Что ломоносов открыл в анатомии

Что ломоносов открыл в анатомии

Что ломоносов открыл в анатомии. Смотреть фото Что ломоносов открыл в анатомии. Смотреть картинку Что ломоносов открыл в анатомии. Картинка про Что ломоносов открыл в анатомии. Фото Что ломоносов открыл в анатомииЧто ломоносов открыл в анатомии. Смотреть фото Что ломоносов открыл в анатомии. Смотреть картинку Что ломоносов открыл в анатомии. Картинка про Что ломоносов открыл в анатомии. Фото Что ломоносов открыл в анатомииЧто ломоносов открыл в анатомии. Смотреть фото Что ломоносов открыл в анатомии. Смотреть картинку Что ломоносов открыл в анатомии. Картинка про Что ломоносов открыл в анатомии. Фото Что ломоносов открыл в анатомииЧто ломоносов открыл в анатомии. Смотреть фото Что ломоносов открыл в анатомии. Смотреть картинку Что ломоносов открыл в анатомии. Картинка про Что ломоносов открыл в анатомии. Фото Что ломоносов открыл в анатомииЧто ломоносов открыл в анатомии. Смотреть фото Что ломоносов открыл в анатомии. Смотреть картинку Что ломоносов открыл в анатомии. Картинка про Что ломоносов открыл в анатомии. Фото Что ломоносов открыл в анатомии

М. В. Ломоносов, его роль в развитии естествознания и анатомии

Великий русский философ-материалист, крупнейший ученый, опередивший свое время, литератор и общественный деятель М. В. Ломоносов предопределил пути дальнейшего прогресса наук. Пожалуй, впервые с такой глубиной было подчеркнуто значение научной анатомии для естествознания и медицины. М. В. Ломоносов в статье «Слово о пользе химии» (1751) прямо указывал, что мы не можем рассуждать о теле человеческом, «не зная ни сложения костей и суставов для его укрепления, ни союза, ни положения мышц, для движения, ни распространения нервов для чувствования, ни расположения внутренностей для приготовления питательных соков, ни протяжения жил для обращения соков, ни прочих органов сего чудного строения».

Знание строения и свойств тела для врачей, по мнению М. В. Ломоносова, является чрезвычайно важным для оценки состояния здоровья больных людей. Для излечения болезней необходимо понять их непосредственную причину, а «причины нарушенного здравия», по словам М. В. Ломоносова, медицина «через познание свойств тела человеческого достигает». Поэтому понятно то внимание, которое М. В. Ломоносов уделял анатомии и физиологии [Громбах С. М., 1961].

* ( Цит. по А. А. Морозову. Ломоносов, 1950, с. 541.)

Есть основания считать, что микроскоп в России появился еще до организации Академии наук. Петр I был увлеченным пропагандистом микроскопических наблюдений. Знаменитый Левенгук при личной встрече демонстрировал русскому царю переход крови из артерий в вены в хвосте угля [Соболь С. Л., 1949].

Анатомы Петербургской академии наук (И. Дювернуа, И. Вейтбрехт) пользовались микроскопом для изучения органов.

Необходимо отметить, что М. В. Ломоносов интересовался строением тела человека в связи с поиском факторов, обеспечивающих единство и взаимосвязь всех его органов и частей. Он выдвинул принципиальные положения о природе «частей», «животных и растущих тел». Как он полагал, «животные и растущие тела состоят из частей органических и смешанных. Смешанные суть твердые или жидкие. Жидкие твердыми содержатся; твердые от жидких питаются, возрастают, цветут и плод приносят». Под органическими телами М. В. Ломоносов подразумевал сложные соединения живой природы, ткани или органы, распадающиеся при определенном воздействии на них, которые в свою очередь не есть еще элементы, «начала», а являются смешанными [Громбах С. М., 1961). Указанные положения следует считать отражением существовавшей в XVIII веке теории о строении тела, которой придерживался известный ученый Г. Бургав, его многочисленные ученики и последователи. В их числе был проф. Ф. Гофман, который преподавал в г. Галле. М. В. Ломоносов изучал и высоко ценил труды Ф. Гофмана.

М. В. Ломоносов пытался определить «начала», из которых состоят «части» тела, сделав следующее замечание: «Надобно считать началами только то, что на основании рассуждения и опыта оказывается неделимым далее на другие известные нам части». Это рассуждение М. В. Ломоносова полностью согласуется с его общей корпускулярной теорией строения тел. Он считал, что все тела состоят из нечувствительных физических частиц, которые неделимы. В отличие от «монад» Лейбница М. В. Ломоносов считал физические монады реальными, материальными мельчайшими телами, имеющими все свойства материи. Оставался открытым вопрос о силах, связывающих все частицы тела в его органы и ткани. М. В. Ломоносов решительно отвергал мнение о каком-то «клее», обеспечивающим эту связь. Но до конца довести решение этой проблемы он не успел.

Взгляды М. В. Ломоносова были восприняты многочисленными его учениками и последователями. Этому благоприятствовал горячий патриотизм великого ученого. Провозглашенный им и реализованный на деле тезис о необходимости тесной связи теории с практикой отвечал назревшим потребностям развития науки. Таким образом, передовые традиции отечественной науки ведут свое начало от М. В. Ломоносова. В основе их лежат признание материальности и познаваемости всех процессов и явлений природы, использование эксперимента как средства познания. Внедрение этих принципов в анатомию означало неизбежность прогрессивного ее развития, давало основания для успехов в будущем.

Источник

Что ломоносов открыл в анатомии

Что ломоносов открыл в анатомии. Смотреть фото Что ломоносов открыл в анатомии. Смотреть картинку Что ломоносов открыл в анатомии. Картинка про Что ломоносов открыл в анатомии. Фото Что ломоносов открыл в анатомииЧто ломоносов открыл в анатомии. Смотреть фото Что ломоносов открыл в анатомии. Смотреть картинку Что ломоносов открыл в анатомии. Картинка про Что ломоносов открыл в анатомии. Фото Что ломоносов открыл в анатомииЧто ломоносов открыл в анатомии. Смотреть фото Что ломоносов открыл в анатомии. Смотреть картинку Что ломоносов открыл в анатомии. Картинка про Что ломоносов открыл в анатомии. Фото Что ломоносов открыл в анатомииЧто ломоносов открыл в анатомии. Смотреть фото Что ломоносов открыл в анатомии. Смотреть картинку Что ломоносов открыл в анатомии. Картинка про Что ломоносов открыл в анатомии. Фото Что ломоносов открыл в анатомииЧто ломоносов открыл в анатомии. Смотреть фото Что ломоносов открыл в анатомии. Смотреть картинку Что ломоносов открыл в анатомии. Картинка про Что ломоносов открыл в анатомии. Фото Что ломоносов открыл в анатомии

М. В. Ломоносов, его роль в развитии естествознания и анатомии

Великий русский философ-материалист, крупнейший ученый, опередивший свое время, литератор и общественный деятель М. В. Ломоносов предопределил пути дальнейшего прогресса наук. Пожалуй, впервые с такой глубиной было подчеркнуто значение научной анатомии для естествознания и медицины. М. В. Ломоносов в статье «Слово о пользе химии» (1751) прямо указывал, что мы не можем рассуждать о теле человеческом, «не зная ни сложения костей и суставов для его укрепления, ни союза, ни положения мышц, для движения, ни распространения нервов для чувствования, ни расположения внутренностей для приготовления питательных соков, ни протяжения жил для обращения соков, ни прочих органов сего чудного строения».

Знание строения и свойств тела для врачей, по мнению М. В. Ломоносова, является чрезвычайно важным для оценки состояния здоровья больных людей. Для излечения болезней необходимо понять их непосредственную причину, а «причины нарушенного здравия», по словам М. В. Ломоносова, медицина «через познание свойств тела человеческого достигает». Поэтому понятно то внимание, которое М. В. Ломоносов уделял анатомии и физиологии [Громбах С. М., 1961].

* ( Цит. по А. А. Морозову. Ломоносов, 1950, с. 541.)

Есть основания считать, что микроскоп в России появился еще до организации Академии наук. Петр I был увлеченным пропагандистом микроскопических наблюдений. Знаменитый Левенгук при личной встрече демонстрировал русскому царю переход крови из артерий в вены в хвосте угля [Соболь С. Л., 1949].

Анатомы Петербургской академии наук (И. Дювернуа, И. Вейтбрехт) пользовались микроскопом для изучения органов.

Необходимо отметить, что М. В. Ломоносов интересовался строением тела человека в связи с поиском факторов, обеспечивающих единство и взаимосвязь всех его органов и частей. Он выдвинул принципиальные положения о природе «частей», «животных и растущих тел». Как он полагал, «животные и растущие тела состоят из частей органических и смешанных. Смешанные суть твердые или жидкие. Жидкие твердыми содержатся; твердые от жидких питаются, возрастают, цветут и плод приносят». Под органическими телами М. В. Ломоносов подразумевал сложные соединения живой природы, ткани или органы, распадающиеся при определенном воздействии на них, которые в свою очередь не есть еще элементы, «начала», а являются смешанными [Громбах С. М., 1961). Указанные положения следует считать отражением существовавшей в XVIII веке теории о строении тела, которой придерживался известный ученый Г. Бургав, его многочисленные ученики и последователи. В их числе был проф. Ф. Гофман, который преподавал в г. Галле. М. В. Ломоносов изучал и высоко ценил труды Ф. Гофмана.

М. В. Ломоносов пытался определить «начала», из которых состоят «части» тела, сделав следующее замечание: «Надобно считать началами только то, что на основании рассуждения и опыта оказывается неделимым далее на другие известные нам части». Это рассуждение М. В. Ломоносова полностью согласуется с его общей корпускулярной теорией строения тел. Он считал, что все тела состоят из нечувствительных физических частиц, которые неделимы. В отличие от «монад» Лейбница М. В. Ломоносов считал физические монады реальными, материальными мельчайшими телами, имеющими все свойства материи. Оставался открытым вопрос о силах, связывающих все частицы тела в его органы и ткани. М. В. Ломоносов решительно отвергал мнение о каком-то «клее», обеспечивающим эту связь. Но до конца довести решение этой проблемы он не успел.

Взгляды М. В. Ломоносова были восприняты многочисленными его учениками и последователями. Этому благоприятствовал горячий патриотизм великого ученого. Провозглашенный им и реализованный на деле тезис о необходимости тесной связи теории с практикой отвечал назревшим потребностям развития науки. Таким образом, передовые традиции отечественной науки ведут свое начало от М. В. Ломоносова. В основе их лежат признание материальности и познаваемости всех процессов и явлений природы, использование эксперимента как средства познания. Внедрение этих принципов в анатомию означало неизбежность прогрессивного ее развития, давало основания для успехов в будущем.

Источник

10 достижений Михаила Ломоносова

Как много вы знаете людей, которые добились больших успехов и совершили множество достижений? Если не достаточно, то самое время начать развивать свой кругозор. Брать пример с великих людей. Стараться не быть похожими на них, а прогрессировать в своих личных жизненных целях. Найдя себе кумира – вы не должны подрожать ему, вы должны совершенствовать себя. И сегодня, нам бы хотелось рассказать вам об умнейшем ученом, гордости русской науки и литературы – Михаиле Ломоносове.

Человек – первооткрыватель в областях: физике, химии, механике и математике. Испытатель собственных экспериментов. Мореплаватель и энциклопедист. Родившийся в 1711 году 19 ноября. В российской империи, деревне Мишанинская, сейчас носит название село Ломоносово. Его семья была очень зажиточной. Отец являлся добрым, но слишком простым человеком. Мама умерла, когда Михаилу было 12 лет. С самого детства Ломоносов любил море. Они с отцом часто отправлялись рыбачить по маршруту Белое море – Соловецкие острова. Благодаря плаваньям, в будущем, ученный скажет, что именно сила морской природы дисциплинировала его и сделала наблюдательным.

В школу, будущий ученый – не ходил. Но с грамотностью и математикой ему помогал «дядечка» из местной церкви. В 14 лет парень умел складно и грамотно излагать свои мысли на бумаге. Сбежав от женитьбы, по желанию отца, в Москву в 1730 году. Он имел огромное желание, чтобы обучаться в настоящей школе. Поэтому пришлось подделать ряд документов для поступления и выдать себя за дворянского сына. А в 1734 году успел побывать и начать обучение в Киево-Могилянской академии. В 1736 Ломоносову посчастливилось попасть в список 3 учеников, которых президент Академии наук Иоган Корф послал во Фрейбург, для дальнейшего обучения.

С того момента – Михаила было невозможно остановить или застать не на учебе. Парень, стал совершать нереальные открытия в различных областях науки. Благодаря этому ученому, Российская Империя сделала значительный шаг в механике, химии, физике и литературе. Повидавший множество событий, проведший большое количество экспериментов – Ломоносов стал тем, кем являлся тогда и сейчас – первооткрывателем и великим человеком для Русской науки.

Сегодня, мы бы хотели озвучить 10 самых ярких научных открытий Ломоносова. Ведь этот человек заслуживает благодарности и памяти, известность о нем во всех поколениях.

Имея представление о великих людях своей страны – можно и нужно продвигать историю, культуру. Взращивать новые изобретения и знания во всех областях науки.

Заслуги Ломоносова перед отечеством

Оптика, метрология, механика, тепло, география, история, химия, литература и электричество – вы можете себе представить, что это далеко не весь список постигнутых Михаилом Ломоносовым знаний. Для того чтобы вам было проще разобраться, куда и какие научные достижения Ломоносова определяются:

мы составим список из ТОП-10 невероятных открытий для мира.

А теперь, ниже в статье, вы найдете подробное разъяснение сути каждого достижения великого ученого. Мы разделили области наук и описали по 2 самых важных открытия в: литературе, химии, физике, географии, механике.

Достижения Ломоносова в Химии

Получение ртути в твердом состоянии.

Главные открытия Ломоносова в физике

Природа полярного сияния.

Разработка электроизмерительного прибора.

Заслуги Ломоносова в механике

Создание прототипа вертолета.

Ломоносов и его открытия в литературе

Заслуги Ломоносова: кратко про географию

Атлас, департамент, глобус.

Достижения этого человека не пересчитать даже на 3 парах рук. Он выдающийся ученый, сильный и своенравный человек. Благодаря ему, мы живем – так, как живем. Список его открытий можно перечислять в течение 20 минут чтения. Откуда появился такой талант в простом мальчишке из села – неизвестно. Обычные родители, обычная семья, сын – гений. Все, что он сделал для мира, на самом деле, удивляет и поражает до глубины души. Только подумайте, в период с 1750-1760 годов, Ломоносов добился огромного успеха в каждой научной сфере. Может он обладал навыками телепортации или умел перемещаться в будущее? – нет. Этот человек просто имел талант, непревзойденное желание учиться, познавать и исследовать. И можно смело объявить, что он за свою жизнь сделал абсолютно все.

А мы, как теперешнее поколение, должны знать о великих людях науки, даже, чтобы просто расширить свой кругозор.

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

Источник

Ломоносов и медицина

В научном творчестве Ломоносова важное место занимают самые разные вопросы, связанные с областью медицины. Это – и проблемы этиологии болезней и сохранения здоровья населения, рассмотренные с различных позиций (демографических, безопасности труда, экстремальных условий и др.), и обеспечение страны медицинской помощью, и развитие медицинского образования в России. Труды Ломоносова, затрагивающие медицинские проблемы, были полны свежих идей и оригинальных подходов к решению задач.

Учёный понимал и отмечал в своих трудах, что медицина как наука о болезнях и их лечении основана на знании строения и жизнедеятельности организма в его нормальном состоянии. Без этого знания не может быть достигнута основная цель медицины – исцеление болезней. Для излечения болезней необходимо понять их непосредственную причину, а «причины нарушенного здравия», по словам Ломоносова, медицина «чрез познание свойств тела человеческого достигает».

Во многих своих трудах великий естествоиспытатель касался этиологии болезней и, усматривая в них материальную причину, в отличие от господствующих в середине XVIII века взглядов, обращал внимание на влияние различных климатических факторов на возникновение нарушений в человеческом организме.

Уже в 1741 году Ломоносов писал, что «первейшая причина [болезней] есть воздух. Ибо искусство показывает довольно, что при влажной к дождю склонной и туманной погоде тело тяжело и дряхло бывает, от безмерно студеной нервы очень вредятся; и иные сим подобные неспособства случаются. Потом едение и питие, которое немочи причиною быть может, ежели кто оного чрез меру примет…». Роли воздуха в происхождении болезней Ломоносов касался неоднократно, придавая большое значение его температуре. Если от стужи «нервы вредятся», то ещё хуже для здоровья зной, который, по мнению Ломоносова, расслабляет человека, а главное, способствует гниению воды и пищевых продуктов и появлению эпидемических болезней. Холод же, особенно для привычных к нему русских людей, оказывается более полезным, так как он предотвращает возникающие в знойном климате опасности.

Обобщая опыт предшественников и свой личный, Ломоносов стремился найти средства, помогающие сохранить здоровье людей в экстремальных условиях. Так, в инструкции для членов экспедиции, посланной на поиски Северного морского пути, Ломоносов говорит о необходимости снабдить экспедицию запасами продуктов для предупреждения цинги, напоминая о таких проверенных опытом противоцинготных средствах, как северные ягоды (морошка) и свежее мясо.

Много внимания Ломоносов уделял профилактике болезней. В частности, в работе «Первые основания металлургии или рудных дел» (1741) он предлагал конкретные меры для облегчения тяжёлых условий труда в шахтах. Например, считал необходимым создать искусственную вентиляцию, разработал систему естественной вентиляции и ряд приспособлений для безопасного труда, придумал специальную защитную одежду, предлагал создать места отдыха в шахтах, ввести семичасовой рабочий день и запретить труд детей.

Исторически сложилось так, что у истоков медицинского образования в России стояли иноземные лекари. Ломоносов понимал, что обеспечение страны медицинской помощью – это основное средство в борьбе со знахарством и шарлатанством, которым следует противопоставить лечение по правилам медицинской науки. Россия того времени испытывала острую нужду во врачах. Ломоносов считал, что нужно расширить все практиковавшиеся способы подготовки медиков: и учёбу в иностранных университетах, и прикрепление русских юношей к иностранным врачам с требованием учить их «с великим прилежанием, ничего не тая». «Медицинской канцелярии, – писал Ломоносов, – подтвердить накрепко, чтобы как в аптеках, так и при лекарях было довольное число учеников российских, коих бы они в определенное время своему искусству обучали и сенату представляли». Но и этого было недостаточно. Нужно было учить врачей в России в специальных учебных заведениях. Поэтому Ломоносов настойчиво добивался создания университета с медицинским факультетом.

Не случайно медицинский был одним из трёх факультетов (наряду с философским и юридическим), с которых, по проекту Ломоносова, и начался Московский университет.

Статья студентки факультета фундаментальной медицины Е.Н. Каширской «Ломоносов и медицина», опубликованная в газете «Московский университет», № 26, 2010 год.

Источник

Исторический обзор развития анатомии, физиологии и гигиены

Что ломоносов открыл в анатомии. Смотреть фото Что ломоносов открыл в анатомии. Смотреть картинку Что ломоносов открыл в анатомии. Картинка про Что ломоносов открыл в анатомии. Фото Что ломоносов открыл в анатомии Дарья Шевцова
Исторический обзор развития анатомии, физиологии и гигиены

Развитие и формирование представлений об анатомии и физиологии начинаются с глубокой древности.

Среди первых известных истории ученых-анатомов следует назвать Алкемона из Кратоны, который жил в V в. до н. э. Он первый начал анатомировать (вскрывать) трупы животных, чтобы изучить строение их тела, и высказал предположение о том, что органы чувств имеют связь непосредственно с головным мозгом, и восприятие чувств зависит от мозга.

Обладая энциклопедическими знаниями, он описал 7 пар (из 12) черепных нервов, соединительную ткань, нервы мышц, кровеносные сосуды печени, почек и других внутренних органов, надкостницу, связки.

Важные сведения получены Галеном о строении головного мозга. Гален считал его центром чувствительности тела и причиной произвольных движений. В книге «О частях тела человеческого» он высказывал свои анатомические взгляды и рассматривал анатомическое структуры в неразрывной связи с функцией.

Авторитет Галена был очень большой. По его книгам учились медицине почти на протяжении 13 веков.

Большой вклад в развитие медицинской науки внес таджикский врач и философ Абу Али Ибн Сына, или Авиценна (ок. 980—1037). Он написал «Канон врачебной науки», в котором были систематизированы и дополнены сведения по анатомии и физиологии, заи?твованные из книг Аристотеля и Галена. Книги Авиценны были переведены на латинский язык и переиздавались более 30 раз.

Начиная с XVI—XVIII вв. во многих странах открываются университеты, выделяются медицинские факультеты, закладывается фундамент научной анатомии и физиологии. Особенно большой вклад в развитие анатомии внес итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519). Он анатомировал 30 трупов, сделал множество рисунков костей, мышц, внутренних органов, снабдив их письменными пояснениями. Леонардо да Винчи положил начало пластической анатомии.

Открытия в анатомии послужили основой для более глубоких исследований в области физиологии. Испанский врач Мигель Сервет (1511—1553, ученик Везалия Р. Коломбо (1516—1559) высказали предположение о переходе крови из правой половины сердца в левую через легочные сосуды. После многочисленных исследований английский ученый Уильям Гарвей (1578—1657) издал книгу «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628, где привел доказательство движения крови по сосудам большого круга кровообращения, а также отметил наличие мелких сосудов (капилляров) между артериями и венами.

Эти сосуды были открыты позже, в 1661 г., основателем микроскопической анатомии М. Мальпиги.

Кроме того, У. Гарвей ввел в практику научных исследований вивисекцию, что позволяло наблюдать работу органов животного при помощи разрезов тканей. Открытие учения о кровообращении принято считать датой основания физиологии животных.

Одновременно с открытием У. Гарвея вышел в свет труд Каспаро Азелли (1591—1626, в котором он сделал анатомическое описание лимфатических сосудов брыжейки тонкой кишки.

Для развития эволюционной морфологии большую роль сыграло учение Ч. Дарвина (1809—1882) о влиянии внешних факторов на развитие форм и структур организмов, а также на наследственность их потомства.

Клеточная теория Т. Шванна (1810—1882, эволюционная теория Ч. Дарвина поставили перед анатомическойнаукой ряд новых задач: не только описывать, но и объяснять строение тела человека, его особенности, раскрывать в анатомических структурах филогенетическое прошлое, разъяснять, как сложились в процессе исторического развития человека его индивидуальные признаки.

К наиболее значительным достижениям XVII—XVIII вв. относится сформулированное французским философом и физиологом Рене Декартом представление об «отраженной деятельности организма». Он внес в физиологию понятие о рефлексе. Открытие Декарта послужило основанием для дальнейшего развития физиологии на материалистической основе. Позже представления о нервном рефлексе, рефлекторной дуге, значении нервной системы во взаимоотношении между внешней средой и организмом получили развитие в трудах известного чешского анатома и физиолога Г. Прохаски (1748—1820). Достижения физики и химии позволили применять в анатомии и физиологии более точные методы исследований.

Профессор Московского университета С. Г. Забелин (1735—1802) читал лекции по анатомии и издал книгу «Слово о сложениях тела человеческого и способах, как оные предохранять от болезней», где высказал мысль об общности происхождения животных и человека.

В 1783 г. Я. М. Амбодик-Максимович (1744-1812) опубликовал «Анатомо-физиологический словарь» на русском, латинском и французском языках, а в 1788 г. А. М. Шумлян-ский (1748—1795) в своей книге описал капсулу почечного клубочка и мочевые канальцы.

Значительное?е?то в развитии анатомии принадлежит Е. О. Мухину (1766—1850, который на протяжении многих лет преподавал анатомию, написал учебное пособие «Курс анатомии».

Основателем топографической анатомии является Н. И. Пирогов (1810—1881). Он разработал оригинальный метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Автор таких известных книг, как «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела» и «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях». Особенно тщательно Н. И. Пирогов изучал и описал фасции, их соотношение с кровеносными сосудами, придавая им большое практическое значение. Свои исследования он обобщил в книге «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций».

П. Ф. Лесгафт один из первых применил метод рентгенографии для анатомических исследований, экспериментальный метод на животных и методы математического анализа.

Вопросам эмбриологии были посвящены работы известных российских ученых К. Ф. Вольфа, К. М. Бэра и X. И. Пандера.

В XX в. успешно разрабатывали функциональные и экспериментальные направления в анатомии такие ученые-исследователи, как В. Н. Тонков (1872—1954, Б. А. Долго-Сабуров (1890-1960, В. Н. Шевкуненко (1872-1952, В. П. Воробьев(1876-1937,Д. А. Жданов(1908-1971)идругие.

Формированию физиологии как самостоятельной науки в XX в. значительно способствовали успехи в области физики и химии, которые дали исследователям точные методические приемы, позволившие охарактеризовать физическую и химическую суть физиологических процессов.

На развитие физиологии большое влияние оказали работы И. П. Павлова (1849—1936). Он создал учение о высшей нервной деятельности человека и животных. Исследуя регуляцию и саморегуляцию кровообращения, он установил наличие специальных нервов, из которых одни усиливают, другие задерживают, а третьи изменяют силу сердечных сокращений без изменения их частоты. Одновременно с этим И. П. Павлов изучал и физиологию пищеварения. Разработав и применив на практике ряд специальных хирургических методик, он создал новую физиологию пищеварения. Изучая динамику пищеварения, показал ее способность приспосабливаться к возбудительной секреции при употреблении различной пищи. Его книга «Лекции о работе?лавных пищеварительных желез» стала руководством для физиологов всего мира. За работу в области физиологии пищеварения в 1904 г. И. П. Павлову присудили Нобелевскую премию. Открытие им условного рефлекса позволило продолжить изучение психических процессов, которые лежат в основе поведения животных и человека. Результаты многолетних исследований И. П. Павлова явились основой для создания учения о высшей нервной деятельности, в соответствии с которым она осуществляется высшими отделами нервной системы и регулирует взаимоотношения организма с окружающей средой.

Значительный вклад в развитие анатомии и физиологии внесли и ученые Беларуси. Открытие в 1775 г. в Гродно медицинской академии, которую возглавил профессор анатомии Ж. Э. Жилибер (1741—1814, способствовало преподаванию анатомии и других медицинских дисциплин в Беларуси. При академии были созданы анатомический театр и музей, библиотека, в которой находилось много книг по медицине.

М. Гомолицкий (1791—1861, который родился в Слоником уезде, с 1819 по 1827 г. воз?лавлял кафедру физиологии Виленского университета. Он широко проводил эксперименты на животных, занимался проблемами переливания крови. Его докторская диссертация была посвящена экспериментальному изучению физиологии.

С. Б. Юндзилл, уроженец Лидского уезда, профессор кафедры естественных наук Виленского университета, продолжал начатые Ж. Э. Жилибером исследования, издал учебник по физиологии. С. Б. Юндзилл считал, что жизнь организмов находится в постоянном движении и связи с внешней средой, «без которых невозможно существование самих организмов». Тем самым он приблизился к положению об эволюционном развитиии живой природы.

Я. О. Цибульский (1854—1919) впервые выделил в 1893— 1896 гг. активный экстракт надпочечников, что в дальнейшем позволило получить гормоны этой железы внутренней секреции в чистом виде.

Развитие анатомической науки в Беларуси тесно связано с открытием в 1921 г. медицинского факультета в Белорусском государственном университете. Основателем белорусской школы анатомов является профессор С. И. Лебед-кин, который воглавлял кафедру анатомии Минского медицинского института с 1922 по 1934 г. Главным направлением его исследований были изучение теоретических основ анатомии, определение взаимоотношений между формой и функцией, а также выяснение филогенетического развития органов человека. Свои исследования он обобщил в монографии «Биогенетический закон и теория рекапитуляции», изданной в Минске в 1936 г. Вопросам развития периферической нервной системы и реиннервации внутренних органов посвящены исследования известного ученого Д. М. Голуба, академика АН БССР, который возглавлял кафедру анатомии МГМИ с 1934 по 1975 г. За цикл фундаментальных работ по развитию вегетативной нервной системы и реиннервации внутренних органов Д. М. Голубу в 1973 г. присуждена Государственная премия СССР.

Последние два десятилетия плодотворно разрабатывает идеи С. И. Лебедкина и Д. М. Голуба профессор П. И. Лобко. Основной научной проблемой коллектива, который он возглавляет, является изучение теоретических аспектов и закономерностей развития вегетативных узлов, стволов и сплетений в эмбриогенезе человека и животных. Установлен ряд общих закономерностей формирования узлового компонента вегетативных нервных сплетений, экстра- и интраорганных нервных узлов и др. За учебное пособие «Вегетативная нервная система» (атлас) (1988) П. И. Лоб-ко, С. Д. Денисову и П. Г. Пивченко в 1994 г. присуждена Государственная премия Республики Беларусь.

Целенаправленные исследования по физиологии человека связаны с созданием в 1921 г. соответствующей кафедры в Белорусском государственном университете и в 1930 г. в МГМИ. Здесь изучались вопросы кровообращения, нервные механизмы регуляции функций сердечно-сосудистой системы (И. А. Ветохин, вопросы физиологии и патологии сердца (Г. М. Прусс и др., компенсаторные механизмы в деятельности сердечно-сосудистой системы (А. Ю. Броновицкий, А. А. Кривчик, кибернетические методы регуляции кровообращения в норме и патологии (Г. И. Сидоренко, функции инсулярного аппарата (Г. Г. Гацко).

Систематические физиологические исследования развернулись в 1953 г. в Институте физиологии АН БССР, где было взято оригинальное направление на изучение вегетативной нервной системы.

Значительный вклад в развитие физиологии на Беларуси внес академик И. А. Булыгин. Свои исследования он посвятил изучению спинного и головного мозга, вегетативной нервной системы. За монографии «Исследования закономерностей и механизмов интерорецептивных рефлексов» (1959, «Афферентные пути интерорецептивных рефлексов» (1966, «Цепные и канальцевые нейрогуморальные механизмы висцеральных рефлекторных реакций» (1970) И. А. Булыгину в 1972 г. присуждена Государственная премия БССР, а за цикл работ, опубликованных в 1964—1976 гг. «Новые принципы организации вегетативных ганглиев», в 1978 г. Государственная премия СССР. ученый строение тело медицина

Научные исследования академика Н. И. Аринчина связаны с физиологией и патологией кровообращения, сравнительной и эволюционной геронтологией. Он разработал новые методы и аппараты для комплексного исследования сердечно-сосудистой системы.

Физиология XX в. характеризуется значительными достижениями в области раскрытия деятельности органов, систем, организма в целом. Особенностью современной физиологии является глубокий аналитический подход к исследованиям мембранных, клеточных процессов, описанию биофизических аспектов возбуждения и торможения. Знания о количественных взаимоотношениях между различными процессами дают возможность осуществить их математическое моделирование, выяснить те или иные нарушения в живом организме

Аналитический обзор «Результаты практического исследования процесса интеграции» Исследование проводилось в одной из подготовительных групп ДОУ компенсирующего вида. Цель практического исследования: изучение реализации.

Что ломоносов открыл в анатомии. Смотреть фото Что ломоносов открыл в анатомии. Смотреть картинку Что ломоносов открыл в анатомии. Картинка про Что ломоносов открыл в анатомии. Фото Что ломоносов открыл в анатомииФотоотчет. Экскурсия в исторический музей Экскурсия в Государственный исторический музей Южного Урала. Хочу сегодня пригласить вас на экскурсию в Государственный исторический музей.

Что ломоносов открыл в анатомии. Смотреть фото Что ломоносов открыл в анатомии. Смотреть картинку Что ломоносов открыл в анатомии. Картинка про Что ломоносов открыл в анатомии. Фото Что ломоносов открыл в анатомииГородской исторический квест в Севастополе В рамках Крымского военно-исторического фестиваля 12 сентября 2017 года в Севастополе проходил исторический квест, участвовать в котором.

Что ломоносов открыл в анатомии. Смотреть фото Что ломоносов открыл в анатомии. Смотреть картинку Что ломоносов открыл в анатомии. Картинка про Что ломоносов открыл в анатомии. Фото Что ломоносов открыл в анатомииИсторический театр-макет «Петровская акватория» Сегодня мы с подругой решили посетить ещё один интересный музей. Взяли своих внучек и поехали на станцию метро Адмиралтейская. Исторический.

Обзор книга педагогов-психологов Татьяны Шишовой и Ирины Медведевой Просматривала в интернет магазине предлагаемую литературу и название одной из книг «Чтобы ребенок не был трудным» меня очень заинтересовало.

Что ломоносов открыл в анатомии. Смотреть фото Что ломоносов открыл в анатомии. Смотреть картинку Что ломоносов открыл в анатомии. Картинка про Что ломоносов открыл в анатомии. Фото Что ломоносов открыл в анатомииОбзор поделок и аппликационных работ по теме «Мишка, мишенька, медведь». Спит медведь в своей берлоге, Не будите по тревоге. Лишь когда придёт весна, Мишке будет не до сна! Конечно,не до сна-шум,гам вокруг. Снег.

Видео обзор лэпбука «Эмоции» Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Представляю Вашему вниманию видео обзор лэпбука «Эмоции» В последнее время очень широкое распространение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *