Что лишнее яйцо глобус шляпа мяч
Логико-лексические упражнения для работы с детьми-логопатами старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Задание 1. Что это? (игрушка, игра, принадлежность). Кукла, мяч, коньки, санки, снежки, ловитки, кошки-мышки, машина, кубики, шашки, лото, барабан, шарик, жмурки.
Задание 2. Правильно ли это?
Задание 3. Распределите слова на следующие группы: игры и игрушки.
Зайка, мишка, прятки, футбол, хоккей, мяч, лото, кошки-мышки, матрёшка, Ванька-встанька.
Задание 4. Какое слово лишнее? (по значению)
Образец: Пенал, ручка, мел, портфель, рубашка.
Вова, Галя, Петя, Коля, Серёжа. Ручка, перо, тетрадь, мяч, пенал. Кукла, коньки, барабан, скакалка, жмурки. Футбол, шашки, ловитки, зайчик, теннис.
Задание 5. Что обозначают эти слова? Подберите к ним другие примеры.
Образец: Бабушка, сестра, папа.
Ответ: Эти слова обозначают семью (родственников). Или: Это семья. Это родня.
В о п р о с: Какие ещё слова по теме «Семья» вы знаете? Назовите их.
Ответ: Брат, внук, дедушка и т. д.
Аня, Толя, Костя, Оля, Георгина. Кулешов, Шатохин, Сухарева, Иванов. Мальчик, девочка, ученик, ученица, первоклассник. Кукла, мяч, флажок, кубик, машинка. Прятки, шашки, теннис, футбол. Шкаф, стол, стул, доска, парта. Портфель, пенал, учебник, тетрадь.
Задание 6. Какое слово лишнее (по количеству)?
Образец: Мяч, кукла, шары.
Октябрёнок, пионер, дети, школьник, ученик. Карандаш, резинка, линейка, тетради. Учительница, ребёнок, ученики, учитель. Столы, парты, доска, стулья, игрушки. Кукла, платье, бантик, туфли.
Задание 1. Кто это? Что это?
Малышка, бантик, туфли, носки, куртка, колготки, ребёнок, ученик, расчёска, голова, шапочка, девочка, юноша, ботинки, гольфики, шорты, юбка, босоножки, сапоги, продавец.
Задание 2. Чьи это вещи?,(девочки или мальчика).
Платье, платок, шуба, пальто, босоножки, юбка, ленты, кофта, брюки, фуражка, шарф, носки, ботинки, плащ, куртка.
Задание 3. Что надевают, а что обувают?
Обувь, сандалии, пальто, рубашка, ботинки, тапочки, рукавицы, носки, валенки, чулки, колготки, шуба, туфли, брюки, куртка, платье, шапочка, одежда, сапоги, босоножки, унтайки,
Задание 4. Назовите летнюю одежду и обувь, а потом зимнюю (осенне-весеннюю).
Задание 5. Распределите слова на группы: одежда, обувь, головные уборы, белье.
Простыня, полотенце, наволочка, шляпа, фуражка, сарафан, фартук, платок, шапочка, майка, тапочки, туфли, галоши, боты.
Задание 6. Какое слово лишнее (одежда или обувь)?
Платье, носки, трусы, туфли, майка. Пальто, шуба, валенки, костюм, свитер. Шарф, костюм, свитер, тапочки, майка. Боты, валенки, сапоги, шляпа, туфли. Майка, трусики, плавки, рубашка, бантик.
Задание 7. Что тяжелее? Что легче?
Яблоко или арбуз, пальто или платье, сапоги или носки, редиска или огурец, платок или лента, помидор или дыня.
Задание 8. Что короче? Что длиннее?
Платье или кофта, носки или чулки, куртка или пальто, брюки или трусы, пиджак или шуба.
Задание 1. Кто это? Что это?
Слова для справок: цветы, овощи, фрукты, деревья, члены семьи, профессия, продукты, посуда;
Задание 2. Что это такое?
Парта и доска. Учебник и тетрадь. Кружка и чашка. Хлеб и соль. Кукла и шарик.
Задание 3. Что растет в огороде? Кто там работает?
Задание 4. Кто работает в саду? Что там растёт? Перечислите.
Задание 5. Распределите слова на группы: фрукты и овощи.
Груши, яблоки, морковь, картофель, фасоль, абрикосы, вишня, черешня, лук, чеснок, айва, горох, перец.
Задание 6. Распределите слова на группы: фруктовые деревья, цветы, овощи. Какие слова лишние?
Акация, сирень, роза, тюльпан, яблоня, вишня, тыква, огурец, груша, дуб, гриб, фиалки, ландыши, редиска, чеснок.
СЕЛО. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ
Задание 1. Кто это? Что это?
Букварь и пенал; мама и сестра; колбаса и мясо; сирень и ландыш; лук и редиска; ботинки и тапочки; яблоки и абрикосы; сахар и соль; плащ и пальто; скворец и соловей; овца и баран; гусь и утка; кошка и собака; дуб и акация; пчела и муха; автобус и поезд; голова и рука; ферма и коровник. Слова для справок: цветы, овощи, обувь, пищевые продукты, одежда, учебные принадлежности, фрукты, птицы, животные, деревья, насекомые, транспорт, помещение для животных, ‘ части тела, члены семьи.
Задание 3. Перечислите домашних животных, которых вы знаете?
Задание 4. Перечислите домашних птиц, которых вы знаете. Чем кормят птиц? Где птицы обитают?
Задание 5. Распределите слова на группы: домашние животные, домашние птицы.
Лошадь, курица, телёнок, баран, гусь, утёнок, корова, ягнёнок, козлёнок, цыплёнок, щенок, овца, индюк.
Собака, сосна, конь, ель, коза, роза, свинья, камыш, овчарка, верблюд, жасмин, дуб, бук, осёл. Составьте с ними предложения.
Задание 7. Распределите слова на две группы: помещение для людей и помещение для животных.
Ферма, коровник, гостиница, театр, курятник, конура, дом, палатка, сарай, кинотеатр, дворец, телятник, конюшня.
Задание 8. Распределите слова на пассажирский транспорт и сельскохозяйственные машины.
Автомобиль, комбайн, троллейбус; автобус, хлопкоуборочная машина, сеялка; трамвай, такси, трактор.
Задание 9. Какое слово лишнее (по роду и числу)?
Баран, осёл, верблюд, козёл, лошадь. Корова, овца, осёл, свинья, коза. Овца, осёл, верблюд, гусь.
Телёнок, козлёнок, цыплята, ягнёнок. Гусь, индюк, бараны, петух. Телята, козлята, цыплята, гуси, баран.
Задание 10. Кто больше? Кто меньше?
Лошадь или овца, овца или ягнёнок, ягнёнок или цыплёнок, телёнок или верблюд, осёл или верблюд, верблюд или слон, петух или гусь, гусь или индюк, индюк или баран.
Задание 11. Кто как голос подаёт?
Кто лает? Кто мяукает? Кто рычит? Кто говорит? Кто ржёт? Кто мычит? Кто кукарекает? Кто гогочет? Кто чирикает? Кто блеет? Кто кудахчет? Кто поёт?
Ягненок, овца, лошадь, конь, петух, гусь, гусыня, собака, щенок, воробей, корова, телёнок, человек, кошка, котёнок, курица, ребёнок, коза, козлёнок, жеребёнок, соловей.
Задание 12. Кого чем кормят?
Лошадь, овца, гусь, корова, телёнок, цыплёнок; свинья, кролик.
Слова для справок: трава, сено, кукуруза, просо, крошки, молоко, овёс.
Задание 13. Кто что даёт?
Овца и баран, корова и бык, курица и петух, гуси и индюки, утка, лошадь, свинья, кролик.
Слова для справок: жир, сало, мясо, шерсть, кожа, яички, пух, перья, брынза, молоко, творог, сметана, масло сливочное, колбаса, мех.
Задание 14. Кто ухаживает за овцами? (за коровами? за птицами?) Как называют этих людей? Где живут домашние животные и птицы?
ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ
Задание 1. Распределите слова на две группы: домашние и дикие животные.
Лев, козёл, телёнок, верблюд, слон, тигр, обезьяна, кошка, щенок, вол, лиса, медведь, лошадь, овца, осёл, заяц, кролик.
Задание 2. Распределите слова на две группы: домашние и дикие птицы.
Скворец, воробей, гусь, утка, страус, журавль, курица, индюк, ворона, голубь.
Задание 3. Распределите слива на две группы: звери и птицы. Чайка, лев, ласточка, страус, сова, тигр, медведь, орёл, волк.
Задание 5. Кто живёт в лесу? Кто живёт в воде?
Медведь, заяц, ёж, лягушка, змея, рыба, волк, барсук, белка.
Задание 6. Какое слово лишнее(по значению)?
Обезьяна, верблюд, тигр, заяц. (Домашние или дикие животные.) Осёл, корова, кролик, лев.
Сова, журавль, индюк, ласточка, орёл. (Домашние или дикие птицы.)
Поле, пшеница, кукуруза, подсолнух. (То, что растёт в поле.)
Гриб, лес, куст, ель, дуб. (То, что растёт в лесу.)
Январь- середина зимы (второй зимний месяц).
Весна, зима, лето, осень, август, апрель, июль, утро, вечер, день, Седьмое ноября, второе октября, понедельник, мороз, сосулька, дождь.
Задание 2. Что это такое?
Осень и зима, час и минута, день и ночь, месяц и неделя, снежки и снеговик, санки и коньки, лед и сосулька.
Слова для справок: зимние забавы, времена года, часть суток, часть года, замерзшая вода.
Задание 3. Перечислите времена года, месяцы по временам года, дни недели, части суток, зимние игры, измерение времени, даты.
Задание 4. Распределите слова на группы: времена года, месяцы, дни недели, части суток.
День, понедельник, весна, апрель, сентябрь, зима, полдень, полночь, воскресенье, осень, вторник, май, вечер, утро.
Задание 5. Распределите слова на группы: природные явления, измерение времени, даты, зимние игры.
1 января, завтра, год,, град, лёд, снежки, коньки, час, минута, 22 апреля, 1 июня, ветер, мороз, сегодня, вчера, понедельник, сентябрь, лыжи, санки.
Сутки, день, ночь, сентябрь, утро. Апрель, май, март, июль, весна. Минута, секунда, завтра, час.
12 Июня, 1 Мая, Новый год, 3 марта. Мороз, снег, август, метель, лёд. Воскресенье, вторник, март, среда.
Задание 1. Кто? или Что?
Чашка, стакан, брат, каша, Саша, чайник, мама, кухня, крупа, кошка, капуста, компот, воспитатель, повар, варенье, бублик.
Задание 2. Он? Она? Оно?
Каша, колбаса, сахар, сковородка, кастрюля, чайник, борщ, масло.
Задание 4. Что обозначают эти слова?
Задание 5. Распределите слова на группы: посуда и пища.
Чайник, ведро, сахарница, кружка, хлеб, молоко, сахар, крышка,,ваза, батон, бублик, суп, мороженое.
Задание 6. Какое слово лишнее?
Задание 7. Что больше? Что меньше?
Булка или конфета, пирожок или батон, чайник или чайничек, хлеб или хлебец, бублик или калач.
Задание 8. Что выше? Что ниже?
Чайник или чашка, чашка или тарелка, кастрюля или ведро, ваза или вазочка.
НАШЕ ТЕЛО. ЗДОРОВЬЕ
Задание 1. Перечислите части тела, части головы, рук и ног.
Задание 2. Распределите слова на следующие группы: части тела, часть головы, часть руки, часть ноги, предметы личной гигиены.
Полотенце, ладонь, пятка, мыло, рука, тело, спина, шея, зубной порошок, щётка, зеркало, голова, лицо, глаз, щека, расчёска, лоб, ногти, палец, мизинец, колено, грудь.
Задание 3. Какое слово лишнее (по количеству)?
Тело, руки, голова, мыло. Косы, ногти, глаза, лицо, уши. Мыло, щётка, ладони, полотенце. Нос, рот, глаза, голова, тело, лицо. Мочалки, паста, щётка, расчёска, голова.
Задание 4. Что больше? Что меньше?
Глаз или лицо; нос или голова; палец или ноготь; таз или тазик; зубная щётка или одёжная щётка.
Задание 5. Что длиннее? Что короче?
Палец или рука; шея или туловище; полотенце или расчёска; косичка или коса; ладонь или палец; нос или носик.
Задание 1. Кто это? Что это?
Рабочий, агроном, врач, дом, комната, мебель, родственники, учитель, ученик, ребёнок, школьник, радио, телевизор, доярка, пастух, шофёр, стол, диван, мама и папа, солдат, портниха, ковёр, скатерть, подушка, дедушка, бабушка.
Задание 2. Перечислите всех членов семьи, профессии родителей, домашнюю мебель, вещи.
Задание 3. Кто что делает?
Агроном, врач, пастух, доярка, тракторист, овощевод, садовод, шофёр, комбайнер, механик, зоотехник, медсестра, бухгалтер, портниха, продавец, повар, учитель, строитель, птичница, инженер, воспитательница, уборщица.
Задание 4. Где люди работают, а где отдыхают?
Магазин, почта, парк, театр, музей, выставка, ферма, столовая, кинотеатр, цирк, концертный зал, Дом культуры, школа, завод, фабрика,. Дом отдыха, летний лагерь, поликлиника, аптека, библиотека.
Задание 5. Распределите слова на следующие группы: член семьи, профессия.
Ветврач, медсестра, зоотехник, отец, дедушка, внук, инженер, космонавт, бабушка, ученый, преподаватель, сын, дочь, балерина, моряк, военный, прадед, прабабушка, токарь, плотник, племянник, дядя, портной, рабочий.
Задание 6. Распределите слова на группы: взрослые и дети.
Дядя, внук, отец, учитель, пионер, малыш, школьник, завуч, старик, мама, почтальон, солдат, милиционер, сапожник, ребёнок, девочка, родители, лётчик.
Задание 7. Какое слово лишнее (по роду существительных)?
Лётчик, строитель, портниха, рабочий, каменщик, столяр, плотник.
Инженер, доярка, медсестра, клуб. Родитель, дедушка, внук, пастух, отец. Диван, шкаф, этажерка, Дом спорта.
Задание 1. Кто это? Что это?
Ученик, ученица, учитель, девочка, мальчик, букварь, мел, тетрадь.
Слова для справок: часть тела, фамилия, месяц, книга, часть комнаты, часть книги.
Задание 4. Перечислите учебные принадлежности, классную мебель, имена (фамилии) девочек и мальчиков.
Задание 5. Распределите слова на следующие группы: взрослые и дети.
Мальчик, учительница, ученик, дедушка, внучка, ребёнок, Толик, Мария Ивановна, агроном, доярка, Олечка, школьница, женщина, директор.
Задание 6. Что больше? Что меньше?
Портфель, или книга; книга или пенал; пенал или резинка; книга или книжка; стол или столик.
Задание 7. Что толще? Что тоньше?
Книга или тетрадь; портфель или книга; линейка или книга; тетрадь или пенал.
Задание 8. Что выше? Что ниже?
Парта или стол; стол или стул; доска или потолок; дерево или деревцо; стул или стульчик.
Задание 9. Что короче? Что длиннее?
Доска или картина; линейка или книга; журнал или тетрадь; линейка или карандаш; портфель или пенал; стена или дверь..
Задание 10. Кто что делает?
Учитель, ученик, воспитатель, пионер, ребёнок, дети.
Слова для справок: учится, воспитывает, работает, клянётся, играют, рисует.
Мальчик, девочка, ученик, листик, ученица. Ученик, школьник, девочка, мальчик, первоклассник. Ученики, мальчик, школьники, дети, ребята.
ГДЗ информатика 6 класс, Босова, рабочая тетрадь, упр. 52. Зачеркните «лишнее» слово
Зачеркните «лишнее» слово, присутствующее в каждой строке. Будьте готовы объяснить, почему вы так считаете.
1) Щука, карась, окунь, рак;
2) ромашка, ландыш, сирень, колокольчик;
3) Саша, Лена, Коля, Маша, Егорова;
4) ветка, листок, яблоко, цветок, птичка;
5) заяц, волк, кабан, лось, овца;
6) ухо, лицо, нос, язык, глаз;
7) рысь, медведь, тигр, лев, кошка;
8) шайба, коньки, качели, клюшка;
9) гусь, лебедь, павлин, курица, кролик;
10) пот, потолок, потливый, запотевший;
11) горе, нагорный, горевать, горемыка;
12) Тибет, Кавказ, Альпы, Байкал;
13) Россия, Франция, Петербург, Китай;
14) Африка, Индия, Австралия, Южная Америка;
15) диван, кровать, тетрадь, шкаф, парта;
16) дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;
17) молоко, сыр, сливки, сметана, сало;
18) подлежащее, глагол, дополнение, определение;
19) пять, пятёрка, пятерня;
20) четырёхугольник, четыре, четвёрка;
21) ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки;
22) брюки, хлопоты, дверцы, вилы;
23) дебри, прения, игры, шахматы;
24) носок, мозоль, георгин, помидор;
25) магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь;
26) озимь, цитадель, фланель, панцирь;
27) подстаканник, подорожник, подснежник, подлокотник;
28) текст, число, график, бумага;
29) клавиатура, джойстик, сканер, принтер;
30) монитор, графопостроитель, принтер, мышь;
31) флеш-память, дискета, компакт-диск, процессор;
32) обработка, хранение, калькулятор, передача.
Ребусы для детей: картинки с буквами, цифрами и знаками
Рассказываем по порядку правила составления и решения ребусов. Перед вами задания с пояснениями и подсказками, чтобы отработать алгоритм поиска ответа. С ЛогикЛайк вы научитесь решать любые ребусы и другие задания на логику. У нас есть всё, что вы искали!
На платформе LogicLike.com 3500 логических заданий с ответами: ребусы, задачи, вопросы и головоломки.
Что такое ребус?
Ребус – это занимательная головоломка, шифровка одного или нескольких слов с помощью иллюстраций, букв, цифр и символов. Разгадать ребус – значит расшифровать слово, словосочетание или целую фразу, задуманную автором.
Польза ребусов для детей и взрослых
Как научиться разгадывать ребусы?
Шаг за шагом мы познакомим вас с примерами занимательных головоломок разного уровня сложности. Часть заданий мы приводим с ответами и описанием решения.
Базовые правила чтения ребусов
Запятые в ребусах
Среди самых простых ребусов, которые можно предложить дошкольникам или младшим школьникам – ребусы, в которых рядом с картинкой стоит одна или несколько запятых. Запятые показывают, что у слова, которое изображает картинка, нужно убрать букву. Иногда запятые рисуют перевернутыми, но это значения не имеет.
Рассмотрим суть правила на примере двух ребусов ниже. Количество запятых равно количеству букв, которые нужно убрать.
Запятые слева – убираем 3 буквы в начале слова.
Что лишнее мяч коньки теннисные ракетки шахматы
Мой ответ: шахматы, так как все остальное это спорт
.А шахматы это игра развивающая мозг.
А спорт помогает укрепить здоровье.
удачи тебе, надеюсь помогла!
В списке Всеми́рного насле́дия ЮНЕ́СКО на 2017 год значится 26 наименований, имеющих в описании пометку «Российская Федерация», это составляет 2,5 % от общего числа (1073 на 2017 год). 16 объектов включены в список по культурным критериям, причём 6 из них признаны шедевром человеческого гения (критерий i), и 10 объектов включено по природным критериям, причём 4 из них признаны природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности (критерий vii). В 2016 году Россия занимала 9 место в мире по общему количеству объектов всемирного наследия[1], а по числу природных объектов — 4-ое (после Китая, США и Австралии)[2].
Также в список Всемирного наследия входит находящийся на контролируемой Россией территории Крыма древний город Херсонес Таврический и его хора, имеющий в описании пометку «Украина». Российские власти рассматривают его как объект всемирного наследия на территории РФ[3]; постоянный представитель РФ при ЮНЕСКО Э. Митрофанова относила его к числу российских объектов[4].
Кроме этого, по состоянию на 2016 год, 19 объектов (не считая трех повторно номинированных) на территории России находятся в числе кандидатов на включение в список всемирного наследия[5]. Союз Советских Социалистических Республик, правопреемницей которого является Россия, ратифицировал Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 12 октября 1988 года[6]. Первые объекты, находящиеся на территории России, были занесены в список в 1990 году на 14-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО
Игра «Назови «лишнее» слово».
Логопед называет слова и предлагает детям назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
а) «Лишнее» слово среди существительных.
Кукла, песок, юла, ведёрко, мяч.
Стол, шкаф, ковёр, кресло, диван.
Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.
Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.
Волк, собака, рысь, лиса, заяц.
Лошадь, корова, олень, баран, свинья.
Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл.
Зима, апрель, весна, осень, лето.
Мама, подруга, пап, сын, бабушка.
Море, озеро, река, мост, пруд.
Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник.
Николай, Саша, Иванов, Миша, Пётр.
Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков.
Молоток, топор, ложка, пила, клещи.
Илья, Федор, Петров, Андрей, Женя.
Сыр, булка, мороженое, масло, творог.
Бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан.
Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
Дом, сарай, изба, хижина, здание.
Берёза, сосна, дерево, дуб, ель.
Книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь.
Кисточка, карандаш, лист, краски, картина.
Торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан.
Месяц, день, год, небо, час.
Гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога.
Молоток, гвоздь, топор, клещи, долото.
Минута, секунда, час, вечер, сутки.
Грабёж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
б) «Лишнее» слово среди имён прилагательных.
Грустный, печальный, унылый, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.
Крепкий, далёкий, прочный, надёжный.
Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
в) «Лишнее» слово среди глаголов.
Думать, ехать, размышлять, соображать.
Бросился, слушал, ринулся, накинулся.
Ненавидеть, презирать, наказывать.
Приехал, прибыл, убежал, прикатился.
Пришёл, пожаловал, смотрел, явился.
Выбежал, вошёл, вылетел, выскочил.
Налил, насорил, вылил.
Подбежал, вошёл, подошёл.
Разложи картинки по сходству.
На доске выставляется вертикальный ряд картинок: овца (или баран), дерево, корова, колосья.
Детям раздаются картинки: свитер, шапка, шерстяные варежки (или перчатки), шарф (к картинки «овца»); стол, деревянные грабли, деревянные ворота (или забор), стул (к картинке «дерево»); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке «корова»); хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колосья». У каждого ребёнка по 1-2 картинки.
Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной их 4-х картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.
Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).
Логопед предлагает выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары.
Огурец – овощ, ромашка – (земля, цветок, клумба).
Помидор – огород, яблоко – (забор, сад, груша).
Часы – время, градусник – (кровать, температура, окно).
Машина – мотор, лодка – (парус, вода, палуба).
Стол – скатерть, пол – (мебель, доски, ковёр).
Костюм – ткань, дом – (забор, кирпичи, лестница).
Стул – дерево, булка – (стол, колос, нож).
Окно – дом, глаз – (рот, очки, лицо).
Телефон – ухо, телевизор – (радио, антенна, глаз).
Шапка – голова, сапог – (щётка, мальчик, нога).
Шерсть – овца, молоко – (сыр, корова, кот).
Гвоздь – молоток, шуруп – (отвёртка, шуруп, доска).
Ручка – пенал, тетрадь – (книга, парта, портфель).
Кошка – котёнок, курица – (утка, петух, цыплёнок).
Трамвай – троллейбус, стол – (книга, кресло, дерево).
Курица – петух, кошка – (котёнок, кот, молоко).
Машина – шофёр, самолёт – (машинист, лётчик, небо).
Чтение – буква, счёт – (задача, число, вопрос).
Послушайте слова. Какие из них обозначают овощи?
Салат, крапива, морковь.
Лук, репа, подорожник, укроп.
Чеснок, редис, роза, брюква.
Смородина, кабачки, петрушка, огурцы.
Помидор, щавель, свёкла, капуста.
Картофель, яблоко, клубника, ромашка.
Послушайте слова. Какие из них обозначают домашних животных?
Лиса, волк, собака, заяц.
Лошадь, телёнок, лось, медведь.
Осёл, косуля, рысь, тигр.
Сарай, корова, коза, овца.
Кролик, выдра, щенок, попугай.
Послушайте слова. Какие из них обозначают транспорт?
Грузовик, метро, самолёт, скамейка.
Автобус, дорога, вертолёт, пассажир.
Поезд, купе, пароход, якорь.
Трамвай, водитель, троллейбус.
9. Догадайтесь, каким будет четвёртое слово (смысловые ряды):
Электричество – выключатель, вода – …
Гвоздь – молоток, шуруп – …
Хорошо – лучше, медленно – …
Школа – обучение, больница – …
Пальто – пуговица, ботинок – …
Человек – ребёнок, собака – …
Птица – гнездо, человек – …
Птица – яйцо, растение – …
Зерно – амбар, деньги – …
Резина – шина, сталь – …
Слова для справок: отвёртка, обложка, шар, семя, медленнее, потоп, банк (или кошелёк), кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.
10. Где и для чего можно применить предмет, который я назову:
Например, КНОПКА: 1) для прикрепления бумаги к доске;
2) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;
3) сдать в металлолом;
4) провести маленькую окружность (круг);
5) положить на стол и т.д.
Гвоздь – …, ботинок – …, помидор – …, шнурок – …, одеяло – ….
Выбери правильный ответ.
В году месяцев (7, 12, 16, 24).
Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда).
У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы).
Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).
Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар).
Игра «Назови части».
Возможны два варианта:
б) по представлению.
Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.
Например: КОТ – тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.
Отгадай предмет по названиям его частей.
Кузов, кабина, колесо, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крыша, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартира, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щёки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
Объясни, что общее у предметов.
У двух предметов: огурец, помидор – (овощи);
ромашка, тюльпан – (цветы);
слон, муравей – (животные).
У трёх предметов: мяч, солнце, шар;
тарелка, ваза, чашка;
Угадай обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Например: Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Как назвать одним словом то, что мы надеваем на тело, на голову, на ноги?
Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков.
Например: Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный.
Отгадывание загадок по картинке с использованием эпитетов (предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужные).
Я высокий, тонкий, пятнистый (жираф).
Я низкий, толстый и серый (бегемот).
Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).
Я грозный, большой, с длинной гривой (лев).
Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).
Выбрать из трёх слов два слова – «неприятеля».