благотворительный фонд какая организационно правовая форма

Как создать благотворительный фонд

Какие шаги нужно предпринять, чтобы зарегистрировать благотворительный фонд? Что должен содержать устав благотворительного фонда?

Как вытекает из самого понятия, благотворительные фонды созданы с целью бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи гражданам либо юридическим лицам в определенных ситуациях. Такая помощь может быть оказана в виде передачи гражданам или юридическим лицам имущества (в том числе денежных средств), бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Правовая основа благотворительных фондов

Cоздание и деятельность благотворительных фондов регламентируется Федеральными законами от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту Закон №7-ФЗ) и от 11.08.1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее по тексту – Закон №135-ФЗ).

Могут ли благотворительные фонды заниматься предпринимательской деятельностью? Как и любая НКО, благотворительный фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям (п.3 ст.12 Закона 135-ФЗ, п.2 ст.7 Закона №7-ФЗ).

Благотворительный фонд не вправе расходовать средства и использовать имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний (п.5 ст.12 Закона 135-ФЗ).

Нецелевое использование благотворительных пожертвований образует состав административного правонарушения. Так, в одном из судебных дел была рассмотрена ситуация, когда добровольные пожертвования родителей в МБДОУ были израсходованы на пополнение транспортной карты, обслуживание видеонаблюдения, оргтехники, ремонт кухонного и прачечного оборудования, подписка периодических изданий, оплату пени в ПФР (постановление Самарского областного суда от 24.07.2014 г. №4а-408/2014).

Таким образом, благотворительные пожертвования направлены не на цели, указанные п.1 ст.2 Закона №135-ФЗ. При таких обстоятельствах, суд сделал вывод о виновности заведующей детского сада с наложением административного штрафа, предусмотренного п.1 ст.5.57 КоАП РФ (от 30 тыс. до 50 тыс. рублей).

Формы благотворительных организаций

Прежде всего, благотворительная организация является НКО, созданная для осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц (п.1 ст.6 Закона №135-ФЗ).

Благотворительные организации могут создаваться в формах:

общественных организаций (объединений);

учреждений (если ее учредителем является благотворительная организация);

в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.

Как создать благотворительный фонд

Благотворительный фонд могут создать как физические, так и юридические лица. При этом предусмотрено ограничение субъектного состава учредителей.

Не могут выступать учредителями благотворительного фонда органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения (ст.8 Закона №135-ФЗ).

Высшим органом управления фонда является ее коллегиальный орган, порядок формирования которого предусматривается уставом (ст.10 Закона №135-ФЗ).

К его компетенции относятся:

образование исполнительных органов фонда;

утверждение благотворительных программ;

утверждение годового плана, бюджета и годового отчета фонда;

Как зарегистрировать благотворительный фонд

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации фонда, является Минюст РФ (Указ Президента РФ от 13.10.2004 г. №1313 «Вопросы Министерства юстиции РФ»).

Процедура регистрации благотворительного фонда включает в себя следующие этапы.

Этап 1. Заполнение заявление о государственной регистрации юридического лица (форма №Р11001).

Заявление по форме №Р11001 заполняется в соответствии с правилами, установленными в приложении №20 к приказу ФНС РФ от 25.01.2012 г. №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

В том случае если заявитель будет не сам представлять (получать) в регистрирующем органе документы, необходима оформленная надлежащим образом доверенность.

Заявление должно быть подписано уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов. Заявление представляется в двух экземплярах, один из которых должен быть нотариально заверен. Форма заявления заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную.

Этап 2. Уплата госпошлины.

За государственную регистрацию юридического лица (благотворительного фонда) необходимо оплатить госпошлину в размере 4 000 руб. (п.1 ст. 333.33 НК РФ).

Этап 3. Формирование пакета документов для регистрации:

3.1) Учредительные документы благотворительного фонда (устав) в трех экземплярах.

3.2) Решение о создании фонда и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах.

3.3) Сведения об учредителях в двух экземплярах.

3.4) Сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа фонда

Кроме вышеприведенного комплекта документов, в определенных случаях для регистрации фондов должны быть представлены дополнительные документы:

— если в наименовании фонда используется имя гражданина, символика, защищенная законом об охране интеллектуальной собственности.

— если учредителем фонда является иностранное лицо (предоставляется выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения либо иной документ).

Источник

Регистрация Фонда

Фонд — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Важно понимать, что сам фонд не оказывает услуг, ничего не производит и не участвует в реализации самостоятельно. Вся деятельность фонда построена на содействии. Другими словами, фонд занимается сбором денежных средств, после чего передает их согласно своим целям, т.е. содействует помощи, защите, развитию.

Законодательство различает некоммерческие фонды, порядок деятельности которых регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и общественные фонды, на которые распространяется действие Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Основная особенность общественных фондов заключается в порядке их создания. Если учредителями некоммерческого фонда могут быть как физические лица — граждане, так и юридические лица (как некоммерческие, так и коммерческие организации), то учредителями общественного фонда в соответствии с нормами Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» могут быть не менее трех физических лиц, а также юридические лица, но только созданные в форме общественных объединений.

В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве учредителя некоммерческого фонда могут также выступать представительные органы муниципальных образований. Однако, законодательством прямо определено, что учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. Запрещается участие в благотворительных фондах органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений.

Если классифицировать фонды по целям, с которыми они создаются, наиболее многочисленную группу составляют благотворительные фонды (в том числе благотворительные общественные фонды). Цели деятельности благотворительного фонда установлены в статье 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Тем же законо определены и источники формирования имущества благотворительных фондов, однако они отличаются от источников формирования имущества, установленных Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и действие Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установлены ограничения в распоряжении имуществом, в частности, благотворительный фонд не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний, не может участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами и др.

В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности организации и имеют возможность участвовать в управлении его делами только через органы фонда.

Фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя (участников) отсутствуют какие-либо права.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители фонда не сохраняют вещных прав в отношении имущества, переданного фонду, и не приобретают каких-либо обязательственных прав в отношении фонда. Также законом не предусмотрена возможность передачи имущества фонду на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Мы предлагаем воспользоваться услугой по регистрации «под ключ» некоммерческой организации в организационно-правовой форме Фонда.

Что входит в услугу регистрации Фонда

— заявление по форме № р11001,

— решение единственного учредителя/ протокол общего собрания учредителей Фонда.

— Устав (стандартная редакция, разработанная специалистами нашего Бюро)

— квитанция (образец платежного поручения) об уплате государственной пошлины за регистрацию юридического лица (4000 рублей).

— приказ о вступлении в должность исполнительного органа (Президент, Председатель, Директор и т. п.), приказ о возложении обязанности по ведению бухгалтерского учета или о назначении главного бухгалтера.

— заявление о переходе на специальный режим налогообложения.

— по электронным каналам связи в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (УКЭП, ЭЦП) учредителя/заявителя (по всем регионам РФ),

— по нотариальной доверенности (Москва и Московская область),

СПРАВОЧНО! С 7 апреля 2015 г. хозяйственные общества вправе, но не обязаны иметь печать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.

Перечень необходимой информации для регистрации компании:

1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

3) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

4) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали

СПРАВОЧНО! Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.

Если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям законодательства РФ, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.

— точное написание адреса с указанием индекса и конкретным помещением согласно данным Росреестра,

— гарантийное письмо от собственника/владельца (образец гарантийного письма можно посмотреть здесь),

— копию документов на право собственности/владения: свидетельства о собственности или выписка из ЕГРП.

СПРАВОЧНО! Допускается использовать в качестве адреса места нахождения — адрес лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (ЕИО – Директор, Президент), учредителя – подтвердив документами на право пользования в отношении объекта недвижимости или его части (постоянная прописка).

В случае, когда на домашний адрес зарегистрироваться нет возможности, по роду деятельности нет необходимости в аренде офиса, либо нет согласия собственника арендуемых помещений, мы можем оказать содействие в подборе вариантов адреса для регистрации вашей компании для чего необходимо сообщить предпочтения: какая налоговая и тип помещения: бизнес – центр, и пр.

Описать подробно основные цели и предмет деятельности Фонда. Имейте ввиду, что Вы регистрируете некоммерческую организацию, соответственно и предмет деятельности должен быть общественно полезным и не может носить коммерческого характера, и любая деятельность организации должна быть направленна на достижение целей для которых она была создана. Перечень деятельности не может быть открытым, только конкретные виды, никаких «и других» не допускается.

Виды деятельности

Коды ОКВЭД. Как и предмет деятельности, коды должны носить некоммерческий характер, строго ограниченно количество кодов. Количество цифр в коде не менее 4-х цифр. Абстрактные коды, обобщающие широкий диапазон деятельности при регистрации не проходят.

Если учредители — Физические лица, то потребуются полные паспортные данные, номер ИНН, информация о размере доли в рублях (%/ дробях к общей сумме Уставного капитала), номер контактного телефона и адрес электронной почты. СНИЛС в случае выпуска ЭЦП.

Если учредители — Юридические лица, потребуется номер ИНН/ОГРН, паспортные данные ЕИО (директора), информация о размере доли в рублях (%/ дробях к общей сумме Уставного капитала), номер контактного телефона и адрес электронной почты. УКЭП/ЭЦП в случае электронной подачи.

Предоставьте информацию о том, кто из учредителей будет являться Заявителем – от чьего имени будет заверяться доверенность и заявление на регистрацию Фонда.

Опишите желаемую структуру и наименование органов управления (собрание, попечительский совет и т.п.) которые Вы планируете в Вашем Фонде.

Данные на кандидатуру Единоличного исполнительного органа:

Наименование: Директор, Президент, Председатель и т.п. + копия паспорта и номер ИНН.

Если персональный состав Органов управления будет формироваться сразу на учредительном собрании, то необходимо сообщить ФИО избираемых членов каждого органа управления.

НКО могут осуществлять приносящую доход деятельность, направленную на достижение основных целей, если это предусмотрено их уставами. Будет ли Ваш Фонд заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, если да, то необходимо сформировать имущество НКО в размере не менее 10000 (десяти тысяч) рублей, если имуществом, то необходима оценка независимого оценщика.

Поэтому от вас необходимы пояснения, включать ли в Устав данные положения и в каком размере и каким образом будет формироваться данное имущество.

В случае, если Фонд планирует осуществлять предпринимательскую деятельности, то необходимо определиться с выбором системы налогообложения (ОСНО, УСН 6%/15%).

Дополнительные услуги:

— Подбор юридического адреса.

— Получение электронно-цифровой подписи (ЭЦП) в кратчайшие сроки. Обращайтесь к нам! Удобный и быстрый выпуск ЭЦП.

— Получение извещения и свидетельства о постановке на учет Общества в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования.

— Нотариальные услуги по заверению копий или тождественности учредительных документов — по чеку нотариуса.

— Помощь в подготовке документов для открытия расчетных счетов.

Мы ценим Ваше время поэтому быстрая и удобная регистрация вашей компании – наша главная задача. Вы можете заказать услугу, получить юридическую консультацию как отправив нам запрос по электронной почте, телефону, так и обратившись в офис нашего бюро. Наш курьер привезет Вам документы на подпись и после регистрации доставит готовый комплект учредительных документов.

Источник

Виды (формы) некоммерческих организаций

Законодательная база для создания НКО разных видов

Чтобы создать и зарегистрировать некоммерческую организацию НКО любой формы, следует опираться на федеральные законы ФЗ:

Гражданский кодекс (статьи 116 – 123)

Гражданский кодекс, законы № 7 и 82 также определяют правовое положение НКО.

Деятельность каждого вида НКО дополнительно регулируется специальным законодательством.

Организационно-правовые формы НКО

Общие признаки всех форм НКО:

Наличие самостоятельного баланса/сметы.

Создание без ограничения срока деятельности. Исключение –в учредительных документах прописан срок.

Право открывать счета в банках России и за ее пределами.

Наличие печати с полным названием НКО на русском языке.

Право на бланки, штамп со своим наименованием и эмблему.

Отличает НКО от других налогоплательщиков применение льгот при уплате налогов. Налоговый кодекс (статья 251) содержит список необлагаемых доходов. Главное условие для применения льгот – ведение раздельного учета.

Список организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц указан в статьях 116-123 Гражданского кодекса. Однако он не является полным, поскольку существенно увеличился за счет федеральных законов, отвечающих за деятельность отдельных видов организаций: «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (№275-ФЗ от 30 декабря 2006 г.).

Закон «О некоммерческих организациях» содержит список форм НКО:

Общественные и религиозные организации (объединения) – статья 6

Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации – статья 6.1

Государственные, муниципальные учреждения – статья 9.1

Автономная некоммерческая организация – статья 10

Прочие формы НКО, которые предлагает федеральное законодательство:

потребительские кооперативы (Гражданский кодекс);

товарищества собственников жилья ТСЖ (Жилищный кодекс Российской Федерации);

территориальное общественное самоуправление (Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);

благотворительные организации (Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»);

профсоюзы (Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Рассмотрим каждый вид НКО по отдельности по такому плану:

в каких формах может существовать;

кто и в каком количестве может быть учредителем, какие нужны учредительные документы;

членство и участники;

права и ответственность;

решение о ликвидации;

благотворительный фонд какая организационно правовая форма. Смотреть фото благотворительный фонд какая организационно правовая форма. Смотреть картинку благотворительный фонд какая организационно правовая форма. Картинка про благотворительный фонд какая организационно правовая форма. Фото благотворительный фонд какая организационно правовая форма

благотворительный фонд какая организационно правовая форма. Смотреть фото благотворительный фонд какая организационно правовая форма. Смотреть картинку благотворительный фонд какая организационно правовая форма. Картинка про благотворительный фонд какая организационно правовая форма. Фото благотворительный фонд какая организационно правовая форма

Общественные и религиозные организации (объединения)

Общественные объединения (организации)

Цель создания: защита общих интересов участников (социальных, экономических, политических), а также культурных прав и свобод. Развитие активности и самодеятельности граждан, удовлетворения профессиональных и любительских интересов; духовных и прочих нематериальных потребностей. Могут быть поставлены другие уставные цели.

Общественные организации – основано на членстве и совместной деятельности; защищает общие интересы объединившихся.

Общественное движение не имеет членства.Участники добиваются достижения общественно полезных целей (социальных, политических и других).

Общественный фонд не имеет членства. Имущество формируется при помощи добровольных взносов и тратится на общественно полезные цели. Нельзя использовать имущество фонда в собственных интересах.

Общественное учреждение не имеет членства. Оказывает определенный вид услуг, который отвечает интересам участников и уставным целям.

Орган общественной самодеятельности не имеет членства. Цель – совместное решение социальных проблем людей, возникших на месте жительства, работы или учебы.

Политическая партия. Создается, чтобы граждане могли принять участие в политической жизни общества. Человек может примкнуть к партии, принимать участие в выборах и акциях – общественных или политических. Партия представляет интересы граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Учредители: только физические лица; либо другие общественные объединения.

Количество учредителей: не менее 3-х.

Учредительные документы: Устав организации.

Членство и участники: в зависимости от формы могут иметь членство.

Управление: самоуправляемая организация.

Собственность: самостоятельный субъект (тот, кому принадлежит собственность) собственности на свое имущество и на членские взносы.

Имущественные права участников: не имеют прав на имущество объединения, в т.ч. на членские взносы.

Ответственность: члены объединения не отвечают по обязательствам объединения, в котором участвуют. Объединения не отвечают по обязательствам своих членов.

Регистрация: Создать общественное объединение можно, не запрашивая предварительно разрешение в органах государственной власти или местного самоуправления. Можно свободно вступать в общественные объединения согласно их уставам.

Решение о ликвидации: согласно общим правилам для юридических лиц, может быть добровольная и принудительная по решению суда. Банкротство невозможно.

Имущество после ликвидации: идет на цели, прописанные в уставе.

Деятельность: вправе вести предпринимательскую деятельность, чтобы достигнуть цели из устава.

Регулирующие законы: Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ.

Религиозные объединения

Цель создания: совместное вероисповедание и распространение веры. Отличается тем, что может проводить богослужения, религиозные обряды и церемонии. Может обучать религии своих последователей.

В зависимости от территории:

В зависимости от правового статуса:

Религиозные группы. Создаются и существуют без государственной регистрации, не являются юридическими лицами. Необходимое имущество предоставляется участниками.

Религиозные организации – объединения, которые прошли государственную регистрацию.

Учредители: местная религиозная организация: не менее 10 физических лиц старше 18 лет, постоянно проживающих в данной местности. Централизованные религиозные организации: не менее 3 местных религиозных организаций одного вероисповедания.

Ограничения: запрещено создавать экстремистские религиозные организации и религиозные объединения в органах государственной власти, государственных учреждениях, органах местного самоуправления.

Нельзя влиять на государственные органы, принимать участие в выборах или поддерживать политические партии. На участников религиозного объединения это ограничение не распространяется.

Учредительные документы: Устав.

Членство и участники: имеют членство.

Управление: Самоуправляемая организация.

Собственность: самостоятельный субъект собственности на свое имущество, членские взносы. К имуществу религиозного объединения относятся: собственные средства; пожертвования; имущество, переданное государством в собственность или в безвозмездное пользование (например, культовые здания); имущество, находящееся за границей. На имущество культового значения не могут быть наложены взыскания кредиторов, оно не может использоваться для залога по обязательствам.

Имущественные права участников: на имущество, переданное в организацию, права участников не сохраняются.

Ответственность: организации не отвечают по обязательствам своих участников. Участники не отвечают по обязательствам религиозных организаций.

Регистрация: предварительное разрешение органов государственной власти или местного самоуправления не требуется. Можно свободно вступать в религиозные объединения согласно их уставам.

Решение о ликвидации: согласно общим правилам для юридических лиц, может быть добровольная и принудительная по решению суда. Банкротство невозможно.

Имущество после ликвидации: используется в целях, предусмотренных уставом или решением высшего органа организации, либо по решению суда. Не может быть распределено между участниками.

Деятельность: может заниматься производственной и хозяйственной деятельностью: издательские, полиграфические, производственные, реставрационные, строительные, сельскохозяйственные работы. Заниматься предпринимательством религиозная организация может только в пределах уставной правоспособности. Доходы от него направляются на нужды объединения. Религиозные центры могут основать духовные учебные учреждения, монастыри и другие религиозные объединения.

Регулирующие законы: закон №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации

Цель создания: защита среды обитания, сохранение и развитие принятых у народа образа жизни и его культурного наследия (п.1 ст.123.16 ГК РФ).

территориальная обособленность (территориально-соседское проживание);

наличие исконной среды обитания;

потребность в сохранении традиционного образа жизни.

Учредители: не менее 3 физических лиц старше 18 лет, все относятся к малочисленным народам. Граждане иностранных государств, юридические лица, органы государственной власти не могут быть учредителями таких общин. Решение о создании принимается на учредительном собрании общины: на нем могут присутствовать все жители территории, где находятся малочисленные народы.

Участники: физические лица, старше 16 лет, которые относятся к малочисленным народам и ведут традиционный образ жизни. Также членами общины могут стать люди, не относящиеся к малочисленным народам. Такие люди должны вести традиционную хозяйственную деятельность и заниматься традиционными промыслами. Иностранцы и лица без гражданства не могут быть участниками таких общин, но могут помогать.

Учредительные документы: учредительный договор, устав, который принимают на сходе (общем собрании) членов общины.

Управление: самоуправляемая организация.

Собственность: самостоятельно распоряжаются принадлежащей им собственностью. Община может продавать то, что создали ее члены. Прибыль от реализации распределяется между участниками или на нужды общины. Имущество формируется из благотворительных взносов, пожертвований и прочего имущества в натуральной или денежной форме. Члены общин малочисленных народов могут пользоваться льготами для защиты исконной среды обитания, развития традиционного образа жизни и хозяйствования.

Ответственность: в соответствии с законами России.

Решение о ликвидации: может быть по решению учредителей, участников или суда (п.2-3 ст. 61 главы 4 ГК РФ). Общину можно ликвидировать, если ее покинуло более двух третей учредителей или членов; если община грубо и неоднократно нарушала цели, описанные в уставе (п.2 ст.22 фз №104-ФЗ); перестала заниматься традиционной хозяйственной деятельности и промыслами.

Имущество после ликвидации: может распределиться между членами соразмерно их долям.

Имущественные права участников: при выходе из общины можно получить часть её имущества.

Деятельность: Соблюдают традиции и обряды малочисленных народов, не противоречащих законодательству России. Берегут и содержат культовые места, создают собственные культурные центры. Могут обучать и воспитывать детей членов общины, приобщая к своим обычаям в целях сохранения культуры малочисленных народов.

Регулирующие законы: закон №104-ФЗ от 20.07.2000 г. «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ, Конституция, закон №7-ФЗ.

Казачьи общества

Цель создания: возрождение российского казачества, сохранение традиционного образа жизни и культуры.

Правовой статус: казачьи общества отличаются от НКО и других общественных объединений и имеют особый статус, связанный с обязательным несением государственной службы участниками общества. Казачьи общества (помимо внесения в реестр НКО и ЕГРЮЛ) обязательно вносятся в государственный реестр казачьих обществ.

Формы (по территориальному признаку):

Учредители: люди, заинтересованные в возрождении культуры российского казачества. На общем собраниии казачьего общества (круг) принимают решение о его создании. Участники круга становятся учредителями, а впоследствии – членами общества.

Участники: только граждане России старше 18 лет.

чредительные документы: устав.

Управление: самоуправляемая организация.

Собственность: имущество казачьих обществ формируется за счет федерального бюджета (основная статья поступлений), добровольных взносов, поступлений от учредителей и членов организации, доходы от собственности, реализации товаров и услуг, прочие поступления. Имущество, купленное за счет доходов от деятельности общества, и то, которое передали члены, становится собственностью казачьего общества.

Ответственность: члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов.

Решение о ликвидации: порядок ликвидации и использования имущества прописывается в уставе. Может быть ликвидировано по решению суда или круга казачьего общества.

Имущество после ликвидации: не распределяется между членами, направляется на уставные цели.

Имущественные права участников: имущество принадлежит Казачьему обществу на праве собственности. Что может находиться в составе имущества казачьего общества, прописывается в уставе.

Виды государственной службы (ФЗ «О государственной службе российского казачества»):

государственная гражданская служба;

военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, прочих войсках, а также воинских (специальных) формированиях и органах;

подготовка к военной службе;

содействие в противостоянии стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям, ликвидация их последствий;

работа в сфере охраны общественного порядка;

охрана флоры и фауны, лесного фонда;

работа в сфере охраны жизнедеятельности граждан;

работа в сфере охраны объектов культурного наследия и объектов, которые являются государственной собственностью.

Регулирующие законы: федеральный закон №154-ФЗ от 05.12.1995 г. «О государственной службе российского казачества», федеральный закон №7-ФЗ.

Фонды

Цель создания: общественно полезные цели: благотворительные, социальные, образовательные, культурные и другие.

самыми многочисленными видами фондов являются благотворительные. Высший орган управления благотворительного фонда должен быть обязательно коллегиальным. Члены управления благотворительным фондом не должны занимать штатные должности в администрации любых организаций – коммерческих или некоммерческих.

отдельно можно выделить общественные фонды. Учредителями могут быть физические и юридические лица в форме общественного объединения.

особое место в российской системе НКО занимают негосударственные пенсионные фонды, которые регулируются законом №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Учредители: граждане и юридические лица. Число учредителей не ограничено, минимум от 1 человека.

Учредительные документы: устав.

Членство и участники: не имеют членства.

Управление: самоуправляемая организация. В управляющий состав фонда нельзя входить органам государственной власти и местного самоуправления.

Надзор за деятельностью фонда проводит попечительский совет не менее 3 человек, сформированный из учредителей или их представителей. Контролирует деятельность фонда, как принимаются и исполняются решения, тратятся средства, соблюдаются законы.

Собственность: формируется из добровольных имущественных взносов. Имущество, передаваемое фонду, является его собственностью. Фонды обязаны публиковать отчеты об использовании имущества. Фондам нельзя участвовать в религиозных фондах в виде вкладчика. Фонд обязан использовать имущество в рамках целей, описанных в уставе.

Ответственность: фонд не отвечает по обязательствам своих собственников и наоборот.

Решение о ликвидации: только по решению суда, ликвидируются как юридическое лицо.

Имущество после ликвидации: удовлетворение требований кредиторов, оставшееся переходит на благотворительность.

Имущественные права участников: собственники фонда не имеют прав на его имущество.

Деятельность: соответствующая своим целям и общественно полезным целям. Фонд может создать хозяйственные общества или участвовать в них.

Регулирующие законы: федеральный закон №7-ФЗ и специальные законы (например, благотворительные фонды регулируются законом №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»). Нюансы создания и управления фондами отдельных видов могут прописываться в прочих федеральных законах.

Государственная корпорация

Цель создания: осуществляют управленческие, социальные и другие общественно полезные функции. Цели каждой госкорпорации прописываются в соответствующем федеральном законе.

Формы: на 2019 год в Российской Федерации действуют 7 государственных корпораций:

«Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Регулируется федеральным законом №82-ФЗ «О банке развития»;

«Роснано». Регулируется федеральным законом №139-ФЗ «О российской корпорации нанотехнологий»;

Агентство по страхованию вкладов. Регулируется федеральным законом №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Регулируется федеральным законом №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;

«Роскосмос» – специализируется на космической деятельности. Регулируется федеральным законом №215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»;

«Ростех» – содействует производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции. Регулируется федеральным законом №270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии»;

«Росатом» – работает с атомной энергией. Регулируется федеральным законом №317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Государственные корпорации во многом схожи с государственными компаниями, которые появились в июле 2009 года.

Учредители: Российская Федерация. Госкорпорация создается на основании федерального закона.

Учредительные документы: заменяет федеральный закон.

Членство и участники: не имеют членства. Создаются на основе имущественного взноса Российской Федерации.

Управление: порядок управления деятельностью госкорпорации прописывается в законе о ее создании.

Собственность: имущество, которое передало государство, становится собственностью госкорпорации. Для госкорпорации характерен строго целевой характер деятельности и использования имущества.

Контроль и отчетность: Счетная палата РФ имеет право контролировать деятельность госкорпорации. Государственные корпорации ежегодно публикуют на своем сайте годовой отчет. В отчете сведения о деятельности раскрываются настолько, насколько позволяет законодательство о соблюдении государственной тайны. Отчет публикуется не позднее 2 недель с даты утверждения отчета высшим органом управления.

Ответственность: государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации. Иное может быть прописано в законе, предусматривающем создание государственной корпорации.

Деятельность: для госкорпорации характерен строго целевой характер деятельности. Предпринимательство допустимо для достижения целей, ради которых корпорация создана.

Решение о ликвидации, имущество после ликвидации: не применяется закон о банкротстве. Порядок ликвидации и имущественные вопросы после нее прописываются в законе о создании госкорпорации.

Регулирующие законы: специальные федеральные законы, создаваемые для конкретной корпорации и ФЗ №44-ФЗ и ФЗ №223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц».

Государственная компания

Цель создания: для оказания государственных услуг, исполнения прочих функций – в этом главное отличие от госкорпораций, в остальном похожи.

Формы: государственные компании во многом схожи с государственными корпорациями.

Учредители: создаются Российской Федерацией на основании федерального закона.

Членство и участники: не имеют членства.

Учредительные документы: создаются на основании федерального закона

Управление: доверительное управление.

Собственность: имущественные взносы государства.

Ответственность: государственная компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации, Российская Федерация не отвечает по обязательствам компании. Ответственность может наступить, если это предусмотрено федеральным законом о создании госкомпании.

Решение о ликвидации: признаваться банкротами могут, если это прописано в соответствующем федеральном законе.

Имущество после ликвидации: прописано в законе о создании госкомпании.

Имущественные права участников: имущество – собственность государственной компании, только если другое условие не обозначено в федеральном законе. Исключение – государственное имущество, созданное за счет доходов от деятельности по доверительному управлению.

Регулирующие законы: регулируются отдельными конкретными законами, так же как и госкорпорации.

Некоммерческие партнерства

Органы Минюста не регистрируют данную форму НКО с 1 сентября 2014 года. Это связано с принятыми поправками в Гражданский кодекс после вступления в силу федерального закона №99 от 5 мая 2014 года. Некоммерческие партнерства признаются разновидностью ассоциации (союза) некоммерческих организаций. Статья 8 «Некоммерческие партнерства» пока не исключена из федерального закона №7-ФЗ.

Цель создания: содействие членам партнерства в деятельности, которая помогает достигать цели фонда (благотворительные, социальные, культурные и т.д.).

Формы: фондовые биржи, коллегии адвокатов, садоводческие некоммерческие партнерства.

Учредители: не менее 2 физических или юридических лиц.

Учредительные документы: устав, учредительный договор.

Членство и участники: имеет членство. На собрании членов некоммерческого партнерства общим решением кто-то может быть исключен. Такой человек имеет право получить часть имущества (кроме случаев, когда Некоммерческое партнерство приобрело статус саморегулируемой организации СРО).

Собственность: имущество некоммерческого партнерства является его собственностью. Члены могут получить часть имущества при выходе из партнерства.

Ответственность: некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов и наоборот.

Решение о ликвидации: причины для ликвидации могут быть указаны в уставе (достигнута цель партнерства; завершился срок, на который оно создавалось; решение суда или учредителей). Банкротство также послужит причиной для ликвидации.

Имущество после ликвидации: члены имеют право получить часть имущества после расчета с кредиторами.

Деятельность: допустимо предпринимательство для достижения целей партнерства.

Регулирующие законы: статья 8 федерального закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Частные учреждения

Цель создания: для реализации функций некоммерческого характера (например, управленческих или социально-культурных).

Формы: бывают разных форм, разрешенных законодательством РФ. Правовой статус определяется законами и правовыми актами.

Учредители: одно физическое юридическим лицо (собственник)

Учредительные документы: устав, утвержденным собственником.

Управление: высшим органом управления считается учредитель.

Собственность: финансируется частично или полностью собственником. Учреждения – единственный вид НКО, обладающий имуществом на праве оперативного управления (ограниченное вещное право, когда распоряжение имуществом происходит с согласия его собственника).

Ответственность: отвечает по своим обязательствам денежными средствами, которые находятся в его распоряжении. При этом собственник имущества несет субсидиарную ответственность, поскольку сама организация частично или полностью финансируется собственником.

Решение о ликвидации: добровольная или принудительная.

Регулирующие законы: ГК РФ, закон №7-ФЗ, отдельные законодательные акты.

Государственные и муниципальные учреждения

Цель создания: разные цели у разных форм учреждений. К таким учреждениям относятся музеи, организации здравоохранения и спорта, органы социальной защиты и правоохранительные органы.

Казенные. Находятся в ведении органа государственной власти, которая распределяет бюджетные средства. Финансируются из соответствующих бюджетов. Создается для обеспечения реализации полномочий органов госвласти.

Автономные. Создается РФ или ее субъектом, либо муниципальным образованием. Нацелена на оказание услуг, чтобы органы государственной власти в разных сферах (образования, науки, здравоохранения, социальной защиты, культуры и других) могли выполнять свою работу. Автономное учреждение отвечает по своим долгам. Собственник учреждения не несет ответственность за автономное учреждение. Имущество находится в оперативном управлении. Крупные сделки осуществляются только под надзором наблюдательного совета.

Учредители: РФ, субъект РФ, муниципальное образование.

Учредительные документы: отсутствуют единые требования: может быть устав, типовое положение или положение, утверждаемое собственником.

Управление: строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Собственность: государственное или муниципальное учреждение не является собственником имущества. Имущество находится на правах оперативного управления.

Ответственность: собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам. Подробнее в статье 123.22 Гражданского кодекса.

Решение о ликвидации: согласно порядку, установленному Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Имущество после ликвидации: кредитор не может требовать досрочного исполнения обязательств или прекращения обязательства и возмещения убытков

Регулирующие законы: Гражданский Кодекс РФ, закон №-ФЗ, отдельные законодательные акты.

Бюджетные учреждения

Цель создания: услуги, помогающие органам государственной власти или местного самоуправления исполнять полномочия в различных сферах (образование, культура, здравоохранение и другие). Реализация социально-культурных, управленческих, научно-технических и прочих некоммерческих функций.

Учредители: Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Учредительные документы: устав.

Управление: выполняет государственные или муниципальные задания. Не имеют права отказаться от выполнения.

Собственность: финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Ответственность: отвечает по своим обязательствам всем имуществом, кроме особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества.

Решение о ликвидации: добровольное или принудительное.

Регулирующие законы: Бюджетный кодекс РФ, ГК РФ, закон №-ФЗ, отдельные законодательные акты.

Таблица сравнения казенного учреждения, бюджетного и автономного учреждений

автономное некоммерческое учреждение

обеспечение реализации полномочий органов государственной власти

выполнение работ, оказание услуг в целях выполнения полномочий государственных органов

Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование

на праве оперативного управления

допускается, если это прописано в учредительном документе. Доход от предпринимательской деятельности направляется в соответствующий бюджет

занимается, если деятельность помогает достичь цели, ради которых учреждение было организовано. Деятельность должна быть указана в учредительных документах. Доход от неё поступает в распоряжение учреждения

не имеет права отчуждать имущество, закрепленное за собственником или приобретенное учредителем

может распоряжаться имуществом, кроме недвижимого или особо ценного движимого имущества

ответственность по обязательствам

отвечает денежными средствами, а при их недостаточности по долгам отвечает собственник

отвечает имуществом (кроме недвижимого и особо ценного). Собственник не отвечает по обязательствам учреждения

руководитель, назначает учредитель

руководитель, назначает учредитель, одобряет наблюдательный совет

на основе бюджетной сметы (статья 6 Бюджетного кодекса РФ)

Субсидии из соответствующего бюджета (п.6 ст.92 №7-ФЗ)

Субсидии из соответствующего бюджета. Другие источники, разрешенные законом

заключение крупных сделок

с согласия органа, наделенного функциями и полномочиями учредителя (ст.161 БК РФ)

с согласия органа, наделенного функциями и полномочиями учредителя (п.13 ст. 92 №7-ФЗ)

с предварительного согласия наблюдательного совета учреждения (подпункт 9 п.1 ст. 11 ч.3 №174-ФЗ)

требования №94-ФЗ о государственных закупках

распространяются в полной мере

распространяются в случаях, установленных законодательством (ч.1 ст.4 №94-ФЗ)

с 2012 года применяется №223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц»

Автономные некоммерческие организации АНО

Цель создания: оказание услуг в областях здравоохранения, образования, науки, права, культуры, физической культуры и спорта

Формы: представительные (законодательные) органы муниципальных образований могут создавать АНО на основании статьи 69 ФЗ №131-ФЗ, так называемые некоммерческие муниципальные образования. Они существуют в соответствии с ГК РФ и №7-ФЗ. Цели учреждения и права на имущество такие же как у обычного АНО. Имущество передается в ходе приватизации государственного или муниципального имущества (абз.1 ст. 217 и ч.2 ст. 235 ГК РФ).

Учредители: учредителями АНО могут быть физические, юридические лица, Российская Федерация или субъекты РФ. АНО может быть создана в ходе преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы. Учредители АНО могут пользоваться её услугами только при одинаковых условиях с другими гражданами. Может быть создана одним учредителем.

Учредительные документы: устав, могут заключить учредительный договор

Членство и участники: не имеют членства.

Управление: высший орган управления – коллегиальный орган управления.

Собственность: формируется на основе добровольных взносов. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации, становится ее собственностью.

Ответственность: учредители не отвечают по обязательствам АНО и наоборот.

Решение о ликвидации: принимается высшим органом управления большинством (2/3) голосов либо единогласно (зависит от того, что прописано в уставе).

Имущественные права учредителей: не сохраняются при передаче имущества в собственность этой организации.

Деятельность: могут вести предпринимательскую деятельность для осуществления целей организации.

Надзор: осуществляют учредители согласно учредительным документам.

Регулирующие законы: закон №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Ассоциации (союзы)

Цель создания: координация предпринимательской деятельности, защита общих, в том числе профессиональных и имущественных интересов, общественно полезные цели. Защита трудовых прав (объединения нотариусов, адвокатов, оценщиков, представителей творческих профессий).

Формы: некоммерческие партнерства; саморегулируемые организации; объединения работодателей; объединения профсоюзов, кооперативов; общественные организации; торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты.

Учредители: коммерческие и некоммерческие организации, физические и юридические лица. Количество учредителей должно быть более двух.

Учредительные документы: устав, утвержденный всеми членами ассоциации, и учредительный договор. Изменения в учредительных документах начинают действовать с момента их государственной регистрации.

Членство и участники: есть членство. Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Управление: единоличный исполнительный орган (председатель или президент); можно создать постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум).

Собственность: имущество формируется регулярными или единовременными поступлениями от учредителей и других участников. Учитываются добровольные имущественные взносы и пожертвования, дивиденды, доходы от собственности ассоциации.

Ответственность: ассоциации не отвечают по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза).

Решение о ликвидации: в добровольном и принудительном порядке.

Имущество после ликвидации: используется в соответствии учредительными документами либо переходит к государству.

Деятельность: для ведения предпринимательской деятельности может преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество. Можно создать отдельное хозяйственное общество и участвовать в нем для ведения предпринимательской деятельности.

Регулирующие законы: Гражданский Кодкекс РФ и федеральный закон №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Автоматизация НКО любого вида

Для любого вида НКО важно правильно вести учет. Если учет будет автоматизирован при помощи специальных программ, освободится больше времени для проведения основной деятельности или поиска дополнительных источников дохода.

Программа 1С-Рарус: Бухгалтерия для НКО подходит для любого типа некоммерческой организации. Продукт позволяет:

формировать смету НКО;

учитывать целевое финансирование;

вести раздельный учет по источникам финансирования;

формировать специализированную отчетность некоммерческой компании;

обмениваться с программой 1С: Зарплата и управление персоналом;

вести прочие виды учета.

Наладить эффективную работу с благотворителями поможет сайт НКО. Подробнее о нем вы можете прочитать здесь.

Развивайте свою некоммерческую организацию активнее, автоматизируя бОльшую часть работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *