блок какое направление в литературе
Анализ творчества Александра Блока
Автор: Guru · Опубликовано 06.05.2017 · Обновлено 13.07.2017
Творчество Блока уникально. Оно совпало с важными историческими событиями рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Судьба страны и личная судьба автора слились в одно целое. Ритм истории нашёл яркое отражение в лирике. Происходит эволюция поэзии: на место легкого символизма тяжелой поступью приходит реализм.
Творческий мир Блока
Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого. Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии. Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.
Основные темы творчества Блока:
Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.
Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.
Образ родины
Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.
Образ Родины прошел своеобразную эволюцию. Вначале он загадочен, окутан будто пеленой. Страна воспринимается через призму прекрасной мечты: «необычайная», «таинственная», «дремучая» и «колдовская». В стихотворении «Россия» отчизна предстает как «нищая», с серыми избами. Автор любит ее нежной и сердечной любовью, которая ничего общего не имеет с жалостью.
Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.
В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…» предельно точно очерчена грань между любовью и ненавистью. Образ бездуховного лавочника, привыкшего к беспробудному сну разума, отталкивает, а покаяние в церкви лицемерно. В конце слышен отчетливый «крик» автора, что даже такую Россию он никогда не разлюбит, она всегда будет дорога его сердцу.
Поэт видит Россию в движении. В цикле «На поле Куликовом» она предстает в величественном образе «степной кобылицы», несущейся «вскачь». Путь к будущему у страны непростой и мучительный.
Нотка предвидения звучит в стихотворении «На железной дороге», где Блок проводит параллель нелегкой судьбы родины с тяжёлой и трагической женской судьбой.
«Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?» — гнев и боль звучат в этих строчках. Коршун и мать символизируют судьбу народную, над которой нависли хищные крылья птицы.
Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.
Символизм Блока
Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии. В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно. Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.
Символизм индивидуален. В нем «танцевали в хороводе» многоцветные гаммы чувств. Сердце дрожало, словно натянутая струна, от восхищения и переживаний за лирического героя. Будучи символистом, Блок ощущал некие «подземные толчки». Это был знак судьбы. Мистический и интуитивный взгляд на мир преследовал поэта повсюду. Александр Александрович чувствовал, что страна стоит в преддверии чего-то ужасного, глобального, того, что перевернет и искалечит миллионы жизней. Наступала революция.
Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.
Каждому символу соответствует определённое понятие или явление: море – это жизнь, народ, исторические движения и потрясения. Красный червяк – пожар. В стихотворении «Фабрика» появляется «чёрный кто-то». Для поэта – это гибельная сила. Фабрика и Он — зловещий образ губителя-угнетателя.
Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.
Тема любви
Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.
В стихотворении «О подвигах, о доблести, о славе…» мастер обращается к своей жене. Она была музой Александра Александровича. В ней поэт видел воплощение своих идеалов. Блок использует приемы, позволяющие подчеркнуть резкий контраст между иллюзиями лирического героя и подлинным обликом его возлюбленной: это достигается противопоставлением серого и синего цветов и заменой обращения «Ты» на «ты». Поэт был вынужден отказаться от этого контраста и в окончательном варианте текста изменить интонацию обращения к своей героине на более сдержанную. Такое стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философского осмысления характерно для блоковского таланта.
В жизни Блока важное место занимала еще одна женщина – мать. Поэт доверял ей всё сокровенное. В стихотворении «Друг, посмотри, как в равнине небесной…» Александр Александрович описывает чувство грусти и утраты. Он огорчен, что Любовь Менделеева отвергла его ухаживания. Но поэт не нуждается в сопереживании. Блок полон решимости пережить душевные муки. Он заставляет себя перестать «стремиться к холодной луне» и попробовать вкус настоящей жизни. Ведь она чудесна!
Образ Прекрасной Дамы
Блок верил: погрязшее в пошлости и грехах человечество еще можно спасти «Вечной Женственностью». Поэт нашел ее воплощение в образе Прекрасной Дамы. Он пропитан возвышенностью, олицетворяет добро и красоту. От него веет светом, озарявшим темные души людей. Достигнуть наивысшей гармонии с окружающим миром можно через любовь к земной женщине. Искреннее чувство меняет нас к лучшему: открываются новые горизонты, мир становится прекрасным. Мы начинаем чувствовать прелесть каждого момента, слышать пульс жизни.
Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.
Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.
В стихотворении же «Предчувствую Тебя» лирического героя терзают сомнения по поводу того, что Прекрасная Дама может превратиться в порочное создание и от ее духовности не останется и следа. Но он так хочет ее увидеть! Только она в силах спасти человечество от надвигающегося горя и показать путь к новой безгреховной жизни.
Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» сливается в единое звучание с предыдущим. Тихая и торжественная обстановка церкви передаёт состояние любви и блаженства, ожидания Прекрасной Дамы. Образ неземной рождает чувство прекрасного, которое свойственно обычному человеку.
Александр Александрович Блок: биография и творчество
Детство и семья
Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в культурной интеллигентной семье. Отец был профессором, юристом и преподавал в университете. Мать, Александра Бекетова, была дочерью ректора одного из столичных университетов.
К сожалению, в полной семье маленький Саша прожил совсем недолго. Вскоре родители разошлись, и мальчик остался жить с матерью. Отец же переехал жить в Варшаву, изредка встречаясь с сыном во время приездов в Петербург. Образ отца и их взаимоотношения в будущем повлияют на творчество Александра Блока и будут воспеты в одной из его поэм – «Возмездие».
С матерью же у писателя были прекрасные отношения, она стала ему близким другом, нравственным примером и ориентиром. В семье Бекетовых была потрясающая творческая культурная атмосфера, поддерживались научные и литературные интересы. Александра Бекетова занималась переводами и впервые перевела на русский язык произведения Ш. Бодлера. Дед Блока, Андрей Бекетов, был близко знаком с Достоевским, Салтыковым-Щедриным. Боткины и Тютчевы были близкими друзьями семьи.
Все это, несомненно, повлияло на развитие и образование Александра Блока. Он стал писать стихи в совсем маленьком возрасте – с 5 лет. В четырнадцатилетнем возрасте Блок уже выпускал рукописный домашний журнал «Вестник», где публиковал свои стихи, прозу, переводы.
Любовь к родной земле
Большую роль для А. Блока, биографию которого сложно уместить в одну статью, сыграло подмосковное имение семьи Шахматово. Все свои детские и юношеские годы летом он проводил там. В этом месте мальчику открылась красота русской природы, милые сердцу пейзажи.
Там мальчик учился кататься верхом, разводить домашнюю живность, заниматься садоводством и огородничеством. Одним словом – любить и наслаждаться русской природой и родной землей. Это место сыграло большую роль в дальнейшем творчестве поэта. Местные пейзажи узнаются практически во всей лирике Александра Блока.
Краткая биография Александра Александровича Блока, к сожалению, не может в полной мере отразить жизнь этого необычного человека, но мы постараемся представить самые значимые события.
Юношество и первые чувства
Отучившись в 1889 году во Введенской гимназии, Блок отправился с матерью в Германию. Именно там он встретил свою первую любовь – Ксению Садовскую. На момент знакомства юноше было 16 лет, а Ксении – 37. Ни о каких отношениях речи не шло, чувства были платоническими, но очень сильными. Александр рос очень чувственной и романтичной натурой. Образ прекрасной Ксении так впечатлил его, что еще долго прослеживался в его поэзии, вдохновил на написание многих произведений.
В биографии Александра Александровича Блока стоит отметить, что в 1898 году он окончил гимназию и поступил в университет по специальности юриспруденция, как когда-то его отец. Но вскоре юноша понял, что намного ближе ему филология, и сменил специальность, выбрав славяно-русское направление.
Личная жизнь
Стоит написать в биографии Александра Блока и о личной жизни. Она была весьма своеобразной. Поэту посчастливилось встретить свою единственную любовь в лице Любови Менделеевой, дочери великого химика. И хотя именно ее он считал своей музой, поддержкой и опорой, судьба их семьи сложилась очень непросто.
Отношение к супружеству у Блока было не совсем привычным. В биографии о Блоке стоит упомянуть, что он воспевал духовную близость с женой, но избегал телесной связи. Поэт также не видел проблем в том, чтобы периодически влюбляться и встречаться с другими женщинами. Но при этом он никогда не ставил их на одну ступень с любимой женой. Видимо, из-за этого и Любовь Менделеева позволяла себе обращать внимание на других мужчин. Особенно тяжелый период пережила семья, когда в их отношения вмешался поэт А. Белый, друг А. Блока. Страсть и чувства Белого к жене товарища практически привели к их дуэли.
К сожалению, у семьи так и не осталось продолжателей рода. Их единственный рожденный ребенок оказался слишком слаб здоровьем и не выжил. Поэтому супруги остались бездетными.
Начало творческого пути
На становление творческого пути Александра Блока во многом повлияли романтическая поэзия Жуковского и идеалистическая философия Платона. С детства он наслаждался лирикой Пушкина, Тютчева, Полонского, Лермонтова и писал сам.
Продолжая рассматривать биографию поэта Блока, упомянем о переломном моменте, который случился в 1989 году. Тогда Александр серьезно начал заниматься поэзией после окончания университета. Его ранняя лирика полна юношеских мечтаний и надежд, поисков идеала, светлого будущего. У Блока складывается своя лирическая мифология, появляются образы Прекрасной Дамы, Вечной Женственности, преобразования мира. В 1900 году Александр Блок впервые решил издать свои произведения в журнале «Мир божий». Редактор после прочтения был крайне поражен и впечатлен творчеством новоиспеченного поэта.
В эти годы Блок много общается с самыми видными поэтами того времени, такими как Владимир Соловьев, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Валерий Брюсов.
Цикл стихов о Прекрасной Даме
Любовь к супруге Л. Менделеевой во многом вдохновила и предопределила творческую судьбу поэта. В произведениях прослеживается поклонение возлюбленной. Ее образ представлен как неисчерпаемый источник света и чистоты. Она – земное воплощение Божественного начала.
В сборник вошли 687 стихотворений, посвященных жене.
Помимо образа Л. Менделеевой, на сборник большой отпечаток наложила философия Владимира Соловьева. Именно он был одержим поиском идеала Вечной Женственности как источника доброты, красоты и истины.
Лирический герой произведений выступает противовесом образу Прекрасной Дамы. Он – олицетворение всего земного, раб своей возлюбленной.
Сборник – настоящий гимн любви и концентрат личных переживаний Александра Блока, биографию которого мы продолжаем рассматривать.
Символизм в произведениях А. Блока
Начальное творчество Блока было связано с популярным литературным течением того времени – символизмом. Суть направления заключалась в противопоставлении реального и идеального миров. Мир идеальный постигался с помощью символов, способных выявить сущность бытия. Мир реальный тоже наполнен символами, которые обобщают и типизируют жизненные явления.
К символам поэты и писатели обращались всегда. Они встречаются в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Шолохова, Чехова и так далее. Но символисты создавали особые, мистические и таинственные символы, трудные для восприятия и понятные лишь избранным. Они служили связью с потусторонним, идеальным и таинственным миром.
Так, например, в сборнике стихов о Прекрасной Даме Блок активно прибегает к таким метафорам и символам, как тьма, ночь, день, закат, рассвет, отображающим душевные переживания лирического героя. В биографии Блока отметим, что после выпуска этого сборника он занял одно из центральных мест в рядах символистов.
Драматургия в творчестве А. Блока
1906-1907 годы становятся для Александра Александровича переломными. Революционные события в стране наталкивают поэта на кардинальную переоценку ценностей. Теперь уже мистические и идеалистические настроения кажутся ему ироничными. Блок пробует себя в новом жанре – драматургии.
В биографии Блока стоит сказать, что в 1906 году вышли сразу три его лирические драмы – «Незнакомка», «Король на площади» и «Балаганчик». Следом в 1908 году он пишет «Песню Судьбы», «Розу и Крест» и другие драмы.
Теперь главным настроением произведений становится смятение, социальное негодование. Он постепенно расстается с прошлыми единомышленниками.
Пьесы Александра Блока не имели особого успеха на сцене. Только лишь «Балаганчик» смог ненадолго задержаться в театре. Но это не отменяет их оригинальности, духовности и глубины. В произведениях идеально сочетаются лиричность и драматизм.
Тема Родины
Хоть и не сразу, но Блок не обошел тему Родины в своем творчестве. В разных произведениях поэт по-разному представляет Родину. Для Блока она многогранна, поэтому он каждый раз рисует ей новый образ.
То Блок описывает Родину как некий волшебный край, полный тайн и загадок. Так, например, в произведении «Русь» описывается достаточно фольклорный пейзаж, рассказывается о ворожеях, мистической стороне и существах.
То родная страна предстает в образе возлюбленной, как в стихотворениях из сборника о Прекрасной Даме. Родина предстает молодой, красивой и необузданной сильной девушкой.
Встречается и исторический подход в произведениях Блока, где он описывает события прошлого, рассказывает историю Отечества. Блок пишет целый цикл «На поле Куликовом». Произведения полны надежд на светлое будущее, несломленность страны, преодолевшей столько препятствий на своем пути.
Революция и А. Блок
Расскажем немного в биографии Блока о Революции. Октябрьские события Александр Блок воспринял с большим воодушевлением и надеждами, призывая в своей статье «Интеллигенция и революция» слушать «всем сердцем, всем телом». Он с готовностью принимает все изменения, осознавая их великую задачу.
В конце поэмы возникает образ Спасителя, именем которого вершатся великие дела.
На фронте
В 1914 году началась война, которая не могла оставить равнодушным Александра Блока. В этом же году он выпустил сборник «Стихи о России», начинает писать свою поэму «Возмездие».
После возвращения с войны еще более неожиданно сложилась жизнь Блока. В биографии этого великого классика стоит отметить 1917 год, когда поэт стал редактором в Чрезвычайной следственной комиссии при Временном правительстве. Пожалуй, Блок был одним из единственных представителей интеллигенции Петербурга, который не только принял Октябрьскую революцию, но и стал работать в учреждениях советской власти.
Финальное стихотворение «Скифы»
Настоящий фурор вызвало написанное в 1918 году стихотворение «Скифы». Главным героем в нем стала сама Россия, свободолюбивая и смелая. Так как Александр Блок всегда тяжело переживал войны и выступал ярым противником любого насилия, центральной темой «Скифов» стал призыв к перемирию, согласию, единению между Россией и Западом.
Блок открыто высказывает свою позицию по поводу важнейшего значения России как соединяющего звена между Западной и Восточной цивилизациями. При всей своей антивоенной направленности и стремлении к миру Блок подчеркивает, каким сильным и опасным противником может стать Россия для своих врагов.
«Скифы» стали финальным произведением великого поэта. После этого произведения он не написал ни строчки до самой своей смерти.
Конец жизненного пути
Советская власть успешно использовала имя известного поэта в своих интересах. В 1919-1920 годах Александра Блока назначали на разные должности с постоянно возрастающим объемом работ. С этого времени, если можно так сказать, начинается советская жизнь писателя Блока. В биографии упомянем лишь, что такая деятельность была не близка сердцу бывшего мечтателя и интеллигента. Творческая и культурная жизнь постепенно сошла на нет.
Блок заговорил о своем тяжелом душевном состоянии, слабости, усталости. На фоне большой нагрузки и эмоционального и творческого истощения у поэта стали проявляться сердечно-сосудистые заболевания, астма, психические расстройства. В 1919 году к списку заболеваний добавилась цинга.
В 1921 году его попытка вместе с приятелем Федором Сологубом получить выездные визы и покинуть страну потерпела неудачу. В этом им было отказано советской властью.
7 августа 1921 года Александр Александрович Блок ушел из жизни в своей квартире. Виной всему стали сердечные заболевания. Похоронен поэт был на Смоленском кладбище в родном городе Санкт-Петербурге.
На этом заканчивается биография Александра Александровича Блока. Краткая биография этого великого поэта, писателя, публициста не может в полной мере раскрыть все грани его личности и творчества. Но мы в статье постарались указать и обратить внимание на ключевые моменты в его судьбе.
Александр Александрович Блок
Фото Все
Видео Все
Александр Блок. «Я медленно сходил с ума» (2016)
Александр Блок. Леннаучфильм, 1988г., докум. фильм
Александр Блок — биография
Поэт, публицист, выращенный Серебряным веком, и пострадавший от Октябрьской революции. Его не стало в 40, хотя он мог бы прожить долгую жизнь, если бы власти не запретили ему отъезд на лечение. Однако голодный послереволюционный Петербург не давал Александру Блоку никаких шансов выздороветь. У поэта не осталось наследников, зато имеется огромное творческое наследие – почти четыре сотни стихотворений и поэм, и самое главное – его мысли.
Александра Блока знают не только как русского поэта, писателя и публициста. Он известен своими переводами и критическими статьями. Навсегда остался классиком русской литературы 20-го века, самым крупным представителем русского символизма.
Детство и юность
Родился Александр Блок в Петербурге 28 ноября 1880 года. Отца мальчика звали Александр Блок, он служил профессором Варшавского университета. Мама Александра Бекетова работала переводчицей, была дочерью ректора Петербургского университета. Когда они поженились, то молодой жене едва исполнилось 18, супруг был старше ее на восемь лет. Семейная жизнь не сложилась, муж даже иногда позволял поднять руку на жену, поэтому Александра решилась на развод. После этого никаких отношений бывшие супруги не поддерживали.
Александр Блок в детстве
Оформить развод в те годы было практически невозможно, их не приветствовала церковь, осуждало общество. Но в 1889-м Александра, обладавшая сильным и целеустремленным характером, все же добилась расторжения брака с супругом у Святейшего правительствующего синода. Через некоторое время женщина встретила новую любовь и повторно вышла замуж. Ее избранником стал офицер Кублицкий-Пиоттух. Она не стала переходить на фамилию нового мужа, и они с сыном продолжали носить фамилию Блок.
Можно сказать, что все детство Саши прошло в доме дедушки по материнской линии. Каждое лето он гостил в Шахматово, и эти воспоминания грели его потом всю жизнь.
В остальное время он с семьей жил в казарме лейб-гренадерского полка, на окраине города.
Саша и его мама всегда были связаны какой-то необычной духовной связью. Мама научила сына любить литературу, с ее помощью он узнал, кто такие Полонский, Бодлер, Фет, Верлен. Они увлекались философскими и поэтическими новинками, могли часами говорить о культуре и политике. Когда Блок сам начал писать стихи, то самым важным и главным для него было мнение матери, ему нужно было ее понимание и поддержка.
В 1889-м девятилетнего мальчика отправили во Введенскую гимназию. Когда он стал шестнадцатилетним юношей, мама повезла его за границу, они побывали в Германии, посетили известный курорт Бад-Наугейм. В этом возрасте юношам свойственно влюбляться, не стал исключением и Блок. Предметом его первой любви стала Ксения Садовская, взрослая 37-летняя женщина. Никаких отношений между ними не было, но это первое чувство, образ любимой, постоянно присутствовали в памяти поэта, вдохновляя его на создание любовной лирики.
В 1898-м Блок окончил гимназию и в этом же году стал студентом Петербургского университета. Его привлекала юриспруденция, и именно на этот факультет он успешно поступил. Но после трех лет обучения Александр понял, что ему больше по душе история и философия, поэтому добился перевода на историко-филологический факультет, отдав предпочтение славяно-русскому направлению. Диплом об окончании вуза Блок получил в 1906-м. В студенческие годы он обзавелся многочисленными друзьями, среди которых были Сергей Городецкий, Алексей Ремизов, Сергей Соловьев, его троюродный брат.
Начало творчества
Творческая биография поэта началась довольно рано. Александр родился в семье, которая была очень культурной и образованной, и это наложило свой отпечаток на становление его как творческой личности. Еще в юном возрасте он начал много читать, любил театр, ходил в драмкружок, и пробовал сам писать стихи. Его первые произведения родились когда Саше исполнилось всего 5 лет. Будучи подростком, он с двоюродными братьями выпускал рукописный журнал, ставил сценки и сам в них участвовал.
Александр Блок и Любовь Менделеева
Важным моментом становления Блока как поэта стала его женитьба. Его избранницу звали Любовь Менделеева, дочь прославленного российского ученого Дмитрия Менделеева. Их отношения не всегда складывались гладко, были свои сложности и недопонимание, но они страстно любили друг друга, и это помогало преодолевать все преграды на пути к счастью. Жена была для Блока не только любимой женщиной, но и музой, именно она вдохновляла его в творчестве, это ее черты просматриваются в некоторых персонажах стихов поэта.
Настоящая карьера поэта стартовала именно с 1900 года. Он продолжал увлекаться поэзиями Фета, запоем читал лирику Соловьева, размышлял над учениями Платона. Среди знакомых Блока в те годы появились Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, издававшие журнал «Новый путь». В этом издании Александр Блок публиковал свои поэтические произведения и критические статьи.
Журнал «Новый путь» выпуск 1903 года
В начале своего творческого пути Блок всей душой потянулся к символизму, движению в литературе, которое проникло в культуру, было новаторским, экспериментальным, не всегда понятным. Стихи, написанные в этом стиле, были полны загадочности, непредсказуемости и недосказанности. Лучшими представителями символизма в Петербурге считались Мережковский и Гиппиус, а в Москве в этом жанре работал Валерий Брюсов. Практически в одно время с дебютом в журнале «Новый путь» в Петербурге, поэзия Блока была напечатана и в московском альманахе «Северные цветы».
Очень близким для поэта стал кружок продолжателей и поклонников творчества Владимира Соловьева, который организовался в Москве. Во главе этого кружка стоял молодой и очень перспективный поэт и прозаик Андрей Белый. Вскоре Белый и Блок стали близкими друзьями, а члены этого кружка пополнили ряды поклонников творчества Александра.
Стихи о прекрасной даме — первая публикация
В 1903-м московский альманах «Северные цветы» напечатал на своих страницах цикл поэзий Блока, объединив их общим названием «Стихи о Прекрасной Даме». Блок был первым среди российских поэтов, кто увидел в женщине не только жену и мать, а источник вдохновения, чистоты и света. Он пытается донести до читателей мысль о том, что с помощью любви отдельный человек может стать целой Вселенной. В это же время выходит сборник поэзий, в который вошли произведения студентов Императорского Петербургского университета. Среди них оказались и три стихотворения Александра Блока.
Революция 1905 года
События 1905 года очень повлияли на творчество поэта. Революция вырвала его из привычного восприятия мира, она напоминала стихию, непостоянство природы и это отразилось на его поэзиях. Прекрасная Дама отошла на второй план, вместо нее появилась метель, вьюга, бродяжничество. Блок обращается к образам Снежной Маски, Фаины, Незнакомки. Любовная лирика сама по себе начала играть второстепенную роль.
Именно в то время Блок серьезно увлекся театром и даже стал писать пьесы. Дебютной работой в этом направлении стала пьеса «Балаганчик», которую режиссер Всеволод Мейерхольд поставил в 1906-м на сцене театра Веры Комиссаржевской.
Александр Блок
Александр всегда относился к своей жене с обожанием, однако не запрещал себе влюбляться в других женщин. В 1906 году он встретил Н.Волохову, актрису театра Комиссаржевской, и воспылал к ней пламенной страстью. Ее образ вскоре появился в его новых философских поэзиях – цикле «Фаина», книге «Снежная Маска». Она стала прототипом героинь в пьесах «Король на площади» и «Песня Судьбы».
Ближе к концу 1900-х Блок отошел от любовной лирики. Теперь в его поэзии преобладает социальная направленность, отношения интеллигенции с простым народом. Стихи того времени ясно показывают, что его индивидуум переживает кризис и упорно пытается найти свое место в этом реальном мире. В его стихотворениях Родина ассоциировалась с любимой супругой, поэтому патриотизм его произведений ставал особым, личностно-индивидуальным.
Отказ от символизма
В 1909 году Блока ждало несколько потрясений. В этом году не стало его отца, отношения с которым он поддерживал много лет. Потом умер его первенец, не прожив и нескольких дней. Отец оставил сыну приличное наследство, благодаря которому поэт мог не задумываться о хлебе насущном, и полностью предаваться творчеству.
В том же 1909-м Блок путешествовал по Италии, и эта поездка вызвала у него бурю новых эмоций. Он сумел пересмотреть все, что ранее представляло для него большую ценность. Этот процесс ярко прослеживается в цикле стихов под названием «Итальянские стихи» и прозаических очерках, собранных в книге «Молнии искусства». После долгих метаний Александр сделал вывод, что больше не черпает вдохновения от символизма, что ему просто необходимо самоуглубление и духовная диета.
В это время он сосредоточился на создании больших произведений, поэт не разменивается на публицистическую работу и полностью игнорирует все мероприятия, где собиралась поэтическая богема тех лет.
В 1910-м Блок вынашивал идею создания эпической поэмы «Возмездие». Он начал работу над ней, но так и не довел ее до конца. В 1912-1913-м годах поэт сочинил пьесу под названием «Роза и Крест». В 1911-м Александр выпустил собрание сочинений в 3-х томах, куда вошли его произведения из написанных ранее пяти книг. Впоследствии этот трехтомник переиздавался несколько раз.
Октябрьская революция
У Блока никогда не было негативного отношения к советской власти. В отличии от Михаила Пришвина, Анны Ахматовой, Юлия Айхенвальда, Зинаиды Гиппиус, Дмитрия Мережковского, которые выступали с критикой новой власти, Александр принял революцию и даже пошел на сотрудничество с новыми властями.
В то время Блок был достаточно популярным поэтом, и государственное руководство использовало его известность для осуществления своих задумок. Поэта постоянно назначали возглавлять какие-то учреждения или комиссии, в которых он ничего не смыслил и которые были ему абсолютно не интересны.
В те годы Блок написал своих знаменитых «Скифов» и нашумевшую поэму «Двенадцать». Ключевым образом поэмы был Иисус Христос, возглавивший шествие двенадцати красноармейцев. Эта поэма вызвала неоднозначную реакцию литературного сообщества. В настоящее время поэме дана объективная оценка, и ее признали лучшей из того, что было написано в Серебряном веке. Однако в то время современники поэта высказывались о ней резко негативно, особенно их возмутил образ Иисуса. Блок написал эту поэму за месяц, и сразу превратился в персону нон грата. От него отвернулись не только власти, но и коллеги. Они считали его безумцем, а он писал о себе: «Я – гений».
Личная жизнь
Хоть Александр Блок и позволял себе периодически влюбляться в других женщин, но в его личной жизни была одна-единственная любовь – Любовь Менделеева. Она была ему не только женой, но и Музой, она умела понять и поддержать.
Александр Блок делает предложение Менделеевой
Блок отличался своеобразным представлением о супружеских отношениях, он категорически не воспринимал телесную близость, его воодушевляла только духовная любовь.
Поэт часто питал нежные чувства к посторонним женщинам, но они в его жизни ничего не значили. У Любови Менделеевой также случались романы на стороне.
Наследников у них не осталось. В этом браке родился единственный ребенок, который был слабеньким и вскоре умер. Однако родственников у Блока достаточно много, они живут не только в России, но и за ее пределами.
Смерть поэта
Здоровье поэта начало слабеть после Октябрьской революции. Он поддерживал новую власть, а она в свою очередь не жалела его. У Блока появилась масса обязанностей и должностей, он не мог должным образом заботиться о здоровье, и вскоре это дало о себе знать. У него развилась астма, начало барахлить сердце, и ко всему этому добавилось психическое расстройство. В 1920-м он заболел цингой.
Похороны Александра Блока
В те годы поэта начали преследовать трудности с финансами. Нужда и многочисленные болезни не давали ему шанса на жизнь, и 7 августа 1921 года Блока не стало. Он умер в собственной квартире в Петрограде от воспаления сердечных клапанов. На отпевание великого поэта пригласили протоиерея Алексея Западалова.
Перед самой смертью Блок обратился к властям за разрешением отправиться на лечение за границу, но получил категорический отказ. Говорят, что после этого поэт занялся уничтожением всех рукописей, отказывался от лекарств и пищи. Поговаривали, что он лишился рассудка перед самой смертью и постоянно твердил одну мысль – нужно уничтожить все экземпляры последней поэмы. Но никаких документальных подтверждений этим слухам не нашлось.
Могила Александра Блока
Блок был и остается гениальным русским поэтом Серебряного века. Его произведения заняли свое достойное место в культурном наследии страны.