благодаря воображению какие чувства развиваются у ребенка
РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В БЕЗОПАСНОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Одним из важнейших процессов, влияющим на становление личности ребенка, является воображения. Личность в основе своей имеет три сферы: потребностно-мотивационную, эмоциональную и когнитивную. Каждая из этих сфер определенным образом связана с развитием личности ребенка и с психическим познавательным процессом – воображением. В потребностно-мотивационной сфере у ребенка формируются начальные навыки общения с другими людьми. Благодаря когнитивной сфере ребенок начинает овладевать различными знаниями, навыками и умениями, которые формируются у него путем обучения. А эмоциональная сфера личности постепенно формирует у него чувства и эмоции. Следует отметить, что воображение тесно связано с эмоциями, а эмоции связаны со всеми сферами жизни человека.
Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью.Благодаря этому компоненту психической деятельности, мы можем позволить себе планировать что-либо, представлять какие-то образы, вспоминать картины прошлого, творить и создавать что-то новое на протяжении всей нашей жизни. Особенно значимым является выявление специфики воображения и его закономерностей при изучении дошкольного детства, когда, как справедливо указывал Л.С. Выготский, закладываются основы развития этого процесса. Значение воображения, фантазии в жизни детей отмечали практически все психологи, изучавшие психическое развитие в онтогенезе. К.Д. Ушинский писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще не организовавшейся душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой» [4, 434]. Эта способность развивается особенно интенсивно в возрасте от 3 до 10-12 лет. Именно в этот период нужно приложить усилия, чтобы развить у ребенка воображение, если же этого не делать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. У него уменьшается способность фантазировать, а, следовательно, обедняется личность, пропадает интерес к творческой деятельности, искусству, снижаются возможности творческого мышления и т.д.
Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития – это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. В игре формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя; расширяется, обогащается и углубляется сама личность [5, 122]. Воображая игровые ситуации и реализуя их, малыш формирует у себя целый ряд личностных свойств, таких как справедливость, смелость, честность, чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит компенсация пока еще недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности и конфликты [6].
Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и др. воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у них знаний, способствует саморазвитию личности [2, 96].
Начиная с трех лет, ребенок может одновременно сосуществовать в двух разных реальностях – в привычном мире окружающих предметов, где распоряжаются и оберегают взрослые, и в мире воображаемом. Он тоже реален для ребенка, но невидим для других людей. Одни и те же предметы присутствуют в обоих мирах сразу, имея в них разные сущности [1, 1]. Удивительным свойством детского мироощущения в данный период оказывается то, что большинство значимых предметов, окружающих его в обыденной жизни, представляются в фантазиях героями множества событий. Вокруг них разыгрываются драматические ситуации, они становятся участниками «сериалов», изо дня в день создаваемых ребенком. Мама даже не подозревает, что, рассматривая суп в тарелке, ее малыш видит подводный мир с водорослями и затонувшими кораблями, а проделывая ложкой бороздки в каше, представляет, что это ущелья среди гор, по которым пробиваются герои его сюжета. Способность к воображению дает дошкольнику совершенно новые степени свободы, ощущение собственной силы, дееспособности, хозяйского отношения к воображаемым ситуациям. Это резко контрастирует с невысокой до поры до времени способностью управляться с предметами и событиями реального мира, где вещи его мало слушаются [1, 1].
Сейчас, к сожалению, родители очень мало времени уделяют развитию этого важнейшего процесса, не подозревая, насколько он важен в развитии ребенка. Развитию детского воображения на протяжении веков способствовали игры и прикладное творчество. Ребенок, играя с предметами окружающего быта, формировал образы, моделировал реальность, планировал деятельность (например, представлял их в виде животных, людей и пр.). Сегодня родители стремятся, чтобы у детей были «идеальные» игрушки полностью идентичные настоящим предметам в реальном мире. За последние 20 лет, в следствии стремительного развития технологий, индустрия игрушек изменилась до неузнаваемости. Массовое производство и потребление привело к детализации и натурализации игрушки, в следствие чего детям все меньше приходиться воображать образ и поведение героя.
Самые яркие воспоминания детства – сказки, рассказанные на ночь тихим мелодичным голосом мамы, и веселые персонажи, рожденные зачастую, сказочным воображением. Сказка способствует развитию воображения ребенка. Сказка – незаменимый инструмент формирования его личности. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его воображение [3, 245].Вместе с тем другой негативной тенденцией современного информационного общества стало замена устного рассказа сказок и чтения книг, способствующих развитию воображения (посредством представления персонажей, интерьера, природыи пр.)разнообразными аудиовизуальными гаджетами (планшетный компьютер, смартфон и пр.).
Нарастающее преобладание мультимедийных вариантов информации (мультфильмы, «3D»-анимация, компьютерные игры и пр.) над речевыми можно назвать серьезной угрозой безопасному развитию ребенка. При просмотре современных мультфильмов, особенно западных, ребенку, глядя на красивые картинки, где прорисованы даже самые незначительные и мелкие детали, не хочется ничего додумывать или дорисовывать в воображении, потому что и так все идеально. Другими словами, ребенку и его воображению в современных мультфильмах делать нечего.Можно утверждать, что сегодня под влиянием примата образных вариантов информационного воздействия подрастающее поколение невольно уходит от сложных и высоких возможностей психики, приобретенных на эволюционном пути, к более простым, примитивным.В результате, как показали исследования японских нейрофизиологов, у завзятых «телеманов» невостребованными оказываются некоторые участки мозга, а у любителей компьютерных игр тренируются только реакции, практически не применимые в реальной жизни.Подрастающее поколение все хуже владеет родной речью: дети затрудняются объединять слова в предложения, правильно строить фразы и выражать свои мысли. Причина в том, что их главным «собеседником» становятся телевизор и компьютер[7].
Для того чтобы предупредить подобные негативные тенденции родителям нужно предложить ребенку альтернативу. Очень хорошо развивает воображение – рисование. Предложите ребенку порисовать вместе, например, начните рисовать какую-то фигуру, а он пускай продолжит так, как ему хочется и что собственно он видит в вашем фрагменте. Не мешайте ему, пусть немного пофантазирует. Так же можно идя по улице спросить у ребенка, как ему кажется, на что похожи окружающая природа: дерево, куст, облако и пр. Поиграйте с ним в ассоциации. Придумайте какую-то историю, а он пусть ее закончит. Вы сами удивитесь, как много способен рассказать ваш ребенок и сколько у него интересных мыслей и идей. Главное, чтобы все эти упражнения или занятия проводились в виде увлекательной и веселой игры, чтобы это доставляло удовольствие и вам и вашему ребенку.
Воображение является непременным условием становления тех черт личности, которые выражают отношение к самому себе, т.е. самооценку и отношение к другим людям. Оно программирует в соответствии со сложившейся самооценкой поведение человека в новых условиях. Следует заметить, чтоэмпатия, чуткость в отношении к людям, такт в подходе к ним невозможны без воображения. Чтобы быть чутким, нужно на основе знаний о жизни и характере человека вообразить (представить себе) его душевное состояние в данный момент. Таким образом, воображение имеет большое значение в формировании социально-психологических качеств личности.
Таким образом, воображение играет очень важную роль и тесно связано с безопасным развитием личности ребенка. Оно расширяет человеческое познание с самого раннего детства, а также, оказывает существенное влияние на развитие личностных качеств. С помощью воображения ребенок осваивает новый жизненный опыт. Именно этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка и его поведения в целом.
Список литературы
Данилкина И.И. Онтология визуального воображения // Аналитика культурологи. 2009. № 15
Жирикова Д.А., АпшеваС.Ю. Развитие воображения детей
дошкольного возраста с помощью сказки // Проблемы и перспективы развития образования в России. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014.– С. 95-100.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000. – 310 с.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 09. Человек как предмет воспитания. 1950г.
Шорникова О.В. Роль игры в развитии ребенка // Psycho-pedagogical problems of a personality and social interaction: materials of the V international scientific conference on May 15–16. – Prague: Vědeckovydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2014. – С. 121-124
МарцинковскаяТ. История детской психологии. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/marc_ist/07.php (30.03.15)
Петров С.В., Кисляков П.А. Информационная безопасность. Учебное пособие. – М., 2011.
Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста
Евгения Аншакова
Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста
Воображение — это познавательный процесс, используемый в психическом функционировании, а иногда и в сочетании с психологическими образами. Оно включает в себя размышления о возможностях в будущем.
Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и примеров.
О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков.
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы-воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей-дошкольников является еще довольно слабым.
Маленький ребенок, например трехлетка не в состоянии еще полностью восстановить картину по памяти, творчески ее преобразовать, расчленить и использовать далее отдельные части воспринятого как фрагменты, из которых можно сложить что-либо новое. Для младших детей-дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под иным углом зрения. Если попросить ребенка-шестилетку расположить предметы на одной части плоскости так же, как они расположены на другой ее части, повернутой к первой под углом в 900, то это обычно вызывает большие трудности для детей данного возраста. Им сложно мысленно преобразовать не только пространственные, но и простые плоскостные изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно ролевые игры.
Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О. М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным, постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось достаточно быстро (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста, воображениепредставлено в двух основных формах: а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи и б) возникновение воображаемого плана ее реализации.
Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.
У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. Именно в это время воображение как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково-опосредствованный процесс и разделяется на познавательное и аффективное.
Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.
На первом этапе развития воображение связано с процессом «опредмечивания» образа действием. Через этот процесс ребенок научается управлять своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать их, а следовательно, регулировать свое собственное воображение. Однако планировать его заранее, составлять программу предстоящих действий он еще не в состоянии. Данная способность у детей появляется лишь к 4-5 годам.
Детское аффективное с возраста 2,5-3 года – 4-5 лет развивается по несколько иной логике. Вначале отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок строить воображаемые ситуации, которые сжимают угрозы его «Я» (рассказы-фантазии детей о себе как о якобы обладающих особо выраженным положительными качествами). [9].
Наконец, на третьем этапе развития этой функции воображения возникают замещающие действия, которые в результате своего осуществления способны снять возникшее эмоциональное напряжение; формируется и начинает практически действовать механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные отрицательные, нравственно и эмоционально неприемлемые качества и поступки начинают ребенком приписываться другим людям, окружающим предметам и животным. К возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире.
В целях развития воображения можно рекомендовать взрослым, работающим с дошкольниками следующее: в игре и в занятиях чаще использовать заместители предметов, работать с «опредмечиванием» неопределенных объектов, включать детей в ситуации создания образов на основе словесного описания или неполного графического изображения, организовывать игру таким образом, чтобы детям было необходимо подчинять свое воображение определенному замыслу, создавать и последовательно реализовать план этого замысла.
Фантазия — двигатель прогресса, или Развитие воображения у детей дошкольного возраста Воображение- способность человека придумать что-то новое на основе своего прошлого опыта. В детском возрасте чаще всего проявляется как.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.
Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка «Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы» РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.
Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.
Психологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка «Психологические особенности среднего дошкольного возраста» В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.
Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.
Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.
Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.
Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.
Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.
Воображение дошкольников
Екатерина Борисовна Баннова
Воображение дошкольников
1. Понятие воображения…. 3
2. Виды и функции воображения дошкольника….…4
3. Формы проявления воображения дошкольника…. ….5
4. Развитие воображения у дошкольников…. 7
Список литературы…. ….12
Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Дети не услышали бы сказок и
не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать
школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека
способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Целью данной работы является знакомство с психической функцией воображения, способами ее развития и оптимизации обучения дошкольников.
Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
1. Понятие воображения
Воображение –создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.
Из ничего воображение творить не может. Оно строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Это и образы, создаваемые величайшими писателями, изобретения конструкторов.
Даже сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных элементов.
Как бы ни было новым то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на него. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.
По мнению Э. В. Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.
Воображение- это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.
Воображение присуще только человеку. По мнению Э. В.Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты».
2. Виды и функции воображения дошкольника
Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции — познавательную и аффективную. Основная задача познавательного воображения — это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной кар тины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого- либо события или явления.
Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего Я. Такая защита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя — чувствуют себя сильны ми, смелыми, ловкими, всемогущими. Познавательное и аффективное воображение достаточно четко прослеживается в режиссерской игре ребенка.
Следующий этап в развитии воображении дошкольника — возраст 6—7 лет. К этому времени ребенок уже осваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. Он уже свободен от усвоенных стандартов и может комбинировать их.
На этом этапе появляется целенаправленное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, корректируя по ходу выполнения. Целостный образ начинает строиться способом включения, когда заданный взрослым элемент становится лишь второстепенной деталью их собственного образа воображения.
Воображение можно определить как способность к перекомбинированию и созданию новых образов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребенка значительно меньше, чем у взрослого, его воображение не богаче, а беднее. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого,— оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий отлета от действительности. Специфика воображения дошкольникасостоит в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные.
Первой формой проявления детского воображения являются игры со взрослым, включенные в воображаемую ситуацию. Наиболее ярко воображение проявляется в игре дошкольника (где дети наделяют предметы воображаемыми функциями, берут на себя роли воображаемых персонажей) и в творческих видах деятельности (рисовании и словесном творчестве). В младшем дошкольном возрасте воображение всегда опирается на реальные предметы или действия; к старшему дошкольному возрасту становится возможным воображение во внутреннем плане, в плане представлений.
Выделяются две главные функции воображения — познавательная (воспроизведение и варьирование реальных событий) и аффективная.
Познавательное воображение дошкольника связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Однако оно нередко носит воспроизводящий характер,когда ребенок действует по образцам: воспроизводит одни и те же сюжеты, склонен к рисованию шаблонных графических схем. Аффективное воображение на этом этапе, как и на предыдущем, направлено на преодоление полученных психотравматических воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Однако в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. Обе функции имёют свою линию развития в дошкольном возрасте.
Специальные педагогические воздействия могут способствовать развитию творческого воображения ребенка. Для этого хорошо использовать разные варианты задач на воображение (сочинение сказок, дорисовывание фигур, конструирование по замыслу, придумывание сюжетов и пр.).
3. Формы проявления воображения дошкольника
Начинаясь и формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении сказок и стишков. Здесь, так же как в игре, дети сначала опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге, а потом уже сами планируют свое произведение. Дети по ходу рисунка могут несколько раз менять свой замысел. Горб задуманного верблюда может превратиться в крыло бабочки, которая потом становится птицей, луна становится солнцем, а солнце превращается в звезду или цветок. Все эти превращения активно комментируются в речи детей и становятся ясны только из этих комментариев, поскольку сами изображения отдаленно напоминают что-то определенное. Но дети не слишком взыскательны к качеству рисунка, их фантазии гораздо богаче. Чем изображения. Точки и черточки на бумаге изображают леса, ягоды, волков и зайцев и пр.
Словесное творчество открывает более богатые возможности, не ограниченные какими-либо техническими приемами. Мы уже отмечали, что дети искренне включаются в литературные произведения и живут в этом воображаемом мире. Многие дети сами сочиняют различные истории, в которых фантазия перемежается с реальностью.
С возрастом в игровых сюжетах все большее место отводится речи, и все меньшее время занимает действие. Воображение все больше отделяется от действия и переносится в речевой план. А поскольку внутренняя речь еще не сложилась, ребенку необходим партнер, который в основном выступает в роли слушателя. Этот партнер может не вмешиваться в игру, но он все-таки нужен как опора образа. Ребенок сам рассказывает содержание игры и произносит реплики, как своего, так и чужого персонажа.
Ребенок представляет устройство или действие предмета через свое собственное действие, принимая на себя роль как образ в действии. Очень ярко воображение дошкольников в режиссерской игре. Дети с удовольствием наделяют игрушки ролями и проигрывают с ними различные сюжеты. Можно назвать эту форму воображения субъективной.
Соответственно, существует и форма, которую можно назвать объективной. Самым наглядным образом она проявляется в конструировании, когда от ребенка, например, требуется построить дом для куклы. Размеры дома, комната, вход должны соответствовать росту куклы. Если ребенок занят решением игровой задачи, дом может быть и меньше куклы. Он просто вообразит, что кукла там живет и живет комфортно. А при решении конструкторской задачи это невозможно. Внутренняя позиция ребенка должна быть соотнесена с реальной предметной средой.
Вот почему игра, развивающая воображение, так важна для ребенка.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, чтобы через нее он знакомился с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении ребенком сказок, стихов. Здесь так же, как в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге.
4. Развитие воображения у дошкольников
У новорождённого ребёнка воображения ещё нет. Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности. Этот опыт приобретается как путём личных наблюдений ребёнка, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.
В дошкольномвозрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:
1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.
2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку.
Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.
У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий.Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.
Воспитателю в старших группах детского сада, возможно, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, развитию речи нужно давать детям задания творческого характера.
Развивать воображение можно не только на специальных занятиях.
Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет.
Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны, например, Б. Н. Никитиным.
Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей.Среди них: «перевирание» сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Говоря о развитии детского воображения с помощью сказки, нельзя не вспомнить книгу Дж. Родари » Грамматика фантазии «.
Итак, как же развивать воображение дошкольников?
3. Создавать образы на основе словесного описания или неполного графического изображения. Эта способность очень важна для будущей учебной деятельности ребенка. Необходимость создавать образы на основе описания возникает во время чтения книжки, усвоении новых слов.
4. Пространственное воображение. Все предметы окружающего мира имеют пространственные характеристики, и образы воображения должны их отображать. Поэтому очень важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета в пространстве. Тренировать эту способность можно с помощью игр на представление взаимного размещения нескольких предметов в пространстве.
5. Создание и реализация плана задуманного. Только последовательная реализация плана задуманного может привести к достижению результата. В этом возрасте уже есть все условия для того, чтобы научиться действовать за предварительно продуманным планом. Поэтому очень важно развить эту способность, научить не просто бесцельно и урывками фантазировать, а реализовывать свои идеи, создавать небольшие, но завершенные произведения (рисунки, истории, конструкции) и т. д.
Итак, мы познакомились с самыми общими аспектами развития
воображения детей. Мы увидели, как важна эта функция для общего развития
ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного
опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо
всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для
оптимизации учебной деятельности. Формирование воображения в раннем возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений. Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности. Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.
Необходимо помнить, что воображение дошкольникаразвивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.
Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей. Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.
Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов.
Развитие воображения. Методические рекомендации.
2. Дьяченко О. М., Кириллова А. И.
3. Коробкова С. Обучение рассказыванию детей в детском саду.
Основные виды воображения.