Казанский и Спасский острова, открыли летом 1826 года, и в первый же день его перешли 2700 жителей города.
Родной брат «моста о четырех львах», его уменьшенная копия, расположен в берлинском парке Тиргатен. Лёвенбрюкке, построенный спустя 12 лет после оригинала, стал первым подвесным мостом немецкой столицы.
Банковский мост
«Крылатый лев сидит с крылатым львом», — писал ленинградский поэт и литературовед Дмитрий Бобышев в ХХ веке про мост, построенный столетием ранее. По легенде, крылатые львы — грозные существа, защищающие золото, и символично, что расположились эти мифические животные у здания Ассигнационного банка, нынешнего Государственного экономического университета Петербурга.
Скульптуры крылатых львов — работа Павла Соколова. Статуи были отлиты на Александровском чугунолитейном заводе, крылья — отчеканены из меди и покрыты сусальным золотом. Позже крылатые львы появились на эмблеме фабрики имени Крупской. Банковский мост — самый узкий мост Северной столицы, шириной всего 1 метр 80 сантиметров — один из любимых у туристов. Они верят: если оставить у лапы льва монетку, можно улучшить свое финансовое положение.
Эрмитажный мост
Один из старейших мостов Петербурга был построен через Зимнюю канавку в 60-х годах XVIII века на месте первого деревянного подъемного моста. В разные годы он именовался Зимнедворцовым и Верхнебережным. При соединении зданий Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра переходом-галереей над водой мост гармонично дополнила арка.
Романтический вид этого моста и трагическая история пушкинской «Пиковой дамы» вдохновили Петра Ильича Чайковского на создание одноименной оперы. В третьем действии Лиза со словами «Погиб он, погиб, а вместе с ним и я!» — бросается в воду канала с Эрмитажного моста, и, может, поэтому мост получил еще одно, неофициальное, название «мостик Лизы».
Троицкий мост
В 1882 году был объявлен международный конкурс проектов постоянной переправы вместо самого протяженного в Петербурге наплавного моста длиною более 500 метров. Первую премию получил Александр Гюстав Эйфель, создатель знаменитой парижской башни. Но Эйфелев мост построен не был, так как его соотечественники из фирмы «Батиньоль» предложили проект, в разы сокращавший расход металла.
Окончательную версию чертежей компания дорабатывала вместе с Петербургской Академией художеств в лице архитекторов Леонтия Бенуа, Александра Померанцева и Роберта Гёдике. Первый торжественный развод Троицкого моста провел Николай II, лично нажав на кнопку механизма.
В разные годы мост именовали Кировским и мостом Равенства. По легенде, именно под ним пролетел знаменитый ас Валерий Чкалов. Доподлинно неизвестно, был ли такой эпизод в жизни героического летчика, но вот пилот Евгений Борисенко пролетел-таки под этим мостом на гидросамолете в 1940 году на съемках фильма «Валерий Чкалов».
Топ-10 мостов Санкт-Петербурга: самые красивые и популярные
Санкт-Петербург словно создан, чтобы гулять по воде. В городе около 100 водоемов, а мостов здесь больше, чем в Венеции. Они поражают воображение: разводные, чугунные, вантовые, цепные, украшенные сфинксами и двуглавыми орлами.
Проплыть под самыми живописным мостами северной столицы можно с помощью судоходных компаний. Например в компании «Навигатор» https://teplohod-restoran.ru туристам предлагают арендовать теплоход, на котором капитан прокатит по заранее согласованному маршруту. Рекомендуем выбирать теплоходную прогулку под мостами, о которых пойдет речь ниже.
Аничков мост
Мост соединяет два берега Фонтанки. Раньше он был деревянным, а в 1841 г. обрел современный облик. Тут стоит распиаренная во всех путеводителях скульптурная композиция Клодта «Укрощение коня». Если заглянуть под одного из жеребцов, можно разглядеть мужское лицо: по легенде, так скульптор отомстил любовнику жены.
Дворцовый мост
Мост-символ Санкт-Петербурга протянулся через красавицу Неву от Зимнего Дворца к стрелке Васильевского острова. Пятипролетный исполин — одна из самых топовых локаций города. Когда мост разводят, открывается необычный вид на шпиль Петропавловской крепости. В ночной тиши, с апреля по ноябрь, чудо инженерии поднимает к небу мостовые «крылья» дважды: с 1:10 до 2:50 и с 3:10 до 4:55.
Мост Ломоносова
Старинная петербургская переправа ведет историю с 1787 г. Ее легко узнать по четырем массивным башням-беседкам, выложенным из гранита. Антуража добавляют крупные железные цепи. За более чем 230 лет вид не изменился. Изначально в беседках находился скрытый подъемный механизм, благодаря которому разводился центральный пролет. «Крылья» поднимали вручную, для этого и нужны были цепи.
Благовещенский мост
Восьмипролетный Благовещенский — рекордсмен по интересным фактам. В 1850 году 300-метровый мост официально признали самым длинным в Европе — 800 метров. В 1917 г. именно за ним стоял крейсер «Аврора», призвавший выстрелом штурмовать Зимний дворец. Под переправой начинается Нева и заканчивается Финский залив.
Мост Александра Невского
Один из самых молодых разводных мостов назван в честь святого покровителя города на Неве. Рядом расположен Троицкий собор, в котором находятся мощи князя Александра Невского. Это был первый в СССР вантовый мост. Стальные тросы при строительстве решили спрятать в бетонные конструкции, а не вынести наружу, как у современных «собратьев». На прочность мост проверяли, прокатив по нему колонну танков Т-34. Разводят мост в 2:30 ночи.
Троицкий мост
Троицкий мост — разводной, но «однокрылый». В этом его особенность: чтобы пропускать суда, поднимают только один пролет. Первым разводной механизм запустил в 1903 г. лично император Николай II. По легенде, под Троицким пролетал Чкалов, чтобы впечатлить невесту. Затем рискованный трюк повторил капитан ВВС Шувалов для съемок киноленты про летчика-легенду.
Лазаревский мост
Когда-то Лазаревский был разводным. И по нему, единственному в Санкт-Петербурге, ходили трамваи. Сейчас по каждой из четырех полос «летает» до 2000 автомобилей в час. Гостям Санкт-Петербурга белые арки переправы напоминают парусник, парящий в воздухе.
Иоанновский мост
Скромный Иоанновский — ровесник Санкт-Петербурга, памятник архитектуры федерального значения. Надежная переправа потребовалась, когда на Заячьем острове стали закладывать Петропавловскую крепость. Здесь кружевные исторические решетки и уютные фонари с фигурами орлов. Постаменты фонарей напоминают обелиски с воинскими копьями, щитами, стрелами и касками.
Банковский мост
Необычный мост, переброшенный через канал Грибоедова, сторожат грифоны с позолоченными крыльями. По замыслу архитекторов, они должны были скрывать опоры конструкции. Жители доверяют мифическим существам свои тайны: загадывают желания, кладут на лапы монетки, целуют хвосты. На головах крылатых львов вечерами зажигаются светильники.
Инженерный мост
Первый Инженерный прославился Чижиком-Пыжиком — самой маленькой скульптурой Санкт-Петербурга. 11-сантиметровая пташка-невеличка прячется на подпорной стенке. Увидеть ее можно, свесившись с парапета набережной, или во время водной прогулки по рекам и каналам северной столицы.