большой камень какой район приморья
Большой Камень
Большо́й Ка́мень — город со статусом закрытого административно-территориального образования в Приморском крае России. Расположен на восточном берегу Уссурийского залива Японского моря, в 104 км от Владивостока.
Сегодня Большой Камень — один из промышленных центров Дальнего Востока с числом 40 762 жителей (2012г.). На большекаменской карте представлены не только судостроение и приборостроение, но и такие отрасли как добывающая, легкая и пищевая промышленность — сообщают желтые страницы Большого Камня.
Пищевая промышленность в списке учреждений Большого Камня представлена, в первую очередь, рыболовецкой производственной корпорацией «Новый мир», которая занимается добычей и переработкой рыбы. Одним из крупнейших предприятий этой отрасли каталог фирм Большого Камня называет и ОАО «Большекаменский хлебокомбинат».
Основу экономики составляет градообразующее предприятие — судоремонтный завод «Звезда», обслуживающий преимущественно заказы Министерства обороны РФ. «Звезда» — судостроительное и судоремонтное предприятие, строящее и реконструирующее атомные подводные лодки. В 2000 году на заводе была введена в эксплуатацию линия по переработке жидких радиоактивных отходов. Кроме того, это большекаменское предприятие производит станки деревообрабатывающие, шкафы-сейфы, наборы мягкой и кухонной мебели.
Основан в 1947 году, статус города — с 1989 года; с 1996 года имеет статус ЗАТО.
Содержание
Население
Численность населения, чел. | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 | 2010 [3] | 2012 |
7788 | 27 828 | 35 219 | 65 621 | 38 394 | 40 543 | 40 762 |
Органы власти
Административное деление
Формально городской округ включает город Большой Камень и два села: Петровка и Суходол. Но некоторые районы города носят исторически сложившиеся названия (некоторые из них, раньше являлись самостоятельными поселениями), например: Южная Лифляндия (Новый Мир), Чайкино, Дачный, Андреево, Первомайское и другие.
В Большом Камне, согласно КЛАДР, 82 улицы, 4 переулка, один тупик и 2 площади (Корабельная и им. Кушлина). Еще 17 улиц в селе Петровка и 11 в селе Суходол. Основные улицы: Карла Маркса (центральная, пересекает весь город), Аллея Труда, Приморского Комсомола, Академика Курчатова, Академика Крылова, им. Маслакова, Гагарина, Блюхера.
Экономика
Промышленность
Торговля и сфера услуг
В городе есть отделения Сбербанка, ПримСоцБанка, Росбанка, Совкомбанка, Восточного экспресс банка, а также городские Саммитбанк (бывший Большой Камень Банк, есть филиалы во Владивостоке и Москве) и «Кредитный союз „Время“».
Наиболее крупные магазины: ТЦ «Меркурий», ТЦ «Славянский», ТЦ «Центральный», супермаркет «Малибу» и рынок «Славянский», «Домотехника», ТЦ «В-Лазер», «Спектр Техники».
Транспорт
В 4-х километрах от города проходит краевая трасса А188 AH6 Угловое — Находка, до которой ведет двухполосная асфальтовая дорога, на выезде из города расположен КПП. Эта трасса связывает его с остальной территорией Приморского края, еще один выезд из города (грунтовая дорога) проходит через посёлок Подъяпольский, и соединяется с трассой А188 Угловое — Находка в городе Фокино. До города Владивостока — 106 км, до Находки — 78 км, до Уссурийска — 149 км, до аэропорта «Кневичи» — 73 км.
Общественный транспорт представлен автобусами, курсирующими по 3 городским, 7 районным и 3 междугородним (504 Владивосток, 555 Уссурийск, 611 Партизанск(через Находку)) маршрутам. В летнее время пускаются дачные автобусы (4 маршрута). Пассажирские перевозки осуществляются тремя городскими автотранспортными компаниями, и тремя иногородними. А также около 5 таксомоторными компаниями.
В черте города есть одноименная станция, являющаяся конечной станцией железнодорожной ветки Смоляниново — Петровка — Большой Камень. В 80-х годах 20-го века осуществлялось пассажирское сообщение до станции Смоляниново. Еще одна пассажирская платформа на выезде из города на железнодорожной ветке Смоляниново — Дунай (пассажирское сообщение закрыто в 2004). Железная дорога была реконструирована в 2009 году, для безопасного вывоза отработанного ядерного топлива с ДВЗ «Звезда». Ближайшая действующая железнодорожная станция — Смоляниново.
Также, в 80-х годах, ходил паром до Владивостока. Прорабатываются планы его возобновления.
Достопримечательности
Также действуют дома культуры: ДК завода «Звезда» и городской дом культуры.
Связь
В настоящее время в городе работают 5 операторов сотовой связи: Билайн, МТС, Акос, НТК и МегаФон. Проводной доступ в интернет предоставляют Ростелеком (ранее — Дальсвязь) и Подряд.
Большой Камень 
Город смелых идей и решений
Год основания: 1947 г. День города отмечается 22 сентября.
В 2021 году в связи с пандемией массовые мероприятия в честь дня города отменяются или могут быть перенесены
Большой Камень – город на Дальнем Востоке со статусом закрытого административно-территориального образования в Приморском крае России. Он расположен в 20 км к востоку от Владивостока на противоположном берегу Уссурийского залива Японского моря.
Еще в начале 1930-х годов советским правительством было принято решение создать на Дальнем Востоке мощный военно-морской флот для укрепления морских границ государства. Кроме того, в Приморье в те годы начал развиваться добывающий флот, для которого необходима была ремонтная база. Тогда и было принято решение на правительственном уровне о строительстве там крупного завода по ремонту боевых кораблей Тихоокеанского флота, а в 1939-1941-х годах проведены изыскательные работы, в ходе которых в бухте Большой Камень было выбрано место для строительства завода.
Не смотря на нехватку технических средств и человеческих ресурсов в послевоенное время, строительство велось с большим энтузиазмом. Со всех концов Советского Союза сюда приезжали добровольцы. Большую помощь строителям оказывали местные жители, к тому же привлекались силы и пленных японцев. Параллельно с заводом рос и поселок, появились магазин, столовая, клуб, строились коммуникации.
3 декабря 1954 года считается днем рождения завода «Звезда», а Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 января 1956 года населенный пункт Большой Камень был отнесен к категории рабочих поселков. Кстати, тогда же он стал официально именоваться Большим Камнем. В последующие десятилетия поселок растет и активно развивается, и в 1989 году ему был присвоен статус города. Дата выхода указа об этом – 22 сентября – считается Днем города.
И именно повышенное бюджетное финансирование, присущее ЗАТО, позволило обеспечить функционирование объектов социальной сферы и жилищно-коммунальной инфраструктуры города. К тому же, введение в эксплуатацию в 2000 году заводом «Звезда» оборудования по утилизации и переработке жидких радиоактивных отходов, позволило ему получить государственный заказ в рамках международной программы ОСВ-2. А, следовательно, получить и дополнительные инвестиции.
Выгодное экономическое положение, наличие международных и региональных инфраструктурных связей, резервных территорий и акваторий дают возможность городу успешно развиваться и сегодня. Важнейшими отраслями и видами деятельности города являются: морское машиностроение, утилизация судов надводного и подводного флота, рыбохозяйственный комплекс и портовые работы. И, конечно же, градообразующим предприятием остается завод «Звезда», специализирующийся на ремонте и постройке кораблей различного класса и назначения, реконструкции и утилизации атомных подводных лодок. Кроме того, здесь производятся деревообрабатывающие станки, шкафы-сейфы, наборы мягкой и кухонной мебели.
Славится город образовательными и культурными учреждениями и самодеятельными коллективами, которые являются лауреатами многих всероссийских и краевых конкурсов и известны далеко за пределами края.
Среди достопримечательностей Большого Камня можно отметить: Памятник «Камень – символ города», установленный напротив проходной завода «Звезда» к 45-летию завода; несколько памятников воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны; Храм Рождества Христова и Храм святого Николая и другие.
Численность населения города составляет около 39 тысяч человек (2019).
Город празднует свой День рождения 22 сентября. Он установлен решением Думы закрытого административного территориального образования №14 от 25 февраля 1997 года.
Герб города Большой Камень представляет собой лазоревый щит, пересеченный в нижней части тремя серебряными полосами, условно обозначающими волны, что подчеркивает особое территориальное положение города. В центре – серебряная, с черным клювом, глазами и лапами, чайка, прямо сидящая с распростертыми крыльями на золотом судовом винте. Лазоревый или голубой цвет на гербе символизирует цвет моря, на берегу которого располагается город. Белая чайка – птица верности и удачи – символ жизни. Судовой винт – символ судостроения, судоремонта и градообразующего предприятия – завода «Звезда». Герб утвержден Решением Городской Думы в 1997 году.
Флаг города Большой Камень Флаг представляет собой полотнище голубого цвета, символизирующего цвет моря, с горизонтальными белыми полосами в нижней его части. А в центре находится композиция гербового щита. Флаг был утвержден в 2003 году.
Галопом по Приморью: Большой Камень, Находка, Кипарисово
Потому сегодня мы побываем сразу в трех населенных пунктах Приморья: Большом Камне, Находке и поселке Кипарисово.
Город Большой Камень является ЗАТО, поэтому с попаданием в город могут быть некие проблемы. Говорят, сюда не пускают «чужие» автомобили без приглашения горожан. Да и к чужакам, как я понял, относятся с удивлением. Тем не менее, проскочить в город на рейсовом автобусе труда не составляет, на посту у въезда в Большой Камень документы не проверяют. Что уже хорошо.
Автовокзал находится фактически на выезде из города, и на небольшом удалении от него находится самый необычный метка-памятник у черты города. Я многое видел, но что бы символом города стала рубка атомной подводной лодки.
Оказалось, что градообразующие предприятие города «Звезда» специализируется на постройке и разборке этих самых атомных подводных лодок, оттого за лишней рубкой дело не станет. Именно из-за этого режимного завода Большой Камень и стал ЗАТО, верно, нечего всяким шпионам шастать и секреты вынюхивать!
В Большом Камне впервые в России я увидел улицу, где тротуар раза в полтора шире проезжей части!
Причем тротуар на этой улице не один, а два! Второй тоже шире. Где ж еще такое внимание пешеходам?
Образ подводной лодки встречается тут по поводу и без повода, в самых неожиданных местах, даже у магазинов одежды.
Последние 500 метров до моря фактически проходят через лес
И вот мы на высоком берегу. Отсюда не видно секретных корпусов «Звезды», оттого и попасть никаких проблем.
Виден и огромный Русский мост во Владивостоке. Даже отсюда, с почти 40 км дальности, его 340-метровые опоры выглядят внушительно.
В Большом Камне знают, где лучшее место для телевизора!
А вот с прибрежной полосой тут обращаются небрежно. Во-первых, ее яростно, но хаотично заваливают всякими фортификационными сооружениями: какой смысл укреплять берег на коротком фронте, когда с соседних сторон подмоет? Во-вторых, местные дачники просто присваивают себе прибрежную полосу, которая, вроде бы, должна быть общей. Отдайте море народу, воры!
Из Владивостока Большой Камень в хорошую погоду выглядит как-то так:
Центр города украшает стела с гербом города.
Находка находится по берегам подковообразной бухты и, как говорил местный таксист, тянется на 25-27 км. При этом от станции Крабовая (самая удаленная станция от Москвы, не считая «конечной» «Мыс Астафьева», почти 9540 км) до станции Находка (около 20 км) я прошел пешком. Станция ночью выглядит как-то так:
Все пути заставлены наливными поездами, видать, рекорды по экспорту нефти надо бить и на востоке страны.
Находка довольно чистый город, но, как и Большой Камень или Одесса, не имеет своей набережной (или я ее просто не нашел, что вряд ли). Вся береговая линия занята бесчисленными портами и железной дорогой. С новопостроенной смотровой площадки виден, разве что, огромный угольный терминал.
Из-за него в окрестностях стоит страшный шум, а угольная пыль оседает на всем, что можно. Фотографировать особо нечего.
Дальнейшая прогулка до вокзала Находка заняла где-то 3,5 часа по улицам, где не всегда есть тротуары и уличное освещение. Окрестные сопки становились все ниже, пока к северной части города не превратились в небольшую равнину. С первыми лучами зарева восхода, я отправился обратно.
Нельзя не упомянуть и еще об одном приморском поселке. Хотел посмотреть, как живет русская деревня на Дальнем Востоке. Выбрал Кипарисово.
Оно, конечно, от Владивостока недалеко.
Тут даже Транссиб проходит, как раз по границе сопок и широкой долины реки Раздольная
Судя по застройке, Кипарисово мало отличается от таких же поселков где-нибудь в Воронежской, Вологодской или Брянской областях.
Тут даже Дом культуры такой. Кхе-кхе. наш, сельско-советский.
Все Кипарисово можно обойти за полчаса неторопливого шага. В общем-то делать тут нечего, оттого пора идти на станцию. На станции живет множество котов, которые, подобно цыганятам, пристают к пассажирам в надежде на подачку.
Главный среди станционных котов польстился уж было на мой сухарик, но вдруг весь съежился, испугавшись землетрясения.
Колебателем земли оказалась сплотка трехсекционных тяжеленных электровозов, которые на высокой для станции скорости протащили наливной поезд в сторону Хабаровска. Правильно, Транссиб не резиновый, а дополнительные пробки на нем создавать машинистам не хочется.
Во Владивостоке у людей с креативом посерьезнее. Фанаты праворульных автомобилей не устают убеждать себя в том, что лучше праворульного автомобиля из Японии может быть только праворульный автомобиль из Японии, но более новой модели.
А главных «жуликов и воров» клеймят прямо на их же, «жуликовой», агитации.
Вот такой вот он прекрасный, наш Дальний Восток!
Большой Камень, город (Приморский край)
Общие сведения о городе Большой Камень Город – история и современность.
Красивая природа, живописные и удобные для выхода в море бухты, бескрайняя даль моря привлекали людей. Эти земли, на левой стороне Уссурийского залива в районе бухты Большой Камень были облюбованы человеком еще с древних времен. Об этом говорят археологические находки, в основном изделия из глины и камня, в районе бухты Вальтон и городского водохранилища.
Со второй половины 19 века потянулись сюда переселенцы – осваивать восточные районы страны. В 1865 году появилось Шкотово, будущий районный центр, в 1864 году – Андреево, 1884 году – Петровка.
Особой заботой российских властей и военного губернатора Приамурья во второй половине 19 века было заселение побережья Приморской области и развития здесь рыболовства. Было решено пригласить рыбаков из Прибалтики. В июне 1899 года прибыли первые переселенцы – эстляндские и лифляндские поморы. Они обосновались в бухтах Консывай ( Андреево) и Куши, подарив селам и прилегающим к ним бухтам новые имена – Южная Лифляндия, Линда, Вальтон, Керм, Сидрик. Эстонские рыбаки обживали бухты Кангауз, Юшуай, Вампауши, Подъяпольского.
Так на территории, занимаемой сегодня городом, располагалось селение Лифляндское. Об этом свидетельствует карта, составленная землемером Отто Мартиновичем Кидерманом. Бухту Куши поселенцы именовали Большим Кувшином, что соответствовало очертаниям бухты. С северной стороны ее, 150-200 метров от берега, возвышался скалистый камень.
Решение о строительстве крупного судоремонтного завода по ремонту боевых кораблей Тихоокеанского флота, а вместе с ним и города, было принято на правительственном уровне в конце 30-х годов. В 1939 году в Приморье направилась первая экспедиция Ленинградского государственного проектно- сметного института – определить место и начать исследовательские работы для строительства. Этим местом стала бухта Большие Куши и прилегающая к ней территория. Для удобства в разговоре бухта Большие Куши часто упоминалась как «бухта с большим камнем». Вскоре это стало ее официальным названием. К моменту строительства все земли принадлежали рыболовецким колхозам: имени Первого мая и «Новый мир», созданному в 1929 году. В связи с началом Великой Отечественной войны 1941-1945 года работы были прекращены.
Послевоенная история строительства города и завода «Звезда» берет свое начало с приказа Министра судостроительной промышленности № 00174 от 9 июля 1946 года о создании в бухте Большой Камень завода, предназначенного для ремонта кораблей ТОФ.
Решением Приморского краевого исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся утвержден акт отвода земель под строительство завода и города.
Большую помощь строителям оказывали местные жители, хозяйственные организации: Уссурийский рыбкооп, колхоз «1 Мая», петровский и романовский сельские советы, рыбобаза Андреева.
С сентября 1948 года руководит строительством представитель Дальзавода – Русецкий Феодосий Максимович. В этот период на объекты строительства привлечено 600 человек рабочих различных строительных специализаций. Кроме того, был организован набор рабочих в Ярославской области.
К 1950 году общая численность населения будущего города достигла 3,5 тысяч человек. Люди на строительство города и завода приезжали со всех концов неделимого тогда Советского Союза. Кто по распределению, кто по комсомольской путевке, а кто – искать лучшей доли. В этот период ведется строительство временных жилых помещений, столовой, магазина, электростанции и прочих объектов. Введены в эксплуатацию высоковольтная линия передач от Артемгресс, водо-насосная станция, водопровод. Завершено строительство железнодорожного пути от бухты Суходол до площадки завода.
Активно ведется строительство объектов соцкультбыта. Появились первые кирпичные дома и благоустроенные общежития, по улицам Горького, Ленина, Школьная, а также здание школы ФЗО №27 (ныне профессиональный лицей №15).В сентябре 1950 года открыта школа ФЗО, где 300 мальчиков – сирот, прибывших преимущественно из Алтайского края, начали осваивать азы строительных профессий. В 1952 году открыта средняя школа №44.
В декабре 1954 года с вводом первого цеха была пущена первая очередь предприятия. 3 декабря 1954 года считается днем рождения завода «Звезда». Первым начальником цеха стал И.И. Осакулин. 26 декабря была создана дирекция строящегося судоремонтного завода, первым директором которой назначен Степан Иванович Лебедев, его именем названа одна из улиц города.
Решением крайисполкома от 26 октября 1964 года поселок Большой Камень становится районным центром Шкотовского района. Сюда переводятся все районные организации – райком КПСС, райсовет, редакция газеты «Взморье», райвоенкомат, библиотека и другие. В начале 70-х годов в целях высокой специализации и разделения труда по ремонту кораблей в поселке Большой Камень открывается Тихоокеанское предприятие «ЭРА». Быстрыми темпами идет строительство жилых домов (5- и 9-этажные дома), школы (1.2.3.4), здание судостроительного техникума, кинотеатр «Октябрь», Дворец спорта, Дворец культуры, свыше 10-ти детских комбинатов. Поселок облагораживают: высаживают сосны вдоль улицы К. Маркса, кустарники. Именно в эти годы были сложены стихи учителем литературы средней школы №1 Цыгоновым П.Н., о поселке, похожем на город.
Весомый вклад во все это внес Кушлин Владимир Иванович, доктор технических наук, профессор ДВПИ, проработавший в должности директора завода «Звезда» с 1964 года по 1976 год, затем Министерством судостроительной промышленности переведен в г. Горький директором НИИ Приборостроения.
С 1976-1991 годы возглавлял ДВЗ «Звезда» Долгов Вениамин Павлович, бывший главный инженер, в совершенстве знавший производство. За свой труд В.П. Долгов был награжден орденами Красного знамени, Октябрьской революции, орденом Ленина. К 40-летию основания завода он написал книгу «Звезда моей судьбы» о становлении завода, высококлассных специалистах, о людях посвятивших себя заводу.
В 80-е годы продолжается интенсивное строительство. Сданы в эксплуатацию: поликлиника на 600 мест, торговый центр «Радуга», жилье. В 1981 году приказом Минсудпрома создана дирекция строящегося предприятия «Красный Вымпел», руководителем которого назначен Валентин Пантелеевич Камбуров.
Шли годы… Завод и город, навеки связанные одной судьбой рос и развивался. У первых строителей вырастали дети, появлялись внуки. Вряд ли тогда, в 1947 году, кто-то из них мог себе представить, что на пустом месте вырастет красивый, перспективный город.
Девяностые годы – сложное и непонятное время. Градообразующий завод «Звезда», как и все заводы оборонной промышленности оказался в тяжелейшем экономическом положении – отсутствие финансирования, государственных заказов.
Из-за невиданного спада производства большекаменцы на собственном опыте познали чуждые до этого понятия безработица, при которой желающие и умеющие работать люди не получают такой возможности. Середина 90-х годов стала для завода и города порой жесточайшего кризиса, когда заводчане не только не были в полной мере обеспечены работой, но и многие месяцы не могли получить заработанные деньги. Учреждения образования и культуры другие бюджетные организации также находились в состоянии экономического кризиса.
Набирает силу забастовочное движение. Бастуют работники судостроительных предприятий, жилищно-коммунального хозяйства. В городе напряженная обстановка во всех сферах деятельности, но не смотря на трудности люди выстояли, выдержали тяжкие для всей страны девяностые.
В 1996 году в целях создания надежной защитной зоны для функционирования предприятий города Большой Камень, обеспечения сохранности государственной тайны и экологической безопасности населения Указом Президента Российской Федерации город Большой Камень был преобразован в закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО).
Повышенное бюджетное финансирование социальной сферы, присущей ЗАТО, позволило обеспечить функционирование объектов социальной сферы и жилищно-коммунальной инфраструктуры создающих оптимальные условия проживания горожан и обеспечивающих его деятельность предприятий, реальным финансированием.
С января 1997 года образована администрация ЗАТО Большой Камень, выбрана Дума ЗАТО Большой Камень, принят Устав города. Приказом Министра образования России от 15 августа 1997 года №1764 на базе большекаменского судостроительного техникума создан филиал судостроительного института ДВГТУ. Инициатором стал ректор кораблестроительного института ДВГТУ Восковщук Николай Иванович при содействии директора ДВЗ «Звезда» и главы МО ЗАТО Большой Камень.
В 2000 году заводом «Звезда» введено в эксплуатацию оборудование по переработке жидких радиоактивных отходов, а также оборудование, обеспечивающего утилизацию, что позволило получить государственный заказ в рамках международной программы ОСВ-2.
Сегодня у «Звезды» появился реальный шанс заявить о себе. В планах – освоение заказов для гражданского судостроения, работа по исполнению государственного оборонного заказа. А это значит, что у города есть будущее. Создание комфортных условий для проживания и трудовой деятельности горожан.
Для этих целей разработана концепция развития ЗАТО Большой Камень на период с 2005-2015 года. Разработаны и реализуются более 20 муниципальных целевых программ по всем направлениям муниципального развития: здравоохранения, просвещения, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения, правопорядка.
В планах администрации – организация системы ипотечного кредитования жилищного строительства, привлечения инвесторов для создания новых производств.
На территории ЗАТО действуют четыре банка, самый известный из которых – Большой Камень Банк имеет филиалы и в других городах Приморского края. Есть в городе и свое телевидение.
Особая забота о подрастающем поколении. Время диктует повышенные требования к образовательному процессу. О качестве подготовки школьников города свидетельствует высокий процент поступающих в ВУЗ и средние специальные учебные заведения страны (более 80%). Ежегодно не менее 20 выпускников награждаются за успехи в учебе золотыми и серебряными медалями. Учащиеся школ города имеют дипломы победителей региональных, российских и международных конкурсов.
В Большом Камне работает комплекс медицинских учреждений – две поликлиники и более десяти отделений. Здесь поставлены современные приборы поддержания комфортного микроклимата – эколайны. В диагностике используют компьютерный дермограф, в детских учреждениях открыты кабинеты Биологически Обратной Связи (БОС).
Городские власти проявляют заботу о жизни и быте своих сограждан. В городе функционируют три современных клубных учреждений, централизованная библиотечная система – как центр информационной культуры, детская школа искусств, музейно-выставочный комплекс, городской парк, хорошо оборудованный спортивный комплекс.
Богат город своими талантами : ансамбль русских инструментов «Околица», танцевальный коллектив «Капельки», народный театр «Роза ветров», ансамбль народной музыки «Лучинка» и другие. В большинстве своем самодеятельные коллективы имеют звания «народный» и «образцовый», известны далеко за пределами края.
Фирменный торговый центр компании «В-Лазер» и торговый центр «Меркурий»; современный кинотеатр «Арлекин» и клуб «Малибу» привлекают внимание жителей и гостей города – удобно, красиво, широкий ассортимент товаров и услуг, высокий покупательский спрос, внимание каждому клиенту.
22 сентября – день рождения города Большой Камень, установленный решением Думы закрытого административного территориального образования №14 от 25 февраля 1997 года. 56лет для города – только юность. Устремленный к развитию город уверенно заявляет о себе, как о городе больших планов и возможностей, смелых идей и решений.