Что ломается в тесле
«Tesla не ломаются? Еще как!»: эксперт о проблемах и стоимости ремонта Model S
Электромобили не ломаются, их не нужно обслуживать, ходовая часть вечная, но если «умрет» батарея, ее замена будет стоить как полмашины. Об электрокарах ходит очень много слухов, и непонятно, какие из них правда, а какие — вымысел. Один владелец не нарадуется, другой не успевает решать проблемы. В общем, мы решили, что пора восполнить пробел в «электрообразовании», и поэтому сегодняшний гость рубрики «На самом деле» — легендарная Tesla Model S.
Проблемы и стоимость ремонта Tesla
Первая в Беларуси Model S появилась у нас в редакции в 2014 году. И особых проблем с ней не возникло, даже когда электромобиль откатал по стране пять лет и сменил четырех владельцев. С тех пор Tesla на дорогах стало гораздо больше, автопарк расширился преимущественно за счет битой «бэушки» из США, в связи с чем неминуемо стали возникать проблемы. Какие именно, как их диагностировать при покупке и сколько стоит ремонт, нам рассказал руководитель проекта Teslaminsk Виталий Горегляд.
«Электрик здесь не нужен. Нужен программист»
«Раньше мы занимались ремонтом обычных автомобилей. Проект Teslaminsk возник шесть лет назад, когда первая в Беларуси Model S попала к нам на обслуживание, — рассказывает Виталий. — На тот момент это был просто космос, хотя для многих она и сейчас таковой является. Чтобы научиться и понять, как все устроено, мы привезли пару битых Tesla — и разбирали-собирали их, изучали структуру. И потихоньку начали двигаться в этом направлении. Конечно, это было сложно назвать бизнесом: сначала на обслуживание приезжала одна машина в год, затем — четыре в год, и так по нарастающей.
Скажу прямо — было очень сложно. Машина не диагностируется, у нее нет стандартного OBD-разъема, в ней используется операционная система Linux, поэтому обычный электрик здесь не нужен. Над электромобилем работает программист, который делает самую сложную работу — диагностирует ошибки, прошивает электронные блоки и т. д. Ну и желательно, чтобы этот программист имел базовые навыки электрика, который может скрутить какие-то провода, — в Tesla, кстати, их не так-то и много. Поначалу было очень сложно найти хорошего специалиста с такими знаниями, да и сейчас их мало. Поэтому для многих клиентов, впервые купивших Tesla, может быть шоком, что обычная диагностика стоит от 200 до 1000 рублей.
Ведь сложностей добавляет и сама компания. Она следит за автомобилями дистанционно, видит, что их пытаются хакнуть, и с каждым обновлением софта вы можете получить новые сложности. То есть вчера машина еще „читалась“, затем обновилась — и поиск алгоритма нужно начинать заново. Поэтому все зависит от обновления: пока не найдено решения, цена высокая. Но по мере того как много специалистов подбирают алгоритм, она снижается. Причем цены берутся не с потолка: мы ориентируемся на расценки украинских сервисов, где владение электромобилем — гораздо более массовый процесс».
«Дорестайлинг и рестайлинг — это совершенно разные Model S»
«На мой взгляд, Model S на данный момент — один из самых совершенных электрокаров, ведь он, подобно Volvo XC90, выпускается уже много лет и постоянно дорабатывается, модернизируется, — комментирует эксперт. — По факту у этого автомобиля на сегодня было уже четыре этапа обновления.
Первые экземпляры, которые выпускались в США в 2012—13 годах, по многим запчастям сейчас уникальны. У них свои „чарджеры“, другая батарея, и эти элементы при поломке будут на вес золота. Ну и, будем откровенны, в первые годы это была еще сырая машина. К примеру, какие-то высоковольтные блоки инженеры вынесли наружу, в колесную нишу. И в 2014-м, когда Model S начали выпускать и в Европе, это был уже немного другой автомобиль, хотя внешне он оставался прежним. С 2015 года Tesla начала переходить на полный привод, тем самым готовя модель к рестайлингу, который был проведен в 2016-м. Внешне такую версию можно узнать по бамперам.
Однако внутри, по начинке, дорестайлинговая Model S 2015 года аналогична рестайлинговой, которая оснащена другой батареей, новыми электродвигателями и т. д. Следующий рестайлинг прошел в мае 2018-го, и главным его результатом стала замена процессора: вместо NVIDIA Tegra стали использовать Intel.
Все это время в Tesla улучшали „автопилоты“, модернизировали салон, добавляли шумоизоляцию, то есть будет довольно много различий между модификациями разных лет. В 2019-м перешли на новую адаптивную подвеску, поставили новый двигатель Raven на постоянных магнитах, как у „тройки“. Ну а четвертым рестайлингом можно считать версию Plaid с новым салоном и „штурвалом“».
«Задний двигатель может коротнуть, но его реально высушить»
«Нужно отметить, что наиболее распространенные Model S в Беларуси — это модели с 2012 по 2015 годы выпуска, — анализирует Виталий. — Они уже относительно недорого стоят в США, порой имеют пробеги по 100—200 тыс. км и характеризуются определенными проблемами. Одна из них — выход из строя заднего электродвигателя. Со временем антифриз через сальник ротора попадает на обмотку, и мотор останавливается. Для ремонта он разбирается, меняются сальники, подшипники, масло, инспектируется механическая трансмиссия, которая также может иметь выработку. Далее извлекается обмотка и отдается в специальную печь для сушки. Ремонт может затянуться на месяц: антифриз довольно жирный по консистенции, и его сложно выпарить, так что только процедура сушки может занять пару недель. Стоимость такого ремонта — до 7 тыс. рублей. Но если пробило изоляцию на обмотке, то двигатель придется менять — в том месте он начинает пригорать, и ремонт бесполезен.
Откуда в Tesla «квадрат Малевича» и почему при ремонте подвески срезают болт?
Что касается подвески, то конструктивно она крепкая. Однако нужно понимать, что Model S — очень тяжелая, но при этом динамичная машина, и ездят на ней соответственно. Кстати, забавно наблюдать прогресс в ощущениях у владельцев: если в первые годы 5 секунд от 0 до 100 км/ч были чем-то невероятным, то сейчас уже как-то привыкли, хотят большего.
Из-за динамики и бесшумной работы кажется, что для Tesla все это очень легко, но на самом деле нагрузки очень большие, что приводит к износу сайлент-блоков, полуосей. Новые рычаги стоят по 350 евро, восстановленные здесь — от 200 рублей с работой.
Кстати, конструктивно у Model S замена передних рычагов осуществляется со съемом батареи. Все из-за того, что „развальный“ болт направлен в ее сторону и физически упирается в корпус, когда его выкручиваешь. Это сделано для безопасности, чтобы даже выкрутившийся болт не выпал. Но никто, естественно, не хочет оплачивать такую трудоемкую операцию, поэтому болт, насколько возможно, выкручивают и обрезают. А взамен ставят новые, но в перевернутом положении».
Самый страшный вопрос: что будет, если «умрет» батарея?
«Проблем у батареи гораздо меньше, чем об этом ходит слухов, — смеется Виталий. — Самое „печальное“, что я видел, это Model S с пробегом 400 тыс. км, у которой 58 кВт·ч из изначальных 74. То есть с ресурсом все в порядке. Опять же, любой из элементов можно заменить отдельно, а „уставшие“ использовать в других целях — многие устанавливают их в электроскутеры, самокаты и т. д.
Что касается реальных проблем с батареями, то их немного. Во-первых, подгорают контакторы. Во-вторых, на Tesla первых лет выпуска, где стоит аккумулятор старого образца, задняя крышка — это алюминиевая пластина, которая начинает сильно окисляться после пары-тройки наших зим. Поэтому если при обслуживании автомобиля мы видим, что проблема есть, предлагаем клиенту „антикор“ — пластина снимается, пескоструится, обрабатывается, красится и устанавливается обратно. Демонтаж батареи стоит 910 рублей и сейчас занимает около 20 минут, хотя раньше это был процесс на весь день. Кстати, не рекомендую делать это самостоятельно — там есть что поломать, если не знать нюансов, и в итоге выйдет гораздо дороже.
Важно знать, что аккумуляторы у Tesla есть разных модификаций. В ходе рестайлинга в них была заменена „химия“, и хотя внешне они одинаковы, но не взаимозаменяемы.
Их можно группировать по емкости: версии 60 и 75 кВт·ч — это 350 В и 14 модулей, а 85 и 100 кВт·ч — это 400 В и 16 модулей. Кстати, 85-киловаттная версия — это „обманка“, с завода ее емкость составляет 72—78 кВт·ч. И у нас недавно был весьма забавный эпизод, связанный с этим. Приехала машина 2014 года, из Европы, и у нее 84 кВт·ч и 350 В. Как так? Ни в одном каталоге „партнамбер“ не бился, и лишь случайно мы обнаружили, что 100-киловаттная батарея без двух модулей равняется 85-й. Убрав эти два модуля, из 400-вольтной батареи сделали 350-вольтную. Видимо, машина пришла на замену аккумулятора по гарантии, а поскольку старый тип уже не выпускают, батарею заменили на новую вот таким хитрым способом!
«Дешевле грамотно выбрать, чем попытаться сэкономить»
«Многие комментируют, что Tesla довольно дорогая, но при этом качество отделки не соответствует цене, — рассказывает эксперт. — Мне часто показывают премиальные немецкие модели и говорят, что за свою цену они имеют более богатый салон. Однако давайте сравнивать машины не просто по цене, а по характеристикам. Сколько стоят Mercedes-Benz, Audi или BMW, которые могут разгоняться так же быстро, как Tesla? А сколько стоит их содержание? Оригинальные колодки, допустим, на AMG наверняка удивят своей стоимостью.
Главная ошибка при дистанционной покупке Tesla — это неверная оценка повреждений. „Что там может повредиться у электромобиля?“ — рассуждает будущий владелец, разглядывая лоты на аукционах.
А потом, когда лот выкуплен и доставлен в Минск, человек с удивлением узнает, что в электрокарах есть радиаторы. На секундочку, в Model S нужно 18 литров антифриза — он охлаждает батарею и электродвигатель. Плюс трубки, вентиляторы, датчики. А еще есть много недорогих, но очень многочисленных пластиковых элементов. Каждый из них имеет свою цену — 30, 50, 80, 100 долларов. Итоговый прайс может сильно расстроить».
Моя рекомендация: если что-то смущает, лучше отказаться. Я лично за шесть лет купил три Tesla без батареи. И уже выработал свои методики, поэтому если что-то смущает — лучше позвоните, напишите, и мы посмотрим, не „кукла“ ли это? К примеру, многие ловятся на том, что при осмотре у Tesla горит монитор, и на нем показан остаточный пробег — к примеру, 240 км. Чем не гарантия того, что батарея на месте? Однако это может быть ловушкой: если снять с Tesla батарею, а затем подсоединить обычный 12-вольтный аккумулятор, то он покажет на экране последнее значение, которое хранится в памяти компьютера. Основная же батарея может быть давно снята.
А вообще, мошенники „работают“ с Tesla все чаще. Скручивают пробеги, вместо усилителей бампера нередко приходится видеть обычные трубы. Еще один интересный эпизод из практики: клиент приехал на Model S P85D — мы долго не могли понять, почему она не бьется в системе. Потом выяснилось, что это обычная P85, только ей на экране „нарисовали“ версию D. А между этими версиями, на секундочку, разница в цене порядка десяти тысяч у. е.».
Основные проблемы по эксплуатации Tesla и крупные отзывные компании 2019-2021 годов
Несмотря на широкое развитие в электрофикации автомобильного транспорта у автомобилей остается большое количество «детских» болячек, которые хотя и пытаются вылечить путем массовых отзывов. Давайте же разбираться, с чем может столкнуться потребитель во время эксплуатации автомобиля на элекро тяге.
Совсем недавно (июнь 2021 года) Tesla провела обширную отзывную компанию почти в 300000 автомобилей (седаны Model 3 и кроссоверы Model Y) из-за проблем с безопасностью во время использования круиз-контроля. А именно во время управления он может самопроизвольно активироваться и неожиданно провести ускорение автомобиля, что может привести к аварии. Это довольно опасный дефект который может привести к серьезным последствиям.
В 2021 году была проведена еще одна масштабная акция по возврату и ремонту электроавтомобилей. На этот раз проблемы возникли с более чем 158 тыс. автомобилей Model S и Model X выпущенных до 2018 года. Проблема заключается в замене быстроизнашивающейся твердотельной памяти на более скоростную с увеличенным сроком службы. На первый взгляд, проблема не сильно серьезная, но во время эксплуатации может возникнуть проблема с доступом к заложенным функциям в головное устройство. А это не только музыкальная и климатическая система.
Чуть ранее в ноябре 2020 года в Китае проводилась отзывная компания более 800 автомобилей Model X с возможными поломками пластиковых декоративных элементов на крыше автомобиля. И это еще не все, чем дальше, тем больше.
Если рассматривать предыдущие поломки, то можно выделить довольно опасную ситуацию с возможными дефектами тормозной системы и ремней безопасности. Речь идет об отзывной компании более 700 автомобилей Model 3 проводившейся в июне 2020 года. И как становится понятно из информационных источников, проблема заключается в незатянутых болтах крепления ремней безопасности передних сидений и креплений тормозных суппортов. Причем ранее компания уже сталкивалась с коррозией на болтах креплений и в то время была массовая акция по отзыву автомобилей по замене как болтов, так и по замене поставщика этого оборудования.
Также в 2020 году у компании случился конфуз с сенсорной мультимедийной системой, которая не только отвечает за музыкальное сопровождение во время движения, но и может отключить автопилот или климат-контроль у технологичного элекрокара. В компании были задействованы более 158 тысяч автомобилей Model S, что довольно большое количество в процентном соотношении с выпущенными.
2020 год был пожалуй самым значимым по ошибкам и в начале года была проведена сервисная акция по ремонту более 123 тыс. автомобилей кроссоверов Model X с возможными проблемами с алюминиевыми болтами на которые крепится усилитель руля. И как заявили представители компании, они подвержены чрезмерной коррозии и могут разрушиться во время движения.
Минусы и недостатки Tesla Model 3
Ранее я уже писал статью о том, как я покупал Tesla и сколько стоит ее заряжать в России. В данной же статье я бы хотел затронуть тему недостатков данной машины.
У меня самая дорогая версия Tesla Model 3 Performance в красном цвете, доплата за которую была €2200 (сегодня стоит €2300).
Performance версия идет по-умолчанию с 20» дисками серебристого цвета и на мой взгляд – это самый красивый вариант из возможных.
Обновленная версия Tesla Model 3 Performance сегодня можно купить уже с черными дисками.
Базовая версия поставляется с дисками 18» диаметра темного цвета крайне сомнительного вида, выглядят диски на мой взгляд дешево и ухудшает дизайн всего автомобиля.
Tesla Model 3 выглядит нормально только под определенными углами. Если смотреть на автомобиль прямо, то машина смотрится крайне просто.
Дизайн абсолютно не узнаваемый и если убрать логотип, то человек скорее подумает, что перед ним японский или китайский автомобиль. Нет отличительной особенности, как у той же Porsche, BMW или Mercedes.
Я понимаю, что Tesla Model 3 самая доступная версия в линейке и в штатах ее называют Tesla для бедных, но если от этой машины зависит судьба компании, то дизайнерам имело смысл сделать её более красивой и выразительной.
До выхода машины у компании были финансовые сложности и как говорил сам Илон Маск, у компании оставалось 10 месяцев до окончания денег. Ему приходилось регулярно покупать акции Tesla на собственные деньги.
На мой взгляд было крайне рискованно выпускать машину именно в таком простом дизайне, когда на кону стоит будущее компании и в целом вся индустрия электрокаров.
Компании повезло, что автомобиль получился настолько крутым, что люди всё равно ее покупали, не смотря на абсолютно неузнаваемый дизайн.
Главная проблема Tesla в том, что все самые крутые функции доступны в американской версии машины, а у нас в Европе они «временно» недоступны.
Хотя автомобили идентичны, кроме отличий в размере зеркал и возможностью европейской версией заряжаться от трехфазной сети, в нашей версии недоступны многие функции на уровне ПО.
В Tesla Model 3 и Y нет внешней симкарты и поставляются автомобили только с поддержкой eSIM.
С одной стороны, компания берет на себя обязательства и при проблемах с навигацией из-за сети, которая может привести к дтп, будет виновата именно Tesla.
С другой стороны, в странах, где Tesla не договорилась с сотовыми операторами работать по eSIM, доступа к интернету без wi-fi у автомобиля не будет.
В таблице выше представлены страны, где доступна подписка. России там нет и приходится все время раздавать интернет с телефона.
Более того, последние 3 года был жутко раздаражающий баг. Как только включаешь drive режим, то wi-fi сразу отключается и чтобы его включить обратно, надо сделать несколько действий:
1. Нажать на иконку wi-fi;
2. Нажать на кнопку On;
3. Подождать несколько секунд, пока найдется сеть;
Понятное дело, что таким образом компания заставляет покупать платную подписку на интернет, но в странах где ее нет приходится страдать. Только месяц назад вышло обновление, при котором можно запомнить сеть и она не пропадает при начале езды.
Если бы у разработчиков был бы открытый доступ к настройкам eSIM, то получилось бы настроить сотовую связь и у наших операторов.
Есть сервисы, где выпаивают из платы чип eSIM и вместо него впаивают чип с кабелем для подключения отдельного модема. Выглядит это колхозно и конечно же сразу слетает гарантия автомобиля.
Поэтому в любом случае придется пользоваться внешним модемом со встроенным роутером. Только есть проблема – если автомобиль перешел в спящий режим, то его не разбудить с мобильного приложения, чтобы, например, включить климат, подогрев сидений и связать с Siri или с приложением Shortcuts.
Во многих странах не работает навигация, включая Россию. Как следствие, нельзя построить маршрут.
Получается, что у тебя есть большой горизонтальный экран, который по факту бесполезен. Приходится покупать отдельный китайский держатель и включать навигацию на смартфоне. Карта максимум может показать загруженность дорог и не более.
Когда строишь маршрут, Tesla учитывает расход батареи и сам показывает на каких зарядках нужно остановиться и на какое время. Автомобиль сам учитывает сколько нужно ехать в гору и сам считает правильно расход.
Также можно сохранять места в избранное и через голосовой помощник попросить построить маршрут до определенного адреса. Еще маршрут можно заранее проложить через приложение Tesla и затем вывести его на экран.
Лично для меня навигация крайне необходимая функция и без нее автомобиль ощущается неполноценным.
На данный момент у Tesla сейчас есть 2 автопилота: базовый и Full Self-Driving, который работает за счет машинного обучения и машинного зрения.
Недавно компания провела 3-х часовую презентацию, где объяснила как работает новый автопилот, как собственный чип обрабатывает информацию и как нейронная сеть сама тренируется на 3d визуализации города.
Данная версия сейчас находится в ограниченной бете и только некоторые водители с уровнем безопасной езды в 100% могут получить к нему доступ.
Водители могут получить информацию о своем рейтинге прямо в приложении. Кстати, Tesla недавно начала предлагать водителям страховку, которая основана на их данных о вождении.
Так называемый Полный автопилот показывает уже сейчас крутые результаты. Он умеет предугадывать движение автомобилей вокруг Tesla, даже если они попали из виду на время из-за снега.
Получить бету автопилота Full Self-Driving в России сейчас нельзя, да и в Европе смогли поучаствовать в тестировании только несколько машин с сентября 2021 года.
Базовая версия автопилота также не плохо себя ведет на дороге, может выруливать, если появилось препятствие, тормозить перед стоп линией или красным цветом светофора и тд.
Только есть главная проблема – из-за отсутствия навигации, автопилот не знает куда ехать. Он будет держать полосу до тех пор, пока она не пропадает или автопилот не поймет куда ехать дальше.
Также автопилот ориентируется по автомобилям в потоке и на перекрестке, где много разметок автомобиль может повернуть за машиной, когда тебе нужно ехать прямо.
Плюс в Европе более строгие требования к автопилоту и максимум за руль можно не держаться 30 секунд, когда в штатах это можно делать несколько минут.
Текущий автопилот в наших реалиях удобно использовать в пробке, где машина не требует каждые несколько секунд держаться за руль. Также удобно использовать на трассе.
Во всех остальных кейсах автопилот без навигации больше бесполезная игрушка, чем полезная функция.
С помощью приложения можно управлять автомобилем, не садясь в него: можно ехать вперед или назад. Это удобно, если нужно заехать/выехать из узкого гаража или припарковаться на луже.
Данная функция работает в России в старых версиях Tesla Model S и Tesla Model X с подключенной физической сим-картой.
В новых версиях Tesla Model 3 и Tesla Model X с esim данная функция не работает. Не совсем понятно в чем проблема, если автомобиль может получать данные из интернета через wi-fi.
Возможно, есть программное ограничение, которое связано с обязательным наличием сотовой связи в дополнение к GPS модулю.
С помощью функции Smart Summon Tesla может сама подъехать с парковки к водителю. Это удобно, если на улице идет ливень, а ты стоишь у входа супермаркета с несколькими пакетами продуктов.
Есть видео, где первая версия цепляла другие автомобили, но сейчас Tesla справляется с задачей, используя машинное зрение от автопилота FSD.
Эта же функция в будущем будет работать в обратном порядке и автомобиль должен сам искать место для парковки.
Опять же, данная функция не работает в России.
В автомобиле есть множество нативных приложений: караоке, Spotify, YouTube, Twitch, браузер, видеорегистратор и тд.
Также есть множество простых игр: Fallout Shelter, шахматы, The Battle of Polytopia и тд.
Тем не менее, в автомобиле крайне не хватает аналога App Store или Google Play, где любой разработчик мог бы выложить свое приложение.
В автомобиле есть камера, которая смотрит в салон, есть микрофоны. Напрашивается наличие приложения Zoom, Skype, Telegram.
Также, я бы хотел имел доступ к Google таблицам, заметкам в Notion, задачам в Трелло и Jira. Да, все это можно открыть через браузер, но он дико тормозит и быстрее использовать телефон и планшет.
Разработчики могли бы выложить миллионы своих игр, на продажах которых Tesla могла бы так же зарабатывать.
Думаю, что App Store точно появится в автомобиле от Apple и после этого Tesla добавит свою версию. Тем не менее, Илону Маску следовало бы добавить его уже сейчас, чтобы иметь конкурентное преимущество перед выходом автомобиля от Apple.
Странно осознавать, что автомобиль способен обрабатывать на лету гагабайты изображений и понимать ситуацию на дороге, но нет нормальных приложений и игр.
Аккумулятор Tesla состоит из батарейных модулей. Каждый батарейный модуль состоит из литий-ионных аккумуляторных батареек визуально, похожих на пальчиковые, только больше в размере.
Многие по этой причине выставляют автомобиль на продажу по низкой цене. Есть кейсы, когда люди покупают по дешевке Tesla и везут ее не в официальный сервис. Там вручную проверяют каждый элемент, которых около 7000 и заменяют проблемные на новые. Тем самым тратят на это всего несколько тысяч долларов.
Получается может быть такая ситуация, что через полгода после покупки автомобиля емкость по какой-то причине может упасть до 75% и Tesla скажет, что это нормально и не будет менять всю батарейку бесплатно. Для моей версии 75% – это 425 км. И либо придется ждать еще 7,5 лет, когда емкость упадет до 70% или менять элементы в обычном сервисе, где сразу слетит гарантия.
Тем не менее, есть исследование, где батарейка может обеспечить пробег в 3,5 млн км.
Норвежская ассоциация автомобилистов NAF провела испытания двадцати электромобилей в зимних условиях.
Тестовый маршрут включал в себя движение по городу, автомагистралям и проселочным дорогам со скоростью от 60 км/ч до 110 км/ч. Все машины прошли один подъем через горный перевал. Самые длинные ходовые автомобили прошли два горных перевала.