большой и добрый великан для какого возраста
Рецензия на фильм «Большой и добрый великан»
Медлительная высокобюджетная сказка, убеждающая в пользе и осмысленности переселения зловредных народов
Малышка Софи (Руби Барнхилл) живет в лондонском сиротском приюте. Девочка страдает бессонницей, и однажды ночью она замечает огромного пожилого великана, который бродит по городским улицам. Великан также замечает бодрствующую Софи, и он похищает ее и уносит девочку в страну великанов. Там Софи обнаруживает, что все остальные великаны куда выше ростом, чем ее похититель, и что они проникают в ее мир, чтобы пожирать детей. Напротив, новый знакомый девочки питается лишь растениями, и он бродит по человеческому миру, чтобы дарить детям добрые сны. Со временем Софи и маленький великан становятся лучшими друзьями, и она уговаривает его показаться людским властям и помочь им отделаться от злобных великанов, чтобы те никогда больше не похищали и не ели малышей.
Кадр из фильма «Большой и добрый великан»
В 1830-х годах американские власти насильно переселили десятки тысяч индейцев с юго-востока страны в глубь континента, на территорию нынешнего штата Оклахома. Это переселение получило название «Дорога слез», потому что тысячи индейцев погибли в пути – и это не считая тех, кто умер на новом месте, не сумев приспособиться к чужой земле. Был ли прав президент Эндрю Джексон, когда подписал правительственный акт, положивший начало переселению? По этому поводу есть разные точки зрения. Но судя по тому, что физиономия Джексона красуется на 20-долларовой купюре, американское правительство ценит достижения бывшего лидера, а не стесняется их. Да, руки Джексона по локоть в крови, но сколько американцев сейчас живет на территориях, которые некогда занимала горстка «дикарей»!
Кадр из фильма «Большой и добрый великан»
Казалось бы, видный голливудский либерал Стивен Спилберг должен быть против подобных политических актов, нарушающих все мыслимые права человека. Но, видимо, на индейцев либерализм Спилберга не распространяется. Ведь режиссер выпускает в мировой прокат высокобюджетную экранизацию популярной сказки Роальда Даля (автора книги «Чарли и шоколадная фабрика»), мораль которой со всей определенностью гласит: «Если рядом с вами живет злобный и примитивный народ, который причиняет вам много страданий, то надо собрать всех этих людишек и выселить их туда, где они не смогут никому вредить. Оставить на родной земле можно будет лишь тех, кто предаст соплеменников и поможет с переселением».
Кадр из фильма «Большой и добрый великан»
Да-да, «Большой и добрый великан» лишь кажется сюсипусечной историей о дружбе огромного существа с маленькой девочкой. Дружба в фильме, разумеется, есть, но прежде всего «Великан» – жесткая политическая аллегория, оправдывающая не только «Дорогу слез», но и сталинские депортации крымских татар и чеченцев, послевоенное выдворение немцев из Центральной Европы… И прочие примеры того, как власти наказывали целые народы за их реальные или вымышленные преступления. Кто бы мог подумать, что Спилберг в душе сталинист…
Кадр из фильма «Большой и добрый великан»
Также картина в полной мере раскрывает тему «быдла» и «небыдла». Трудно не узнать в новом друге Софи советского диссидента или постсоветского либерала – из числа тех, кто сотрудничает с западными правительствами в надежде, что иностранцы избавят Россию от агрессивно-послушного большинства и позволят высоколобому меньшинству спокойно жить и процветать. Плюс за сотрудничество можно получить бочку варенья и корзину печенья. Это не цитата из Аркадия Гайдара – когда великан и Софи попадают на прием к британской королеве и убеждают ее в существовании великанской угрозы, монархиня угощает их чайными сладостями.
Кадр из фильма «Большой и добрый великан»
Может быть, мы преувеличиваем и приписываем фильму и книге то, чего там нет? Чтобы проверить себя, мы обратились к западным пособиям для родителей и учителей, подробно разбирающим популярные детские сказки, и обнаружили там, например, предложение обсудить с детьми гуманизм Софи и великана. Ведь протагонисты могли бы просто уничтожить великанов-каннибалов. А они придумали план, гарантирующий злодеям жизнь в специально отведенном гетто. Какие добрые, заботливые герои! Они даже добрее, чем нацисты во время холокоста!
Кадр из фильма «Большой и добрый великан»
Конечно, Софи и великана можно понять. Пожирание детей – страшное преступление, заслуживающее сурового наказания. Но когда волшебная сказка рассказывает историю о преступлении и наказании целого народа, то не важно, насколько эта история морально обоснованна. Важно, что она внедряет в детское сознание очень опасный способ мышления. Ведь если вы не видите ничего плохого в коллективном наказании нации, то дело лишь за тем, чтобы СМИ убедили вас в злодействе соседей. Поэтому, когда читаешь такие книги, как сказка Даля, многое понимаешь в западной международной политике. Ядовитые семена дают ядовитые всходы.
Кадр из фильма «Большой и добрый великан»
Что еще есть в картине? Весьма обаятельные главные герои, баснословное количество не особенно убедительной компьютерной графики (динозавры в «Парке Юрского периода» были достовернее, чем великаны в новом фильме Спилберга), по-стариковски медлительное действие, пара драматичных экшен-сцен в середине повествования, несколько умеренно «волшебных» фрагментов, не достойных завязать шнурки у подлинно магических лент вроде «Бесконечной истории» и «Лабиринта»… Пожалуй, лучшая составляющая фильма – забавная дислексия великана, из-за которой он вечно перевирает слова и придумывает новые. Отличная работа российских переводчиков!
А вот над чередой шуток про пуканье смеяться совсем не хочется. Неужели великий Спилберг и его команда не могли придумать ничего забавнее и приличнее? Впрочем, на фоне того, что «Великан» пропагандирует, пуканье людей и великанов – несущественная мелочь.
«Большой и добрый великан» грезит о детстве
«Большой и добрый великан» — фильм о дружбе маленькой Софи и древнего великана — во многом напоминает картину Спилберга «Инопланетянин», снятую в 1982 году. То же соприкосновение человечества в лице ребенка и существа из другого — внечеловеческого — мира. Та же легкая грусть, которая в «Большом и добром великане» звучит более отчетливо и настойчиво.
Так, например, Великан и его соплеменники созданы хотя и по образам реальных актеров, но «обрисованы» при помощи новейших технологий. Великана, кстати, играет Марк Райлэнс, который получил многочисленные кинопремии за роль советского разведчика Абеля в предыдущем фильме Спилберга — «Шпионский мост». Это еще одна отличительная особенность режиссера — постоянство в выборе актеров. Если артист попадает в его команду, можно не сомневаться — зрители увидят его еще не раз.
Детализация — тоже достояние Спилберга. Дом Великана сам по себе создает ощущение чуда: на полках в стеклянных банках светятся сны, на обед готовится блюдо из неведомых овощей, а спит хозяин в огромном деревянном корабле. И умилительно в контрасте с великаньей мебелью и предметами быта смотрится гнездышко в дупле старого дерева — туда Великан поселил малышку Софи, украденную им из детского приюта в Лондоне.
Крошечные стол, стульчик, кроватка — всё по размеру девочки, легко умещающейся на ладони своего гигантского друга. Рост великана — 8 м, о чем он сам и говорит. При этом Великан — маленький и хилый в сравнении со своими сородичами, злобными, невоспитанными типами, имеющими гнусную привычку красть из лондонских приютов детей и съедать их на ужин.
Борьба крошечной Софи против этого огромного зла и становится основным сюжетом фильма. Великан принимает сторону людей, вместе с девочкой является ко двору королевы Великобритании и выражает готовность указать путь в волшебную Страну военно-воздушным силам королевства.
Елизавета в картине Спилберга выглядит довольно комично, но режиссер, по его словам, надеется на ее хорошее чувство юмора. В фильме также задействованы знаменитые собаки породы корги, без которых королеву давно уже трудно представить.
«Большой и добрый великан» — действительно добрая, хотя местами и довольно страшная сказка. В ней чувствуется усталая мудрость возраста — сам Спилберг давно уже дедушка. В финале Великан прощается с Софи — девочка уходит во взрослую жизнь, где нет места сказочным друзьям. Прощание с детством грустное, но светлое: Великан предсказывает Софи интересную долгую жизнь. Какую все бабушки и дедушки желают своим внукам. А Великана ждет одиночество и дорогие воспоминания среди кукольных вещей.
Фильм адресован не только детям, но и взрослым, а потому его можно смотреть всей семьей — каждому найдется над чем подумать.
Все отзывы о фильме Большой и добрый великан
Лучшие отзывы о фильме «Большой и добрый великан»
Ананасово! Шоколадно! Заикательно
Ты ведь меня обожаешь? (с)
Когда у великих режиссеров есть нереализованные мечты, они могут позволить себе почти все, огромные бюджеты, внушительный актерский состав и любые технологии, которые только будут иметься в наличии. Стивен Спилберг долгое время грезил о том, чтобы снять одну из классических для американцев книг Роальда Даля, которая дожидалась своего часа почти двадцать пять лет. И у режиссера наконец-таки появилась возможность в очередной раз очаровать каждого ребенка, совершенно безобидной историей о добре и зле. Сказкой, каких почти не найти в современном кинематографе.
Девочку Софи похищает великан, т. к. у нее бессонница и она видела, как он перемещался по городу, а она может разболтать всем об их существовании. Познакомившись с БДВ, Большим и добрым великаном поближе, она узнает, что он единственный в своем роде великан-вегетарианец, который старается, хоть как-то уменьшить зло причиняемое его собратьями, собирая добрые сны, он по ночам выдувает их спящим детям. Софи и БДВ, придумывают план по обезвреживанию других великанов, правда для этого нужно будет познакомиться с английской королевой и уговорить ее помочь им.
Стивен Спилберг с явным трепетом отнесся к исходному материалу. Понимая, что коротенького рассказа не хватит на полноценный фильм, он со своей командой расширил много сцен, увлеченно придумывая аттракционы для зрителей и рисуя сначала в воображении, а потом и на экране все чудеса, которыми переполнена страна великанов, особо он выделил жилище БДВ, каждый уголок которого хочется рассматривать отдельно.
Сценаристка знакового «Инопланетянина» Мелисса Мэтисон адаптировала и историю Даля для большого экрана. Она придумала предысторию БДВ и набросала по сюжету всяких интересных мелочей, которому немного не хватает темпа. Зато она оставила смешную и неправильную речь БДВ, которая создает особое отношение к этому высокому и не очень образованному существу.
Классика всегда работает, поэтому, сначала похвалю рыжую кошку, королевских песиков корги и, Руби Барнхилл, которая дебютировала в кино, сыграв Софи. Марк Райлэнс получивший в этом году премию Оскар, продолжил работать со Спилбергом, и с явным удовольствием окунулся в создание главного героя картины. Тех, кто воплотил на экране великанов трудновато узнать, зато герои, о которых Даль только упоминал в своей истории, в фильме сыграли не много не мало, Рейф Сполл, Ребекка Холл и другие, что добавило проекту эмоциональности, живости и человечности.
Снявший основные проекты последних десятилетий Стивена Спилберга оператор Януш Камински создал на экране волшебные миры людей и великанов, придал им объема и оживил историю. Не менее постоянный и культовый композитор Джон Уильямс написал самую сказочную музыку, которая только может родиться в современности, в ней все перемешано, а вот что именно узнать уже довольно-таки проблематично.
«Большой и добрый великан» — совершенно бесхитростная сказка, которая полностью открыта перед зрителем и в ней нет никакого тайного смысла и специфических тем. Стивен Спилберг поставил проект, который с легкостью может вернуть в детство всех желающих, без надоедающей везде и всюду морали, чистейший аттракцион невероятной щедрости, яркости и положительных эмоций.
о «Большом и добром великане», Роальде Дале и сказках
На экраны выходит «Большой и добрый великан», первый детский фильм Спилберга за долгие годы, поставленный по легендарной повести Роальда Даля. Накануне премьеры великий режиссер дал интервью Антону Долину.
— Вы из России? Я с Украины! Точнее, оттуда мои прадеды и прабабки. Из Каменец-Подольского.
— Для нас вы давно даже не американец, а гражданин мира. Вот и фильм поставили по английской сказке, а получился он не голливудским и не британским, а каким-то просто спилберговским, иначе не скажешь. Кажется, будто вы сто лет мечтали его сделать.
— Так и есть. Книгу я читал вслух моим детям много лет назад. Всем семерым. А до фильма просто руки не доходили — все время находились другие проекты. Кэтлин Кеннеди, мой многолетний продюсер, в давние времена, еще будучи моим секретарем, послала запрос агентам Роальда Даля, но вопрос как-то подвис. Потом я узнал, что Мелисса Мэтисон, автор сценария «Инопланетянина», пишет адаптацию «Большого и доброго великана». Мне стало еще любопытнее. Я попросил дать мне почитать, как только она закончит, и первая же версия была у меня в руках. Я ужасно захотел превратить этот текст в фильм — но не мог, на носу опять были два других проекта! Тогда я загадал желание: пусть этот сценарий вернется ко мне, когда я буду свободнее. Так и случилось.
— Принято называть вас выдающимся сказочником. А сказок-то у вас мало, раз-два и обчелся.
— Даже меньше. Я вообще считаю, что это моя первая и единственная сказка. «Инопланетянин» — научная фантастика, «Крюк» — гибрид пьесы Джеймса Барри и оригинального сюжета… Хотя мой внутренний ребенок всегда со мной, это правда. Каждый раз, когда я задействую фантазию, он выходит наружу. А я даю фантазии волю всегда, если речь не идет о конкретном историческом событии или лице.
— То есть «Челюсти» вы не считаете сказкой про чудовище?
— Вы считаете, это сказка? Тем лучше для вас! Уважаю людей, которые так на это смотрят. Но не соглашусь с ними. Лично для меня «Челюсти» — история совершенно реальная. Реальная акула в реальном океане. Вы знаете, что мы снимали фильм в океане, а не в бассейне?
— А сказки — они не реалистичны?
— Да, тут вы правы. Фильм получится только в том случае, если вы свято верите, что все в нем сказанное и показанное — чистая правда. «Это невозможно» — запрещенные слова: сказав их, вы закроете себе дверь в волшебную страну. Руби Барнхилл, сыгравшая у нас роль Софи, утверждает, что ей удалось так здорово вжиться в персонажа именно потому, что она верила во все, что видела, — или представляла себе, ведь компьютерная графика в один день не делается…
— «Большой и добрый великан» — сказка жутковатая, одни гиганты-каннибалы чего стоят. Вы верите в то, что хорошая сказка должна быть пугающей или мрачной?
— Во всех по-настоящему важных сказках герои преодолевают тьму и зло. Но, чтобы их преодолеть, сначала надо с ними столкнуться! Помни об этом, иначе зритель не пойдет за тобой. Уолт Дисней всегда заводил своих персонажей в сердце тьмы, а потом спасал их. Наверное, поэтому я боялся его мультфильмов всю жизнь… До сих пор боюсь.
— Это чувствуется! Ведь «Большой и добрый великан», по сути, «Белоснежка и семь великанов».
— (Смеется) Точно, так и есть. Уверен, у Роальда Даля на уме было то же самое.
— Технологии развиваются, и вот вы уже можете себе позволить применить performance capture так, чтобы мы смогли увидеть на экране правдоподобного великана — но вместе с тем оценить способности прекрасного Марка Райлэнса, классического шекспировского актера.
— Слепая вера, вот что мне помогло. Не в абстрактные технологии, а в способности конкретной студии Weta Digital Питера Джексона, которому я доверяю безоговорочно. Только они были способны вывести performance capture на новый уровень — и сделали это. Разумеется, я не сомневался и в Марке Райлэнсе. Нам безумно повезло: технологии не лишили его всех невероятных талантов, а будто усилили их, сделали еще выразительнее. Вы видите не только лицо, но душу персонажа. Она в глазах, в улыбке… Вы заметили, что великан становится похожим на Марка именно тогда, когда улыбается? Над улыбкой мы работали особо — каждая морщинка и складочка была важна. Это и позволило создать персонажа.
— Многие ваши картины — от «Инопланетянина» и «Индианы Джонса» до «Искусственного разума» и «Боевого коня» — говорят о герое, попадающем в чужой мир. Но теперь это человек, а мир принадлежит волшебным созданиям.
— Да, «Большой и добрый великан» — противоположность «Инопланетянина», ведь Софи и есть инопланетянин, оказавшийся на чужой планете! Ей надо выжить среди великанов, пожирающих детей. Но и ее друг великан, попадая в Букингемский дворец, оказывается в том же положении постороннего. Так мы понимаем, как похожи друг на друга. Все зависит от ситуации: каждый может быть инопланетянином.
— А суть, видимо, в том, что содержание важнее формы? Об этом нам сигнализирует и тарабарский язык, на котором изъясняются великаны: вроде бы ерунда, но все понятно.
— Отличный вопрос, только это и не вопрос никакой. Именно это мы пытались сказать «Большим и добрым великаном». Рад, что вы нас поняли.
— Личный, наверное, вопрос. Почему вы так одержимы вопросами размера и масштаба? Со времен «Дуэли» и «Челюстей».
— Когда я был маленьким, меня преследовал один страшный сон. Лет с четырех, наверное. И до какого возраста? Да до сих пор, поверите ли. Я в лесу, за мной гонится гигантский медведь. Он такой большой, раз в десять больше меня! Вот-вот бросится и разорвет или раздавит. Внезапно появляются мои родители на машине и спасают меня: открывают заднюю дверь, я заскакиваю туда, они резко газуют. А я кричу папе: «Давай быстрее, он догоняет!» Медведь уже рядом, ведь чем сильнее мой отец жмет на газ, тем медленнее едет автомобиль. И тут медведь запрыгивает на крышу и рвет ее на куски. Я уже вижу его огромную пасть, она надвигается на меня… Тут я просыпаюсь. Этот сон рассказал мне больше о том мире, который я описываю своими фильмами, чем любой другой источник.
— Сон красноречивый. Но ведь вы сегодня и сами как тот медведь или акула из «Челюстей» — самый большой зверь в американской киноиндустрии. Как себя чувствуете в этом качестве?
— Да никакой я не большой зверь! Я спрятан внутри тех вещей, которыми занимаюсь, я не вижу себя со стороны — и уж точно не вижу себя так. Я нормальный человек. Я очень нормальный человек. Совершено нормальный. Нормальнее не бывает.
— Последний вопрос. А как там Тинтин? Мне очень понравился ваш фильм о приключениях бельгийского репортера и его собаки, но сборы у него были, мягко говоря, не рекордными. Вы с Питером Джексоном оставили эту затею?
— Нет-нет, что вы, мы непременно продолжим. Как и обещали, на этот раз снимать будет Питер, а я — продюсировать. А на третью часть пригласим еще одного режиссера. Пока не скажу кого.
Сказка«Большой и добрый великан» Роальда Даля
Сказка «Большой и добрый великан» стала знаменитой, благодаря экранизации. Она удивляет отсутствием сентиментальности, но не чёрным юмором, который присущ всем произведениям автора этой книги Роальда Даля. Можно ли рекомендовать читать эту сказку на ночь детям? Давайте посмотрим.
Коротко об авторе
Английский писатель Роальд Даль (1913–1990). Родился в Кардиффе в семье выходцев из Норвегии. С детства много читал, особенно ему нравились приключенческие книги. Известность получил после выхода в свет таких произведений:
Также эти деньги идут на финансирование исследований в области медицины. Он позаботился, чтобы дети могли получать своевременное лечение. Его дочь Оливия тяжело болела и рано умерла. Сказку «Большой добрый великан» он посвятил её памяти.
Отзывы о книге «Большой и добрый великан»
Самые противоречивые от восторженных до полного неприятия книги. Ясно одно, чтобы получить полное представление о книге, нужно для начала прочитать её самому. Мы собрали наиболее распространённые мнения:
Краткое содержание
Маленькая девочка по имени Софи сирота и живёт в приюте. Там она услышала от других детей страшную историю о великанах, которые ходят по ночам, воруют детей, а затем едят их. Уберечься от них можно только одним способом — это не смотреть по ночам в окна и плотно их занавешивать, чтобы ни один лучик света не пробился.
Софи и верит, и не верит детским сказкам. Однажды, она решила проверить эту легенду, к тому же у её была бессонница. Долго рассматривая ночную улицу, к своему ужасу увидела громилу, который ходил, смотрел в окна и что-то туда дул в трубочку.
Он тоже заметил малышку! Быстро её схватив, кинулся подальше от этого места. Утром Софи заметила, что чудовище принесло её в страну великанов. По сравнению с ними этот казался подростком, едва доходя своим сородичам по плечо.
К тому же, девочке «очень повезло» её великан оказался вегетарианцем и ел только растительную пищу. Постепенно между Добрым великаном и Софи развивается дружба. Малышка ничуть не боится его и не чувствует себя одинокой. У неё есть друг, которого не было в сиротском приюте.
Новый приятель показывает своей подопечной лабораторию по производству красивых и добрых снов. Она очень рада, ведь теперь понимает, что через волшебную трубочку он навевал на детей хорошие сны! Скоро Софи пришлось столкнуться и с плохой новостью, оказалось, что не все великаны добрые.
То, что говорили сиротки в приюте оказалось правдой другие чудовища ходили в мир людей, чтобы пожирать детей! В голову маленькой Софи приходит гениальная мысль, как спасти всех детей. Нужно обратиться к английской королеве и обо всём ей рассказать!
О том удалось ли друзьям осуществить свой план или нет вы можете читать в книге Роальда Даля «Большой и добрый великан». Все книги этого писателя находятся на нашем сайте.