биохимия на каком курсе мединститута

Как постигать медицину: биохимия

Итак, ты — студент второго курса медицинского университета. Ты только пару месяцев назад сдал биологию и химию, но уже хочется чего-то нового, почти медицинского. И тут в расписании тебе на глаза попадается биохимия. «Ну, химию мы все в школе сдавали, и зачет на первом курсе по ней простой был, тоже будет несложно», — думаешь ты. Но потом приходишь на пару, видишь на стене цикл Кребса, апоптоз, гликолиз или пути распада билирубина, или еще что-то масштабное и непонятное. Вроде также куча реакций, как и на химии, но соединения, а также их метаморфозы — сложнее. Везде формулы, везде реакции, длинные названия ферментов в 30 знаков, а самое главное, непонятно, что откуда берется и как получается. И если с самого начала не разобраться, КАК УЧИТЬ БИОХИМИЮ, полюбить этот предмет будет почти невозможно.

биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть фото биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть картинку биохимия на каком курсе мединститута. Картинка про биохимия на каком курсе мединститута. Фото биохимия на каком курсе мединститута

Биохимия (биологическая химия, или физиологическая химия) — наука о химическом составе живых организмов, а также о лежащих в основе их жизнедеятельности химических процессах.
Нам, как врачам, медицинская биохимия нужна, чтобы связать в единое целое функционирование разных органов, понять причинно-следственные связи в организме, назначать и интерпретировать результаты лабораторных исследований (биологических жидкостей, биоптатов и т. д.). К примеру, именно на биохимии вы поймете, как отсутствие буквально одного фермента вызывает тяжелое заболевание (ферментопатия), почему витамины так важны для организма, или же узнаете, каким способом можно ускорить липолиз (всякий, кто интересуется обменом веществ с практической стороны, не пожалеет о потраченном времени).

Все клинические дисциплины базируются на фундаментальных медико-биологических дисциплинах: анатомии, биохимии, физиологии, микробиологии, патанатомии и патофизиологии. Убираем что-то одно — и остается большая пропасть в голове и ничем не обоснованные гадания о типе болезни, ее причинах и стратегиях лечения.

Как не терять время зря

Итак, основные советы для изучения биохимии:

1) Сразу типичный совет: старайтесь не зубрить. Некоторые вещи типа лабораторных показателей, формул и т. п. таки придется запомнить, но часто при освоении материала необходимо опираться на логику, имеющиеся знания по предыдущим предметам, понимание процессов.
Зубрить — это самый тяжелый путь, под силу не каждому. А биохимия невероятно логичный предмет (в плане логики построения и номенклатуры названий не уступает химии), и если действительно в ней разобраться, учиться станет намного приятнее и интереснее.

2) Поатомно запоминать придется далеко не все формулы.
Достаточно запомнить лишь основные и изучить, как из одного вещества получается другое. Первая тренировка с формулами будет при встрече с аминокислотами. Часто они отличаются заместителями, и запомнив основной скелет, можно легко из него «доделать» еще несколько аминокислот.

3) В учебниках никогда не пропускайте схемы, таблицы и рисунки. Они значительно облегчают усвоение. Будет еще лучше, если вы начнете рисовать свои.
Биохимия — это предмет, который можно учить на схемах и атласах, и достаточно часто текст учебника или лекций использовать только в качестве пояснений.

4) Рисуйте. Рисуйте формулы, реакции, схемы, да и вообще любую наглядную информацию. Только самостоятельно нарисовав и объяснив себе метаболический путь, вы действительно разберетесь в нем.

5) Если начали учить последовательность реакций, не прекращайте на середине.
Как показывает опыт, лучше с самого начала разобраться в какой-то схеме до конца. В биохимии все реакции исходят одна из другой (это называется метаболический путь), и если понять их логику и довести до конца, они станут понятны. Не обязательно учить саму реакцию, можно просто понять, какая модификация происходит (часто это легко выясняется по названию фермента).

6) И наоборот, изучайте один путь за раз. Если вы попытаетесь одновременно выучить все (или несвязанные) метаболические пути, то высок риск запутаться и как следует не запомнить ни один из них. Лучше сосредоточиться на одном пути и посвятить время только ему одного, прежде чем перейти к изучению другого.

7) Не переходите к следующей реакции в пути, если не поняли предыдущую.
Нельзя вырвать какой-то кусок и надеяться, что прокатит. Не прокатит! Так что уделите лучше еще немного времени предыдущей реакции.

Соблюдая эти правила, вы сможете избежать несистемности знаний. Как в любом предмете, ваш успех в биохимии будет зависеть от качества и сохранности приобретенных знаний за прошлые годы. А последующий успех в учебе, что логично, будет зависеть от знаний по биохимии.

Несколько «китов» биохимии

В биохимии есть несколько особо важных разделов, изучение которых откладывать не стоит никоим образом. На них зиждется изучение всей биохимии, и без этих знаний углубляться в изучение предмета не стоит.

Раз и навсегда стоит выучить:

1) Главные азотистые основания. Их всего пять, а их знание значительно облегчит жизнь.

2) Аминокислоты и витамины (которые в 90 % случаев являются кофакторами). Выучите, как таблицу умножения. Потом будете радоваться, что это сделали.

3) Типы реакций и как они идут.
Это общие принципы, по которым идут реакции. К примеру, прямое окислительное дезаминирование аминокислот. Если вы разберетесь, вам будет достаточно знать, какие реакции идут по данному пути. Написать реакцию не составит труда, так как все они однотипные.

4) Химическую номенклатуру и классификацию ферментов
Лучше потратить немного времени и разобраться в них, чем потом мучительно запоминать такие названия, как глицеральдегид-3-фосфат или гипоксантин-гуанин-фосфорибозилтрансфераза.

5) Катаболизм, анаболизм питательных веществ и их стадии.
Не в формулах, а просто чтобы знать где какая из стадий протекает, и понимать, что при катаболизме мы расщепляем в большинстве случаев до простых соединений, как CO2, вода, аммиак, а при анаболизме чаще всего происходит синтез сложных веществ из более простых (глюконеогенез, фотосинтез).

6) Лабораторные показатели анализов. Да, много цифр. Да, самих показателей много. Но это надо знать, так как разбираться с анализами придется на протяжении всей учебы. Почти невозможно найти патологические изменения в анализе, если не знаешь нормальные.

Данных разделов вполне достаточно, чтобы начать изучение метаболических путей — самой важной части биохимии.

Как не запутаться

Метаболические пути — это последовательно связанные серии химических реакций, происходящих внутри клетки. Реагенты, конечные и промежуточные продукты реакций называют метаболитами. Они поэтапно модифицируются в серии химических реакций, катализируемых ферментами.

Особенность метаболических путей в том, почти все метаболиты будут использоваться в других метаболических путях, за исключением небольшого числа, которые выводятся из организма.
Большинство метаболических путей часто представлены в учебниках в виде цепочки реакций, где продукт одной реакции становится субстратом следующей. Существует несколько типов метаболических путей:

1) Линейный метаболический путь
Каждая реакция линейного пути генерирует только один продукт, который является реагентом для следующей реакции в пути.

2) Разветвленный метаболический путь
Такие пути обычно генерируют два продукта, каждый из которых имеет свою метаболическую судьбу.

3) Циклический метаболический путь
Циклические пути содержат несколько метаболитов, которые регенерируют в течение каждого хода цикла, и служат как реагентами, так и продуктами в каждой реакции. То есть циклический путь и начинается, и заканчивается одним и тем же веществом.

Такой способ записи значительно отличается от принятого в школе, но к нему придется привыкнуть, так как даже в более серьезной литературе очень сложно найти подробно расписанные реакции в виду их масштабности и сложности.

В организме есть несколько основных метаболических путей:

1) Цикл трикарбоновых кислот Кребса (система биохимических реакций, посредством которой организм получает основную энергию в результате окисления пищи)

2) Пентозофосфатный путь (прямое окисление глюкозы, в результате которого происходит укорочение молекулы глюкозы на один атом)

3) Гликолиз (сложный ферментативный процесс распада глюкозы до пирувата)

4) Глюконеогенез (метаболический путь, приводящий к образованию глюкозы из неуглеводных соединений)

5) Бета-окисление (метаболический процесс распада жирных кислот)

6) Биосинтез жирных кислот (метаболический путь, в результате которого происходит образование жирных кислот из более простых соединений)

7) Орнитиновый цикл (циклический ферментативный процесс, состоящий из последовательных превращений аминокислоты орнитина и приводящий к синтезу мочевины)

Чтобы не запутаться в них стоит твердо знать, какой путь за что отвечает. К примеру, глюконеогенез — это синтез глюкозы из неуглеводных компонентов: лактата, пирувата, кетокислот, аминокислот. Из этого можно сделать вывод, из чего и что именно у нас должно выйти в конце. Для каждого пути стоит помнить начальное вещество и конечное, а для циклов — как он будет замыкаться. Это важно, так как каждый из основных путей состоит из как минимум пяти реакций, происходящих одна из другой. Крайне сложно составить путь, если не знаешь, к какому результату должен прийти.

Существует несколько типов биохимических реакций:

1) Присоединение

Это реакции, в результате которых атомы или молекулы присоединяются по кратным связям.

2) Отщепление (Элиминирование)

Процесс, обратный присоединению — отщепление молекул воды с образованием двойной связи.

3) Диссоциация

Перенос протона на основание.

4) Протонирование

Перенос протона на молекулу кислоты.

5) Замещение

Замена одной функциональной группы на другую.

6) Окислительно-восстановительные реакции.

Это химические реакции, протекающие с изменением степеней окисления путем перераспределения электронов между атомом-окислителем (акцептором) и атомом-восстановителем (донором).
Именно окислительно-восстановительные реакции обычно вызывают затруднения.

Начав изучать метаболические пути, вы обязательно наткнетесь на окислительно-восстановительные реакции. Не стоит их пугаться, они не такие сложные, как может показаться, и в большинстве случаев в них, как в школе, не получается совершенно другое вещество.

биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть фото биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть картинку биохимия на каком курсе мединститута. Картинка про биохимия на каком курсе мединститута. Фото биохимия на каком курсе мединститута

Лайфхаки

В любой сфере есть свои секреты, помогающие облегчить жизнь. Биохимия не исключение. Много поколений студентов медицинских ВУЗов искали способы упростить изучение предмета. Интернет полон различных лайфхаков, надо просто найти или придумать свой.

1) Попробуйте использовать мнемотехники.
Для запоминания названий соединений в метаболических путях существуют специальные стихи. Классическим примером является такой стих-мнемоника о цикле Кребса:

ЩУКа съела ацетат, получается цитрaт,
Через цисaконитaт будет он изоцитрaт.
Вoдoрoды отдaв НАД, oн теряет СО2,
Этoму безмернo рaд aльфa-кетоглутaрaт.
Окисление грядет — НАД похитил вoдoрoд,
ТДФ, коэнзим А забирают СО2.
А энергия едва в сукциниле пoявилась,
Сразу АТФ рoдилась и oстался сукцинат.
Вот дoбрался он дo ФАДа — вoдoрoды тому надo,
Фумарат воды напился, и в малат oн превратился.
Тут к малату НАД пришел, вoдoрoды приобрел,
ЩУКа снoва oбъявилась и тихoнькo затаилась.

Еще есть вот такой способ:

«Целый ананас и кусочек суфле сегодня фактически мой обед»
ц — цитрат
а — (цис)-аконит
к — (альфа)-кетоглутарат
с — сукцинил-КоА.
с — сукцинат
ф — фумарат
м — малат
о — оксалоацетат

Запоминалка для незаменимых аминокислот:

Валя изобрела лейку, Лиза метлу, Феня трещит трижды.

А если аминокислоты расположить в соответствии с химическими свойствами радикалов, то их названия запоминаются таким описанием осеннего пейзажа.

Алый вальс. Летит из лога — аланин, валин, лейцин, изолейцин
Медь прощаний, трав финал. — метионин, пролин, триптофан, фенилаланин
Глина серая, тревога, — глицин, серин, треонин
Церемонность, тишина. — цистеин, тирозин
Аспидные глуби листопада — аспарагин и аспарагиновая кислота, глутамин и глутаминовая кислота, лизин.
Падают в гигантские аркады. — гистидин, аргинин.

Есть способ, согласно которому вы запоминаете названия в виде образов. Например, Щавелево-Уксусная Кислота — ЩУКа.

2) Изменяйте запись формулы, если она для вас непонятна.

К примеру, это реакция прямого окислительного дезаминирования глутамата. Однако глутамат записан крайне непривычно для человека, который учил аминокислоты. Взглянув на формулу, с первого раза сложно понять, что это именно глутамат. Поэтому проще взять и записать формулу так, как выучил и посмотреть, что в ней по итогу изменится.

биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть фото биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть картинку биохимия на каком курсе мединститута. Картинка про биохимия на каком курсе мединститута. Фото биохимия на каком курсе мединститута

Вариант из учебника

биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть фото биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть картинку биохимия на каком курсе мединститута. Картинка про биохимия на каком курсе мединститута. Фото биохимия на каком курсе мединститута

Учебные материалы

Приводим подборку учебников, которые прекрасно справляются со своей задачей. Основные учебники достаточно полноценны и практически исчерпывают список экзаменационных вопросов. Также есть несколько других известных учебников, которые могут чуть подробней рассматривать некоторые моменты, и тем самым расширить ваш арсенал знаний.

Ключевые учебники по изучению медицинской биохимии:

Основной эшелон:

1. Северин Биохимия. изд 5. 2016 г ГЭОТАР. на 700 с лишним страниц. Следует отличать его от упрощенного варианта на 300 страниц. Самый ходовой и идеально вписывающийся в программу медицинского вуза учебник. Именно Биохимия Северина чаще всего выдается в библиотеках университета.

2. Основы биохимии Ленинджера. Классический величественный трехтомник, более универсален, охватывает гораздо больше тем. Содержит интересные задачи. Иной подход к структурированию материалов, больше разнообразия. Свежий переводной вариант — Нельсон, Кокс, издательство «Лаборатория знаний», третье издание. 2017. Часто содержится в количестве 1-2 комплекта на кафедру, личный экземпляр влетит вам в 6-9 тысяч, но вы не пожалеете.

Резерв:

1. Комов, Шведова, Биохимия. Легкий компактный вариант, но для глубокого изучения предмета его недостаточно. Иногда проясняет те моменты, которые не изложены в Северине, поэтому неплохим вариантом будет использовать эти 2 учебника в тандеме.

2. Сайт Тимина О. А. http://biokhimija.ru Изложено коротко, упрощенно и очень понятно. Удобная навигация, много схем и все они описаны.

3. Березов, Коровкин «Биологическая химия».
Достаточно сложный учебник, в который входят темы, которых нет в программе. Но если вы действительно увлечены биохимией, стоит его изучить.

Ключевые учебники по изучению клинической биохимии:

1. Ткачук. Клиническая биохимия. Рассчитан не на простого студента, а на людей, которые уже имеют базовые знания биохимии и стремятся их углубить. Рекомендуется тем, кто проходит данную дисциплину, ординаторам, практикующим врачам-клиницистам и очень продвинутым студентам-медикам.

2. Маршалл В.Д. Клиническая биохимия. Книга содержит большое количество наглядной информации в схемах, таблицах. Также в ней есть отличная подборка клинических примеров. Рассчитана на студентов-биохимиков, преподавателей и врачей.

3. Клиническая лабораторная диагностика, национальное руководство.

Актуальность англоязычных учебников гораздо меньше ввиду наличия переведенного учебника Ленинджера. Но тем не менее:

1) BIOCHEMICAL PATHWAYS: AN ATLAS OF BIOCHEMISTRY AND MOLECULAR BIOLOGY. Атлас.

2) Biochemistry / Roger L. Miesfeld, Megan M. McEvoy

3) Jeremy M. Berg ohn L. Tymoczko Gregory J. Gatto, Jr. Lubert Stryer Biochemistry

4) Mary K. Campbell Biochemistry

5) Textbook of BIOCHEMISTRY for Medical Students D. M. Vasudevan.

Источник

Специальность «Медицинская биохимия» (специалитет)

Степень: Специалист

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

Содержание

Что может быть интереснее изучения структуры и свойств химических элементов, основ клеточной регуляции живых организмов, исследования жизнедеятельности микробов и многоклеточных организмов? Если душа выпускника школы лежит к этому, то можно остановить свой выбор на такой профессии, как медицинская биохимия (код специальности 30.05.01).

Условия поступления и экзамены

биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть фото биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть картинку биохимия на каком курсе мединститута. Картинка про биохимия на каком курсе мединститута. Фото биохимия на каком курсе мединститутаОбучение на данной специальности проводится на базе 11 классов общеобразовательной школы. Естественно, для поступления необходимо сдавать ЕГЭ, баллы по которому должны находиться в пределах 48-97. Какие предметы сдавать, чтобы поступить на медицинскую биохимию? Вузы России требуют:

Будущая профессия

После окончания медицинского факультета по биохимии сфера занятости человека будет охватывать изучение деятельности вирусов и бактерий. Квалификация будущего специалиста позволяет участвовать в постановке клинического диагноза и отслеживать адекватность и результаты лечения. Также специалист может выбрать исследовательскую сферу деятельности, изучать молекулярно-генетические аспекты существования бактерий, разрабатывать новые методы диагностики и лечения и внедрять их в широкую клиническую практику.

Куда поступить

Ученики, желающие продолжить обучение по этой специальности могут поступать в такие вузы Москвы и других городов:

Среди других вузов России обучение проводится в:

Сроки и формы обучения

Специальность 30.05.01 Медицинская биохимия подразумевает очное обучение в течение 6 лет.

Основные изучаемые предметы в ходе обучения по специальности

биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть фото биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть картинку биохимия на каком курсе мединститута. Картинка про биохимия на каком курсе мединститута. Фото биохимия на каком курсе мединститутаСреди всех предметов, которые студент должен освоить за срок своего обучения в медицинском вузе, важными для рассматриваемой специальности наиболее ценно изучение:

Во время обучения является обязательным прохождение учебно-производственной практики. Данный этап осуществляется в клинико-диагностических учреждениях. Также возможно прохождение практики на базе научно-исследовательских предприятиях, судебно-медицинских и бактериологических лабораториях.

Приобретаемые навыки и умения

После окончания обучения по специальности биохимия выпускник приобретает такие навыки:

Перспективы трудоустройства

биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть фото биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть картинку биохимия на каком курсе мединститута. Картинка про биохимия на каком курсе мединститута. Фото биохимия на каком курсе мединститутаКонечно, главный вопрос человека, выбирающего дальнейший путь своего обучения, где и кем работать после окончания вуза. Так вот, окончив факультет по специальности медицинская биохимия, можно устроиться на работу в научно-исследовательском институте, лаборатории, поликлинике и стационаре.

По окончании специалитета можно выбрать для себя профессию биохимика или, врача-лаборанта, исследователя или инженера-исследователя. Также можно посвятить себя деятельности научного сотрудника. А при условии освоения программы психолого-педагогического профиля специалист может занимать должность учителя средней школы и преподавателя заведений профессионального образования.

Основное место дальнейшего трудоустройства после обучения – клинические и биохимические лаборатории. Благодаря их большому наличию, специалисту, освоившему весь объем навыков и умений, поиск работы облегчен. Непосредственно сразу после выпуска можно трудиться лабораторным диагностом, младшим исследователем, а также контролировать деятельность среднего медперсонала. Оплата деятельности врача-лаборанта составляет 50-70 тысяч рублей.

Преимущества обучения в магистратуре

Обучение в магистратуре позволяет специалисту дополнить свои знания и развить больше медицинских навыков. Врачи-магистры по специальности медицинская биохимия могут не только заниматься диагностической и профилактической работой, но и попробовать себя в медико-социальной, административно-управленческой и организационно-методической работе.

По сути, магистратура открывает большие возможности перед лицами, которые в будущем хотят выбрать направление научно-исследовательской деятельности. Также следует отметить, что обучение на магистра не мешает специалисту выбрать профессию и продолжить свой путь еще и в лечебно-диагностической сфере.

Перспективы дальнейшего обучения

По окончании магистратуры можно продолжить обучение в аспирантуре. По сути, магистратура является ступенью к достижению такого звания, как кандидат медицинских наук, а после – доктор медицинских наук.

Источник

Второй курс медицинского университета

биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть фото биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть картинку биохимия на каком курсе мединститута. Картинка про биохимия на каком курсе мединститута. Фото биохимия на каком курсе мединститута

Добрый день, уважаемые читатели. Совсем скоро начинается новый учебный год, поэтому я решил сделать гайд для студентов медицинских университетов, которые перешли на второй курс. Для первокурсников уже есть подобная статья, а вот ребята с остальных курсов оказались мной обделены.

Но я стараюсь исправить это и создавать новые гайды. Уважаемые второкурсники, сегодняшнее руководство сделано специально для вас, надеюсь, оно окажется полезным.

Итак, второй курс. Если первый курс был посвящён вопросу «как это устроено», то на втором курсе вводятся предметы, отвечающие на вопрос «как это работает».

Под «как это устроено» я имею в виду, конечно, нормальную анатомию и гистологию. Здесь изучается именно строение органов и систем органов на макроуровне (анатомия) и микроуровне (гистология). Под «как это работает» я подразумеваю нормальную физиологию и биохимию — именно эти предметы показывают студенту, как разные органы и системы взаимодействую друг с другом и выполняют специфические функции.

Экзамены 1-го семестра 2-го курса

Это один из самых сложных семестров во всём высшем медицинском образовании, на самом деле. С одной стороны, необходимо завершать подготовку к очень грозной зимней сессии, в которой в качестве государственных экзаменов студентов ожидают нормальная анатомия и гистология — то есть, необходимо закреплять свои скиллы в «как это устроено». С другой стороны, начинаются важнейшие предметы «как это работает» — физиология и биохимия. Как во всём этом не запутаться и не потонуть? Прежде всего, необходим излюбленный мной системный подход, который позволял мне решать сложные задачи не только в учёбе, но и в жизни.

Согласно этому подходу, каждую проблему, формирующую общий фон «всего полно и я ничего не успеваю», необходимо рассмотреть и описать отдельно, придумать решение а затем расставить все эти проблемы и их решения в правильной иерархической последовательности.

Нормальная анатомия

Я подробно расписывал подготовку к экзамену по нормальной анатомии здесь. Если очень кратко:

Старайтесь вовремя закрывать проблемные темы, потому что выучить всё за неделю и даже за месяц до экзамена нереально. Тактическая цель полуторалетнего изучения анатомии — привести свои знания в такое состояние, чтобы за месяц перед экзаменом вы просто повторили бы все темы, но не выучили их с нуля.

биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть фото биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть картинку биохимия на каком курсе мединститута. Картинка про биохимия на каком курсе мединститута. Фото биохимия на каком курсе мединститута

Как эффективно учить анатомию, я рассказывал здесь.

Если вы чувствуете, что откровенно «плывёте», используйте свободное время на выходных и после пар, чтобы учить проблемные темы и закрывать пробелы в знаниях. Чтобы облегчить вам изучение нормальной анатомии, я написал несколько десятков иллюстрированных гайдов, при помощи которые множество студентов улучшили свои знания. На моём сайте вы можете найти:

Если у вас много времени и вы чувствуете идеальную готовность, вы можете обратить особое внимание на темы, которые понадобятся в будущем:

Гистология

Ещё один предмет, который вызывает большой ужас у многих студентов. Надеюсь, мои читатели к ним не относятся, ведь я публиковал подробный гайд о том, как сдавать гистологию и как к ней готовиться. Гистология представляет собой предмет, который очень сильно переплетается с нормальной физиологией.

биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть фото биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть картинку биохимия на каком курсе мединститута. Картинка про биохимия на каком курсе мединститута. Фото биохимия на каком курсе мединститута

Как правило, в курсе гистологии изучается не только микростроение тканей и органов (хотя это основная часть предмета), но и некоторые базовые сведения об их работе. Если вы поймёте и запомните это, то вы будете очень легко чувствовать себя на специальной части нормальной физиологии (это часть первого и весь второй семестр второго курса).

В гистологии, помимо строения тканей, очень важны классификации и иерархия. Вам может помочь здесь моя статья о классификации лейкоцитов в гистологии, а также введение в физиологию эндокринной системы.

Хочу предостеречь от одной ошибки. Достаточно расхожее мнение среди студентов такое: «я не собираюсь быть гистологом или патологоанатомом, гистология мне не нужна». Это может быть поводом к тому, чтобы забросить гистологию и не учить её вовсе. И это очень неправильно, ведь гистология даёт базу не только для патологической анатомии, но и, как я уже говорил, для нормальной физиологии и многих клинических дисциплин. Например, без знания гистологии невозможно понять патогенез гемобластозов (лейкозов, лимфом, миеломной болезни и других).

биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть фото биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть картинку биохимия на каком курсе мединститута. Картинка про биохимия на каком курсе мединститута. Фото биохимия на каком курсе мединститута

Также в курсе гистологии проходят очень важную науку — цитологию. Современная медицина изучает болезни на клеточном и молекулярном уровнях, поэтому хороший врач просто не может работать без понимания хотя бы базовых концепций цитологии и строения основных клеточных органелл.

Найти баланс

Самое главное при подготовке к этой непростой сессии — найти баланс. Мне нравится основной постулат древнекитайского руководства для стратегов и правителей «Искусство войны», который звучит примерно так: «сражения выигрываются и проигрываются задолго до начала непосредственно боя». Точно также и здесь — ваш успех на этой сессии обусловлен тем, как вы провели первый курс, насколько качественно и внимательно вы изучали нормальную анатомию и гистологию.

Как правило, из пары «анатомия-гистология» у среднестатистического студента есть значительный перекос. То есть, человек отлично знает и понимает гистологию, но с анатомией проблемы, или наоборот. Такой перекос необходимо выявить как можно раньше относительно зимней сессии и подтянуть слабую сторону. У меня получилось, и у вас получится.

биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть фото биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть картинку биохимия на каком курсе мединститута. Картинка про биохимия на каком курсе мединститута. Фото биохимия на каком курсе мединститута

Экзамены 2-го семестра 2-го курса

Здесь нас ждут биохимия и нормальная физиология, очень важные предметы, которые формируют понимание медицины как таковой. И философия, конечно, куда же без неё.

Нормальная физиология

Нормальная физиология изучает функционирование здорового организма. Повторюсь, это предмет, знать и понимать который необходимо вообще всем врачам независимо от специальности. Физиология состоит из общей и специальной частей. Как правило, в общей части изучаются закономерности возбуждения тканей, и особо важной темой является возникновение потенциала действия. Также подробно разбираются рефлекторные дуги, особый упор делается на сравнение соматической и вегетативной рефлекторных дуг. Это позволяет понять принципы работы как скелетных мышц, так и внутренних органов.

биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть фото биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть картинку биохимия на каком курсе мединститута. Картинка про биохимия на каком курсе мединститута. Фото биохимия на каком курсе мединститута

Далее следуют разделы физиологии, изучающие работу отдельных органов и систем. Критерием успешного освоения материала является полное понимание функционирования органа и способности понятно и доступно рассказать это. Например, если вы можете сходу описать, как печень влияет на метаболизм жиров, как почка влияет на красный костный мозг и чем полезна закономерность, описанная в законе Франка-Старлинга — вы на правильном пути.

Физиология не является наукой, которую необходимо зубрить, физиология необходимо понимать. Цель физиологии — показать вам принципы работы того или иного органа и подготовить вас к самому главному предмету всех 6 курсов — патологической физиологии.

Эти две науки имеют огромную связь — баз знания и понимания нормальной физиологии вы не сможете освоить патофизиологию. Например, физиология покажет вам, как работает кроветворение в норме. Если вы понимаете, как и где создаётся кровь, вы нарисуете схему кроветворения, внесёте в неё буквально пару изменений — и перед вами откроются лейкозы во своей ужасной красе.

биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть фото биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть картинку биохимия на каком курсе мединститута. Картинка про биохимия на каком курсе мединститута. Фото биохимия на каком курсе мединститута

Если вы понимаете физиологию сердца и гемодинамику обоих кругов кровообращения, вы без труда опишите любой клапанный порок сердца.

биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть фото биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть картинку биохимия на каком курсе мединститута. Картинка про биохимия на каком курсе мединститута. Фото биохимия на каком курсе мединститута

Я очень очень рекомендую использовать видео при подготовке к семинарам по нормальной физиологии. Дело в том, что представители мира естественных наук прекрасно понимают фундаментальную роль нормальной физиологии и поэтому сейчас существует огромное количество видео и плейлистов на ютубе по всем разделам физиологии. Если вы знаете английский, то можете выбирать из огромного количества преподавателей. Мне, например, очень нравится доктор Найджеб — с базой физиологии, которую он ставит, вы не будете иметь проблем как на самой физиологии, так и на клинических дисциплинах, которые он ставит. На русском языке вы можете смотреть замечательные рисованные видео от Кхан Академик, они есть в свободном доступе на ютубе.

Никогда не ограничивайтесь учебником. Я использовал очень неплохой учебник Смирнова, но без видео дажё в нём не понимал почти ничего.

биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть фото биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть картинку биохимия на каком курсе мединститута. Картинка про биохимия на каком курсе мединститута. Фото биохимия на каком курсе мединститута

Зато после просмотра видеолекций (в моём случае это был доктор Найджеб и Кхан академик) у меня всё пошло как по маслу.

Мой сайт может Вам помочь в изучении физиологии эндокринной системы, печени, почек и некоторых частных моментов. Это всё находится здесь.

Биохимия

Ещё одна суперважная наука, отвечающая на вопрос «как это происходит?», только, в отличие от нормальной физиологии, биохимия изучает события, происходящие в организме на молекулярном уровне. Я всегда считал въедливость и дотошность неотъемлемыми качествами врача, и поэтому с биохимией у меня случилась большая любовь.

Итак, биохимия объясняет нам то, как работают различные ткани и углубляется в ответе на этот вопрос до уровня молекул. Это действительно очень интересно. Типичная программа по биохимии в медицинских университетах представляет собой, в первую очередь, повторение базовых свойств белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот. Далее в биохимии изучают отдельные важные группы каждого из этих веществ (например, триглицериды как разновидность липидов) и разнообразные реакции с ними, которые протекают в организме здорового человека и человека с какой-либо патологией.

биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть фото биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть картинку биохимия на каком курсе мединститута. Картинка про биохимия на каком курсе мединститута. Фото биохимия на каком курсе мединститута

В биохимии пересекаются множество интереснейших тем, которые раскрывают врачу то, что действительно происходит в организме. Например, изучение белков и их разновидностей — ферментов наглядно показывает нам, чем по-настоящему опасна гиперпиретическая (выше 41°С) температура тела. А через несколько тем мы снова встречаем лихорадку — здесь и она разложена буквально на молекулы, ведь в ходе изучения биохимии мы понимаем, что суть повышении температуры тела состоит в рассеивании молекул АТФ в виде тепла. А сами молекулы АТФ образуются в ходе клеточного дыхания, изучение которого показывает нам, для чего именно нужна каждая из молекул кислорода, которая залетает в нас с каждым вдохом и почему выдываем мы ни что иное, как молекулы углекислого газа.

биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть фото биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть картинку биохимия на каком курсе мединститута. Картинка про биохимия на каком курсе мединститута. Фото биохимия на каком курсе мединститута

Сейчас в тексте то самое место, в котором я должен объяснить, как учить биохимию и как её сдавать. Но здесь часто бывают проблемы, на самом деле. Многие читатели мне писали, что в их университетах на биохимии заставляли зубрить каскады реакций без пояснения значения этих реакций — и это ужасно. Конечно, порядок реакций цикла Кребса запомнить можно и даже местами нужно (поэтому я сделал статью в помощь тем, кто это делает). Но! Неправильно делать это, не поясняя смысла цикла Кребса, не привязывая его к работе человеческого организма и не объясняя, зачем он вообще нужен!

биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть фото биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть картинку биохимия на каком курсе мединститута. Картинка про биохимия на каком курсе мединститута. Фото биохимия на каком курсе мединститута

Ещё один пример — цикл Кори и орнитиновый цикл, оба этих метаболических пути связаны с печенью. Можно зазубрить их, но при этом необходимо отчётливо понимать, как нарушение орнитинового цикла связано с печеночной комой и как цикл Кори связан с болью в мыщцах после физической нагурзки. Подробнее я писал об этом в статье про биохимию печени.

биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть фото биохимия на каком курсе мединститута. Смотреть картинку биохимия на каком курсе мединститута. Картинка про биохимия на каком курсе мединститута. Фото биохимия на каком курсе мединститута

Философия

Если честно, я не могу что-либо рассказать о философии в медицинском университете, потому что мне её переставили из моего предыдущего диплома. Да-да, по молодости я потратил целых 5 лет на получение совершенно бесполезной сециальности, было дело.

Когда я готовил эту статью, я побеседовал с несколькими знакомыми из разных медицинских университетов, которые рассказывали, что преподавание философии очень сильно отличается у разных преподавателей. В худших случаях это были требования пересказа взглядов философов античности, средневековья и Нового времени, постоянные тесты и диктанты на терминологию и всё такое. В лучших случаях же студентам рассказывали о том, как крупнейшие философы античности повлияли на нашу сегодняшнюю жизнь, о жуткой деградации наук и образования в средневековье, а также обучали задавать самому себе правильные вопросы и правильно расставлять акценты в размышлениях.

На самом деле, второй вариант преподавания чрезвычайно полезен — именно он формирует столь необходимое врачу (да и вообще современному человеку) критическое мышление и способность анализировать всё происходящее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *