биржа на сомали какая необычная
В Сомали была безумная биржа. Там зарабатывали на пиратстве, им завидовали на Уолл-Стрит
Оказывается, и в кризис можно создать фондовый рынок, который не будет зависеть от штормов на мировом финансовом рынке. Ноу-хау по извлечению сверхприбыли принадлежит пиратам XXI века с сомалийской пропиской.
Торговля на фондовом рынке может быть абсолютно сумасшедшей — особенно если речь идет об одном из самых опасных мест мира. РБК рассказал короткую, но яркую историю биржи в Харадхире, где инвестировали в пиратские атаки.
Легальных способов заработать на жизнь в Сомали минимум. Когда-то главным источником дохода местных жителей была ловля рыбы — однако начало гражданской войны разрушило привычный уклад жизни сомалийцев.
Она вспыхнула после падения диктаторского режима Сиада Барре в 1991 году, после чего ВМС и пограничная служба в Сомали существовали лишь номинально — и рыбаки из других стран бросились браконьерствовать. Отчаявшись, сомалийцы начали похищать иностранные лодки и освобождать их за выкуп. Вскоре они осознали, что это выгоднее рыбной ловли.
А затем все сошлось воедино: в результате совершенно бесконтрольного лова к началу 2000-х запасы рыбы в прибрежной зоне Сомали истощились. Сыграл свою роль и сброс токсичных отходов проходящими судами. После этого главным способом заработка для сомалийцев стало пиратство.
У Сомали самая большая протяженность побережья среди стран Африки — более 3 тыс. км. При этом вдоль него проходит один из самых оживленных морских путей. И если до 2004–2005 годов бандиты атаковали разве что местных рыбаков и мелкие суда, то затем нападения становились все более дерзкими, пока не превратились в глобальную угрозу. Риски быть убитым или утонуть мало кого останавливали — слишком большой выкуп можно было получить за захваченных моряков, корабли и грузы.
Бандиты задумали расширить «дело». И открыли настоящую пиратскую биржу
Одной из главных баз сомалийского пиратства стал Харадхире — некогда маленький рыбацкий поселок, разросшийся до города и превратившийся в пиратскую цитадель с пробками из роскошных пиратских внедорожников. Туда стекалось большинство захваченных трофеев. Найти какую-то иную работу там было практически невозможно — пиратство стало единственным источником существования для местных жителей.
Именно в Харадхире во время сезона дождей 2009 года наиболее продвинутые в финансовом плане пираты нашли оригинальный способ привлечь финансирование: открыли пиратскую биржу. На ней размещались ценные бумаги судоходных компаний, занимавшихся морским разбоем.
По сути, биржа также выполняла функции координирующего центра, что повышало эффективность работы пиратов и увеличивало их доход. Кроме того, биржа была местом сбора и источником новостей: например, туда приходили женщины в надежде узнать хоть что-то о судьбе пропавших мужей, отцов и сыновей, занимавшихся рискованным делом.
Инвестиции были сверхприбыльными. Доходность исчислялась тысячами процентов годовых
Популярность биржи росла на глазах: если спустя два месяца после открытия на ней торговались бумаги всего 15 пиратских компаний, то спустя полгода эмитентов стало 72. Прибыль приносили только те компании, которым удавалось захватить корабли — это был единственный имеющий значение фактор.
В пиратские акции вкладывались в основном местные жители, но позднее подключились инвесторы из других регионов Сомали и даже стран Запада. Причина — в растущей рентабельности «инвестиций»: суммы выкупа постоянно росли и исчислялись в миллионах долларов. С такой прибылью бумаги были обречены на рост.
Пиратство в Сомали уничтожили частные военные компании
Еще в 2008-м ЕС и страны НАТО начали проводить операции против пиратов, затем к ним присоединились ВМС России, Китая, Индии, Японии. Появление в Аденском заливе иностранных военных кораблей усложнило, но не разрушило деятельность бандитов — просто им пришлось охотиться подальше от побережья.
Проблему пиратства решили радикально, в духе киберпанковых боевиков. Правящая семья эмирата Абу-Даби Аль Нахайян, несшая убытки от пиратства, твердо решила покончить с сомалийскими пиратами и в 2010 году наняла в советники Эрика Принса — основателя известной частной военной компании Blackwater, сейчас носящей имя Academi.
Но нельзя сказать, что хребет пиратству сломали только головорезы Принса. В Сомали также действовали и продолжают действовать несколько других ЧВК, а также вооруженные силы нескольких стран. Благодаря их совместным усилиям в 2012 году сомалийское пиратство практически умерло, а вместе с ним исчезла и странная биржа в Харадхире.
Сейчас район Аденского залива максимально милитаризован — в Сомали и соседней Джибути расположены военные базы нескольких стран. Солдаты стали новым источником заработка местных жителей, лишившихся возможности заниматься морским разбоем. Так что вторая пиратская биржа в Сомали вряд ли скоро появится.
Необычные и экзотические биржи мира: от цветочной до пиратской
Наверное, многие представляют себе биржу одинаково — это какое-то большое помещение, где находится много трейдеров, брокеров, которые с помощью компьютеров совершают сделки. И вы сильно удивитесь, если вдруг увидите настоящую биржу, где сотрудник в красном пиджаке маркером пишет на доске котировки акций. Но, оказывается, в мире есть настолько разные биржи, что среди них можно было бы выделить самые странные, самые экзотические и самые страшные.
Давайте познакомимся с ними поближе.
В Новой Зеландии есть биржа, на которой торгуют молочными фьючерсами и опционами. Дело в том, что в регионе молоко является «белой нефтью» и составляет основу национального благосостояния с точки зрения экспорта. Крупнейший молочный кооператив Fonterra объединяет почти всех молокопроизводящих фермеров островов. С помощью «молочных» фьючерсов фермеры могут контролировать риски на очень волатильном рынке молочных продуктов. На бирже торгуются деривативы на сухое цельное молоко, на сухое обезжиренное молоко, а также фьючерсы на обезвоженный молочный жир (топленое масло).
Идем дальше, самой экзотической биржей мне показалась цветочная биржа в городе Алсмеер. Это самый крупный в мире аукцион по продаже цветов.
Цветы тут же упаковывают и отправляют к покупателю — в магазин либо в аэропорт. Как правило, уже к вечеру цветы, приобретенные на утренних торгах на бирже, выставляются в цветочных магазинах. Ежедневно через Алсмеер проходит 21 млн срезанных цветов, бывают также и горшечные цветы.
10 лет назад в Сомали была безумная биржа. Там зарабатывали на пиратстве
Легальных способов заработать на жизнь в Сомали минимум. Когда-то главным источником дохода местных жителей была ловля рыбы — однако начало гражданской войны разрушило привычный уклад жизни сомалийцев.
Она вспыхнула после падения диктаторского режима Сиада Барре в 1991 году, после чего ВМС и пограничная служба в Сомали существовали лишь номинально — и рыбаки из других стран бросились браконьерствовать. Отчаявшись, сомалийцы начали похищать иностранные лодки и освобождать их за выкуп. Вскоре они осознали, что это выгоднее рыбной ловли.
А затем все сошлось воедино: в результате совершенно бесконтрольного лова к началу 2000-х запасы рыбы в прибрежной зоне Сомали истощились. Сыграл свою роль и сброс токсичных отходов проходящими судами. После этого главным способом заработка для сомалийцев стало пиратство.
У Сомали самая большая протяженность побережья среди стран Африки — более 3 тыс. км. При этом вдоль него проходит один из самых оживленных морских путей. И если до 2004–2005 годов бандиты атаковали разве что местных рыбаков и мелкие суда, то затем нападения становились все более дерзкими, пока не превратились в глобальную угрозу. Риски быть убитым или утонуть мало кого останавливали — слишком большой выкуп можно было получить за захваченных моряков, корабли и грузы.
Бандиты задумали расширить «дело». И открыли настоящую пиратскую биржу
Одной из главных баз сомалийского пиратства стал Харадхире — некогда маленький рыбацкий поселок, разросшийся до города и превратившийся в пиратскую цитадель с пробками из роскошных пиратских внедорожников. Туда стекалось большинство захваченных трофеев. Найти какую-то иную работу там было практически невозможно — пиратство стало единственным источником существования для местных жителей.
В пиратские акции вкладывались в основном местные жители, но позднее подключились инвесторы из других регионов Сомали и даже стран Запада. Причина — в растущей рентабельности «инвестиций»: суммы выкупа постоянно росли и исчислялись в миллионах долларов. С такой прибылью бумаги были обречены на рост.
Пиратство в Сомали уничтожили частные военные компании
Еще в 2008-м ЕС и страны НАТО начали проводить операции против пиратов, затем к ним присоединились ВМС России, Китая, Индии, Японии. Появление в Аденском заливе иностранных военных кораблей усложнило, но не разрушило деятельность бандитов — просто им пришлось охотиться подальше от побережья.
Проблему пиратства решили радикально, в духе киберпанковых боевиков. Правящая семья эмирата Абу-Даби Аль Нахайян, несшая убытки от пиратства, твердо решила покончить с сомалийскими пиратами и в 2010 году наняла в советники Эрика Принса — основателя известной частной военной компании Blackwater, сейчас носящей имя Academi.
Но нельзя сказать, что хребет пиратству сломали только головорезы Принса. В Сомали также действовали и продолжают действовать несколько других ЧВК, а также вооруженные силы нескольких стран. Благодаря их совместным усилиям в 2012 году сомалийское пиратство практически умерло, а вместе с ним исчезла и странная биржа в Харадхире.
Сейчас район Аденского залива максимально милитаризован — в Сомали и соседней Джибути расположены военные базы нескольких стран. Солдаты стали новым источником заработка местных жителей, лишившихся возможности заниматься морским разбоем. Так что вторая пиратская биржа в Сомали вряд ли скоро появится.
Начать инвестировать можно прямо сейчас на РБК Quote. Проект реализован совместно с банком ВТБ.
Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее Регламентированный рынок, где встречаются продавцы и покупатели, торгующие различными активами: акциями, облигациями, валютой, фьючерсами, товарами. Стать участником торгов на бирже может каждый – для этого нужно открыть брокерский счет. Каждая сделка заключается по рыночной цене, совершается практически мгновенно, а также регистрируется и контролируется. Подробнее Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее
Сомалийская пиратская биржа
Сомалийские пираты не перестают удивлять. В Харадхере один из ветеранов пиратства, некий Мохаммед, давно уже заправляющий делами с суши, не промотал все деньги на роскошные автомобили или приобретение нескольких жен, или прочие разгульные пиратские безумства, он вложил их в … биржу, сообщает Ecoterra Intl.
Месяцев 6 тому назад он учредил в Харадхере самую настоящую биржу. 4 месяца назад, говорит он, на бирже числились акции всего 10-ти «судоходных компаний», теперь их 72.
В акции промышляющих морским разбоем компаний вкладываются не только местные жители и даже не только жители других районов Сомали, прибыльный бизнес оценили диаспоры сомалийцев в других странах, прежде всего западных. В последнее время стоимость выкупа резко выросла, и теперь о суммах, меньших чем 3 миллиона долларов, пираты и слышать не хотят. Инвестор таким образом, имеет очень хорошие дивиденды.
Рост величины выкупа кстати будет заметить, помимо прочих причин вызван и появлением биржи, акционеры понятное дело, требуют дивидендов, и удивляются, почему пираты требуют например, не 3 миллиона, а всего 2 или еще смешнее, 1.5. Куда деваться, приходится увеличивать суммы выкупов.
Достаточно посмотреть на сам город Харадхере. Раньше это была крохотная нищая рыбацкая деревенька, теперь это что-то похожее на город, не современный конечно город с небоскребами, а скорее, Порт-Ройял времен капитана Блада и губернатора Моргана.
По улицам носятся роскошные внедорожники, распугивая ревом сирен живность и тех, кому не повезло стать веселым, красивым и удачливым пиратом с карманами, набитыми долларами.
Экономика района полностью зависит от пиратства, никакие власти страны – правительства ли в Могадишу или правительства в Пунтленде, в Харадхере и окрестностях влияния ни имеют, абсолютно никакого. Всем заправляют пираты. Часть денег от выкупов действительно, идет и на общественные нужды, в том числе на больницы и школы.
Не по милости пиратов причем, а определенный неукоснительно выплачиваемый местному самоуправлению процент от выкупов. «Акции может купить любой желающий, не только за деньги.
Тут же и подтверждение его слов, местная женщина Сагра Ибрагим, чей муж погиб в море при попытке захвата очередного судна. Она вложила в акции все, что у нее было. Было у нее после смерти мужа немногое, несколько гранат для РПГ. Женщина инвестировала гранаты в одну из положительно зарекомендовавших себя компаний, и вот пожалуйста, после освобождения испанского тунцелова на женщину свалилось целое состояние, 75 тысяч долларов. Она не делает секрета из своего успеха и стала лучшей ходячей рекламой биржи.
Биржа работает 24 часа в сутки и стала больше, чем биржа. Там круглосуточно кипит активная жизнь, люди покупают и продают, узнают последние новости и слухи, а рыдающие жены именно там узнают, что их мужья погибли в море – или военные пристрелили, или потонули в ненастье. Семья Абдурахмана Али бежала из охваченного огнем непрекращающейся гражданской войны Могадишу в глубинку. Добралась до Харадхере и там осела.
Как сомалийские пираты создали фондовую биржу
Пираты – люди предприимчивые, и ради собственной выгоды они готовы на многое. Сегодня морские разбойники нападают на суда в Гвинейском заливе, регулярно похищая с борта моряков и требуя за них немалые суммы – по некоторым данным, от 30 до 50 тысяч долларов за каждого, но еще недавно самой горячей пиратской точкой являлись прибрежные воды Сомали. Аппетиты местных преступников были еще внушительней – они похищали суда вместе с экипажем, а получаемые ими выкупы исчислялись миллионами долларов. Трудно представить, но около десяти лет назад в сомалийском городе Харадхире даже существовала своеобразная биржа, где инвестировали в пиратские атаки.
Почему пираты появились в Сомали?
Легальных способов заработать на жизнь в Сомали мало. Когда-то главным источником дохода местных жителей была ловля рыбы, однако начало гражданской войны разрушило привычный уклад жизни сомалийцев.
Начавшись еще в 1988 году, она обострилась после падения диктаторского режима Сиада Барре в 1991 году, после чего ВМС и пограничная служба в Сомали существовали лишь номинально – и рыбаки из других стран стали заниматься браконьерством. Отчаявшись, сомалийцы начали похищать иностранные лодки и освобождать их за выкуп. Вскоре они осознали, что это выгоднее рыбной ловли.
Затем все сошлось воедино: в результате совершенно бесконтрольного лова к началу 2000-х запасы рыбы в прибрежной зоне Сомали истощились. Сыграл свою роль и сброс токсичных отходов проходящими судами. После этого главным способом заработка для местных стало пиратство.
У Сомали самая большая протяженность побережья среди стран Африки – более 3 тысяч километров. При этом вдоль него проходит один из оживленнейших морских путей. И если до 2004–2005 годов бандиты атаковали разве что местных рыбаков и мелкие суда, то затем нападения становились все более дерзкими, пока не превратились в глобальную угрозу. Риски быть убитым или утонуть мало кого останавливали – слишком большой выкуп можно было получить за захваченных моряков, суда и грузы.
Смышленые предприниматели: как пираты открыли фондовую биржу
Одной из главных баз сомалийского пиратства стал Харадхире – некогда небольшой рыбацкий поселок, разросшийся до города и превратившийся в пиратскую цитадель с пробками из роскошных пиратских внедорожников. Туда стекалось большинство захваченных трофеев. Найти какую-то иную работу там было очень сложно – пиратство стало практически единственным источником существования для местных жителей.
Именно в Харадхире во время сезона дождей 2009 года наиболее продвинутые в финансовом плане пираты нашли оригинальный способ привлечь финансирование: открыли пиратскую биржу. На ней размещались ценные бумаги судоходных компаний, занимавшихся морским разбоем.
По сути, биржа также выполняла функции координирующего центра, что повышало эффективность работы пиратов и увеличивало их доход. Кроме того, она была местом сбора и источником новостей: например, туда приходили женщины в надежде узнать хоть что-то о судьбе пропавших мужей, отцов и сыновей, занимавшихся рискованным делом.
Сверхприбыльные инвестиции с тысячами процентов годовых
Популярность биржи росла на глазах: если спустя два месяца после открытия на ней торговались бумаги всего 15-ти пиратских компаний, то через полгода эмитентов (компаний и лиц, выпускающих ценные бумаги) стало 72. Прибыль приносили только те компании, которым удавалось захватить суда – это был единственный имеющий значение фактор.
В пиратские акции вкладывались в основном местные жители, но позднее подключились инвесторы из других регионов Сомали и даже стран Запада. Причина – в растущей рентабельности «инвестиций»: суммы выкупа постоянно росли и исчислялись миллионами долларов. С такой прибылью бумаги были обречены на рост.
Например, в конце ноября 2010 года преступники захватили греческий нефтяной танкер «Maran Centaurus» – он перевозил нефть стоимостью в 150 млн долларов и сам по себе стоил 50 млн. В январе 2010-го его владельцы сбросили захватчикам груз с 7 млн долларов выкупа, после чего судно освободили. На тот момент это стало рекордным выкупом в истории сомалийского пиратства.
Широко известной стала история местной жительницы Сары Ибрагим. После развода с мужем она получила в качестве алиментов гранатомет РПГ-7 и несколько гранат к нему. По сути, это все имущество, что было у Сары – и она вложила его в акции одной из «успешных» компаний. Та захватила испанское рыболовное судно «Alakrana» и получила выкуп в 4 млн долларов, из которых Ибрагим досталось 75 тысяч долларов.
Деньги она получила спустя 38 дней после «вклада». Стоимость своего арсенала Ибрагим оценила в 4,5 тысячи долларов – и если бы инвестиции в разбой подчинялись традиционным законам рынка, то за год тут можно было заработать около 16000% годовых прибыли. Особенно эта сумма впечатляет на фоне ВВП на душу населения в Сомали 2009-го – он составлял всего 600 долларов.
Закат сомалийского пиратства
Расцветом пиратства стал 2010 год: тогда удалось угнать 47 судов и заработать на выкупах 238 млн долларов. В среднем за год преступники добывали около 150 млн долларов, притом что ущерб от их действий специалисты консалтинговой компании «Geopolicity Inc» оценивали в 15 млрд долларов – сюда входили не только прямой ущерб от атак, но и удорожание страховок, прокладка удаленных от Сомали маршрутов, дополнительные расходы на топливо, наем вооруженной охраны.
Еще в 2008-м ЕС и страны НАТО начали проводить операции против пиратов, затем к ним присоединились ВМС России, Китая, Индии, Японии. Появление в Аденском заливе иностранных военных кораблей усложнило деятельность бандитов – им пришлось охотиться подальше от побережья.
Не менее важно то, что компании, которые занимались грузоперевозками в Аденском проливе, начали нанимать охранные фирмы для защиты грузов. Наемники устанавливали на суда в проливе тяжелые пулеметы и давали отпор пиратам, которые так ни разу и не смогли захватить судно с охраной.
В настоящее время пиратство в Сомали практически сведено на нет. Сейчас район Аденского залива предельно милитаризирован. В Сомали и соседней Джибути располагаются базы семи стран, в том числе США, Китая и Франции, которые пристально наблюдают за регионом. За нахождение военных баз на своей территории Джибути и сомалийские квазигосударства получают хорошие деньги (от 30 до 100 млн долларов с каждой). Теперь местное население имеет возможность зарабатывать на военных, которые там расквартированы. Это позволяет сомалийской экономике потихоньку развиваться. Постепенно возрождается и рыболовство. Тем не менее, отдельные нападения в районе залива по-прежнему случаются. Так, в марте 2017 года пираты захватили коморский танкер «Aris 13». Гражданская война в Сомали до сих пор не окончена, и угроза дестабилизации региона сохраняется. Поэтому пираты могут поднять голову в любой момент.
В Сомали выход найден, в Гвинейском заливе – пока нет
Российский профессиональный союз моряков отмечает, что хотя в Сомали в настоящее время наступило затишье, пиратская угроза сохраняется в нескольких регионах мира – и в первую очередь в Гвинейском заливе. Опыт решения проблемы в Сомали показывает, что для эффективной борьбы с пиратством требуется активное международное взаимодействие, к которому уже не раз призывали многие представители отрасли, в том числе Международная палата судоходства и Международная федерация транспортников. РПСМ выражает надежду, что подобная инициатива все же будет начата – нет сомнений, что жизни моряков тогда находились бы в большей безопасности.