35 лучших комедий xxi века ivi ru
От «Бората» до «Мальчишника»: 45 самых смешных комедий XXI века
Черный юмор братьев Коэнов и братьев Макдонахов, визуальные эксперименты Эдгара Райта и Уэса Андерсона, мокьюментари Тайки Вайтити и Саши Барона Коэна.
Представляем самые остроумные, эксцентричные и смешные комедии XXI века.
45 «Мальчишник в Вегасе» (2009)
Компания парней, приехавшая в Вегас, чтобы отпраздновать будущую свадьбу друга, просыпается после тусовки и по крупицам восстанавливает события предыдущего вечера, которые оказываются все более и более безумными.
Идея простая (она использовалась даже в одной из серий шоу «Осторожно, модерн»), но при правильном подходе дающая неограниченные возможности для креатива. Неудивительно, что фильм стал абсолютным хитом, окупив себя 15 раз, получив «Золотой глобус» и сделав Зака Галифианакиса одной из главных комедийных звезд своего времени.
44 «Кровью и потом: Анаболики» (2013)
Однако стоило ему отвлечься от чисто коммерческих проектов и сделать кино, что называется, для души, за смешные 26 миллионов, как погребенный под грудой кэша художник вновь восстал из пепла.
Основанная на реальных событиях комедия о трех бодибилдерах, провернувших самое идиотское похищение человека в истории, получилась на удивление умной, ироничной и смешной. А Дуэйн Джонсон исполнил здесь, пожалуй, лучшую роль в карьере.
43 «Убойный футбол» (2001)
Актер и режиссер Стивен Чоу был популярен в Китае еще в 90-х, но на западный рынок ворвался лишь в новом тысячелетии, представив фантасмагорическую комедию о совмещении футбола с боевыми искусствами.
Команда мастеров кунг-фу с оригинальными стилями вроде «Золотая нога», «Пустая рука» или «Железная рубашка» сражается в футбольном турнире, чтобы вернуть самоуважение и немного заработать. Особо стоит отметить потрясающие для своего времени эффекты, множество визуальных шуток и одну из лучших пародий на Брюса Ли в истории.
42 «Солдаты неудачи» (2008)
Один из лучших фильмов, высмеивающих предрассудки, глупость и жестокость Голливуда. Звезда бестолковых боевиков пытается возродить свою карьеру, набрав звездную команду для драмы о войне в джунглях, но сам оказывается в настоящем плену.
Тут уморительно все: от имен главных героев (темнокожего рэпера, например, зовут Альпа Чино) до фильмов, где они снимались (трейлер «Переулка дьявола» с героями Роберта Дауни-младшего и Тоби Макгуайра невозможно смотреть без смеха). Но вишенка на торте — разумеется, циничный, самодовольный и лысеющий продюсер Лес Гроссман в исполнении Тома Круза.
41 «Железное небо» (2012)
Краудфандинговый финский проект, снятый за сущие копейки, по изобретательности и смелости утирает нос большинству голливудских космоопер: четвертый рейх, спрятавшийся на обратной стороне Луны, скрытые космические войска у всех стран мира, кроме Финляндии, хирургическое превращение черного астронавта в «истинного арийца» и, наверное, самое невероятное — женщина во главе США.
В фильме хватает недостатков: актерская игра зачастую хромает, многие сцены затянуты, другие кажутся слишком дешевыми. Но в узких кругах он уже приобрел статус культового — это действительно неплохая сатира как на разнообразные теории заговора, так и на нынешнюю Америку.
40 «Убойные каникулы» (2010)
Жанр слэшера за годы существования стал настолько клишированным, что даже пародии на него (вроде фильма «Крик») получили свои пародии («Очень страшное кино»). Однако некоторым мастерам все еще удается найти к слэшерам новые комедийные подходы — например, посмотреть на традиционный концепт ужастика со стороны хилбилли, которых необоснованно часто изображают злодеями.
Фильм не только высмеивает прочно засевшие в головах людей киношаблоны, но и дает вполне разумный социальный комментарий о природе ксенофобии.
39 «Пипец» (2010)
Пожалуй, самая удачная пародия на супергеройское кино до появления «Дэдпула». Попытки сделать комедию о простом человеке без сверхспособностей и даже денег уже предпринимались в фильмах «Защитнег» и «Супер», однако только Мэттью Вону удалось выжать из этой идеи нечто по-настоящему яркое, динамичное и смешное. Для Аарона Джонсона и Хлои Морец «Пипец» стал дорогой в жизнь, а Николас Кейдж здесь исполнил свою на данный момент последнюю удачную роль.
К сожалению, сиквел, несмотря на усиление актерского состава Джимом Керри, получился куда менее забавным.
38 «Здесь курят» (2005)
Едкая сатира, бьющая наотмашь как беспринципных бизнесменов и играющих словами пиарщиков, так и борющихся за «правое дело» политических активистов, а заодно и аудиторию, позволяющую собой манипулировать. Нечто среднее между картинами «Дьявол носит Prada», «Хвост виляет собакой» и «99 франков».
Фильм мог бы считаться почти гениальным, если бы не его чрезвычайно неоднозначный посыл, в котором свободный выбор человека почему-то приравнивают к выбору, сделанному в результате манипуляций, давления и откровенной лжи.
37 «Хижина в лесу» (2012)
Этот фильм относится к жанру хоррора с таким уважением, что его сложно назвать пародией — скорее, это веселый оммаж необъятной фантазии людей, создававших культовые ужастики, от «Зловещих мертвецов» и «Техасской резни бензопилой» до «Звонка» и «Восставшего из ада».
Главная ирония здесь в том, что во вселенной, где есть зомби, ведьмы, вампиры и существа вроде Пинхэда и Ктулху, главным чудовищем выглядит бесчувственная корпоративная машина.
36 «Диктатор» (2012)
Пожалуй, лучший из трех полностью постановочных фильмов Саши Барона Коэна, «Диктатор» рассказывает о правителе ближневосточной страны генерале-адмирале Аладине, который приехал на переговоры в Америку, но в результате подмены оказался на улице неузнаваемым и без средств к существованию.
Картина несколько провисает в середине, но выдает отличные начало и концовку, критикуя не только комичных авторитарных правителей, трясущих ядерными бомбами и выигрывающих собственные Олимпийские игры (некоторым нравится забрасывать по семь шайб за матч, тут дело вкуса), но и американскую политику, в отдельных аспектах тоже далекую от совершенства.
35 «Разборки в стиле кунг-фу» (2004)
И снова Стивен Чоу, на этот раз вполне обходящийся одними боевыми искусствами без всяких посторонних видов спорта. Даже в сравнении с «Убойным футболом» трюки здесь изобретательнее, речи — пафоснее, суперспобности — масштабнее, а сюжетные ходы — комичнее.
34 «Тренер» (2001)
Эталонный образец британского юмора, мокьюментари о тренере клуба низшего английского дивизиона, которому волей случая удалось возглавить сборную Англии, набрать в нее целую толпу неудачников, алкоголиков и дебоширов и сделать на чемпионате мира почти невозможное.
Полуголые танцы на столе в разгар мундиаля, трагикомическое чтение стихов Киплинга и «рука Бога» в ворота Аргентины — для любителей футбола, особенно английского, это комедия мечты.
32-33. «Дэдпул 1-2» (2016, 2018)
Пока киновселенная «Марвел» использовала юмор лишь в качестве приправы к основному супергеройскому блюду (за исключением третьего «Тора», о котором речь пойдет ниже), «XX век Фокс» сделал на него основную ставку и не прогадал. Снятый на сравнительно скромные деньги блокбастер с рейтингом R о наемнике с неудачной пластической операцией, чья основная суперспособность — умение ломать четвертую стену и шутить над реальными знаменитостями, стал абсолютным хитом, перевернувшим представление о жанре.
Вторая часть получилась не столь прорывной, но зато, пожалуй, даже более веселой. Одно только камео Брэда Питта здесь стоит некоторых его полноценных ролей, а уровень самоиронии сценаристов переходит все возможные границы.
31 «Армагеддец» (2013)
Заключительная часть трилогии «Кровь и мороженое» (она же «трилогия «Корнетто») Эдгара Райта получилась, как это часто бывает, наименее удачной, но это тот случай, когда даже технически «худший» фильм серии можно считать шедевром — чем-то вроде «Возвращения джедая» или третьего «Крестного отца».
Достаточно сказать, что фильм начинается как стандартная комедия о старых друзьях, вспоминающих молодость с помощью рейда по барам родного города, к середине перерастает в нечто куда более масштабное и мозговыносящее, а заканчивается уже форменным чернушным безумием.
29-30. «Мачо и ботан 1-2» (2012, 2014)
Из простой идеи о друзьях-полицейских, работающих под прикрытием в школе и колледже, Фил Лорд и Кристофер Миллер выжали одну из самых безумных, уморительных и раздвигающих границы франшиз за долгое время. Причем второй фильм на удивление получился даже лучше первого.
28 «Евротур» (2004)
Едва ли не лучшее комедийное роуд-муви со времен «Больших гонок», каждая строчка которого разобрана на цитаты. Шутки о пирожных с гашишем, «ми скузи», «флюгегехаймене», маленьком Гитлере и новом Папе могло создать только по-хорошему воспаленное воображение.
А лучший эпизод фильма — приключения в Братиславе — в рунете стабильно вспоминают после каждого нового обвала рубля.
27 «Тор: Рагнарек» (2017)
Франшиза о Торе, входящая в киновселенную «Марвел», вещь почти шекспировская: изгнанные принцы и обманутые короли, семейные конфликты и потеря близких, предательство и искупление. От третьей части, которая даже называлась в честь скандинавского конца света, ждали завершения настолько мрачного, насколько это вообще возможно с «подростковым» рейтингом. И даже в «Мстителях» нам показали видение Тора о грядущей кровавой трагедии.
Возможно, так бы все и было, но фильм доверили одному из главных комедийных мастеров современности — новозеландцу Тайке Вайтити, и тот оторвался по полной, умудрившись сделать печальную историю крушения Асгарда оптимистичной и дико смешной комедией. Более странное сочетание можно припомнить разве что в фильме Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна», шикарной романтической комедии о. вы не поверите, Холокосте.
26 «Кунг Фьюри» (2015)
Если вкратце, «Кунг Фьюри» — это «Железное небо» на максималках. Совпадает многое: создатели из Северной Европы, краудфандинг, элементы трэша и нацисты (включая даже самого Гитлера). Но в наборе с ними идут еще все ключевые элементы экшн-фильмов прошлого: от ниндзя до зомби, от скандинавских богов до динозавров и от взбесившегося игрального автомата до Хакермена, убийственной пародии на жалкие попытки киноделов 90-х показывать хакеров крутыми ребятами.
24-25. «Очень страшное кино 1-2» (2000, 2001)
Два первых фильма этой серии, снятые кланом Уэйенсов, не только сформировали чувство юмора у целого поколения, но и стали настоящим прорывом в жанре пародийного кино.
Оказалось, что к началу 2000-х массовых кинопроектов накопилось так много, что можно вылить на зрителя целый океан шуток на тему блокбастеров, и никто не будет непонимающе пожимать плечами при виде очередной отсылки. Юмор ниже пояса здесь чаще всего удивительно в тему и работает на историю и персонажей, а почти все пародийные вставки высмеивают голливудские стереотипы (в том числе гендерные и расовые) так метко и язвительно, как удавалось разве что Мелу Бруксу.
Да, начиная с третьей части франшиза пошла по рукам, демонстрируя все большую халтуру и беспомощность, а потом появились и многочисленные бездарные подражатели. Но важно помнить, что из «Очень страшного кино» выросли не только самые чудовищные творения человеческого разума вроде «Нереального блокбастера» и «Знакомства со спартанцами», но и весь качественный пародийный Youtube — от «Как должен был закончиться этот фильм» до CollegeHumor.
23 «Отель «Гранд Будапешт» (2014)
Уэс Андерсон редко пытается вызвать гомерический хохот у аудитории, его картины — скорее эстетические и чувственные шедевры, чем наборы шуток и гэгов, однако в «Будапеште» на удивление много неразбавленного юмора, от специфического отношения главного героя в исполнении Райфа Файнса к пожилым клиенткам отеля до чудесных злодейских перформансов Эдриана Броуди и Уиллема Дефо.
22 «Даун Хаус» (2001)
Единственная российская комедия в нашем списке, которую мы не смогли оставить без внимания сразу по нескольким причинам. Во-первых, это и правда самое остроумное и меметичное кино, снятое в России, со времен «Ширли-мырли». Во-вторых, формально это все-таки экранизация Достоевского, так что при должном переводе понять ее должны и за границей, даром что вся она о непознаваемой русской душе.
Ну а в-третьих, за одну только фразу о сказочном князе Мышкине из уст Донатаса Баниониса сценаристу и исполнителю роли Парфена Рогожина Ивану Охлобыстину можно простить как минимум четверть его безумных заскоков в реальной жизни.
21 «Да здравствует Цезарь!» (2016)
Снова смех над Голливудом (уж простите, это наша слабость), но на этот раз — над старым добрым Золотым веком, да еще и от братьев Коэнов и с топовым актерским составом.
Ченнинг Татум в роли тайного коммуниста, исполняющего роли любвеобильных морячков, прожженная жизнью кинорусалка Скарлетт Йоханссон и Джош Бролин, пощечинами объясняющий Джорджу Клуни место актера в голливудской иерархии, не рассмешат только мертвого.
20 «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар» (2001)
Одна из трех (наряду с «Догмой» и «Клерками») лучших комедий Кевина Смита, создателя собственной киновселенной View Askewniverse. Два главных киноторчка современности идут в крестовый поход против Голливуда, то и дело натыкаясь на звезд в камео разной степени неприличности. Предлагающий сексуальные услуги автостопщик Джордж Карлин, Бен Аффлек и Мэтт Дэймон, стреляющие на съемках «Умницы Уилла Хантинга — 2», безумная монахиня Кэрри Фишер и Марк Хэммилл, играющий суперзлодея Херобойца, не могут оставить равнодушными.
Ах да, именно здесь Джей произносит свой знаменитый спич о повелителе клитора. В общем, спустя 17 лет этот фильм — уже практически классика.
18-19. «Лего. Фильм» (2014) и «Лего Фильм. Бэтмен» (2017)
В «Лего. Фильме» создатели упоминавшегося выше «Мачо и ботана» Фил Лорд и Крис Миллер превзошли себя, из расширенной рекламы разноцветных кубиков сделав душевную, неглупую и наполненную хорошим юмором картину.
В сиквеле их преемник Крис Маккей пошел еще дальше, забравшись в такие глубины души Темного рыцаря, какие не снились Бертону, Нолану и уже тем более Снайдеру, а заодно оттоптавшись на десятках других киногероев, от Саурона до гремлинов.
17 «После прочтения сжечь» (2008)
Коэны вновь льют бальзам на души киноманам, выворачивая наизнанку все привычные актерские амплуа звезд первой величины. Самое интересное здесь, разумеется, персонажи: параноидальный Джон Малкович, зацикленная на пластической операции Фрэнсис МакДорманд, до абсурдного трусливый донжуан Джордж Клуни и убийственно смешной Брэд Питт, словно издевающейся над своими ранними ролями.
Что же до сюжета, то лучше всего его описывает гениальный завершающий монолог: «Чему мы научились? Мы научились больше этого не делать. Еще бы знать, что мы сделали. »
16 «Бесподобный мистер Фокс» (2009)
Практически вся карьера Уэса Андерсона посвящена семейным конфликтам и кризису взросления, однако едва ли даже он сам мог предположить, что его лучшим фильмом по этим темам станет кукольная экранизация Роальда Даля о семействе лисов.
По большей части юмор здесь не взрывной, а трогательный и странный, по настроению чем-то напоминающий советскую анимацию, однако над некоторыми моментами, вроде «зависаний» Опоссума, невозможно не хохотать.
15 «Поцелуй навылет» (2005)
Талантливый сценарист Шейн Блэк в своей главной режиссерской работе сделал, казалось бы, невозможное — совместил стилистику детективного неонуара с вудиалленовской манерой повествования, где флэшбеки, флэшфорварды, лирические отступления и разрушение «четвертой стены» сменяют и накладываются друг на друга.
Добавьте к этому и без того забавному сочетанию классно прописанные диалоги и шикарный актерский дуэт Роберта Дауни-младшего и Вэла Килмера, и получите одну из лучших комедий «нулевых».
14 «Однажды в Ирландии» (2011)
В меру черная и очень ирландская история, представляющая идеальный образец тропа «козел с золотым сердцем». Сержант Джерри Бойл кажется самым непрофессиональным копом в мире — циничным, ленивым и не чуждым многочисленным радостям жизни, от наркотиков до проституток.
Однако только в нем оказывается достаточно мужества, самоотверженности и чуткости, чтобы противостоять преступному синдикату, ворочающему миллионами и купившему полицию с потрохами. Начинать смеяться тут можно уже с первой сцены, не останавливаясь почти до финала.
13 «Зомби по имени Шон» (2004)
Первый фильм трилогии «Корнетто» Эдгара Райта повествует о зомби-апокалипсисе, который мог бы пройти незамеченным для героя Саймона Пегга, торгового консультанта с предельно скучной жизнью, если бы ему не надо было спасать своих близких.
Фирменные «чеховские ружья» Райта и избиение старичка бильярдными киями под Фредди Меркьюри прилагаются.
12 «Горе-творец» (2017)
История создания «худшего фильма всех времен» — «Комнаты» Томми Вайсо — уже на этапе трейлера обещала быть чем-то забавным и любопытным, но в качестве полнометражной картины оказалась истинным чудом.
Братья Франко умудрились не просто посмеяться над многочисленными странностями Вайсо и особенностях работы с ним, но и рассказать глубокую притчу о дружбе, стремлении к мечте и эфемерности любого успеха, как и любого провала.
11 «Бруно» (2009)
В отличие от сверхуспешного «Бората» второй фильм Саши Барона Коэна, где постановочные сцены сочетались с настоящей реакцией попавших в кадр наблюдателей, провалился в прокате и не получил одобрения критиков. Однако это, как ни странно, гораздо больше говорит о недостатках общества, чем самого фильма.
Многие оказались не готовы к такому уровню сатиры на представление о геях в западном мире (в отличие от куда более приемлемой сатиры на расизм в «Борате»), хотя эпизоды с предпоказом новой программы Бруно, сексом с призраком умершего партнера, телешоу с усыновленным ребенком и особенно финальную насмешку над маскулинностью в рестлинге можно считать едва ли не гениальными.
10 «Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски» (2013)
Юмор Сета Рогена обычно сложно назвать тонким и изящным, однако в «Апокалипсисе» самоирония голливудских звезд достигает лавкрафтовских масштабов.
Невозможно удержаться от смеха, когда Джону Хилла насилует демон из преисподней, Ченнинг Татум становится рабом-мазохистом в секте каннибалов, а Джеймса Франко едят заживо за его идиотское самодовольство в любых ситуациях.
9 «Наполеон Динамит» (2004)
Комедии нового времени нередко демонстрируют героев не от мира сего («Леди Берд», «Я, Эрл и умирающая девушка», любые фильмы Уэса Андерсона), но «Наполеон Динамит» возводит этот типаж в абсолют.
Если в «Торе. Рагнареке» любой персонаж — комик-релиф, то здесь любой персонаж — чудак со своими тараканами и бабочками. И каждое из этих насекомых прекрасно по-своему.
8 «Луковые новости» (2008)
Набор скетчей от редакторов сатирической газеты фейк-новостей The Onion, объединенный центральной историей в духе классической «Телесети», оказался обделен вниманием критиков и зрителей, но получит заслуженное признание в нашем рейтинге.
Здесь практически нет несмешных моментов и пародируются все возможные аспекты американской жизни — от попыток влиять на статистику до нелепости расовых стереотипов и от лицемерия поп-музыки до «вдохновляющих» телеисторий о людях с ограниченными возможностями. Отдельной строкой надо отметить новобранца российского МИДа Стивена Сигала в своей, пожалуй, лучшей роли — экшн-героя Яйцебоя.
7 «Типа крутые легавые» (2007)
И еще одна часть трилогии «Корнетто», абсурдно-детективная история о маленьком британском городке, идеальном снаружи и прогнившем изнутри.
Отправленный сюда практически в ссылку герой-полицейский в исполнении Саймона Пегга отчаянно пытается доказать, что череда смертей в городе — не случайность, а дело рук маньяка, но все оказывается сложнее, чем он мог предположить. Фильм наполнен таким количеством аллюзий и пародий, что его можно назвать «Кунг Фьюри» от мира полицейских боевиков.
6 «Залечь на дно в Брюгге» (2008)
Да, формально «Брюгге» — скорее трагикомедия, и меланхоличных эпизодов здесь едва ли не больше, чем забавных (какой уж тут смех, если главная проблема киллера-протагониста — чувство вины за убийство ребенка).
Но сделана она с такой любовью, психологизмом и глубинным пониманием комичности жизни как таковой, что не поставить ее на одну из высших строчек было бы преступлением.
5 «Идиократия» (2006)
Создатель «Бивиса и Баттхеда» Майк Джадж представил свой вариант антиутопии — мира, где царит не тоталитарный контроль, как в «1984», и не агрессивная анархия, как в «Безумном Максе», а полный и беспросветный идиотизм, похлеще, чем у Олдоса Хаксли.
Фильм развивает идею о том, что в обществе слепцов даже одноглазый — король, только на этот раз в формате «в обществе идиотов даже парень средних способностей выглядит гением», и наполнен абсурдными вариациями государственных институтов — суда, парламента, выборов, СМИ, многие из которых не кажутся такими уж далекими от реальности, особенно в России.
4 «Скотт Пилигрим против всех» (2010)
И снова Эдгар Райт, абсолютный лидер нашего списка по количеству представленных проектов. Экранизация комикса про обычного парня, который не может разобраться в себе, влюбляется в недоступную девушку и сражается с целым отрядом ее «злых бывших».
В этом фильме прекрасно все: сам Скотт Пилигрим, гей-перформанс Кирана Калкина, будущий Капитан Америка в роли суперзвезды боевиков и, разумеется, множество инноваций Райта в визуальной комедии, в частности, многочисленные стилизации под видеоигру.
3 «Отряд Америка: всемирная полиция» (2004)
Трею Паркеру и Мэтту Стоуну не так часто удавались проекты за пределами их магнума опуса — «Южного парка». «Каннибал. Мюзикл» и «Капитан Оргазмо» — вещи забавные, но не более того, а над унылостью «Бейскетбола» шутили даже сами создатели. Но «Отряд Америка» нарушил эту неприятную тенденцию, доказав, что не одними Картманом и Кенни живут великие комики.
Ну в каком еще кукольном мультфильме можно увидеть разрушение Парижа американским спецназом, акт любовной копрофилии и жестокий расстрел знаменитостей, включая Мэтта Дэймона, почему-то способного выговаривать только свое имя?
2 «Реальные упыри» (2014)
Фильм, доказавший богоизбранность новозеландского режиссера Тайки Вайтити.
Изящное и очаровательное мокьюментари о компании кровососов, каждый из которых — ходячий стереотип одного из поджанров вампирского кино. Здесь есть пародии и на графа Орлока, и на романтического Дракулу, и на современных «крутых» вурдалаков из «От заката до рассвета», а типичные для жанра сцены — выбора жертв, кормежки, борьбы с охотниками — показаны как суровые и безрадостные будни, что само по себе уморительно.
1 «Борат» (2006)
Расставить 40 с лишним картин по ранжиру было непросто, но по поводу первого номера у нас сомнений не возникало. «Борат» — самая необычная, смелая и бескомпромиссная препарация американской жизни за последние десятилетия, ставшая культовой, породившая множество подражаний и едва ли не целую субкультуру. Монокупальник Бората в какой-то момент стал хитом Хэллоуинов, а слова «нраицца» и «не очень» вызывали смех без дополнительных подобъяснений.
Причины успеха были столь же просты, сколь и гениальны — доведенные до абсурда стереотипы о других народах (формально о Казахстане, но эта страна была выбрана скорее как символ чего-то принципиально неизвестного в США), столкнувшись с реальными людьми, неизменно открывали в последних новые глубины, как прекрасные, так и чудовищные. А перформанс Саши Барона Коэна, не выходившего из роли, какой бы опасной, смешной или сумасшедшей ни была ситуация, заслуживает отдельного почетного «Оскара».
Почетные упоминания
Просто хорошие фильмы, где юмористическая составляющая есть, но не является основной, или комедии, немного не дотянувшие до попадания в наш список.
«Прочь», «Бесславные ублюдки», «Джанго Освобожденный», «Тони Эрдманн», «Амели», «Королевство полной Луны», «Бойфренд из будущего», «Каждому свое», «Трасса 60», «Не шутите с Зоханом», «Бивень», «Любовь, сбивающая с ног», «Славные парни», «Серьезный человек», «Пустота», «Удача Логана», «Добро пожаловать в Зомбилэнд», «Всегда говори «Да», «Брюс Всемогущий», «Игры джентльменов», «Охота на дикарей», «Призрачный мир», «Семейка Тененбаум», «Леди Берд», «Я, Эрл и умирающая девушка».
Также советуем посмотреть нашу подборку лучших фильмов с неожиданными концовками.
Попкорн для всех: топ-20 лучших американских комедий XXI века
По просьбе «Афиши Daily» Алиса Таежная составила рейтинг любимых американских комедий для расслабленного просмотра на каникулах. Все самое-самое, что вышло после 2000 года, — проверенные, прямолинейные и оттого еще более дорогие сердцу хиты.
«Солдаты неудачи» / («Tropic Thunder»), реж. Бен Стиллер, 2008
Несдержанная сатирическая комедия о том, как актерская команда пытается выжить после несложившихся съемок великого кино о великой войне. Мемуары из Вьетнама «Тропическая гроза» превращаются в фильм, который поручено экранизировать не замолкающему режиссеру (Стив Куган) с актерами смешанных мотиваций. Первый (Бен Стиллер) снимается в не выдерживающих никакой критики франшизах и воспринимает это кино как пространство для актерских подвигов и саморазвития. Второй (Джек Блэк) нагло торчит. Третий (Роберт Дауни-младший) получил пять «Оскаров» и не боится уже ничего. Команда оказывается в центре Золотого треугольника — заповеднике наркотрафика с собственной армией с совсем не игрушечными ружьями. После того как режиссер подрывается на мине, съемочную группу убеждают, что съемки продолжаются, а все происходящее — эксперимент герилья-кинематографа и надо обязательно довести дело до конца. В «Солдатах неудачи» полно стеба над кино о Вьетнаме, крошатся амбиции «Апокалипсиса сегодня», «Взвода» и «Охотника на оленей». Восхитительный бонус — фейковые трейлеры и реклама перед фильмом, где показаны все подвиги и регалии участников «Тропической грозы»: безмозглый многосерийник про апокалипсис или церковная драма с настроением «Горбатой горы».
«Добро пожаловать в Зомбиленд» («Zombieland»), реж. Рубен Флейшер, 2009
Отличная зомби-комедия конца нулевых, появившаяся после суперуспешной британской пародии «Зомби по имени Шон». Четверо выживших после зомби-апокалипсиса путешествуют и сражаются вместе, стремясь не сближаться, и называют друг друга по имени американских городов, из которых они родом, — по идее, это должно сократить привязанность к тому, кого могут съесть в любой момент. Всегда готовый к схватке карикатурный Таллахаси (Вуди Харрельсон почти как в «Прирожденных убийцах») съел собаку на том, как обезвредить потерявших человеческий облик каннибалов: он идеально рассчитывает скорость их бега и место удара и не боится крови. Коламбус (Джесси Айзенберг с блуждающим взглядом) пытается найти родителей среди выживших, но отлично понимает, что шансы невысоки. Предприимчивые сестры Вичита и Литл Рок (Эмма Стоун и Абигейл Бреслин) мечтают добраться к Тихому океану, куда зомби, кажется, еще не добежали. Развлечение в самом лучшем и безобидном смысле этого слова, «Добро пожаловать в Зомбиленд» смешивает настроение «Маленькой мисс Счастье» с кровавыми зомби-погонями, а сливки на этом торте — внезапное камео Билла Мюррея в роли самого себя вдали от обезумевшей толпы в особняке Беверли-Хиллз.
«Дрянные девчонки» («Mean Girls»), реж. Марк Уотерс, 2004
Подростковый мир, хочется нам этого или нет, часто крутится вокруг королев улья и их подражательниц — именно о них фильм по сценарию Тины Фей с главной до сих пор (так уж получилось) ролью Линдсей Лохан. Героиня Кэди вернулась из Африки, где была на домашнем обучении, пока родители-зоологи разбирались с иерархией в саванне: она не могла и представить, что американская средняя школа опаснее джунглей, а невидимые правила надо выполнять неукоснительно. Ей хочется дружить с остроумным геем и маргинальной фантазеркой, но престижнее общаться с кликой альфа-самки (Рейчел МакАдамс) и двух ее подпевал (в одной из ролей — восхитительная Аманда Сейфрид), а также соблюдать главные правила: 1) в пятницу — в розовом; 2) никогда не встречаться с бывшими друг друга. Помимо наблюдений о категоричном и не очень гостеприимном пубертатном мире здесь есть идеи потрясающих костюмов на Хеллоуин, рождественский танец, которому позавидовали бы в «Реальной любви», и очень верные замечания о том, как выходить из токсичных отношений без ущерба для себя. Умный и толковый фильм о девичьей дружбе, притворяющийся фотороманом в журнале Cool Girl.
«Ранго» («Rango»), реж. Гор Вербински, 2011
Захватывающий и отлично нарисованный мультфильм-вестерн, передающий жару и пыль американской пустыни так, что пересыхает в горле. Хамелеон в симпатичной гавайской рубашке (его озвучивает Джонни Депп, а рубашка один в один — как у героя Хантера Томпсона в «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе») выпадает из багажника хозяина посреди пустыни Мохаве. Домашнему животному нужно приспособиться к окружающей среде, а главное — не стать добычей хищников и враждебных хозяев неведомого городка с названием Грязь. В Грязи живут десятилетиями, сберегая воду, а скорая засуха оставляет население на грани вымирания. В истории не обошлось без воровства и местной мафии: безвластие и коррупция делают Грязь легко управляемым городком, а его жителей — объектом для политических манипуляций. Ранго, то борющийся в пафосных традициях «Американской семерки», то спокойный как «Мертвец» Джармуша, напоминает лучших героев Форда и Пекинпа и может стать тем героем, с которым окунуться в историю жанра «один против всех» в американской пустыне окажется не так скучно.
«Всегда говори «Да» («Yes Man»), реж. Пейтон Рид, 2008
Работа не оставила Карлу (Джим Керри) шансов быть другим человеком: он так часто вынужден отклонять запросы на кредиты в банке, что окончательно перестал искать в жизни возможности, а не отговорки. После посещения НЛП-семинара о пользе говорить да каждому новому шансу в жизни Карл, как выясняется, вынужден жестоко расплачиваться за каждый отказ. Теперь его ждут сайты ближневосточных жен, активное общение с людьми, необходимость выдавать деньги каждому встречному, а еще — замечательная девушка на мотоцикле (Зои Дешанель), которая поет в группе для десяти человек и ведет курсы фотографии на бегу. Джим Кэрри создан для роли человека, который из депрессивного героя «Вечного сияния чистого разума» переходит в маниакальную фазу и перестает с подозрением относиться к новому опыту. Будет ли это корейский язык, уроки игры на гитаре или роль шафера на свадьбе лучшего друга, он будет браться за все, воплощая известное выражение о том, что жизнь — это то, что происходит, когда мы строим другие планы. Джим Кэрри действительно неподражаемо корчит рожи, рассказывает про бессонную ночь под Red Bull и придумывает лучшие свидания. Вдобавок к нему — несколько отличных песен в исполнении Дешанель в рыболовной сети или костюме фламинго.
«Люблю тебя, чувак» («I Love You, Man»), реж. Джон Гамбург, 2009
Броманс-комедия о том, как трудно подружиться, когда тебе уже не 20, — с идеальным дуэтом Пола Радда и Джейсона Сигела. Главный герой — Питер — женится на девушке мечты, но у него не просто нет шафера для свадьбы: вокруг него никогда не было ни одного близкого человека мужского пола. Даже собственный отец предпочитает дружить с его младшим братом, коллеги на работе дежурно и односложно поздравляют с помолвкой, а подружки будущей жены советуют остерегаться парня без собственной жизни. И тут появляется он — не убирающий за собакой, любитель поесть на ночь и часами играть на гитаре в гараже, меломан и одиночка, которому, кажется, тоже не так-то просто находить новых знакомых. Честный и очень смешной фильм о том, как сужается круг знакомых и друзей после определенного возраста и почему первая влюбленность в друга не сильно отличается от свежего чувства к только что встреченной девушке или парню. «Люблю тебя, чувак» — о радости сближения.
«Телеведущий: Легенда о Роне Бургунди» («Anchorman: The Legend of Ron Burgundy»), реж. Адам МакКей, 2004
«Телесеть» без Люмета. Комедия о правилах жизни и мачизме американского телевидения 70-х: высокие укладки, яркие пиджаки, причесанные усы и глубокая уверенность в том, что женщинам нечего делать в кадре, особенно в такой серьезной передаче, как новости штата. Телеведущий Рон Бургунди (Уилл Феррелл) работает на канале в Сан-Диего в компании друзей детства — внезапно его соведущей в прямом эфире должна стать не просто женщина (Кристина Эпплгейт), а женщина, которая дала ему от ворот поворот. Пока эти двое будут конкурировать, выяснять отношения и устраивать друг другу подставы в прямом эфире, телеканал будет менять взгляд на женщин, которым теперь позволено не только комментировать кулинарные шоу. «Телеведущего» не снял Пол Томас Андерсон (а если бы снял — получился бы первый «Врожденный порок»), зато за время продакшена туда вступили лучшие комедийные силы поколения — от Стива Кэрелла до Дэнни Трехо. Вишенка на торте — сцена в зоопарке, но смотреть ее (как и все происходящее тут) обязательно на английском языке с субтитрами: дубляж, к сожалению, зажевал самые смешные интонации и шутки.
«Мисс Переполох» («Sheʼs Funny That Way»), реж. Питер Богданович, 2014
Умная комедия о вроде бы глупенькой актриске — старомодная и увлекательная — снята известнейшим и уже пожилым Питером Богдановичем («Бумажная луна» и «Последний киносеанс») и имеет похожую интонацию с «Сенсацией» Вуди Аллена: интеллектуал пожарил нам попкорн. Имоджен Путс играет начинающую актрису из Бруклина, которая зарабатывает по вечерам эскортом. Ее заказывает гастролирующий режиссер (Оуэн Уилсон), изменяющий жене с крошками из модельного агентства, и после секса дарит каждой 30 тысяч долларов за обещание никогда больше не возвращаться на панель. Оказывается, Нью-Йорк переполнен выбившимися в люди бывшими эскорт-работницами, поэтому режиссер будет их встречать на каждом шагу. Стоит ли говорить, что на следующий день после секса героиня Имоджен Путс окажется на пробах у того же режиссера, — начнется невообразимое. В истории также появится его жена-актриса, крутившая интрижку с напарником, драматург, психоаналитик и даже немецкая овчарка с Квентином Тарантино. Питер Богданович отлично знает устройство комедии положений и собирает сценарий из ожидаемых, но от этого ничуть не обидных поворотов из истории лучших романтических комедий. А в конце нас ждет шутка про белку с орехами из фильма Эрнста Любича: пример того, сколько абсурдных и изумительных сокровищ спрятано в старом и для большинства забытом кино.
«Знакомство с родителями» («Meet the Parents»), реж. Джей Роуч, 2000
Вечное противостояние Бернсов и Факеров — в горькой комедии о том, почему показать вторую половину родителям и получить их одобрение — такая травма. Пэм — обычная воспитательница из детского сада, которой делает предложение медбрат Грег. Будучи девушкой консервативного воспитания, она вспоминает, что ей нужно благословение родителей, особенно отца, который до сих пор является для Пэм авторитетом. Джек Бернс работал в спецслужбах, но новым знакомым рассказывает, что занимается ботаникой: у него болит шея от постоянного напряжения, его кот смывает за собой в туалете, сам он республиканец и патриот. Близится свадьба сестры Пэм, и конфликт усиливается с каждым днем — нужно очень много врать, чтобы понравиться бесподобному мистеру Бернсу. Комедия о зависимости от мнения родителей, самостоятельных шагах и отчаянном желании вписаться в мир непохожих людей — даже спустя 16 лет очень точный фильм о патриархальной семье и о том, как договориться с альфа-самцом на поколение старше. Бен Стиллер против Роберта Де Ниро — это идеальный поединок.
«Полный расколбас» («Sausage Party»), реж. Грег Тирнан и Конрад Вернон, 2016
История приобретенного атеизма после религиозного ослепления — в мультфильме для взрослых с говорящими сосисками, булочками для хот-дога, поющими бутылками и кричащей картошкой. Еда из супермаркета идеализирует жизнь после полок в магазине, что немудрено: дальше ценников они ничего не видели. Продукты совершенно уверены, что на кухне людей им уготована вечная жизнь в служении, а быть выбранными для человека — вершина их жизненного цикла. Всем фанатам стоунер-комедий «Ананасовый экспресс» и «Конец света 2013» — здесь замечены все те же. Это совершенно отвязный (на редкость уместное именно в этом случае слово) мультфильм, дающий пинка пуританству в мейнстриме. Здесь много секса, ужасно много непристойных шуток и откровений по накурке, а еще больше — историй частного прозрения о том, что светлого будущего на том свете нет и лучше предаться удовольствиям прямо сейчас. Тот редкий случай, когда мультфильм замечательно переведен на русский: когда полка немецких продуктов поет про «истребление жиров», в солнечном сплетении все сжимается от резвого святотатства.
«Мальчишник в Вегасе» («The Hangover»), реж. Тодд Филлипс, 2009
Главная комедия нулевых о веселье с последствиями — история подвигов четверых друзей в Лас-Вегасе: известная американская традиция предпраздничного отрыва поворачивается к участникам задом. На выходе имеются тигр в номере, пропавшая машина, птица, новорожденный, выбитый зуб и бесследно исчезнувший жених. От полицейского участка — к церкви, от стриптизерши — к драгдилеру, мы увидим казино «Цезарь», Майка Тайсона, китайского гангстера и все, что случилось ночью накануне, — в виде фотографий на титрах. Но фильм не только история о слишком шумной вечеринке, но и о скрепляющем опыте совместных дружеских приключений, которые вытаскивают героев из их предсказуемой жизни и дают отношениям новый драйв. И совершенно очевидная химия между Брэдли Купером, Эдом Хелмсом и Заком Галифианакисом помогла сбыться двум следующим частям, которые, правда, и на несколько шагов не приблизились к оригиналу.