3 основные события политической и личной жизни данте в преддверии создания божественной комедии
Исторические события XIV-XVII веков как основа для создания произведений «Божественная комедия» и «Потерянный рай»
История создания «Божественной комедии» Данте Алигьери
Партия гибеллинов держала сторону императора Священной Римской империи, которого уже несколько столетий выбирали из числа германских королей. Тем самым гибеллины вдохновлялись идеей не менее утопической, чем идея гвельфов, не теряющей от древности своей привлекательности: идеей восстановления единого мирового государства. Это была схватка не идеологов и патриотов, а честолюбцев и хищников. Данте, яснее, чем кто-либо другой, видел и благородство, и низость политики. Эта ясность сознания накладывает на его образ и судьбу отчетливый трагический отпечаток.
Последние годы Данте усиленно работал над «Раем». Словно чувствуя, что близок его час, он торопился кончить третью и последнюю часть поэмы. Под Равенной, в сторону Адриатики, от которой нанесенные рукавами По пески все дальше отодвигают древний город, тянулся в те дни лес пиний, славная Пинета, которую воспевало столько поэтов. С нее Данте описывал свои райские кущи. Когда в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года Данте Алигьери умер «Рай» еще не был обнародован.
Междоусобная борьба во Флоренции и войны между итальянскими городами, интриги папской курии, падение морального авторитета церкви, личный опыт изгнанника, которому пришлось странствовать почти по всей стране, осознание единства итальянского нации— все нашло отражение в «Комедии» Данте. «Ад» запечатлел в себе образы, связанные именно с выше упомянутыми политическими событиями. По убеждениям своим Данте здесь, как и в других своих сочинениях,— противник светской власти пап и империалист. Алигьери до конца остался верен взятой им на себя миссии поэта справедливости. Идущий по царствам зла, искупления и славы, не бесстрастный регистратор событий. Борьба гвельфов и гибеллинов, имперской монархии и папства оставила глубокий след в истории Итальянской культуры. Данте жил, окруженный звонкими отголосками этой борьбы.
Данте Алигьери
Данте Алигьери (Dante Alighieri) был одним из самых выдающихся поэтов и мыслителей эпохи средневековья, определивший вектор развития общеевропейской культуры. Его творчество сыграло важную роль в формировании итальянского литературного языка.
Удивительно, но поэзия и философская картина мира этого неординарного, глубоко мыслящего и в высшей степени чувственного человека остаётся актуальной и интересной на протяжении более семи столетий.
Биография
О судьбе Данте Алигьери сохранилось мало информации, подтверждённой документальными источниками. Одним из первых людей, исследовавших жизнь поэта, был выдающийся писатель Раннего Возрождения, Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio). На основании его трудов и автобиографичных текстов самого Алигьери и проводились многочисленные научные работы историков последующих эпох.
При этом все перипетии в судьбе Алигьери, равно как и формирование его мировоззрения, необходимо рассматривать лишь через призму бурных политических баталий, развернувшихся в средневековой Италии. На рубеже XIII – XIV столетий это был раздроблённый на множество мелких городов-государств и княжеств регион. Данте и его современники переживали непростой период, главными особенностями которого были отсутствие единства власти и постоянные противостояния между папским и императорским правлением. Неутихающие политические волнения во многом задали трагический тон жизненного пути поэта.
Происхождение
Ориентировочной датой рождения Данте Алигьери считается 1265 год. Он появился на свет во Флоренции (Firenze), одном из самых передовых городов Италии. Согласно преданию предки великого поэта происходили из знатного и состоятельного римского рода, и сыграли весомую роль в становлении тосканской столицы. Сохранившиеся до наших дней рукописи свидетельствуют о том, что прадед Данте принадлежал к аристократии и был посвящён в рыцари.
Образование
Крайне противоречивы мнения исследователей биографии поэта относительного его образования. По одной из версий в 80-х годах XIII столетия Данте был студентом Болонского университета (Università di Bologna) – самого престижного учебного заведения Европы. Творческое наследие Алигьери свидетельствует о высоком уровне его просвещённости: он был знаком с работами античных авторов и литературными творениями своих современников, великолепно ориентировался в естественных науках, и на протяжении всей жизни непрестанно занимался самообразованием, постигая новые горизонты.
Главным учителем и наставником Данте, имя которого с большим почтением упоминается самим поэтом, был флорентийский литератор, учёный, энциклопедист и видный политический деятель Брунетто Латини (Brunetto Latini).
Творчество – ранний этап
Доподлинно неизвестно, когда именно Алигьери увлёкся сочинительством. Исследователи его текстов утверждают, что становление в творчестве осуществлялось под влиянием стихов известного итальянского поэта Гвиттоне д’Ареццо (Guittone d’Arezzo), хотя сам Данте, давая позже оценку своей деятельности, отрицал этот факт.
Особую роль сыграла литературная школа «Дольче стиль нуово» (Dolce stil nuovo), характерной особенностью которой было воспевание неземной любви к женщине и философское видение в величавом образе возлюбленной высшей божественной сущности. Недаром в переводе с итальянского название этого направления поэзии звучит как «сладостный новый стиль». Ярких представителей необычных для того времени стихотворных форм – Гвидо Кавальканти (Guido Cavalcanti) и Гвидо Гвиницелли (Guido Guinizelli), Алигьери считал не только друзьями, но и главными учителями в лирике.
Первый сборник произведений Данте, состоящий преимущественно из сонетов и небольшого фрагмента прозаического текста, вышел в свет примерно в 1283 – 1293 годах. Книга была написана на итальянском языке и носила название «Новая жизнь» (La Vita Nuova). Дебютные произведения Алигьери заключают в себе все элементы «Дольче стиль нуово»:
Сам Алигьери признавался, что его рождение, как поэта, произошло благодаря глубокому и трепетному чувству к женщине, образ которой он бережно хранил в душе на протяжении всей жизни. Имя своей прекрасной возлюбленной, Беатриче, Данте увековечил, сделав его практически нарицательным.
Любовь и семья
Беатриче Портинари (Beatrice Portinari) была единственной и настоящей музой поэта. Пылкие чувства Алигьери, близкие к обожествлению своего объекта страсти, стали хрестоматийным примером глубокой платонической любви. К сожалению, сохранилось мало документальных свидетельств открывающих завесу тайны личности этой женщины. Со слов Джованни Боккаччо Беатриче приходилась дочерью известного флорентийского банкира, жившего по соседству с семейством Алигьери.
Второй раз они встретились и разговаривали на одной из улиц Флоренции спустя годы, когда юная красавица была уже замужней дамой, и любовь Данте к ней воспылала с большей силой. Беатриче умерла рано, в возрасте 24-25 лет, и это событие стало для молодого человека настоящей трагедией, едва не закончившейся для него самого смертью.
Спустя 1-2 года после кончины возлюбленной Алигьери женился на Джемме да Манетто Донати (Giemma da Manetto Donati), дочери влиятельного политика. Это был брачный союз, заключённый по расчёту, довольно типичный для той эпохи. У пары родилось двое сыновей и дочь. Большую часть жизни супруги находились в разлуке. Примечательно, что Алигьери не упомянул имя жены ни в одном из своих произведений.
Участие в политической жизни
Следуя семейной традиции, Данте Алигьери был активным участником событий на политической арене Флоренции. Первые упоминания о нём, как о государственном деятеле относятся к 1296 – 1297 годам. Неравнодушный к судьбе родного края, Данте часто выдвигался на почётные должности, участвовал в законотворчестве и выполнял непростые дипломатические миссии. В 1300 – 1301 годах он был избран в коллегию приоров (орган власти, аналогичный современному городскому правительству).
Ожесточённая борьба развернулась между двумя враждующими политическими силами: гвельфами (guelfi), выступавшими за единство страны и домирирующее влияние понтифика, и гибеллинами (ghibellini), поддерживавшими власть императора Священной Римской империи.
Позже, в самой партии сторонников папы, господствовавшей в городе, произошёл раскол: она разделилась на «чёрных» и «белых». Первые по-прежнему поддерживали церковников, а вторые – ратовали за независимость Флорентийской республики (Repubblica fiorentina) от указов высшего духовенства и рассчитывали на укрепление монархии. Алигьери принадлежал к «белой» фракции гвельфов, остававшейся правящей силой до военного переворота 1302 года.
Скитания
В течение почти 20-летнего изгнания, до самой своей смерти Данте Алигьери странствовал в разных уголках Италии и не оставлял надежды вернуться на родину, но все его попытки оказались тщетными. Полный тревожных чувств он продолжал творить свои великие произведения даже в условиях скитальческого существования. Поэт жил в Вероне (Verona), под покровительством кондотьера, Бартоломео I делла Скала (Bartolomeo I della Scala), позже переехал в Болонью (Bologna), Луниджану (Lunigiana). В 1309 – 1310 годах Алигьери нашёл пристанище в Париже, но спустя непродолжительный период покинул Францию.
В это время германский король Генрих VII предпринял поход на Италию, одержимый идеей восстановить там полную императорскую власть. Он амнистировал всех изгнанников противоборствующих партий и пытался всячески примирить конкурирующие аристократические кланы. Данте, видевший в сильной монархии спасение для Италии, проникся очередной надеждой вернуться во Флоренцию. Однако, Генрих VII умер в 1313 году (многие историки склонны считать, что он был отравлен), а вместе с кончиной императора ослабли перспективы изгнанника вновь обрести родину.
По некоторым источникам Данте было предложило вернуться в дорогой для его сердца город при условии публичного отречения от политических идеалов, но гордый и верный своим убеждениям Алигьери отказался проходить унизительную процедуру.
В 1315 году сеньория вынесла повторный смертный приговор, вместе с ним навсегда развеялись мечты о Флоренции. В 1316-1317 годах правитель города Равенна (Ravenna), Гвидо Новелло да Полента (Guido Novello da Polenta), принял Алигьери, предложив ему должность при своём дворе.
Творчество в период зрелости
В произведениях, созданных в период ссылки, Данте выступал как исследователь, литературовед, просветитель, философ и богослов. Он написал трактаты, посвящённые народному языку, общественно-политической проблематике, принципам морали средневекового общества, вопросам о свойствах души и интеллекта. Библиография произведений Алигьери включает в себя следующие работы:
Божественная комедия
Поэма «Комедия», получившая впоследствии благодаря Джованни Боккаччо название «Божественная» (т. е. «великолепная»), входит в список лучших произведений мировой литературы.
Данте трудился над её созданием почти 15 лет, и успел закончить последние строки незадолго до своей смерти. Первое печатное издание увидело свет в 1472 году. Произведение состоит из трёх частей, каждая из которых включает в себя 33 песни:
В тексте поэмы встречаются как простонародные выражения, так и высокопарная лексика литературного языка. Особенность стиля – обилие аллегорических символов, наполненных глубокой смысловой насыщенностью, живописностью, реалистичностью и драматизмом. Все события повествуются от первого лица.
В основе сюжета – мистическая история героя, отправившегося после смерти возлюбленной в путешествие по загробному миру, в котором он проходит девять кругов ада, чистилище и сферы рая. В процессе странствия Данте встречает своих современников и знаменитых личностей прошлых эпох со всеми их радостями и печалями, политическими убеждениями и жизненными пристрастиями, и с позиции гуманиста и мудреца даёт моральную оценку совершённых деяний.
На протяжении нескольких столетий литературоведы по-разному толковали смысл «Божественной комедии», но всегда оставалось неизменным понимание величайшей ценности этого гениального произведения: поэма Алигьери представляет собой настоящую энциклопедию политической, культурной, религиозной и научной жизни средневековья.
Смерть
Данте скончался в 1321 году от малярии, он заразился смертоносной болезнью, возвращаясь из поездки в Венецию (Venezia), куда прибыл с миротворческой миссией, как посол правителя Равенны. Алигьери был похоронен в базилике Сан-Франческо (Basilica di San Francesco) с большими почестями, достойными великого гражданина своей страны. Позже его прах был перенесён в построенный недалеко от церкви мавзолей, так называемую Гробницу Данте (Tomba di Dante).
Рай и ад Данте: как политика и войны были отражены в «Божественной комедии»
Данте Алигьери. Современный мурал, Италия и Портрет Данте авторства Сандро Боттичелли, 1495 год.
700-летний юбилей со дня смерти Данте Алигьери даёт повод обратиться к фигуре великого итальянского поэта, жизнь которого была тесно связана с политическими бурями и бедствиями его времени.
Он не только наблюдал за событиями в Италии, но в некоторых принял и непосредственное участие. Посмотрим, как военные конфликты, современником которых являлся флорентийский поэт, отразились в его великой «Божественной комедии».
Потомок рыцаря Каччагвида
«Тот, кто имя роду
Дал твоему…
Мне сыном был, а им рождён твой дед».
(Рай XV, 91–92, 94)
Первым известным предком поэта считается рыцарь Каччагвида, сопровождавший императора Конрада III во Втором крестовом походе 1147–1149 годов. Каччагвида был женат на феррарской девушке из семьи Альдигьери. Их сын получил имя Альдигьеро (Алигьеро), которое затем трансформировалось в новую фамилию.
Портрет Данте авторства Сандро Боттичелли, 1495 год.
Судьбу поэта предопределили политические пристрастия его семьи: Алигьери были гвельфами. В XIII–XIV веках городские республики и синьории Апеннинского полуострова раздирали конфликты двух «партий», из которых гвельфы искали опору в папах и французской династии Анжу, правившей в Неаполе, а гибеллины опирались на императоров. Противоречия между гвельфами и гибеллинами выливались в постоянные войны.
Помимо политических конфликтов, ещё одним характерным явлением в Италии того времени было политическое изгнание. Родившийся в мае 1265 года во Флоренции Данте Алигьери не смог избежать ни того, ни другого.
Участник войн Флорентийской республики
«Города Италии кишат
Тиранами, и в образе клеврета
Любой мужик пролезть в Марцеллы рад».
(Чистилище VI, 124–126)
В политическом отношении северная и центральная части Италии того времени представляли собой множество фактически независимых городов, каждому из которых подчинялась своя округа — так называемое контадо. Большинство из них управлялись коллегиально, но в XIII–XIV веках во многих городах к власти стали приходить единоличные правители — синьоры.
Музей дома Данте во Флоренции. Подлинное здание семьи Алигьери не сохранилось. Под музей отдано другое средневековое жилое строение, реконструированное в 1911 году архитектором Джузеппе Кастелуччи.
История итальянских городов-государств этого времени чем-то похожа на историю древней Италии VI–IV веков до н.э., когда Рим и другие города воевали между собой и боролись за региональную гегемонию. В позднее Средневековье на главенство в области Тоскана претендовала Флоренция. На протяжении десятилетий эта республика постепенно расширяла подвластную территорию (контадо). Естественно, при этом не обходилось без противостояний с соседями.
«В память истребленья,
Окрасившего Арбию в багрец».
(Ад X, 85–86)
Начало современной для Данте истории Флорентийской республики следует вести с 4 сентября 1260 года — даты сражения при Монтаперти (на реке Арбии) и 26 февраля 1266 года — даты сражения при Беневенте. В результате первой битвы гибеллины захватили власть в городе, а после второй навсегда были изгнаны из Флоренции.
Сражение при Монтаперти 4 сентября 1260 года. Миниатюра из хроники Джованни Виллани, XIV век.
«Я конных ратей видывал движенья,
В час грозных сеч, в походах, на смотрах,
А то и бегстве, в поисках спасенья;
Я видывал наезды, вам на страх,
О аретинцы, видел натиск бранный,
Турнирный бой на копьях и мечах».
(Ад XXII, 1–6)
В первые десятилетия нахождения у власти флорентийские гвельфы в согласии друг с другом занимались укреплением республики. Отучившийся уже в университете молодой Данте в 1289 году участвовал в походе флорентийцев против соседнего Ареццо. Тогда флорентийское войско под командованием Корсо Донати разгромило противника. По косвенным свидетельствам, в сражении при Кампальдино 11 июня участвовал и Данте.
Убийство лидера флорентийских белых гвельфов Корсо Донати. Миниатюра из хроники Джованни Виллани, XIV век.
«Так, видел я, боялся ратный взвод,
По уговору выйдя из Капроны
И недругов увидев грозный счёт».
(Ад XXI, 94–95)
Ещё одной славной победой флорентийских гвельфов стала осада пизанской крепости Капрона. Её гарнизон согласился сдаться на почётных для себя условиях. Кстати, пизанский командующий после этого отказался впустить капронских солдат за стены Пизы.
После кампаний 1289 года Данте на несколько лет посвятил себя политической карьере. Это было время растущих противоречий в республике, когда часть её граждан во главе с Джанно делла Белла приняла «Установления справедливости» — новую конституцию, повысившую роль простого народа в управлении.
«Я мало
Жил в дольнем мире; будь мой век продлён,
То многих бы грядущих зол не стало».
(Рай VIII, 49–51)
Участники сражения при Кампальдино: аретинский пращник (1), флорентийский рыцарь-федитор с гербом Черчи (2), епископ Ареццо Гульельмо деи Убертини (3). Художник Джузеппе Рава. Источник: Esposito, G. Armies of the Medieval Italian Wars 1125–1325 (Men-at-Arms 523). — N. Y., 2019
Однако свой политический идеал Алигьери видел не в народных вождях, а в монархах. Одним из них был титулярный венгерский король Карл Мартелл, весной 1294 года проезжавший через Флоренцию. В почётной страже этого рано умершего принца состоял и Данте.
Между жерновами двух партий
«Я знал все виды потайных путей
И ведал ухищренья всякой масти;
Край света слышал звук моих затей…
Первоначальник новых фарисеев».
(Ад XXVII, 76–78, 85)
После изгнания делла Белла противоречия между флорентийскими гражданами стали нарастать. По словам хрониста Джованни Виллани,
«начались смута и разброд во Флоренции и в рядах гвельфской партии, повлёкшие за собой множество бед и опасностей».
Гвельфские (отмечены красными точками) и гибеллинские (синие точки) города Центральной Италии. Источник: De Vries K., Capponi N. Campaldino 1289: Battle That Made Dante (Campaign 324). — N. Y., 2018. — P. 8
Единые прежде гвельфы разделились на «партии» чёрных и белых: первые объявляли себя верными сторонниками римского папы, а вторые стремились к компромиссу и примирению с гибеллинами. Хотя Данте и был женат на родственнице вождя чёрных, сам он относился к «партии» белых гвельфов.
Вначале приверженцы обеих группировок хотели примириться, избрав в качестве арбитра папу Бонифация VIII. Данте был членом направленного к папе посольства, оказался понтификом задержан и навсегда сохранил в сердце ненависть к этому коварному политикану, «первоначальнику новых фарисеев».
«Ты будешь знать, как горестен устам
Чужой ломоть, как трудно на чужбине
Сходить и восходить по ступеням».
(Рай XVII, 48–50)
Данте, Вергилий и папа Николай III (понтифик изображён вниз головой). Поэт поместил понтифика в аду среди других святокупцев (непотистов) за покровительство своим родственникам из рода Орсини. Гравюра Гюстава Доре, 1874–1879 годы.
Вскоре после этого чёрные гвельфы начали преследовать своих политических противников. Данте, бывшего старейшину и советника, они обвинили в хищениях и организации противодействия папе. В самом начале 1302 года власти республики приговорили его к изгнанию. Решение гласило: если Алигьери вернётся во Флоренцию, «то пусть его жгут огнём, пока не умрёт». Увидеть родной город ему было уже не суждено.
Изгнание за пределы городских стен являлось достаточно распространённой практикой в Италии позднего Средневековья и раннего Нового времени. При этом недавние изгнанники, воспользовавшись помощью извне, могли вернуть себе власть и право на проживание в родном городе. После этого горький хлеб на чужбине должны были вкушать уже их противники.
«Был Камичон де’Пации, и я жду
Карлино, для затменья беззаконий».
(Ад XXXII, 68–69)
Политическая турбулентность во Флоренции привела к активному вмешательству в её внутренние дела соседних феодалов, которых побуждали к этому некоторые представители партии белых. Например, летом 1302 года Танно деи Убальдини вторгся в долину Арно, пытаясь захватить флорентийские крепости. В ответ чёрные напали на замок Пьянтравинье и взяли его благодаря предательству Карлино де Пацци. Защитники крепости были казнены, включая двух родственников Карлино, попавшего за предательство в девятый круг ада — Коцит.
Кавалеристы и пехотинцы. Миниатюра начала XIV века. Источник: De Vries K., Capponi N. Campaldino 1289: Battle That Made Dante (Campaign 324). — N. Y., 2018. — P. 43
«Марс от долины Магры пар надвинет…
И на поля Пиценские низринет,
И будет бой жесток и разъярён;
Но он туман размечет своевольно,
И каждый Белый будет сокрушён».
(Ад XXIV, 145, 147–150)
Несмотря на угрозы со стороны белых, чёрные гвельфы продолжили территориальную экспансию в Тоскане. В союзе с жителями Лукки они захватили важную крепость Серравале, прикрывавшую доступ к Пистойе.
Так называемая Муджеланская война закончилась победой пистойцев и союзных им белых изгнанников, защищавших замок Монтеччанико. По предположению Ильи Голенищева-Кутузова, в этом сражении 17 августа 1302 года мог участвовать и Данте, проживавший в это время в горных замках Апеннин. Достоверно известно, что в следующем году поэт уехал в Верону и более в Тоскане не появлялся.
«…Злодеянье:
Христос в своём наместнике пленён,
И торжествуют лилии в Аланье».
(Чистилище XX, 85–87)
Именно папа Бонифаций пригласил в Италию французские войска, которые оказывали основную поддержку «партии» чёрных во Флоренции. Со временем властолюбивый понтифик рассорился с королём Филиппом IV Красивым. По приказу последнего в сентябре 1303 года нанятый на французские деньги отряд в городке Ананьи фактически взял папу в плен. Результатом ссоры папы и короля стала знаменитая «пощёчина в Ананьи» (у Данте — Аланья), которую Бонифацию VIII нанёс его политический противник Джакомо Шьярра Колонна.
Данте Алигьери. Современный мурал, Италия.
Политические надежды поэта
«Арриго, что, Италию спасая,
Придёт на помощь в слишком ранний час».
(Рай XIII, 137–138)
Вступление императора Генриха VII в Милан (вверху) и коронация его «железной короной» лангобардских королей (внизу). Миниатюра из рукописи, около 1340 года.
С большим трудом получив вожделенную корону и находясь в состоянии войны буквально с половиной Апеннинского полуострова, Генрих VII в августе 1313 года внезапно скончался. Ходили слухи, что он был отравлен.
Что блеском дел прославится не раз».
Среди тех, чьей милостью Данте пользовался в годы изгнания, он выделял маркизов Маласпина, правителей небольшого горного княжества, и синьора Вероны Кангранде делла Скала по прозвищу Большой Пёс. В 1316–1317 годах поэт проживал в Вероне и успел хорошо узнать Кангранде. Несмотря на молодость, это был великий воин и опытный политик. Став после падения Угуччоне делла Фадджолы капитаном лиги гибеллинских городов, он фактически являлся главным оплотом императора на севере Италии.
«Славный
Нагрянет Пёс…
Не прах земной и не металл двусплавный,
А честь, любовь и верность он вкусит…
Италии он будет верный щит».
(Ад I, 101–104, 106)
Данте видел в Кангранде мудрого и справедливого правителя, возможного объединителя Апеннинского полуострова. Синьор делла Скала также высоко ценил Алигьери — и как выдающегося поэта, и как автора политического трактата «Монархия».
Конная статуя Кангранде делла Скалы, символизирующая мир и покой: Большой пёс изображён полностью вооружённым, с мечом в руке, но в состоянии покоя, шлем с крыльями убран за спину. Поводья не натянуты, лошадь в спокойном состоянии, смотрит в сторону, как и сам воин. Статуя находилась над саркофагом полководца, на вершине центральной Арки Скалигеров. В настоящее время статуя на арке заменена на копию, а оригинал хранится в Музее Кастельвеккьо, Верона.
Всю свою жизнь Данте Алигьери не только интересовался и занимался искусством поэзии, в котором он достиг высочайших вершин, но и вёл активную общественную жизнь. Образ мрачного отшельника, каким он, возможно, предстаёт в глазах потомков благодаря мрачному очарованию «Ада» или же знаменитому портрету Боттичелли, неверен.
Подобно любому активному гражданину Флоренции, в юности Данте участвовал в военных кампаниях, а впоследствии с интересом следил за конфликтами и политическими переворотами.
В зрелости он написал трактат «Монархия» и во множестве писем обращался к правителям различных государств с увещеваниями. В старости Данте продолжал служить на ниве примирения враждующих. В 1321 году власти Равенны, в которой он проживал, направили его в качестве посла в Венецию. Поэту удалось уладить назревавший конфликт между двумя городами, но на обратном пути он тяжело заболел и в ночь на 14 сентября скончался.