бокситогорск какая область россии
Бокситогорск
Расположен в западной части района на реке Пярдомля (бассейн реки Сясь) в 175 км к востоку от Санкт-Петербурга.
Содержание
Название города
Многие города обязаны своим возникновением и развитием разработке месторождений полезных ископаемых, веками лежавших под спудом, и строительству около них промышленных предприятий.
Именно к таким городам и относится Бокситогорск, экономический культурный и административный центр одного из районов Ленинградской области.
Бокситогорск вырос около Бокситогорского (Тихвинского) глиноземного завода, работающего на базе найденного близ него крупного месторождения бокситов, давших название городу, а также на базе местных известняков.
В 1979 г. исполкомом горсовета был утвержден герб города Бокситогорска. Щит герба заполнен негеральдическими фигурами (изображение в начале материала).
В 1999 г. был утвержден герб Бокситогорского района. Описание герба. «В серебряном поле на зеленом холме, обремененными тремя червлеными ромбами, черный медведь, сопровождаемй вверху тремя, справа и слева по одной символическими зелеными елями». Данный герб почти не противоречит правилам составления гербов. По правилам и традициям российской геральдики герб (изображение в поле щита) уезда и уездного города должен быть единым. Соответственно, так может быть и у района, и у его райцентра.
В январе 2006 г. было образовано Муниципальное образование «Бокситогорское городское поселение».
История
Уже с V—VIII веков по водным путям эту землю стали заселять славянские племена — кривичи и словене (ильменские), мирно соседствуя с летописной весью (вепсами). Большинство гидронимов (а это, как правило, — первичные топонимы) на территории современного Бокситогорского городского селения имеют славянское происхождение. К VII—XIII векам относятся и известные археологические памятники (курганы, могильники, жальники) на проектируемой территории (Сёгла, Симоново), в том числе, и в собственно Бокситогорске, что говорит о давней освоенности здешних земель человеком. Многие памятники стали известны в первой трети ХХ в. благодаря тихвинскому археологу В. И. Равдоникасу, ставшему затем известным советским археологом.
Первоначальное освоение края проходило по водным путям, некоторые были весьма важными в торговом отношении. Река Пярдомля, на которой стоит Бокситогорск, является притоком реки Воложба (в старину — Воложь — от слова воложка, волок). Через приток Воложбы (Волоченку), далее через: озеро Волошино (Волошское), р. Понырь и через волок в р. Чагоду проходил древний путь из Балтики и Новгорода на Волгу, известный уже к VII в. А по реке Волхов проходила часть древнего пути «из варяг в греки».
С началом эпохи буржуазных реформ императора Александра II совпало предзнаменательное для будущего Бокситогорска событие. В 1869 г. известный геолог А. Ю. Дитмар (скончался в 1903 г.) обнаружил около дер. Сенно красные (как позднее выяснилось, бокситосодержащие) глины. Но производство алюминия при тогдашнем уровне развития технологии и при необходимости огромной энергии обходилось дороже золота. Поэтому в 1882—1886 гг. предприниматель А. Е. Брент пытался заниматься промыслом глины на р. Рагуша с целью производства красок.
С 1869 вновь встречаются сведения о местных ярко-красных глинах. В 1916 житель города Тихвин инженер Т. П. Тимофеев доставил в Геологический комитет Санкт-Петербурга образцы пород, которые были определены как алюминиевая руда с большим содержанием кремнезёма (Тихвинское месторождение).
Строительство посёлка Бокситы было начато в 1929 году в связи с разработкой бокситовых рудников.
В 1935 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР он был преобразован в рабочий посёлок Бокситы [2] (по другим данным — в рабочий посёлок Бокситогорск при ж. д. станции Бокситы [3] ). К началу 1930-х-х гг. посёлок уже был соединен железнодорожной веткой с линией Ленинград — Вологда (через станцию Большой Двор), поэтому станция сохранила название Бокситы.
На проектную мощность Тихвинский алюминиевый завод (ныне ОАО «Бокситогорский глинозём») вышел в 1938 году.
К 1940 году его население приблизилось к 10 тысячам человек, были построены средняя школа, детский сад и ясли, амбулатория с аптекой, несколько столовых и магазинов, а также каменные здания.
Незадолго перед войной, 29 апреля 1941 года вступил в строй завод искусственного обезвоживания торфа (впоследствии биохимический завод). Источником торфа служит Ларьянское болото, находящееся к северо-западу от Бокситогорска. Торфодобывающее предприятие основалось также в посёлке Ларьян.
Начало Великой Отечественной войны заставило эвакуировать промышленность и кадры города за Урал. В годы войны (особенно в период с 1941 по 1943 г. в Бокситогорске размещалось до 22 госпиталей различного звена для воинов Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов. Предприятия города были эвакуированы на Урал. В корпусах глинозёмного завода был организован ремонт военной техники (танков, самолетов и др.). Тогда же в Бокситогорске был устроен военный аэродром.
В 1948 году было восстановлено производство на глинозёмном заводе. В 1950 году Бокситогорск получил статус города, а 25 июля 1952 года стал административным центром Бокситогорского района.
1 февраля 1963 года городской Совет депутатов трудящихся был передан в подчинение Ленинградскому областному (промышленному) Совету депутатов трудящихся. В 1965 году на городской Совет депутатов трудящихся были возложены функции управления Бокситогорским районом.
1 января 2006 года образовано муниципальное образование «Бокситогорское городское поселение», Бокситогорск стал его административным центром.
Демография
Численность населения города Бокситогорск:
Таким образом, начиная с 1980-х годов численность населения города сокращается.
Административное деление
Бокситогорск отчётливо делится на две части: Заводскую, где сосредоточены главные промышленные предприятия, и основную, жилую, выполняющую административные, культурные и торговые функции.
В его состав входят 11 населённых пунктов — один город:
Образование
В Бокситогорске 3 общеобразовательных школы
Учреждение среднего профессионального образования:
Медицина
МУЗ «Бокситогорская центральная районная больница» включает в себя:
Физиотерапевтическое отделение, лаборатория, кабинет трансфузионной терапии, функциональная диагностика, эндоскопический кабинет, рентгеновское отделение, ультразвуковая диагностика, кабинет гирудотерапии, аптека.
В ведении МУЗ «Бокситогорская ЦРБ» находятся:
Культура
В Бокситогорске импозантный Дворец Культуры, занимает главное место в архитектурном ансамбле центра города. В нем находится множество коллективов:
Одно из важных мест занимает народный театр «Ровесник» существовал в Бокситогорске ещё со времён появления города, но второе рождение коллектив пережил в 1981 году, когда в коллектив пришёл В. В. Болясов, тот год и считается основанием нашего любимого театра драмы.
Труппа сегодня состоит из 20 человек, постоянно заняты 12-14 актеров. Каждый год коллектив театра под руководством заслуженного работника культуры РФ Вячеслава Болясова радует местных зрителей очередным спектаклем, каждый год новым (премьера традиционно проходит в день театра 27 марта), а также выезжает на фестивали различного уровня. Таким образом в 2008 году наши земляки сначала успешно выступили на областном фестивале народных театров «Театральная весна-2008», проходившем в Луге, а уже потом получили диплом лауреата I степени Международного фестиваля театрального искусства «Море-Вдохновение-Театр», который состоялся в августе в г. Анапа.
На сегодняшний день народный театр драмы «Ровесник» поставил порядка 50 спектаклей, причём репертуар самый разнообразный — от драмы до лирической комедии.
Духовно-религиозные и исторические объекты
Средства связи и массовой информации
Пресса
В Бокситогорском районе по состоянию на 2010 год еженедельно по средам выходит три общественно-политические газеты, все три распространяются в районе как в розницу, так и по подписке:
Также среди бокситогорцев — сотрудников БГЗ распространяется корпоративное издание
Эпизодически в районе выпускались и бесплатные газеты:
На страницах районных газет представлен обзор событий Бокситогорского района в самых разных областях жизни: экономика, политика, культура, спорт и других. В последнее время появляются материалы, рассказывающие не только о жизни в районе, но и на всей территории России.
Наряду с печатными СМИ, в Бокситогорске присутствуют и местные электронные СМИ. По состоянию на 2010 год, регулярно обновляются два:
Популярность бокситогорских электронных СМИ, помимо фактора оперативности, обусловлена возможностью прочесть точку зрения, альтернативную той, что освещается в официальной прессе.
Телефонная связь и интернет
В городе присутствует основная компания, предоставляющия услуги фиксированной телефонной связи:
В Бокситогорске представлены следующие операторы сотовой связи:
Услуги по доступу в интернет в городе оказывают:
Телевидение и радио
В Бокситогорске ведётся устойчивый приём телеканала «Россия 1», также на территорий города принимаются телеканалы и радиостанции из Тихвина.
Экономика
В городе расположены следующие промышленные предприятия:
Торговые сети
В городе представлены многие федеральные и локальные торговые сети, в том числе:
Транспорт
От станции Большой Двор Октябрьской железной дороги, линия Волховстрой — Бабаево до Бокситогорска проходит ведомственная железнодорожная линия колеи 1520 мм. С начала 2000-х годов пассажирское сообщение на ней отсутствует. В прежние годы по ней курсировали вагоны беспересадочного сообщения Ленинград — Бокситогорск (с оплатой проезда по участку Большой Двор — Бокситогорск по отдельной квитанции), от Ленинграда они следовали с поездом местного сообщения № 671/672 Ленинград — Бабаево (в 19 часов из Ленинграда, прибытие обратно в 5 утра).
Междугородное сообщение
После отмены беспересадочных вагонов Бокситогорск — Петербург было усилено движение автобусов на маршруте 867. В настоящее время на Петербург выполняется 3-4 официальных рейса в сутки. Это рейсы в 5 утра и в полдень, а также два рейса в неделю до автовокзала Мурино по пятницам и воскресеньям, перевозчик — ООО «Пассажиравторанс» (бокситогорский автопарк), и 1 ежедневный рейс питерского МП АРС. Кроме того, выполняются неофициальные рейсы на частных микроавтобусах, от 1 рейса в сутки. Невывоз имеет место лишь по праздничными дням, и то не всегда.
Городской общественный транспорт
Городской транспорт Бокситогорска представлен автобусами и маршрутными такси. Сейчас в городе действует 4 городских автобусных маршрута.
Автобусное сообщение представлено городскими, пригородными и междугородными маршрутами, основную часть которых обслуживает бокситогорское ООО «Пассажиравтотранс» (до 2010 года это было предприятие МУП «Бокситогорскпассажиравтотранс»).
Также на городских и пригородных линиях работают автобусы ООО «Стимул».
Аэропорт
1 августа 1961 года открыта авиалиния Тихвин — Ленинград. Вскоре авиасообщение с Тихвином и Ленинградом появилось и у Бокситогорска с Ефимовским.
Расписание авиарейсов на 1965 год, выполнялись АН2:
Маршрут | Время отправления | Время прибытия |
---|---|---|
Тихвин — Бокситогорск | 07:00 | 07:10 |
Тихвин — Бокситогорск | 10:55 | 11:05 |
Тихвин — Бокситогорск | 20:05 | 20:15 |
Из Тихвина 12.00, из Ленинграда — 9.35.
Расписание авиарейсов с 15 мая по 14 ноября 1966 года по аэропорту Бокситогорск:
Маршрут | Время отправления | Время прибытия | Периодичность |
---|---|---|---|
Р164 Ленинград | 07:20 | 08:40 | ежедневно |
Р172 Ленинград | 11:40 | 13:00 | кроме понедельников |
Р172 Тихвин | 11:40 | 11:50 | кроме понедельников |
Р171 Ефимовский | 10:50 | 11:05 | ежедневно |
Р164 Тихвин | 07:20 | 07:30 | ежедневно |
Расписание авиарейсов с 15 мая по 14 ноября 1966 года по аэропорту Ефимовский:
Маршрут | Время отправления | Время прибытия | Периодичность |
---|---|---|---|
Р172 Ленинград | 11:15 | 13:00 | кроме понедельников |
Р172 Тихвин | 11:15 | 11:50 | кроме понедельников |
Р172 Бокситогорск | 11:15 | 11:30 | кроме понедельников |
Хроника частоты и маршрутов пассажирских авиарейсов по годам:
Позже пассажирское авиасообщение было закрыто. А ещё позже перестал существовать сам аэропорт, с 2010 г. на месте бывшего аэропорта открыто новое городское кладбище.
Достопримечательности
1. Памятники, связанные с жизнью выдающихся государственных и военных деятелей дореволюционного периода:
2. Памятники и памятные места, связанные с периодом Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Места братских захоронений советских воинов:
3. Памятники и памятные доски вне братских захоронений:
nord_ursus
Записки северного медведя
Cogito ergo sum
Город Бокситогорск (15 тысяч жителей) — одно из мест в «дальней Ленинградской области», то есть отдалённой от Петербурга восточной части региона. Это центр района, покрытого глухими лесами и не менее глухими деревнями. Сам по себе город промышленный, и поэтому отличается от окружающей сельской глубинки, но в то же время, как-то органично с ней сочетается. Из названия города вполне ясно следует, что он появился благодаря добыче здесь бокситов — руды для производства глинозёма и алюминия. Город не только далеко от Питера (240 километров), но ещё и расположен немного в стороне от проходящих здесь магистральных путей — железной и автомобильной дорог, связывающих Питер с Вологдой. В общем, для меня это долгое время был такой «город-загадка» (соседнее Пикалёво я до этого хотя бы проезжал), и посетил я его в ходе короткого зимнего путешествия на юго-восток области. Как оказалось — достаточно уютный и приятный городок.
Накануне, в первый день поездки, я посетил только Пикалёво. Добрался я до него автобусом из Питера лишь к середине дня, и уже не так и много оставалось до вечера. А вечером на пригородном автобусе я приехал в Бокситогорск, где ночевал в гостинице, успев познакомиться с городом в ходе вечерней прогулки уже в тёмное время суток (фотографии, сделанные во время неё, покажу в конце).
2. Морозное утро первого февраля. Примерно 16 градусов ниже нуля. Это вид из гостиницы «Воложба» (названа по речке, протекающей недалеко от города), расположенной в доме на краю жилой части города. Вдалеке видны высокие дымящие трубы. Это градообразующее предприятие — Бокситогорский глинозёмный завод (БГЗ).
Ещё сто лет назад на месте нынешнего города лишь шумел лес. Вокруг есть немало старинных сёл, но будущий город строился с нуля. Месторождение глин с содержанием боксита здесь было открыто ещё в XIX веке, но разрабатываться стало уже в советское время. В 1929 году был основан посёлок Бокситы, появились рудники, а в 1938 году был введён в строй глинозёмный завод (на тот момент он назывался Тихвинским). В 1950 году посёлок стал городом Бокситогорском. Вместе с Пикалёво образовалась, своего рода, горно-промышленная агломерация (хотя и не связанная одной производственной цепочкой).
3. Свою прогулку по утреннему зимнему Бокситогорску я решил начать именно с завода. Ведёт туда улица Заводская (на фото — вид обратно, в сторону жилой части города).
4. Рядом находится озеро Павловское — один из прудов, образованных плотинами на речке Пярдомле (приток вышеупомянутой Воложбы). Одна из этих плотин видна в этом кадре. Как я понимаю, запрудили речку для нужд завода.
5. Видны жилые кварталы и стадион. Лес на берегу справа — это городской лесопарк. Заснеженный пруд красиво освещало солнце, а где-то вдалеке по пруду прошёл одинокий лыжник.
В ближних окрестностях города находится множество бокситовых рудников, где добыча ведётся карьерным способом. Некоторые карьеры уже отработаны и затоплены, являя собой искусственные озёра. Есть рядом с городом и шламохранилище, есть и терриконы — всё, как и бывает в рудничных городках. Принадлежит местная промышленность компании «РУСАЛ». Завод производит собственно глинозём, а также корунд, используемые для производства абразивных материалов. Бокситогорский глинозём также служит сырьём для производства алюминия и поставляется на алюминиевые заводы в Надвоицах и Кандалакше (соответственно, в Карелии и Мурманской области), которые, правда, оба уже не первый год под угрозой закрытия.
7. На заводе кипит работа. Парковка возле него сплошь заставлена машинами.
8. Возвращаемся в жилую часть города. Воротами её со стороны завода служат два симметричных дома: дом справа построен до войны, а слева (в нём гостиница, где я ночевал) — в 1950-е годы. Как и в Пикалёво, здесь есть необычно большие для такого маленького города сталинки.
9. Довоенный дом не облицован, в отличие от дома напротив.
10. Здесь находится маленькая треугольная площадь. Заводская улица уходит налево и ограничивает город с запада, а направо идёт улица Социалистическая.
11. Она выглядит вот так. Да и почти вся старая часть города такая. Как и в Пикалёво, старая часть здесь — это соцгород. В основном это уютного вида двухэтажки первых послевоенных лет.
Застройка города компактная, и его легко быстро пройти из конца в конец. Хотя есть ещё кварталы частного сектора с северной стороны, но туда я не ходил. Если сравнивать с Пикалёво, то Бокситогорск, по крайней мере, зимой, показался мне несколько более ухоженным.
12. Администрация города и района. Бокситогорский район довольно большой по площади, и включает в себя город Пикалёво (который, что особенно интересно, больше Бокситогорска), а также множество деревень разной степени глухоманности, которая возрастает тем больше, чем дальше от железной дороги. Есть, кстати, в районе и деревни, где живёт народ вепсы.
Накануне, проходя мимо администрации вечером, видел как из её дверей выглянула женщина и крикнула в сторону стоящих поблизости «Жигулей» что-то вроде «Николаевна, ты коробки-то пустые забери!». Такая забавная провинциальная непосредственность.
13. Стенд напротив администрации с гербом и фотографиями города:
14. Уютные и тихие бокситогорские дворы. Дома, в большинстве своём, покрашены и выглядят неплохо.
15. За этим кварталом находится стадион «Металлург», который я уже видел издалека со стороны завода. Ворота ещё, видимо, 1950-х годов.
16. Замёрзший пруд Фонтанка. Интересно, есть ли в этом названии отсылка к петербургской реке.
17. На другом его берегу — спортивный комплекс с бассейном, недавно построенный (открыт в 2017 году) на деньги «Газпрома». Видимо, это связано с тем, что через Бокситогорский район проходит магистральный газопровод.
18. Ещё рядом есть Покровская церковь, построенная в 2007 году. Она решена в стиле храмов Русского Севера (к которому уже вполне можно относить и эти места), но даже на фоне этого довольно необычная и оригинальная.
19. А это — городской лесопарк. В кадре виден бывший кинотеатр, а сейчас крытый каток.
20. Бокситогорский лесопарк — это нетронутый уголок природы. Лес, специально сохранённый при строительстве города. Здесь приятно гулять.
21. И даже в морозный зимний день гуляющие горожане тут иногда мне встречались. В том числе люди с палками для скандинавской ходьбы.
24. Вернёмся на городские улицы с жилыми домами. Здесь много деревьев. Наверное, летом в Бокситогорске очень зелено.
25. Среди сталинок попадаются новые дома, построенные для расселения ветхого жилья.
26. Маленькая площадь:
27. Улица Школьная. Дом слева построен ещё до войны, и, видимо, для начальства глинозёмного завода — на стене есть мемориальная табличка, гласящая, что в доме жил его первый директор.
28. Здание с портиком. Видимо, бывший кинотеатр. Сейчас там, вроде, какие-то магазины.
29. Улица Советская:
30. В одну сторону её перспектива замыкается фронтоном двухэтажного дома:
31. А в другую — площадью с дворцом культуры:
32. Детский сад. Когда я проходил возле него, улицу заливали звонкие детские голоса.
33. А это площадь Ленина. Хоть и место немноголюдное, её можно считать главной площадью города (даром, что администрация совсем не здесь). Оформлена она довольно красиво.
34. В центре её — дворец культуры типового проекта и памятник Ленину. И стильные фонари.
35. А по бокам — два симметричных красивых дома, построенных в 1957 году. Всё солидно — ротонда, купол, балюстрады.
37. Вид от ДК на улицу Советскую. Вот здесь уже домам не хватает симметрии.
38. В сквере у ДК есть скульптуры пионеров:
39. Улица Комсомольская
40. Чуть восточнее застройка города становится моложе. Появляются хрущёвки.
42. А потом уже кирпичные дома улучшенной планировки, построенные в 1970-е-80-е годы. Домов выше пяти этажей в Бокситогорске нету (в отличие от Пикалёво, где есть девятиэтажки).
Поблизости ещё есть улица с интересным названием Красных Следопытов. К сожалению, я не дошёл до неё сфотографировать табличку с названием.
44. Ну а это автостанция. Накануне я приехал сюда пригородным автобусом из Пикалёво, и отсюда же уезжал тихвинским автобусом (Тихвин вообще заметный центр притяжения для Бокситогорского района).
Как уже говорилось, в Бокситогорске есть железная дорога (понятно, что завод бы без неё не обошёлся). Но пассажирского сообщения нет, хотя раньше оно было, и вокзал находился рядом с автостанцией. В Бокситогорск ходил прицепной вагон из Питера, но его отменили давно — ещё в 90-е годы.
В завершение рассказа о городе покажу ещё вечерние фотографии, сделанные накануне, когда я, после заселения в гостиницу, совершил прогулку, заодно закупившись едой в «Магните».
45. Один из домов-«ворот» на улице Заводской. Здесь находится гостиница.
46. Треугольная площадь (вид днём):
47. Улица Социалистическая:
48. Она же, и двухэтажные дома на ней. Надо сказать, с уличным освещением в Бокситогорске проблем нет. Город достаточно ярко освещён в тёмное время.
50. Площадь Ленина и дворец культуры:
51. Улица Советская:
Крупнейшее интернет-сообщество, посвящённое истории, настоящей жизни и ближайшим событиям города Бокситогорска Ленинградской области
НАМ 11 ЛЕТ!) С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ, ЛЮБИМАЯ ГРУППА)
Сегодня особенный день, ведь именно 23 октября 2010 года была создана наша группа! За годы совместной работы мы с вами стали настоящей семьей и многого добились вместе! Нас уже более 19 000 участников.
Показать полностью.
Спасибо вам, дорогие участники, за то, что вы с нами! Желаем каждому процветания, любви и взаимности, успехов во всех сферах деятельности! Пусть у вас будут только добрые новости, которыми вы сможете поделиться в нашем сообществе.
В этот праздничный день хочется сказать всем СЕРДЕЧНОЕ СПАСИБО! Ничего подобного не было бы, если бы не Вы!) Спасибо за теплые слова, которые звучат в адрес группы и в адрес администраторов)
ДОРОГИЕ УЧАСТНИКИ) ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ПОЗДРАВИТЬ НАШЕ СООБЩЕСТВО, ТО ПИШИТЕ СВОИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ НА СТЕНЕ ИЛИ В КОММЕНТАРИЯХ В ВИДЕ СООБЩЕНИЙ, ФОТОГРАФИЙ, КАРТИНОК, ДОБРЫХ СЛОВ.
МЫ РАДЫ ВИДЕОЗАПИСЯМ И ОТКРЫТКАМ В ДЕНЬ НАШЕГО 11-го ДНЯ РОЖДЕНИЯ!