большой камень регион какой
Большой Камень
Большо́й Ка́мень — город со статусом закрытого административно-территориального образования в Приморском крае России. Расположен на восточном берегу Уссурийского залива Японского моря, в 104 км от Владивостока.
Сегодня Большой Камень — один из промышленных центров Дальнего Востока с числом 40 762 жителей (2012г.). На большекаменской карте представлены не только судостроение и приборостроение, но и такие отрасли как добывающая, легкая и пищевая промышленность — сообщают желтые страницы Большого Камня.
Пищевая промышленность в списке учреждений Большого Камня представлена, в первую очередь, рыболовецкой производственной корпорацией «Новый мир», которая занимается добычей и переработкой рыбы. Одним из крупнейших предприятий этой отрасли каталог фирм Большого Камня называет и ОАО «Большекаменский хлебокомбинат».
Основу экономики составляет градообразующее предприятие — судоремонтный завод «Звезда», обслуживающий преимущественно заказы Министерства обороны РФ. «Звезда» — судостроительное и судоремонтное предприятие, строящее и реконструирующее атомные подводные лодки. В 2000 году на заводе была введена в эксплуатацию линия по переработке жидких радиоактивных отходов. Кроме того, это большекаменское предприятие производит станки деревообрабатывающие, шкафы-сейфы, наборы мягкой и кухонной мебели.
Основан в 1947 году, статус города — с 1989 года; с 1996 года имеет статус ЗАТО.
Содержание
Население
Численность населения, чел. | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 | 2010 [3] | 2012 |
7788 | 27 828 | 35 219 | 65 621 | 38 394 | 40 543 | 40 762 |
Органы власти
Административное деление
Формально городской округ включает город Большой Камень и два села: Петровка и Суходол. Но некоторые районы города носят исторически сложившиеся названия (некоторые из них, раньше являлись самостоятельными поселениями), например: Южная Лифляндия (Новый Мир), Чайкино, Дачный, Андреево, Первомайское и другие.
В Большом Камне, согласно КЛАДР, 82 улицы, 4 переулка, один тупик и 2 площади (Корабельная и им. Кушлина). Еще 17 улиц в селе Петровка и 11 в селе Суходол. Основные улицы: Карла Маркса (центральная, пересекает весь город), Аллея Труда, Приморского Комсомола, Академика Курчатова, Академика Крылова, им. Маслакова, Гагарина, Блюхера.
Экономика
Промышленность
Торговля и сфера услуг
В городе есть отделения Сбербанка, ПримСоцБанка, Росбанка, Совкомбанка, Восточного экспресс банка, а также городские Саммитбанк (бывший Большой Камень Банк, есть филиалы во Владивостоке и Москве) и «Кредитный союз „Время“».
Наиболее крупные магазины: ТЦ «Меркурий», ТЦ «Славянский», ТЦ «Центральный», супермаркет «Малибу» и рынок «Славянский», «Домотехника», ТЦ «В-Лазер», «Спектр Техники».
Транспорт
В 4-х километрах от города проходит краевая трасса А188 AH6 Угловое — Находка, до которой ведет двухполосная асфальтовая дорога, на выезде из города расположен КПП. Эта трасса связывает его с остальной территорией Приморского края, еще один выезд из города (грунтовая дорога) проходит через посёлок Подъяпольский, и соединяется с трассой А188 Угловое — Находка в городе Фокино. До города Владивостока — 106 км, до Находки — 78 км, до Уссурийска — 149 км, до аэропорта «Кневичи» — 73 км.
Общественный транспорт представлен автобусами, курсирующими по 3 городским, 7 районным и 3 междугородним (504 Владивосток, 555 Уссурийск, 611 Партизанск(через Находку)) маршрутам. В летнее время пускаются дачные автобусы (4 маршрута). Пассажирские перевозки осуществляются тремя городскими автотранспортными компаниями, и тремя иногородними. А также около 5 таксомоторными компаниями.
В черте города есть одноименная станция, являющаяся конечной станцией железнодорожной ветки Смоляниново — Петровка — Большой Камень. В 80-х годах 20-го века осуществлялось пассажирское сообщение до станции Смоляниново. Еще одна пассажирская платформа на выезде из города на железнодорожной ветке Смоляниново — Дунай (пассажирское сообщение закрыто в 2004). Железная дорога была реконструирована в 2009 году, для безопасного вывоза отработанного ядерного топлива с ДВЗ «Звезда». Ближайшая действующая железнодорожная станция — Смоляниново.
Также, в 80-х годах, ходил паром до Владивостока. Прорабатываются планы его возобновления.
Достопримечательности
Также действуют дома культуры: ДК завода «Звезда» и городской дом культуры.
Связь
В настоящее время в городе работают 5 операторов сотовой связи: Билайн, МТС, Акос, НТК и МегаФон. Проводной доступ в интернет предоставляют Ростелеком (ранее — Дальсвязь) и Подряд.
Общая информация
Большо́й Ка́мень — город, центр одноименного закрытого административно-территориального образования в Приморском крае России. Расположен в 20 км к востоку от Владивостока на противоположном берегу Уссурийского залива Японского моря.
Седьмой по числу жителей город Приморского края. Население 39 447 человек (на 2013 год).
В городе располагается единственное на Дальнем Востоке России предприятие, специализирующееся на ремонте, переоборудовании и модернизации кораблей с ядерными энергетическими установками ДВЗ «Звезда», также строится крупнейшая в России судоверфь — «Звезда-DSME», способная выпускать суда с дедвейтом до 300 тысяч тонн.
Основан в 1947 году, статус города — с 1989 года; с 1996 года имеет статус ЗАТО.
Содержание
Топонимика
История
В конце 1930-х годов на правительственном уровне принято решение о строительстве крупного завода по ремонту боевых кораблей Тихоокеанского флота. В 1939—1941 гг. были проведены изыскательные работы экспедицией Ленинградского государственного проектно-сметного института в ходе которых в бухте Большой Камень было выбрано место для строительства завода. 9 июля 1946 года был подписан приказ Минсудпрома СССР о создании судоремонтного завода в бухте; строительные работы были начаты в конце июля 1947 года, и первый цех завода заработал 3 декабря 1954 года.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 января 1956 года населённый пункт Большой Камень был отнесён к категории рабочих посёлков, также он стал официально именоваться Большим Камнем.
Решением исполкома Приморского краевого Совета от 28 октября 1964 года районный центр Шкотовского района был перенесен из рабочего посёлка Шкотово в рабочий посёлок Большой Камень.
22 сентября 1989 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Большой Камень был отнесён к категории городов краевого подчинения — эта дата считается Днём города.
Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 1996 года город Большой Камень (включая территорию сёл Петровки и Суходола) преобразован в закрытое административно-территориальное образование.
География
Географическое положение
Большой Камень находится на юге Приморского края на восточном берегу Уссурийского залива, в 20 километрах к востоку от Владивостока (110 километров по автомобильной трассе и 105,5 километров по железной дороге).
Часовой пояс
Большой Камень, как и весь Приморский край, находится в часовом поясе Владивостокское время. Смещение относительно UTC составляет +11:00. Относительно Московского времени часовой пояс имеет постоянное смещение +7 часов и обозначается в России как MSK+7.
Интересно отметить, что в более восточной Японии время на два часа отстаёт от приморского, и соответствует Иркутскому времени.
Климат
Население
Численность населения достаточно стабильна и составляла 39257 человек в 2010 году, или 2 % жителей Приморского края. По численности населения Большой Камень занимает 7-е место среди городов Приморского края. Наблюдается небольшой перевес в сторону женщин — 51,7 % от населения. Уровень смертности в январе — декабре 2012 года составил 12,1 промилле, а рождаемости — 11,4 промилле.
Безработица — 2,0 % на 2012 год. На 2010 год высшее образование имели 6556 жителей (19,95 % от населения старше 15 лет).
Органы власти
Административное деление
Формально городской округ включает город Большой Камень и два села: Петровка и Суходол. Но некоторые районы города носят исторически сложившиеся названия (некоторые из них раньше являлись самостоятельными поселениями), например: Южная Лифляндия (Новый Мир), Чайкино, Дачный, Андреево, Первомайское и другие.
В Большом Камне, согласно КЛАДР, 82 улицы, 4 переулка, один тупик и 2 площади (Корабельная и им. Кушлина). Основные улицы: Карла Маркса (центральная, пересекает весь город), Аллея Труда, Приморского Комсомола, Академика Курчатова, Академика Крылова, им. Маслакова, Гагарина, Блюхера.
Экономика
Промышленность
Торговля и сфера услуг
В городе есть отделения Сбербанка, ПримСоцБанка, Росбанка, Совкомбанка, Восточного экспресс банка, а также городские Саммитбанк (бывший Большой Камень Банк, есть филиалы во Владивостоке и Москве) и «Кредитный союз „Время“».
Наиболее крупные магазины: ТЦ «Меркурий», ТЦ «Славянский», ТЦ «Центральный», супермаркет «Малибу» и рынок «Славянский», «Домотехника», ТЦ «В-Лазер», «Спектр Техники», «DNS».
Здравоохранение и социальная защита
С 2012 года в городе функционирует бюро медико-социальной экспертизы № 98 Главного бюро МСЭ ФМБА России, предоставляющего государственную услугу по проведению медико-социальной экспертизы жителям ЗАТО Большой Камень, ЗАТО Фокино, Находки, а также работникам отдельных предприятий с особо опасными условиями труда г. Владивостока.
Транспорт
Автомобильный транспорт
В 4-х километрах от города проходит краевая трасса А188 AH6 Угловое — Находка, до которой ведет двухполосная асфальтовая дорога, на выезде из города расположен КПП. Эта трасса связывает его с остальной территорией Приморского края, еще один выезд из города (грунтовая дорога) проходит через посёлок Подъяпольский, и соединяется с трассой А188 Угловое — Находка в городе Фокино. До города Владивостока — 106 км, до Находки — 78 км, до Уссурийска — 149 км, до аэропорта «Кневичи» — 73 км.
Общественный транспорт представлен автобусами, курсирующими по 3 городским, 7 районным и 3 междугородним маршрутам. В «дачный» сезон открываются ещё три автобусных маршрута. Пассажирские перевозки осуществляются тремя городскими автотранспортными компаниями, и тремя иногородними, а также несколькими таксомоторными компаниями.
Железнодорожный транспорт
В черте города есть одноименная станция, являющаяся конечной станцией железнодорожной ветки Смоляниново — Петровка — Большой Камень. В 80-х годах 20-го века ходил пригородный пассажирский поезд № 6776/6775 до станции Смоляниново. Еще одна пассажирская платформа на выезде из города на железнодорожной ветке Смоляниново — Дунай (пассажирское сообщение закрыто в 2004). Железная дорога была реконструирована в 2009 году, для безопасного вывоза отработанного ядерного топлива с ДВЗ «Звезда».
Ближайшая узловая станция — Смоляниново, ближайшая действующая платформа — 52 км в Романовке.
Водный транспорт
Также, в 80-х годах, ходил паром до Владивостока. В конце 2000-х начали прорабатываться планы его возобновления. Для этих целей предполагалось использовать один из трёх построенных к саммиту АТЭС катамаранов — «Владивосток». Однако, на 2013 год «Владивосток» находится под арестом, а единственный катамаран, принятый заказчиком — «Москва», пущен на острова Попова и Рейнеке.
Культура и искусство
Дома культуры
В городе расположены два дома культуры — Городской ДК и Дворец культуры завода «Звезда». Оба изначально были ведомственными и принадлежали заводу «Звезда», располагаются в 100 метрах друг от друга на площади им. Кушлина. Также в селе Петровканаходится Досуговый центр, а в микрорайоне Южная Лифляндия — Культурно-досуговый комплекс «Южный».
Музеи и выставочные залы
Библиотеки
«Централизованная библиотечная система городского ЗАТО Большой Камень» включает в себя 5 библиотек:
В штате ЦБС — 23 библиотечных специалиста. Библиотечный фонд насчитывает более 125 тыс. экземпляров.
Памятники
Религиозные сооружения
Связь
В настоящее время в городе работают 4 оператора сотовой связи: Билайн (ранее НТК), МТС, Ростелеком (ранее Акос) и МегаФон. Проводной доступ в интернет предоставляют Ростелеком (ранее Дальсвязь) и «Подряд».
Действует 6 отделений почтовой связи.
Средства массовой информации
На территории города выпускается 3 газеты:
На базе редакции газеты «ЗАТО» также функционирует местный телеканал «БТВ».
Известные люди
Уроженцы
Связаны с городом
Герои Социалистического Труда
Материал взят со страницы Википедии
Свои предложения и дополнения оставляйте в комментариях.
Большие проблемы Большого Камня
Как живется в одном из самых успешных ТОРов Дальнего Востока
Создавая на Дальнем Востоке территории опережающего развития, власти, помимо достижения очевидных экономических целей, рассчитывали превратить макрорегион из зоны социального бедствия в процветающий край. К 2025 году регионы Дальнего Востока по показателям социального развития должны подняться выше среднероссийского уровня, говорил в далеком теперь уже 2017 году, на старте мегапроектов, полпред президента Юрий Трутнев. Остановить отток населения, дать работу с достойной зарплатой, построить школы и больницы, и еще сотня задач – Дальним Востоком не занимались десятилетиями, и там, куда ни кинь, везде проблемы. Официальная статистика давит миллиардными инвестициями и колоссальными показателями темпов экономического роста, но как живется тем, кто видит мегапроекты каждый день из своего окна? Наш корреспондент побывал в городе Большой Камень в Приморье, и убедился: хотя регион действительно преобразился, жить на стройке все-таки не слишком комфортно. И далеко не все противоречия между большими проектами и маленькими людьми молниеносно разрешаются.
На судоверфи ССК «Звезда», призванной возродить былое лидерство отечественного судостроения, уже построен гигантский корабль класса «Афрамакс» (прежде такие закупали за рубежом), и заложен ледокол последнего поколения «Лидер». Работает завод по переработке минтая (ГК «Доброфлот»). Возведен завод по производству винто-рулевых колонок для судов «Сапфир». Компания «Аквакультура Л» готовится производить морепродукты. Другой важной отраслью стало строительство – так, в городе появился большой отель, строятся дома и объекты социальной инфраструктуры.
Под сенью Голиафа
Фото: ССК «Звезда»
Нагрузка на коммунальное хозяйство растет быстрее, чем успевают возводить новые объекты. Из-за этого участились отключения электроэнергии и аварии на трассах теплоснабжения. Начинать пришлось с практически нулевой базы: на момент появления ТОР коммунальная инфраструктура города была предельно изношена, говорит глава городского округа Александр Андрюхин. «Город строился силами заключенных, иногда аврально, многие сети не нанесены на схемы. Пока ведутся строительные работы, старые кабели рвутся. Плюс появляются новые потребители. Сети не выдерживают», добавляет он. Но это временно, уверяют власти, дайте только срок.
Лучше всего это видно по такому индикатору, как стоимость аренды квартиры. До появления здесь ТОР рынок съемного жилья по сути отсутствовал, соответственно, цены балансировали около низшей планки, едва превышая стоимость ЖКУ. Сегодня аренда однокомнатной квартиры обходится в 20-30 тыс. рублей и более: как во Владивостоке. Впрочем, этим-то индикатором местные жители как раз довольны. Людей с «лишним» жильем тут немало, теперь на нем наконец-то получается заработать.
На городском форуме в Сети ругают коммунальщиков (грязно, мусор не вывозят), жалуются на бродячих собак и разбитые дороги, но в основном все-таки – обиды на инвесторов. Могли бы охотнее брать на работу местных, а не завозить со всей страны. «Мы бы рады, но проектам, особенно на ранней стадии и с учетом сжатых сроков, нужны высококвалифицированные специалисты. Ожидать, что все они найдутся в небольшом городе, не приходится. Со временем компании наладят обучение, и местного персонала станет больше», говорит на правах анонимности представитель одного из резидентов.
Инвесторы свое дело делают, а вот городские власти, похоже, растерялись в новой для себя ситуации и с возросшим городским хозяйством не справляются, уверен местный патриот и предприниматель Евгений Зозуля. «Прикрываются федеральными программами: верфь, построенная к ней дорога, жилой массив для работников нового предприятия, детский сад. А что конкретно сделал муниципалитет? Обеспечьте работу ЖКХ, благоустройство элементарно», горячится он.
Игры вокруг экологии
Чтобы не случилось «жести», с резидентов надо спрашивать жестче и загодя, не ждать, когда «рванет», считает Евгений Зозуля. «Наличие промышленности не должно мешать жить людям, как то происходит с угольными терминалами в Находке», говорит он, припоминая историю с угольной пылью, которая одно время «терроризировала» этого город. «Формально строительные работы проходят через экологические экспертизы, крупные предприятия имеют экологические паспорта. При этом микрорайон «Новый мир» задыхается от аммиака с холодильников и отходов минтая», говорит местный депутат Константин Белоконь. Завод по переработке минтая дает городу тысячу рабочих мест, его строительство прошло все требуемые экспертизы, отвечает управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов. Отходы полностью перерабатываются, функционирование такого предприятия без очистных сооружений немыслимо, подчеркивает он. «В бухте Андреева возле завода «Новый мир» стоит лёд, абсолютно белый и чистый. Если бы завод хоть что-то выпускал в море, то лёд в бухте моментально бы окрасился. Однако этого не происходит, очевидно, что завод не выпускает стоки в бухту», резюмирует Ефремов.
По данным «Зеленого патруля» (не является иностранным агентом), Приморье в целом в последние годы оказывается на последних позициях общероссийского экологического рейтинга. Безусловно, это плата за быстрое промышленное развитие. Хотя есть вопросы и к самому рейтингу: тот, кто был и во Владивостоке, и в Челябинске никогда не поверит, что первый грязнее второго. Больше всего вопросов, конечно, к строительству будущего порта. Так, экологов смущает, что грунт, выбранный из-под старого оборонного завода, где ремонтировали, в том числе, атомные подводные лодки, не признан опасным. Чиновники ссылаются на данные экспертизы и разводят руками: мол, все чисто. Председатель общественной экологической организации «БРОК» Анатолий Лебедев не слышал о каких-либо значимых экологических конфликтах в Большом Камне.
Камень в болото
Пока что от реализации мегапроектов выигрывают, в основном, сами их инициаторы, уверен Белоконь. Это вообще доминирующее настроение в местной интеллигенции: пришли «богатые» и все испортили. А привели их федералы и люди из Владивостока: в городе, по сути, введено внешнее управление со стороны краевой администрации, уверяет Белоконь. «Возникающие по ходу стройки вопросы решаются задним числом, со всеми вытекающими потерями и сопутствующим бардаком», акцентирует он. «Территория не готова к такому быстрому развитию, с которым мы по факту столкнулись. Многое просто не было учтено», согласен Андрюхин.
Особенно ярко это межвременье проявляется в архитектуре: дома строятся где попало, часто на месте парков; возводятся безликие кварталы панелек, а старый жилой сектор сносится. Властям следовало подумать о территориальном зонировании до возведения заводов, говорит краевой депутат Геннадий Лазарев. «Сейчас мы ищем участки, где можно было бы строить социальное жилье. Свободная земля есть, но туда нужно подвести тепло, электроэнергию, воду, канализацию», говорит Андрюхин. Слушая местных чиновников и депутатов, ловишь себя на мысли, что такой разговор мог бы произойти в абсолютно любом российском городе. Только тут хоть что-то происходит, кроме традиционного управленческого хаоса. Те же жители старого сектора годами демонстрировали местным телеканалам текущие потолки и замерзшие полы, а теперь переезжают в «безликое», но современное жилье.
Большой Камень не первый, и не последний город в России, в котором наблюдается интересный эффект. «Наверху» решают судьбу небольшого поселения, и не подозревают, что бросают камень в спокойные воды, где десятилетиями шла, словно расписанная по нотам, жизнь. Вот местные элиты, вот «население», вот традиции. Все меняется в одночасье, и местным элитам предстоит найти себя в новой конфигурации. «Все холодильники завода (и существующий, и строящийся) работают на фреоне, поэтому запаха аммиака от нашего производства не может быть в принципе. Муниципальные депутаты воспринимают любого инвестора как цель для шантажа и инструмент для завоевания дешевой популярности», эмоционально говорит Ефремов.
А что местные власти, растерялись? Безусловно. В эпоху ЗАТО город финансировался по потребностям и ни в чем себе не отказывал, что, однако, не помешало довести инфраструктуру до катастрофического состояния. 2017 году статус ЗАТО сняли, и «чиновникам пришлось столкнуться с тяжелой бюджетной реальностью», рассказывает Андрюхин. Но если множество ЗАТО просто бросили в свободное плавание, здесь, в Большом Камне, тут же нарисовались новые перспективы.
Воспользоваться ими, однако, местные чиновники не смогли. Скорее всего, сказались многолетние патерналистские традиции: все решат за нас, а если решат не так, как мы хотим, им же будет хуже. Документов для получения федерального софинансирования в городе не подготовили. В 2018 году сюда приехал Юрий Трутнев. Только после этого на городском уровне принялись составлять комплексный план развития, но неспешно: федералы утвердили его лишь в 2020 году. Даже сегодня «не все источники финансирования определены, притом, что мэрия должна обосновывать выделение федеральных средств для реализации комплексного плана», говорит Андрюхин. В 2020 году край дал Большому Камню 1,2 млрд., Центр – 140 млн., но только на ремонт ливневки надо 3 млрд., три годовых бюджета города. Куда шло «безграничное бюджетное финансирование» эпохи ЗАТО – хороший вопрос. И как «идеальный, чистый городок» жил без ливневки – тоже. Говорить, однако, на эти темы с местными патриотами бесполезно.
Инвестор приходит, чтобы заработать, и ждать, что он решит все проблемы города, не стоит, говорит ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев. Это – задача государства, с которой оно справляется плохо. «Вся щедрость федеральных властей, которые предоставили льготы – по большей части, за счет муниципалов. В ТОРе власти Большого Камня практически не хозяева, они не могут ставить условия, на которых заходит резидент», отмечает эксперт.
И все-таки думать, что город «оккупирован» инвесторами, а власти оказались послушными куклами в руках федералов и «капиталистов» не приходится. Похоже, власти начинают ориентироваться в новых реалиях и проявлять инициативу. На днях Александр Андрюхин обратился к жителям города по поводу строительства металлургического предприятия. «Мы договорились создать рабочую группу, которая подготовит публичное обсуждение. Прошу всех, кого интересует проект металлургического завода в селе Суходол, до конца февраля направить на имя главы свои вопросы», написал в соцсетях глава города. Вопросы жителей передадут в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта: именно эта организация осуществит стройку. Вместо конфликта и инвесторами, с Владивостоком, с Центром, с кем угодно – диалог; безусловно, это именно тот сценарий, который в конечном счете сыграет на руку самим гражданам небольшого, но гордого города со славными советскими традициями и незаурядным, интересным будущим.