Чем опасны лужи для машины
5 причин, почему нельзя на большой скорости проезжать лужи
Бесспорно — лужа луже рознь, и определяющим фактором безопасности для автомобиля является ее глубина. Проблема заключается в том, что водитель, движущийся по трассе на большой скорости, не всегда вовремя заметит на своем пути лужу, а, если даже распознает ее заранее, то вряд ли он в состоянии определить, насколько она глубока.
Впрочем, даже совсем мелкая водная преграда на шоссе запросто может спровоцировать серьезное ДТП, если перед ней вовремя не притормозить. А идеальная скорость для преодоления глубокой лужи — не более 10 км в час.
Аквапланирование
Прежде всего для машины на мокрой дороге всегда возникает опасность аквапланирования — явления, когда автомобиль теряет сцепление с дорожным покрытием из-за образования между шиной и асфальтом водяного клина.
В таких условиях машина становится неуправляемой, возрастает риск неконтролируемого заноса и, как следствие — серьезного ДТП. Чем выше скорость, тем печальней последствия, причем для возникновения эффекта аквапланирования достаточно совсем неглубокой лужи.
Сюрприз
Большая вода на проезжей части всегда коварна тем, что под ней может прятаться не только огромная яма или крутая кочка, но и открытый канализационный люк или какой-нибудь бетонный блок или иной тяжелый предмет. Нетрудно представить, что произойдет, если налететь на такую преграду на большой скорости. В конце концов, лужа может быть настолько глубокой, что автомобиль просто захлебнется и надолго лишится чувств.
Повреждение
Промокшая электропроводка — самое безобидное, что может случится после форсирования лужи, если учесть, что в такой ситуации светит реальный шанс получить гидроудар. Воде достаточно попасть в воздухозаборник, чтобы потом оттуда прямиком добраться до цилиндра.
Имеет ли право водитель делать замечания сотруднику ГИБДД
Какие автомобили лучше всего раскупаются на вторичном рынке России
Потеря тормозов
У любого автомобиля, который принимает ванну, да еще и на приличной скорости, вода попадает на тормозные колодки. Каждый мало-мальски опытный водитель знает, что до тех пор, пока их не просушить с помощью нескольких плавных манипуляций педалью тормоза, эффект торможения будет снижен. На медленном ходу это сделать легко и просто, что не скажешь про ускоренное движение по мокрой дороге. Да и нет никаких гарантий, что экстремальная ситуация не возникнет сразу после выезда авто из лужи, в тот момент, когда тормоза у него работают в половину силы.
Фонтан для пешеходов
В конце концов, автомобиль, с ходу проезжающий водные преграды, может окатить грязной водой случайных пешеходов на тротуаре. Водителю в такой ситуации ничего не грозит, если, конечно, облитый человек не успеет бросить в злосчастную машину что-нибудь тяжелое — и при этом не промахнется. В любом случае следует учитывать, что на месте обтекающего бедолаги всегда может оказаться тот, кто его окатил.
Что сломается в машине, если проехать лужу медленно и аккуратно
Итак, на дороге образовалась огромная лужа, которую, что называется, не объехать. Многих водителей это абсолютно не пугает. Они сбрасывают скорость и форсируют преграду медленно и аккуратно. Забывая, что подобный «маневр» способен вывести из строя целый ряд узлов и агрегатов машины. Давайте разберемся, что конкретно.
Электроусилитель руля
У современных автомобилей, особенно спортивных, электроусилитель «баранки» устанавливают на рулевой рейке. Это наделяет машину острой управляемостью, но и сулит проблемы при форсировании даже неглубоких «водоемов». Дело в том, что механизм ЭУРа установлен очень низко и при проезде лужи его блок управления можно легко залить водой, что выведет узел из строя. Проблема, когда «баранку» вдруг стало тяжело крутить, хорошо знакома владельцам, например, авто марки BMW. Лечиться это только заменой ЭУРа, что очень накладно.
Жидкостной насос системы охлаждения
На многих авто такой жизненно важный агрегат, как электрический жидкостный насос системы охлаждения, так же расположен очень низко. И его тоже можно «искупать» в воде. Как правило, отказ насоса приводит к перегреву двигателя. Так что после проезда лужи следите за температурой охлаждающей жидкости. Если она начала расти — остановитесь и разберитесь в причинах.
Вентилятор системы охлаждения
У ряда премиальных автомобилей, дорожный просвет очень скромный, потому и основные агрегаты расположены низко. И при проезде лужи вода легко достает до вентилятора системы охлаждения. Если в этот момент электроника его включит, чтобы охладить мотор, вентилятор может переклинить или он вовсе обломит лопасти о воду. Ну а куда полетит пластиковый осколок — никому не известно. Если не повезет, может и срезать ремень вспомогательных агрегатов.
Редуктор
Если лужа большая и глубокая, вода может попасть в редуктор моста через сапун. Сразу вы это не почувствуете. Вода постепенно смешается с маслом, уменьшая его защитные свойства. Если после такого «купания» не поменять масло в редукторе, то через какое-то время он выйдет из строя.
Электрика
Попадание воды на любые датчики или разъемы пагубно отражается на работе бортовой системы автомобиля. Электроника выдает ошибки, появляются «глюки». Так что перед проездом особо сомнительной лужи откройте капот. Если у каких-то проводов нарушена изоляция, а расположены они низко, лучше не испытывать судьбу и не форсировать преграду, а объехать ее по другой дороге. Потеряете время, зато сохраните нервы и деньги.
Что делать
Так как поступить, если впереди лужа? Форсировать ее или нет? Если да — то на скорости или очень медленно? Для ответа на эти вопросы надо знать устройство автомобиля и его техническое состояние. В случе, у машины низкий дорожный просвет, то лучше не рисковать: есть риск залить агрегаты и остаться в луже надолго. Ну а коли у вас подготовленный внедорожник, у которого стоит шноркель, а сапуны выведены наверх — тогда даже очень глубокая лужа не станет преградой.
Поэтому всем автолюбителям советуем измерить клиренс своей машины. Когда он выше 180 мм, то лужи, что появились в городе после сильного ливня, можно преодолевать безболезненно. Но только черепашьим ходом.
avtoexperts.ru
Лужи на наших дорогах далеко не редкость и иногда водителям приходится преодолевать настоящие водные препятствия, что может отрицательно сказаться на исправности автомобиля.
Так, если небольшую лужу можно преодолеть без каких-либо проблем, то проезд автомобилем глубоких луж всегда чреват возможными последствиями для него в будущем.
Помимо того, что вода может попасть в различные рода соединения, есть еще и вероятность повреждения бампера, колесных дисков или ходовой части, а также повредить масляный поддон двигателя от невидимых через воду препятствий, ям, промоин или открытых канализационных люков.
Опасность глубоких луж
Электрика
После проезда водного препятствия могу возникнуть проблемы с электрооборудованием автомобиля, которые либо исчезнут после высыхания или же появится в виде различных неисправностей в цепях. В случаях, когда часть проводки оголена, то возможно и короткое замыкание цепи с непредсказуемыми последствиями. Поэтому, после преодоления вынужденной «переправы» необходимо провести ревизию всех электрических частей оборудования и места их подсоединения, прочистить их и просушить.
На машинах, где минимум электроники, достаточно обтереть воду, высушить соединения и можно трогаться, а на моделях, где практически все подчинено электронике, попадание даже небольшого количества воды может вызвать серьезные проблемы.
Система тормозов
После контакта с водой возможно коробление разогретого тормозного диска, а также кратковременное падение эффективности тормозов из-за мокрых тормозных колодок. В машинах, где негерметичны чехлы направляющих тормозных суппортов вода, попадая в соединения провоцирует появление в этих узлах очагов коррозии.
Выхлопная система
В автомобилях, оснащенных катализаторами, возможно появление трещин в каталитической решетке, что в последствии вызовет ее разрушение и потребуется дорогостоящая замена.
ДМРВ
Датчик массового расхода воздуха может быть поврежден при попадании воды на его рабочую поверхность. Так как он отвечает за количество поступающего в ДВС объема воздуха и состава смеси, то при его отказе (попадание воды через воздушный фильтр) двигатель вынужден будет перейти в аварийный режим либо не будет запускаться.
Доехать до гаража или СТО можно путем снятия разъема с датчика. Мотор запустится, правда при этом будут повышенные обороты и возрастет расход топлива, но передвигаться вы сможете.
Воздушный фильтр
Выехав с воды рекомендуется проверить состояние воздушного фильтра. Если он мокрый, то это «подскажет», что в двигатель могла попасть вода. Далее можно выкрутить свечи, попутно посмотрев в каком они состоянии, нет ли на них капель воды, и прокрутить двигатель стартером.
Если коленвал крутится и из свечных отверстий не выбрызгивается вода, то просушивается воздушный фильтр, либо заменяется при его наличии и можно запускать мотор.
Гидроудар
Самое тяжелое из последствий проезда по глубоким лужам, это попадание воды в цилиндры двигателя. Объясняется это тем, что жидкость не сжимается, что приведет в итоге к поломкам элементов цилиндропоршневой группы, заклиниванию двигателя и его сложным и дорогостоящим ремонтом, либо заменой силового агрегата.
Особенно в зоне риска в подобной ситуации находятся авто с низкорасположенным заборником воздуха (в районе днища). Примером могут служить вазовские десятки, одиннадцатые, кроме Калины, где инженеры, видимо признав, что на наших дорогах тоже встречаются глубокие лужи, подняли воздухозаборник в верхнюю часть моторного отсека.
Аквапланирование
Если перед водным препятствием на трассе не сбавить скорость, то колеса не смогут продавить слой воды (появляется гидродинамический клин между шиной и дорогой) и автомобиль начнет двигаться по водяной пленке, потеряв, по сути сцепление с трассой и свою управляемость. После выхода из воды передние колеса уже получат сцепление с дорогой, когда задние продолжают движение по слою воды, что в итоге спровоцирует занос и вынос на обочину или встречную полосу.
Вода в моторном масле или АКПП
Вероятность попадания воды в двигатель или «автомат» невелика, но будет не лишним проверить состояние масла после проезда глубоких луж. Если все «Ок», то на щупах не должно быть капелек воды или эмульсии. В противном случае лучше отказаться от самостоятельного передвижения и воспользоваться помощью эвакуатора или буксира в автосервис.
Попутно механики проверят состояние масла в других агрегатах (мостах, раздатках и т.д.).
Как следует преодолевать водяное препятствие
В случаях, когда объехать глубокую лужу не представляется возможным, необходимо следовать правильной технике вождения при преодолении водных препятствий.
Первое, это снизить скорость, перейти на первую передачу и двигаться на постоянных небольших оборотах мотора, не сбрасывая газ, двигаясь по прямой, не останавливаясь и без резких торможений. Вода в таком случае будет расходится равномерно, без волны, которая может попасть в моторный отсек. Точнее, волна будет, но она будет идти перед машиной.
Если проехать даже неглубокую лужу (10-15 см) на большой скорости, то брызги могут попасть в моторный отсек на элементы зажигания, что может привести к остановке двигателя.
После проезда водяной преграды не глушить мотор и дать ему просохнуть, а также рекомендуется при движении выполнить несколько торможений, чтобы просушить накладки тормозных колодок.
В случае, когда двигатель резко со стуком заглох при прохождении водного препятствия, то не стоит его пытаться заводить, так как вероятна возможность попадания воды в его цилиндры. Если мотор заглох не резко, перед этим стал работать с перебоями, то выбраться до спасительно суши поможет стартер, если конечно аккумулятор в норме.
Глубокую лужу лучше всего по возможности объехать или преодолевать ее на минимальной скорости и с учетом расположения воздухозаборника. С учетом этих несложных рекомендаций можно безболезненно преодолеть водные препятствия без последствий для автомобиля и его владельца.
Обычная лужа может стать причиной повреждения автомобиля
Почему водителям нужно избегать глубоких луж
Как известно, автомобили и дороги, и тем более дорожные условия, не всегда дружат друг с другом. И не всякие намерения и желания водителя осуществить тот или иной маневр подкреплены и состоянием машины, и ее конструкцией, и ее возможностями. Даже такое с виду безобидное действие, как проезд на скорости по глубокой луже, таит в себе немало опасностей и проблем с эксплуатацией машины в будущем.
Переправа, переправа… Почему стоит бояться луж
В техпаспорте вашего автомобиля производитель обязательно указывает параметры преодоления водных препятствий, глубину брода. Кроме того, важно использовать правильную технику вождения, если вы заехали глубже, чем планировали.
Держите ровную, одинаковую скорость на первой передаче вне зависимости от типа трансмиссии – механика/автомат, – сохраняя не очень высокие, но постоянные обороты без остановок и ускорений. В противном случае вы рискуете залить волнами моторный отсек. Скорость передвижения должна быть такой, чтобы волна шла перед вашей машиной, так чтобы радиаторная решетка все время находилась в пространстве «за волной».
Если вы затеяли массовую переправу, не спешите на ее преодоление следом за коллегами.
Волны, которые подняли движущиеся впереди, особенно если у них крупные автомобили, могут захлестнуть вашу машину. Однако в случае если вы «заглохли», немного не дотянув до заветного берега, советуем вылезать «на стартере». Вам понадобятся механическая трансмиссия, полностью заряженная аккумуляторная батарея, … а также терпение и удача.
Однако описанная ситуация и пути ее преодоления – это скорее исключение, чем правило. Особенностью российского климата является преобладание сырой, влажной погоды с большим количеством осадков, особенно в межсезонье. И лужи на улицах, трассах поздней осенью или ранней весной могут коварно скрывать опасные препятствия в виде ямы, выбоины, промоины или открытого канализационного люка – его по «нашей» привычке забыли закрыть. Понятно, что, попав в такую «ловушку», можно нанести серьезный ущерб машине, повредив колесные диски или даже подвеску. И летом ситуация не лучше, когда после проливных дождей то здесь, то там случаются прорывы магистральных трубопроводов.
Поэтому водителям необходимо быть предельно внимательными и осторожными. Ниже мы перечислим наиболее распространенные опасности опрометчивой езды по лужам, приводящие к повреждениям и ремонту. От простых и относительно дешевых до сложных и затратных.
Проблемы с электрикой
Считается, что большинство неприятностей с электрикой после попадания в воду «лечится» временем: высохнет и само собой рассосется. Возможно, в ряде случаев так и происходит. Но чтобы быть полностью уверенным в работоспособности электрооборудования вашей машины, необходимо после «водной процедуры» проверить все электрические части, которые, предположительно, могли промокнуть. Их надо разобрать, высушить и почистить.
Защита картера двигателя
Данная опция не является обязательной конструктивной особенностью на многих автомобилях. Некоторые бренды устанавливают пластиковый пыльник перед двигателем, препятствующим проникновению в моторный отсек грязи и воды. Однако нередки ситуации, когда неприятности в виде именно грязи и воды начинаются после удара, который принимает на себя незащищенный участок.
Поддон картера расположен под двигателем и представляет собой тонкостенную емкость для моторного масла. В случае его повреждения, пробоя или нарушения целостности конструкции нарушается система смазки, что приводит к грустным результатам в работе двигателя. Установка защиты производится к силовым частям рамы: балка, лонжероны, подрамник двигателя. Поскольку при ударе именно защита принимает на себя его энергию.
Техцентры предлагают несколько вариантов исполнения подобной защиты. В качестве материала могут быть использованы (в порядке возрастания цены):
Поврежденные бамперы или спойлеры
Наружные элементы в виде бамперов, спойлеров не только одними из первых в автомобиле попадают в лужу. Зачастую они становятся и первыми «жертвами» преодоления водной преграды. Кто-то может махнуть рукой на утрату спойлера, хотя оборотной стороной, кроме потери внешнего вида, может быть увеличенный расход топлива.
Хуже обстоит дело, когда вода повредит бампер. Этого может и не случиться, если крепление надежно. Но если все «хозяйство» уже болталось, то результатом станет повреждение или вообще замена бампера.
Мокрые тормоза
Опытный водитель знает, что тормозные колодки также в числе первых встречают агрессивную водную среду. Степень их состояния можно установить, вслушиваясь во время нескольких плавных подтормаживаний. Еще мокрые тормоза рекомендуется сушить после проезда по глубокой луже: ехать и время от времени просто нажимать на педаль тормоза. И если нет проблем с цилиндриком, диском или колодками, то этой меры должно хватить.
К сожалению, кривизна тормозных дисков – обычное состояние многих моделей автомобилей. Например, старые «японцы» со слишком маленькими тормозами или более поздние Opel. Для многих моделей это типичное заболевание, не обязательно связанное с воздействием воды.
Вопрос: менять или нет? Многими экспертами ремонт тормозных дисков признан неэффективным и даже опасным. С такими дисками можно ездить, если кривизна небольшая, хотя это влияет на комфорт езды. Но если вы чувствуете биение или вибрацию на руле, лучше заменить.
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)
Это один из датчиков электронной системы управления силового агрегата автомобиля с впрыском топлива. Его функция – оценка объема воздуха, который поступает в ДВС, а также корректировка параметров смеси в зависимости от этого. В случае отказа или сбоя, когда через воздушный фильтр в него попадает вода, двигатель переходит на работу в аварийном режиме, о чем свидетельствует сигнал на приборной панели: check engine.
Проверка воздушного фильтра
Если ваша машина преодолела водную преграду с критичной глубиной, рекомендуется проверить воздушный фильтр: нет ли в ней жидкости. В случае если он мокрый, прежде всего с внешней стороны, не впадайте преждевременно в панику. Может случиться, что внутрь проникло совсем немного влаги, потому что синтетическое волокно фильтра преградило путь губительной для силового агрегата воде.
Неисправность генератора
Зачастую неисправность генератора, который обеспечивает автомобиль электроэнергией, напрямую не связана с водой. Неприятности могут случиться, если разрушается корпус. Тогда генератор в лучшем случае может сгореть. В худшем – вызвать короткое замыкание, что выведет из строя бортовой компьютер и всю электрику. В других ситуациях он может перегреваться из-за того, что забилась грязь и/или «умерли» графитовые щетки. К сожалению, однозначного совета, как бороться с этим, пока нет.
Масло в двигателе и АКПП
После преодоления глубокой лужи/водной преграды необходимо в числе первых действий проверить состояние масла в двигателе и автоматической коробке передач (для механики попадание влаги внутрь не так важно). Если во время осмотра на щупах появилась эмульсия из воды и масла, автомобиль двигаться самостоятельно не может. Необходима помощь буксира или эвакуатора в случае залитой водой коробки-автомата.
И на СТО не повредит обстоятельная диагностика на предмет наличия масла в мостах, раздаточной коробке и т. д. Если воды не обнаружено в моторном масле или масле автоматической трансмиссии, можно попробовать «тихим шагом» добраться до сервиса своим ходом.
Вероятнее всего, если вы проедетесь на скорости по статистической луже, с вашей машиной ничего не случится. Но угодив в болото, глубокую грязь, можно затопить коробку передач и дифференциал.
Тогда ваш путь лежит прямиком в автосервис на замену масла со снятием поддона коробки и чисткой фильтра.
Гидроудар
Самая большая неприятность, которая может постичь автовладельца при контакте с водной преградой, – это попадание внутрь работающего двигателя воды. Так может случиться, если машина проехала глубокую лужу и резко встала. Вероятнее всего, силовой агрегат получил гидроудар.
Из курса физики мы помним, что вода не сжимается. Но если вы едете быстро по луже, впереди стена брызг, которая легко может попасть в двигатель через воздушный фильтр. Поршень двигателя не может ее сжать, и мотор резко стопорится с характерным звуком удара.
Но это не самое неприятное. В этот момент на подвижные части агрегата передается вся энергия движения, способная их сокрушить. Чем выше были обороты только что работающего мотора, тем опаснее это для силовой установки, тем больший урон гидроудар может нанести двигателю. А значит, и вашему кошельку. Вплоть до замены агрегата.
Тип автомобиля, его возраст и тип привода
Это еще три важных параметра, о которых постоянно следует помнить. В борьбе с «лужной» стихией больше могут пострадать как дизельные машины, так и современные, нафаршированные насквозь электроникой. Старым бензиновым движкам эти проблемы были просто нипочем. Постояли, выкачали воду, подсохли – и снова в путь. На нынешних супертехнологичных образцах автопрома массового спроса буквально достаточно капли дождя, чтобы перевести двигатель в аварийный режим.
Аналогичные истории происходили и в случае поломки датчика массового расхода воздуха в некоторых двигателях TDI именно благодаря частицам влаги. И в результате после быстрого проезда по большой луже или в сильный дождь двигатель практически сразу переставал адекватно функционировать. Хотя сегодня современная компоновка моторного отсека собирает все элементы в один узел, который чем выше установлен, тем лучше защищен от воздействия воды.
Загляните под капот своей машины
Посмотрите, где находится генератор, воздухозаборник и турбокомпрессор. Если генератор и турбокомпрессоры установлены низко, а заборник воздуха выглядит так, будто он просит пить, учтите это во время езды по лужам. И еще. Если при открытом моторном отсеке вы видите довольно большую площадь рамы автомобиля, это значит, что ваша машина, увы, не аэроглиссер и не гидроцикл. Что она подвергается серьезной аварии во время проезда через лужу или глубокую водную преграду.
Ездить не колесами, а головой
Лихачество и безрассудство – это не всегда игра в «шашечки», прикольные маневры, щекочущие нервы и дарящие адреналиновые ощущения. Это и езда в дождь, и эффектный проезд с фейерверком брызг по лужам. Хорошо, если у вас большой внедорожник, высокопосаженная конструкция которого вполне допускает такие эскапады. Они действительно лучше водозащищены, чем обычные городские/шоссейные машины. Хотя некоторые автопроизводители и на малолитражках располагают воздухозаборник таким образом, что все жизненно важные элементы движения машины надежно защищены.
Как, к примеру, на Fiat Panda Cross, которая обладает весьма впечатляющими внедорожными возможностями.
Ежели у вас другая жизненная или автомобильная судьба или ситуация, не искушайте себя. Берегите себя и свой автомобиль. А также финансовые средства, которые вы будете вынуждены потратить на его ремонт или восстановление – из-за собственного безрассудства.