бим технологии в проектировании с какого года в экспертизе
Обсуждение информационного моделирования при проектировании с 2022 года
Суть сего нормотворчества заключается в том, что ПП331 устанавливает обязательное применение инфомоделирования при проектировании гос объектов с 2022 г.(за исключением оборонки). Так что BIM грядет, но возникают вопросы по применению и воплощению требований и рекомендаций вышеуказанных документов. Хотелось бы послушать мнение сообщества по данной теме. Пока знакомлюсь с указанными документами и пытаюсь понять, чего хочет наше правительство от нас.
Методические рекомендации.pdf (986.3 Кб, 426 просмотров) | |
Постановление №331.pdf (46.2 Кб, 273 просмотров) | |
Постановление №1431.pdf (478.8 Кб, 293 просмотров) |
«В случае отсутствия файла цифровой информационной модели наружной сети, к которой подключается инженерная система здания, в ИМ соответствующей инженерной системы должна быть обеспечена ее целостность. Для этого необходимо создать специальный элемент заглушки «ПОДКЛЮЧЕНИЕ НС» с присвоенными ему параметрами.» |
Мне тут пишут коллеги (профи от ревит), что мосгосэкпертиза не принимает модель при наличии коллизий.
И что при лод400 коллизий может быть десятки тысяч.
При том, что вопрос оплаты оформления модели не решен.
А где тут про 3д-модель вообще?
В постановлении 1431 больше описывается некая информационная база с различной информацией и документами.
3д-модели в каком-нибудь условном ревите я там не нашёл во время беглого прочтения.
В прошлом году понятие «информационная модель объекта капитального строительства» определялось так:
«Информационная модель объекта капитального строительства (информационная модель) – совокупность цифровых информационных моделей и документов в электронной форме об объекте капитального строительства, формируемых на протяжении его жизненного цикла (при проведении инженерных изысканий, подготовке обоснования инвестиций, проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте и выводе из эксплуатации).»
https://www.abok.ru/for_spec/article. D0%B8%D0%B9%2C
Сейчас эта формулировка в силе, или ее как-то изменили?
Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam
Когда-то было «К 2000 году каждая советская семья будет жить в отдельной квартире или доме»! Тогда же была принята Государственная программа СССР «Жилье-2000». Развернулась пропаганда, песни, романы, планы, отчеты. Но ни хрена не вышло. По банальной причине «грошей нема». Хотя многие на этом нажились.
Конечно, хорошо бы жить в «информационно-моделированном мире». Даже лучше, чем при коммунизме. Вот только за чей счет банкет?
Так ясно написано «за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». А «бюджетная система», это не только государственный бюджет РФ, а, в основном, бюджеты областей, городов, районов и даже сельсоветов.
Конечно, руководители всех уровней будут кричать «Одобрямс! Очень верно придумано! Работа адовая будет сделана! Только грошей нема. Так дайте нам из госбюджета, а мы как только, так сразу. Только чтобы и проектантам хватило, и строителям, и эксплуатации. И тогда мы все осталное бросим, и сразу. «.
Если предположить, что такие документы всерьез начнут исполнять, то строительство по крайней мере бюджетных объектов будет остановлено. Потому что нет материально-технической базы, как когда-то ее не было для «построения коммунизма».
Хотя в «отдельно взятом городе», где власти «с жиру бесятся» проведут показательные учения.
Обсуждение информационного моделирования при проектировании с 2022 года
Суть сего нормотворчества заключается в том, что ПП331 устанавливает обязательное применение инфомоделирования при проектировании гос объектов с 2022 г.(за исключением оборонки). Так что BIM грядет, но возникают вопросы по применению и воплощению требований и рекомендаций вышеуказанных документов. Хотелось бы послушать мнение сообщества по данной теме. Пока знакомлюсь с указанными документами и пытаюсь понять, чего хочет наше правительство от нас.
Методические рекомендации.pdf (986.3 Кб, 426 просмотров) | |
Постановление №331.pdf (46.2 Кб, 273 просмотров) | |
Постановление №1431.pdf (478.8 Кб, 293 просмотров) |
«В случае отсутствия файла цифровой информационной модели наружной сети, к которой подключается инженерная система здания, в ИМ соответствующей инженерной системы должна быть обеспечена ее целостность. Для этого необходимо создать специальный элемент заглушки «ПОДКЛЮЧЕНИЕ НС» с присвоенными ему параметрами.» |
Мне тут пишут коллеги (профи от ревит), что мосгосэкпертиза не принимает модель при наличии коллизий.
И что при лод400 коллизий может быть десятки тысяч.
При том, что вопрос оплаты оформления модели не решен.
А где тут про 3д-модель вообще?
В постановлении 1431 больше описывается некая информационная база с различной информацией и документами.
3д-модели в каком-нибудь условном ревите я там не нашёл во время беглого прочтения.
В прошлом году понятие «информационная модель объекта капитального строительства» определялось так:
«Информационная модель объекта капитального строительства (информационная модель) – совокупность цифровых информационных моделей и документов в электронной форме об объекте капитального строительства, формируемых на протяжении его жизненного цикла (при проведении инженерных изысканий, подготовке обоснования инвестиций, проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте и выводе из эксплуатации).»
https://www.abok.ru/for_spec/article. D0%B8%D0%B9%2C
Сейчас эта формулировка в силе, или ее как-то изменили?
Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam
Когда-то было «К 2000 году каждая советская семья будет жить в отдельной квартире или доме»! Тогда же была принята Государственная программа СССР «Жилье-2000». Развернулась пропаганда, песни, романы, планы, отчеты. Но ни хрена не вышло. По банальной причине «грошей нема». Хотя многие на этом нажились.
Конечно, хорошо бы жить в «информационно-моделированном мире». Даже лучше, чем при коммунизме. Вот только за чей счет банкет?
Так ясно написано «за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». А «бюджетная система», это не только государственный бюджет РФ, а, в основном, бюджеты областей, городов, районов и даже сельсоветов.
Конечно, руководители всех уровней будут кричать «Одобрямс! Очень верно придумано! Работа адовая будет сделана! Только грошей нема. Так дайте нам из госбюджета, а мы как только, так сразу. Только чтобы и проектантам хватило, и строителям, и эксплуатации. И тогда мы все осталное бросим, и сразу. «.
Если предположить, что такие документы всерьез начнут исполнять, то строительство по крайней мере бюджетных объектов будет остановлено. Потому что нет материально-технической базы, как когда-то ее не было для «построения коммунизма».
Хотя в «отдельно взятом городе», где власти «с жиру бесятся» проведут показательные учения.
Принуждение к BIM
Инженеров-проектировщиков буквально тянут за уши и могучими пинками загоняют в светлое будущее, имя которому информационное моделирование
Учёные мужи, не щадя своих седалищ, проводят круглые столы, рассказывая, сколько пользы принесёт отрасли переход на цифровую парадигму. Чиновники корпят над очередными концепциями и программами развития. Околостроительные авантюристы, учуяв запах крупных денег, уже открывают свои конторки по торговле фантиками и готовятся к распилу финансового пирога, невиданного по своим размерам с момента создания строительного саморегулирования.
А чтобы несознательные граждане бодрее участвовали в новом движении, с 1 января 2022 года BIM-технологии на объектах госзаказа и вовсе объявлены обязательными. Этого требует постановление Правительства России № 331, которое касается всех зданий, строящихся с привлечением бюджетных средств, за исключением объектов обороны и безопасности. Считается, что использование информационных моделей даст мощный толчок развитию всего стройкомплекса!
Вроде бы, правильное решение – необходимость перехода на современные технологии назрела уже давно, разговор о нём идёт не первый год. Впервые понятие BIM появилось в Градостроительном кодексе РФ в 2019 году. В конце 2020 года был утверждён классификатор строительной информации. А ещё раньше, в 2017 году в Москве даже был реализован пилотный проект по строительству многоквартирного жилого дома при помощи информационного моделирования.
Аргументы сторонников скорейшего перехода на новую парадигму хорошо известны и убедительны. BIM предполагает отслеживание состояние объекта на протяжении всего жизненного цикла. Это способствует лучшему контролю за стоимостью строительства и обслуживания, улучшению качества работ, помогает снизить риски серьёзных ошибок и потерь при реализации масштабных проектов. Информационная модель представляет собой совокупность сведений, документов и материалов, которые собираются на всех этапах «жизни» объекта – от возведения и эксплуатации до реконструкции и сноса. Информация формируется в электронном формате. Сбором данных занимается застройщик, технический заказчик объекта или тот, кто отвечает за его эксплуатацию.
Разработанные нормативные документы регламентируют порядок формирования и ведения информационной модели, а также состав включаемых в неё сведений. На этапе строительства в модель включаются реквизиты выданных разрешений. На этапе эксплуатации – документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта. На этапе сноса – результаты обследования объекта. В общем, тут и экономия, и качество, и скорость разработки, и грамотное планирование и контроль на всём этапе жизненного цикла. Бери да внедряй!
Однако герои праздника, ГИПы, ГАПы и их коллективы, которые, вроде бы, должны больше всего радоваться заре новой проектной эры, сидят за праздничным столом не то, чтобы со скучающими, но с откровенно тревожными лицами. Опасения загоняемых в светлое цифровое будущее небеспочвенны.
Во-первых, BIM – это дорого. Очень дорого. Вспомним, например, небезызвестную инициативу омской СРО Ассоциация «Межрегиональный союз проектировщиков и архитекторов Сибири», которые предложили использовать займы из компфондов ОДО на интеграцию BIM. И привели трезвое обоснование расходов. По оценкам омичей, необходимое минимальное количество оснащённых рабочих мест проектировщиков составляет не менее 10-12-ти мест для одной организации. При этом ориентировочная стоимость одного рабочего места может составлять не менее 500 тысяч рублей. То есть, в целом по организации, затраты по внедрению BIM-технологий могут составить ориентировочно 5-6 миллионов рублей без учёта затрат на обучение персонала в течение двух-трёх месяцев.
Учитывая отсутствие оборотных средств в проектных организациях и нереальность получения кредитов банков из-за высоких процентных ставок, это означает полный уход малых и средних проектных организаций из конкурсов на проектирование бюджетных объектов. Кроме того, маловероятна готовность проектных организаций нести вышеуказанные затраты для получения доступа к торгам на проектирование бюджетных объектов, так как для окупаемости затрат по внедрению BIM-технологий требуется оформление годового контракта (контрактов) общей стоимостью не менее 60-ти миллионов рублей. Иными словами, BIM – это дорогое удовольствие, которое могут себе позволить крупные проектные институты, а значит, нас ждёт ещё один виток монополизации рынка госзаказа. Большой вопрос, насколько это будет способствовать более эффективному использованию средств.
Предложение омичей по использованию займов из КФ ОДО для внедрения BIM в итоге было принято, однако, зная, как охотно саморегуляторы делятся своими сокровищами с членами СРО, едва ли можно серьёзно рассчитывать на этот источник финансирования.
Во-вторых, существуют чисто технологические трудности. С учётом последних тенденций практически в любой отрасли требуют использования отечественного софта. В BIM такого требования пока нет, однако, кто знает, что через годик-другой придёт в светлые головушки министерских мужей? При всём уважении к российскому IT-сектору, в области строительного проектирования ему предстоит развиваться ещё очень долго, чтобы догнать западные аналоги.
Генеральный директор BIM Project Галина Лоевская высказала мнение, что участники не смогут без больших потерь перейти, например, с Revit на Renga:
Мы с коллегами разделяем мнение, что это невозможно. Всё идёт к тому, что проектировщики станут проектировать в удобных для себя программных продуктах, а потом через IFC-формат «перегонять» модель в Renga, чтобы сдать этот проект заказчику.
В итоге вместо реальной цифровизации получается показуха, когда проектировщики выполняют работу как им удобнее и привычнее, а потом оформляют так, как требуют чиновники.
В-третьих, проектировщиков тревожат требования, которые государство предъявляет сегодня к информационным моделям. По факту на этапе государственной экспертизы получается не стадия П, которая в классическом варианте составляла 40-60% от общего объёма проектирования, а все 80%. Фактически имеет место переход к одностадийному проектированию, однако ни дополнительного времени, ни дополнительных денег на это участники рынка сегодня не получают. И снова выходит неприятная ситуация, когда проектная документация служит только для того, чтобы получить разрешение на стройку, а сами работы выполняются «по месту».
В-четвёртых, отсутствует опыт интеграции BIM. Крупные и успешные проектные организации не торопятся делиться с конкурентами своим опытом, а государство до сих пор не создало банк решений, и не факт, что вообще собирается его создавать. С этой же проблемой связана и другая, а именно, сырость существующей нормативно-технической базы. Работа в этом направлении ведётся не первый год, а базовые документы до сих пор в стадии разработки. Чиновники успокаивает участников рынка: «Делайте, как считаете нужным, а будет неправильно – накажем».
С учётом всех этих факторов, немудрено, что многие ГИПы и ГАПы, а также топ-руководители проектных институтов средней руки видят в BIM не светлое будущее, а очередную головную боль. И очень крупную статью расходов, которые никогда не отобьются, зато отразятся на сметах контрактов.
А ведь на наших глазах уже произошла колоссальная революция в методах проектирования, связанная с внедрением САПР (или, что более привычно на иностранный манер – CAD). Методология была известна и хорошо разработана ещё в 80-х, но тогда про неё писали научные работы и статьи в популярных журналах. Внедрению в жизнь мешало объективное отсутствие материально-технической базы.
В 90-е в страну хлынул поток недорогих персоналок, которые быстро были опробованы и освоены инженерной братией. Российские ИТР быстро распробовали продукцию корпорации Autodesk, вначале пиратскую, потом лицензионную. Архивы бумажных чертежей бойко переводились в электронный вид, проектировщики осваивали LISP, писали собственные САПРы, формировали библиотеки типовых элементов и типовых проектов.
В ответ на запрос отрасли грянул бум разработки отечественного софты. Появились программные комплексы Lira, SCAD, APM WinMachine для расчёта металлоконструкций и фундаментов, программы DRRL, ПК АЭМО и CalkSZZ для радиотехнических расчётов, линейка софта от компании АСКОН для строителей и машиностроения.
В те годы Правительство России не слишком занималось насаждением новых технологий, в лучшем случае регулируя применение уже пришедших на рынок решений. Проектировщики, изыскатели и строители ставили компьютер с Автокадом вместо кульмана по той простой причине, что это действительно было выгодно, в разы ускоряя и упрощая разработку. Внедрение САПР проходило эволюционным путём. Может быть, и к лучшему, что отрасль могла в те годы развиваться сама, без пристального внимания федерального центра и настойчивых попыток осчастливить участников? Потому что происходящее сегодня зачастую слишком напоминает опыт коллективизации или индустриализации первых пятилеток: «Делайте так! Потом поймёте, почему это было надо».
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
BIM в законе
С 1 января 2022 года формирование и ведение информационной модели объекта капстроительства станет обязательным для заказчика, застройщика, техзаказчика и эксплуатирующей организации, если на этот объект выделены средства бюджетной системы РФ. Соответствующее постановление Правительства России № 331 от 5 марта 2021 года подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
Таким образом, технологии информационного моделирования (ТИМ) становятся безусловным требованием для всех объектов госзаказа — от федеральных до муниципальных, вне зависимости от их стоимости.
Настал момент такой
Опрошенные «Строительным Еженедельником» эксперты в целом поддерживают это решение Правительства. «Перевод бюджетных строек на использование ТИМ (думаю, что пора уже отказываться от обиходного зарубежного названия BIM в пользу термина, получившего официальный юридический статус в Градкодексе РФ) я считаю делом, безусловно, необходимым. Конечно, организационная планка поднята высоко, времени мало. Но если не ставить таких задач, то мы по-прежнему в смысле инновационных технологий будем плестись в хвосте, и слово «конкурентоспособность» применительно к строительной отрасли останется на бумаге. Широкое внедрение ТИМ, по сути, позволит нам сделать технологический рывок в этой сфере», — отмечает руководитель Комиссии по цифровизации строительной отрасли Общественного совета при Минстрое РФ Михаил Викторов.
Начальник отдела информационного моделирования «Института территориального развития» Павел Семенцов считает, что эта мера своевременна. «С одной стороны, на рынке есть проектные организации, которые имеют приличный опыт работы в ТИМ и уже сейчас готовы выполнять проекты в соответствии с требованиями данного постановления. Например, мы разрабатываем порядка трех социальных объектов в год с использованием информационных моделей. С другой стороны, в профессиональном сообществе давно ведется обсуждение и процедур, и стандартов ТИМ. Если данная мера будет утверждена Правительством, это будет фактическое признание органами власти необходимости и экономической эффективности информационного моделирования. Естественным образом это подтолкнет развитие отрасли в сторону цифровизации», — говорит он.
«Цифровизация строительной отрасли, бесспорно, актуальная задача, и обязательность применения ТИМ является важной составляющей этого процесса. Нормативные документы активно разрабатываются в последние пять лет, и основа для работы с информационными моделями уже создана. Мы активно информируем наших пользователей об их текущем состоянии и интегрируем необходимый функционал в Archicad», — со своей стороны добавляет директор по работе с ключевыми заказчиками «Графисофт» Артем Котельников.
Заместитель генерального директора компании «Метрополис» Олег Баранов считает, что это в целом ожидаемое решение. «В 2019–2020 годах было принято большое количество нормативно-технических актов, которые и составили программу изменений нормативной базы в отношении информационного моделирования зданий в России. И именно это позволяет назначить конкретный срок перехода бюджетного строительства на BIM. На мой взгляд, технически, технологически и методически отрасль в целом готова к данному шагу. При этом надо отметить, что госзаказы на крупные объекты, например, спортивного назначения (Большая спортивная арена «Лужники», олимпийские сооружения в Сочи) и социальной направленности (например, больничные комплексы) и ранее выполнялись с применением цифровых технологий», — говорит он.
Боеготовность рынка
Эксперты отмечают динамичное развитие ТИМ в последние годы и полагают, что рынок в целом готов выполнять новые требования законодательства. «Если 3–4 года назад от большинства заказчиков требований по BIM практически не поступало либо они были достаточно расплывчатыми, то сейчас заказчики начинают предъявлять четкие требования к моделированию с целью использовать модель не только при проверке проектных решений, но и на этапе эксплуатации», — констатирует БИМ-специалист архитектурного департамента АО «Ренейссанс Констракшн» Олег Родыгин.
По мнению Артема Котельникова, около трети проектных компаний в России уже используют информационные модели в том или ином виде. «Переход на удаленную работу в 2020 году создал дополнительный спрос на цифровые технологии, в том числе на технологии, позволяющие эффективно работать над информационной моделью удаленно. Также прошлый год показал, что взаимодействовать на базе информационных моделей быстрее и удобнее, нежели разбираться с чертежами, не имея возможности собраться вместе», — отмечает он.
Это мнение разделяет и Павел Семенцов. «»ИТР» уже не первый год отмечает рост спроса на проекты в BIM, и 2020 год не стал исключением, даже несмотря на непростые условия, спровоцированные пандемией. Более того, потребности заказчиков развиваются и дополняются новыми технологическими нюансами, поэтому мы, чтобы не отставать, также совершенствуемся, изучаем новые продукты и возможности информационных систем — например, в удаленном формате организовали обучение по разработке цифровой модели местности и инфраструктурного окружения объекта», — говорит эксперт.
Более скептически настроен заместитель директора Renga Software Максим Нечипоренко. «Практика показывает, что далеко не в каждой проектной компании есть хотя бы парочка специалистов, умеющих работать по BIM-технологии. Общий процент проникновения BIM в России по данным исследования консалтинговой компании «Конкуратор» в 2019 году не превышал 22%. Не думаю, что цифра существенно изменилась и в пандемийном 2020 году. Хотя не могу не отметить и заметный рост интереса со стороны рынка к ТИМ, а также к специалистам, умеющим по ней работать, который мы наблюдали в прошлом году», — говорит он.
Боеготовность госструктур
Вот на этот вопрос однозначного ответа нет. Просто в силу того, что требование использования ТИМ в госзаказе касается всей территории РФ, а ситуация с готовностью госструктур в разных регионах сильно отличается. В столицах и ряде крупных субъектов РФ власти начали подготовку к переходу на цифровое моделирование уже давно. Но во многих других «ждали приказа».
«Можно без преувеличения сказать, что мы одна из первых государственных организаций, кто серьезно занялся включением в свою работу BIM-технологий. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 2014 году», — рассказывает председатель Москомэкспертизы Валерий Леонов. По его словам, за почти семь лет изучения и работы с BIM сделано очень многое: «Было рассмотрено порядка 40 проектов, содержащих цифровые модели. И эта работа дала старт и нашей нормотворческой деятельности. Стало очевидно отсутствие единых требований к BIM-моделям объектов, которое могло стать серьезной преградой на пути внедрения технологий».
За три года созданным на базе Мосгосэкспертизы Проектным офисом по внедрению BIM разработаны требования к BIM-моделям и система классификаторов для применения BIM-технологии, методики расчета стоимости разработки BIM-модели объектов непроизводственного назначения и линейных объектов. Кроме того, на базе учебного центра Мосгосэкспертизы проведено обучение работе с BIM почти тысячи сотрудников стройкомплекса.
«Предмет нашей особой гордости — специализированное программное обеспечение для экспертной оценки BIM-моделей. Оно было разработано в 2019 году, и его функционал позволяет практически моментально проводить проверку BIM-моделей на соответствие установленным требованиям», — говорит Валерий Леонов.
Активно шла работа и в Петербурге. «С 2018 года Комитетом по строительству при заключении госконтрактов на проектирование социальных объектов в задание включается требование представить цифровую информационную модель (ЦИМ) объекта в составе проектной и рабочей документации в государственную экспертизу. На сегодняшний день заключено более 30 таких контрактов», — сообщил первый замглавы Комитета по строительству Петербурга Дмитрий Михайлов.
Проведение государственной и негосударственной экспертизы такой проектной документации осуществляет СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы» (ЦГЭ). «Центр разработал ряд требований к ним: к базовой модели, к архитектурным, конструктивным составляющим и инженерному обеспечению объекта. По нескольким «пилотным» проектам ЦИМ была предоставлена в ЦГЭ и для отработки типовых замечаний. Также в целях установления единых требований к ЦИМ и их соответствия требованиям, предъявляемым при проведении экспертизы, комитетом внесены соответствующие изменения в нормативную документацию», — отметил чиновник.
А уже в Ленобласти такого опыта нет. «Госстройнадзор региона пока не работал с непосредственно с цифровыми моделями. Сейчас, даже при разработке проекта с использованием BIM-технологий, документы в комитет предоставляются в двухмерном формате. Вместе с тем мы прорабатываем вопрос о применении специального ПО в работе надзора и совместимости этого ПО с внедряемой в органе информационной системой», — говорит глава Комитета госстройнадзора и госэкспертизы Ленобласти Денис Горбунов.
Ситуация в небольших регионах вряд ли сильно отличается. «Надзорные органы Москвы и Петербурга уже работают с информационными моделями, а региональным экспертизам предстоит большая работа», — констатирует Артем Котельников. «К началу 2020 года цифровые модели уже принимали на экспертизу в Москве, Петербурге и Екатеринбурге. Недавно о готовности работать с ними заявила и госэкспертиза Татарстана», — перечислил уже готовые к переходу на ТИМ регионы Максим Нечипоренко.
На возможные трудности обращает внимание Олег Родыгин. «Госорганы проводить экспертизу и принимать объект в эксплуатацию будут, скорее всего, по чертежам, требуя формального наличия BIM-модели. А вот что будет делать лицо, ответственное за эксплуатацию, оставшись наедине с BIM-моделью, — это вопрос. Ведь, чтобы ее вести, необходимо иметь соответствующее ПО (возможно и не одно) и специалистов — так что, скорее всего, эти работы будут отдавать на аутсорсинг», — полагает он.
Точка отсечения
Изначально предполагалось распространить требование об использовании ТИМ только на бюджетные объекты стоимостью свыше 500 млн рублей. Однако в постановлении Правительстве эта цифра исчезла. Эксперты оценивают это по-разному. «Это наглядно показывает волевой подход к вопросу профильного министерства и вообще руководства отрасли на федеральном уровне. Мне представляется это решение правильным: если беремся внедрять технологию, то надо распространять ее на все объекты», — считает Михаил Викторов.
«Наши решения и подход OPEN BIM одинаково хорошо подходят для создания информационных моделей объектов различного масштаба. Также эти требования однозначно подстегнут участников рынка еще активнее внедрять и применить в работе современные технологии проектирования», — отмечает Артем Котельников. «Снятие ограничения — действие целесообразное. Это позволяет вовлечь в процесс использования BIM объекты разного масштаба и сразу снимает для подрядчиков вопрос: переходить на цифровое моделирование или попробовать еще сколько-то «продержаться» на небольших проектах. Исчезает лишний фактор, который может затормозить процесс», — соглашается Олег Баранов.
Другие считают, что «точку отсечения» на уровне 500 млн имело смысл оставить. «С точки зрения управления стоимостью проекта для госзаказчика 500 млн — вполне оправданная цифра. Учитывая, что исправление ошибок проектирования, выявленных на этапе строительства, может доходить до 25–30% от первоначальной цены объекта, то логично стремиться снизить эти риски в первую очередь для более крупных проектов. При этом для небольших игроков осталась бы существенная доля рынка, где пока еще возможно работать по старым технологиям», — полагает Павел Семенцов.
Олег Родыгин обращает внимание на зарубежный опыт. «Американский департамент по делам ветеранов в своих требованиях установил, что с применением BIM-технологий должны разрабатываться проекты объектов стоимостью выше 10 млн долларов. Аналогичные требования существуют на уровне отдельных штатов», — говорит он.
Есть проблемы
Существование проблем при переходе на использование ТИМ в госзаказе отмечают представители как госструктур, так и бизнеса. «Очевидно, что для внедрения ТИМ нужны деньги на подготовку и переподготовку кадров, покупку техники, программного обеспечения и др. Конечно, если регион имеет сбалансированный бюджет, он вполне способен изыскать на это ресурсы, а вот дотационным субъектам РФ, видимо, нужна будет помощь. Сейчас Минстрой РФ и Минцифры РФ осуществляют мониторинг ситуации и аккумулирование данных по вопросам переподготовки и повышения квалификации специалистов региональных ведомств госстройнадзора. Кроме того, анализируется программное обеспечение в сфере ТИМ. Эта работа должна быть завершена в апреле. Таким образом, мы видим, что проблема существует, руководство ее видит и предпринимает меры к ее решению», — считает Михаил Викторов.
Валерий Леонов говорит, что Москва готова к переходу на ТИМ. «Единственное, что требуется нам для дальнейшего прогресса в этом направлении, — установление особенностей для последующего опережающего внедрения технологий. Все же у столичного инвестиционно-строительного процесса есть своя специфика, которую необходимо учитывать и в применении BIM. Поэтому 2021 год, с нашей точки зрения, надо посвятить совершенствованию законодательных основ, чтобы в 2022 году технологии смогли продемонстрировать всю свою эффективность на каждом этапе реализации проекта», — говорит он.
«Основной проблемой пока представляется читаемость информационных моделей, которые могут быть подготовлены с применением различного ПО. Пока не установлен единый стандарт требований к формату модели и типу файлов, который будет позволять использовать в работе ВIM-модели вне зависимости от ПО, используемого при их разработке», — со своей стороны отмечает Денис Горбунов.
Нужно совершенствование разработанной Минстроем РФ методики определения стоимости работ в этой сфере, считает Максим Нечипоренко. «В ответ на мнение проектировщиков о том, что BIM увеличивает трудоемкость проектирования, Минстрой в качестве некой компенсации за эти дополнительные усилия сформировал методику определения стоимости работ по подготовке проектной документации, содержащей материалы в форме информационной модели, в которой говорится о применении повышающих коэффициентов при работе с BIM-моделями по сравнению с обычным проектированием в 2D. Но при обсуждении документа представители отрасли пришли к выводу, что эти коэффициенты требуют корректировок, поэтому методика еще будет дорабатываться. У меня также есть определенные опасения, что данные благие намерения могут быть нивелированы тендерными процедурами. Поэтому крайне важно, чтобы Правительство предусмотрело еще и систему отслеживания недобросовестных участников тендеров», — говорит он.
«Кадры — особый вопрос. Отраслевые вузы лишь относительно недавно начали подготовку специалистов в данной сфере. А сейчас регионам необходимо обеспечить повышение квалификации огромного числа сотрудников строительных ведомств, работающих с госзаказом, и служб госстройнадзора», — добавляет Олег Баранов.
Таким образом, простым переход на ТИМ в сфере госзаказа, конечно, не будет. Однако распространение успешного столичного опыта в регионы поможет облегчить решение задачи.
Мнение
Александр Гримитлин, вице-президент, председатель Комитета НОПРИЗ по цифровому развитию
Перевод проектно-изыскательской деятельности в цифру — одно из приоритетных направлений для НОПРИЗ. Мы понимаем, насколько это непростая задача для всего профессионального сообщества, особенно — для небольших организаций, для изыскателей и проектировщиков из регионов. А требование о необходимости разработки BIM-модели для всех возводимых за счет бюджета объектов с 1 января 2022 года придало проблеме особую остроту. Поэтому по предложению НОПРИЗ в перечень возможных целей займов из компенсационных фондов СРО была включена также закупка программного обеспечения и технических средств, обеспечивающих формирование и ведение информационной модели объекта капстроительства.
Помимо этого, нацобъединение начало разработку цифровой библиотеки типовых инженерных узлов зданий и сооружений, которая на безвозмездной основе будет доступна для использования всеми проектировщиками страны. Также готовится к выпуску электронный справочник программных продуктов, предназначенных для цифровизации проектно-изыскательской деятельности для изыскателей и проектировщиков.
Президент нацобъединения, народный архитектор России, академик Михаил Посохин, выступая на предсъездовской конференции НОПРИЗ по СЗФО, еще раз акцентировал внимание профсообщества на важности этого направления деятельности НОПРИЗ.