благинина кукушка напоминает какое стихотворение
shymchuknp
Учитель начальных классов
Шимчук Наталья Петровна
Е.Благинина. Стихотворения
Цели урока: познакомить учащихся с творчеством Е. А. Благининой; прививать детям интерес к чтению.
Планируемые результаты:
предметные: уметь читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому;
личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; умение грамотно и связно излагать свои мысли.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет целый век.
— Садитесь. Давайте и мы посмотрим на своего соседа, улыбнёмся ему и мысленно пожелаем здоровья.
Выразительное чтение наизусть стихотворения Сергея Владимировича Михалкова.
III. Изучение нового материала.
1.– Сегодня на уроке нас ждет встреча со стихами Елены Александровны Благининой.
Биография Е. А. Благининой
Елена Александровна Благинина (1903- 1989 гг.)
Одно из стихотворений – о птице, которую если кто из вас и не видел, то уж слышал обязательно. Она подкладывает яйца в чужие гнезда, а ее птенцы выбрасывают из гнезда птенцов хозяев. Догадались, кто эта птица?
2. Работа над стихотворением «Кукушка»
-Прочитайте стихотворение «Кукушка». Как вы думаете, о чём оно?
-Что вы знаете об этой птице?
-Многие считают, что кукушка – плохая мать, но это не так. Кукушка – заботливая мать, а подкладывает яйца в чужие гнезда лишь потому, что не может выкормить своих птенцов: ведь питается кукушка жирными мохнатыми гусеницами, очищая от них наши леса, а птенцы их есть не могут. Вот и подбрасывает кукушка свои яйца в гнезда других птиц, чтобы эти птицы выкормили ее птенцов нежными мошками и комариками.
Перечитайте сти каким чувством поэтесса говорит о кукушке?
-Какое стихотворение оно вам напомнило?
– Перечитайте и сравните стихотворения «В лесу над росистой поляной..» С. Я. Маршака и «Кукушка» Е. А. Благининой.
-В чём сходства этих стихотворений? (Общая тема – о кукушке,- главный герой – мальчик, действие происходит в лесу).
-В чём отличия этих стихотворений?( Разное время суток: у Маршака – рассвет, туман, росистая поляна, у Благининой – «неяркий денёк», весь день с утра до вечера)
— Какое настроение создает у авторов голос кукушки? (У Благининой – нежное, тихое, блаженное ощущение покоя и счастья, а у Маршака – светлая грусть, герой как будто уже вспоминает о прошедшем).
— Какое определение дают поэты голосу кукушки?( Стеклянный,
-заунывный – наводящий уныние, тоскливый, печальный;
-простосердечный – простодушный, доверчивый, искренний
-отзывчивый – легко отзывающейся. Сочувственно относящийся к нуждам других, готовый помочь.
— блаженствую – испытывать блаженство, наслаждаться, быть счастливым)
Вывод: тема одна, но читать стихотворения надо по-разному, т.к. в них выражены разные эмоции.
Выразительное чтение стихотворения «Кукушка» детьми.
– Что вспоминаете, о чем думаете вы, заслышав голос кукушки?
-Какие непонятные, трудные слова встретили в произведении?
– Какое чувство вызвало у вас стихотворение? Что вы почувствовали в начале, в конце? Почему?
– Как характеризует поэтессу это стихотворение?
– Отчего изменился котенок?
Выразительное чтение стихотворения «Котенок».
— Прочитайте стихотворение так, чтобы каждый из нас почувствовал, как котенку сначала было плохо, а потом хорошо.
-От чьего лица ведётся рассказ в стихотворениях «Кукушка» и «Котёнок»?
-Что ты думаешь о детях? Какие они, как относятся к природе, животным и птицам?
-О чём стихотворения Благининой? Почему она так много пишет о любви к животным?
— Елена Благинина восхищается окружающим миром, любит и ценит его, учит бережному отношению к животным. Персонажи её стихов — ветер, дождик, яблоки, радуга, садик, березки — близки и дороги детям
— Чему научили вас прочитанные стихи?
— Над чем заставили задуматься?
– Что понравилось? Какую бы работу вы хотели выполнить еще?
VI Домашнее задание: подготовить выразительное чтениестихотворений Е. А. Благининой «Кукушка», «Котенок» ; приготовиться к обобщающему уроку по теме «Поэтическая тетрадь», выучить наизусть стихотворение.
Урок по литературному чтению на тему «Е.А. Благинина «Кукушка», «Котенок».
Тема: Е. А. Благинина «Котенок», «Кукушка»
Цель: расширить знания детей о жизни и творчестве Е. А. Благининой
1) учить анализировать текст,
2) знакомить с биографией Е. А. Благининой,
3) познакомить с произведениями Е. А. Благининой «Кукушка» и «Котёнок»,
4) обучать понимать смысл прочитанного,
5) развивать связную речь,
6) развивать навык выразительного чтения,
7) формировать умение внимательно слушать одноклассников.
1. Эмоциональный настрой.
— Давайте сядем поудобнее, улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.
2. Как обычно, урок начнем с разминки. (На слайде)
На дом было задано выразительно читать стихотворение Сергея Владимировича Михалкова «Если».
4. Посмотрите на доску. (слайд1)
Дима, прочитай, с каким писателем мы сегодня познакомимся.
5. Биография Е. А. Благининой
Елена Александровна Благинина (1903- 1989 гг.)
В начале 30-х годов прошлого века Елена Александровна стала писать стихи для детей. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя — Елена Благинина. (слайд 2). Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических.
(слайд 3)Елену Александровну отличало невероятное трудолюбие, и за свою долгую жизнь она успела выпустить около сорока книг, которые неизменно пользовались популярностью у взрослых и детей.
6. Работа над стихотворением «Кукушка»
Откройте учебник на с.
Я прочитаю вам стихотворение «Кукушка». (слайд 4)
7. Какое стихотворение оно вам напомнило? ( Самуила Яковлевича Маршака «В лесу над росистой поляной» )
Давайте перечитаем это стихотворение.
В чём сходства этих стихотворений?
— общая тема – о кукушке,
— главный герой – мальчик,
— действие происходит в лесу.
В чём отличия этих стихотворений?
— разное время суток: у Маршака – рассвет, туман, росистая поляна, у Благининой – «неяркий денёк», весь день с утра до вечера;
— у Благининой – нежное, тихое, блаженное ощущение покоя и счастья, а у Маршака – светлая грусть, герой как будто уже вспоминает о прошедшем.
Вывод: тема одна, но читать стихотворения надо по-разному, т.к. в них выражены разные эмоции.
8. Выразительное чтение стихотворения «Кукушка» детьми.
9. Физминутка (слайд5)
Кот Мурлыка, кот Царапка
Учит деток танцевать
Ну-ка левой, ну-ка правой,
10. Работа над стихотворением «Котёнок» (слайд6)
Послушайте стихотворение Благининой «Котёнок» (аудиозапись)
11. От чьего лица ведётся повествование? ( от лица девочки )
-Какое настроение вызвало это стихотворение? Что вы почувствовали в начале, в конце? Почему?
-Прочитайте внимательно стихотворение самостоятельно.
-Какие непонятные, трудные слова встретили в произведении?
Ненастный – дождливый, пасмурный день (значит, с утра шел дождь)
Загляденье просто – очень красиво, глаз не оторвать.
Как бархат – очень мягкая, нежная ткань (шерстка мягкая).
Хвост трубой – когда веселый, довольный, уверенный.
-Ребята, посмотрите на слайд (слайд 7)
Тут фотографии разных котят. Попробуйте найти фотографию, которая больше всего подходит нашему котенку в начале.
-Каким он был сначала?
-Почему этот котенок?
-Найдите и прочитайте строки, соответствующие этой фотографии.
-А здесь ищем котенка, который больше подходит, когда его приютили.
12. Выразительное чтение стихотворения «Котенок».
— Прочитайте стихотворение так, чтобы каждый из нас почувствовал, как котенку сначала было плохо, а потом хорошо.
О чём стихотворения Елены Александровны Благининой? ( о животных )
Чему научили вас прочитанные стихи? ( любить природу, животных, относиться к животным бережно, помогать им, если они попали в беду )
14. Домашнее задание: Одно из наиболее понравившихся стихотворений выучить наизусть, по желанию нарисовать иллюстрацию.
Урок по литературному чтению на тему: Н.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок».
Урок по литературному чтению на тему: Н.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок».
Бондаренко Ирина Васильевна
Тема: Е. А. Благинина «Котенок», «Кукушка»
Цели урока: познакомить учащихся с творчеством Е. А. Благининой; прививать детям интерес к чтению.
Планируемые результаты:
предметные: уметь читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому;
личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; умение грамотно и связно излагать свои мысли.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» УМК «Школа России» 3 кл. 2 ч.,
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет целый век.
— Садитесь. Давайте и мы посмотрим на своего соседа, улыбнёмся ему и мысленно пожелаем здоровья.
Выразительное чтение стихов Сергея Владимировича Михалкова по выбору детей.
III. Изучение нового материала.
1.– Сегодня на уроке нас ждет встреча со стихами Елены Александровны Благининой.
Биография Е. А. Благининой
Елена Александровна Благинина (1903- 1989 гг.)
Вскоре она перебралась в Москву, где поступила в Высший литературно-художественный институт.
(слайд )Елену Александровну отличало невероятное трудолюбие, и за свою долгую жизнь она успела выпустить около сорока книг, которые неизменно пользовались популярностью у взрослых и детей.
-Одно из стихотворений – о птице, которую если кто из вас и не видел, то уж слышал обязательно. Она подкладывает яйца в чужие гнезда, а ее птенцы выбрасывают из гнезда птенцов хозяев. Догадались, кто эта птица?
2. Работа над стихотворением «Кукушка»
-Прочитайте стихотворение «Кукушка». Как вы думаете, о чём оно?
-Что вы знаете об этой птице? (Ответы детей)
-Многие считают, что кукушка – плохая мать, но это не так. Кукушка – заботливая мать, а подкладывает яйца в чужие гнезда лишь потому, что не может выкормить своих птенцов: ведь питается кукушка жирными мохнатыми гусеницами, очищая от них наши леса, а птенцы их есть не могут. Вот и подбрасывает кукушка свои яйца в гнезда других птиц, чтобы эти птицы выкормили ее птенцов нежными мошками и комариками.
Может быть, поэтому голос кукушки печальный и невеселый.
-Сейчас я вам перечитаю это стихотворение, а вы постараетесь ответить на вопрос-
с каким чувством поэтесса говорит о кукушке?
-Какое стихотворение оно вам напомнило?
– Перечитайте и сравните стихотворения «В лесу над росистой поляной..» С. Я. Маршака и «Кукушка» Е. А. Благининой.
-В чём сходства этих стихотворений? (Общая тема – о кукушке,- главный герой – мальчик, действие происходит в лесу).
-В чём отличия этих стихотворений?( Разное время суток: у Маршака – рассвет, туман, росистая поляна, у Благининой – «неяркий денёк», весь день с утра до вечера)
— Какое настроение создает у авторов голос кукушки? (У Благининой – нежное, тихое, блаженное ощущение покоя и счастья, а у Маршака – светлая грусть, герой как будто уже вспоминает о прошедшем).
— Какое определение дают поэты голосу кукушки?( Стеклянный,
-заунывный – наводящий уныние, тоскливый, печальный;
-простосердечный – простодушный, доверчивый, искренний
-отзывчивый – легко отзывающейся. Сочувственно относящийся к нуждам других, готовый помочь.
— блаженствую – испытывать блаженство, наслаждаться, быть счастливым)
Вывод: тема одна, но читать стихотворения надо по-разному, т.к. в них выражены разные эмоции.
Выразительное чтение стихотворения «Кукушка» детьми.
– Что вспоминаете, о чем думаете вы, заслышав голос кукушки? Физкультминутка
3.– Другое стихотворение – о милом, добром существе, которое любят дети и которое часто живет с нами. Прочитайте внимательно стихотворение Благининой «Котенок» самостоятельно.
-Какие непонятные, трудные слова встретили в произведении?
– Прочитайте стихотворение «Котенок» друг другу( работа в парах ).
– Какое чувство вызвало у вас стихотворение? Что вы почувствовали в начале, в конце? Почему?
– Как характеризует поэтессу это стихотворение?
– Отчего изменился котенок?
Выразительное чтение стихотворения «Котенок».
— Прочитайте стихотворение так, чтобы каждый из нас почувствовал, как котенку сначала было плохо, а потом хорошо.
-От чьего лица ведётся рассказ в стихотворениях «Кукушка» и «Котёнок»?
-Что ты думаешь о детях? Какие они, как относятся к природе, животным и птицам?
-О чём стихотворения Благининой? Почему она так много пишет о любви к животным?
— Елена Благинина восхищается окружающим миром, любит и ценит его, учит бережному отношению к животным. Персонажи её стихов — ветер, дождик, яблоки, радуга, садик, березки — близки и дороги детям
— Чему научили вас прочитанные стихи?
— Над чем заставили задуматься?
– Что понравилось? Какую бы работу вы хотели выполнить еще?
VI Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений Е. А. Благининой «Кукушка», «Котенок» ; приготовиться к обобщающему уроку: выучить наизусть стихотворение одного из поэтов: С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова или Е. А. Благининой
Конспект по литературному чтению Е.А. Благинина «Кукушка» (3 класс)
Конспект урока по литературному чтению 3 класс
Тема урока: Е. А. Благинина «Кукушка»
расширять свой читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.,
понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.
1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
— Добрый день. Добрый день всем, кто пришел сюда впервые, и тем, кто уже был у нас в гостях. Доброго настроения всем присутствующим.
Мы приветствуем гостей —
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали
Хорошо ли мы умеем
И читать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
— А теперь – начнём урок.
К нам весна пришла? К нам весна пришла.
К нам весна пришла? К нам весна пришла.
3. Проверка домашнего задания.
— На дом было задано, выразительно читать стихотворение Сергея Владимировича Михалкова «Если».
4. Целеполагание. Новый материал
– Какова тема сегодняшнего урока? Расшифруйте, что здесь написано, воспользовавшись ключом?
1.5; 6.4; 6.5; 5.4; 6.3; 1.5; 2.3; 5.5; 5.3; 3.3; 3.5; 2.3; 1.5
2.5; 6.4; 1.5; 4.5; 3.4; 2.3; 3.4; 2.3; 1.5
— Верно, Елена Александровна Благинина.
— А какой будет тема нашего урока, вы скажете, отгадав загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это. (Птицы)
— Птицы везде –вокруг нас, над нами, рядом, вдали. Встретить их можно и в поле, и в лесу, и в горах, и на речке. Птиц очень много в природе. Например, в России их численность составляет более 760 видов. Чтобы посмотреть на них, не хватит целой жизни. Но птиц, которые живут неподалеку от вашего дома, надо знать.
Шумят, кричат с утра до вечера, галдят.
– Птицы подают голоса по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
«Синь-синь!» – так посвистывает синица.
«Чи-чи! Чи-чи!» –это чиж.
«Гра-гра! – грач.
«Сквор-сквор!» – так поют скворцы.
— А о какой птице мы будем говорить сегодня?
Звучит запись голоса кукушки голосов. (о кукушке)
— Верно. Мы познакомимся сегодня не только с творчеством Елены Александровны Благининой, но и с её стихотворением «Кукушка».
– Что нового узнаете на уроке? (На доске: знать 🙂 (Познакомимся с творчеством Е.А. Благининой, узнаем, о жизни кукушек)
– Чему будете учиться? (На доске: уметь 🙂 (Будем учиться читать стихотворение выразительно: с нужной интонацией, без ошибок, правильно ставить логическое ударение, выдерживать паузы, объективно оценивать чтение товарищей.)
5. Биография (подготовленные дети)
1. Елена Александровна Благинина родилась в 1903 году 27 мая в Орловской губернии в селе Яковлеве. Вокруг села лежали леса, просторные луга, косогоры. И, если маленькой Лене рассказывали сказку, то она верила, что всё сказочное происходит рядом, за селом.
Отец зарабатывал немного, и семья жила очень скромно. Мать и бабушка занимались домом и хозяйством. Бабушка была неграмотной, но знала множество различных историй. Она и передала внучке свою любовь к творчеству.
В восемь лет девочка написала стихи про «детство милое» и «старенький родительский дом», а уже через два года сочинила свою первую сказку о снежинке.
2. С детства Лена мечтала стать учительницей. Каждый день в самодельных башмаках на веревочной подошве, в любую погоду, шла она в Курский педагогический институт. Желание писать было сильнее, и тогда же появились первые стихи Елены Александровны. Вскоре она переехала в Москву, где поступила в Высший литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова.
3. «Ребята любили стихи Елены Александровны: про ветер, про радугу, про дождик, про яблоки, про берёзки, про сад и огород, про самих детей, про их радости и горести», — вспоминает один литературовед. Елену Александровну отличало большое трудолюбие. За всю свою долгую жизнь Елена Александровна написала около сорока книг, которые пользуются популярностью у взрослых и детей.
Благинина говорит нам о счастье, о Родине, о доме, о семье, о дружбе. Потому-то так и любимы ребятами стихи Е. А. Благининой.
6. Работа над стихотворением Е.А. Благининой «Кукушка»
– Прежде, чем мы перейдём к работе над стихотворением, послушаем сообщения ребят об этой птице. (Сообщения заранее подготовленных детей.)
1-й ученик. Кукушка получила своё название за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!». Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо.
2-й ученик. Но есть у неё и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает и не выкармливает птенцов, а, снеся яичко на землю, подхватывает его клювом и летит по всему лесу в поисках какого-нибудь гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое, кукушка вынимает из него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него свою ношу.
3-й ученик . Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда не выкармливает своих птенцов. За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка. Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не вырастет и не улетают.
4-й ученик. Эта птица очень осторожная. Она немного больше голубя. Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые страны в конце лета.
5-й ученик. Но всё-таки кукушки – одни из самых полезных птиц. Кукушка – птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное – она поедает таких гусениц, которых кроме неё и иволги не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест всех подряд. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.
8. Знакомство с содержанием стихотворения
– А сейчас мы отправимся в лесную глушь и отдохнём у светлого родника, как герой Е.А.Благининой. Послушайте красивое, певучее стихотворение Е.А. Благининой «Кукушка». Постарайтесь пропустить услышанное через себя: уловить запахи, услышать звуки, описанные в этом стихотворении. При слушании стихотворения попробуйте понять смысл его. (слушание стихотворения аудиозапись)
– Понравилось ли вам стихотворение? Чем? (Стихотворение о родине, певучее, красивый язык.)
– Какие запахи уловили? (Пахнет лесом.)
– Какие звуки услышали? (Шуршание листьев, журчание родника.)
— Какое стихотворение оно вам напомнило? (Самуила Яковлевича Маршака «В лесу над росистой поляной»)
— Давайте перечитаем оба стихотворения, чтобы сравнить их.
— В чём отличия этих стихотворений?
рассвет, туман, росистая поляна
«неяркий денёк», весь день с утра до вечера
светлая грусть, герой как будто уже вспоминает о прошедшем
нежное, тихое, блаженное ощущение покоя и счастья
Вывод: тема одна, но читать стихотворения надо по-разному, т.к. в них выражены разные эмоции.
8. Анализ стихотворения. Выразительное чтение стихотворения
– Чтобы глубже прочувствовать красоту, описанную в стихотворении, понять смысл этого произведения, что нужно сделать? (Прочитать стихотворение выразительно.)
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
вторник, 9 февраля 2021 г.
Ответы к стихотворениям Благининой «Кукушка» и «Котёнок», 3 класс
Использован учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, страница 119.
1. От чьего лица ведётся рассказ в стихотворениях «Кукушка» и «Котёнок»?
Эти стихотворения написаны от первого лица, и мне кажется, что от лица маленькой девочки. В стихотворении «Кукушка» героем может быть и мальчик, там нигде нет упоминания рода. Но в стихотворении «Котёнок» рассказ ведёт девочка.
2. Что ты думаешь о детях? Как они относятся к природе, животным и птицам?
Я думаю, что герои этих стихотворений любят природу и наслаждаются её красотой.
Герой первого стихотворения с упоением слушает кукушку. Он блаженствует под её крики.
Героиня второго стихотворения принесла домой бездомного котёнка и накормила его. Котёнок стал красивым и счастливым.
Эти дети любят животных и не дадут их в обиду. Они большие молодцы!
3. О чём стихотворения Благининой? Как ты думаешь, почему она так много пишет о любви к животным?
Я думаю, что поэтесса и сама очень любит природу, что она тоже не прошла бы мимо несчастного котёнка или щенка. И поэтому так много пишет о любви к природе. Она хочет, чтобы её читатели тоже любили природу, и в своих произведениях показывает, как это хорошо.
4. Как бы ты поступил, если бы увидел бездомного котёнка?
К сожалению, бездомные животные не редкость в наших городах. И взять всех домой просто невозможно.
У меня уже живут дома две кошки, поэтому я бы не смогла взять бездомного котёнка. Но я бы не прошла мимо. Я бы вынесла для него тарелочку с кормом, прошлась бы по соседям, может быть кому-то нужен котёнок. И позвонила бы в специальный приют для бродячих животных. Там котёнку обязательно бы нашли любящих хозяев.