что делать если мошенники узнали номер карты и код безопасности
Что делать, если мошенники узнали номер банковской карты и сняли деньги: советы юриста
Более 70% россиян используют банковские карты для получения зарплат и социальных пособий, оплаты покупок в магазинах и в Интернете. Все больше людей предпочитают не держать наличные в кошельке или дома, а пользоваться более современным, цивилизованным и удобным способом для оплат. Банки признают — дебетовые и кредитные карточки остаются самым востребованным банковским продуктом среди россиян. А еще, что данные банковских карт — лакомый кусок для мошенников, которые находят все новые способы, чтобы похитить чужие деньги.
Эти способы с каждым годом становятся все более совершенными и технологичными, признавала в июне 2020 года глава Центробанка Эльвира Набиуллина. Мошенничество с картами выходит на новый уровень, а с попытками хищения средств регулярно сталкивается каждый третий пользователь. Как работают мошенники с банковскими картами? Что будет, если номер карточки попадет в нехорошие руки? И что делать, если средства украдены? Эти вопросы журналист ФАН задал председателю Московской коллегии адвокатов Karabaev Legal Group Алексею Карабаеву.
Кардинг — мошенничество с платежными картами
Финансовые преступления с пластиковыми картами стали настолько распространенными, что им даже подобрали собственное определение. Термин кардинг подразумевает все виды действий с платежными карточками или их реквизитами, которые не были одобрены пользователем.
Преступники получают данные карт и снимают с них средства или активно покупают товары в интернет-магазинах. Причем для кражи данных мошеннику даже не нужно встречаться с владельцем «лицом к лицу» или воровать саму карту. Источниками данных обычно служат сервера интернет-магазинов, где хранятся сведения о покупателях и «привязанных» платежных инструментах, или платежные и расчетные системы, используемые на персональных компьютерах. Источником информации может стать и сам владелец карты: по статистике не менее трети всех преступлений в сфере кардинга совершается из-за того, что пользователь подробно отвечал на вопросы «сотрудника банка» или выслал SMS с кодом подтверждения злоумышленнику.
«Кардинг разделяют на две группы — реальный и web, — комментирует председатель Московской коллегии адвокатов Karabaev Legal Group Алексей Карабаев. — Реальный предусматривает создание дубликатов банковских карт. С них в дальнейшем и снимают деньги. Действия мошенников при web-кардинге ограничиваются сетью Интернет».
Реальный кардинг в последние годы претерпел изменения. Крадут карты все реже, как и прибегают к изготовлению их дубликатов. Мошеннические схемы ограничило массовое внедрение банками чиповых технологий. Стандарт Chip Liability Shift не позволяет банкам-эквайерам обслуживать карты без чипов. А делать такие мошенники пока не научились. Поэтому кража денег все больше переходит в онлайн.
«Чтобы мошенники украли деньги с карты, им нужны ее данные, — продолжает Алексей Карабаев. — Одного только номера недостаточно. У преступника должны быть сведения о сроке действия карты, имя владельца и трехзначный код на оборотной стороне. Получив эти данные, злоумышленники либо переводят средства на свой счет, либо покупают на них товары».
Как мошенники могут украсть данные карты
Чтобы получить сведения о карточке, преступнику не обязательно держать ее в руках. Действия пользователя вполне могут привести к тому, что информация, которая должна оставаться конфиденциальной, окажется не в тех руках. В утечках данных принято винить банки, но значительно чаще виновником оказывается сам владелец карты.
Фишинг. Пользователь попадается на удочку, «закинутую»преступниками в виде сайта-клона. Обычно копируют страницы банков с формой для входа в аккаунт. Или создают приложения, которое рассылает ссылку на фишинговый сайт тысячам пользователей. Потребителю достаточно зайти в свой личный кабинет (в данном случае ненастоящий) и оплатить какую-либо покупку. Данные будут скопированы и использованы в дальнейшем для хищения средств.
«При переходе на фишинговый сайт возможны несколько вариантов развития событий, — уточняет Алексей Карабаев. — Жертва сама вводит учетные данные в предлагаемую форму и или же с сайта на компьютер пользователя загружается вредоносная программа, которая и ворует данные при первой же онлайн-оплате».
Главная проблема мошенников, использующих фишинговые техники, — заманить пользователя на сайт. Для этого используются разнообразные способы воздействия: запугать, вызвать любопытство, совершить «рутинное» действие — в ход идет все. Проще всего донести эту информацию по e-mail: пользователь получает письмо, где сообщаются актуальные для него сведения:
Вариантов писем множество, а результат знакомства с ними всегда один. В компьютер пользователя проникает вредоносное ПО, которое делает скрины экрана при проведении онлайн платежей и отправляет данные преступникам. Расчет при этом обычно делается на банальную невнимательность пользователей: человек открывает письмо «автоматически» или без подозрений загружает очередной файл из «деловой переписки».
Преступники, которые не дружат с программным обеспечением, работают по телефону. В 2020 году стали особенно популярными звонки от псевдобанковских сотрудников. Сценарий звонков одинаков. Молодой человек или бойкая девушка звонят на мобильный телефон, представляются сотрудником Сбербанка. И просят подтвердить денежный перевод, который был совершен буквально несколько минут назад. Для подтверждения перевода необходимо назвать код CVV/CVV2.
Эта мошенническая схема ориентирована на предпринимателей и людей, активно использующих онлайн-переводы с карт. Телефоны ищут в сети Интернет, ориентируются на тех, кто продает товары или предлагает услуги. А так как большинство пользователей банковских карт в России используют услуги Сбера, шансы мошенников найти жертву по телефону высоки.
Скимминг. Чтобы мошенники узнали номер банковской карты, владельцу может быть достаточно снять деньги в ближайшем банкомате. На его корпусе устанавливают миниатюрную камеру, которую маскируют рекламными элементами, и записывают действия пользователей. На записи могут быть зафиксированы PIN-код, номер карточки, имя ее владельца. Получив эти данные, преступник создает дубликат, содержащий PIN-код на магнитной ленте. И может активно пользоваться платежным инструментом: расплачиваться в магазинах, кассах самообслуживания, на автозаправках.
«Неприятный аспект ситуации в том, — уточняет Алексей Карабаев, — что доказать банку факт мошенничества, если использован скимминг, будет очень сложно».
Кроме прямых оплат и покупки товаров преступник, имеющий на руках данные карточки, может просто вывести деньги. Чтобы не привлекать внимания прямыми транзакциями, используются «обходные пути». Деньги переводят в виртуальный формат, оплачивая онлайн-игры, услуги онлайн-казино. Или покупают на них криптовалюты, которые потом продают и обналичивают прибыль.
Что делать, если мошенники сняли с карты деньги
Быстро выяснить, что средства были украдены, к сожалению, удается не всегда. Не все пользователи подключают услугу SMS-банкинга, которая позволяет контролировать платежи и движения средств в момент их проведения. Если оповещения по SMS нет, воровство обычно обнаруживается слишком поздно: когда счет уже опустел.
«Если мошенники сняли деньги, обращайтесь с заявлением в отделение полиции, — советует Алексей Карабаев. — В заявлении нужно указать номер карты и место, где ею расплачивались мошенники. Если номер не помните, запросите выписку в банке. Этот документ станет подтверждением незаконных платежей для полиции».
Как только о незаконных списаниях стало известно, звоните в банк. Важно как можно скорее уведомить его о том, что вы стали жертвой кардинга и ваши средства похищены. Сотрудник банка должен уточнит, какие именно платежи были совершены без вашего ведома. Оформить заявку на их оспаривание можно по телефону.
«Чтобы банк вернул деньги, — продолжает Алексей Карабаев, — вы должны подтвердить соблюдение двух важнейших условий. Первое — вы должны уведомить банк в течение суток после того, как вам стало известно о незаконном списании средств. Второе — вам придется доказать, что сами вы никому не сообщали код CVV/CVV2, PIN-код или другие сведения о карте».
Даже если вы все сделаете правильно, деньги быстро не вернут. Банк инициирует служебное расследование, продолжительность которого определена законом. Если преступники действовали в России, расследовать хищение имеют право в течение 30 дней. А если из-за рубежа — тогда расследование может затянуться 60 дней. После этого банк уведомит о принятом решении.
Решить могут в вашу пользу и нет. В первом случае банк примет доводы и вернет всю утраченную сумму на счет. На это отводится 30-60 дней, так что даже при положительном решении вопроса ждать денег придется до двух месяцев. Если же средства где-то «зависли» по пути, через пару недель после принятия банком решения стоит посетить местное отделение и написать заявление о возврате украденной суммы. В этом заявлении нужно указать, что вы требуете вернуть деньги в срок, установленный гражданским кодексом. Согласно 144 статье, на возврат средств отводится всего семь дней. Это поможет поторопить банк.
Если же банк не встанет на вашу сторону, придется пройди долгий и сложный процесс оспаривания операций. Его сложность заключается в том, что в любой платежной операции принимают участие несколько сторон. Кроме банка, карта которого стала объектом мошенничества, в переводе участвует банк-исполнитель платежа — так называемый эквайер, а еще платежная система, в которой выполняются перечисления средств.
Для претензионной работы сотрудникам банка требуются дополнительные сведения, для получения которых они связываются с пользователем. Если в ходе банковской проверки будет установлено, что пользователь сам сообщил третьим лицам PIN-код своей карты или верификационный код на обратной стороне карточки, возвращать деньги банк не будет. Добиться этого можно только через суд после получения от банка письменного отказа. Второй вариант — взыскание денег со злоумышленников в рамках уголовного преследования. Для этого как минимум необходимо, чтобы полиция нашла преступников и привлекла их к ответственности.
Как защититься от кардинга
Избежать мошенничества с картами и не стать жертвой преступников помогут осмотрительность и знание этих десяти правил.
Эти правила помогут вам защитить свои деньги, сохранить нервы, а в некоторых случаях — избежать невольного соучастия в финансовом преступлении, втянуть в которое вас могут мошенники.
Мошенница пытается выманить код из смс для «подключения услуги»
Мы постоянно твердим, что код из смс никому говорить нельзя. Тем приятнее видеть, как это знание спасает деньги.
Вот несколько признаков, что звонок от мошенников:
Чтобы не слушать разговор — вот что там произошло
Читателю на мобильный поступил входящий звонок с неизвестного городского номера. Девушка представилась сотрудницей известного банка, обратилась по имени и отчеству и предложила рассказать про специальные предложения от банка.
Сначала она предложила бесплатно увеличить кредитный лимит по карте — читатель отказался. Сразу поступило второе предложение: подключить бесплатную услугу, которая уменьшает ставку по кредитной карте, если не погасить задолженность в беспроцентный период. На это предложение читатель согласился, и сотрудница начала «подключение» услуги.
После этого банк отправил на телефон клиента смс с кодом. Мошенница представила все так, будто это код для подключения услуги: она попросила сообщить этот код и произнести слово «подключить». Конечно, не ей, это небезопасно. Система переключит разговор на робота. Он-то уж точно не станет использовать полученную информацию во вред клиенту.
В результате мошенникам удалось выманить номер паспорта, но код из смс читатель не сообщил — это и спасло его деньги.
Как мошенники завоевали доверие
Во время разговора мошенники убедили читателя, что звонят из банка, и расположили его к общению. Вот как им это удалось.
Обратились по имени и отчеству. Мошенники в начале разговора обратились к нашему читателю по имени и отчеству и, по его словам, этим завоевали его доверие. Кроме того, они знали последние четыре цифры номера карты, которые упомянули в специальном предложении. У читателя создалось впечатление, что такая информация может быть только у банка — а значит, звонит настоящий сотрудник.
Но чтобы узнать эти данные о владельце карты, достаточно номера телефона. В 2019 году Банк России запустил систему быстрых платежей, СБП, которая позволяет переводить деньги между разными банками по номеру телефона. Перед отправкой платежа система подскажет имя получателя — для проверки, чтобы деньги ушли по адресу.
Но не всем можно перевести деньги через СБП. Чтобы выполнить перевод, оба банка — отправителя и получателя средств — должны подключиться к системе, а оба клиента должны разрешить перевод через систему в интернет-банке или мобильном приложении. Когда клиент банка подключил свой счет к СБП, узнать его имя по номеру телефона может любой пользователь системы, даже если их счета открыты в разных банках.
В приложении Тинькофф-банка при переводе по номеру телефона видны имя и первая буква фамилии. Видны счета и в других банках
Мошенница знала последние четыре цифры номера карты. Узнать номер карты сложнее, чем имя и отчество, но тоже возможно. Некоторые банки при переводе своему клиенту по номеру телефона сообщают больше информации. Например, при переводе по номеру телефона внутри Сбера приложение кроме имени покажет еще и часть номера карты. Полный номер таким способом узнать не получится, но последние четыре цифры приложение показывает.
Скорее всего, мошенники перебором номеров нашли данные читателя. Они не были нацелены на конкретного человека и собирали базу для обзвона из тех номеров, для каких смогут узнать данные владельца. Получив имя и отчество, мошенники звонят по этому номеру телефона от имени банка, в котором нашелся счет.
Есть и другие варианты. Возможно, мошенники воспользовались одной из нелегальных баз данных. Или у них есть свой человек в банке.
Иногда через приложение банка можно также узнать номер счета другого клиента по его номеру мобильного. В любом случае, если звонящий знает ваше имя и какие-то личные данные, это не гарантия, что вам звонит сотрудник банка.
Сбер по номеру телефона для своих клиентов показывает имя, отчество, первую букву фамилии и часть номера карты
Услугу для снижения ставки, на которую согласился наш читатель, назвали частью премиального пакета. Клиент может подумать, что такие пакеты предлагают только лучшим, — так мошенники усыпляют бдительность и отключают логику. При слове «бесплатно» бдительность отключается еще быстрее.
Скорее всего, в арсенале мошенников есть и другие «услуги», которые они предлагают в зависимости от ответов жертвы. Главное, чтобы разговор продолжился.
Для сообщения кода из смс переключают на «автоматизированную систему». По версии мошенницы, это нужно для безопасности: людям сообщать этот код нельзя, а роботам — пожалуйста. Конечно, это бред: перевод звонка на «робота» легко сымитировать, клиент никак такое не проверит. Мошенник продолжает слушать жертву, заходит с помощью кода в ее интернет-банк и крадет деньги.
Самозащита от мошенников
Что еще настораживает в разговоре
Читатель не почувствовал подвоха в начале разговора и спохватился только на последнем этапе — когда мошенники попросили код из смс. Это главный признак, по которому можно определить мошенников. Номер телефона тоже не так важен: сотрудники банка могут звонить с разных номеров, а мошенники научились подменять номера.
Но в разговоре нашлось еще несколько подозрительных признаков.
Посторонний шум. Сотрудники банков обзванивают клиентов с рабочих мест в офисе или из колцентра. Обычно при таких разговорах не слышно постороннего шума или чужой речи. Мошеннические колцентры часто выдает шум или голос соседнего оператора: банк вряд ли организует работу колцентра так, что клиент через телефон сможет услышать информацию о другом клиенте.
В случае с читателем мне показалось, что «сотрудница банка» звонила из детского сада: на фоне громкий детский голос и крики. Во время пандемии многие работодатели разрешили сотрудникам работать из дома, но банки обычно выдвигают требования к рабочему месту, особенно для общения с клиентами. Например, большинство операторов Тинькофф-банка и до пандемии всегда работали из дома, но по требованиям им нужна гарнитура с микрофоном и тишина в комнате.
Неграмотная речь собеседника. Сотрудников колцентра в банке учат правильно произносить слова, а руководители проверяют их работу по записям звонков. Банк вряд ли оставит на работе оператора, который неграмотно общается.
В записи разговора с читателем «сотрудница банка» говорила неуверенно: очень торопилась, часто оговаривалась и не знала, как отвечать на вопросы, поэтому придумывала ответы на ходу. А чего стоят «кредитные средства» с ударением на последний слог!
Запрос персональных данных. Когда сотрудник банка звонит клиенту, он уже знает его персональные данные, ему не нужно спрашивать. Кодовое слово, полное имя и номер паспорта могут спросить для идентификации, только если звонит сам клиент. А для подключения услуги или смены тарифа обычно хватает устного согласия.
Если не уверены, что разговариваете с сотрудником банка, попросите его добавочный номер и перезвоните по номеру банка, указанному на карте. Если связаться через добавочный невозможно, уточните информацию у оператора и примите решение позднее, а для подключения услуги перезвоните в банк.
Что делать, если сообщили код мошенникам
У героя этой статьи все кончилось хорошо: он не сообщил код из смс. Вместо этого он завершил звонок и перезвонил в банк по номеру с карты. Специалист проверил последние операции по карте и убедился, что мошенники не смогли получить доступ к деньгам.
Если сталкивались с другими разводами, пишите. Прищуримся.
Как защититься от мошенничества с банковской картой
Каждому знакома история: звонит незнакомый номер, голос представляется сотрудником банка и сообщает, что с карты пытались снять деньги. Но служба безопасности среагировала и просит назвать номер карты и трехзначный код, чтобы сохранить средства.
Зачем мошенникам нужны данные карт
Предлог звонка может быть разным: снятие денег, подозрительная покупка, блокировка карты. Мне тоже однажды звонил заботливый «оператор банка» с рассказом о том, что на мое имя пытались оформить кредит.
Для проверки надо было всего лишь сообщить данные моей карты. Но умный потребитель банковских услуг знает, что для оформления кредита нужен целый набор документов и ваше личное присутствие.
К сожалению, от мошенничества с пластиком не застрахован никто. Как только появились дебетовые и кредитные карты, сразу же возникли способы незаконно заполучить ваши средства.
Развитие онлайн-банков подарило нам не только удобные и быстрые финансовые услуги, но и способствовало изобретательности мошенников.
Для начала давайте разберемся, почему информация с наших карт – настоящий трофей для аферистов.
На первый взгляд, карта – всего лишь небольшой пластиковый предмет. Но на деле она содержит много важной информации. Какие данные можно сообщать безопасно?
Однажды Михаил одолжил своему коллеге денег. Сумма была небольшой, и он довольно быстро забыл о ней. Через неделю коллега спросил у Михаила номер телефона, чтобы перевести долг на карту.
Это стандартная ситуация, с которой мы встречаемся практически каждый день. Мобильные приложения позволяют быстро переводить друг другу деньги прямо на карту.
Что можно сообщить без риска, если кто-то спрашивает ваши данные:
Этого достаточно, чтобы человек нашел вас в мобильном приложении банка.
Нужны для большей точности перевода средств. Фамилия в банковских приложениях не отображается.
Номер сообщать вполне безопасно, если при этом вы не назвали других данных.
Как правило, этот способ предпочитают организации. Кроме счета запрашивают также реквизиты банка получателя. Сообщать их тоже безопасно, так как это открытая информация.
Даже если вы случайно назвали мошеннику что-то из перечисленного, то средствам ничего не грозит – информации просто недостаточно, чтобы как-то навредить.
Настороженно относитесь к собеседникам, которые представляются сотрудниками банка, магазинов или полиции. Они могут назвать ваши имя и номер карты, чтобы войти в доверие, а затем попытаются завладеть вашими средствами.
Но есть данные, которые не следует сообщать даже специалистам банка.
Если у вас запрашивают следующую информацию, то стоит прекратить разговор:
Заветная цель мошенника – заполучить CVC или CVV код. Без него не пройдет ни один платеж в интернете. Сообщив три цифры вместе с другими реквизитами, вы буквально даете злоумышленникам прямой доступ к карте.
Реальный сотрудник банка никогда не запросит срок действия, т.к. может проверить его сам. А вот мошенникам он нужен, чтобы свободно совершать покупки за ваш счет. Для некоторых онлайн-платежей не нужен CVV/CVC, достаточно ввести дату с карты.
Для дополнительной проверки банк или онлайн-магазин высылает на телефон код. Таким образом они хотят убедиться, что именно вы совершаете покупку. Поэтому не торопитесь называть его вашему собеседнику. Возможно, через вас пытаются совершить какой-то платеж.
ПИН – это секретная информация. Он доступен только владельцу пластика, и не стоит сообщать его ни настоящим сотрудникам банка, ни тем, кто ими представляется. С помощью кода мошеннику легко завладеть вашими деньгами в ближайшем банкомате.
Вывод: не стоит недооценивать данные карты. Бережно относитесь к ним и не сообщайте посторонним, даже если очень просят – от этого напрямую зависит сохранность ваших финансов.
Основные схемы мошенничества
Аферисты – люди изобретательные. Поэтому схем обмана существует очень много, а время от времени появляются и новые способы отъема денег.
Перечислить все не получится – не успеем за безграничным воображением мошенников. Рассмотрим основные.
Сценариев существует много: покупка на крупную сумму, попытка перевода на другой счет, оформление кредита, утечка персональных данных и т.д. Но суть одна: для отмены операции нужно сообщить информацию о карте, в том числе трехзначный код, либо проверочный пароль из смс.
Происходит это так: вам звонят якобы из службы безопасности и говорят, что кто-то пытается воспользоваться картой без вашего ведома. В процессе разговора мошенник узнает баланс ваших средств и предлагает перевести деньги на некий «безопасный счет», чтобы предотвратить кражу.
Операция проводится в мобильном банке либо в банкомате. Такими историями чаще всего пугают пенсионеров, ведь они не умеют толком пользоваться смартфонами, поэтому мошенники вынуждают их идти до ближайшего банкомата. А некоторые аферисты даже вызывают для этого такси.
У моей подруги произошла такая ситуация: с ее карты в руки мошенников ушла довольно крупная сумма денег. Все произошло до обидного банально: ей позвонил аферист и рассказал, что ее карту пытаются использовать для платежа в одном из крупных магазинов бытовой техники.
Беседа была долгой и похожей на правдивую: делали вид, что переключали на других операторов, спрашивали разные подробности, даже умудрялись давать советы. Подруга и сама не заметила, как перевела почти все свои средства якобы на резервный счет.
Позже она призналась, что на секунду задумалась, что это могли быть мошенники. Но голос в трубке был очень убедительным, поэтому она все-таки поверила.
Актерские способности некоторых мошенников и правда могут ввести вас в заблуждение. Не торопитесь им верить: аферисты тщательно изучают тонкости работы операторов. Среди них могут быть даже бывшие работники колл-центров.
Завершите вызов и позвоните в банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне карты. Только так вы сможете узнать достоверную информацию по вашему счету.
Всегда приятно получить неожиданные деньги просто так. Вот и мошенникам полюбился данный способ отъема денег. Вам звонят и говорят, что назначена компенсация по социальной программе, от страховых, от ПФР и т.д.
Якобы деньги придут вам прямо на карту, даже идти никуда не надо. Только заплатите госпошлину на реквизиты, которые вам пришлют. Разумеется, никакие деньги вам в итоге не приходят, а «госпошлина» идет в карман мошенников.
Развитию этого приема особенно способствовала пандемия. Аферисты убеждают собеседника, что это государственная программа по поддержке граждан в период коронавируса. Особенно доверчивы в данной ситуации пенсионеры.
Запомните: если вы входите в категорию граждан, которым положена компенсация, то деньги действительно придут вам на карту. Но никакую пошлину платить вы не должны.
В соцсетях от знакомого приходит сообщение о том, что он попал в трудную жизненную ситуацию, и ему срочно нужны деньги. Он высылает свой номер карты, и вы с добрыми намерениями переводите требуемую сумму.
Позже вы узнаете, что это был вовсе не ваш знакомый, а мошенники взломали его страницу и писали от его имени всем, кто в списке друзей. В таких случаях часто манипулируют рассказами о тяжелых болезнях и даже угрозах жизни.
Если вдруг вам пришло подобное сообщение с просьбой «скинуть денег» на лечение, то сразу позвоните этому человеку или расспросите о том, что можете знать только вы вдвоем.
Некоторые мошенники технически подкованы. Они без труда создают поддельные сайты, которые полностью копируют сайты банков, интернет-магазинов и различных госструктур.
Злоумышленники высылают письмо в виде квитанции или уведомления от банка со ссылкой на подставной сайт. Введенные данные карты мгновенно попадают мошенникам, и они получают доступ к деньгам.
У аферистов в запасе очень много способов обманным путем выудить ваши средства. Конечно, не нужно подозревать все незнакомые номера, которые вам звонят. Это может быть и представитель банка.
Если у вас спрашивают конфиденциальную информацию, касающуюся денег, или знакомый, с которым вы давно не общались, вдруг прислал ссылку на какой-то сайт, то для собственной безопасности советуем прекратить диалог.
Как вычислить мошенника
Злоумышленнику далеко не всегда достаточно просто позвонить и начать диалог по определенному сценарию. Мошенники используют психологические приемы, чтобы обман удался. Их цель – застать жертву врасплох, чтобы было проще манипулировать.
Как понять, что вам позвонил мошенник:
Чтобы вызвать доверие, мошенник убеждает вас, что он заботится о ваших деньгах и хочет помочь. Но реальный оператор банка никогда не произносит таких фраз, т.к. это не входит в инструкцию по обслуживанию клиентов.
К тому же спокойный голос звонящего, по отзывам друзей и знакомых, и правда вызывает доверие, поэтому стать жертвой в таком случае очень легко.
Как противостоять: задавайте любые вопросы, которые придумаете. Например: «Из какого города вы звоните?», «Когда был совершен платеж?», «А как вы об этом узнали?» и т.д. Не бойтесь показаться глупым – мошенники не любят уточняющих вопросов и начинают теряться в деталях.
Этот прием противоположен предыдущему, но тоже работает. Главная цель – вызвать у вас страх. Сильная эмоция позволяет аферисту контролировать своего собеседника.
В ход идут фразы: «Все ваши деньги исчезнут» или «Вы останетесь ни с чем, если не выполните нашу инструкцию», а строгость и даже агрессия в голосе только усиливают правдоподобность. Разговор не из приятных, но это самый очевидный случай, что вам звонит мошенник.
Как противостоять: сотрудник банка никогда не станет хамить клиенту. Спорить и разговаривать с таким аферистом точно не стоит. Завершите вызов и позвоните в банк самостоятельно – только так вы получите настоящую информацию о состоянии вашей карты.
Застать врасплох – часто мошенники пытаются заполучить ваши средства именно так. Звонящий вводит вас в состояние паники и требует быстрых решений.
Обычно для этого используют прямые и короткие фразы: «С карты снимают 200 тысяч рублей», «На вас оформляют заем», «Вам назначена компенсация». Звучит так, словно это происходит прямо сейчас. Вам будут давать инструкции, которым нужно быстро следовать, иначе все ваши деньги пропадут.
Также мошенники могут звонить слишком рано утром, либо очень поздно вечером – в это время человек уязвим и не может сразу сообразить, что его пытаются обмануть.
Недавно меня разбудил звонок телефона. На часах не было и семи утра. Бодрый голос сказал, что моей картой пытаются оплатить покупку, поэтому для отмены им нужен номер карты и срок действия. Еще не проснувшись, я чуть не начала диктовать номер, но вовремя сообразила и сразу завершила вызов.
Как противостоять: не стоит быть слишком вежливым со звонящим. Если вам действительно неудобно сейчас говорить, так и сообщите об этом и отключите вызов. А после этого позвоните в банк самостоятельно.
Согласитесь, не каждый день приходится разговаривать с сотрудником полиции. Поэтому подобная фраза может как минимум удивить, а как максимум – напугать. Степень доверия также вырастает, если звонящий представляется начальником какого-то подразделения.
Как противостоять: если вам звонят и представляются сотрудником полиции, уточните фамилию, имя, звание и отделение, откуда поступил вызов. Затем перезвоните в отделение и спросите, действительно ли работает там назвавшийся человек.
Также стоит задуматься, почему вам лично звонит сам начальник службы безопасности. Как правило, у таких людей много работы, они не общаются с клиентами банка напрямую.
Если вам звонит знакомый, с которым вы давно не общались, и начинает спрашивать личную информацию, то задайте уточняющий вопрос о чем-нибудь, что известно только вам и ему, например, как вы познакомились.
На сайтах всех крупных банков можно оставить номер звонящего с пометкой «мошенничество». Возможно, вы поможете предотвратить новые случаи. Заблокируйте этот номер у себя, чтобы вызовы не повторялись.
Что делать, если вы стали жертвой мошенников
Вряд ли кто-то захочет оказаться на месте обманутого и потерять деньги. Но что же делать, если неприятность все же произошла?
Помните главное: в происшествии всегда виноват только мошенник. Дайте выход своим эмоциям, а затем переключитесь на мысль, что вы и ваши близкие не пострадали. Деньги вы еще заработаете в будущем, а ваше благополучие гораздо важнее.
Это можно сделать в приложении, по телефону горячей линии или при личном визите в банк. Дело в том, что карта теперь считается скомпрометированной. Пользоваться ей больше нельзя, так как конфиденциальная информация попала в руки мошенников. У вас есть сутки, чтобы обратиться в банк с жалобой о краже.
Неважно, сколько денег вы потеряли – много или мало. Напишите заявление в правоохранительные органы. Не переживайте, что в полиции могут подумать что-то не то: от вашего молчания выгоду получает только мошенник. Чем больше подобных обращений будет поступать, тем больше шансов, что полиция даст ход делу.
Расскажите им о своем случае. Любящие близкие обязательно вас поддержат. Это также станет уроком для окружающих. Поговорите с пожилыми родственниками, объясните им, почему не стоит отвечать на звонки с незнакомых номеров, даже если это звонят якобы из Пенсионного фонда.
В спокойной обстановке обдумайте ситуацию. Если у вас есть накопления, до которых не добрались мошенники, то они помогут вам продержаться. Если же вы отдали все свои средства, то не стоит поспешно брать кредиты и микрозаймы.
Возможно, у вас найдутся друзья или родственники, которые готовы одолжить вам «на жизнь», а возвращать им долг гораздо спокойнее, чем кредитной организации.
В завершение хочу ответить на вопрос, который интересует всех: можно ли вернуть деньги, отправленные мошенникам?
К сожалению, в большинстве случаев нет. Банки объясняют это тем, что перевод был совершен добровольно, поэтому нет оснований возвращать средства.
Но можно попытаться остановить транзакцию, если банк мошенников отличается от вашего. Как правило, перевод между банками занимает чуть больше времени, поэтому есть небольшой шанс отменить операцию.
Другое дело, если вы оформляли страховку средств. Уточните у специалиста, распространяется ли она на мошеннические действия. Так вы сможете компенсировать потерю если не полностью, то хотя бы частично.
Если мошенники устроили шоппинг за ваш счет, то вы можете оспорить покупки, которые не совершали. Обратитесь в банк с соответствующим заявлением.
Не стоит бояться пользоваться пластиком, ведь это удобная вещь, открывающая доступ ко многим банковским услугам. Соблюдайте правила безопасности, не сообщайте свои данные. Также покажите эту статью своим знакомым, чтобы обезопасить их. И тогда вам не придется переживать за утрату.