Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме

Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Смотреть фото Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Смотреть картинку Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Картинка про Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Фото Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме

Принято считать, что в существование религиозных чудес верят только люди, придерживающиеся соответствующих верований. При этом феномен такого чуда, как Благодатный Огонь, не может объяснить ни один скептик, какие бы аргументы он не испробовал.

Что такое Благодатный Огонь?

Удивительное явление не раз изучалось научными и религиозными деятелями, которые не смогли найти хотя бы доказательство природного происхождения феномена под названием «снисхождение Благодатного Огня». В него входит:

Как появляется Благодатный Огонь?

Отдельного внимания заслуживает сам процесс возникновения языков пламени. Примерно в 10 часов утра к Иерусалимской Православной церкви начинает двигаться крестный ход, возглавляемый Патриархом и высшими чинами духовенства. После того, как они подойдут вплотную к Кувуклии (часовне Гроба Господня), события начинают развиваться следующим образом:

Как сходит Благодатный Огонь?

После того, как Патриарх и священники остаются за первыми дверьми Кувуклии, они предстают перед комнатой с Гробом Христа. В нее Иерусалимский митрополит зайдет один, но в нескольких шагах от него будет стоять представитель Армянской церкви. Схождение Благодатного Огня происходит в несколько этапов:

Почему Благодатный Огонь не обжигает?

Сноп свечей, которые держит в руках Патриарх, состоит из 33 штук (по числу лет, проведенных на Земле, Иисусом). Единственный, кто лично видел секрет Благодатного Огня, выносит из Кувуклии связку и передает ее Армянскому митрополиту. Он показывает ее верующим, а они зажигают от нее свои свечи. Ослабшего после усердной молитвы Патриарха, едва он появится в дверях, поднимают на руки и несут к выходу с песнопениями. Между тем, впервые посетившие Иерусалим, с удивлением отмечают особенные свойства пламени:

Как принести Благодатный Огонь домой?

Не меньшим значением для верующего обладает не только возможность лицезреть Огонь, но и желание унести его частицу с собой. Благодатный Огонь дома можно разместить перед иконостасом или зажечь от него лампадки и расставить их по комнатам в преддверии Пасхи. Чтобы осуществить замысел, потребуется:

Что нужно делать с Благодатным Огнем?

Большинство духовных наставников не рекомендуют превращаться в идолопоклонников и превращать огонь в своеобразный культ. Верующие должны относиться к нему соответствующе: найти пламя они могут в приходах, в которые его привозят самолетом из Иерусалима. Считается, что Благодатный Огонь – это то, что позволяет:

Если церковные служащие считают грешным само сомнение в священной природе феномена, то журналисты и ученые не стесняются в самых смелых предположениях о том, что сошествие Благодатного Огня имеет вполне земное происхождение. У сторонников разных версий лидируют такие варианты, как:

В 2008 году у скептиков появился шанс узнать природу Благодатного Огня. В Кувуклию перед Великой субботой был допущен российский физик Андрей Волков, который получил одобрение православной церкви на установку аппаратуры с чувствительными датчиками. До него никто не знал ответа на скользкий вопрос, как ученые объясняют схождение Благодатного Огня, исследования Андрея Волкова дали неоднозначные результаты:

Мистический характер природы Огня в истории неоднократно был связан с любопытными событиями. Стоило нарушить хотя бы одну традицию его появления, как ход церемонии менялся на глазах всех свидетелей. Чудо схождения Благодатного Огня претерпевало резкие вмешательства дважды:

Источник

Тайна Благодатного Огня.

Тайна Благодатного Огня, сходящего на Гроб Господень

В 2002 году в Афинах вышла книга, в которой приведено уникальное свидетельство старца Митрофана (Папаиоанну), исполнявшего послушание Хранителя Гроба Господня в течение 57 лет. Старец родился в 1900 году в греческой семье на территории нынешней Турции. Вся его семья была убита, а сам он – отправлен в рабство. Здесь он дал обет Богу, что, если выживет, будет служить Ему у Его Гроба всю жизнь. Через некоторое время юноше удаётся бежать, и он оказывается в Иерусалиме, где рассказывает священнику о своём обете. Юношу принимают служить при Гробе. И далее он предпринимает немыслимо дерзновенный план: подсмотреть, как сходит Благодатный Огонь в Великую Субботу.
Привожу отрывок из книги.

Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Смотреть фото Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Смотреть картинку Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Картинка про Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Фото Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме
Мы у самого главного в мире храма: Храма Гроба Господня, или Воскресения Христова, в Иерусалиме. На этом месте был казнен, погребен и Воскрес Христос.

Чудо, повторяющееся в веках

Отец Митрофан и сам был глубоко взволнован, найдя в нас благодарных слушателей, которые искренне желали услышать истину о Благодатном Огне.
– Природу Благодатного Огня невозможно определить. Трудно сказать, что он такое. Он безграничен и неопределим. Я могу вам рассказать о том, чему меня научил мой опыт, и постараюсь описать то, что сподобился увидеть собственными глазами.
Когда в 1925 году я получил назначение на должность Стража Гроба Господня, тогда невольно задался вопросом: «Что есть Благодатный Огонь?» Старец мой не терпел колебаний или сомнений. Когда стала приближаться Страстная Неделя, он самым строгим образом сказал мне:
– Слушай внимательно, что ты должен будешь делать в Великую Субботу. В этот день появится Благодатный Огонь на Живоносном Гробе Господнем, ибо Сей Гроб является вечным его источником. В 9 часов утра ты возьмёшь пять килограммов чистейшего воска – на этом воске предварительно совершалась Божественная литургия в течение сорока дней. Им будет опечатан вход в Кувуклию во время Последования Благодатного Огня. В 10 часов утра в Великую Субботу в Храм Живоносного Гроба Господня войдёт Блаженнейший Патриарх в сопровождении духовенства греческой Патриархии. Патриарх поднимется по ступенькам и пройдёт в алтарь, где сядет на Патриаршем троне. Тогда все представители инославных вероисповеданий тоже пройдут в алтарь и приложатся к его руке. Сам по себе этот факт замечателен, ибо в нём отражается официальное признание того, что только Православие обладает истиной, что только оно хранит в целости апостольское предание.
Когда представители чуждых нам догматов возьмут у Патриарха благословение, он направится в сторону Кувуклии и станет напротив её входа. Там на особых местах будут сидеть посланцы со всего мира: городские власти, представители дипломатических корпусов, представители народа.
Между 10 и 11 часами утра Великой Субботы уполномоченные лица входят в Кувуклию Святого Гроба, над которым в виде золотой занавеси горят сорок три золотые лампады: тринадцать принадлежат православным, тринадцать – католикам, тринадцать – армянам и четыре – коптам. Внутрь входят только для того, чтобы в последнюю минуту погасить все лампады. В этот день наблюдают за всем представители других вероисповеданий. Их присутствие имеет одну цель – проследить, чтобы не была оставлена зажжённой лампада или какой-то предмет, от которого можно было бы зажечь огонь, а также не скрылся ли в Кувуклии какой-нибудь человек.
Кувуклия проверяется трижды. Ровно в 11 часов совершается процедура запечатывания Гроба. Затем двумя огромными белыми лентами крестообразно покрывают двери входа. На двустворчатые двери со всех четырёх сторон накладывается достаточное количество воска, и вход в Кувуклию запечатывают официальной печатью Патриархии.
Эта процедура напоминает безнадёжную попытку первосвященников запечатать Гроб Начальника жизни печатью, чтобы Тело Его не украли ученики. И приступив к Понтию Пилату, «говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну. И Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у Гроба стражу, и приложили к камню печать» (Мф. 27, 63-66).
В 11 часов утра Великой Субботы начинается крестный ход. Эта торжественная византийская процессия переносит паломника в иные сферы бытия. На некоторое время все молящиеся здесь люди становятся гражданами Неба. После троекратного крестного хода вокруг Кувуклии Патриарх становится напротив её входа, его в это время подвергают самому тщательному осмотру в присутствии всего верующего народа. Ровно в 12 часов дня разрезаются ленты и снимается печать со входа в Кувуклию. После этой процедуры Патриарх в одном лишь подризнике, в епитрахили и архиерейском омофоре входит в Кувуклию.
– Будь внимателен, – сказал мне старец Анатолий, – заранее приготовь и поставь на мраморную плиту Гроба Господня святую лампаду в золотой подставке.
«Лампаду? – молниеносно пронеслось в моей голове. – Какая лампада может быть на Гробе Господнем, если Благодатный Огонь нисходит свыше?»
– Кроме этого, на Живоносном Гробе должна быть положена священная книга. Ты должен будешь заложить толстой свечкой ту страничку, на которой начинаются молитвы Последования Благодатного Огня.
Услыхав о «толстой свече», я потерял последний остаток веры, и так едва теплившейся во мне.
– Зачем нужна свеча?
Но тут же услыхал я голос старца, который раздался словно гром средь ясного неба:
– Где твоя вера? Где твоё послушание – величайшая добродетель монаха? Куда всё исчезло? Это дьявол борется с тобою. Разве тебе не ведомо, что вера православная выдерживает любой контроль, любое расследование? Смотри, не погуби душу свою. Делай всё так, как я тебе говорю. – И, встав со стула, он строго спросил: – Есть ли у тебя ещё какие-нибудь вопросы ко мне?
– Нет, – ответил я и, сделав земной поклон старцу, поцеловал его руку.

Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Смотреть фото Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Смотреть картинку Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Картинка про Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Фото Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме
С трепетом вхожу в храм Гроба Господня и вижу Кувкулию, специальный огромный ковчег, построенный над тем местом, где Воскрес Христос.

После этого разговора я не мог ни о чём ином думать, как лишь о присутствии лампады и свечи на Гробе Господнем. Вера моя боролась с неверием. Вспомним слова апостола Павла: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Сомнение же, наоборот, старается уничтожить всё, что есть святого и священного в человеческой душе.
Меня пугал вопрос: смогу ли я выполнить всё в точности так, как приказывал мой старец? Ведь мужество покинуло меня. Кроме того, я был измучен строгим постом. Наконец наступила Великая Суббота. В этот день я заранее растопил воск, позаботился о белых лентах, поставил лампаду на мраморную плиту Живоносного Гроба и толстой свечой заложил страничку книги.
Всё, что говорил мне старец, выстроилось в моей памяти в определённом порядке. Инославные наблюдатели последний раз проверили Живоносный Гроб, затем все вышли из Кувуклии, и я вслед за ними. Я, стоя у двери Гроба, видел, как запечатали воском Кувуклию. После торжественного крестного хода, ровно в 12 часов, двери Кувуклии распахнулись, и первым туда вошёл Патриарх. За ним в качестве наблюдателя последовал представитель Армянской Церкви, имеющий привилегию первенства. Во вторую часть Кувуклии он войти не может, наблюдая лишь из придела Ангела за действиями нашего Патриарха.
Патриарх встаёт перед мраморной плитой и с великим благоговением молится. Спустя некоторое время в Кувуклии внезапно появляется Благодатный Огонь. Кувуклия имеет два больших отверстия: одно справа, второе слева. Из этих отверстий Блаженнейший передаёт Благодатный Огонь представителям армянского и католического вероисповедания. Православный архиерей также получает Благодатный Огонь. В это время хор исполняет особые песнопения, посвящённые Благодатному Огню. А православный народ, в порыве духовной радости, на своих плечах уносит Патриарха в алтарь Храма Воскресения.
И на сей раз все торжествовали и радовались. Только один я оставался в смятении и повторял про себя: «О, доверчивый, простодушный народ! Мне-то известно, что на Гробе Господнем стоит лампада. Кто знает, каким образом Патриарх зажёг огонь. А ты, в своей простоте и наивности, считаешь его Благодатным!» Тогда я пережил самую безрадостную Пасху в моей жизни, и я не желал бы никому такое пережить.
Мне оставалось взять лампаду и священную книгу с Гроба Господня и со всеми мерами предосторожности вынести отсюда. Войдя в Кувуклию, я вдруг ощутил нечто такое, что просветило мои внутренние чувства. «Конечно, быть может, лампада на Гробе Господнем каким-то образом сама зажглась, – подумал я. – Свеча оказалась совсем нетронутой и находилась в том же месте, то есть в Книге. Если первой зажглась лампада, то зачем понадобилась свеча? Зачем мой старец приказал заложить ею ту страницу книги?»
И вдруг послышался во мне неизвестно откуда взявшийся голос, который строго сказал: «Тот, кто верит, не подвергает опытным исследованиям духовные, неизъяснимые тайны нашей веры. Тот, кто верит, гонит прочь от себя все сомнительные помыслы. Исследование не имеет места там, где совершается чудо. Ведь чудеса не подчиняются физическим законам, чудеса являются проявлением Божией силы, проявлением Его энергии в этом мире».
– При чём тут свеча в книге, ежели речь идёт о чуде? Для чего свечой заложена книга и зачем стоит лампада на Гробе Господнем?
И снова первый голос перебивал второй, говоря: «Как же могла зажечься лампада, если свеча не была зажжена и на ней нет никакого следа от огня? Почему же ты сомневаешься? Почему не веришь?»
– Я должен сам во всём убедиться, – повторял я, как второй Фома неверный, – должен увидеть, что происходит в Кувуклии при закрытых дверях. Только тогда я смогу поверить.

Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Смотреть фото Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Смотреть картинку Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Картинка про Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Фото Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме
Здесь всегда люди. За год поклониться Гробу Господню приходит не один миллион христиан.

Слова о. Митрофана вызвали в нас большую тревогу. Те серьёзные вопросы, над которыми он бился, поколебали отчасти и нашу веру. Отец Митрофан, заметив наше волнение, сказал:
– Не волнуйтесь. Дослушайте меня до конца и прославьте Бога.
Желание увидеть собственными глазами, что происходит внутри Гроба, было непреодолимо. Я понимал, что невероятно трудно привести в исполнение задуманный план. Оставалось надеяться лишь на какую-нибудь случайность.
Не могло быть и речи о том, чтобы остаться внутри Священной Кувуклии во время сошествия Благодатного Огня. Правила в этом отношении неумолимо строгие. Что же делать? Не скрыться ли мне самовольно в Кувуклии? Но я понимал, что там нет ни одного уголка, в котором можно было бы укрыться. Кувуклия трижды проверяется, кроме того, как ответственный Страж Гроба, я не мог отсутствовать во время службы. Бог-Сердцеведец видел мою внутреннюю борьбу, ибо Ему ведомы помыслы каждого из нас. По Его воле обстоятельства сложились таким образом, что я смог увидеть то, чего так жаждал.
Отец Митрофан вдруг прервал свой рассказ. Затем как будто некая невидимая сила осенила его: глаза засияли от радости, и широкая улыбка появилась на лице.
– Слушайте же, – сказал он, – что уготовал для меня Всеблагий Бог. Однажды над Живоносным Гробом случилось нечто ужасное: оборвалась толстая цепь, на которой держался один из четырёх рядов золотых лампад. Произошла суматоха, падение лампады вызвало у всех большое волнение.
Однако я заметил, что позади висящих лампад, образующих собой как бы занавес, имеется маленький купол, а слева от него, вверху, как раз напротив мраморной плиты Гроба Господня, есть маленькое местечко наподобие крипты. В ней мог бы поместиться один человек. Забравшись незаметно туда, я смогу увидеть всё, что происходит внутри Кувуклии. Купол весь покрыт густым слоем чёрной копоти, образовавшейся от горения множества лампад. И я решил использовать её в задуманном плане.
– Вы не можете себе представить, – горячо доказывал я старцу, – какая грязь накопилась вверху. Ведь совсем не исключено, что в какой-то день отвалится кусок копоти и упадёт прямо на Живоносный Гроб. Мне бы хотелось промыть Кувуклию также сверху, – добавил я.
Но старец строго запретил мне это делать:
– Никакая односторонняя деятельность здесь невозможна, ибо армяне, католики и копты сразу потребуют своих каких-то прав и будут в претензии на нас.
Услыхав категорический ответ старца, я поклонился ему в ноги и, поцеловав его руку, ушёл. Однако не с тем чтобы отступиться от своей цели. Я снова стал придумывать, как же мне её достигнуть.

Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Смотреть фото Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Смотреть картинку Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Картинка про Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Фото Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме
У входа в Кувуклию специальная охранахранители Гроба Господня. Часть из нихиз турок, частьот греков.

На Живоносном Гробе ежедневно совершается Божественная литургия. Гроб Господень служит попеременно то Жертвенником, то Престолом. В последнем случае архиерей или священник, совершая литургию, стоит пред Гробом на коленях. Я решил пойти на хитрость. Копоть я уложил так, чтобы при малейшем движении лампады она упала вниз, на Св. Гроб. Когда копоть упадёт, тогда старец сам сможет убедиться в необходимости промыть купол Кувуклии.
Всё случилась, как я и предполагал. Священник остановил службу и позвал меня. Я выслушал его упрёки, постоял в задумчивости, а затем достал материю, без особого труда прикрепил её между висящими лампадами и Живоносным Гробом, и литургия продолжалась. После того как православная литургия закончилась, я успел удалить ткань. Армянский священник вынужден был отказаться от совершения литургии. Убедившись, что служить литургию невозможно, католический священник также отменил богослужение. Все сообща – православные, копты и католики – решили, что надо промыть вековую копоть в Кувуклии. Радость моя была неописуема, старец сказал:
– Ты прав. Можешь приступить к этому делу.
Я много потрудился, чтобы хорошенько промыть купол, и был поражён, когда увидел, что под толстым слоем чёрной копоти скрывалась прекрасная византийская мозаика. На ней было изображено Воскресение Христово. Чистота внутри Кувуклии вызывала у всех восторг и изумление. Каждый как мог старался выразить чувства благодарности и поздравлял с успешным завершением работы.
Наконец наступил Великий Пост 1926 года. Передо мной стоял труднейший вопрос: как объяснить своё отсутствие в Великую Субботу? Необходимо было придумать серьёзную отговорку. В конце концов я с великим страхом сказал:
– Отче святый, я получил письмо с родины… Буду отсутствовать с раннего утра Великой Субботы до часа окончания службы. Вы благословите?
Моя настойчивость и неустанные мольбы сделали своё дело.
– Ну ладно, иди. Бог тебя благословит.
Можете ли вы себе представить, какую радость испытал я? Получив благословение о. Анатолия, я приступил к осуществлению задуманного плана.
Наступили первые дни Страстной Седмицы. Разрешение на отлучку было получено, однако как мне забраться в крипту? Мне придётся воспользоваться лестницей, но потом кто её уберёт? Я вспомнил об одном человеке, отличавшемся крайней добротой и бесхитростностью.
«Портарис», то есть привратник Храма Живоносного Гроба, ежедневно открывал и закрывал высоченную дверь Храма. Был он по-детски прост, всегда готов прийти на помощь и был всеобщим любимцем. Я подошёл к нему и совершенно спокойно сказал:
– Отец Никандр, в Великую Пятницу я хочу попросить тебя об одной услуге. Принеси мне, пожалуйста, твою лестницу, чтобы я смог подняться и сверху проверить все те лампады, которые висят над Живоносным Гробом. Я хочу избежать неприятных неожиданностей, которые могли бы возникнуть во время чинопоследования Благодатного Огня. Тебе не надо будет меня ждать, мне легко будет спуститься вниз и без лестницы.
Я знал, что одним прыжком легко можно выпрыгнуть из крипты. В том шуме, в том невыразимом веселье я в должное время появлюсь на своём посту, так что никто и не заметит, откуда я взялся.
Простодушный о. Никандр, конечно же, согласился выполнить мою просьбу.

Я видел Благодатный Огонь

Было ровно 12.30 пополуночи с Великой Пятницы в канун Великой Субботы. Я приобрёл маленький электрический фонарик и прихватил с собой небольшой сосуд с водой. Как было заранее условлено, я, поднявшись вверх, сказал о. Никандру:
– Забирай лестницу и не жди меня. Когда закончу, спущусь сам.
И он ушёл, унеся с собой лестницу.
Разумеется, в эти ночные часы в Храме никого уже не было. Как вам описать моё тогдашнее состояние? На меня напал неизъяснимый, мистический страх, которого я никогда прежде не испытывал. «Разве посмел бы кто-нибудь решиться на такое отчаянное дело? Вряд ли в течение всей истории христианства нашёлся бы другой такой дерзкий человек, как ты!» – эти мысли не давали мне покоя, в то же время я не мог справиться с моим упрямством. Что же здесь происходит: Чудо или обман? Увижу всё своими глазами и не буду больше терзаться мучительными сомнениями.
Минуты мне казались часами, а часы – годами. Ровно в два часа пополуночи вошёл православный священник служить Литургию. После него, в четыре часа утра, прибыли армяне. Громкие звуки снизу буквально били по ушам. Накопилась усталость за все предшествующие богослужения Страстной Седмицы, мне казалось, что всё тело горит в огне. Я стоял не шевелясь и время от времени набирал в пересохший рот несколько капель воды.
В 6.15 утра закончилась служба у католиков, и Живоносный Гроб перешёл в руки моего старца Анатолия. Что бы он сказал, если бы только знал, что все мои слёзные просьбы были ужасным обманом! Я внимательно следил за каждым движением старца. И когда ровно в 11 утра Гроб запечатали, в нём наступил полнейший мрак.
Я посветил фонариком, увидел на мраморной плите Гроба Господня лампаду и заметил, как некая невидимая рука зажгла её, очевидно для того чтобы от неё возгорелся Благодатный Огонь. Рядом с лампадой лежала закрытая книга, и вместо закладки нужная страница была заложена толстой свечой.
Я погасил свой фонарик и начал горячо молиться Господу: «Ты знаешь, я пришёл к такому решению по причине моих сомнений. Вспомни избранного, любимого Тобою апостола. Он захотел вложить персты в рану Твою, чтобы удостовериться самому. Я же ещё более слаб в вере, нежели Твой ученик, я захотел увидеть своими глазами, что здесь происходит, для того чтобы укрепилась колеблемая вера моя. Ведь и ученики Твои умоляли: “умножь в нас веру” (Лк. 17, 5), хотя были свидетелями стольких чудес, совершённых Тобою. »
Когда я закончил молитву, то снова включил фонарик. Луч его упал как раз на свечу. Ах уж эта свеча! Зачем тут она? В ту же минуту я увидел, что дверь Гроба открылась. Ровно 12 часов дня. Сердце моё готово было выскочить из груди. Вдруг я почувствовал угрожающее сжатие в нём, и мне показалось, что я вот-вот упаду в обморок. В это время в приделе Ангела показался силуэт Патриарха, он низко склонился, чтобы приблизиться к Живоносному Гробу. И вдруг среди мёртвой тишины мне послышался какой-то трепетный, едва уловимый шелест. Он был похож на тонкое дыхание ветра. И сразу же после этого я увидел голубой свет, который заполнил всё внутреннее пространство Живоносного Гроба.
О, какое же это было незабываемое зрелище! Я видел, как этот свет кружился, наподобие сильного вихря или бури. И вот в этом Благодатном свете я ясно увидел лицо Патриарха. По его щекам текли крупные слёзы. Стоя на коленях пред Гробом, Патриарх протянул свою руку и открыл книгу на той странице, которая была заложена толстой свечой, положил на мраморную плиту Гроба четыре пучка свечей и начал читать молитвы.
Пока Патриарх читал молитвы, голубой свет снова пришёл в состояние движения. Затем он вдруг стал белым. Подобное явление было описано Евангелистом в момент Преображения Христа Спасителя. Вскоре свет приобрёл округлую форму и в виде нимба встал неподвижно над головой Патриарха. Я увидел, как Блаженнейший Патриарх взял в свои руки пучки из 33 свечей, поднял их высоко над собою и стал молить Бога о ниспослании Благодатного Огня, медленно простирая свои руки к небу. Едва успел он поднять их до уровня головы, как вдруг в его руках зажглись все четыре пучка, словно их приблизили к пылающей печи. В ту же секунду исчез нимб из света над его головой.
От охватившей меня радости из глаз потекли слёзы. Было такое ощущение, что я нахожусь среди пламени огня, исходящего из раскалённой печи. Мне казалось, ещё немного, и я умру.
. В Храме стоял невообразимый шум и гам. Теперь я мог спокойно выйти из засады. Не теряя времени, я спрыгнул, взял с Гроба Господня лампаду, книгу и свечу, служившую закладкой, и сразу же направился к отцу Анатолию. Удивлённый моим неожиданным появлением, он спросил:
– Как ты тут оказался?
– Разве вы меня не заметили, батюшка? Я вам обещал вернуться вовремя, вот я и выполнил своё обещание.
Как мне вам описать Пасху, которую я пережил в 1926 году? Насколько колебалась моя вера в прошедшем году, настолько окрепла и ожила она во мне теперь. Всё моё существо было переполнено посещением Святого Духа. Перед моим духовным взором снова проносились молниеносные движения того сверхъестественного голубого света. Я как бы заново переживал его живое присутствие, дивился его мгновенному изменению и превращению в сияние, ярче солнца в летний день.
И я снова духом возвращался в Сионскую горницу, начинал слышать тот шум, который был подобен «дыханию бурну». Там свет явился в виде огненных языков, здесь же – в виде Благодатного Огня. Там он явился лишь ученикам Христовым, а здесь Благодать посетила всех верующих. Душу мою не покидала неизреченная радость, и я повторял слова благодарности: «Слава Тебе, Боже!».
Я предавался размышлениям о долготерпении Божием, о бездне Его любви, о том, что Он уступил и даровал мне то, чего так жаждала душа моя!
Другие люди тоже видели Благодатный Огонь в Великую Субботу. Многие и теперь сподобляются его видеть, но каждому по вере его даётся сие небесное видение. Одни видят Благодатный Огонь подобно молнии. Другие видят Кувуклию в виде пещи огненной. Иные видят в виде яркой светлой звезды, которая спускается сверху на Кувуклию. Приходят в Храм Гроба Господня также и неверующие люди, но и они сподобляются видеть Благодатный Огонь.

Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Смотреть фото Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Смотреть картинку Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Картинка про Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Фото Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме
Входим в то самое помещение, в котором и произошло чудо Воскресения Христова. Люди молятся перед ложем, на котором лежал почивший Христос. Здесь Он и Воскрес.
В Великую Субботу на эту мраморную крышку Гроба сходит Благодатный Огонь.
Автор отрывка из книги, который я привожу, спрятался именно здесь.

Источник

Откуда берется Благодатный огонь? Это давно известно

Благодатный огонь – самый раскрученный бренд православной Пасхи. В том, что это не сходящее с небес чудо, а дело рук местного патриарха, который зажигает свечи от спрятанной в нише лампады, еще в середине XIX века рассказал епископ Порфирий (Успенский).

Когда епископ Порфирий (1804 – 1885) спросил своего иерусалимского коллегу, почему он не говорит правды о схождении Благодатного огня, тот ответил: «Нам нельзя начать этого переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Святого Гроба».

О том, что иерусалимский огонь – просто огонь, зажигаемый священником на Пасху, который лишь со временем стал восприниматься как чудо, писали и профессор Духовной академии Николай Успенский (1900 – 1987) и академик Игнатий Крачковский (1883 – 1951).

В 2007 году эти два исследования об обряде возжжения Благодатного огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме опубликовали в книге «Благодатный огонь: миф или реальность?» доктор исторических наук Сергей Бычков и доктор исторических наук, кандидат богословия диакон Александр Мусин.

В своей книге они отметили, что правда о Благодатном огне появлялась всегда в нужный момент. Академик Крачковский опубликовал свою статью в годы Первой мировой войны, когда Российская империя претендовала на часть Турции и хотела взять святыни Палестины под русский контроль.

Впрочем, это не значит, что учеными двигали конъюнктурные интересы.

Игнатий Крачковский – действительный член Российской академии наук (с 1921 года), переводчик Корана, один из создателей школы советского востоковедения и арабистики. Статья «Благодатный огонь – по рассказу Ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв.» была опубликована в 1914 году.

Итак, как воспринимали чудо Благодатного огня арабские путешественники.

Лишь Аль-Бируни (около 1000 года) считает рассказы о «святом огне» заслуживающими доверия. Остальные считали, что это дело человеческих рук.

– Аль-Джахиз (ум. 868) писал, что «хранители храмов не переставали устраивать для народа различные хитрости, вроде хитрости монахов со светильниками церкви Воскресения в Иерусалиме, утверждающих, что масло в лампадах зажигается у них без огня ночью в один праздник».

– Ибн-аль-Каланиси (ум. 1162) объяснял «самовозгорание» лампад тем, что христиане натягивают между соседними лампадами железную проволоку, натирают ее бальзамовым маслом, которое при соединении с жасминовым маслом самовозгорается. Затем достаточно поднести огонь к этой нити, чтобы он перешел на другие лампады.

– Аль-Джаубари (ум. 1242) сообщает дополнительные подробности: под куполом есть железная шкатулка, в которую в субботу вечером специально обученный монах кладет серу и разводит под ней огонь, горение которого рассчитано до того времени, когда должно произойти «схождение света». Цепь, на которой висит шкатулка, смазана бальзамовым маслом. В нужный момент огонь от серы зажигает масло, которое стекает по цепи к лампаде, откуда и возникает ощущение «схождения огня».

– О шелковых нитях, смазанных бальзамовым маслом и натертых серой, сообщает Муджир-ад-дин (ок. 1496).

– И только один арабский писатель – Ибн-аль-Джаузи (ум. 1256) – говорит о скрытой в мраморной нише негасимой лампаде в углу часовни Гроба Господня, откуда и зажигается «благодатный огонь», что соответствует свидетельству епископа Порфирия (Успенского).

Авторы книги «Благодатный огонь: миф или реальность?» считают, что, очевидно, арабские естествоиспытатели даже представить себе не могли, что «возжжение лампад» просто совершается свечой и пытались объяснить происходящее, привлекая известные им способы добиться «самовозгорания» лампад.

Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Смотреть фото Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Смотреть картинку Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Картинка про Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Фото Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме

Доклад Успенского

Об авторе докладе. Николай Дмитриевич Успенский родился в семье священника. В 1909 году он поступил в духовное училище в городе Старая Русса, а по окончании его – в Новгородскую духовную семинарию. После службы в Красной Армии году продолжил учебу в Петроградском Богословском институте, защитил в 1925 году кандидатскую диссертацию.

Когда Николай Успенский отказался отречься от священника-отца, признанного ОГПУ врагом народа, он был обвинен в «хищении предметов культа» и лишен избирательных прав. Затем отправлен в камеру ленинградского «Большого дома».

В 1932 году, получив реабилитацию, поступил в Ленинградскую государственную консерваторию и в 1937 году окончил ее историко-теоретический факультет. В 1946 году защитил кандидатскую диссертацию «Лады русского Севера». С 1942 по 1946 год управлял хором Ленинградского Николо-Богоявленского кафедрального собора.

В 1946 году, после возрождения ленинградских духовных школ, Николай Дмитриевич был утвержден указом патриарха Алексия I доцентом Ленинградской Духовной академии. В 1947 году удостоен, как имеющий две научные степени, звания профессора. В 1949 году защитил диссертацию по теме «Чин всенощного бдения в греческой и Русской Церкви» и удостоен степени магистра богословия. В 1957 году защитил диссертацию по теме «История богослужебного пения Русской Церкви (до середины XVII века)» и стал доктором церковной истории.

Доклад Николая Успенского о Благодатном огне не предназначался для печати. Он был произнесен на «годичном акте» в Ленинградских духовных академии и семинарии в 1949 году (тема доклада была одобрена Советом Академии на заседании 31 августа 1949 года).

Более 50 лет этот доклад ходил по рукам, горячо обсуждался сторонниками и противниками «чудесного огня».

Основные положения доклада Николая Успенского сводятся к следующему:

1) самые ранние свидетельства о «святом огне» восходят к IX веку, в церковной письменности предшествующего времени упоминаний о чуде не обнаружено.

2) данные литургических рукописей VIII-ХП веков позволяют прийти к выводу, что иерусалимский обряд возник из обычая омовения лампад в Великую субботу и вожжения в них нового пасхального света, в латинской традиции этот обряд сохранился до сих пор.

Избранные цитаты из доклада профессора Успенского

– Красной нитью через всю паломническую литературу от паломника второй половины IX века Бернарда и до XX столетия проходит мысль о чудесном появлении Св. огня… Подобные паломнические сообщения, противоречивые в самих себе об образах исхождения огня свыше, и утверждающие очевидность этого исхождения для всех молящихся, скорее говорят о религиозной экзальтации авторов и окружавшей их во время обряда Св. огня толпы, нежели о величии самого обряда. Отсюда же теряется их научная ценность в вопросе исследования обряда.

– Литература об обряде Св. огня, весьма богатая количественно, не дает нам истории его происхождения. Она только наделяет святой огонь сверхъестественным происхождением, о котором ничего не говорит голос вселенской церкви.

– Ни соборные постановления вселенского или поместного значения, ни святоотеческая литература не знают чудесного огня.

– Проф. Олесницкий объясняет происхождение обряда св. огня чудом Св. Нарцисса. «…По свидетельству историка Евсевия, поводом к его установлению послужило чудо, совершившееся при патриархе Нарциссе, когда при недостатке масла, налитая в лампады силоамская вода была зажжена сошедшим с неба чудесным огнем и горела как елей во все продолжение пасхальной службы».

Это объяснение проф. Олесницкого приводит нас в недоумение. Дело в том, что Евсевий не говорит ничего подобного тому, что пишет о чудесном возжении лампад, ссылаясь на него, проф. Олесницкий. Евсевий говорит только о чуде претворения силоамской воды в елей и не делает никакого даже намека на схождение с неба чудесного огня и возжение от него лампад.

– Христианское сознание не может допустить чудесности появления огня в определенный день, час и минуту, ибо такое положение низводило бы самую христианскую религию на уровень так называемых естественных религий.

– Нам могут задать вопрос: что же смотрят палестинские иерархи и сам иерусалимский патриарх? На этот вопрос мы находим ответ в дневниках преосв. епископа Порфирия. Приведя свой разговор с патриаршим наместником, филадельфийским епископом Дионисием (позднее митрополит Вифлеемский), где последний говорил о способе зажигания св. огня, преосв. Порфирий пишет: «Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и вразумит и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба».

Очевидно, когда-то, не дав своевременно энергичного разъяснения своей пастве о истинном смысле обряда св. огня в дальнейшем они оказались не в силах поднять этот голос перед все возраставшим в силу объективных условий фанатизмом темных масс. Если это не было сделано своевременно, то позднее стало невозможным делом, без риска за личное благополучие и, пожалуй, целость самих святынь. Им осталось – совершать обряд и молчать, утешая себя тем, что Бог «как ведает и может, так и вразумит и успокоит народы».

Источник

Благодатный огонь

Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Смотреть фото Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Смотреть картинку Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Картинка про Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Фото Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме

Благода́тный ого́нь (греки исполь­зуют слово «свет» (греч. Φως)) — огонь, выно­си­мый иеру­са­лим­ским Пат­ри­ар­хом из Гроба Гос­подня в канун пра­во­слав­ной Пасхи.

Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Смотреть фото Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Смотреть картинку Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Картинка про Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Фото Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме

Бла­го­дат­ный огонь явля­ется свя­щен­ным, т.к. он появ­ля­ется в свя­щен­ном месте, в свя­щен­ный день и освя­щает веру­ю­щих. Как просит Бога в молитве Пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский: «…и просим и молим Тебя, Все­свя­той Гос­поди, бла­го­да­тию все­свя­того и све­то­нос­ного Твоего гроба соде­лать его даром освя­ще­ния, испол­нить его Твоей боже­ствен­ной бла­го­дати и бла­го­сло­вить и освя­тить тех, кто бла­го­го­вейно при­ни­мает его, осво­бож­дая их от тьмы стра­стей, и спо­до­бить их Твоих свет­лых оби­те­лей, где сияет неве­чер­ний свет Твоего Боже­ства. Даруй им, Гос­поди, здра­вие и бла­го­ден­ствие и жилища их вся­кого блага исполни» (источ­ник).

Что каса­ется воз­жже­ния огня, то воз­можны сле­ду­ю­щие вари­анты его появ­ле­ния:

Чудеса, кото­рые отме­чают неко­то­рые веру­ю­щие (вспо­лохи огня в храме, само­вос­пла­ме­не­ние свечей, низкая тем­пе­ра­тура пла­мени), не обя­за­тельно свя­зы­вать со спо­со­бом появ­ле­ния огня; это могут быть и его чудес­ные про­яв­ле­ния.

“Мы стояли в при­деле Ангела, пред отва­лен­ным от вер­тепа камнем; один только мит­ро­по­лит вошёл в вертеп Гроба Гос­подня. Я уже сказал, что вход туда не имеет дверей. Я видел, как пре­ста­ре­лый мит­ро­по­лит, скло­нясь пред низким входом, вошёл в вертеп и повергся на колени пред Святым Гробом, пред Кото­рым ничего не стояло и Кото­рый совер­шенно обна­жен. Не прошло минуты, как мрак оза­рился светом, — и мит­ро­по­лит вышел к нам с пыла­ю­щим пучком свечей”.
А.С. Норов «Путе­ше­ствие по Святой земле в 1835 году»

«Вы мне задали муд­ре­ные вопросы. Об огне — нико­гда не думал. Всегда полу­чал его, как святой огонь, не доис­ки­ва­ясь, с неба ли он, или с земли.
Запи­сано оче­вид­цами, что сходил огонь с неба воочию всех. У нашего Дани­ила Палом­ника, и у Мишо в исто­рии кре­сто­вых похо­дов. Стало о небес­ном про­ис­хож­де­нии огня можно думать. Что теперь? — Не спра­ши­вать и сам доду­маться не умею».
Феофан Затвор­ник, свт. Собра­ние писем. Из неопуб­ли­ко­ван­ного. М., 2001. С. 549.

Источник

Откуда берется Благодатный огонь. Хроника разоблачений чуда

Каждый год с наступлением Пасхи православную публику охватывает тяга к чудесам. И ей в очередной раз такое чудо показывают – схождение Благодатного огня. С трансляцией в прямом эфире федеральных российских каналов. Функционеры Фонда Андрея Первозванного организуют дистрибуцию Благодатного огня во всероссийском масштабе.

О том, что Благодатный огонь есть дело рук человеческих, говорилось не раз, начиная с раннего Средневековья. Первыми разоблачителями чуда были, разумеется, мусульмане, заинтересованные в дискредитации христианства (а мусульмане владели Иерусалимом чуть меньше двенадцати веков – с 637-го по 1917-й с двумя перерывами). Исламские богословы и путешественники оставили такие свидетельства.

Ибн-ал-Каланиси (середина 12 века): «Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамового дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. Он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку… и натирают ее бальзамовым маслом, скрывая это от взоров… Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника… Они входят и зажигают много свечей… Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он…переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь…»

Ал-Джаубари (первая половина 13 века): «Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто… А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу… а под ней огонь, рассчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева и, когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады…и зажигает его».

Ибн-ал-Джаузи (середина 13 века): «Я исследовал, как зажигается лампада в воскресение – праздник света… Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: “Сошел свет и смилостивился Христос”…»

Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Смотреть фото Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Смотреть картинку Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Картинка про Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме. Фото Благодатный огонь как зажигается и откуда берется на самом деле в иерусалиме

Упомянутая наместником Мисаилом «движущаяся мраморная икона» закрывает «нишу в углу часовни», о которой шестью веками ранее писал Ибн-ал-Джаузи.

Разумеется, для христианина свидетельства иноверца не дорого стоят. Но и в христианском мире отношение к чуду Благодатного огня тоже местами было скептическое. В 1238 году папа Григорий IX отказался признавать его чудесную природу, и с тех пор Римская католическая церковь придерживается мнения, что Благодатный огонь – «фокусы восточных схизматиков».

Православные иерархи и сами избегают заявлений о природе Благодатного огня, предоставляя возможность высказаться «простым людям». Но даже люди духовного звания писали о рукотворности огня. Так, основатель и первый глава Русской Духовной Миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский) записал два рассказа: «Иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию, сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает, и так Благодатный огонь не есть чудо. Об этом сам он говорил мне сегодня», – со слов иеродиакона Григория, «Книга Бытия моего», ч.1.

«Когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме… Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова… Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5 000 пунгов (2 500 000 пиастров), а в случае лжи пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня.

После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим-паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал… Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба…» – со слов митрополита Дионисия, «Книга Бытия моего», ч. 3.

Уже в наше время имеется свидетельство Феофила, Патриарха Иерусалимского – в чьем ведении находится Храм Гроба Господня. В апреле 2008-го, принимая делегацию Фонда Андрея Первозванного, он, помимо прочего, ответил и на вопрос о природе Благодатного огня. Вот как описывает это участвовавший во встрече дьякон Андрей Кураев: «Не менее откровенным был и его ответ о благодатном огне: «Это церемония, которая является representation, как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о воскресении от кувуклия разошлась по миру». Ни слова «чудо», ни слова «схождение», ни слов «благодатный огонь» в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог».

Почему отцы церкви не хотят признать рукотворный характер огня и продолжают вести разговоры о «необычном и чудесном явлении»? Видимо, видят в чуде средство укрепления веры и умножения численности паствы. Между тем, истинная вера не имеет причин и, как следствие, не нуждается в чудесах как средстве укрепления. Несколько лет назад представители Фонда христианского просвещения и милосердия имени св. Луки (Войно-Ясенецкого) обратились к патриарху Кириллу с просьбой дать «богословскую, литургическую и историческую оценку как самому “огню Великой Субботы”, возжигаемому в Иерусалиме, так и распространившейся практике его чрезмерного почитания в дни празднования Светлого Христова Воскресения». Ответа не последовало.

Тайна места. Кувуклия – вовсе не Гроб Господень

Какой бы ни была природа Благодатного огня, он, возможно, представляет ценность уже потому, что зажжен у Гроба Господня. Проблема, однако, в том, что Кувуклия – это вовсе не Гроб Господень.

Как известно, после снятия с креста тело Спасителя было положено в пещеру, располагавшуюся на участке, который принадлежал Иосифу Аримафейскому – члену Синедриона, приятелю Пилата и тайному последователю Христа. Этот участок в садах за городской стеной Иосиф прикупил для будущего погребения членов своей семьи, но к моменту распятия похоронить там еще никого не успели.

В 41 году – менее чем через 10 лет после распятия Иисуса – Ирод Агриппа затеял очередное расширение Иерусалима. К 44 году и Гроб Господень, и все ближайшие к нему захоронения оказались внутри новой – третьей – городской стены. Поскольку по тогдашним иудейским представлениям кладбище не могло находиться внутри города, захоронения были перенесены на новое место, а освободившаяся территория стала интенсивно застраиваться.

В 66 году – через 33 года после распятия Иисуса началась знаменитая Иудейская война, представлявшая собою затейливое сочетание освободительной войны иудеев против римлян и гражданской войны иудеев между собой – секарии с зелотами занимались взаимоистреблением, убивая попутно всех попавших под руку. В ходе междоусобиц они сожгли большую часть Иерусалима. Немногое оставшееся доломали римляне, взявшие город. Уже тогда место расположения Гроба Господня можно было указать лишь очень приблизительно. Но этим дело не кончилось.

В 132 году грянуло восстание Бар-Кохбы. В 135-м оно было подавлено. Иерусалим был в очередной раз сожжен, а его население – включая тех, кто мог хранить память о месте расположения Гроба Господня, – вырезано. После этого евреям под страхом смерти было запрещено даже приближаться к месту, где находился город. Было запрещено само название Иерусалим. На его развалинах по приказу императора Публия Элия Адриана начал строиться новый город Элия Капитолина. Участок между остатками второй и третьей стен был отведен для строительства казарм. Местность была выровнена – возвышения стесали, углубления засыпали, пространство между строениями замостили камнем. На месте, где некогда – предположительно – находился Гроб Господень, был построен храм Венеры, рядом с ним прошла центральная улица нового города – Кардо Максимус.

Можно ли было после всего этого отыскать место погребения Христа?

Императрица Елена – мать императора Константина, основателя Византийской империи, – решила, что можно. В 325 году она организовала раскопки, направленные на поиски Гроба Господня. В 326-м была открыта пещера, которую решено было считать Гробом Господним.

На месте Гроба Господня, вернее, над этим местом, был выстроен внушительный храмовый комплекс. Но в 637 году Иерусалим захватили мусульмане. Три с лишним лет они демонстрировали невероятную веротерпимость, но в 1009 году Храм Гроба Господня был разрушен, а сам Гроб Господень полностью уничтожен: небольшое каменное возвышение с нишей – той самой пещерой, где некогда покоилось тело Христа, – было расколото на множество камней, камни разбиты в щебенку, щебенка растерта в пыль, пыль развеяна по ветру…

Таким образом, неизвестно, то ли место нашла императрица Елена, а если то – значит, реальный Гроб Господень уничтожили десять веков назад.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *