большая начинается с маленького какие слова пропущены
Презентация по родному языку 3 класс «Где путь прямой, там не езди по кривой»
Презентация по родному языку, 3 класс, УМК «Школа России» Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми Где путь прямой, там не езди по кривой
Где путь прямой, там не езди по кривой Из истории языка и культуры Слово врать не всегда значило «лгать». Ещё 200 лет назад, во времена А.С.Пушкина, можно было услышать «Полно врать пустяки», то есть, «говорить глупости», «попусту болтать». Первоначальное значение глагола врать – «говорить». Пословица Не любо – не слушай, а врать не мешай предупреждает: «Я буду сочинять, выдумывать, говорить чепуху, а ты- хочешь слушай мои россказни, хочешь – не слушай»
Россказни – рассказы не внушающие доверия; выдумки, небылицы. Запиши предложения, вставляя пропущенные слова. Объясни смысл пословиц. Сказка – (…), да в ней намёк, добрым молодцам урок. Большая (…) начинается с маленького (…). Жить в (…) как в тумане. Слова для справок: обман, ложь, неправда
Из истории языка и культуры Слово правда происходит от слова правый. Изначально слово правый означало «прямой», потом «правильный». То есть русские люди произнося слово правый, имели в виду не то, что справа от них, а то, что правильно, справедливо, честно. А для того, что находится справа, у них было слово десный; правая рука называлась десницей. Сейчас мы говорим: «Он прав», то есть «правда на его стороне». А честного, правдивого человека называем прямым, прямодушным. А что противоположно прямому? Конечно, кривое. Поэтому ложь назвали кривдой. Правда и кривда
Загадки Чего нет — придумает, закрутит, Всех перессорит, в душах намутит. (ложь) В огне не горит, В воде не тонет. (правда)
Подбери и запиши синонимы и антонимы к слову правда. Каких слов получилось больше: синонимов или антонимов? Как ты думаешь, почему? Домашнее задание
Рабочий лист по родному русскому языку 3 класс
Рабочий лист по теме «Где путь прямой, там не езди по кривой»
1. Выпиши в столбик выделенные слова или сочетания слов, рядом записывай однокоренные слова, которые называют человека.
придумывать небылицы — придумщик,
3. Подбери синонимы и антонимы к слову правда . Каких слов получилось больше: синонимов или антонимов? Как ты думаешь, почему?
1. Сказка — (. ), да в ней намёк, добрым молодцам урок.
2. Большая (. ) начинается с маленького (. ).
3. Жить в (. ) как в тумане.
4. — Может быть, никаких друзей вовсе не бывает на свете, — сказал грустно Отшельник, — и лучше их и не искать?
— (. )! — сказала Роза. — Друзья на свете бывают, я уверена, а не нашёл ты их только потому, что не знал, где их искать.
Слова для справок: обман, ложь, неправда, враньё.
5.Чтобы понять значение имени жителя Королевства кривых зеркал, надо прочитать имя наоборот: Нуш- рок — Коршун, Абаж — Жаба. Прочитай имена, которые могут встретиться в этом королевстве. Объясни их значение.
Адвирк, Нурв, Аторбод, Нугл, Цежл, Тулп, Цевакул, Аксал, Цертих, Ашурв, Нутлоб, Теве, Волсотсуп.
6. Домашнее задание. Придумай сам 5 имен и запиши их наоборот.
Рабочий лист по теме «Где путь прямой,там не езди по кривой»
1. Выпиши в столбик выделенные слова или сочетания слов, рядом записывай однокоренные слова, которые называют человека.
придумывать небылицы — придумщик,
3. Подбери синонимы и антонимы к слову правда . Каких слов получилось больше: синонимов или антонимов? Как ты думаешь, почему?
1. Сказка — (. ), да в ней намёк, добрым молодцам урок.
2. Большая (. ) начинается с маленького (. ).
3. Жить в (. ) как в тумане.
4. — Может быть, никаких друзей вовсе не бывает на свете, — сказал грустно Отшельник, — и лучше их и не искать?
— (. )! — сказала Роза. — Друзья на свете бывают, я уверена, а не нашёл ты их только потому, что не знал, где их искать.
Слова для справок: обман, ложь, неправда, враньё.
5.Чтобы понять значение имени жителя Королевства кривых зеркал, надо прочитать имя наоборот: Нуш- рок — Коршун, Абаж — Жаба. Прочитай имена, которые могут встретиться в этом королевстве. Объясни их значение.
Адвирк, Нурв, Аторбод, Нугл, Цежл, Тулп, Цевакул, Аксал, Цертих, Ашурв, Нутлоб, Теве, Волсотсуп.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Материал к предмету » Русский родной язык» предназначен для учащихся третьего класса для частично самостоятельной работы. Необходимость этой работы связано с тем, что учебники по данному курсу еще не поступили в школу и мы вынуждены работать с электронным носителем.А так как не у всех детей есть возможность скачать учебник, приходится работать с электронным носителем непосредственно на уроке.
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Конспект урока по технологии на тему «Снегири»
Презентация по технологии. Поделка из пластилина «Улитка»(1 класс)
Программа по курсу внеурочной деятельности » В мире книг» 1 класс
Программа по курсу внеурочной деятельности » Риторика» 1 класс
Тест по окружающему миру по теме «Золотой век» (4 класс)
Конспект «Геометрия и зодчество»
Презентация к уроку ИЗО 4 класс » Творчество Шишкина, Левитана, Айвазовского»
Мастер-класс на тему «Развитие математической грамотности при подготовке к ВПР»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5226970 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
В России появился стандарт сбора цифрового следа в образовании
Время чтения: 2 минуты
Стартовала запись российских школьников на бесплатные курсы по программированию
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Путин поручил создать 21,5 тыс. новых учебных мест в школах Дальнего Востока
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
План урока «Где путь прямой-там не езди по кривой»
План урока по предмету «Родной русский язык» в 3 классе № _____ Дата ____________
Тема урока: Где путь прямой, там не езди по прямой: россказни, выдумки, небылицы.
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о значениях слов россказни, выдумки, небылицы, враньё, ложь.
Образовательные: Находить и показывать. Различать. Характеризовать. Готовить сообщения о.
Развивающие: Развивать познавательную активность детей, умение работать по тексту, работать сообща, умение наблюдать, обобщать, делать выводы и оценивать достижения на уроке.
Воспитательные: Воспитание любви к родному языку.
Предметные ( знать, уметь)
— Знать понятия «россказни», «небылицы».
— Уметь объяснить значения слов, подбирать к ним синонимы, антонимы.
Метапредметные (Познавательные. Регулятивные. Коммуникативные)
Универсальные учебные действия (УУД)
— П. – ставить и формулировать проблемы, строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
— Р. – принимать и сохранять учебную задачу.
— К. – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно – познавательных задач
— Учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
Основные понятия и определения:.
Тип урока: комбинированный.
Приветствие. Проверка готовности учеников к уроку. На столе лежат учебники, тетради, дневники, ручка.
Готовятся к уроку. Здороваются.
Первый урок: инструктаж по технике безопасности.
Учитель зачитывает инструкцию по технике безопасности.
Дети слушают инструктаж, расписываются в журнале по технике безопасности.
Создание проблемной ситуации. Вызов.
Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и целей урока.
Чтение текста (слайд 2)
В рассказе Николая Николаевича Носова «Фантазёры» Мишутка и Стасик придумывали разные небылицы — у кого лучше получится. Мишутка говорил, что раньше он «был боль шой -большой», а потом стал маленьким, что у него голова новая выросла. Стасик сочинял , что он раньше умел летать, что летал на Луну.
«Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
А чего стыдно? Мы же никого не обманываем , — сказал Стасик. — Просто выдумываем , будто сказки рассказываем .
— Сказки! — презрительно фыркнул Игорь. — Нашли занятие!»
— Что общего в значении всех выделенных слов?
— Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Дети читают текст, отвечают на поставленные вопросы:
— эти слова дают понятие о чём-то ненастоящем, придуманном, вымышленном.
— мы будем говорить о выдумках, небылицах.
Задание №1 (письменно) (слайд 2)
Выпиши в столбик выделенные слова или сочетания слов, рядом записывай однокоренные слова, которые называют человека.
Задание №2 (письменно) (слайд 3)
Запиши ещё одну пару слов: имя существительное «фантазёр» и глагол с эти же корнем
Из истории языка и культуры:
Слово врать не всегда значило «лгать». Ещё 200 лет назад, во времена А. С. Пушкина, можно было услышать: «Полно врать пустяки», то есть «говорить глупости», «попусту болтать». Первоначальное значение глагола врать — «говорить». Пословица Не любо — не слушай, а врать не мешай предупреждает: «Я буду сочинять, выдумывать, говорить чепуху, а ты — хочешь, слушай мои россказни, хочешь — не слушай».
Дети записывают в тетрадях число, классная работа. Выполняют задания №1 и №2.
Творческое применение (Самостоятельная работа и взаимопроверка)
— Итак, ребята, что мы помним о слове «врать»?
— Ребята, а кому-нибудь из вас знакомо слово «Россказни»?
Россказни – рассказы, не внушающие доверия, выдумки, небылицы.
Задание №3 (письменно)
Запиши предложения, вставляя пропущенные слова. Найди среди предложений пословицы.
1. Сказка – (…), да в ней намёк, добрым молодцам урок.
2. Большая (…) начинается с маленького (…).
3. Жить в (. ) как в тумане.
4. — Может быть, никаких Друзей вовсе не бывает на свете, — сказал грустно Отшельник, — и лучше их и не искать?
— (. )! — сказала Роза. — Друзья на свете бывают, я уверена, а не нашёл ты их только потому, что не знал, где их искать.
Слова для справок: обман, ложь, неправда, враньё.
— В каком предложении вставленное слово употреблено в значении «выдумка»?
— Ребята, а кто мне подскажет, если слова «выдумки, небылицы, сказки, враньё, ложь» обозначают одно и то же, но звучат по разному, как можно назвать такие слова?
— А кто может назвать антоним к этим словам?
Дети отвечают на вопрос и записывают в тетрадь сформулированный ответ:
Слово врать не всегда значило «лгать». Первоначальное значение глагола врать — «говорить»: «Полно врать пустяки».
Дети отвечают на вопрос, потом записывают определение данное учителем.
Дети выполняют в тетрадях упражнение №3. Отвечают на вопрос.
Ребята, мы очень плодотворно поработали.
Давайте вспомним о чём же мы говорили?
— Узнали первоначальное значение слова «врать».
— Вспомнили, что такое синонимы и антонимы.
Дети дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.
Подбери синонимы и антонимы к слову «правда».
Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-1508570
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Стартовала запись российских школьников на бесплатные курсы по программированию
Время чтения: 2 минуты
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне
Время чтения: 1 минута
Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по русскому родному языку
Конспект урока по русскому родному языку 3 класс
Тема урока: Где путь прямой, там не езди по кривой.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять цель урока,
объяснять различия в понятиях «выдумка», «фантазия», «ложь», «обман»,
извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, делать выводы,
соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
— Перед вами учебник «Русский родной язык». Вспомните, какие разделы были включены в учебники 1 и 2 классов. Проверьте, совпадают ли они с разделами 3 класса. («Русский язык: прошлое и настоящее», «Язык в действии», «Секреты речи и этикета». Разделы совпадают с учебниками 1 и 2 классов)
— Как вы думаете, если мы уже изучали такие разделы, почему они снова включены в учебник? (Будем узнавать новое, углублять знания)
3. Самоопределение к деятельности
Знакомство с учебником
— Откройте учебник на стр. 4. Прочитайте название раздела («Русский язык: прошлое и настоящее»)
— Прочитайте, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе.
— Прочитайте тему урока. («Где путь прямой, там не езди по кривой»)
— Найдите к пословице слова, противоположные по значению. (Прямой – кривой)
— По какому пути идти лучше? (По прямому. Он короче)
— Как вы поняли пословицу? (Если есть простые решения, не нужно ничего усложнять)
4. Работа по теме урока Упр. 1 (с.4 – 5)
— Посмотрите на знак около этого задания. Что он обозначает? (Учимся наблюдать и делать выводы)
— Прочитайте задание. Как вы его поняли? (Прочитать текст, сравнить выделенные слова и сказать, чем они похожи) (Ученик читает текст)
— Прочитатйте выделенные слова. Чем они похожи? (Придумывали небылицы, сочинял, врут, обманываем, выдумываем, сказки рассказываем. Эти слова похожи тем, что они обозначают – говорить неправду)
— Прочитайте вторую часть задания. Объясните, что вы будете делать. (Запишем выделенные слова и образуем от них однокоренные слова, которые называют человека)
— Выполните задание самостоятельно. Обратите внимание на образец выполнения.
(Проверка. На доске записаны слова из текста. Учащиеся называют слова, которые они составили).
Придумывали небылицы – придумщик.
Сказки рассказываем – сказочник (или рассказчик)
— Рассказ Николая Носова называется «Фантазёры». Образуйте глагол от этого слова (Фантазировать)
— Вы сказали, что в значении выделенных слов общим является «говорить неправду». Всегда ли говорить неправду плохо? (Нет. В рассказе ребята выдумывают, сказки рассказывают, это не плохо)
Если бы не было фантазёров, то не было бы сказок, рассказов и многих интересных книг.
— А какие из написанных слов «плохие»? (Врать, обманывать).
— Почему вы так думаете? (Когда люди врут, обманывают, они это делают ради личной выгоды).
— Какое из написанных слов можно использовать для названия рассказа? (Выдумщики)
— Послушайте стихотворение Б. Заходера «Моя Вообразилия»
В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии
Болтают с вами запросто
Умеют львы косматые
Скакать верхом на палочке,
А мраморные статуи
Сыграют с вами в салочки!
У всех кому захочется,
Там вырастают крылья;
И каждый обязательно
Будь он твоим ровесником
Или моим ровесником.
В моей Вообразилии.
В моей Вообразилии –
Там царствует фантазия
Во всем своем всесилии;
Там все мечты сбываются
Сейчас же превращаются
В смешные приключения!
Попасть совсем несложно:
Она ведь исключительно
И только тот, кто начисто
Увы, не знает, как войти
— Кто придумал Вообразилию: врун или выдумщик? (Придумал выдумщик. Он фантазирует о том, чего нет на самом деле)
— Какой вывод можно сделать из текста этого упражнения? (Неправда может быть фантазией, и тогда она создает сказки и Вообразилию. А может быть ложью, и тогда она приносит вред)
Рубрика «Из истории языка и культуры» (с.5)
— Прочитайте самостоятельно статью рубрики. Скажите, что обозначало слово «врать» во времена А. С. Пушкина? (Говорить глупости, попусту болтать)
— С какой пословицей вы познакомились? Что она означает? («Не любо – не слушай, а врать не мешай». Я буду выдумывать, говорить чепуху, а если ты не хочешь слушать – уходи и не мешай слушать другим)
— Прочитайте в Толковом словаре на с. 5 значение слова «россказни». Назовите синоним к этому слову. (Выдумки)
Упр.2 (с.5) Трудное задание
— Назовите синонимы к слову «правда» (Истина, честность)
— Назовите антонимы к этому слову (Ложь, обман, неправда, вранье, вымысел, небылица, …В словаре дано 20 антонимов)
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река.
Справа – роща протянулась,
Слева – чей – то огород…
А когда я обернулась (Повернулись)
Стало все наоборот
Слева стала вдруг дубрава
Справа – быстрая река…
Неужели стала правой
6. Закрепление изученного материала. Упр. 3 (с. 5 – 6)
— Прочитайте задание. Найдите и прочитайте слова для справок.
— Какими словами заполните пропуски? Прочитайте первое предложение. (Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)
— Прочитайте второе предложение. (Большая ложь начинается с маленького вранья)
— Составьте и прочитайте следующее предложение. (Жить в обмане как в тумане)
— Какое слово нужно вставить в диалог? (Неправда)
— Из записанных предложений прочитайте пословицы. (1,2,3)
— В каком предложении вставленное слово употреблено в значении «выдумка»? (В 1)
Рубрика «Из истории языка и культуры» (с.6)
— Прочитайте самостоятельно статью рубрики.
— Что обозначало слово «правый» у русских людей? (Правильный, справедливый, честный)
— Какой антоним был у слова «правда»? (Кривда)
— Прочитайте задание. Договоритесь, кто из вас будет выполнять первое задание (касающееся Правды), а кто второе (Кривды)
(Учитель читает текст сказки)
— Объясните значение слов
Заспесивилась –… (загордилась, заважничала)
Увертка, изворот –… (хитрость, уловка)
(Самостоятельное выполнение задания. Проверка)
1. Правда чище красного солнца.
2. Из ясных очей приветом светит.
3. Идет прямо, как стрела.
4. Покачала головой и пошла
5. В увертки да извороты не пускается, много слов не раздает.
1. Заслонила рукой глаза, прищурилась.
2. Ковыляет да пошатывается.
3. Говорит себе под нос.
4. Говорит сладким голоском
5. Подслеповатые очи.
6. Рассердилась, ощетинилась, закричала, зашипела.
— Составьте общий текст.
(Совместная работа в паре. Проверка. Несколько учеников читают получившийся текст.)
(Правда, как солнышко светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, Правды боится.
Правда прямо идет, как стрела, а Кривда ковыляет да пошатывается.
Правда покачала головой и пошла, в увертки да извороты не пускается, много слов не раздает, а Кривда рассердилась, ощетинилась, закричала, зашипела)
— Почему так по – разному ведут себя Правда и Кривда? (Правда уверена в своей правоте, ей доказывать ничего не нужно, а Кривде приходится постоянно доказывать что – то, изворачиваться)
— Какие пословицы произносит Правда? (Кривде за худым делом далеко не ходить. Плохо тому, кто с Кривдой дружится. С Кривдой весь свет пройдешь, да назад не вернешься. Ложь не живуча)
— Прочитайте пословицы Кривды. (Правда как глянет в лицо, то словно горький дым глаза ест. Без правды люди не живут, а маются. Соврешь – не помрешь)
— Прочитайте тему урока. Как вы считаете, у кого путь прямой, у Правды или у Кривды?
(Путь прямой у Правды. Кривде приходится постоянно ковылять, пошатываться, поэтому лучше говорить правду)
7. Подведение итогов урока.
— Какая пословица вам понравилась больше?
— Какой вывод вы сделали для себя из сказки В. Даля?