боже мой какой пипец абдулов
Цитаты из советских кинофильмов, которые мы уже не сможем забыть
Смотреть советскую классику, – приятно, а пересматривать вдвойне. Потому что уже не следишь за сюжетом, а ждешь любимые моменты и с ходу засевшие в памяти яркие выражения. Вспоминаем фразы, которые вошли в наш язык благодаря советскому кино.
«Ирония судьбы, или С легким паром»
Любимая новогодняя история о возможности чуда в условиях жестких традиций и стандартизации жизни. 31 декабря обычный врач из Москвы Женя Лукашин отправился с друзьями в баню и, ударно отметив наступающий праздник, оказался в квартире один к одному, как своя, только в Ленинграде.
– Как вы вышли оттуда, вы должны были помнить? – Да. Да! Помнить должен. Но я не помню.
– Какая гадость! Эта ваша заливная рыба!
– На правду не обижаются, даже если она горькая.
– Ну это вообще неслыханно, ребята – доктор отказывается пить за здоровье!
«Свадьба в Малиновке»
Одна из самых популярных музыкальных комедий. Действие происходит в украинском селе, где на фоне Гражданской войны постоянно меняется власть. Чтобы разгромить неприятеля командир отряда красных придумывает хитрый план, но для его осуществления нужно сыграть свадьбу.
– А то я тебе оторву голову и скажу, шо так и було!
– И шо я в тебя такой влюбленный, а?
«Формула любви»
Вольная экранизация повести Алексея Толстого и настоящий киношедевр режиссера Марка Захарова. В Россию приезжает «великий магистр» граф Калиостро, задумавший создать универсальный рецепт счастья, а в это же время в российской глубинке мается от любви к каменной скульптуре юный Алексей Федяшев.
– Хороший человек. – Солонку спер. – И не побрезговал.
– А зачем нам кузнец? Не, нам кузнец не нужен. Что я, лошадь, что ль?
— Коли доктор сыт, так и больному легче.
– Силь ву пле, дорогие гости, силь ву пле.
– А за десять? – Ну, барин, ты задачи ставишь. За десять дней одному не справиться. Тут помощник нужен. Гомо сапиенс.
– Кто ест мало, живет долго, ибо ножом и вилкой роем мы могилу себе. – Мудро.
– А вы, оказывается, бесчестный человек, Маргадон. – Конечно. Если бы я был честный человек, сколько бы народу в Европе полегло. Ужас!
«Три плюс два»
Одна из лучших комедий начала 60-х, сделавшая известными Андрея Миронова и Наталью Кустинскую. После успешного кинопроката в стране началось массовое увлечение отдыхом «дикарями», – с палаткой на берегу моря.
– Она перележала на пляже и вся сгорела. – Но от нее хоть что-нибудь осталось?
– В конце концов, всем женщинам свойственны черты милиционера. Сначала они говорят: «Давайте не будем!», а потом: «Следуйте за мной!»
«Операция Ы и другие приключения Шурика»
Культовый киношедевр Леонида Гайдая, прославивший Александра Демьяненко на весь Советский Союз. Три новеллы, повествующие о сознательном студенте Шурике, который с блеском выходит из непростых и курьезных ситуаций.
– Надо, Федя, надо!
– Так ведь кражи не будет. – Все уже украдено до нас.
– Гражданин, уступите место, встаньте. – Если я встану – ты у меня ляжешь.
– На сегодня наряды: Песчаный карьер – два человека. Карьер песчаный – два человека! – Огласите весь список, пожалуйста.
– В то время, когда наши космические корабли бороздят просторы Вселенной.
– У вас сегодня, наверное, какой-нибудь праздник? – Экзамен для меня – всегда праздник, профессор!
– Налетай, торопись, покупай живопись!
– Тяжело в учебе – легко на работе.
«Самая обаятельная и привлекательная»
Один из самых популярных фильмов начала перестройки, лидер проката 1985 года с целой плеядой любимых артистов, – Александра Абдулова, Ирины Муравьевой, Татьяны Васильевой и Леонида Куравлева. Фильм о поисках любимого человека, общественных стереотипах и собственном пути к счастью.
– А джинсы какие? Индийские? – Ты что с Урала? Что, вон, разве не видно по котону и по лейблу?
– Да я всё делаю по любви. Отсюда все мои неприятности.
– По расчету я не могу. Придется ждать любви. – Зря. По расчету очень даже можно. Лишь бы расчет был правильным.
– Так вот, первая теорема, которая не требует доказательств – «Не родись красивой, а родись активной».
«Вокзал для двоих»
Еще один киношедевр от Эльдара Рязанова с участием Людмилы Гурченко и Олега Басилашвили. История о двух одиноких людях, волей случая нашедших друг друга на вокзале.
– Очень хочется есть. Я же не ел ваш мерзкий борщ. Вы, надеюсь, теперь это понимаете? – А если вы его не ели, откуда знаете, что он мерзкий?
– Ты хорошо бежишь, очень хорошо. только медленно!
– Интересно, а что у вас за профессия такая, где можно не врать? – Пианист я.
– Сто грамм не стопкран: дернешь – не остановишься!
«Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен»
Сатирическая комедия Элема Климова, едва не запрещенная к прокату, занимает прочное место в рейтинге любимых советских картин. Фильм высмеиваем формализм и бюрократию в идиллической, на первый взгляд, жизни пионерского лагеря.
– Куда ставить-то? – Да подожди ты.
– А че это вы здесь делаете, а?
– Мы бодры, веселы. – Стоп, стоп, стоп, стоп! «Бодры» надо говорить бодрее. А «веселы» как? – Веселее. – Молодец, понял.
«Девчата»
История любви в суровых условиях освоения советского Севера, неувядающая комедия Юрия Челюкина с участием потрясающих артистов – Надежды Румянцевой и Алексея Рыбникова.
– Любишь? – Кого это?! – Гречку! – Обожаю!
– В столовой и в бане все равны.
– А я вот никогда замуж не выйду. Одному ведь лучше, хочу – халву ем, хочу – пряники.
«Берегись автомобиля»
Почти фантастическая история о борьбе за справедливость, – страховой агент Юрий Деточкин угоняет автомобили у взяточников. Одна из лучших работ режиссера Эльдара Рязанова с участием великих артистов Иннокентия Смоктуновского и Олега Ефремова.
– Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?
– В чем дело, гражданин? – Смотрю. – Что, в зоопарке, что ли? Вон телевизор, смотрите.
– Тебя посодют, а ты не воруй!
– Простите, а вы не псих? – Нет, у меня и справка есть.
– Этот тип замахнулся на самое святое, что у нас есть! На Конституцию!
И был Бог, и был Сатана, и были люди, и были нелюди, и был »’Александр Гаврилович Абдулов»’.
Дубликаты не найдены
Отношение Иисуса Христа к торговцам в храме
«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, и овец, и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли». Евангелие от Иоанна, главы 2:13-16.
Изгнание торгующих из храма (Эль Греко, до 1570 года)
1:0 религия
Так много нюансов в религии, что порой самое простое объяснение дороже золота.
Как из российской истории пропали две недели
Интересная история. Период с 1 по 13 февраля 1918 года в российском календаре отсутствует, и объясняется это очень просто. 24 января 1918 года, ровно 103 года назад, Совет народных комиссаров РСФСР принял решение о переходе страны на григорианский календарь с 31 января 1918 года, поэтому после 31 января 1918 года в стране наступило 14 февраля 1918 года.
Как известно, до 1918 года в Российской империи использовался юлианский календарь. Это было связано в первую очередь с религиозной традицией: в Российской империи православие было государственной религией. Юлианский календарь был принят еще в Римской империи Юлием Цезарем, в честь которого и получил свое название. Вплоть до позднего средневековья по юлианскому календарю жила вся Европа, однако в 1582 году римский папа Григорий XIII издал указ о реформе календаря. Главной причиной принятия нового календаря являлось смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия.
Это обстоятельство создавало определенные трудности при вычислении даты Пасхи.
В октябре 1582 г. на григорианский календарь перешли наиболее консервативные католические страны, где Ватикан пользовался огромным влиянием – Испания, Португалия, Речь Посполитая и государства Италии. В декабре 1582 г. григорианский календарь приняла Франция, а в 1583 г. – Австрия, Бавария, Фландрия, Голландия и ряд немецких земель. Во многих других европейских государствах переход осуществлялся постепенно. В первую очередь, против григорианского календаря возражали протестантские государства Европы, для которых отказ от использования календаря, введенного римским папой, имел принципиальное значение. Но все равно от календарной реформы не смогли уклониться даже они. Так, в Великобритании григорианский календарь был принят только в 1752 году. Спустя год на григорианский календарь перешла Швеция. Постепенно на григорианский календарь переходили и страны Азии, например в 1873 г. он был введен в Японии, в 1911 г. – в Китае (впоследствии Китай вновь отказался от григорианского календаря, а затем к нему опять вернулся).
Надо отметить, что во многих странах переход к григорианскому календарю не был безболезненным. Например, в Англии, перешедшей на новый календарь в 1752 году, даже имели место бунты людей, недовольных произошедшими изменениями. В России, напротив, в 1700 году Петр I, проводя политику модернизации, ввел юлианский календарь. Очевидно, что при всем своем стремлении к кардинальному реформированию общественной и культурной жизни, Петр не был готов идти против православной церкви, относившейся к переходу на григорианский календарь резко негативно. В Российской империи переход на григорианский календарь так и не был осуществлен. Это влекло за собой многочисленные сложности в экономических, культурных и политических отношениях с Европой, но церковь настаивала на сохранении юлианского календаря, не возражали против ее позиции и российские монархи.
В первой половине XIX века поборники модернизации заговорили о желательности перехода на григорианский календарь, тем более, что к этому времени на него перешли и протестантские страны Европы, включая Великобританию. Однако, против календарной реформы выступил министр народного просвещения генерал Карл Ливен. Его, разумеется, поддержала и православная церковь. Когда уже во второй половине XIX века о необходимости перехода к новому календарю заговорил Дмитрий Менделеев, его быстро осекли представители Священного Синода, заявившие, что для такой масштабной реформы еще не наступило время. В церкви не видели причин для отказа от юлианского календаря, поскольку он, во-первых, многие столетия использовался в православной традиции, а во-вторых, в случае перехода на григорианский календарь неизбежно нарушался бы Богослужебный Устав, так как дата празднования Святой Пасхи высчитывается по особому лунно-солнечному календарю, который тоже тесно связан с юлианским календарем.
Февральская революция 1917 года, свергнувшая монархию в России, стала толчком к самым разнообразным масштабным изменениям в жизни страны. Именно в период, когда страной управляло Временное правительство, началась разработка проекта реформы календаря. Его авторы считали, что назрела необходимость перейти на григорианский календарь, поскольку и так давно применялось двойное написание дат в официальных документах и письмах, особенно если они были посвящены событиям в других государствах или направлялись адресатам, проживавшим в других странах. Однако в период с февраля по октябрь 1917 года произвести календарную реформу в стране так и не удалось – не до того было Временному правительству.
Окончательно привела Россию к изменению календаря Октябрьская революция 1917 года. Разумеется, атеистам – большевикам не было дела до религиозных противоречий между православной и католической церквями, не задумывались они и об истории создания григорианского календаря. Но поскольку «все передовое человечество», как любили говорить большевики, к этому времени перешло на григорианский календарь, Россию также хотели модернизировать. Если отрекаться от старого мира – то во всем, в том числе и в календаре. Поэтому вопрос о календарной реформе очень интересовал большевиков. Это подтверждается хотя бы тем, что уже 16 (29) ноября 1917 года, на одном из самых первых заседаний Совета народных комиссаров РСФСР, был поднят вопрос о необходимости перехода на григорианский календарь.
24 января (6 февраля) 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР принял Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря, а через два дня, 26 января (8 февраля) 1918 года декрет был подписан председателем Совета народных комиссаров РСФСР Владимиром Лениным. Кроме Ленина свои подписи под документом поставили помощник народного комиссара по иностранным делам Георгий Чичерин, народный комиссар труда Александр Шляпников, народный комиссар внутренних дел РСФСР Григорий Петровский, председатель Высшего совета народного хозяйства РСФСР Валериан Оболенский. Причиной перехода на новый календарь называлась необходимость установления в России исчисления времени, одинакового «почти со всеми культурными народами».
Ввести новый календарь решили после истечения января 1918 года. С этой целью Совнарком постановил считать первым днем после 31 января 1918 года не 1 февраля, а 14 февраля 1918 года. В декрете также подчеркивалось, что все обязательства по договорам и законам, наступавшие в период между 1 и 14 февраля, переносились на период с 14 по 27 февраля посредством прибавления к сроку выполнения обязательств тринадцати дней. С прибавлением тринадцати дней отсчитывались и все обязательства в период с 14 февраля по 1 июля 1918 года, а обязательства, наступающие с 1 июля 1918 года, считались наступившими уже по числам нового григорианского календаря. Также декрет регулировал вопросы выплаты жалованья и заработной платы гражданам республики. До 1 июля 1918 года нужно было во всех документах указывать в скобках число по старому календарю, а с 1 июля 1918 года – только число по григорианскому календарю.
Решение о переходе страны на григорианский календарь неизбежно вызвало споры в среде духовенства и богословов. Уже в конце января 1918 года календарная реформа стала предметом обсуждения Всероссийского Поместного собора. На этом обсуждении произошла любопытная дискуссия. Профессор Иван Алексеевич Карабинов заявил, что старообрядцы и другие автокефальные церкви не согласятся с предложением перехода на григорианский календарь и будут продолжать отмечать церковные праздники по старому календарю. Это обстоятельство, в свою очередь, будет нарушать единство православных церквей. С этой позицией согласился и другой докладчик, профессор Иван Иванович Соколов, который тоже обратил внимание на отсутствие у Русской православной церкви права самостоятельно решать вопрос о календарной реформе, не согласовывая свои действия с другими автокефальными церквями. Член Петроградского комитета по делам печати мирянин Митрофан Алексеевич Семенов, в свою очередь, предложил вообще не реагировать на декреты большевиков, что позволит избежать необходимости перехода на новый календарь.
Профессор Московской духовной академии и член Поместного собора Православной российской церкви от высших духовных школ Сергей Сергеевич Глаголев подчеркнул, что в изменившихся условиях церкви вряд ли получится оставаться на старом календаре, поскольку он все больше расходится с небом, однако делать поспешных шагов не стоит и лучше некоторое время оставаться на старом, юлианском календаре. Тем более, отмечал в своем докладе Глаголев, такой серьезный вопрос можно решать только при наличии согласия всех автокефальных православных церквей.
В конечном итоге, отдел о богослужении и отдел о правовом положении Церкви в государстве приняли решение в течение всего 1918 года руководствоваться старым стилем. 15 марта 1918 года отдел о богослужении, проповедничестве и храме Русской православной церкви постановил, что с церковно-канонической точки зрения решить вопрос о календарной реформе без согласования со всеми автокефальными церквями не представляется возможным. Поэтому было решено оставить Русскую православную церковь на юлианском календаре.
В 1923 году, когда Советский Союз уже пять лет жил по новому календарю, церковь вновь подняла вопрос о реформе календаря. Второй Поместный собор состоялся в Москве. Митрополит Антонин заявил, что перейти на григорианский календарь церковь и верующие могут быстро и безболезненно, а в самом переходе нет ничего греховного, более того реформа календаря необходима для церкви. В результате Поместным собором была принята резолюция, провозглашавшая переход церкви на григорианский календарь с 12 июня 1923 года. Интересно, что прений резолюция не вызвала, что свидетельствовало о полной готовности участников собора к переходу на новый стиль.
Патриарх Тихон в связи с сложившейся ситуацией осенью 1923 года опубликовал свое Послание, в котором осудил решение Второго Поместного собора как чересчур поспешное, но подчеркнул возможность перехода церкви к григорианскому календарю. Официально планировалось перевести Русскую православную церковь на григорианское исчисление с 2 октября 1923 года, но уже 8 ноября 1923 года Патриарх Тихон от этой идее отказался. Интересно, что в календарях 1924-1929 годов выпуска церковные праздники отмечались так, будто переход церкви на григорианский календарь все же был осуществлен. Например, Рождество отмечалось 25 и 26 декабря. Повторно церковь подняла вопрос о переходе на григорианский календарь в 1948 году, однако он так и не был решен положительно. Несмотря на активное провластное лобби, большинство церковных иерархов все же не желали становиться «сепаратистами» и принимать григорианский календарь без согласования с другими автокефальными церквями.
Конечно, Советская Россия не была последней страной, перешедшей на григорианский календарь. В 1919 году григорианский календарь ввели Румыния и Югославия, в 1924 году – Греция. В 1926 г. на григорианский календарь с сохранением некоторой специфики перешла Турция, в 1928 году – Египет. В настоящее время по юлианскому календарю продолжают жить в Эфиопии – одном из древнейших христианских государств мира. Кроме того, летоисчисление по юлианскому календарю ведут Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская, Польская православные церкви, Бессарабская митрополия Румынской православной церкви, а также Украинская грекокатолическая и Российская грекокатолическая церкви. Интересно, что Польская православная церковь вернулась к юлианскому календарю только в 2014 году, до этого длительное время исчисляя время по новоюлианскому календарю, совпадающему с григорианским.
Автор: Илья Полонский
Краткая история буддизма в Индии
Арийские боги требуют жертв
Если подняться на вершину Эльбруса, высочайшую точку России, и обратиться спиной к Северу, то по правую руку от нас окажется Чёрное море, по левую — Каспийское, а впереди откроется сухопутное пространство Юга. Позади нас останется Восточно-Европейская равнина, прародина легендарных ариев. Около 4 тысяч лет назад этот многочисленный народ пришёл в движение. Одна его часть направилась на Запад, вторая — на Восток, а третья — в ту сторону, куда мы смотрим с Эльбруса — в Южную Азию.
Южная колонна ариев освоила территорию Ирана и подошла к Гималаям. Между горных вершин они обнаружили проход в благодатные земли Индостана. Так арии стали первыми европейцами, явившимися на субконтинент. В то время Индию заселяли многочисленные дравиды, потомки древнейших африканцев, и люди, близкие по происхождению к австралийским аборигенам. Последние исчезли из Индии без следа, а дравиды живут и процветают.
Вторжение ариев в Индию вовсе не было блицкригом. Пришельцам потребовались столетия, чтобы размножиться и заполнить собой одну только долину Ганга, текущего с северо-запада на юго-восток. Кочевой образ жизни постепенно менялся на оседлый. Обрабатывались земли, строились города, государство обретало сложность. Но один элемент арийской жизни прошёл сквозь эпохи неизменным — варны, деление общества на четыре сословия. Сегодня, как и в те времена, каждый индуист знает, к какой варне он принадлежит — брахман он, кшатрий, вайшья или шудра.
Кшатрии воевали и правили, вайшьи торговали, шудры были слугами, а жрецы-брахманы отвечали за божественное. Арийский пантеон не сильно отличался от того же греческого. Богов отождествляли с явлениями природы: Индра — бог грозы и войны, Вишну — бог Солнца, Яма — бог мёртвых, Ваю — бог ветра и т.д. Боги были большей частью аморальные, разнузданные, подобные людям. Громовержец Индра, к примеру, страдал алкоголизмом. Он пристрастился к соме — мифической смеси вина с неустановленным наукой наркотиком.
Но один бог выламывался из общей картины, его звали Варуна. И это был настоящий прорыв к новой духовности. Варуна отвечал за космический порядок — риту. Благодаря рите события следуют в должной последовательности: день сменяет ночь, весна — зиму, старость приходит вслед за молодостью. Варуна ненавидит грех и карает грешников, взыскивая не только с них, но и, подобно ветхозаветному Яхве, с их потомков. “Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов…” — говорит еврейский Бог (Исх. 20:5). Варуна такой же жестокий вседержитель мира. Истории арийских божеств и методы их почитания были уложены в 1028 гимнов священного текста — Ригведы. Ригведа не была записана вплоть до Средних веков и даже до появления печатного станка, брахманы хранили её в памяти и передавали через поколения с безупречной точностью.
Арии обжили долину Ганга, распространились дальше к югу, образовали царства. Их философская и духовная мысль шла вперёд. В идее жертвы произошла радикальная перемена. Чтобы проникнуть в тайну тайн и обрести блаженство среди богов, в жертву следовало принести себя. Так появились аскеты. Ищущие истину уходили в леса, голодали, подвергали тело самым изощрённым истязаниям. Прозрения аскетов давали жизнь новыми мистическими учениями, их появлялось всё больше. Над прочими божествами возвысился Шива — пребывающий в вечном трансе бог-аскет. Брахманизм — культ кровавой жертвы — омертвел и потерял власть над умами.
Это было время чрезвычайного разнообразия умозрений и космогонических теорий. Одни аскеты утверждали, что мир создан божеством, другие — что причина всего некий абстрактный принцип, третьи отрицали саму возможность достоверного знания. Постепенно эти концепции прошли отбор и были уложены в новые писания — упанишады. “Упанишада” буквально означает “подсаживание”, т.е. долгое неподвижное пребывание у ног учителя, который сообщает ученику истину. Лесные аскеты размышляли и дискутировали друг с другом, бродячие аскеты разносили идеи упанишад во все концы Индии.
Аскет обретает истину
Примерно в 530 году до н.э. один аскет, измождённый суровым подвижничеством, потерял сознание и упал к ногам пятерых своих спутников. Он голодал так долго, что стал похож на скелет. Его спутники решили, что аскет умер. Но он очнулся и объявил им, что прекращает жестокие практики и снова будет есть. Аскеты с возмущением оставили его. Звали этого человека Сиддхартха Гаутама.
Сиддхартха родился в семье вождя племени шакьев, обитавших в предгорьях Гималаев на территории современного Непала. Это небольшое государство имело почти республиканскую форму правления. Вождь был исполнительной властью, а важные решения принимал совет глав семей. Принц Сиддхартха отверг привилегии царской крови. Он покинул родину и отправился на поиски истины. Через несколько десятков лет царь Вирудхака напал на шакьев, истребил народ и уничтожил государство. Больше на исторической сцене шакьи не появлялись. Но Сиддхартха Гаутама не испытал от страшной новости страданий. К тому моменту он превзошёл в своём подвиге всех людей, как прошлых, так и будущих.
Этот духовный подвиг Гаутама свершил в царстве Магадха. Если верить ведическим текстам, царство возникло около 600 года до н.э. Оно занимало южную часть долины Ганга и растекалось на Восток, в сторону современной Бенгалии. В семидесяти километрах от его столицы Раджагрихи, в окрестностях небольшого городка Гайя, росла смоковница. Покинутый пятью аскетами Сиддхартха сел в её тени и дал торжественный обет не вставать со своего места, пока ему не откроется главная тайна бытия — тайна человеческого страдания. На рассвете 49-го дня Сиддхартха Гаутама познал истину. Он стал совершенно просветлённым — Буддой.
Прежде, чем описать, в чём эта истина заключается, проясним значение слова “Будда”. Оно происходит от санскритского корня “буд” — пробуждение. Поскольку русский язык принадлежит к индоевропейской группе, корень “буд” в нём тоже присутствует. Между будильником, поднимающим вас на работу, и Буддой есть прямая лингвистическая связь. Кстати, сам Будда говорил на магадхи — разновидности упрощенного санскрита. Теперь вернёмся к благородным истинам, пробудившим Гаутаму. Их всего четыре.
Будда практикует аскезу
Первая истина требует признать страдание. Человек погружен в страдание, но не всегда осознает это.
Вторая истина говорит о наличии причины страдания — она в желаниях и стремлениях, которые порождает невежество. Человек не понимает истинного устройства самого себя и мира, поэтому он страдает.
Третья истина сообщает о принципиальной возможности освобождения от страданий — уничтожении невежества.
Четвёртая истина говорит о наличии пути, ведущего к освобождению от страданий.
Путь освобождения от страданий состоит из 8 этапов, поэтому его называют благородным восьмеричным путём Будды. Вот эти восемь этапов:
Правильное воззрение — необходимо внутренне пережить четыре благородных истины и утвердить их как главную мотивацию своего поведения.
Правильное намерение — необходимо принять твёрдое решение следовать восьмеричному пути и взращивать в себе любовь и доброту ко всем живым существам.
Правильная речь — следует воздерживаться от грубых слов, лжи, непристойности, глупости, клеветы и др.
Правильное поведение — моральная дисциплина, необходимо отказаться от воровства, убийства и других греховных поступков.
Правильное усилие — следует сосредоточить свои силы на самоосознании, радости, спокойствии, умиротворении.
Правильное памятование — осознавание собственного тела, ощущений, ума и ментальных объектов, приводящее к разрушению иллюзорного “Я”, т.е. эгоизма.
Правильное сосредоточение — развитие концентрации, приводящей к полному спокойствию сознания (самадхи) и просветлению.
Следующие семь недель Будда размышлял, стоит ли сообщать миру эти истины. В результате он покинул тень смоковницы и отправился проповедовать. В окрестностях города Варанаси (теперь эта местность называется Сарнатх) Будда встретил тех самых пятерых покинувших его аскетов и “привёл во вращение колесо дхармы”. Эта красивая формулировка означает первое оглашение им открывшейся тайны бытия. Слова Будды преобразили аскетов, они немедленно признали в нём учителя. Через несколько дней учеников у Будды было уже 60. Началась цепная реакция.
Восемь месяцев в году Будда и его последователи переходили из одной местности в другую и проповедовали каждому, кто хотел слушать. В сезон дождей они жили в бамбуковой хижине, ставшей прототипом буддийского монастыря. Их никто не преследовал, жестокой участи Иисуса и апостолов им разделить не пришлось. В 80 лет Будда поел свинины, заболел дизентерией и умер. Перед кончиной он велел ученикам не искать опоры вне себя. Учителем им будет дхарма — его учение. “Всё составленное из частей разрушается, неустанно стремитесь к освобождению”, — были его последние слова.
Ученики сожгли тело Будды, а прах разделили между племенами и царём Магадхи. Затем в столице Раджагрихе состоялся 1-й Собор новой религии. Ученики воспроизвели по памяти и записали учение Будды — наставления по устройству монашеской общины, его проповеди по вопросам этики и прочее. Ещё через 100 лет прошёл 2-й Собор, который закончился расколом. Религий без еретиков и расколов не бывает, повод находят всегда, а причина одна — борьба за власть, вот такая скучная правда.
Боддхисаттвы заселяют небеса
В 30 минутах езды от Варанаси вы найдёте городок Чунар, с экономической точки зрения совсем не примечательный. Но для правителей новой империи, возникшей на месте царства Магадха, Чунар был жемчужиной. Город прославили залежи песчаника. Из этого красивого и удобного в обработке камня Маурьи, новые хозяева Индии, построили свою величественную столицу — Паталипутру. Школа каменотёсов Чунара достигла абсолютного мастерства в обращении с этим материалом. Огромные монолитные колонны с резными капителями относятся скорей к памятникам пластического искусства, чем к архитектуре. “Львиная капитель” колонны царя Ашоки — современный герб государства Индия, а на флаге государства изображена “Ашока чакра” — колесо с 24 спицами, символ буддийских законов мироздания, взятый с той же капители. Ашока был величайшим императором Маурьев, его правление открыло Золотой век индийской истории. И с Ашокой буддистам очень повезло.
Львиная капитель Ашоки
Царь начал карьеру с войн и дворцовых убийств, но под влиянием буддийской проповеди испытал духовное перерождение. Он правил милостиво, сам отказался от мяса и поощрял вегетарианство. Ашока уважал все религиозные течения, в том числе секты адживиков и джайнов, но последователи Будды пользовались его особым покровительством. Ашока приказал раскопать старые ступы и извлечь прах Будды. Он поделил прах на множество частей и повелел воздвигнуть новые ступы с частицами праха по всей империи, занимавшей 5 миллионов квадратных километров — всю Индию кроме дальнего Юга. Стараниями царя буддизм проник на Шри-Ланку.
При поддержке Ашоки в Паталипутре состоялся 3-й Собор буддистов, на котором вновь изгоняли еретиков. К каноническому собранию буддийских текстов, написанному на языке пали, — Палийскому канону — Собор добавил последнюю часть, посвящённую вопросам психологии и метафизики. Хотел ли Будда создать новую религию, или он желал лишь упорядочить своим прозрением разрозненные идеи упанишад, неизвестно. Но факт в том, что при Ашоке буддизм окончательно стал церковью — влиятельной и богатой.
В Индии, да и вообще на Востоке, нет и не было церквей в нашем понимании. Нет восточного “Ватикана” — надгосударственной духовной вертикали, диктующей свою волю клиру и мирянам на местах. Единственное исключение — буддизм. Будда учредил сангху (прибежище) — буддийскую общину, имеющую некоторые черты классической церкви. Ещё интересней то, что церковь эта атеистическая. В учении Будды нет места Богу. Из благородных истин следует необходимость самоспасения. Никакого внешнего спасителя не предполагается. Однако Будда наличие богов не отрицал, видимо не желая тратить время на глупые споры.
Ашока умер, увяла династия Маурьев. В Индию вторгались то скифы, то иранцы. А буддизм процветал. Один из таких завоевателей, царь Кани́шка, был великим ревнителем буддийской веры. Благодаря ему религия достигла Средней Азии и Китая. Затем вновь пришёл мощный воин, отогнавший захватчиков и объединивший земли Индии. Чандрагупта II воскресил империю, его правление знаменует высший расцвет древнеиндийской культуры. Этот царь также известен как Викрамадитья, его почитают в Индии до сих пор. Главный авианосец индийских ВМФ носит это имя, хотя пришёл он в Бенгальский залив с севера и вначале назывался “Адмирал Горшков”.
Буддизм не смог сохранить целостность и распался. Мы опишем эти перипетии коротко, не всегда соблюдая хронологию, т.к. детальный разбор требует формата монографии. Вначале произошло деление на “Великую колесницу” и “Малую колесницу”, затем “Малую колесницу” выдавили из страны (она сохранилась на Шри-Ланке и в Индокитае), а “Большая колесница” сама раздробилась на несколько сект. Индия склонна ассимилировать обычаи и идеи, переваривать их и включать в свой вечный порядок — это свойство сильней любой проповеди. Уже в эпоху Гуптов буддийские монахи принимали участие в индуистских ритуалах, а Будду объявили девятой аватарой господа Вишну.
Как уже было сказано выше, буддизм — атеистическая философская концепция, отрицающая авторитет Вед, но верить в абстракцию людям не по силам. “Большая колесница” ударными темпами отстроила пантеон. И Будда в нём не просто человек, а воплощение великого тройственного существа, с телом сущности, телом блаженства и созданным телом. Небеса заселили боддхисаттвы. В некоторых трактовках боддхисаттвы обретали хорошо знакомый нам образ страдающего спасителя, готового принять на себя кармический груз живых существ.
Возникла третья колесница — “Колесница раскатов грома”. Её последователи снабдили небесных Будд и боддхисаттв жёнами. Добавились вспомогательные божества, а также различные черти и демоны. К слову, буддийский сатана появился очень рано, ещё до раскола на колесницы. Звали его Мара. В те самые 49 дней, когда Сиддхартха Гаутама медитировал под смоковницей, искуситель Мара приходил к нему, но не смог отвлечь от поиска истины. После крещения Христос постился в пустыне 40 дней, а дьявол его искушал. Совпадение? Не думаю.
Сам Будда не любил рассказы о происхождении и конце мира, считая их спекуляцией и бесплодным умствованием. Но религия без космогонии жить не может. “Великая колесница” разработала учение о цикличности Вселенной, которое то ли позаимствовало космогонию индуизма, то ли само легло в его основу. Гуманная этика буддизма глубоко проникла в индийское общество, сделав его более цивилизованным. Буддизм всячески поощрял мягкость правосудия, пропагандировал вегетарианство, ненасилие и, в конце концов, подорвал милитаристский дух империи Гуптов. Буддизм и империя вместе пришли к закату, хотя и по разным причинам.
Аллах поднимает саблю
На самом юге субконтинента, в Тамилнаду, куда не дотянулись руки империй, возникла новая вера. Первые хозяева Индии, дравиды, в своё время выдавленные ариями в эту область страны, обратили к древним богам чувства, неслыханные в эпоху Вед. Это была любовь к божеству, глубокий экстатический порыв, смешанный с осознанием собственной греховности. Тамильское слово “анбу” лучше, чем любой санскритский термин, подходит к понятию христианской любви. Сам объект любви — Вишну, Шива или Васудэва — стал не просто высшим из богов, но единственным. Остальные боги были лишь его аспектами. Даже вездесущий Брахман оказался ниже этих небес.
В IX веке н.э. дравидийский теолог Шанкара пересёк Индию, проповедуя обновлённое индуистское учение и вступая в дискуссии с буддийскими мудрецами. Он написал несколько прекрасных религиозных поэм, желая закрепить новые нормы богопочитания. Шанкара мастерски использовал логическую аргументацию и свёл противоречивые утверждения упанишад в стройную систему. Она и по сей день остаётся образцовой философией ортодоксального индуизма. Пожалуй, роль Шанкары можно сравнить только с ролью Фомы Аквинского в католической церкви.
Индийский буддизм проиграл окончательно. Храмы лежали в развалинах, места паломничества опустели. Но на севере страны монастыри всё ещё процветали. В них жили тысячи монахов, богатые миряне жертвовали им крупные суммы. Наланда, главный монастырь Севера, оставался центром буддийской культуры и образования вплоть до нашествия мусульман в XIII веке. Мусульмане разрушили монастырь и зарезали всех, кто не смог убежать. Армии муджахидов прошли вдоль Ганга победным маршем, основав в Дели столицу своего султаната. Буддийские монахи укрылись в обителях Тибета и Непала, чтобы с неприступных твердынь Гималаев наблюдать за великой битвой ислама с индуизмом.