бетховен посвятил наполеону какую симфонию
Бетховен посвятил наполеону какую симфонию
Ð Created using Figma
Vector Created using Figma Перемотка Created using Figma
Книги Created using Figma С Created using Figma Component 3 Created using Figma Ok Created using Figma Ok Created using Figma Ok Закрыть Created using Figma Закрыть Created using Figma Rectangle Created using Figma
Group Created using Figma
Vector Created using Figma Vector Created using Figma ��� ������� Created using Figma Eye 2 Created using Figma facebook Created using Figma Vector Created using Figma Rectangle Created using Figma facebook Created using Figma Group Created using Figma
Rectangle Created using Figma
Rectangle Created using Figma
На полный экран Created using Figma
google Created using Figma
И Created using Figma Ð˜Ð´ÐµÑ Created using Figma Vector Created using Figma
Стрелка Created using Figma Group Created using Figma
Login Created using Figma logo_black Created using Figma
Logout Created using Figma
Mail.ru Created using Figma Маркер юнита Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Развернуть лекцию Created using Figma
Громкость (выкл) Created using Figma Стрелка Created using Figma odnoklassniki Created using Figma Ð Created using Figma
Пауза Created using Figma Пауза Created using Figma
Rectangle Created using Figma Rectangle Created using Figma Плей Created using Figma
Доп эпизоды Created using Figma
Vector Created using Figma Vector Created using Figma
rss Created using Figma Свернуть экран Created using Figma Component Created using Figma Стрелка Created using Figma ШÑринг Created using Figma
Громкость Created using Figma
СкороÑть Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸Ð³Ñ€Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Created using Figma
telegram Created using Figma
twitter Created using Figma
Created using Figma
И Created using Figma
vk Created using Figma vk Created using Figma Я Created using Figma
Яндекс Created using Figma youtube Created using Figma
«Героическая симфония» (Симфония №3 Es-dur, Op. 55)
Приступая к наброскам «Героической», Бетховен признавался: «Я не вполне доволен своими прежними работами, отныне хочу избрать новый путь».
Berliner Philharmoniker, Herbert von Karajan
Orchestre National de France, дирижер Kurt Masur Beethoven Festival, Bonn, 2008
дир. Дж. Гардинер, дополнение к фильму Eroica, 2003, BBC)
История создания
Он нашел радость в своем искусстве, воплотив величественный замысел Третьей симфонии — не похожей ни на одну из существовавших до тех пор. «Она является каким-то чудом даже среди произведений Бетховена, — пишет Р. Роллан. — Если в своем последующем творчестве он и двинулся дальше, то сразу он никогда не делал столь большого шага. Эта симфония являет собою один из великих дней музыки. Она открывает собою эру».
Великий замысел созревал исподволь, в течение многих лет. По свидетельству друзей, первую мысль о ней заронил французский генерал, герой многих битв Ж. Б. Бернадотт, прибывший в Вену в феврале 1798 года послом революционной Франции. Под впечатлением смерти английского генерала Ральфа Аберкомби, скончавшегося от ран, полученных в битве с французами при Александрии (21 марта 1801 года), Бетховен набросал первый фрагмент траурного марша. А тема финала, возникшая, возможно, до 1795 года, в седьмом из 12 контрдансов для оркестра, была затем использована еще дважды — в балете «Творения Прометея» и в фортепианных вариациях ор. 35.
Как и все симфонии Бетховена, за исключением Восьмой, Третья имела посвящение, впрочем, тотчас уничтоженное. Вот как вспоминал об этом его ученик1: «Как я, так и другие его ближайшие друзья часто видели эту симфонию переписанной в партитуре у него на столе; наверху, на заглавном листе, стояло слово „Буонапарте“, а внизу „Луиджи ван Бетховен“ и ни слова больше… Я был первым, принесшим ему известие, что Бонапарт объявил себя императором. Бетховен пришел в ярость и воскликнул: „Этот тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!“ Бетховен подошел к столу, схватил заглавный лист, разорвал его сверху донизу и швырнул на пол». А в первом издании оркестровых голосов симфонии (Вена, октябрь 1806) посвящение на итальянском языке гласило: «Героическая симфония, сочиненная, чтобы почтить память одного великого человека, и посвященная его светлейшему высочеству князю Лобковицу Луиджи ван Бетховеном, ор. 55, № III».
Предположительно впервые симфония прозвучала в имении князя Ф. И. Лобковица, известного венского мецената, летом 1804 года, тогда как первое публичное исполнение состоялось 7 апреля следующего года в столичном театре «Ан дер Вин». Симфония успеха не имела. Как писала одна из венских газет, «публика и господин ван Бетховен, который выступал в качестве дирижера, остались в этот вечер недовольны друг другом. Для публики симфония слишком длинна и трудна, а Бетховен слишком невежлив, потому что не удостоил аплодирующую часть публики даже поклоном, — напротив, он счел успех недостаточным». Один из слушателей крикнул с галерки: «Дам крейцер, чтобы все это кончилось!» Правда, как иронически объяснял тот же рецензент, близкие друзья композитора утверждали, что «симфония не понравилась лишь потому, что публика недостаточно образована в художественном отношении, чтобы понять столь высокую красоту, и что через тысячу лет она (симфония), однако, окажет свое действие». Чуть ли не все современники жаловались на неимоверную длину Третьей симфонии, выдвигая в качестве критерия для подражания Первую и Вторую, на что композитор мрачно посулил: «Когда я напишу симфонию, длящуюся целый час, то Героическая покажется короткой» (она идет 52 минуты). Ибо он любил ее больше всех своих симфоний.
Музыка
По словам Роллана, первая часть, возможно, «была задумана Бетховеном как своего рода портрет Наполеона, разумеется, совсем непохожего на оригинал, но такого, каким его рисовало воображение и каким он хотел бы видеть Наполеона в действительности, то есть как гения революции». Это колоссальное сонатное аллегро открывают два мощных аккорда всего оркестра, в котором Бетховен использовал три, а не две, как обычно, валторны. Главная тема, порученная виолончелям, очерчивает мажорное трезвучие — и внезапно останавливается на чужеродном, диссонирующем звуке, но, преодолев препятствие, продолжает свое героическое развитие. Экспозиция многотемна, наряду с героическими возникают светлые лирические образы: в ласковых репликах связующей партии; в сопоставлении мажора — минора, деревянных — струнных побочной; в начинающемся здесь же, в экспозиции, мотивном развитии. Но особенно ярко развитие, столкновения, борьба воплощены в разработке, впервые разрастающейся до грандиозных размеров: если в двух первых симфониях Бетховена, подобно моцартовским, разработка не превышает двух третей экспозиции, то здесь пропорции прямо противоположные. Как образно пишет Роллан, «речь идет о музыкальном Аустерлице, о завоевании империи. Империя Бетховена длилась дольше, чем империя Наполеона. Потому и достижение ее потребовало больше времени, ибо он в себе сочетал и императора и армию… Со времен Героической эта часть служит местопребыванием гения». В центре разработки — новая тема, непохожая ни на одну из тем экспозиции: в строгом хоральном звучании, в предельно отдаленной, к тому же минорной тональности. Поразительно начало репризы: резко диссонирующее, с наложением функций доминанты и тоники, оно воспринималось современниками как фальшь, ошибка не вовремя вступившего валторниста (именно он на фоне затаенного тремоло скрипок интонирует мотив главной партии). Подобно разработке разрастается кода, игравшая прежде незначительную роль: теперь она становится второй разработкой.
Скерцо третьей части появилось не сразу: первоначально композитор задумал менуэт и довел его до трио. Но, как образно пишет Роллан, изучавший тетрадь бетховенских эскизов, «здесь перо его отскакивает… Под стол менуэт и его размеренную грацию! Гениальное кипение скерцо найдено!» Каких только ассоциаций не рождала эта музыка! Одни исследователи видели в ней воскрешение античной традиции — игры на могиле героя. Другие, наоборот, предвестие романтизма — воздушный хоровод эльфов, наподобие созданного сорок лет спустя скерцо из музыки Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Контрастная в образном плане, тематически третья часть тесно связана с предшествующими — слышны те же мажорные трезвучные зовы, что и в главной партии первой части, и в светлом эпизоде траурного марша. Трио скерцо открывается зовами трех солирующих валторн, рождающих ощущение романтики леса.
Финал симфонии, который русский критик А. Н. Серов сравнивал с «праздником мира», полон победного ликования. Открывают его размашистые пассажи и мощные аккорды всего оркестра, словно призывающие к вниманию. Оно сосредоточено на загадочной теме, звучащей в унисон у струнных пиццикато. Струнная группа начинает неторопливое варьирование, полифоническое и ритмическое, как вдруг тема уходит в басы, и выясняется, что основная тема финала — совсем иная: певучий контрданс, исполняемый деревянными духовыми. Именно эта мелодия была написана Бетховеном почти десять лет назад с чисто прикладной целью — для бала художников. Тот же контрданс танцевали и только что одушевленные титаном Прометеем люди в финале балета «Творения Прометея». В симфонии тема изобретательно варьируется, изменяя тональность, темп, ритм, оркестровые краски и даже направление движения (тема в обращении), сопоставляется то с полифонически развиваемой начальной темой, то с новой — в венгерском стиле, героической, минорной, с использованием полифонического приема двойного контрапункта. Как писал с некоторым недоумением один из первых немецких рецензентов, «финал длинен, слишком длинен; искусен, очень искусен. Многие его достоинства несколько скрыты; кое-что странно и остро…» В головокружительно быстрой коде вновь звучат раскатистые пассажи, открывавшие финал. Мощные аккорды tutti завершают праздник победным ликованием.
В Венском обществе любителей музыки сохранилась авторизованная копия Третьей, Героической, симфонии, датированная августом 1804 года (Наполеон был провозглашён императором 18 мая 1804 года). На копии партитуры симфонии значится: «Написана в честь Бонапарта». Тем самым разрушается красивая легенда о разгневанном композиторе — противнике всякой королевской власти, якобы снявшем посвящение Наполеону Бонапарту, когда узнал, что Наполеон объявил себя императором. В действительности Бетховен просто собирался на гастроли в Париж. После того как поездка сорвалась, Наполеон Бонапарт больше не интересовал композитора.
Два года спустя в первом издании 1806 г. Третья симфония (бывшая симфония «Буонапарте») получила закрепившееся за ней название «Героическая» и была посвящена князю Францу Йозефу Максимилиану фон Лобковицу.
Приступая к наброскам «Героической», Бетховен признавался:»Я не вполне доволен своими прежними работами, отныне хочу избрать новый путь».
Ново было «орлиное allegro» (А. Серов) с его исполинскими масштабами, многообразием музыкальных тем, громадными размерами разработки, величием основной идеи.
По-новому захватывал вихрь стремительного героического скерцо, окончательно отбросившего путы менуэтного этикета.
Наконец, совершенно новыми предстали финальные вариации на тему «Eroica»: здесь Бетховен преподает урок грядущим поколениям, показывая «из какого сора растут» гениальные музыкальные идеи. Бесхитростный танцевальный мотив контрданса, сочиненного десятью годами ранее (1795) для ежегодного бала художников, был уже положен композитором в основу заключительного номера балета «Творения Прометея» (1801). Спустя год (1802) контрданс стал темой фортепианных вариаций соч. 35.
В финале симфонии Бетховен подвергает тему ряду мастерских преобразований, «выращивая» из бытового танца величественный героический апофеоз.
Бетховен посвятил наполеону какую симфонию
Людвиг ван Бетховен Симфония №3 «Героическая»
Третья симфония Бетховена «Героическая» является одной из важнейших вех в музыкальном развитии от классического периода к эпохе романтизма. Произведение положило начало зрелому творческому пути композитора.
Историю создания Симфонии №3 Бетховена, имеющей название «Героическая», содержание и множество интересных фактов о произведении читайте на нашей странице.
История создания и премьеры
Сочинение третьей симфонии Людвигом ван Бетховеном началось сразу после окончания второго симфонического произведения в тональности ре мажор. Тем не менее, многие известные зарубежные исследователи считают, что ее написание началось задолго до премьеры второй симфонии. Для данного суждения есть видимые доказательства. Так, темы, используемые в 4 части, заимствованы из 7 номера в цикле «12 контрдансов для оркестра».
Сборник был издан в 1801 году, а сочинение третьего по счету крупного симфонического произведения началось в 1804 году. 3 первых части имеют заметное сходство с темами из 35 опуса, которые включает в себя большое количество вариаций. Две страницы первой части заимствованы из «Виельгорского Альбома», сочиненного в 1802 году. Многие музыковеды также отмечают заметное сходство первой части с увертюрой к опере «Бастьен и Бастьена» В.А. Моцарта . При этом мнения, касающиеся плагиата на данный счет, различны. Кто-то говорит, что это случайное сходство, а кто-то, что Людвиг намерено взял тему, слегка ее видоизменив.
Когда друг Бетховена сообщил ему о том, что состоялась церемония коронации Бонапарта, Людвиг пришел в настоящую ярость. Тогда он сказал, что после данного поступка его кумир упал до статуса простого смертного, думающего лишь о собственной выгоде, и утешая амбиции. В конце концов, все это приведет к тирании при правлении, уверенно заявил композитор. Со всей злости, музыкант разорвал первую страницу сочинения, на которой каллиграфическим почерком было написано посвящение.
Когда он пришел в себя, то восстановил первую страницу, написав на ней новое название «Героическая».
С осени 1803 до 1804 года Людвиг занимался созданием партитуры. Впервые слушатели смогли услышать новое творение автора через несколько месяцев после окончания в замке Айзенберг в Чехии. Премьера в столице классической музыки Вене состоялась 7 апреля 1805 года.
Примечательно, что из-за того, что в концерте состоялась премьера еще одной симфонии другого композитора, то публика не смогла однозначно отреагировать на композицию. При этом большинство критиков высказали положительное мнение на симфоническое произведение.
Интересные факты
Содержание
Композиция представляет собой классический четырехчастный цикл, в котором каждая из частей играет определенную драматургическую роль:
Тональность произведения Es-dur. В среднем прослушивание всего произведения занимает от 40 до 57 минут, в зависимости от темпа, выбранного дирижером.
Первая часть, изначально, должна была прорисовывать образ Великого и непобедимого Наполеона, революционера. Но после Бетховен решил, что это будет музыкальное воплощение революционной мысли, грядущих перемен. Тональность основная, форма сонатное allegro.
Два мощных аккорда тутти открывают занавес и настраивают на героическое настроение. Бравурности предает трехдольный метр. Экспозиция включает в себя множество различных по тематическому складу тем. Так патетика сменяется нежными и светлыми образами, преобладающими в экспозиции. Подобный композиционный прием позволяет выделить кульминационный раздел в разработке, в котором и происходит борьба. В центре используется новая тема. Кода разрастается и принимается многими музыковедами, как вторая разработка.
Вторая часть – скорбь, выраженная в жанре похоронного марша. Вечная слава тем, кто боролся за справедливость и не вернулся домой. Музыка части является памятником искусства. Форма произведения трехчастная репризная с трио в середине. Тональность параллельный минор, дает все средства для выражения печали и грусти. Реприза разворачивает для слушателя новые варианты первоначальной темы.
Третья часть – скерцо, в котором прослеживаются явные черты менуэта , например, трехдольный размер. Одним из главных солирующих инструментов можно назвать валторну . Часть написана в основной тональности.
Финал – это настоящий пир в честь победителя. Мощность и размашистость аккордов с первых тактов захватывают внимание слушателя. Тема части солирует у струнных пиццикато, что добавляет ей загадочной и приглушенности. Композитор мастерски варьирует материал, изменяя его, как ритмически, так и при помощи полифонических приемов. Подобное развитие настраивает слушателя для восприятия новой темы – контрданса. Именно эта тема подвергается дальнейшему развитию. Аккорды тутти являются логичным и мощным завершением.
Музыка Симфонии №3 в кинематографе
Третья симфония Бетховена, безусловно, является яркой и запоминающейся музыкой. Это позволило многим современным кинорежиссерам и продюсерам использовать музыкальный материал в собственных работах. Стоит отметить, что композиция больше популярна в зарубежном кинематографе.
Симфония №3 «Героическая» – это настоящая патетика, прописанная нотами. В каждом такте чувствуется рука Бетховена . Именно с этого сочинения можно проследить уникальный, неповторимый стиль автора.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Людвиг ван Бетховен Симфония №3 «Героическая»
Симфония № 3 в E ♭ главным | |
---|---|
Sinfonia Eroica | |
от Людвига ван Бетховена | |
Симфония « Героическая», одно из самых знаменитых произведений композитора, представляет собой масштабное произведение, положившее начало новаторскому среднему периоду Бетховена. СОДЕРЖАНИЕПриборыФормаПроизведение состоит из четырех частей : В зависимости от дирижерского стиля и соблюдения повтора экспозиции в первой части продолжительность выступления составляет от 41 до 56 минут. I. Allegro con brioДирижер Кеннет Вудс отметил, что открывающая часть Eroica была вдохновлена и смоделирована по Симфонии № 39 Моцарта и имеет многие атрибуты той более ранней симфонии, которая предшествует этой симфонии на полтора десятилетия. ЭкспозицияАльтернативный анализ утверждает, что вторая тема начинается раньше в м. 45 с мотивом вниз. С этой точки зрения традиционная гармоническая последовательность экспозиции заканчивается на м. 82, с новой лирической темой на м. 83 начало расширения. Этот паттерн будет соответствовать паттерну, обнаруженному позже в процессе разработки, в котором кульминационный момент приводит к новой лирической теме, которая запускает расширенный раздел. Более того, тема нисходящего мотива (m. 45) значительно развивается в следующем разделе, в то время как лирическая тема (m. 83) не появляется. Комментаторы также заметили, что форма сонаты и переходы оркестровки будут полностью сохранены, если вырезать вторую половину экспозиции (т. 83–143). Однако другие заметили, что форма и оркестровка также были бы полностью сохранены, если бы вместо этого были вырезаны второй и третий переходные проходы (мм. 57–82), в соответствии с традиционным анализом. РазработкаВместо того, чтобы вести к перепросмотру на этом этапе, вместо этого вводится новая тема ми минор (мм. 284). Это в конечном итоге приводит к почти двукратному увеличению длины разработки, пропорционально экспозиции.
Резюме и кодКак и ожидалось, перепросмотр начинается с тоники ми мажор, но затем вначале происходит внезапный переход к фа мажору, прежде чем в конечном итоге вернуться к более типичной форме. Движение завершается длинной кодой, которая вновь представляет новую тему, впервые представленную в разделе разработки. II. Marcia funebre. Адажио АссайЧетвертая часть представляет собой набор из десяти вариаций на тему. Это длится от 10 до 14 минут. Эта тема ранее использовалась Бетховеном в более ранних композициях и, возможно, также является основой для первых трех частей симфонии (см. «Тематическое происхождение» ниже). Вариант 1: В первом варианте повторяется тема « арко », но вводится новый аккомпанемент. ( Ми-бемоль мажор ) Вариант 3: вводится новая мелодия, когда тема все еще звучит на басу. Краткий переходный отрывок приводит к: ( ми-бемоль мажор ) Вариация 7: Неполная вариация, которая начинается с простого пересказа первой половины темы до мажор перед почти немедленным переключением обратно в минорный режим, чтобы привести пьесу в: ИсторияБетховен начал сочинять третью симфонию вскоре после Симфонии № 2 ре мажор, Опуса 36 и завершил сочинение в начале 1804 года. Первое публичное исполнение Симфонии № 3 состоялось 7 апреля 1805 года в Вене. Тематические истокиПреданностьРанние выступления и отзывыФинал, в частности, подвергся критике за то, что он не оправдал обещаний более ранних движений. Один из первых рецензентов обнаружил, что «финал имеет большую ценность, и я далек от этого, но он не может избежать обвинений в большой причудливости». Другой согласился с тем, что «финал доставляет меньше удовольствия и что» артист часто хотел только поиграть со зрителем, не принимая во внимание его удовольствие, просто для того, чтобы развеять странное настроение и, в то же время, позволить себе искрится оригинальность ». Исчерпывающий обзор работы в ведущем музыкальном журнале сделал наблюдение, которое, возможно, все еще знакомо начинающим слушателям:« этот финал долгий, очень долгий; надуманный, очень надуманный; действительно, некоторые из [его] достоинств несколько скрыты. Они предполагают очень многое, если они хотят быть открытыми и получать удовольствие, как и должно быть, в самый момент их появления, а не в первый раз на бумаге после этого ». В обзоре лондонского спектакля 1827 г. перформанс «правильнее всего закончился траурным маршем, опуская другие части, которые совершенно не соответствуют общепризнанному замыслу композиции». Премьера симфонии состоялась в Лондоне 26 марта 1807 года в Театре Ковент-Гарден и 17 апреля 1810 года в Бостоне недавно основанным Бостонским филармоническим обществом. Оба спектакля получили довольно неоднозначные отзывы. Рукописи и изданияОригинал рукописи автографа не сохранился. Копия партитуры с рукописными пометками и комментариями Бетховена, в том числе знаменитым вычеркиванием посвящения Наполеону на титульной странице, находится в библиотеке Gesellschaft der Musikfreunde в Вене. Первое опубликованное издание (1806 г.) « Героической музыки» Бетховена выставлено в Лобковицком дворце в Праге. За последние десятилетия появилось несколько современных научных изданий, в том числе редактированные Джонатаном Дель Маром (издано Bärenreiter ), Питером Хаушильдом ( Breitkopf & Härtel ) и Bathia Churgin ( Henle ). ОценкаЗначимостьКритические мнения и фразыИспользовать как траурную музыкуБруно Вальтер исполнил всю симфонию в качестве памятного концерта дирижеру Артуро Тосканини в 1957 году.
|